Особенную же ревность в пропагандировании идеи римской супрематии и изобретательность в фабрикации вымыслов и подлогов разного рода для возвышения папского авторитета обнаружили составители канонических сборников. Первое место в ряду канонистов, явившихся продолжателями дела, начатого Псевдоисидором, занимает епископ вормсский Бурхард († 1025). Ему принадлежит канонический сборник Collectarium или Decretum. Практическим побуждением к составлению этого сборника Бурхард выставляет невежество подведомого ему духовенства и недостаток таких трудов, в которых церковные постановления были бы приведены в порядок и следовательно могли бы иметь руководительное значение в пастырской практике. Из содержания же самого сборника усматривается, что Бурхард имел в виду не только познакомить подведомое ему духовенство с церковным законодательством, но вместе с тем внушить ему особенное уважение к авторитету епископов Рима. Для достижения этой цели, подобно Псевдоисидору, он снабжает некоторые главы своего сборника, заимствованные из франкских капитуляриев, пенитенциала Рабана Мавра и других, сравнительно поздних, источников, фальшивыми надписями, относя их происхождение ко временам древнейшим и выдавая их за постановления апостольского престола в Риме. Этим давалось понять, что папы издавна обладали верховною церковно-законодательною властью. Еще яснее тенденция эта отпечатлевается в каноническом сборнике епископа луккского Анзельма († 1086). Этот сборник составлен по поручению Григория VII. В полном своем виде он известен только по рукописям. Достоянием же печати сделались только некоторые выдержки из рукописей и надписания книг и глав, на которые распадается сборник Анзельма. Как ни скудны эти данные, а на основании их все-таки следует согласиться с Янусом, что «Анзельм сделался основателем нового церковного права, так как всё, служившее к увеличению папской власти, он извлек из псевдоисидоровских декреталий и привел в ясный порядок, и кроме того дал в своем сборнике место многим новым вымыслам и подлогам». Как широко понимал Анзельм идею папства и какого ревностного поборника своей системы нашел в нем Григорий VII, можно видеть уже из того, что две первые книги рассматриваемого сборника трактуют специально de primatu et excellentia romanae ecclesiae, при чем названные книги распадаются на 168 глав, в которых доказывается законность всех притязаний, заявленных Григорием VII и его предшественниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

Лосиный (цвет) — один из оттенков желтого цвета. Лубяной — сделанный из луба. Луккская республика — государство в Центральной Италии, провозглашенное в 1797 году после оккупации Лукки войсками революционной Франции. В 1805 году республика была преобразована в Княжество Лукка и Ивонбино, правительницей которого стала сестра Наполеона Элиза Баччиоки. Людовик XI (1423–1483) — французский король из династии Валуа. Он стремился упрочить королевскую власть и подчинить себе феодальную знать. Для достижения этих целей он действовал с помощью шантажа, подкупа, подстрекал также подданных своих противников к мятежам и неповиновению. Людовик XIV (1638–1715) — французский король, управлявший государством с 1643 года. Его называли «король-солнце». Широко известным стало его изречение: «Государство — это я». Люст-Элант — «Остров веселья». В настоящее время известен как Петроградская сторона. Лютеране — последователи религиозного реформатора Мартина Лютера, который был основателем одного из направлений в протестантизме, возникшего в ходе Реформации XVI века в Германии. Отвергнув характерную для христианских церквей (католической и протестантской) сложную иерархическую организацию, лютеране подчинили свои религиозные общины светским владыкам — немецким князьям-курфюрстам. Лютеране отказались от почитания икон, святых, а также от необходимости монашеского подвига. Ляхи — поляки. Магистр (лат. начальник, учитель) — титул главы рыцарского ордена (тайного объединения, сообщества). Магистрат — орган городского управления, созданный в России в 1720 году. С 1727 до 1743 года он назывался ратушей. Вначале магистраты решали административные и судебные вопросы, а с 1775 года занимались только судебными делами. Магомет (Мухаммед) — основатель религии ислама и первой общины мусульман. Магомет жил в последней трети VI — первой трети VII века. По представлениям мусульман, Магомет является пророком Аллаха (Бога) и его посланником. Магометане — мусульмане, последователи пророка Магомета (Мухаммеда).

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Наиболее распространенными в кон. XI - нач. XII в. были сентенции Ланской школы (обзор содержащегося в них учения о К. см.: Fl ó rez Garc í a. 1983. P. 49-62; Giraud. 2010. P. 272-285); как непосредственно, так и через основателя Сен-Викторской школы Вильгельма из Шампо († 1121/22) они оказали влияние на развитие богословских взглядов Гуго Сен-Викторского. В созданном в нач. 30-гг. XII в. соч. «О таинствах христианской веры» Гуго Сен-Викторский предложил наиболее удачную в ранней схоластике систематизацию христ. сакраментологии и выделил основные направления рассмотрения богословского учения о К., ставшие впосл. классическими. Еще одна важная попытка систематического синтеза католич. богословия представлена в датируемой кон. 30-х гг. XII в. «Сумме сентенций» (Summa sententiarum; текст см.: PL. 176. Col. 41-174), наиболее вероятным автором к-рой в наст. время считается Оттон († 1146/47), еп. Луккский. «Сумма сентенций», повлиявшая на мн. теологов 2-й пол. XII в., в доктринальном отношении соединяет традиции Ланской и Сен-Викторской школ, а также содержит следы рецепции нек-рых идей Петра Абеляра и его учеников, воспринятых через призму сочинений критиковавших их теологов. Крещение вмц. Екатерины. Гобелен. 1440–1450 гг. (Германский Национальный музей, Нюренберг) Крещение вмц. Екатерины. Гобелен. 1440–1450 гг. (Германский Национальный музей, Нюренберг) I. Канонические своды X-XII вв. Из канонических сочинений X - 1-й пол. XI в. наиболее крупным по объему, широким по тематическому охвату и значимым вследствие его распространенности и влияния на последующее развитие католич. канонического права является свод, составленный в нач. XI в. Бурхардом († 1025), еп. Вормса, и известный как «Декрет Бурхарда» (Decretum Burchardi= Burchard. Worm. Decret.). Рассмотрению таинств К. и Конфирмации посвящена 4-я кн. Декрета, состоящая из 101 небольшой главки. Каждая из тематически упорядоченных главок представляет собой цитирование или пересказ к.-л. авторитетного источника; в качестве таких источников еп.

http://pravenc.ru/text/крещение.html

европ. гос-вам. Отраженные в этих сборниках «мнения Ансельма» еще долго являлись образцом церковного богословия и противопоставлялись новым идеям в теологии, преимущественно связанным со школами Петра Абеляра и Гильберта Порретанского. Хотя оба эти теолога учились у Ансельма, в период споров вокруг их неортодоксальных мнений большинство учеников Ансельма присоединились к их противникам, а ссылки на мнения Ансельма использовались в процессах против них как доказательство их неправомыслия. Через собрания сентенций Л. ш. сохраняла идейное влияние на схоластическую теологию до кон. XII в., когда место разрозненных сентенций заняли строгие по структуре богословские суммы: «О таинствах христианской веры» (De sacramentis christianae fidei) Гуго Сен-Викторского, «Сентенции» (Sententiae) Петра Ломбардского ( 1160), а также «Сумма сентенций» (Summa sententiarum), автором к-рой считается Отто († 1146/47), еп. Луккский; составители этих сумм опирались при работе над ними как на общий богословский метод «согласования сентенций», так и на нек-рые частные мнения Ансельма Ланского и Л. ш. (подробнее см.: Giraud. 2010. P. 438-492). Богословские памятники Л. ш. I. Комментарий на Псалтирь. Ансельму Ланскому приписывается авторство комментария, опубликованного в PL под названием «Толкование на Псалтирь» (Explanatio in Psalmos//PL. 116. Col. 191-696) и известного также под инципитом «Hymni vocantur singuli». В PL это сочинение было помещено под именем Гаймона ( 853), еп. г. Хальберштадт, в числе ошибочно приписанных ему произведений Гаймона Осерского († ок. 865/6), экзегета периода Каролингского возрождения; однако в действительности комментарий не принадлежит ни одному из этих авторов, т. к. в нем встречается упоминание о событиях кон. XI - нач. XII в. В нач. XX в. в качестве возможного автора комментария назывался пресв. Гаймон из Хирзау ( ок. 1107), однако эта версия была отвергнута после того, как А. Вильмар атрибуировал комментарий Ансельму Ланскому на основании обнаруженной им в ватиканской рукописи комментария (Vat.

http://pravenc.ru/text/2463101.html

С падением в 1453 году Константинополя и генуэзских колоний Чёрного моря, владыкой кавказских берегов сделалась магометанская Турция. Христианская Грузия, эта единственная в то время защитница кавказского христианства, сама всё слабела и расшатывалась под беспощадными ударами мусульманского фанатизма. Понятно, что ислам должен был торжествовать всё более и более над горами Кавказа. Уже 50 лет спустя после Интериано, доминиканец Иоанн Луккский, посетивший Черкессию около 1657 года, пишет о ней: «Черкесы говорят и по-черкесски и по-турецки; некоторые из них магометане, другие – греческого вероисповедания. Но магометан более. Священник, который живёт в Терки, иногда крестит их, мало объясняет им Закон Божий. С каждым днём число мусульман возрастает: от греческого исповедания сохранился лишь обычай носить пищу на могилы и несколько постов... Абхазцы неграмотны; они считаются христианами, но не исполняют никаких христианских обрядов. В земле их встречается много водружённых крестов. Жители величайшие мошенники... Они носят усы, но бреют бороду, за исключением «папаров». Так называются люди, хоронящие мёртвых и молящиеся за упокой души их. Покойников кладут в колоды, которые потом ставят на четыре кола»... Рейнеггс, путешествовавший по Кавказу между 1782 и 1784 годами, рассказывает об абхазцах; «каждый из них имеет особые заблуждения, которые называет своей верой. Их догматы весьма разнообразны; упомяну лишь о тех, которые наиболее распространены. Следуя древнему обычаю, они празднуют весеннее равноденствие, окрашивая яйца в разные цвета, причём пируют. В этот день и два, следующих за ним, происходят скачки и другие увеселения... В начале мая собираются в густом лесу, который почитают священным, и в котором никто не имеет права срубить дерева, что, по их мнению, прогневало бы Всевышнего, Которому достойно и успешно молиться можно лишь в этом лесу. Посреди леса, как уверяют, находится большой и тяжёлый железный крест, охраняемый благочестивыми отшельниками. Никто не знает, когда и кем он был поставлен. Но отшельники рассказывают о нём много чудесного и сверхъестественного, не имеющего никакого отношения к христианству: этим привлекают они даяния народные» 33 . Магометанство и в настоящее время на северном Кавказе представляет собой довольно внушительную силу. По статистическому 34 обзору Владикавказской епархии за 1900 год видно, что в ней на 1,532,477 человек населения обоего пола приходится магометан ни более, ни менее, как 1,045,434.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

525. Евсевий. Церковная история, IV, 26, 5. 526. MoreauJ. Op. cit., p. 73. 527. См.: Светоний. Домициан, 10; Евсевий. Церковная история, III, 18,4; 20, 5, 7; Dion Cassius. Hist, rom., 67, 12; Justin. 2 Apol., 44. 528. Евсевий. Церковная история, V, 24. 529. Pline. Ер., Χ, 97. 530. Ibid., Χ, 98. 531. Закон допускал судебное преследование по инициативе частных лиц. См.: Dig., XXIX, 5, 25, §; XLVII, 23. 532. Ad Scapulam, 4—5. 533. Евсевий. Церковная история, IV, 9· 534. Act. Pol., 31//La geste du sang, p. 67. 535. Act. Scil., 11 -12; ibid., p. 61. 536. Acta Apollonii//La geste…, pp. 63—69; E. de Faye. Des difficultes qu " eprouvait…, pp. 25—2b, note 94. 537. Faye de E. Op. cit., p. 15. 538. Материал по данному вопросу собран в работе: Harnack A. Der Vorwurf des Atheismus in den drei ersten Jahrhunderten//TU, 28,4. 539. Apol., 6, 13; см. также: Евсевий. Церковная история, IV, 13, Athenag., Suppl., 3; Mart. Pol., 3,9 540. Евсевий. Церковная история, IV, 26. 541. Leg., 17. 542. LeclercqH. Accusations//DACL, I, pp. 265—307. 543. Исповедь, IV, 3, 5. 544. Tertullien. De idol., 20. 545. Epist. adlacob., 10. 546. Apolog., 3, 1. 547. Labriole de P. La reaction pai " enne, p. 198. 548. Solin H., Itkonen M. Graffiti del Palatino. I. Paedagogium. Helsinki, 1966, pp. 209–212. 549. См. терракоту герцога Луккского: Antiquites, Bibl. Nat. Paris. 550. Выше мы уже отмечали, что это было предметом озабоченности еще Августина, епископа Шпионского. 551. Octav., 31, 1–2. 552. Justin. 1 Apol., 2. 553. Minutius Felix. Octavius, 9; Justin. Dial., 10; 1 Apol., 3; Theophil. Ad Autol., Ill, 4; Евсевий. Церковная история, V, 1, 554. Minutius Felix. Octavius, 9,6. 555. Упреки Цельса см.: Origdne. Contra Celsum, VIII, 55. Римское законодательство запрещало безбрачие. См. о законах Августа: Светоний. Октавиан, 34, 40; Dion Cassius. Hist, 54, 16. 556. Светоний. Домициан, 15; Евсевий. Церковная история, III, 17; Dion Cassius. Hist, 67, 14; Tertullien. Apolog, 42. 557. Евсевий. Церковная история, V, 1,7.

http://predanie.ru/book/216352-povsednev...

– Mais il est terriblement cholérique, votre pape!. У Буонарроти была еще надежда, что если удастся напомнить папе о счетах, то он, скрепя сердце, заплатит. Во что бы то ни стало решил он добиться свидания на следующий день, в четверг. Но когда подошел к двери приемной, его остановил «палефреньер», папский конюх. – Извините, синьор. Мне не приказано пускать вашу милость… Один из епископов Луккских, находившийся в передней, услышав эти слова конюха, прикрикнул на него и сказал: – Как ты смеешь, грубиян! Ты верно не знаешь, с кем говоришь. Это мессер Буонарроти. У него пропуск во всякое время. – Вы ошибаетесь, синьор, – отвечал палефреньер невозмутимо, – я очень хорошо знаю мессера Буонарроти, но мой долг: не рассуждая исполнять приказания папы и моих начальников. Микеланджело не верил ушам своим. Ему казалось, что все это он видит в дурном сне. Ничего не ответив, повернулся он, пошел домой и написал папе следующие строки: «Блаженнейший отец. Сегодня, по вашему приказанию, я был выгнан из дворца, а потому объявляю вам, что с этого часа, если пожелаете меня видеть, то вам придется искать меня в другом месте, а не в Риме». Он отправил это письмо камерьеру Агостино Скалько для передачи папе. Призвав двух верных слуг, давно у него живших, старших надзирателей за рабочими, плотника Козимо и мраморщика Антонио, он сказал им: – Ступайте, отыщите какого-нибудь жида, продайте все, что есть в этом доме, и приезжайте ко мне во Флоренцию. Потом отправился в гостиницу «Трех Мавров», где останавливалась почта, взял место в неуклюжей и неудобной почтовой карете, запряженной четверкой заморенных кляч, и через два часа выезжал из Рима по дороге на север. Его спутниками были угрюмый и молчаливый аптекарь из Перуджи, старый еврей-ростовщик с лицом ветхозаветного патриарха, монах-чертозианец, веселый и вертлявый, все время убеждавший еврея креститься, и толстая, белолицая мызница с корзинкой яиц, множеством узелков, которая боялась нападения разбойников или турок. Микеланджело был рад, что никто его не узнает, но все-таки опасался и успокоился окончательно только тогда, когда отъехали на несколько миль от Рима. Кругом на необозримое пространство до амфитеатра Сабинских гор с грозным обрывистым утесом Рокка ди Папа, как туманное море, мягкими, зелено-синими волнами холмов расстилалась Кампанья. Кое-где на ясном небе чернела сторожевая башня непокорных феодальных баронов Священной области – Колонна, Орсини, Савелли. Над тихими развалинами и сломанными пролетами акведуков, тянувшихся до самого Фраскати, реяли черные крикливые стаи галок и ворон.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=193...

Так, северогерманский хронист Адам Бременский (ум. после 1081), каноник кафедрального собора в Бремене (с 1068 г.) и преподаватель училища при соборе (magister scholarum) 141 , закончил около 1075 г. «Деяния епископов Гамбургской церкви» в 4–х кн. (Gesta hammaburgensis ecclesiaepontificum) 142 – ценный источник по истории, быту, культуре, географии скандинавов и западных славян, по истории славяно–германских отношений и северной христианской миссии в 788–1072 гг. 143 Датский историк, священник Саксон Грамматик (ок. 1150 – между 1201 и 1222), о жизни которого почти ничего не известно, по поручению архиепископа Лундского Абсалона (у коего, возможно, служил секретарем) составил одну из первых датских хроник на латинском языке – «Деяния датчан» (Gesta Danorum) в 16–ти кн. Вначале предполагалось, что книга должна быть посвящена времени жизни Абсалона, однако впоследствии она разрослась в широкое повествование об истории датчан начиная с мифических времен 144 . В литературе считается, что в латинской историографии «разделение, во–первых, между теологией и историей и, во–вторых, между историей как таковой и историей Церкви наметилось только в ходе григорианской реформы... Тогда же возникает и сохранявшаяся впоследствии тенденция слишком тесно привязывать историю Церкви к истории папства» 145 . В русле этой тенденции находятся Historia Pontificalis («История Св. Престола») Джона из Сэлисбери (ок. 1115–1180) и Historia ecclesiastica nova («Новая церковная история») Варфоломея Луккского (ок. 1227 – ок. 1327). Известный английский историк и философ своего времени Джон из Сэлисбери, или Солсберийский (по прозвищу Парвус) 146 , составил Historia Pontificalis, где описывает то, чему был свидетелем при папском дворе начиная с 1143 г. 147 В своей истории он идет по стопам кентерберийского монаха и автора жития св. Ансельма Эдмера, который не углублялся в древности и писал историю событий, ему современных. Джон предоставляет читателю самому разбираться в истории человечества от Всемирного потопа до 12 в. и останавливается именно на последнем 148 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С.-В. высоко ценились его учениками, свидетельствуют предисловия к его сочинениям, в к-рых он часто упоминает о настойчивых просьбах учеников, подвигающих его к написанию того или иного трактата (De sacr.: Praef.; De arca Noe morali Prol.). К этому времени богословская школа в Сен-Викторе перестала быть публичной, какой она была при Вильгельме из Шампо , и учениками Г. С.-В. были только монахи мон-ря ( Robert. P. 14-15), однако и для них он считал полезным изучение светских дисциплин, как развивающих ум и предуготовляющих его к созерцанию божественных тайн. В период своего учительства Г. С.-В. вел богословскую переписку с нек-рыми знаменитыми современниками - Бернардом Клервоским , Вильгельмом из Мортани, Иоанном Севильским и др. Вероятно, в это время он совершил поездку в Италию, побывал в Луккском мон-ре. Возможно также, что Г. С.-В. посетил Рим: одно место в каталоге его сочинений содержит упоминание о том, что 2-ю ч. трактата «De sacramentis» Г. С.-В. составил «в Римской курии по повелению папы Иннокентия» (имеется в виду папа Иннокентий II ; см.: Ghellinck. 1910. P. 282, 396). В 1139 г. Г. С.-В. присутствовал в Мориньи при назначении нового аббата (Chronicon Mauriniacense. Lib. 3. An. 1140//Recueil des historiens des Gaules et de la France. P., 1781. T. 12. P. 86). О смерти Г. С.-В. известно из сообщения Осберта, начальника лечебницы Сен-Викторского аббатства, а позже аббата мон-ря Нотр-Дам в Нормандии, к-рый в последний раз причастил Г. С.-В. и оставил рассказ о его кончине (см.: Vita Hugonis Victorini//PL. 175. Col. CLXI-CLXIII). Очень скоро Г. С.-В. стали почитать как святого, особенно в Сен-Викторском аббатстве, несмотря на отсутствие офиц. канонизации; ему приписывали чудотворения, к его мощам стекались паломники (Ibid. Col. CLXIII-CLXIV, CLX-CLXI). За свои энциклопедические познания, обширную эрудицию и богословскую образованность Г. С.-В. получил почетный титул «второй Августин» (Ibid. Col. CLX). Сочинения Имеется неск. полных перечней сочинений Г. С.-В., важнейшие из к-рых - 2 опубликованных Б.

http://pravenc.ru/text/168252.html

экзегета IX в. Гаймона Осерского ; 4) соч. «Сумма сентенций», автором которого считается Оттон, еп. Луккский (подробнее см.: Brady. 1971. P. об авторстве см.: Gastaldelli. 1980); 5) глосса Гильберта Порретанского (т. е. Media glosatura), к-рую П. Л. обычно не цитировал дословно, а пересказывал, повторяя основные идеи (примеры см.: Brady. 1971. P. П. Л. широко использовал «Глоссу на Послания апостола Павла» при работе над «Сентенциями», заимствуя из нее авторитетные высказывания ап. Павла по различным богословским темам вместе с соответствующими патристическими толкованиями. Первое печатное издание глоссы было выпущено в 1473 г. в Эслингене (ныне Эслинген-ам-Неккар); в парижском издании, вышедшем в 1535 г., сочинению было дано не засвидетельствованное в рукописной традиции название «Собрание изречений» (Collectanea). При перепечатке последнего издания в «Латинской патрологии» Миня были допущены многочисленные ошибки, гл. обр. в атрибуции приводимых П. Л. цитат (см.: Ibid. P. В XX в. были проекты подготовки критического издания сочинения, однако до наст. времени они не осуществлены. Проповеди П. Л. надежно атрибуируются 34 проповеди; 27 из них были изданы в XIX в. в «Латинской патрологии» Миня с ошибочной атрибуцией Хильдеберту Лаварденскому (XI-XII вв.) в составе корпуса приписанных ему проповедей (PL. 171. Col. 343-964; подробный перечень с указанием рукописей и изданий см.: Brady. 1971. P. Idem. 1981. P. Not. 6; также ср.: Idem. 1986. Col. 1609; Doyle. 2016. P. 124-126). Все известные ныне проповеди П. Л. исследователи датируют последним десятилетием его жизни. Вероятно, он произносил их не перед народом, а перед членами капитула и учениками школы; это было его обязанностью как архидиакона, а затем как епископа. Особенностью аудитории объясняется сухой и рассудочный характер мн. проповедей. В проповедях имеются содержательные параллели с «Сентенциями», однако догматические тезисы обычно представляются без обоснования. Иногда П. Л. затрагивает богословские темы, не получившие подробного раскрытия в «Сентенциях», напр., рассматривает Воскресение Христово, излагает церковное учение о Деве Марии и т.

http://pravenc.ru/text/2580406.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010