М. занялся подготовкой примечаний к новому изданию Энциклопедии Д. Дидро и Ж. Лерона д " Аламбера (выходила в Париже с 1751), предпринятому луккским книгоиздателем О. Диодати. В задачу М. входило прежде всего исправление возможных исторических ошибок, а также отклонений от католич. вероучения. Разрешение на публикацию (см. Imprimatur) дал папа Римский Бенедикт XIV (1740-1758), проект поддержал и один из покровителей М.- кард. Дж. Безоцци. Однако после того как в 1758 г. были изданы первые 2 тома, новый папа Климент XIII и главный папский теолог (магистр священного Апостольского дворца) доминиканец Дж. А. Орси (1692-1761) осудили Энциклопедию (в сент. 1758 включена в Индекс запрещенных книг). Папа Климент XIII через главу ордена леонардинов Ф. Сартески запретил М. дальнейшее участие в луккском издании Энциклопедии. Несмотря на это, как установили исследователи, М. анонимно продолжал работать над примечаниями по меньшей мере до 5-го тома включительно. Возможно, М. написал «Эвлогий Монтескьё», опубликованный в качестве предисловия к 5-му тому (см.: Amico Moneti. 1960). В кон. 50-х - 60-х гг. XVIII в. М. подготовил дополнения к сочинениям по моральной теологии А. Райффенштюля ( Reiffenstuel A. Theologia moralis. Mutinae, 1758. 2 vol.) и католич. св. Альфонсо Марии де Лигуори ( Liguori A. M., de. Theologia moralis. Bononiae, 1763). После смерти в дек. 1761 г. Луккского архиеп. Джузеппе Пальмы власти Лукки в соответствии с привилегией, полученной от папы Бенедикта XIV (26 мая 1754), предложили 3 кандидатов, в т. ч. и М. Папа Климент XIII выбрал кандидатуру Б. Торре (двоюродного брата М.), приора коллегиальной ц. Сан-Пьетро-Маджоре, однако разногласия по финансовым вопросам между властями республики и Папским престолом задержали его офиц. избрание; в марте 1763 г. Торре скончался. М. вновь стал одним из кандидатов, и на этот раз папа утвердил его кандидатуру (9 апр. 1764). Епископское рукоположение М. состоялось 24 апр. 1764 г. в соборе св. Петра в г. Фраскати (близ Рима). Вскоре после избрания М.

http://pravenc.ru/text/2561856.html

«Дополнения...» получили известность в научной среде, и вскоре М. начал работу над более обширным собранием материалов о церковных Соборах. В 1751 г. по приглашению своего друга Дж. Б. Д. Сардини, посла Луккской республики при дворе императора Свящ. Римской империи, М. отправился в Вену. По дороге он на нек-рое время остановился в Венеции, где договорился о буд. публикации с книгоиздателем А. Дзаттой. В Вене М. провел более 3 месяцев (с 14 июня по 23 сент.), работая с рукописями в имп. библиотеке и общаясь с местными учеными. В 1756 г. М. посетил Рим, где изучал рукописи в Ватиканской библиотеке , а также Неаполь и монастырь Монте-Кассино . Впосл. М. еще неск. раз ездил в Рим, пользуясь содействием кард.-библиотекаря Доменико Сильвио Пассионеи (1682-1761). М. находился в Риме во время конклава, закончившегося избранием на Римскую кафедру папы Климента XIII (май-июль 1758). Существует предположение, что Климент XIII познакомился с М. и даже намеревался возвести его в достоинство кардинала, но документальные свидетельства об этом отсутствуют. Собирая материалы для своего масштабного труда, М. посетил Геную, Флоренцию, Милан, Турин и др. итал. города. Эти поездки финансировал Дзатта, проявивший большую заинтересованность в проекте. В 1759 г. во Флоренции был опубликован 1-й том «Нового и полнейшего собрания решений Соборов» (Sacrorum Conciliorum nova et amplissima collectio). Издание, составившее в итоге 31 том, продолжалось до 1798 г. При жизни М. вышло 14 томов (начиная с 14-го тома публиковались в Венеции), доведенных до времени Ферраро-Флорентийского Собора (1438-1439). М. изначально был лишь главой коллектива ученых, после его смерти они продолжили работу, к-рую координировал Дзатта. Хотя по качеству текстов «Новое и полнейшее собрание…» уступало даже нек-рым более ранним сборникам постановлений Соборов (прежде всего изданию Ардуэна), широчайший, хотя и далеко не исчерпывающий, охват материала обеспечил ему популярность вплоть до наст. времени. Параллельно с работой над материалами по истории Соборов с 1756 г.

http://pravenc.ru/text/2561856.html

Др. целью Н. было подтверждение прав Римских понтификов на Романью. Пытаясь получить это подтверждение, папа начал переговоры с кор. Рудольфом I Габсбургом; без положительного результата переговоров Н., как и его предшественники, отказывался совершить имп. коронацию герм. короля. Осенью 1278 г. Н. назначил племянников, Бертольдо Орсини и кард. Л. М. Орсини, ректором (светским наместником) и легатом Романьи соответственно, поручив им положить конец многочисленным конфликтам между городами в регионе. К февр. 1279 г. Рудольф I окончательно уступил права на Романью папе Римскому. Формальным поводом послужило невыполнение герм. королем данного ранее обещания организовать крестовый поход. С приобретением Романьи завершилось территориальное оформление Папского гос-ва (в таком виде оно существовало до 1860). В нач. XIV в. хронист Толомео Луккский писал, что в 1279 г. Н. разработал проект разделения Свящ. Римской империи на 4 части: Германское королевство, власть над к-рым папа якобы планировал закрепить за потомками Рудольфа I, Бургундское королевство (Арелат), которое должно было отойти представителям Анжуйской династии, и королевства Ломбардия и Тоскана. Однако реальность существования подобных планов сомнительна. Практической мерой, призванной обеспечить политическую стабильность в Европе, стало посредничество Н. в организации брака между Карлом Мартеллом, внуком Карла Анжуйского, и Клеменцией, дочерью Рудольфа I (брак заключен уже после смерти Н., в нач. 1281). В 1279 г. Н. отправил кард. Л. М. Орсини легатом во Флоренцию, чтобы проконтролировать передачу представителями Карла Анжуйского управления городом местным властям. Стремясь выполнить решения II Лионского Собора об организации крестового похода против мусульман, Н. добивался выплат, предусмотренных Собором, пытался урегулировать конфликт между Францией и Кастилией, уладить междоусобицу в Венгрии, а также установить союзные отношения с монгольскими правителями (миссия францисканцев, среди к-рых был мон. Иоанн из Монтекорвино ). Папа выступил арбитром в конфликте между 2 ветвями францисканского ордена - конвентуалами и спиритуалами (обсервантами). Буллой «Exiit qui seminat» (14 авг. 1279) Н. подтвердил первоначальный устав ордена, отменив послабления, допущенные папой Иннокентием IV, но вместе с тем осудил радикальных спиритуалов.

http://pravenc.ru/text/2566082.html

присутствовал на Соборах в Сутри (20 дек.) и Риме (24 дек.), а также на его имперской коронации (25 дек.). В кон. 40-х - нач. 50-х гг. XI в. написал неск. трактатов (в форме посланий), посвященных различным аспектам реформы Церкви. В 1057 г. папа Римский Стефан IX (X) назначил П. Д. на епископскую кафедру Остии, сделав его кардиналом-епископом и деканом коллегии кардиналов. Обстоятельства его епископской хиротонии неизвестны. По-видимому, назначение произошло против желания самого П. Д., возможно, по инициативе архидиак. Хильдебранда (папа Римский Григорий VII в 1073-1085), одного из главных идеологов церковной реформы. В момент смерти Стефана IX (X) во Флоренции (29 марта 1058) П. Д. находился в Риме, где не смог помешать представителям рим. знати, враждебно настроенным по отношению к рефоматорской партии, провозгласить папой Римским Иоанна, кардинала-еп. Веллетри (см. Бенедикт X , антипапа). Однако П. Д. отказался возглавить его интронизацию (что должен был сделать в силу должности) и вместе с частью кардиналов уехал из Рима во владения Готфрида Бородатого, маркгр. Тосканского. П. Д. не участвовал в избрании сторонниками реформы папы Николая II (вероятно, май-июнь 1058), но поддержал его кандидатуру и, по-видимому, возглавил его интронизацию в Риме (24 янв. 1059). Вскоре после этого П. Д. как папский легат вместе с Ансельмом, еп. Луккским (папа Римский Александр II в 1061-1073), отправился в Милан, где способствовал разрешению церковного кризиса, связанного с движением Патария . П. Д. участвовал в Соборе в Риме (апр. 1059), принявшем ряд дисциплинарных постановлений в духе григорианской реформы и установившем новый порядок избрания папы Римского (при решающем участии кардиналов-епископов; подробнее см. в ст. Николай II ), а также в следующем Римском Соборе (весна 1060), на к-ром добился принятия постановления о действительности таинств, совершённых священнослужителями, виновными в симонии. После смерти папы Николая II (июль 1061) П. Д. поддержал избрание папой своего друга Ансельма, еп. Луккского, под именем Александра II. П. Д. резко осудил избрание ставленника имперской партии антипапы Гонория II (28 окт. 1061). Вместе с тем он в отличие от Хильдебранда не желал идти на окончательный разрыв с герм. двором, выступая за созыв генерального Собора для преодоления схизмы.

http://pravenc.ru/text/2580384.html

Зап. фасад собора в Модене. 1099 — после 1167 г. Зап. фасад собора в Модене. 1099 — после 1167 г. Активным церковным строительством выделялась и Лукка, где также складывалась своя традиция, во многом схожая с пизанской. Сравнение зап. фасадов собора в Пизе и собора в Лукке (зап. фасад - 90-е гг. XII в.- 10-е гг. XIII в.) демонстрирует изменения в романской архитектуре, происшедшие за короткий период. Количеством архитектурных деталей, насыщенностью декора луккский собор превосходит своего предшественника. Вместо характерных для античной классики дверей с профилированным обрамлением в Лукке присутствует перспективный портал, вплотную вписанный под центральный архивольт аркатуры. Фасад отличают обилие рельефных композиций, отдельных скульптур, основанных на выступающих из стен кронштейнах, применение полихромии на инкрустированных фустах колонн и даже на цоколе. В некоторых храмах Лукки - Сан-Фредиано (1112-1147), Сан-Микеле-ин-Форо (ок. 1143, фасад - ок. 1220), Санта-Мария-форис-Портам (1174 - после 1190) - присутствует характерный для Пизы мотив арок с клиньями разных оттенков. Баптистерий Сан-Джованни во Флоренции. Ок. 1113 — ок. 1128 г. Баптистерий Сан-Джованни во Флоренции. Ок. 1113 — ок. 1128 г. Под непосредственным воздействием Лукки и Пизы развивалась архитектура всей западной части Тосканы, растянувшейся вдоль побережья Тирренского м.: монументальностью и изысканностью форм выделяются соборы Сант-Андреа в Карраре (1137 - ок. 1235, ок. 1325), Санти-Мария-э-Чербоне в Масса-Мариттима (30-70-е гг. XII в.), Санта-Мария-Ассунта в Вольтерре (до 1109 - после 1120). В рамки этой же традиции вписываются церкви Пистои - Сан-Джованни-Фуорчивитас (ок. 1162), Сант-Андреа (ок. 1166) и Сан-Бартоломео-ин-Пантано (ок. 1167) - и собор Санто-Стефано в Прато (ок. 1163, после 1211). Исключительны на фоне тосканского зодчества композиция и оформление монастырской базилики Сант-Антимо (1117 - до 1163), что, очевидно, явилось следствием влияния французской романики. Боковые нефы храма соединены проходом за апсидой. Проход имеет 3 полукруглые капеллы-апсиды, выраженные и во внешней композиции. Полукруглые колонны поддерживают карниз с дентикулами. Кладка и разработка декора апсид монастырской ц. Сан-Леонардо в Артимино (2-я четв. XI в.) аналогична ломбардским образцам.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

130. Так говорит Вергилий, этот вот (Я указал); другой — та тень святая, Которой ради дрогнул ваш оплот, 133. Из этих царств ее освобождая " . ПЕСНЬ ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ Круг шестой (окончание) 1. Ход не мешал речам, и речи — ходу; И мы вперед спешили, как спешит Корабль под ветром в добрую погоду. 4. А тени, дважды мертвые на вид, Провалы глаз уставив на живого, Являли ясно, как он их дивит. 7. Я, продолжая начатое слово, Сказал: " Она, быть может, к вышине Идет медлительней из-за другого. 10. Но где Пиккарда  , — скажешь ли ты мне? А здесь — кого бы вспомнить полагалось Из тех, кто мне дивится в тишине? " 13. " Моя сестра, чьей красоте равнялась Ее лишь благость, радостным венцом На высотах Олимпа  увенчалась " . 16. Так он сказал сначала; и потом: " Ничье прозванье здесь не под запретом; Ведь каждый облик выдоен постом. 19. Вот Бонаджунта Луккский  , — и при этом Он пальцем указал, — а тот, щедрей, Чем прочие, расшитый темным цветом,  22. Святую церковь звал женой своей;  Он был из Тура; искупает гладом Больсенских, сваренных в вине, угрей " . 25. Еще он назвал многих, шедших рядом; И не был недоволен ни один: Я никого не видел с мрачным взглядом. 28. Там грыз впустую пильский Убальдин  И Бонифаций, посохом Равенны  Премногих пасший длинный ряд годин. 31. Там был мессер Маркезе  ; в век свой бренный Он мог в Форли, не иссыхая, пить, Но жаждой мучился ежемгновенной. 34. Как тот, кто смотрит, чтобы оценить, Я, посмотрев, избрал поэта Лукки, Который явно жаждал говорить. 37. Сквозь шепот, имя словно бы Джентукки  Я чуял там  , где сам он чуял зной Ниспосланной ему язвящей муки. 40. " Дух, если хочешь говорить со мной, — Сказал я, — сделай так, чтоб речь звучала И нам обоим принесла покой " . 43. " Есть женщина, еще без покрывала  , — Сказал он. — С ней отрадным ты найдешь Мой город, хоть его бранят немало. 46. Ты это предсказанье унесешь И, если понял шепот мой превратно, Потом увидишь, что оно не ложь. 49. Но ты ли тот, кто миру спел так внятно Песнь, чье начало я произношу: " Вы, жены, те, кому любовь понятна? " 52.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНАНЦИЙ свт. (пам. зап. 24 нояб. по Римскому Мартирологу, 7 июня и 26 дек.- обретение мощей в Альбачине), еп. г. Луна (в Лигурии, сев.-зап. Италия). Известен благодаря переписке, к-рую он вел со свт. Григорием I Великим (Двоесловом) с 594 по 603 г. Вероятно, на этот период приходится время еп-ства В. Григорий Двоеслов также упоминает В. в «Собеседованиях о жизни италийских отцов...», сообщая, что тот поведал ему о чудесах св. Фригдиана, еп. Луккского. Скончался В. вдали от своего диоцеза, в г. Туфике (вблизи совр. Альбачины, обл. Марке), во время одной из пастырских поездок. 26 дек. 1100 г. в Альбачине были обретены его мощи. Почитание В. носит местный характер и ограничивается диоцезами Специи (куда перешла древняя кафедра Луны) и Фабриано (куда входит Альбачина). Известные изображения В. относятся к эпохе Возрождения. Триптих Джакомо да Реканати в ц. в честь В. в Альбачине, где святой изображен престарелым епископом, держащим в правой руке украшенный посох, а в левой закрытую книгу. В атриуме этой же церкви находится фреска XV в., частично утраченная, на к-рой В. изображен в окружении ангельских хоров. Ист.: Greg. Magn. Epistolae. 4, 21; 5, 3; 5, 7; 8, 4; 9, 29; 9, 34; 10, 43-44//PL. 77. Col. 660-661, 723-724, 728-729, 908-909, 967, 969-970, 1101-1102; Григорий Великий (Двоеслов). Собеседования... Кн. 3. Гл. 9// Он же. Избр. творения. М., 1999. С. 557. Лит.: Caraffa F. , Celletti M. -C. Venanzio vescovo di Luni//BiblSS. Vol. 12. Col. 980-981. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/150183.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМАТОР предыдущая статья следующая статья печать библиотека 2 , С. 102 опубликовано: 6 августа 2008г. АМАТОР св. (пам. зап. 20 авг.); отшельник, почитаемый в г. Лукка (Тоскана, Италия). Болландисты , знавшие о нем из средневек. краткого жития, составленного итальянцем Чезаре Франчиотти, отождествили его со св. Аматором Кагорским. Ист.: Vita//AnBoll. 1909. T. 28. P. 57-90. Лит.: DHGE. T. 2. Col. 990; LTK. Bd. 1. Sp. 420. Рубрики: Католические святые Ключевые слова: Святые Римско-католической Церкви Отшельники Аматор, отшельник, святой Луккский (пам. зап. 20 авг.) См.также: АМАНД (VI в.), св. отшельник (пам. зап. 25 июня, 8 июля) АМАНД АРДЕННСКИЙ († ок. 500), св., отшельник из Коммодолиака в Арденах (пам. зап. 16 июня) АНАТОЛИЙ САЛЕНСКИЙ (VIII или IX вв.), еп., отшельник, свт. (пам. зап. 3 февр., 1 сент.) АПЕР (VII в.), св., пресвитер и отшельник (пам. зап. 5 дек.) БЛАНДИН († до 620?), св. отшельник (пам. зап. 1 мая) ГАЛЛ (сер. VI в.- ок. 650), прп. (пам. 16 окт., пам. зап. 16 окт.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/114318.html

Александр III, со своей стороны, созвал III Латеранский собор, на первой сессии которого епископ Ассизский Руфин подчеркнул главенство Св. престола и настаивал на том, что только папа Римский обладает властью созывать Вселенские соборы, утверждать новые каноны или отменять старые. В противоположность собору в Павии, III Латеранский собор не оставил никакого сомнения в церковном главенстве римского епископа и в его исключительном праве созывать на соборы представителей всей Церкви. Патриархи, находившиеся в юрисдикции Западной церкви (патриархи Аквилеи и Градо и, во время Крестовых походов, латинские патриархи Иерусалима, Антиохии и Константинополя), потеряли властные преимущества; их сан стал лишь почетным титулом. Власть архиепископов и митрополитов, которые занимали «первый» престол в стране, уже не являлась проблемой. Их особая юрисдикция над другими епископами страны устанавливалась только властью Св. престола – после папской конфирмации выборов и вручения паллия. Еще задолго до собора, в 1136 г. посол германского императора Лотаря III в Константинополе епископ Ансельм Гавельбергский на публичном диспуте систематически изложил основные идеи новой папской экклезиологии. Ссылаясь на евангельский текст ( Мф. 16:18–19 : Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах), как на решающий и неоспоримый аргумент божественного происхождения власти и прав римского первосвятительства, Ансельм проповедовал, что спастись можно только в «лодке Петра» – в единственной Церкви, которой Божьим велением доверено сохранение веры, а византийская концепция поместных первосвятителей, основанная на решениях соборов, противоречит божественному установлению. Ансельм признавал правомочность всего трех патриарших кафедр – Римской, Антиохийской и Александрийской, как основанных «князем апостолов» и его учеником Марком, но римская гегемония при этом является окончательной в силу своей богоданности. Непослушание Риму – матери всех церквей – недопустимо и немыслимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Koire, «L’idee de Dieu chez Anselm». Набросок этой истории – неполноту которого я ясно сознаю – был представлен мною в приложении к «Предмету знания» 1915. О замечательно изящном и убедительном изложении мистического существа этого доказательства у св. Бонавентуры – ср. Е. Gilson. La philosophie de St. Bonaventure. Обоснование этого соотношения, относящееся к общим проблемам логики, завело бы нас здесь слишком далеко; оно представлено мною в моей книге «Предмет знания», гл. V (стр. 181–208) и приложение, стр. 437–443. изд: Франк С.Л. По ту сторону правого и левого. Paris: YMCA-Press, ©1972. OCR: Дмитрий Чехович Онтологическое доказательство бытия Божия диакон Михаил Преображенский Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Ин.14:8-10 Quidquid ex definitione Entis perfecttissimi sequitur, id ei ettribui potest. Atqui ex defini-tione Entis perfectissimi sui maximi sequitur existentia, nam existentia est ex numero per-fectionum seu, ut loquitur Anselmus, majus est existere quam non existere. Ergo Ens per-fectissimum existit. Respondeo: ita sane se-quitur, modo ponatur id esse possible. (Система доказательств, которую придумал Ансельм и обновил Декарт). 1 Г.В. Лейбниц. Рече безумец в сердце своем: несть Бог. Пс.29:1 Зачем и кому нужно доказательство бытия Божия? Тому, кто пережил на себе благость Божию и Божие правосудие, кто был наказан за грехи, кого посещали муки совести, болезни и несчастья за неосторожное слово или безумный поступок, от кого отходила Божия благодать, живущая в сердце от нашего крещения, а потом возвращалась за искреннее раскаяние, кто получал утешение и исцеления по молитвам духовных пастырей или просто близких людей, тому, кто живет церковной жизнью, доказывать, что Бог существует и действует, не нужно. Верующий во Христа Сына Божия имеет достаточно очевидных доказательств с одной стороны из Священного Писания — самого достоверного из исторических документов; с другой стороны — из благодатной жизни Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/ontologicheskoe-dokazat...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010