Предприятие Доминика Манси (Mansi) стоит в известной связи с изданием соборных актов книгопродавца Николая Ко–лети, вышедшим в Венеции в 23 томах в 1728—1734 гг. Само по себе это издание не представляло ничего нового, будучи перепечаткой текста Лябба. Счастливая особенность его заключается в том, что оно заинтересовало ученый мир. Манси, бывший каноником в Лукке, взял на себя труд составить шесть дополнительных томов к этому изданию, вышедших в 1748—1752 гг. А потом он и сам решился дать издание соборов. Явилось «Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio» в 31 томе, из которых первый том появился во Флоренции в 1759 г., последний в 1798. Манси не успел довести издания до конца и умер в этом году в звании архиепископа луккского (с 1765 г.). Предприятие Манси находилось в руках книгопродавцев и потерпело несколько в типографском отношении. Может быть, и самый распорядок этого издания зависел от коммерческих соображений. Почти каждый более или менее выдающийся собор был разбит на два тома, так что половина начинается в одном томе, а конец содержится в другом. Издание Манси оканчивается Флорентийским собором. Поэтому оно не могло вытеснить издания Гардуэна. В нем нет также указателей, какие имеются у Гардуэна. Но в научных работах приходится руководиться предпочтительно собранием Манси не только потому что Манси воспользовался большим количеством вариантов " но и потому, что Гардуэн вставлял в текст свои собственные конъектуры. Достоинство издания Манси заключается и в том что оно полнее издания Гардуэна. Все изданное в Supplementa отмечено у него знаком указующей руки; он издал все, что было известно. В издание его входят все соборы вселенские, поместные и папские послания. Недостатки издания Манси, естественно, заставляют желать замены его чем–либо лучшим. О новом издании соборных документов объявлял еще в 1870 и затем в 1884 г. парижский издатель Пальмэ (Victor Palme). Но Пальмэ в конце концов обещал только дать воспроизведение издания Манси, а чтобы привлечь публику, он обещал 32–й том, где будет помещен указатель, который отдельно продаваться не будет. В научном отношении такое предприятие представляется затеей вредной, потому что раз бросив на рынок это дорогое издание, нельзя будет частным лицам предпринять что–либо новое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

25-27. В первом рву грешники идут двумя встречными потоками, бичуемые бесами и поэтому крупней шагая, чем Данте и Вергилий. Ближайший к поэтам ряд движется им навстречу. Это — сводники, соблазнявшие женщин для других (ст. 40-66). Дальний ряд идет в том же направлении, что и поэты. Это обольстители, соблазнявшие женщин для себя (ст. 79-99). 18-28 28-33. Так римляне... — В 1300 г. папа Бонифаций VIII, чтобы поднять престиж церкви и обильно пополнить папскую казну, объявил первый церковный " юбилей " , привлекший огромное число паломников, потому что всем богомольцам было обещано отпущение грехов. Во избежание давки мост святого Ангела был разгорожен вдоль, и по одной его стороне народ шел к собору святого Петра, лицом к замку святого Ангела, а по другой навстречу, к холму Монте-Джордано. 18-50 50. Венедико Каччанемйко — глава болонских гвельфов (умер в 1302 г.). Данте, очевидно, полагал, что в 1300 г. его уже не было в живых. 18-55 55-56. Чтоб Гизолабелла послушалась маркиза. — Венедико Каччанемйко продал свою сестру Гизолабеллу маркизу Феррарскому Обиццо II или его сыну Адзо VIII (см. прим. А., XII, 111-112). 18-59 59-61. Их поносилась здесь такая кипа... — В Аду скопилось больше сводников-болонцев, чем осталось живых болонцев на земле. Болонья, где вместо " sia " (одна из форм глагола " быть " ) говорят " sipa " , расположена между реками Савеной и Рено. 18-83 83-96. Ясон, предводитель аргонавтов, на пути в Колхиду за золотым руном приплыл на остров Лемнос, где незадолго до того женщины, разгневанные холодностью своих мужей, убили всех мужчин. Здесь он обольстил молодую царицу Гипсипилу, которая при истреблении мужчин обманула своих товарок, спасши своего отца, царя Фоанта, и дав ему покинуть остров. Ясон расстался с Гипсипилой, зачавшей от него двух сыновей-близнецов, и изменил ей ради колхидской царевны Медеи, к которой затем тоже охладел, полюбив Креусу. 18-113 113. Толпы влипших в кал зловонный — льстецы. 18-123 123. Алессио Интерминелли — из знатного луккского рода, умерший незадолго до 1300 г. 18-133

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

   Чаще всего в старые времена цитировалось издание Лябба, но теперь оно утратило свое значение, и если продолжают и него ссылаться, то это свидетельствует только о том, что авторы находятся далеко не в благоприятной обстановке, именно — в каком-либо провинциальном городке, где нет возможности достать более важные источники, каковыми являются труд Гардуэна и Манси.    Первое из них, издание иезуита Жана Гардуэна (Hardouin, 1729) «Conciliorum collectio regia maxima» появилось в Париже в 12 фолиантах в 1715 г., последний собор помечен 1711 г. В типографском отношении это издание отличается чистотою и ясностию и вообще обладает многими достоинствами. Однако издатель не сумел как следует воспользоваться прибавлениями Балюза и, пользуясь ими только слегка, исправлял текст, не означая даже имени автора, которым он пользовался. Фальшивую сторону этого труда и составляет особенное отношение Гардуэна к трудам предшественников, так как он, пользуясь изданием Балюза, выдает его данные за результаты своей работы. Для латинского текста дается нечто среднее между истинным его характером, с каким он является у Балюза, и тем, с каким он является у предшествующих издателей. К преимуществам издания Гардуэна следует отнести различные приложенные к нему индексы.    Предприятие Доминика Манси (Mansi) стоит в известной связи с изданием соборных актов книгопродавца Николая Ко-лети, вышедшим в Венеции в 23 томах в 1728—1734 гг. Само по себе это издание не представляло ничего нового, будучи перепечаткой текста Лябба. Счастливая особенность его заключается в том, что оно заинтересовало ученый мир. Манси, бывший каноником в Лукке, взял на себя труд составить шесть дополнительных томов к этому изданию, вышедших в 1748—1752 гг. А потом он и сам решился дать издание соборов. Явилось «Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio» в 31 томе, из которых первый том появился во Флоренции в 1759 г., последний в 1798. Манси не успел довести издания до конца и умер в этом году в звании архиепископа луккского (с 1765 г.). Предприятие Манси находилось в руках книгопродавцев и потерпело несколько в типографском отношении. Может быть, и самый распорядок этого издания зависел от коммерческих соображений. Почти каждый более или менее выдающийся собор был разбит на два тома, так что половина начинается в одном томе, а конец содержится в другом. Издание Манси оканчивается Флорентийским собором. Поэтому оно не могло вытеснить издания Гардуэна. В нем нет также указателей, какие имеются у Гардуэна. Но в научных работах приходится руководиться предпочтительно собранием Манси не только потому что Манси воспользовался большим количеством вариантов " но и потому, что Гардуэн вставлял в текст свои собственные конъектуры. Достоинство издания Манси заключается и в том что оно полнее издания Гардуэна. Все изданное в Supplementa отмечено у него знаком указующей руки; он издал все, что было известно. В издание его входят все соборы вселенские, поместные и папские послания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

К той же группе григорианских канонистов примыкают затем Боницо, епископ сначала Сутры, а впоследствии Пиаченцы, и кардинал Григорий павийский. Первый из них трактует о папской супрематии в IV книге своего канонического сборника и в особом сочинении de persecutione Ecclesiae. Последнему принадлежит сборник Polycarpus. Их тезисы о папстве соответствуют диктатам Гильдебранда и материалу сборников Анзельма и Дейсдедита. У Боницо кроме того есть фрагменты, не встречающиеся в других сборниках. Особенную же важность имеет в его сборнике epitome romanorum pontificum а S. Petro ad Urbanun II; выдержки этого epitome напечатаны у Баллерини. Современнику Григория павийского, епископу шартрскому Иво († 1117) приписываются два канонических сборника Decretum и Panormia. Из содержания этих сборников усматривается, что составитель их имел под руками обширный канонический материал, которым он пользовался с осторожностью, желая остаться верным духу древнего церковного законодательства. Однако же вопрос о привилегиях римской церкви и приматстве папы разработан здесь согласно с подлогами Псевдоисидора и Анзельма луккского. Несмотря на обилие подлогов и фальсификаций, совершенных средневековыми канонистами запада для оправдания римских притязаний, в канонических сборниках все-таки оставалось много такого, что свидетельствовало о незаконности папских стремлений к порабощению церкви. Это противоречие между духом древнего церковного законодательства и тезисами средневековых западных канонистов о супрематии кафедры бл. Петра заметил уже кардинал Дейсдедит. Впрочем он мало смущается этим: и в евангелиях, дескать, можно находить противоречия (in euangelistis saepe contingit, sibi invicem contraria videbantur). Поэтому в предисловии к своему сборнику он доказывает, что встречающиеся здесь противоречия суть противоречия только кажущиеся. Для примирения их он предлагает очень простой принцип, что постановления высшей власти должны преимуществовать пред постановлениями власти низшей (inferior potestas potiori cedere debebit).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

    Памятей святых в Бандиниевом календаре немного, около 60 на все 8 месяцев и почти все те же, которые и в Алляциевом; но Хрисанф и Дария не 25 окт., а 28 ноября, ап. Фома не 21 дек., как в других древних римских мартирологах, а 20 дек., как в настоящем римском календаре. Б конце календаря находится таблица 19 летнего пасхального цикла с показанием индикта, епакты, дней пасхи и проч., начиная с 817 года и кончая 911 годом.     Из древних календарей западных, изданных в полном курсе Патрологии Миня (Т. 138), замечателен календарь Валлумброзанский ок. X века, названный по аббатству в Тоскане (Vallumbrosanum), тем, что 31 янв. имеет Кира и Иоанна, 5 дек. Савву, 9 дек. Зачатие Богоматери, тогда как их нет в древних римских мартирологах и календарях. Св. Савва находится еще в отрывке Луккского календаря 2 и 5 дек., равно и зачатие Анною Богородицы (р. 1279 и 1291). Такие замечателен календарь Флориаценский ок. X века (р. 1186). Еще замечателен древний календарь Англинанский, имеющий название месяцев по еврейски, египетски, гречески, римски и саксонски и памяти святых на 199 дней в году. Особенность его в отношении к восточным святым та, что 9 апреля имеет Марию египетскую. В означении памятей святых сходствует с древними римскими календарями и мартирологами.     Немецкие календари не восходят ранее 9 века. Герберт издал три календаря из сего века, Гонтгейм издал пять, из коих древнейший относится к X в., Ектарт и Бинтерим издали по календарю из XI века. К древним относится и календарь Бекка. Существенно они не отличаются от римских налендарей. 2. Мартирологи.     В западной церкви весьма рано существовали собрания святых на каждый день месяца и при том не по одной памяти, с означением места, времени и образа их жизни или страданий. Эти полные собрания святых называются, как сказано выше, мартирологами, мученикословиями, хотя в более поздних из них содержатся имена не мучеников только, но всех святых. При собрании мучеников и святых из разных мест и времен естественно в один и тот же день совпадало не мало святых соименных; отсюда естественно явилась потребность отличить их одного от другого обозначением места, времени и других обстоятельств жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Луккского, ок. 1083), в своде кард. Деусдедита (между 1083 и 1087), «Collectio Britannica» (ок. 1090, Рим - Lond. Brit. Mus. Add. 8873). Если до 1159 г. известно ок. 10,5 тыс. папских посланий, то начиная с понтификата Александра III (1159-1181) их количество резко возросло, к нач. XIII в. насчитывалось ок. 7 тыс. новых Д. Д. содержали папскую интерпретацию тех или иных правовых вопросов и отражали изменения, происшедшие в XII-XIII вв. в церковном судопроизводстве и управлении под влиянием реформ папского суда и куриального делопроизводства, а также рецепции рим. права в связи с расцветом ун-тов, выделением канонического права (после появления Декрета Грациана ) как самостоятельной области знания, увеличением количества юристов среди священнослужителей, судей, служащих церковных курий и канцелярий. Для ознакомления с позицией Папского престола по актуальным в то время вопросам права канонисты в ун-тах и правовых школах с 60-х гг. XII в. стали собирать папские Д. в сборники и использовать их в преподавании канонического права. В сочинениях декреталистов (канонистов, изучавших декретальные своды) кон. XII-XIII в. было сформулировано каноническое учение о папских Д., разработана их типология. Опираясь на тезис о папе как о верховном законодателе и судье в католич. Церкви, канонисты разработали концепцию, согласно к-рой общие положения папских грамот, изданных по частному поводу, а также нормы права, к-рые можно вывести на их основе, обладали силой общецерковных законов. Во 2-й пол. XII-XIII в. завершается формирование основных типов Д. 1. «Консультации» - Д., изданные в ответ на вопросы (consulmamiones) местных церковных судей, обращенные в папскую курию по сложным проблемам канонического права, догматике, церковной дисциплине, отношениям со светскими властями; нек-рые Д. XII-XIV вв. содержат ответы папы сразу на неск. вопросов (см., напр.: Liber Extra. X 1. 29. 27) и напоминают сборники «Quaestiones» (жанр юридической лит-ры, запись вопросов и развернутых ответов на университетских диспутах).

http://pravenc.ru/text/171626.html

Византийский историк Георгий Пахимер также не упоминает о союзе. Но и в этом нет необычного: он часто опускал события, происходившие вне имперской орбиты. Однако в “Римской истории” Никифора Григоры (XIV в.) сохранились отдаленные воспоминания о византийско-арагонском союзе: “Отсюда можно видеть, насколько сильнее мудрость оружия и находчивость мириад войск. Сперва он (Михаил Палеолог — А.Д.) употребил в дело огромные деньги, при посредстве которых вооружил против Карла сицилийского короля Фридриха (sic! — А.Д.), по крайней мере помешать отплытию морских сил Карла и озаботить его делами под рукою, вместо дел вдали Итак, находчивость царя изменила назначение морских сил Карла, возбудив вблизи их войну” . Рассмотрим некоторые другие источники, подтверждающие существование союза. Согласно жившему в то время доминиканскому летописцу Птоломео Луккскому (позже он стал секретарем папской курии), византийско-арагонский договор о союзе был заключен после отлучения от церкви Михаила VIII папой Мартином. Птоломео утверждает, что видел документальные подтверждения заключения этого договора, целью которого было “лишить короля Карла его королевства” . Подтверждение наличия византийско-арагонского союза можно обнаружить и в других источниках того времени, написанных авторами, придерживающихся самых различных политических симпатий: “Кипрские деяния” (Gestes des Chiprois), написанные Тирским Тамплиером, “Пиачентинские анналы” за май 1282 г., написанные в управляемом гибеллинами северно-итальянском городе, и летописи гвельфа-францисканца Салимбене из Пармы. Более того, сам папа Мартин в булле об отлучении свидетельствует о наличии союза. Он объявляет о “противозаконном заговоре” между греками и арагонцами и приводит список всех вовлеченных в него лиц, включая императора Михаила, короля Педро, Джованни да Прочида и Бенедетто Захарию (о его роли в заговоре см. ниже). XIII Однако важнее всего свидетельства двух главных действующих лиц нашей истории. Мы уже приводили выше свидетельство Михаила Палеолога, подтверждающее его участие в заговоре. Но осторожный император никакой конкретной информации не приводит. Свидетельства короля Педро куда более определенны. В письме пизанцам от января 1282 г. (т.е. еще до начала “вечерни”) о помощи в борьбе против Карла он пишет: “Конечно вы знаете, что грешный и нечестивый Карл собирается вскоре напасть на императора Константинопольского, недавно связанного со мною узами дружества (курсив мой — А.Д.). В глубине моего сердца я принял твердое решение воспротивиться самоуверенной дерзости этого короля, и я готов сделать для этого все, что в моих силах. И я намереваюсь войти в Сицилийское царство и утвердиться там при поддержке моей мощной армии. Таким образом, покуда король этот будет ошибочно считать, что он уже почти что победил греков, сицилийцы уже навсегда перейдут под мое правление”.

http://pravmir.ru/rol-vizantijsko-aragon...

«Деяния Римских понтификов» - др. редакция L. P., составленная кард. Бозоном, племянником папы Адриана IV . В нее включены краткие биографии понтификов X-XI вв., основанные гл. обр. на сочинениях «К другу» и «Книга о христианской жизни» Бонизона, еп. Сутри, а также оригинальные жизнеописания Римских пап от Геласия II (1118-1119) до Александра III (1159-1181) (изд.: LP. T. 2. P. 351-446; см.: Ibid. P. XXXVII-XLIII). Редакция кард. Бозона содержится в нек-рых рукописях «Liber Censuum», составление к-рой было завершено в 1192 г. кард. Ченчо (впосл. папа Гонорий III ). После XII в. в распоряжении сотрудников папской курии не было текста первоначальной версии L. P. Жизнеописания Иннокентия III и нек-рых его преемников, составленные в XIII в., представляют собой самостоятельные произведения, не связанные с L. P. (см.: LP. T. 2. P. XLIV). Источниками сведений об истории папства служили энциклопедический свод Винцентия из Бове († ок. 1264), «Хроника пап и императоров» Мартина из Троппау, основанные на L. P., и др. произведения, в т. ч. «Перлы хроник» (Flores chronicorum) доминиканца Бернара Ги, «Церковная история» доминиканца Толомео из Лукки, «Деяния Римских понтификов» папского капеллана августинца Амальрика Оже и сборник папских биографий, составленный премонстрантом Петром из Херенталса. Новые жизнеописания, продолжавшие L. P., стали появляться только после того, как Л. Колонна привез в Рим рукопись Vat. lat. 3762, в к-рой содержался текст памятника в редакции Пьера Гийома. На основе этой рукописи и ее копии Vallic. C 79 сотрудники папской курии составили ряд дополнений, сохранившихся в манускриптах XV-XVI вв. Эти биографии различаются объемом текста и степенью детализации, но, как правило, в них не дается полного обзора деятельности понтифика; их важнейшие источники - сочинения Мартина из Троппау и Бернара Ги. Наиболее подробно описана история «великой схизмы» и обстоятельства ее преодоления. Большинство дополнений завершаются жизнеописанием Мартина V (1417-1431); самая поздняя версия, составленная при папе Пии II (1458-1464), включает его краткую биографию (изд.: LP. T. 2. P. 447-560; см.: Ibid. P. XLV-LI). По поручению папы Сикста IV Платина составил «Книгу о жизни Христа и всех понтификов» (между 1471 и 1474; изд. в 1479) - последний из сборников биографий Римских пап, созданных по образцу L. P. Кроме L. P. Платина использовал «Церковную историю» Толомео Луккского и «Исторические декады от падения Римской империи» Ф. Бьондо в редакции кард. Энеа Сильвио Пикколомини (папы Пия II) (см.: Merisalo. 1982).

http://pravenc.ru/text/2463643.html

Те, которые спаслись от меча, умирали от голода и холода, ибо беспощадный фатум постиг не только самих жителей, но и все их имущество. Казалось, что огненная река промчалась по печальной Грузии. Небо ее и после этого не раз освещается заревом монгольских костров, а дымящаяся кровь ее злополучного населения длинной полосой обозначает путь грозного и жестокого повелителя Вслед за монголами страдания грузинам, разорение святынь их Церкви и насильственное обращение народов Кавказа в мусульманство принесли турки–османы. Доминиканец Иоанн Луккский, посетивший около 1637 года Кавказ, так отзывался о жизни его народов: «Черкесы говорят по–черкесски и по–турецки; некоторые из них магометане, другие греческого вероисповедания. Но магометан более… С каждым днем число мусульман Длинный ряд бедствий, перенесенных Грузией за ее полуторатысячелетнюю историю, закончился разорительным нашествием в 1795 году персидского шаха Ага–Мохаммеда. Среди других жестокостей шах приказал в день Воздвижения Креста Господня схватить всех духовных лиц Тифлиса и бросить с высокого берега в реку Куру. По жестокости эта казнь равна кровавой расправе, учиненной в 1617 году, в пасхальную ночь, над Гареджийскими иноками: по приказанию персидского шаха Аббаса в течение нескольких мгновений было зарублено шесть тысяч «Царство Грузинское, — пишет Платон Иосселиан, — в продолжение пятнадцати веков не представляет почти ни одного правления, которое не было бы ознаменовано или нападением, или разорением, или жестоким притеснением со стороны врагов В бедственные для Иверии времена заступниками простых людей выступили иноки и белое духовенство, сильные верой и надеждой на Бога, сами вышедшие из недр грузинского народа. Жертвуя жизнью, они мужественно отстаивали интересы своего народа. Когда, например, вторгшиеся в пределы Грузии турки схватили в Квельте священника Феодора и под угрозой смерти потребовали от него, чтобы он указал им место, где находится грузинский царь, этот грузинский Сусанин решил: «Не пожертвую вечной жизнью ради временной, не буду предателем царя» и завел врагов в непроходимые горные Другой пример смелого заступничества за свой народ перед мусульманскими поработителями явил своим поступком Католикос Доментий (XVIII в.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2256...

Известный католический ученый Гретцер старается устранить те возражения, какие делались по поводу экспургации книг. Возражатели спрашивали: «Что сказали бы умершие авторы о произведенных изменениях в их сочинениях, если бы они снова воскресли?» Гретцер отвечает: «Если бы они пришли из рая или чистилища, то они были бы очень благодарны; если бы они пришли из ада, то они высказались бы подобно блудному сыну; а если бы они отнеслись к делу не так, то их столько же нужно слушать, сколько мы слушаем возражателей». Возражатели говорили еще: «Покупатели вводятся в обман, приобретая подвергнутые экспургации книги». Гретцер: «Они должны быть рады, что вместо худых получают хорошие товары». Возражатели: « Церковь не имеет власти над чужими книгами». Гретцер: «Однако же, она тысячи пережгла их. И на это, и на другое она имеет власть в предписании: “паси овцы моя”» и т. д. Первый по повелению папы обнародованный индекс, первый индекс в собственном смысле, появился в 1559 г. Виновником его был Павел IV. Во главе индекса Павла находится декрет инквизиции (которая, собственно, и изготовила индекс); этот индекс должен был быть прибит к дверям церкви Петра в Риме, дворца инквизиции и in acie campi florae. Он гласил: «Всем верующим христианам, какого бы они звания и состояния ни были и где бы ни обитали, мы повелеваем, под угрозой подозрения в ереси, лишения всех достоинств, должностей и бенефиций, какими они обладают, и под угрозой всегдашней неправоспособности приобретать эти и другие должности и бенефиции (кстати заметить, что в одном индексе герцогства Луккского прибавлено, что такая угроза простирается на детей и внуков. – А. Л.), а также под угрозой вечного позора и иных наказаний: чтобы впредь никто не осмеливался писать, издавать, печатать или позволять печатание, продавать или под каким-нибудь предлогом явно или тайно давать, принимать, или как-либо сберегать или допускать сбережение – хоть какой-либо одной из книг или сочинений, которые помечены в этом индексе священного суда (Heil. Officium), или какие-либо другие сочинения, о которых известно, что они составлены еретиком или запятнаны каким-либо лжеучением. Кто не послушается этого приглашения или какие-либо книги и сочинения, кои он имеет и кои относятся к запрещенным, не представит» кому следует, тому угрожалось отлучением и т. д. Рассматриваемый индекс запрещенных авторов и таких же книг изложен в алфавитном порядке и разделен на три класса: к первому отнесены такие авторы, все сочинения которых запрещены; ко второму – такие, у которых лишь некоторые сочинения запрещены; к третьему классу отнесены анонимные сочинения, содержащие вредные лжеучения. Относительно писателей первого класса в индексе помечено: запрещены все их книги, переводы, комментарии, истории, письма, диалоги, апологии, – какие теперь ими сочинены или в будущем они напишут, хотя бы о вере и религии в их произведениях совсем не было речи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010