808 Либо еще одно, неправильно помещенное в тексте, припоминание о битве у Волыня, которая состоялась в июле, в начале похода 1018 г. (см. примеч. 797), либо, как иногда считается в историографии, отголосок каких-то русско-польских столкновений во время отступления войска Болеслава I из Руси, инспирированных Святополком; ср. сообщение «Повести временных лет» о приказе Святополка «избивати» поляков «по городом» (ПСРЛ 1. Стб. 143–144; 2. Стб. 131). 809 Аноним или передает совершенно безосновательное польское предание, или прибегает к собственному вымыслу к вящей славе своего героя. Через год после возвращения в Киев вместе с войском Болеслава I Святополк был разбит и изгнан из Руси Ярославом. Некоторым оправданием слов Анонима может служить разве что факт присоединения Болеславом к своей державе Червенских городов (к западу от верхнего течения Западного Буга), которые были возвращены в состав Древнерусского государства только в 1030–1031 гг. 810 Вряд ли подлежит сомнению, что нижеследующее описание снова относится к битве у Волыня на Западном Буге, которая уже упоминалась в «Хронике» (см. примеч. 807). 811 Согласно Титмару, сражение у Волыня состоялось 22 июля (Thietm. VIII, 11/7), однако 23 июля в 1018 г. приходилось не на воскресенье, а на вторник; не было в тот день и какого-то иного церковного праздника. 812 Не вполне ясно, что означает у Анонима этот термин, обычно просто опускаемый переводчиками. В связи с общим значением лат. inquilinus «наниматель жилья; житель без собственности; вообще: состоящий при каком-либо коллективе, но не являющийся его формальным членом» (например, вольнослушатель среди студентов) переводим его в данном случае как «простой воин (в отличие от pыцapя-miles)» (ср. следующее примеч.). В своей плеонастической риторике хронист часто аккумулирует синонимы. 813 Clientes (дабы избежать повтора, отсутствующего в оригинале) передаем условно как «вассалы», хотя, полагаем, это слово в данном контексте значит то же, что inqilini (см. предыдущее примеч.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

263 Между неупомянутыми Евсевием сочинениями Аполлинария мы можем назвать только книгу „περ εσευεας» (о благочестии). (Photius, cod. 14). 264 „Церк. Ист.» V, 16. Здесь Евсевий говорит, что, кроме Аполлинария, борцами против монтанизма были „многие другие, жившие в то время ученейшие мужи». Не называя их имен, Евсевий тут же цитует одного „из этих писателей». Блаж. Иероним называет этого анонима то Аполлонием, то Родоном (гл. 39 и 40 „Каталога»), а Руфин и Никифор Каллист назывлют его Аполлинарием Иерапольским. 265 Что здесь разумеется Аполлинарий, епископ Иерапольский, а не другой какой, – это видно из того, что в „Хронике» известия о прославлении Аполлинария и о громоносном легионе стоят рядом. 266 Большинство ученых думает, что Евсевий в настоящем случае ссылается на апологию Аполлинария; но это только догадка, неимеющая твердых оснований. 267 Последняя догадка принадлежит Неандеру („Gesell, d. Christi. Religion und Kirche.» B. i, S. 148; 4-te Aufl.). 271 в 16 – 17 гл. V-й книги „Церковной Истории» цитуется Евсевием анонимный антимонтанистический писатель из Малой Азии. Быть может, это Аполлинарий. Так, по крайней мере, Руфин и Никифор Каллист называют малоазийского анонима. 273 „Церк. Ист.» IV, 27. Гарнак опять таки предполагает в этом замечании не ошибку, но намеренный обман со стороны Евсевия, вызванный желанием Евсевия объяснить нерешительность Аполлинария в борьбе с монтанизмом. („Apologeten.» S. 233). 274 „Apologeten.» SS. 233, 238 и 239. Впрочем, дата возникновения монтанизма не установлена твердо. Аноним, цитируемый Евсевием („Ц. И.», V,16), относит возникновение монтанизма к проконсульству Грата, a последнее, по „Хронике» Евсевия, падает на 171 или 172 г. 278 Не лишне заметить, что в письме к Магнусу бл. Иероним называет Аполлинария Иерапольского sacerdos. т. е. жрец или священник. Преосв. Филарет заключает из этого, что Аполлинарий писал антиеретические сочинения еще до принятия епископского сана („Ист. уч. об оо. Церкви», том 1-й. стр. 92). Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

По показаниям анонима, Амвросий при Константине и Констансе заведовал префектурой Италии и из преторов взошёл на епископскую кафедру 32 , тогда как от Павлина мы узнаём, что италийским претором в то время был некто Проб, а Амвросий был поставлен Пробом только провинциальным правителем названной префектуры 33 . По свидетельству того же анонима, Амвросий был наставлен в священных книгах, ε κα μητος ν 34 , не будучи крещёным, что плохо вяжется, как увидим несколько ниже, как с показаниями самого Амвросия, так и с данными других более надёжных источников. Анонимный автор полагает, что Амвросий скончался в глубокой старости 35 , а между тем более детальный разбор биографии Амвросия рисует нам его в момент кончины человеком далеко не старым. Если Павлин, таким образом, иногда не удовлетворяет нас скупостью своих фактических показаний, то анонимный автор способен привести нас к ошибочным выводам. II Если вообще наши источники не особенно щедры на сведения, то относительно первого периода жизни св. Амвросия с момента его рождения до вступления на епископскую кафедру, их недостаточность чувствуется особенно сильно. Они дают нам возможность в этой области сделать несколько только самых общих штрихов. Говоря о родине Амвросия, Павлин приводит нас в Галлию, в дом префекта Галлии по имени Амвросий 36 . Судя по высокому административному посту, который занимал отец Амвросия, он принадлежал к знатному и влиятельному роду. Сам Амвросий упоминает о своей родственнице мученице св. Сотерии, которая была девицей знатного рода и предпочла святую веру консульству и префектуре родителей 37 . Этот же факт показывает, что христианство давно уже было известно его знатному роду, успевшему выставить из своей среды даже мученицу. Что отец Амвросия также был христианином и принял крещение, доказать нельзя, хотя в виду вышеуказанного факта и это весьма вероятно; но что семья его была даже более, чем благочестивой в обыкновенном смысла, это несомненно. Его дочь и родная сестра будущего епископа Марцеллина, а также их мать относились с большим уважением к епископам; Марцеллина к тому же очень рано наложила на себя обет христианского девства 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

См.: Ibid. P. 42. Ibid. P. 35, 37. Более подробный разбор высказываний Анонима о Стефане Милутине и его брате см.: Наумов Е. П. Завистник веницейского чекана//Дантовские чтения, 1973. М., 1973. С. 250 и сл. Текст Анонима здесь и далее цитируется в переводе Е. П. Наумова. Anonymi Descriptio. P. 30, 36. Ibid. P. 30–31. См.: Наумов E. П. Господствующий класс... С. 259–260. См.: Jupeuek K. Ucmopuja... Т. 2. С. 77–79. См.: Наумов Е. П. Господствующий класс... С. 248–250. Anonymi Descriptio. P. 37. См.: Sufflay M. de. Die Kirchenzusmдnde...//Illyrisch Albanische Forschungen. Bd. 1. S. 212–214. См.: Ibid. S. 214–215; Acta et diplomata res Albaniae mediae aetatis illustrantia. Vindobonae, 1913. Vol. 1. N 648–650. В документе середины XIII в. приводятся высказывания жителей города, недовольных позицией курии в споре за юрисдикцию над городами Приморья между Баром и Дубровником, например такие: «Кто есть папа? Наш господин король Урош — наш папа!» (Quid est papa? Dominus noster rex Urosius est nobis papa!) (цит. по: С. Борба за самосталност... С. 121). Об этом см.: Наумов Е. П. Господствующий класс... С. 108–109. См.: Jupeuek K. Ucmopuja... Т. 2. С. 75. Споменици за средновековната и поновата ucmopuja на Makeдohja. Т. 2. С. 619. В более позднем «Законе о рудниках» деспота Стефана Лазаревича священнику, совершившему такой поступок, предписывалось отрезать нос H. Закон о рудницима деспота Стефана Београд, 1962. С. 56). См.: Законник цара Стефана Душана 1349 и 1354/Издао и превео Н. Padojчuh. Београд, 1960. С. 44. См. там же. С. 45. См.: Norden W. Das Papstum... S. 229. См.: VMSM. T. 1. N 55. S. 33. См.: Moravcsik G. Byzantium. P. 115. Известна булла папы Гонория III 1226 г., санкционировавшая передачу латинским монахам греческого монастыря св. Андрея в Вышеграде (VMHH. Т. 1. N 53). См.: Gill J. Byzantium and the Papacy. P. 44. См.: Moravcsik G. Byzantium... P. 115. См.: ЛИБИ. Т. 4. С. 44–45. Еще в 1290 г. папа Николай IV предписывал легату, епископу Беневента, добиться изгнания из Белграда «схизматического» епископа (VMHH. Т. 1. N 587. Р. 366).

http://sedmitza.ru/lib/text/442949/

III. Надписания к ста главам аскетического слова Весьма ограниченным кругозором наблюдений над списками аскетического слова бл. Диадоха следует, по нашему мнению, объяснять и довольно поверхностное отношение издателя «новой редакции» к надписаниям над каждою главою стоглава. Так как «во всех поименованных (т. е. в книге) и других известных нам (но почему-то замолчанных) греческих рукописях нет, говорит проф. Попов, над аскетическими главами надписаний, указывающих на содержание каждой главы», то, при издании λγος σκητικς бл. Диадоха, «греческие надписания он извлек из анонимных схолий, находящихся в Оксфордской рукописи XII в. (God. Laudianus 84)» (стр. XXIII-XXIV). Известные в науке надписания, по латинскому тексту аскетического слова бл. Диадоха, в издании XVI в. Турриана наш издатель игнорировал совершенно, так как, по его мнению, «можно сомневаться в греческом происхождении этих надписаний» (стр. XXIV). Важность такого рода надписаний сознавали и другие издатели и переводчики 9 аскетического слова, так как она, по словам покойного епископа Феофана, «не мало будут способствовать к уразумению и запоминанию премудрого учения бл. Диадоха» (Добротолюбие в русском перев., изд. Пантелеимоновского монастыря на Афоне М. 1899, стр. 11, прим.). И хотя наш покойный ученый затворник и знаток аскетической письменности и заподозрил греческое происхождение надписаний в Турриановском издании аскетического слова и назвал их «придуманными латинским переводчиком» (там же), тем не менее в своем «Добротолюбии» он воспользовался именно этими надписаниями. Попытку проф. Попова позаимствовать надписания над главами из Оксфордской рукописи XII в. 84 у анонима, сомневающегося даже в существовании Диадоха, как исторически определенного лица (стр. и прим, и стр. 529), нельзя ни в каком случае признать удачною. От этих надписаний анонима «новая редакция» аскетического слова бл. Диадоха скорее проиграла в своем научном достоинстве, чем выиграла, так как соединены в одно целое предметы не одинаковой ценности 10 и научной значимости.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Более того, истинным викарием Христа являются даже не епископы, а именно императоры и короли. Ведь, по мысли Анонима, архиереи лишь подражают апостолам, в то время как король соцарствует Христу: «Священнослужителей помазует Господь как Своих апостолов духовным помазанием, короля же – более соучастников Своих как Своего Первородного Сына, рожденного прежде всех век» 410 . И хотя точка зрения Анонима не закрепилась в конкретной политической доктрине, его антииерократические мысли получили распространение гораздо дальше того места, где рукопись была написана. Повсеместно считалось само собой разумеющимся, что помазание ставило императора или короля вне всего остального мира. После окончания обряда помазания тело короля считалось священным, неприкосновенным и самым сильным символом власти – ведь Таинство совершалось непосредственно над телом, а не где-то вообще 411 . А в XIII веке была сделана попытка уподобить церковный статус короля статусу церковнослужителя, например диакона. На Литургии папа христосовался с Французским королем, как с одним из кардиналов, а в конце богослужения тот подносил понтифику чашу для причащения и воду, как это обычно делают иподиаконы. Вскоре, желая окончательно покончить с сомнениями относительно сакрального статуса христианского монарха, этой традиции придали определенную форму. И уже с конца XIV века западные короли начали по-настоящему исполнять обязанности диаконов и иподиаконов. И хотя, в частности, Французские монархи формально никогда не были диаконами, но само одеяние, в которое они облачались после коронации, напоминало стихарь, который клирики надевают к мессе 412 . Очередное политическое падение Апостольского престола началось со старого спора о том, кому принадлежит Сицилия. Папа категорично не хотел забывать, что некогда завоеванный остров был объявлен норманнами собственностью Римской кафедры. А Французский король Филипп IV Красивый (1285–1314) не желал уступать права своей короны на эту территорию. Присоединилось еще одно обстоятельство – война Франции с Англией за континентальное наследство. Нуждаясь в средствах, Французский король в 1294 г. ввел специальный налог, который был распространен и на духовные владения. Без испрашивания согласия папы, разумеется.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Топос «возникновение источника», восходящий к Священному Писанию , также является общехристианским 208 , хотя и имеет определенные отличия в произведениях кельтской и римской традиции. В «Житии св. Феликса» описание чуда, связанного со сверхъестественным появлением воды, имеет заметные кельтские черты. Отличие от кельтских житий состоит в том, что для них характерной деталью является источник, родник, а не рукотворное хранилище, как в «Житии св. Феликса» (с. 794). Однако все, что касается самой воды, имеет параллели в кельтских житиях. Так, Беда пишет, что, несмотря на очень жаркое лето, в хранилище, наполнявшемся за счет дождей, «было достаточно воды» (с. 794) для нужд святого, пока он скрывался в своем тайнике. Согласно Беде, Господь «при безоблачном небе доставил Своему исповеднику благодать таинственной росы, которой подкреплялся жаждущий, смотря по тому, какова была его потребность» (с. 794). Постоянное количество воды, зависящее от нужд святого, упоминается и в описании чудесного источника, возникшего по молитве св. Катберта. В изображении анонима и Беды источник возникает после молитвы, произнесенной святым. Однако, согласно анониму, вода появляется немедленно, «вырываясь из каменистой земли» (VA, L III, 3). Это соответствует кельтской агиографической традиции. В «Житии св. Колумбы» также упоминается об источнике, появившемся по благословению святого 209 . Это совпадает с описанием источника в «Жизни «галльских» отцов» Григория Турского 210 , причем в обоих случаях, как и в житии анонима, подчеркивается, что вода с силой бьет из земли. Беда ориентируется на описание аналогичного чуда, совершенного св. Бенедиктом Нурсийским 211 , причем, как и св. Григорий Великий , делает акцент на смиренной молитве святого. Источник, появляющийся по молитве святого, обнаруживается братией на следующий день, а не сразу после молитвы. Описание самого источника в житии Беды имеет кельтскую параллель. Беда пишет: «эта вода чудесным образом удерживалась в своих первоначальных границах, так что она никогда не переливалась через край и не заливала пол; ее количество не уменьшалось по причине истощения ее запаса, но милость Подателя так умеряла ее, что она не превосходила нужд пользующихся, но и не убывала» (VB. 19). У Григория Турского также рассказывается об источнике, возникшем по молитве святого, в котором количество воды сохранялось неизменным, так что святой «получал ее каждый день ровно столько, сколько было необходимо для него и для мальчика, который был дан ему в услужение» 212 . Таким образом, в описании этого чуда, типичного для всей христианской агиографии, Беда соединил черты двух традиций.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Феодорит Аноним IV, VI: Χρις σοι, Δσποτα παντοκρτορμ, κα Στερ μτερε, τι τδε τ νδρ γ μν νεχερησα σματα, σ δ ψυχς и т. д. c. V: χρις σοι δσποτα παντοκρτορ κα στερ μτερε, τι τδε τ νδρ γ μν νεχερα σματα, σ δ ψυχς и т. д. IV, VI: πειδ δ, λγων διελθουσν μερν θεος μβρσιος, σν παησ πλεστ τ βασιλε διαλεγμενος πεμμψατ τισιν ς οκ ε παρ τν ρχντων γεγενημνοις и т. д. до конца главы. c. VI: πειδ δ λγων διελθουσν μερν θεος τοτος μβρσιος σν παησια μεζονι τ βασιλε διαλεγμενος, πμψατο τοτον, οα μ καλς π τν ρχντων τινν γεγενημνων и т. д. до конца главы. I, V, XVII. с. XIX и мн. др. Первые издатели рассматриваемого памятника в курсе патрологии Миня высказывают предположение, что автором её был Метафраст (см. t. XIV, s. 1. с.с. 45–46 примеч. под буквою а); но это предположение все-таки не может быть обосновано. Впрочем, нет даже никакой необходимости поднимать спора об этом памятнике, потому что и сам по себе он не имеет для нас почти никакого значения, как в виду своей зависимости от истории Феодорита, так и в силу своего несогласия с показаниями Павлина, так или иначе осведомленного в силу своей близости к Амвросию. По показаниям анонима, Амвросий при Константине и Констансе заведовал префектурой Италии и из преторов взошел на списковую кафедру, 2288 тогда как от Павлина мы узнаем, что италийским претором в то время был некто Проб, а Амвросий был поставлен Пробам только провинциальным правителем названной префектуры. 2289 По свидетельству того же анонима. Амвросий был наставлен —109— в священных книгах, ε κα μητος ν, 2290 не будучи крещенным, что плохо вяжется, как увидим несколько ниже, как с показаниями самого Амвросия, так и с данными других более надежных источников. Анонимный автор полагает, что Амвросий скончался в глубокой старости, 2291 а между тем более детальный разбор биографии Амвросия рисует нам его в момент кончины человеком далеко не старым. Если Павлин таким образом иногда не удовлетворяет нас скупостью своих фактических показаний, то анонимный автор способен привести нас к ошибочным выводами. II

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Итак, можно заключить, что представления Беды о болезни и смерти имеют общехристианский характер. Они сложились под влиянием Св. Писания и 4-й книги «Собеседований о жизни италийских отцов и о бессмертии души» св. Григория Великого . 3.5. Представления о чудесном в «Житии св. Катберта» Славные «деяния» 335 являются основным доказательством незаурядности героя похвальной речи. В средневековой агиографии чудеса, совершенные по молитвам святых, заняли место воинских подвигов и других необыкновенных поступков, однако в понимании авторов и читателей житий они были столь же реальны. Чудеса как «деяния» святых воспринимались как неожиданные и в то же время закономерные происшествия, как проявления действия божественной силы в земной жизни людей. Факт реальности чудес ни у анонима, ни у Беды не вызывает сомнения, но восприятие их различно. Для анонима важно не мистическое значение событий, а то, как они выделяют его героя из среды окружающих его людей. Поэтому в анонимном житии речь идет о «деяниях» (анон. житие, кн. гл. 2) Катберта. Аноним рассматривает жизнь героя на фоне других человеческих жизней. Этот несколько приземленный взгляд характерен для кельтского религиозного мировоззрения. У Беды более глубокое, богословское восприятие чуда. Называя свой труд «рассказом о жизни и чудесах блаженного отца Катберта» (гл. 1), он соотносит два плана повествования – земной и небесный, которые не сливаются в одно целое, но и не могут существовать один без другого. В личности героя эти два плана встречаются: чудотворец принадлежит иному бытию; посредством чудес, происходящих по его молитве, вечность сообщается с временной жизнью. Это представление Беды можно считать общехристианским. Чудеса являются знаками избранничества Катберта, которое отмечается обоими агиографами. Однако аноним сосредоточивается на личности святого. Беда, напротив, привлекает внимание читателя к истинному источнику чудес – Богу, говоря, что через чудеса «небесная благодать побуждала Катберта мало-помалу вступить на путь истины с самых ранних лет его отрочества» (гл. 1). Это свидетельствует о более правильном понимании предмета с точки зрения развитого церковного сознания, которое было в то время характерно именно для Рима.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Неизвестный миллионер разбрасывает по Магнитогорску конверты с деньгами 18 октября, 2016. Новостная служба На акцию с конвертами, по словам анонима, его подтолкнуло чувство социальной несправедливости 18 октября. ПРАВМИР. Неизвестный миллионер раздаст жителям Магнитогорска 50 млн рублей. Аноним разбрасывает деньги в конвертах по всему городу. Ранее жители Магнитогорска стали писать в соцсетях о том, что находят на улицах города разноцветные конверты с купюрами разного достоинства — от 50 рублей до 100 долларов. Конверты напоминают билеты советской лотереи «Спринт», пишет газета «Коммерсантъ». Позже анонимный филантроп связался с местным изданием «Верстов.Инфо» и рассказал о том, что эти деньги «ему слишком легко достались, чтобы ими дорожить». По словам главного редактора агентства Павла Верстова, очевидцы рассказали ему, что находят деньги на тротуаре, возле аптеки, возле рынка и т. д. Вскоре миллионер связался с «Коммерсантъ FM». Он рассказал, что ему 48 лет и он работает на Магнитогорском металлургическом комбинате менеджером с зарплатой в 2,5 млн рублей в месяц. На акцию с конвертами, по словам анонима, его подтолкнуло чувство несправедливости из-за разницы в доходах на предприятии. Он не согласен с политикой руководства в отношении зарплат. По его словам, свое имя он не может назвать из-за опасения быть уволенным. О его поступке знает лишь пара человек, которые помогают ему разбрасывать конверты, а также супруга. В городе уже появились люди, которые целыми днями организованно ищут конверты. По словам одного из них, в Магнитогорске действует бригада сыщиков из восьми человек. Они уже нашли почти 300 конвертов на сумму около 60 тысяч руб. Однако сам миллионер заявил, что подобные акции мешают ему добиться цели — раздать деньги почти каждому взрослому жителю Магнитогорска. Всего, по словам миллионера, он планирует оставить на улицах 300 тысяч конвертов с 50 млн рублей. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/neizvestnyiy-millioner...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010