Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН I Иоанн I, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (из кн.: Historia delle vite dei sommi pontefici. Venezia, 1607) Иоанн I, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (из кн.: Historia delle vite dei sommi pontefici. Venezia, 1607) [лат. Ioannes, Iohannes] († 18.05.526, Равенна), св. (пам. зап. 27 мая), папа Римский (с 13 авг. 523). В Каталоге папы Феликса IV (III) (после 530) продолжительность понтификата И. определена в 2 года 8 месяцев и 15 дней, однако в большинстве рукописей Liber Pontificalis указаны 2 года 9 месяцев и 16 (17, согласно Л. Дюшену) дней. Хронология Liber Pontificalis представляется предпочтительной, хотя рассказ о понтификате И. здесь завершается не смертью папы в Равенне (18 мая), а его погребением в Риме (27 мая). И в том, и в др. источнике содержатся противоречивые сведения о периоде интерпонтификата - от кончины папы Гормизда (6 авг. 523) до избрания И. Болландист Д. Папеброх считал достоверной приведенную в Каталоге Феликса IV (III) дату интронизации И.- 3 сент. Вост. хронисты обычно округляли продолжительность понтификата И. до 2 ( Евтихий Александрийский) или 3 лет ( Феофан Исповедник и К-польский патриарх Никифор I ). Для уточнения хронологии понтификата И. важное значение имеют консульские датировки, приведенные в Liber Pontificalis, согласно которым он занимал Римскую кафедру с консульства Максима (523) по консульство Олибрия Младшего (526). И.- сын некоего Констанция, жившего в обл. Тусция (ныне Тоскана). Предание о том, что папа был уроженцем г. Сена Юлия (ныне Сиена), известно лишь с XV в., когда предполагаемый дом И. в Сиене стал местом почитания. В Риме папа восстановил и украсил катакомбы святых Нерея и Ахиллия на Ардеатинской дороге, а также катакомбы Феликса и Адавкта и катакомбы Присциллы. Известно о подаренных ему имп. Юстином I драгоценных сосудах, к-рые И. передал в базилики св. Петра, Девы Марии (вероятно, совр. Санта-Мария Маджоре) и св. Лаврентия. Наиболее значительным событием понтификата И. стало посольство в К-поль (подробно описано в Каталоге Феликса IV (III), в Liber Pontificalis, а также во 2-м фрагменте Анонима Валезия ).

http://pravenc.ru/text/469670.html

Свинцовая фистула с именами Иоанна I, папы Римского, и кард. Стефана. 526 г. (Музей Пио-Клементино, Ватикан) Свинцовая фистула с именами Иоанна I, папы Римского, и кард. Стефана. 526 г. (Музей Пио-Клементино, Ватикан) В 523 г. имп. Юстин I ужесточил меры против монофизитов и ариан. Их церкви закрывались и передавались православным; мн. ариане под давлением власти принимали православие. Готы как федераты империи сохраняли право свободного исповедания арианства, однако меры, принятые имп. Юстином I против ариан, привели к напряженности в отношениях с К-полем остгот. кор. Теодориха Великого (он считал себя покровителем арианства на всей территории бывш. Римской империи, как на Востоке, так и на Западе). В качестве ответной меры король остготов угрожал начать преследование православных на подчиненных ему территориях в Италии. Теодориху принадлежала также инициатива отправить в К-поль посольство во главе с папой Римским, чтобы добиться от императора отмены мер против ариан. В Liber Pontificalis сообщается, что незадолго до этого к Теодориху в Равенну прибыла делегация в составе И. и представителей рим. сената. Они обратились с просьбой не принимать к.-л. мер против правосл. Церкви, пообещав уладить с императором «арианский вопрос». Во 2-м фрагменте Анонима Валезия об этих событиях рассказывается иначе: кор. Теодорих вызвал папу в Равенну, насильно посадил на корабль и отправил в К-поль. Кроме И. в состав посольства вошли св. Екклесий , еп. Равенны, Евсевий, еп. г. Фан (ныне Фано), еп. Сабин (неизв. кафедра в обл. Кампания), а также Феодор, рим. сенатор и бывш. консул (в 505), сенаторы Импортун (консул в 509), Агапит (консул в 517) и др. Агапит, патрикий. Сведения о прибытии И. в К-поль в источниках разнятся. В сообщении пресв. Прокопия, которое является дополнением к «Пасхальной хронике», компиляции сер. VII в. (Selecta ad illustranda Chronicon Paschale - CSHB. T. 2. P. 120-138), говорится, что посольство прибыло в столицу к кон. 525 г. Согласно Прокопию, на праздник Рождества папа служил с К-польским патриархом Епифанием.

http://pravenc.ru/text/469670.html

Тогда встал вопрос о первенстве, и патриарх был вынужден уступить И. Комит Марцеллин, писавший в 30-х гг. VI в., также упоминает о папском посольстве в К-поль в 525 г. Поскольку комит Марцеллин использует для датировки событий годы консульств, часто отсчитывая их от Пасхи, а не от 1 янв., прибытие папы он относит ко 2-й пол. 525 - нач. (до 13 апр.) 526 г. Этот автор тоже сообщает о службе, которую И. провел в храме Св. Софии, однако речь идет о праздновании не Рождества 525 г., а Пасхи 19 апр. 526 г., когда, воссев на возвышении справа от алтаря, И. произносил молитвы на латыни, по римскому обряду. Срок пребывания посольства в К-поле не уточняется, однако известно, что в нач. мая папа был уже в Италии. Свт. Григорий I Великий рассказывает о чудесах, к-рые И. совершил во время посольства. При переезде через Коринфский перешеек некий благочестивый муж дал папе коня, на к-ром обычно ездила его жена. Потом папа вернул коня владельцу, однако конь, смирный под епископом Рима, не стал возить женщину, и хозяин возвратил его И. В К-поле папа исцелил слепца ( Greg. Magn. Dial. III 2). Иоанн I, папа Римский, в темнице с двумя святыми. Роспись ц. Санта-Мария ин Порто фуори в Равенне. XIV в. Фотография 30-х гг. XX в. Иоанн I, папа Римский, в темнице с двумя святыми. Роспись ц. Санта-Мария ин Порто фуори в Равенне. XIV в. Фотография 30-х гг. XX в. И. торжественно приветствовали в К-поле, император вышел ему навстречу. В Liber Pontificalis подчеркивается, что это была 1-я встреча восточнорим. (визант.) императора с папой Римским со времен имп. Константина I Великого и Римского еп. Сильвестра I . Мн. жители визант. столицы с зажженными свечами и пением гимнов вышли встречать И. Находясь в К-поле, папа подтвердил, что состоит в церковном общении с представителями всех важнейших Церквей Востока, кроме Александрийского патриарха Тимофея III , остававшегося монофизитом. Согласно Liber Pontificalis, папе удалось договориться с имп. Юстином I по всем вопросам. Во 2-м фрагменте Анонима Валезия, напротив, сообщается, что император отверг просьбу Теодориха разрешить арианам, принявшим православие под давлением властей, вернуться к исповеданию прежней веры.

http://pravenc.ru/text/469670.html

Обладая храбростью, здравым смыслом, исполнительностью, Юстин сделал успешную воинскую карьеру, дослужившись до офицерского, а затем и генеральского чина. На служебном поприще у него случались и срывы. Один из них сохранился в анналах, поскольку после возвышения Юстина получил в народе провиденциальное истолкование. Рассказ об этом эпизоде включен Прокопием в его «Тайную историю». Во время подавления мятежа исавров в правление Анастасия Юстин находился в действующей армии, которой командовал Иоанн по прозвищу Кирт – «Горбатый». И вот за неизвестно какую провинность Иоанн арестовал Юстина, чтобы «предать его смерти на следующий день, но совершить это помешало ему… видение… Во сне к нему явился некто громадного роста… И это видение приказало ему освободить мужа, которого он… вверг в узилище» . Иоанн вначале не придал значения сну, но сонное видение повторилось в следующую ночь и затем еще в третий раз; явившийся в видении муж грозил Кирту «уготовить ему страшную участь, если он не выполнит приказанного, и добавил при этом, что впоследствии… ему чрезвычайно понадобятся этот человек и его родня. Так довелось тогда Юстину остаться в живых», – резюмирует свой анекдот, основанный, возможно, на рассказе самого Кирта, Прокопий. Аноним Валезия рассказывает еще одну историю, которая, согласно народной молве, предвещала Юстину, когда он уже был одним из приближенных к Анастасию сановников, верховную власть. Достигнув глубокой старости, Анастасий раздумывал о том, кто из племянников должен стать его преемником. И вот однажды, чтобы угадать волю Божию, он пригласил всех троих в свои покои и после ужина оставил их ночевать во дворце. «В изголовье одного ложа он повелел положить царский (знак), и по тому, кто из них выберет это ложе для отдыха, он сможет определить, кому отдать впоследствии власть. Один из них возлег на одно ложе, двое же других из братской любви легли вместе на втором ложе. И… ложе, где был спрятан царский знак, оказалось незанятым. Когда он увидел это, поразмыслив, он решил, что никто из них не будет править, и начал молить Бога, чтобы Он послал ему откровение… И однажды ночью увидел он во сне человека, который сказал ему: “Первый, о ком тебе будет сообщено завтра в покоях, и примет после тебя власть”. Так случилось, что Юстин… как только прибыл, был направлен к императору, и о нем первом доложил… препозит» . Анастасий, по словам Анонима, «вознес благодарность Богу за то, что указал ему достойного наследника», и все же по-человечески Анастасий был огорчен случившимся: «Однажды во время царского выхода Юстин, спеша выразить почтение, хотел обойти императора сбоку и невольно наступил на его хламиду. На это император лишь сказал ему: “Куда ты спешишь?”» .

http://pravoslavie.ru/59910.html

медальонов с изображением Теодориха и легендой, в к-рой король именовался «благочестивый принцепс, вечно непобедимый» и «победитель народов». После восшествия на престол имп. Юстина I (518-527) и завершения акакианской схизмы отношения между Византией и Остготским королевством улучшились; император, король остготов и Римский папа Гормизд (514-523) обменялись посольствами. В 519 г. имп. Юстин I назначил консулом Эвтариха, зятя остгот. короля, а на 522 г. предоставил Теодориху право назначить обоих консулов (были назначены рим. сенаторы Квинт Симмах и Северин Боэций). Путем династических браков Теодорих стремился создать на территории бывш. Зап. Римской империи своего рода конфедерацию варварских правителей во главе с остготами. Вскоре после победы над Одоакром Теодорих женился на Аудефледе, сестре кор. франков Хлодвига; впосл. он выдал дочерей замуж за короля вестготов Алариха II и за Сигизмунда , сына бургундского кор. Гундобада. Позднее Теодорих способствовал браку племянницы Амалаберги (она вышла замуж за короля тюрингов) и усыновил некоего вождя герулов. Кассиодор сообщал о посольстве к Теодориху эстов, населявших юго-вост. побережье Балтийского м. В 491 г. остготы установили контроль над Сицилией. Остававшаяся в руках вандалов крепость Лилибей на зап. побережье острова отошла остготам ок. 500 г. как дар короля вандалов Трасамунда по случаю его женитьбы на Амалафриде, сестре Теодориха. В результате заключенных династических браков и военных экспедиций Теодорих стал самым могущественным правителем на Западе. Кор. Теодорих. Аверс монеты. 493–526 гг. Кор. Теодорих. Аверс монеты. 493–526 гг. В последние годы правления Теодорих изменил политический курс. В источниках (сочинения Иордана, Анонима Валезия) завершение «счастливого» правления Теодориха датируется 523 г., поворот короля к более жесткой политике связывается как с внешнеполитическими неудачами, так и с внутренними проблемами Остготского королевства. В это время скончался зять Теодориха, Эвтарих, предполагаемый наследник престола; др.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Политические изменения, связанные с падением Империи на Западе и образованием варварских королевств, привели к существенным изменениям в культурной жизни Европы и не оставили неизменным латинское историописание. Наряду с традиционными жанрами исторической прозы в VI в. появляются первые образцы варварских историй. Вслед за трудами Кассиодора и Иордана увидели свет сочинения Григория Турского , Фредегара, Исидора Севильского , Гильдаса, Ненния, Павла Диакона. Уже самый поверхностный взгляд на исторические труды раннего и классического западноевропейского Средневековья убеждает в непосредственном влиянии на них со стороны латинской христианской историографии IV – начала V в. Это влияние двух уровней: жанровое и концептуальное. С одной стороны, уже историки варварских народов будут либо облекать свои рассказы в форму хроник (как Фредегар, Исидор Севильский или Павел Диакон), либо пытаться синтезировать хронику и церковную историю ( Григорий Турский , Беда Достопочтенный ), либо писать историческую монографию (Иордан, Аноним Валезия, Ненний). Наряду же с варварскими историями будет развиваться жанр всемирной хроники, явившийся синтезом хроникального подхода Евсевия и Иеронима и универсально-исторического нарратива Павла Орозия. С другой стороны, авторы «историй» раннего Средневековья, так же как и авторы классических «хроник» (Проспер, Идаций, Марцеллин Комит и другие), активно разрабатывали теоретические положения, сформулированные историками IV – начала V в. Так, именно мелитоновская теория, ставшая фундаментом сочинения Лактанция «О смертях преследователей» и отточенная Орозием в «Истории против язычников», легла в основу объяснения многими средневековыми историками успехов и неудач в жизни государства или его правителя. Несмотря на открытую критику идеи земного воздаяния правителю со стороны блаж. Августина, средневековые историки будут стремиться видеть причины нестабильности государства в отношении его лидера с Церковью. Эту концепцию с той или иной степенью последовательности проводили Аноним Валезия в биографии Теодориха Великого, Беда Достопочтенный в «Церковной истории», Исидор Севильский в «Истории готов, вандалов и свевов», а из более поздних авторов Рихер Реймский в «Истории» и, несомненно, Оттон Фрейзингенский в «Хронике, или Истории двух градов».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

74 Согласно хронике Феофана, которая в данном случае опирается на сочинение Федора Анагноста, в заговоре против Зенона участвовали Верина и некоторые сторонники Василиска из числа константинопольских сенаторов («Летопись» Феофана, а. 5967). 78 В борьбе православных и монофизитов, происходившей тогда в Византии, Василиск выступил на стороне монофизитов. 79 Тимофей Элур в 460 г. по приказу императора Льва был смещён с епископского престола и отправлен в изгнание. 94 Древние авторы сообщают противоречивую информацию о кончине Василиска и его жены. В «Хронике комита Марцеллина» указано, что Василиск вместе с семьёй был сослан в каппадокийскую церковь Лимис и там «и там зачах, поражённый голодом» («Хроника комита Марцеллина», а. 476:1). Согласно Анониму Валезия Зенон поклялся, что Василиск не погибнет насильственной смертью , после чего «Василиску, его жене и сыновьям не позволили выйти из пустого подземного резервуара, и они погибли там от холода» (Anon. Vales. II, 9. 43). Виктор Туннунский в своей хронике сообщает, что Василиск с семьёй был сослан и в каппадокийскую крепость Сасем и умер там («Хроника Виктора», а. 476), а Феофан Исповедник – что в каппадокийской крепость Кукус, где то ли был заморен голодом в башне, то ли убит насильственно, выведенный из крепости («Хроника Феофана Исповедника », л. м. 5969, р. х. 469 ). 95 Маркиан был сыном западно-римского императора Анфемия (467–472 гг.), а по матери – внуком восточно-римского императора Маркиана (450–457 гг.). 102 Патриций Илл был одним из наиболее могущественных людей при дворе Зенона: именно благодаря его поддержке Зенон одержал победу в войне с Василиском и подавил мятеж Маркиана; в 477 г. Илл был провозглашен магистром оффиций (одна из высших должностей в поздней Римской империи), а в 478 г. – консулом. 105 Евстафий Плакида (IV в.) – антиохийский епископ, один из Отцов церкви; по ложному обвинению был низложен и сослан в Филиппы (по другим данным – в Траянополь во Фракии). 106 В действительности к тому времени прошло уже около 150 лет после смерти Евстафия: тот скончался в 337 или в 346 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Chtec/t...

2224 Theod. h. e. IV, 9 p. n. стр. 248: ατθι κηρσσετε πσ τ φ’ μς παρχ, ποχωρζοντες τ γιον Πνεμα π το Πατρς κα το Υο.... (ed. Gaifford ρ. 314 ed. Valesii p. 158). 2226 Theod. IV, 8. 9. р. п. стр. 244. 247: πισκποις διοικσεως ’Ασιανς, Θρυγας, Καροφρυγας, Πακατιανς... (ed. Valesii р. 155. 158. ed. Gaisford р. 309. 313). 2228 Theodoreti Opp. ed. Valesii. Par. 1673 см. Theodoreti h. e. ed. Gaisford. Interpret. Valesii p. 154, 38. Того же мнения и Noesselt. Praef. ad Opp. Theod. anno 1771 p. 665 см. Gaisford p. 83 note 1. 2229 Tillemont Mem. VI, 3 p. 895 напротив предполагает, что Каро-фригией, может быть, назывался какой-нибудь округ или даже провинция, лежавшая между Карией и Фригией. Так как о Карофригии, исключая данного места Феодорита, нигде не говорится и имя ее не встречается даже в самых подробных географических картах Киперта, мы признаем более правильным критикуемое Тильмоном воззрение Блонделя и Валезия. 2230 Воззрение Василия о 2-х Фригиях, как православных в Basil, ер. 204 р. и VII, 68, по-видимому, надо читать 2-ой Фригии, где действовал Оптим. Ср. списки отцов второго вселенского собора, где выступают два мелких епископа. Cowper р. 39. Бенешевич, прил. стр. 88. 2231 Что в данном месте надо иметь в виду не азийский диэцез, а провинцию Asia proconsularis, видно как из самого текста послания см. выше стр. 413 прим. 6, так и из дальнейшего перечисления провинций: Лидии, Карии и т. д. 2233 Ср. игры императорского культа у Гидулянова стр. 51. Тоже, как переживание держалось еще в IV в. Manceaux. De communi Asiae provinciae. Par. 1891 p. 117 et suiv. 2236 Sozom. VII. 2, 3 правильнее, чем y Сократа V, 4, 3 cp. Loofs Art. Macedonius в RE. Bd. 12 S. 47. 2241 Cp. Socr. VII, 36 p. п. стр. 566 Оптим из Агдамии фригийской перемещен в Антиохию писидийскую. 2242 Имя афродизийского епископа, бывшего на втором вселенском соборе, читается различно: Евмений (Le Quien I, 899), Евмадий или Евмафий Socr. IV, 12 ed. Hussey p. 184 p. пер. стр. 336), Екдикий (Mansi III, 571; Бенешевич, прил. стр. 89) Евдокий (Cowper р. 39) и т. д. 2252 Soz. VIII, 6 р. п. стр. 559. Что здесь надо читать Лидия, а не Ликия см. Tillemont, Mem. XI, 169. 2259 Cp. Mansi IV. 1212. Под приговором о низложении Нестория подписей епископов Ликии и Лнкаонии вовсе не значится, откуда можно заключить, что епископы этих провинций по-видимому из политических расчетов не торопились прибыть на собор или может быть они умышлено уклонились от всякого активного выступления на соборе в пользу той или другой стороны. 2260 Представленная нами таблица дает только приблизительное понятие о составе азийского церковного диэцеза в период до константинопольского собора 381 г., так как подчинение малоазийских провинций Константинополю со времени Иоанна Златоуста совершалось весьма успешно, почему можно предположить, что близлежащие к столице провинции Геллеспонт и Лидия были в это время вполне во власти константинопольского иерарха. 2263

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

С этими законно и канонически ( νθεσμς κα κανονικς) поставленными епископами они просят обмениваться приветствиями и иметь общение любви, отложив всякое человеческое пристрастие и благоустройство церквей предпочитая личному расположению 1968 . Собору 382 г. принадлежит также 5-й канон 1970 , дошедший под именем предшествовавшего собора. Он имеет ближайшее отношение к исследуемым нами вопросам, и на рассмотрение его, в виду существующих о нем спорах в науке, мы остановимся подробнее. Канон гласит следующее: «о том западных постановлено: мы приняли (в общение) и находящихся в Антиохии, коль скоро они исповедуют единое Божество Отца и Сына и Св. Духа ( περ το τμου τν δυτικν κα τος ν A­ ντιοχε πεδεξμεθα 1971 ) τος μαν μολογοντας παρος κα γον πνεματος θετητα). Pade утверждает, что под » τμος τν δυτκν« здесь нужно разуметь известное послание Дамаса к Павлину, содержащее в себе ряд анафематизмов на все ереси, относящиеся к учению о Св. Троице и воплощении 1972 . История этого послания очень темна. Феодорит, сохранивший это послание, предваряет его таким надписанием «исповедание кафолической веры, посланное папой Дамасом к Павлину, епископу македонскому, который был в Фессалоннике» ( πσκοπον Παυλνον ν τ Μακδονα, ς γνετο ν Θεσσαλνκη) 1973 . Неправильность этого надписания очевидна. Еще Бароний, Сирмонд и Валезий исправляли чтение ς в τε и в объяснение его указывали но то, что Павлин, присутствовавшей на соборе римском, возвращался назад в Фессалонику, где и получил это письмо. Но дело в том, что в некоторых кодексах и, притом древнейших (один Cod. Bodl. А. – десятого века) все подписание стоить на полях рукописей 1974 , а в кодексах Валезия и Стефана совсем отсутствует 1975 ; также и в западных сборниках надписание этого послания содержит только указате не назначение его Павлину 1976 . Поэтому, в определении времени составления этого письма вернее полагаться не на это надписание, а на предпосланное ему замечание Феодорита, что оно написано «собравшимся в великом Риме», т.е., по снесению V, 9 собором 382 года. Уже это одно разрушает предположение Rade, что в каноне 5-м константинопольский собор под именем τμοςα τν δυτικν имел в виду это послание: собор тогда еще не мог его получить. Вообще Rade пренебрегает показаниями Феодорита, – и напрасно. Послание собора 382 года, помещенное в его истории, прямо говорить о томе, написанном бывшим в Антиохии собором ( τ ν τ ντιοχε τ μω παρ τς κε συνελθοσης συνδυ γεγεννημν) 1977 , под которым и нельзя ничего разуметь, кроме τμος τν δυτικν) упоминаемого в V правиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

После этого краткого примечания, которое мы считали необходимым сделать, переходим к толкованию самого правила. Поводом к изданию этого правила так же, как и двух предыдущих, послужил мелетианский раскол. Из толкований этих двух последних правил мы уже видели, в чем состоял этот раскол, виновником которого был Мелетий, распространявший свою власть на не принадлежавшие ему церковные области и позволявший себе нарушать права александрийского епископа, поставляя в подвластной ему церковной области епископов, которых (т. е. незаконно поставленных Мелетием) во время созыва Никейского Собора было двадцать девять 399 . Осудив Мелетия, Собор должен был воспрепятствовать законом повторению подобного рода дел и позаботиться в особенности об охранении прав александрийского епископа в его области, точно так же, как и прав других первенствующих епископов в подчиненных им церковных областях. Каковы же были права александрийского епископа во время созыва Никейского Собора? То не были права обычного митрополита в том смысле, в котором говорит 4-е правило этого собора, т.е. права митрополита одной определенной области ( επαρχα, provincia), но права александрийского епископа простирались на три области, а именно, как сказано в правиле, на Египет, Ливию и Пентаполь, из которых каждая в свою очередь имела своего митрополита с подчиненными ему епископами 400 . Эти права александрийского епископа и вообще александрийской церкви правило выражает как привилегии ( τα πρεσβεια, privilegia) этой церкви, следовательно, александрийский епископ принадлежал к числу привилегированных епископов, бывших во время Никейского Собора и названных впоследствии патриархами. Вообще трудно определить с полною точностью, в чем состояли тогда привилегии александрийского епископа, так как по поводу этого высказывались самые противоположные мнения, но главным образом два: по одному – в этом правиле говорится об обычных правах митрополита, по другому – о правах патриарха 401 . Первого мнения, между прочим, держится и Беверегий в своих примечаниях к этому правилу 402 . При всем уважении к Беверегию, которым, как легко видеть, мы много пользуемся при толковании правил, мы не можем, тем не менее, в этом случае разделять его мнения, по причине, которую сейчас выясним. Другого мнения, на, основании Валезия 403 , придерживается, между прочим, Гефеле 404 . То же доказывает и Вальсамон в толковании данного правила 405 . Мы разделяем последнее мнение, конечно не в том, что Никейский Собор устанавливает этим правилом патриаршее достоинство в церкви, а в том, что он признает и санкционирует особые, большие права митрополитов в известных первенствующих церквях, причем эти митрополиты имели под своей юрисдикцией не только определенное число подчиненных им епископов, но и определенное число обычных митрополитов с подчиненными им в свою очередь епископами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010