По толкованию Валезия (not. ad cap. 18 libri V Hist. Eccles. Tbeodoretï Migne, gr. ser. t. 82, col. 1589), там епископ, окруженный пресвитерами, обыкновенно принимал приветствия от верных, которые приходили в церковь . Точнее, salutatorium находился между алтарем и νκτορον. Cnf. Bern. Ferrarii De ritu snerarum Ecclesiae veteris concionum. Ultrajecti. 1692. Lib. III, cap. IX, p. 353–355. Josephi Binghami Operum vol. III. Convert. Grischovius. Ed. secunda. Halae. 1758. Originum sive antiquit. eccles. lib. VIII, cap. VII, § 8, p. 263–264. 680 Под эдиктом, предложенным префектам, имеется такая приписка: νεγν σθη ν τ Εκκλησ τν μοναζντων ν τος ρημικος, Θαραμουθ κγ (in mensibus lulianis-Aprilis 18), νδικηιος α " , τους Διοκλητιανου ρξδ» (Mansi, V, 420. Деян., II, стр. 495). Сопо­ставляя это известие со свидетельством Cod. Iustin. I, 1. 3 (Corpus juris civilis. Ed. Beck. Lipsiae. 1839. Col. 3. 4), что указ относительно Иринея появился 17-го февраля (Dat. XIII или, вернее, XIV Kal. Mart.), мы получим точную дату его издания. См. об этом: Tillemont, Mémoires, XV, р. 267; Martin. Pseudo-Synode. Pag. 91 et note l ibid. 685 Hoffmann. S. 67,31–68,7. Martin. Actes. Р. 154–156. Perry. Р. 324–326. Здесь не говорится прямо, что событие ото происходило вскоре после обнародования указа про­тив Иринея, но упоминание об эдикте ясно выдает время приводимого в сирских актах эпизода. Это становится почти совершенно несомненным по сравнении цитированного нами отрывка с показанием пресвитера Кириака, который приурочивает волнения в Ан­тиохии к моменту выхода декрета Феодосия и слова Феодорита приписывает уже Домну (Hoffmann. S. 60,45–61,2. Marlin. Actes. Р. 138. Perry. Р. 296–297). – В доказательство подлинности сообщаемого сирскими актами фрагмента проповеди Киррского епископа мы укажем на аналогичное место из письма его к Зевгматийским декурионам. «Я, – го­ворит здесь Феодорит (epist. 125: М. 83, col. 1336), – сорадуюсь вам, поборающим за апостольские догматы и подражающим славному Навуфею (3 Цр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Акты в заключение рассказывают о многих явлениях Фруктуоза по смерти, именно, он являлся некоторым христианам, дочери проконсула и, наконец, самому проконсулу Эмилиану, последнему с укоризнами. Африканская церковь, в которой так сильно было гонение, также сохранила несколько актов мученических. Например, акты диакона Иакова и чтеца Мариана и многих других с ними, которые скончались мученически в Нумидии, в Африке. Мученики видят видения. Они также пророчествуют, предрекая беды и несчастья; так, мученик Мариан предсказывает разные злосчастья веку — проливные дожди, плен, голод, землетрясение. Известны и еще акты других мучеников африканских, именно, акты Монтана, Лукия и других мучеников в Африке. Эти акты довольно обширны по объему и чрезвычайно интересны по содержанию; здесь встречаются описания положений, отличающихся истинным драматизмом (диакон Флавиан). Чтение актов возбуждает глубокий интерес. Акты отличаются большим количеством рассказов о видениях мучеников, чем какие-либо другие акты этого времени. Всего видений здесь рассказано не менее пяти; в них представляется являющимися мучениками или Христос, или Киприан, уже отошедший от мира сего, и пр. Главная тема видений — предстоящая смерть исповедников и ее обстоятельства. Эти акты носят ясные признаки происхождения их во времена гонения Валерианова. Писателями части актов представляются сами мученики; в середине актов делается такое замечание: «это они (мученики) все вместе писали из темницы», остальное прибавлено каким-либо очевидцем. Как лучшее доказательство подлинности может быть указано то, что в актах упоминается как лицо, снабжавшее мучеников пищею, иподиакон Герениан, тот самый Герениан, который с подобной же миссией изображается и в письмах Киприана.    Посл. к Эмаммону. См.: Евсев. VII, 10.    Примечания Валезия к Евсев. VII, 10.    Gibbon. Gesch. der romischen Weltreiches. Leipz., 1854. Bd. I. S. 408—409.    В чем состояла обязанность цензора, указано у Бердникова. Государственное положение религии в Рим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Второй вопрос касался открытия арианских церквей для готов. В Кодексе Юстиниана (CJ. I 4. 12) сохранился указ императоров Юстина I и Юстиниана I от 527 г., согласно к-рому готам как верным федератам империи предоставлялось право иметь арианские церкви. Очевидно, папе не удалось добиться от императора удовлетворения всех требований кор. Теодориха по «арианскому вопросу», и после возвращения в Италию И., которого Теодорих, вероятно, подозревал в сговоре с императором, был заточен в темницу. Поводом для подозрений могло стать торжественное венчание имп. Юстина I, к-рое И., по сообщению Liber Pontificalis, совершил в К-поле. Согласно Liber Pontificalis, в период пребывания И. в К-поле из-за подозрений в сговоре с визант. императором Теодорих приказал казнить рим. сенаторов Северина Боэция и Симмаха. Казнь Симмаха подтверждает Аноним Валезия, однако рассказ о казни Боэция там предшествует рассказу об отъезде И. в К-поль. Если принять последовательность событий, предложенную в Liber Pontificalis, можно говорить о более ранней датировке папского посольства на Восток - не позднее окт. 525 г., т. к. Боэций был казнен 23 окт. После того как послы покинули К-поль, патрикий Агапит скончался в Фессалонике, а другие члены посольства по прибытии в Равенну были брошены в темницу. Согласно Liber Pontificalis, Теодорих хотел казнить И., однако испугался имп. Юстина I, поскольку военное и политическое положение остгот. короля в тот момент было не очень прочным даже на Западе, где усилилось королевство франков, а кор. вандалов Хильдерик оставался верным союзником Византии. И. скончался, не вынеся тяжелых условий заточения. Его тело было перевезено в Рим и погребено в базилике св. Петра. В Liber Pontificalis сообщается о скорой кончине Теодориха - вероятно, автор считал, что она явилась Божией карой за несправедливость по отношению к папе. Уже в кон. VI в. Григорий Турский именовал И. мучеником и посвятил ему главу в соч. «О славе мучеников» ( Greg. Turon. Glor. martyr. 40). Память И. внесена в Мартирологи Флора Лионского и Узуарда (IX в.).

http://pravenc.ru/text/469670.html

429 По замечанию Валезия, это самое читается в Дионе Кассии (Ехс. Leg. ex hist. Dionis Cassii LXVIII, 14), из которого, конечно, Петр выписал как этот отрывок, так и 2. 430 Это событие Нибур относит к 167 (см. бон. изд.), а Тильмон – к 170 году (Hist. des emper. V. 631) (M.). 431 Дион Кассий LXXI, 1 и 12 Exc. leg. – Лакринги у Диона (ed. Tauchnitz) Дакринги Λακργγοι, Δακργγοι. Астинги и лакринги, как замечает Нибур в Указателе, вероятно, имена царских родов вандальских (Мюллер). 433 До Карла Мюллера все читали EQ o( ε;’) λμωζε и λιμο вместо EQ o( ε;’) λομωξε и λοιμο. Он полагает, что Петр в сочинении, служащем продолжением Дионову (EQ o( ε;’) ν τος μετEQ o( Δωνα), следовал тому же писателю (вероятно Дексиппу), как и Зосим, который говорит о том же происшествии (I, 36): « Λοιμο δ τος στρατοπδοις EQ o( ε;’) μπεσντος καEQ o( τEQ o( ν πλεω μοραν αEQ o( υ;’) τEQ o( ω;˜) ν διαφθεραντος...» и т. д. Мы прибавим со своей стороны, что у Зосима могло стоять только λοιμο, а не λιμο, потому что с этим последним существительным не может быть соединено причастие EQ o( ε;’) μπεσντος. Ср. Стравона Lib. VIII, сар. 6, § 16. Λοιμο μεγλ συμηεσντος, где говорится о чуме, а не о голоде. Притом если у Валериана было довольно денег, чтобы задарить персидского шаха, то, конечно, достало бы и на то, чтобы снабдить голодное войско провиантом; видно, войско подверглось другому бедствию: не голоду, а чуме. 434 Сапор разбит был Каллистом и возвратился наскоро в Персию. См. Зонару XII. 23, 559 Bon., Синкелла 382, В. Ср. Зосима I. 39 (Мюллер). 436 ντιγραφεEQ o( ς τEQ o( η;˜) ς μνμης – по переводу Валезия, magister memoriae. Менандр в 6 кн. «Истории», с. 98, говорит, что под EQ o( α;’) ντιγραφες должно разуметь τοEQ o( ς βασιλικοEQ o( ς διαιτητEQ o( ς, proximos sacrarum largitionum (бон. 532). 437 С этим торжеством римского оружия по верхнему Тигру наступил мир между Римской империей и персами, которым воспользовался Григорий Просветитель для водворения в Армении христианства, ибо в Армении, уже отделенной от влияния персов сасанидов, не так настойчиво шло противодействие введению христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

181 Под безрассудной частью души неоплатоники разумели какую-то искони существующую силу, действующую порывисто, слепо, разрушительно на вещество, которое хотя тоже искони существует, но само по себе неподвижно и бездейственно. Эта безумная сила в действиях своих умеряется и устрояется вечным разумом. См. трактат Плутарха ΠερEQ o( ι;’) τEQ o( η;˜) ς EQ o( ε;’) ν ΤιμαEQ o( o( ω;) ψυχογονας. Лучшее издание, афинское, принадлежит недавно умершему даровитому корфусскому профессору Мавроммати (см. Ж. М. Н. П. 1851 г., статью «Об открытии греческого ученого Мавроммати»). 183 О любостяжании тут говорится по поводу казни Феодора (по Аммиану XXIX. 7). Валент в этом случае был руководим, между прочим, и любостяжанием (Маи 269). 184 Аммиан (XXIX, 2, 22; 1, 7) и Зосим (IV, 13, 14, 15) описывают казни, которым подверглись философы и литераторы, кто по вине, кто по подозрению, за то, что гадали о верховной власти (Мюл.). 185 Из этого отрывка видно, что уже во время Эвнапия существовали разные мнения о происхождении гуннов. Вопрос этот и до сих пор удовлетворительно не решен. 189 TEQ o( τEQ o( ω;˜) ν στρωμμτων EQ o( α;’) π EQ o( α;’) μφτερα θυσανοειδEQ o( ς. По верному объяснению Валезия, эти στρμματα суть покрывала, с обеих сторон мохнатые, tapetes utrimque villosi, которые одним словом называются EQ o( α;’) μφμαλλοι; им противополагаются EQ o( ε;) τερμαλλοι – покрывала или ковры, с одной стороны мохнатые. 190 Валезий объясняет βασιλικEQ o( παρσημα EQ o( ε;’; ´) χοντες так: мальчики носили придворный мундир, insignia regia gerebant, или cultu regio vestiti, носили les couleurs du roi, как записанные в царскую свиту. Но боннское издание держится Кантокларова signa regia gerebant, а Маи и Мюллер – builas regias ferentes. 191 Сношения между империей и аравитянами встречаем уже в III в.; аравийская конница в войске империи едва ли не впервые тут упоминается к концу IV в.; о нападениях ее на готов говорит и Зосим (IV. 22) который хвалит быстроту и покорность аравийских коней.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

407 Суания – область, ныне принадлежащая России, к югу от Эльборуса; известна и теперь под тем же почти именем – Сванетия. Прим. перев. 410 Там же. Это место, замеченное Маи, ускользнуло от трудолюбивого Фабриция. Впрочем, имя Петра ничего не доказывает; так, Иоанн Лид только именем был христианин; не более его был христианином, Иоанн Стовей. Что Яков-врач, ахеянин, был язычником, о том пишет Марцеллин в летописи. 411 Он упоминается также в Окружном послании папы Вигилия и на пятом Соборе, замечает Валезий Valesii notae ex Hist. Petri. Bon. ad pag. 23. 414 Здесь Нибур прибавляет, что тому примером служил на его памяти старый Могаммед, правитель Алжира. Не было человека более кроткого нравом; никто святее его не держал слова. Между тем Могаммед занимался пиратством; всякий вечер находил удовольствие в том, чтобы считать свои червонцы и проч. 420 Догадка Анджело Маи, будто продолжатель Диона есть Иоанн Антиохийский (в Scrip. Veter, nova collec. II. 234 прим.), в настоящее время, после того как издано 219 отрывков этого последнего писателя, должна быть вычеркнута. Эти отрывки в полнейшем виде с отличными примечаниями собраны и изданы Карлом Мюллером в IV m. Frag. H. Gr. ст. 535–622. Прим. перев. 426 Сравни о тех же событиях Тацита (Annalium L. VI. С. 31–38), у которого все рассказано гораздо подробнее. Тацит говорит, что в этих, как и в прочих делах внешних, Тиберий употреблял политику и хитрость, а не оружие – consiliis et astu res externas moliri, arma procul habere. 428 Прим. Генриха Валезия (бон. 532). О тех лицах у даков, которые носят шляпы (шапки πιλοφροι), упоминает и Аврелий Виктор в Траяне, называя их pileatos Dacorum. Также Паулин в стихотворении о Никите, епископе Дакийском (in Carmine de Niceta), говорит следующим образом: Et Getae currunt et uterque Dacus, Qui colit terrae medio, vel illê&Divitis multo bove pileatus Accola ripaê&(m. е. бегут и геты, и даки, как те из даков, которые живут среди земель, так и те, что носят огромные воловьи шапки и прилегают к богатому берегу). Валезий советует читать pileatus, а не pelleatus, как обыкновенно пишут. Об этих шапках даков и гетов говорит и Дион Хрисостом в слове 71, ст. 628: «Где иногда видят людей, носящих шапки на голове, как нынче некоторые из фракийцев, именуемых гетами» (EQ o( ε;’; ´) νθα γEQ o( ρ EQ o( ε;’) νοτε βλπ σιν EQ o( α;’) νθρπ ς, τοEQ o( ς μEQ o( ε;) ν τινας πλ ς EQ o( ε;’) πEQ o( τας κεφαλας EQ o( ε;’; ´) χοντας, EQ o( ω;) ς νν τEQ o( ω;˜) ν ΘρακEQ o( ω;˜) ν τινες τEQ o( ω;˜) ν ΓετEQ o( ω;˜) ν λεγομνων).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

869 См. послания епископов к Льву в Деян. всел. соборов рус. пер. т. 4, изд. 2, стр. 228, 234, 239, 241, 260, 265 и мн. др. 880 Ibid. стр. 234. Думаем, что мы не сгустили красок и не преувели­чили хорошую сторону отношений Льва к церкви. Риффель (Caspar Riflel. Geschiehlliche Darstellung des Verhaltniss zwischcn Kirche und Staat von der Grundung des Christenthums bis aut " Justinian 1. Mainz. 1836. S. 407–408, cnf. S. 419) представляет эти отношения в самых похвальных выражениях. Даже историки, не одобряющие светскую политику Льва, при­знают, что если он и заслужил эпитет Великого, то именно за свою церковную политику. Финлей. Греция под римским владычеством. Мос­ква 1877 г. стр. 162, ср. Σπηριδνος Λμπρου στορα τς ελλδος. 1890. ν Αθηναιοις. σελ. 461–465. 884 Theophanis Chron. ibid. Nicephori Callisti Hist, eccles. lib. 15, cap. 16. Migne ser. gr. t. 147, col. 52. 885 Обо всем этом мы знаем из ответных писем папы Льва импе­ратору Льву и Геннадию. Ерр. 169 et 170. Migne ser. lat. t. 54, col. 1212–1215. 886 Theophanis Cluon. p. 112; cut. Evagii llist. eccles. lib. 2, cap. 11, по русск. пер. стр. 86. 887 Все изложенные сведения заимствованы из Theodori lectoris excerpta ex hist. eccl. lib. 1, cap. 20–22; по рус. пер. стр. 511–512; cnf. Theopha­nis Chron. p. 113–114. Nicephori Callisti Hist. eccl. lib. 15, cap. 28. Migne ser. gr. t. 147. col 81–84. 888 Joannis Malalae Chronogr. Ed. Bonn. p. 371; cnf. Theodori lectorie excerpta.... lib. 1, cap. 14; cnf. Chronicon Paschale ed. Bonn. vol. 1, p. 596. Kiinimel а. а. О. S. 258. 891 Эксокиопом называлась одна из окраин столицы, населенная почти исключительно арианами и бывшая местом их собраний. Du Cang. Constantinop. Christ, lib. 2, § 16, n. 38; cnf. Pagi 1. c. ad an. 467, n. 4. 894 Аспар был убит в 470–471 годах. (Theophanis Chron. p. 117) а закон, как сказано, издан в 467 году. 898 Theodori Icctoris excerpta... . lib. 1, cap. 13; см. примечания Валезия к этому месту; по русск. перев. стр. 509–510; cnf. Nicephori Callisti Hist. eccl. lib. 15, cap. 22. Migne 1. c. col. 65–66.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

Долгий спор по этому предмету был покончен означенным определением халкид. собора. 175 «Константинорольский епископ да имеет преимущество чести по римском епископе, потому что град оный есть новый Рим». 176 См. Церк. истор. Сократа lib. V, сар. 8, стран. 218 по изданию Генриха Валезия, где прямо говорится, что епископ константинопольский Нектарий получил от II всел. собора императорский город и провинции Фракии. 177 Об этом свидетельствует Феодорит в своей церковной истории (V, 28 на стр. 235–236 того же издания). Ср. об этом Hinschius, I, 542. 185 Hefele, I, Einleitung. Schulte, Die Stellung der Concilien, Päpste und Bischöfe vom historischen und canonistischen Standpuncte, Prag, 1871, S. 18–109. Hinschius, I, 498–503. Hergenröther, Photius, I, Buch 1. Richter, Lehrbuch, § 148. Löning, I, 64 sqq. А Лебедев, Вселенские соборы IV и V вв. Москва, 1879. Амедей Тьерри, Несторий и Евтихий, ересиархи V в. (Труды киевск. духовн. акад. 1880, т. II). Смирнов, Обозрение источников истории первого вселенского никейского собора. Ярославль, 1888. 195 Petrus de Marca, De concordia sacerdotii et imperii, Parisiis, 1704, lib. II, IV. Pichler, Geschichte der kirchlichen Trennung zwischen dem Orient und Occident von den ersten Anfängen bis zur jungsten Gegenwart, München, 1864, B.1. 33 sqq. Hergenröther, Photius, I, Buch 1. Niehues, Geschichte des Verhältnisses zwischen Kaiserthum und Papsthum im Mittelalter, Münster, 1877. B.1. Löning, I, 20 sqq. 64–77. 507. Курганов. Отношения между церковной и государственной властью в византийской империи, Казань, 1880. Суворов. Объем дисциплинарного суда и юрисдикции церкви в период вселенских соборов, гл. IV. (196) Мысль о зависимости собора от императорской власти была следующим образом выражена отцами III собора в послании к императорам: «τοις εσεβεσττοις κα θεοφιλεσττοις Θεοδοσψ κα Οαλεντινιαν… γα σνοδος χαριτι Χριστο κα ηνεματι το μετρου κρτους συναχθεσα» (Mansi, IV, 1236). 211 Кроме сочинений, означенных в § 21-м: Maassen, Primat, 86–136.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Разумееши, яже глаголю. Ведаешь, что тяготу омофора святительского составляют труды и скорби архипастырского служения. Они весьма разнообразны. Напомню о некоторых, в том порядке, в каком исчислил их паче иных потрудившийся в апостольском служении. Много раз был в путешествиях, – говорит о себе Апостол языков, – в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями ( 2Кор.11:26 ). Из сказанного Апостолом не все, но многое придется испытать и тебе, брат боголюбезный: испытаешь труды миссионерских путешествий, узнаешь опасности от горных рек, увидишь препятствия делу твоему от единоплеменников, огорчения от язычников, неприятности в городе, опасности в горах, огорчения от лжебратий. И у тебя, кроме посторонних приключений, будет ежедневное стечение народа, забота о вверяемых тебе церквах ( 2Кор.11:28 ). И тебе придется изнемогать с изнемогающими, воспламеняться с соблазняющимися ( 2Кор.11:29 ). Тогда как одни будут слушать тебя, другие отвратят слух свой. Когда будешь поучать, одни приблизятся к тебе, чтобы яснее расслышать тебя, другие обратятся к тебе спиной и уйдут, тяготясь наставлением. Одни будут хвалить тебя, другие – порицать. Одни будут молчать о действительных немощах, от которых не свободны и праведники, – ибо и праведник, сказано, седмижды в день падает ( Притч.24:16 ), – а другие приписывать тебе такие намерения и поступки, о которых тебе и на мысль не приходило. Найдутся и такие, которые, опасаясь открыто злословить, будут кидать в тебя грязью порицания из-за угла анонима или псевдонима. Да не смущается сердце твое, поминая Сказавшего: Блажени есте, егда поносят вам... и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради ( Мф.5:11 ). Но еще больнее для сердца пастырского видеть приходящих в стадо его волков, расхищающих и разгоняющих овец. В вверяемой тебе части епархии найдется немало таковых. Внемли убо стаду, в немже тя Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею ( Деян.20:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Пользование однородными источниками могло обусловить и сходство его с Лупом. Что же касается вопроса о том, пользовался ли Аноним непосредственно хроникой Лупа, то более побуждений ответить на этот вопрос отрицательно, чем положительно. Прежде всего, есть основание (хотя слабое) считать Анонима писателем XI в., 269 между тем о Лупе этого сказать нельзя; затем, сравнение хроники Анонима с хроникой Лупа убеждает, что Аноним скуднее Лупа относительно данных, имеющих общеисторическое значение, в том числе тех, в которых Луп делает промахи, но превосходит Лупа обилием данных относительно дел, касающихся Византии и города Бари, 270 которые излагает и подробнее, и удачнее, чем Луп. 271 Кроме того, у Анонима с большей тщательностью, чем у Лупа, выдержана последовательность годов – некоторые годы, отсутствующие в хронике Лупа, 272 у Анонима стоят на своем месте и при них указаны события, о которых у Лупа нет ни малейшего намека. Всё это особенности, которые не говорят в пользу зависимости Анонима от Лупа. Хроника Анонима, как основанная на неизвестных источниках, занимает место рядом с хроникой Лупа, но превосходит последнюю настолько, насколько обильнее ее фактами и удачнее передает факты. 4) История норманнов Амата, 273 монтекасинского монаха второй половины XI в., 274 написана около 1079 г. 275 и посвящена автором касинскому аббату Дезидерию (занявшему впоследствии, в 1086 г., папский престол под именем Виктора III); доведена до 1078 г. Это – сочинение тенденциозное. Под влиянием чувства признательности к норманнам Рихарду (князю Капуи) и Роберту Гвискару за благодеяния, оказанные ими Касинскому монастырю, Амат взялся описать их деятельность. Предметом и центром повествования избраны Рихард и Роберт; если в сочинение внесено что лишнее, то или по связи с этими лицами, или вследствие увлечения автора, как сам он сознается, Под его пером деятельность Рихарда и Роберта получает провиденциальное значение и для оправдания такого значения налагаются соответствующие краски на события.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010