Старец Артемий    Стоит вспомнить и другую пресветлую звезду святоотеческого сонма, верного продолжателя отеческих традиций и наделенного совершенным трезвением — блаженного старца Артемия. Живя в суровой аскезе, он, кроме того, имел и великое смирение, в особенности по отношению к одному из двух своих послушников, который, пренебрегая монашескими обязанностями, своим своеволием и нерадением доставлял старцу много огорчений. Большое значение придавал присноблаженный Артемий воздержанию, практикуясь в нем до самой глубокой старости, и, несмотря на то, что телесные силы его уже оставили, со всей тщательностью исполнял свое довольно утомительное монашеское правило. По воспоминаниям отцов, он много бодрствовал и молился наедине, а пост всегда держал до девятого часа. А когда ему случалось подниматься в гору за дровами и поздно возвращаться, измучившись от жажды и обливаясь потом, то он не позволял себе никакого отдыха или утешения, пока полностью не совершал все свое ежедневное по следование. Этого правила он придерживался всю жизнь.    По причине тяжелого характера младшего духовного брата старший, которого звали Антоний, ушел в скит Святой Анны, но временами приходил навещать старца. Придя в очередной раз и не застав младшего, Гавриила, в каливе, спросил старца, куда тот делся. «Его нет, дитя мое, я отправил его в Сикию, что напротив Сифонии, а ты, пожалуйста, не уходи, потому что поможешь похоронить меня, поскольку завтра я умру. Я не хотел, чтоб Гавриил присутствовал при моей смерти, и молился о том, и, полагаю, его не будет». Не стоит принимать эти слова с неприязнью, как проявление коварства со стороны старца. Все обстоит совсем не так, по той причине, что духовными всегда руководит Божественная благодать и сообщает им о том, кто достоин унаследовать благословение, а кто нет. Ибо Божественная благодать устрояет все премудро и по справедливости, так и Исаву она не позволила получить благословение, потому что оказался недостоин того. Тем временем старец почувствовал недомогание и послал за скитскими отцами. Испросив прощения и сам дав его, он отпустил их, удержав при себе только своего ученика Антония.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Янис опустил голову. Эти вопросы поистине потрясли его. Он заплакал. – Я бы очень этого хотел, Ваше Преосвященство, – ответил он, – но я не осмеливаюсь даже думать об этом. Мой духовный учитель в Каламате наставлял меня, что тот, кто хотя бы помышляет о такой возможности, уже грешит по причине человеческого недостоинства и немощи. И только если каким-то образом Бог призовет к Себе такую душу независимо от ее желания, лишь тогда человек обязан с трепетом повиноваться... Благочестивый епископ был изумлен в очередной раз. Теперь он мог оценить душевное богатство Яниса. Перед такой искренностью владыка не мог устоять. Он поднялся со своего места и, переполненный волнением и радостью, торжественно заявил юноше: – Чадо мое, моими устами Бог призывает тебя встать в ряды Его служителей. Но Янис молчал. Он выглядел взволнованным. Состояние юноши свидетельствовало о большом сомнении и нерешительности. Он лишь поблагодарил епископа, попросил у него благословения и сказал, что встретится с ним в другой раз, чтобы обсудить этот вопрос. С того дня для Яниса начался период большого борения и горячей молитвы. Все, кто общался с ним тогда, вспоминают его тревогу, а также и то, как он просил их поддержать его своими молитвами. Прошло достаточно времени, а Янис все еще не осмеливался посетить епископа Пантелеймона. Наконец тот сам позвал его, попросив прийти как можно скорее. Робея, Янис отправился на встречу. Ты медлишь с ответом, и я волнуюсь. – Я, Ваше Преосвященство, – решительно заявил Янис, – только в том случае смогу повиноваться, если такова воля Духа Святого и если она явственно открылась Вам. Сам я не осмелюсь на этот шаг. Служитель Церкви должен быть призван Богом или народом, а не собственным желанием. Мой духовный руководитель у меня на родине неоднократно подчеркивал эту истину. Епископ оценил благоразумный ответ Яниса. Он поднялся во весь рост из-за стола и властным голосом произнес: – В следующее воскресенье я рукоположу тебя во диакона. Его тон не допускал возражений. По Промыслу Божию епископ Пантелеймон стал тем человеком, который открыл юноше путь для официального вступления в ряды церковного клира. Он отечески обнял его и дал ему свое благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

старец Викентий – еще один благословенный монах, от природы наделенный простотой. Где бы ни находился этот подвижник – в пути ли, в кириаконе или во время встреч с людьми, – он всегда молился громким голосом. Часто можно было слышать его слова: «Спаси меня, Госпоже моя Богородице, спаси меня, помилуй меня», – голос его звучал с болью и тревогой, словно вырываясь из раненой груди. Старец Викентий непрестанно, с величайшей душевной болью, помышлял о спасении. Когда он встречался с кем-нибудь на пути, то после слова «благословите» обычно спрашивал со своим грубым румелиотским 8 произношением (он происходил из города Карпенисион): «Что скажешь, отче? Мы спасемся?» Больше он ничего не говорил. Ничто другое его не интересовало. «Спаси меня, Пресвятая Богородице, – умолял старец, и у него потоком текли слезы. – Не оставляй меня погибнуть. Ради любви к Твоему Сыну пришел я сюда с детских лет. Спаси меня, Пресвятая Богородице, спаси меня». Работая или совершая путь, он рыдал и почти непрестанно взывал: «Спаси меня, Пресвятая Богородице!». До самой своей кончины он молился так, с рыданиями и стенаниями. Его смерть была смертью преподобного мужа, подвижника слезной молитвы; отец Гавриил Карцонас († 1956) – возглавлял общину, состоявшую из трех его родных братьев: отца Серафима, отца Дионисия и старца Хризостома. Все четверо были сыновьями мэра Мессины и до конца жизни сохраняли аристократизм своего происхождения. Они отличались как строгостью своей монашеской жизни, так и авраамовым гостеприимством и неиссякаемой любовью ко всем. Братья были искусными иконописцами, и это принесло им известность во всем греческом мире, однако они никогда не приносили в жертву монашеские принципы ради тех связей с влиятельными людьми, которые они имели. Среди современников отца Иоакима были и другие подвижники: духовник отец Леонтий († 1938), который посвятил себя непрестанной молитве, милостыне, духовной и материальной помощи всякому брату во всякое время суток; старец Елевферий († 1933), проводивший дни и ночи в непрестанных бдениях, постах и тяжелых аскетических подвигах. Он сподобился увидеть перед своей кончиной ангелоподобных юношей в сияющих одеяниях, которые провозвестили ему путь в вечность;

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда мы разговаривали с отцом Иоакимом о пути подвижнической жизни, он неоднократно говорил мне: «Без ежедневного исповедования своих помыслов монах не научится искусству борьбы и не станет победителем». Бесчисленное множество раз я видел его словно воспарявшим от радости, когда он выходил из келлии старца. Выражение удовлетворения всегда в таких случаях было разлито по его бледному, болезненному лицу. Старец стоял для отца Иоакима на втором месте после Бога. Это значит, что в каждом случае он старался понять, чего тот хотел от него, и, едва услышав приказание, исполнял его наилучшим образом. Так он поступал не только в теории, но и на практике. Будучи болезненным и слабым, отец Иоаким даже после непродолжительной работы чувствовал ужасную усталость и невообразимый упадок сил до такой степени, что, возвращаясь в келлию, ему приходилось держаться за стену. И тем не менее, если случалось так, что старец поручал отцу Иоакиму тяжелую работу, тот выполнял ее с самым благостным выражением лица, не высказывая никакого раздражения. Подобные случаи казались мне поразительными, и я не могу забыть их до сих пор. Много раз от восхищения и сочувствия при виде такой явной жертвенности у меня на глаза наворачивались слезы. Приведу несколько конкретных примеров, которые сохраняю в своей памяти как драгоценное сокровище. В октябре 1939 года мы собирали оливки на участке нашей каливы, и отец Иоаким возглавлял нашу работу. Как-то раз всем нам пришлось трудиться с утра и до вечера, как всегда, в молчании и молитве. С заходом солнца мы отправились в каливу, чтобы совершить вечерню. Все устали и хотели отдохнуть, так как в час после полуночи нам надлежало отслужить утреню, а потом продолжить сбор урожая. По дороге мы поддерживали отца Иоакима, который был настолько изнурен, что не мог стоять на ногах. Когда мы пришли во двор своей каливы, из маслобойни сообщили, что настала наша очередь. Всю ночь нам предстояло бить на масло собранные нами оливки. – Пойди сначала ты и начни, а потом придут и другие, – послышался резкий голос старца, который обращался к отцу Иоакиму.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мы можем обижаться на Бога за то, чего мы лишены в этой жизни. А можем выбрать путь Иоакима и Анны и получить нечто большее За каждым страданием лежит возможность роста. Мы можем научиться сострадать другим людям, через наше собственное страдание. Мы можем научиться быть благодарными за мелочи, которые мы не замечали раньше. Здравствуйте, я – сестра Васса и я очень рада снова приветствовать всех вас из Вены, Австрии. На этот раз – при гораздо более благоприятных обстоятельствах. Если вы смотрели наше шоу на прошлой неделе, то знаете, что наш модельер Анка и ее малыш Френсис были похищены. И мы провели много бессонных часов на прошлой неделе в надеждах и молитвах, надеясь, что похититель Силкворт будет пойман до того, как он причинит вред Анке или ребенку. Те, кто живет в Австрии, уже знают из местных новостей: Анка и ребенок в безопасности. И это произошло благодаря вовсе не полиции, но благодаря нашему Эмилиосу. Да. Помните, я упомянула на прошлой неделе, что он вскочил на свой мотоцикл и отправился в погоню за похитителем, когда произошло это ужасное событие. И все время Эмилиос держался на дистанции, чтобы похититель не знал, что его преследуют. И спустя много часов дороги, когда похититель остановился переночевать у отдаленного перекрестка, Эмилиос неожиданно появился перед ним, поборол, связал и привез в полицию. Не могу подобрать слов, чтобы выразить нашу радость и облегчение, когда Эмилиос вошел в эту дверь. В одной руке он держал малыша Френсиса, а за другую его руку держалась Анка. Знаете… Подойдите поближе, я должна сказать это тихо, чтобы меня слышали только мои зрители: я думаю, что эта история сблизила их, потому что с тех пор они неразлучны. Так что посмотрим, что будет дальше с этой парой. Но я не хочу, чтобы моя команда слышала, что я опять сплетничаю. Но я также должна вам рассказать кое-что еще. На следующей неделе я полечу в Нью-Йорк, поскольку я буду выступать в монастыре Нью Скит 9 августа. И хотя мне очень не хочется снова вас оставлять, нам придется сделать паузу. После Нью-Йорка я должна ненадолго отправиться во Францию по секретному делу. Поэтому я точно не знаю, когда я вернусь. Я просто хотела предупредить вас о том, что уеду.

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroj-vassoj/

Через несколько дней после обрезания Мануил скрылся из Бруссы и удалился на Афонскую Гору, где, обойдя все монастыри и скиты, он избрал скит святой Анны. Здесь, подчинившись одному добродетельному и искусному в иноческих подвигах старцу, начал проводить жизнь в посте, бдении и молитвах. Прожив некоторое время под руководством старца, Мануил стал просить постричь его в иночество, на что старец охотно согласился и постриг его с именем Макарий. Приняв постриг, Макарий усугубил и иноческие свои подвиги. Но сколько ни удручал себя подвигами, душа его не была покойна: он страдал от совершенного над ним турками обряда. Из-за этого он проливал горькие слезы и невольное свое падение считал происшедшим по его свободной воле. Макарий постоянно просил милосердного Бога простить ему невольное его падение. Так Макарий прожил в скиту двенадцать лет, но сердце его все-таки не было спокойно. Смущение лежало на его сердце. Постепенно пришла ему мысль отдать себя на мучение и мученической кончиной примирить себя с Богом. Вследствие этого он стал просить у своего старца благословения отпустить его в Бруссу, где он невольно принял обрезание, и там всенародно исповедать себя христианином, а Иисуса Христа – истинным Богом и потом мученической кончиною смыть пятно с души своей. Но старец и слышать не хотел о его намерении, говоря, что, не предавая себя на мученический подвиг, он может и здесь, в уединении, смыть все свои нечистоты покаянием, которое имеет силу второго крещения. Но Макарий был непреклонен, говоря, что не успокоится, пока не получит благословение на мученический подвиг. Старец посоветовался с другими опытными отцами, которые после общего совета решили отпустить Макария на мученический подвиг. А потому, сотворив о нем усердную молитву и напутствовав благословениями, отпустили его в путь. Когда святой Макарий пришел в Бруссу, в это время встретились там с ним турки, когда-то его знавшие, которые, несмотря на то, что он был одет в иноческую одежду, все-таки его узнали и, смотря на него, начали переговариваться между собой:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня «Налеты» (сфирокоптима – массированные удары) старца «Налеты» (сфирокоптима – массированные удары) старца Ну, наконец-то мы можем узнать, как старец Иосиф «воспитывал» свое братство! До этого на Афоне ходили легенды о его методах и суровости. Никто не знал точно, как он воспитывал послушников, все сходились лишь на том, что поистине старец не был мягким. Но что это значило и как это происхдило? А главное, какой был плод? – Теперь все понятно. Эта и следующая главки все ставят на свои места. «Налеты» (сфирокоптима – точнее бомбардировки, массированные удары) старца – это мудрое воспитание, а не самодурство. - исихазм.ру Новоначальному Харалампию предстояло познать и прочие «утешения» монашеской жизни. Позднее он сам рассказывал: «Итак, через восемь дней я отложил мирскую одежду и облекся в монашескую… Не прошло и десяти дней, как нам нужно было идти на панигер в скит Святой Анны. Когда мы пришли на службу, и я услышал пение псалмов…, мне показалось, что монахи сошли с небес! Никогда я не слышал такого пения! После возвращения, я сказал старцу: - Отче, если я не научусь петь, то я все брошу, потому что без пения я не смогу стать истинным монахом! Я должен научиться петь! – говорю ему с убеждением. - Я тебя научу петь. – говорит старец. - Не расстраивайся! Так, я каждый день по четыре часа тянул четки, и потом читал псалмы и пытался петь. Прошел один месяц. Наконец, я прихожу к старцу и говорю: - Геронда, мое сердце так зажглось от молитвы, что мне уже ничего не хочется: ни петь – ни что-либо другое…» Харалампий без печали прожил рядом со старцем около месяца, для испытания. Наконец, старец начал с рассуждением применять  свои привычные (синифизмени)  испытания, я имею в виду, привычные (синифизмени) для старца неожиданные «налеты» (сфирокоптима – точнее бомбардировки, массированные удары). И вот, старец начал называть Харалампия разными прозвищами. Например, он обычно говорил: - Эй, ты! Иди-ка сюда! Послушник Харалампий первое время взрывался внутри себя: «Что это такое – эй, ты?! Разве у меня нет имени?» Я работал в конторе с мирскими и там-то никогда не слышал, чтобы кто-то называл меня таким образом. Наоборот, все обращались ко мне вежливо: «Как дела, господин Галанопулос» или «Благодарю вас», «Пожалуйста». Здесь же я ни разу не слышал ни спасибо – ни пожалуйста… Что за люди здесь?! Чудаки, мягко говоря!

http://isihazm.ru/1/?id=1530

Орловская область Орёл, город. Орёл. Анны Праведной при Александринском институте благородных девиц, церковь Польша Варминьско-Мазурское воеводство. Гижицко. Анны Праведной, церковь Подляское воеводство. Пасынки. Анны Праведной, кладбищенская церковь Подляское воеводство. Стары Корнин. Анны Праведной, церковь Подляское воеводство. Крулёвы Мост. Анны Праведной, церковь Прочие страны Чехия. Пльзень. Анны Праведной, церковь Австралия. Голд Кост. Анны Праведной, церковь Израиль. Бейт Гуврин. Анны Праведной, церковь Франция. Ланьон. Анны Праведной, церковь Франция. Пор-Сен-Луи-дю-Рон. Димитрия Солунского, церковь (с приделом Анны Праведной) Бельгия. Брюссель. Анны Праведной, церковь Черногория. Херцег-Нови. Анны Праведной, церковь Республика Карелия Питкярантский район. Салми. Николая Чудотворца, церковь (с приделом Анны Праведной) Румыния Нямц. Бистрица. Бистрицко-Нямецкий Успенский монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (с приделом Анны Праведной) Смоленская область Угранский район. Доброе. Анны праведной, часовня Гагаринский район. Гагарин. Благовещения Пресвятой Богородицы, собор (с приделом Анны Праведной) Тверская область Нелидовский городской округ. Нелидово. Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Анны Праведной) Тульская область Венёвский район. Анишино. Анны Праведной при приюте благотворительного фонда содействия детям-инвалидам «Добродетель-Тула», часовня Украина, Житомирская область Брусиловский район. Соболевка. Анны, церковь Украина, Закарпатская область Ужгородский район. Ужгород. Анны праведной, церковь Великоберезнянский район. Буковцёво. Анны праведной, церковь Украина, Ивано-Франковская область Ивано-Франковский район. Тлумач. Святой Анны, церковь Украина, Кировоградская область Кировоградский район. Кропивницкий. Успения Пресвятой Богородицы, собор (с приделом Анны Праведной) Украина, Ровненская область Дубенский район. Онишковцы. Николаевский Городокский женский монастырь. Скит Святой Праведной Анны. Церковь Праведной Анны Украина, Тернопольская область Кременецкий район. Кременец. Анны Праведной, церковь

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=355

«Внутренний вид Лавры на Афонской горе». Худож. П. Бирман. Акварель. 1835–1839 гг. (ГМИИ) Скиты зависят от мон-рей, на земле к-рых они расположены, что определяется заключенными между ними письменными и традиц. канонизмами и Патриаршим сигиллием (ст. 143). В Уставе перечислены 12 действующих на А. скитов, делящихся по своему устройству на обще- и особножительные. Общежительные: 1) скит во имя Успения Пресв. Богородицы (Мариинский, Βογορδιτσα) Свято-Пантелеимонова мон-ря, 2) скит во имя св. прор. Илии (Свято-Ильинский, Προφτου Ηλιο) при мон-ре Пантократор, 3) скит св. Иоанна Предтечи (Предтеченский, Τιμου Προδρμου) при Вел. Лавре, 4) скит во имя св. Андрея Первозванного (Свято-Андреевский, Серай, Αγου Ανδρου) при мон-ре Ватопед. Особножительные: 1) скит во имя прав. Анны (Αγας ρδβλθυοτεΑννης) и 2) скит во имя Св. Троицы (Кавсокаливийский, Αγας Τριδος τν Καυσοκαλυβων) при Вел. Лавре, 3) скит во имя вмч. Димитрия (Αγου Δημητρου) при Ватопеде, 4) скит во имя св. Иоанна Предтечи (Τιμου Προδρμου) при Иверском мон-ре, 5) скит во имя вмч. Пантелеимона (Αγου Παντελεμονος) при Кутлумуше, 6) скит в честь Рождества Пресв. Богородицы (Новый Скит, Να Σκτη) и 7) скит во имя вмч. Димитрия (Лакку, Αγου Δημητρου Λκκου) при мон-ре Св. Павла, 8) скит в честь Благовещения Пресв. Богородицы (Εαγγελισμο τς Θεοτκου) при мон-ре Ксенофонт (ст. 142). Скиты представляют собой небольшие поселки, состоящие из хижин-калив, каждая из к-рых имеет 1-2 комнаты, храм и хозяйственные пристройки. В центре находится соборный храм (кириакон). Каждый скит управляется дикеем (скитоначальником), советниками и собором старцев. Скитские монахи занимаются сельским хозяйством, различными ремеслами и рукоделиями. С XVIII в. мн. скиты имели национальную принадлежность, отличную от того мон-ря, на землях к-рого они находились: скит Богородицы был болг. (до сер. 80-х гг. XX в.), Андреевский - рус., Ильинский - укр., Предтеченский - румын. (остается таковым до наст. времени). Подобное явление было характерно и для мн. келлий.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Афонский скит Святой Анны, лампада турецкого султана у иконы       Афонский скит Святой Анны, лампада турецкого султана у иконы Афонский скит Святой Анны славен свой чудотворной иконой Святой Праведной Анны , которая покровительствует материнству. Многие получают детей после молитв перед этой иконой. Нас заинтересовала необычная лампада с яйцом у иконы  Святой Праведной Анны. Оказалось, что это лапада турецкого султана, подаренная в скит почти 200 лет назад! История этой лампады такова. Турецкий султан Лимну долго оставался бездетным, а это у мусульман считается почти проклятием на семью. Султан уже стал стареть, а надежды иметь наследника все не терял. И вот, он услышал, что есть чудотворная икона Святой Праведной Анны, от которой многие обретают чадородие. Тогда султан послал дары в скит и просил паломников принести ему масло от лампады и святой воды. На обратно пути паломники подумали: «Да ведь он же не христианин! Как же мы дадим ему святыню...» И вылили масло на землю. Но султан продолжал верить и, отпустив следующих паломников, от них с угрозами стал снова требовать масло и воды. Испуганные паломники рассказали монахам скита о своей беде: - Что же нам делать? Или дать святыню врагу Церкви - или он казнит нас! - А вот что сделаем! - ответили им отцы скита. - Мы дадим ему простой воды и простого масла! Так и порешили. Паломники принесли султану простой воды из ручья, и были спасены. А султан выпил ее и по молитвам Святой Праведной Анны вскоре получил  сына. В благодарность султан отправил в скит Святой Праведной Анны эту лампаду с драгоценным камнем. Но воры вскоре украли камень, тогда султан послал еще и серебрянное яйцо - на место камня. Все, кто приходит поклониться в Святой Праведной Анны, можете проверить наш рассказ и рассмотреть древнюю лампаду султана. Эта история заставляет вспомнить многие эпизоды Евангелия...     Слава, Господи, твоему милосердию! Как хорошо, что для Тебя Церковь - это не внешнее благочестие, а наполненное верой жаждущее сердце.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1155

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010