Итак, мы с большой радостью переводим и публикуем статью весьма своеобразного человека, монаха Потапия. Автора статьи, живущего в Кавсокаливии немного выше пещеры св. Акакия Кавсокаливита, наши читатели не знают. А среди монахов скита он в основном известен тем, что является " доверенным лицом " игумена Великой Лавры о. Продрома. - портал Святой Горы Афон О святом Паисий Святогорце (1924-1994) написано много. Мы же хотим лишь описать то, что касается периода его жизни, связанного с нашим скитом Кавсокаливия. Для многих неизвестно, что прп. Паисий, который спас тысячи душ в келье, находящейся недалеко от Кареи, начал свою монашескую жизнь на Святой Горы Афон в скиту Святой Троицы Кавсокаливия!   Согласно свидетельствам ныне здравствующих отцов, которые застали ту эпоху, Арсений, будучи мирянином пришел сначала в пустынный скит Кавсокаливию. Вероятнее всего это было летом 1953-го года. И Арсений остался в скиту  у старца Космы в каливе Обрезания Спасителя. Был там и еще один послушник - Димитрий. Отцы скита хорошо помнят, как видели послушника Арсения в небольшом дворике каливы. Через некоторое время Арсений оставил скит. Почему Арсений ушел из каливы? На этот вопрос может ответить монах Павел, старец соседней каливы Святой Анны, который впоследствии окормлял монахинь исихастирия св. Иоанна Богослова в Суроти. Сестры передавали рассказы старца Паисия Святогорца , из которых следовало, что он покинул скит Кавсокаливия по одной простой причине - обитатели этой каливы были зилоты: они постоянно разбирались между собой и спорили о вере, к тому же не посещали храм скита.     Вот рассказ Паисия Святогорца: Когда в 1950 году я в первый раз попал на Святую Гору, случилось мне по пути из Кавсокаливии в святую Анну (скит святой Анны находится на юго-западном побережье Святой Горы и подчиняется Великой Лавре) заблудиться... Вместо того чтобы пойти к скиту святой Анны, я пошел по тропинке, которая вела на вершину горы Афон. Пройдя достаточно большой отрезок пути, я понял, что поднимаюсь вверх, и начал искать дорогу, чтобы вернуться. Пока я искал обратный путь и просил Божию Матерь помочь мне, внезапно предо мной предстал какой-то отшельник, лицо которого излучало свет.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2030

Очень большой контраст с жизнью в больших монастырях. Но монахи спасаются там, куда их привёл Господь и Пресвятая Богородица. Потом вышли уже на Верхнюю Карулю, к скиту Данилев, знаменитому своими иконописцами и лучшими на Афоне певчими. Их приглашают в афонские монастыри и скиты на храмовые праздники (панигиры) и другие торжества на праздничные службы.      А потом уже дорога попроще – сначала Малый Скит Св. Анны Афна потом Скит Св. Анны, а затем в Новый Скит… Были у известного старца, которого все русские зовут Папа Янис (Иоаннис). Говорят, он уже 18 лет не был даже в Дафни. Но к нему приезжают за помощью серьёзные люди из Греции и из России.      Конечно, два дня такой ходьбы по горам, да ещё с непривычки – это непросто. Но в Уделе Пресвятой Богородицы все происходит и воспринимается иначе, чем на Большой Земле. Тут Божия Матерь решает, что и сколько ты можешь сделать, и если трудно – помолись, попроси и обязательно твоя просьба будет услышана – получишь помощь. Но я отвлёкся. Итак, паром отплыл от пристани Уранополиса. Дальше пошли арсаны (пристани) монастырей и скитов - начиная от Болгарского Зографа (который сам находится в глубине полуострова) и до главной пристани Афона – Дафни. Весь путь занимает примерно полтора часа, а к причалам монастырей корабль подходит буквально на несколько минут: подошли, открыли пандус, машины выехали, люди вышли, зашли – отход с поднятым пандусом. Я на Афоне уже третий раз, и некоторые изменения видны. Где-то идёт строительство или ремонт построек (наиболее масштабные работы в русском монастыре Св. Пантелеимона). Где-то на склонах виден сгоревший в прошлом году лес. Тогда полыхала четверть полуострова, и огонь ветром подгонялся уже к окраинам Урануполиса. Бедствие, по рассказам очевидцев, было из ряда вон выходящим: сухая погода вместе с сильным ветром сделали своё дело, но по молитвам монахов пошёл сильный ливень, который погасил и промочил всё, что могло гореть. Хотя все говорят, что обычно ливней в это время не бывает. Такова сила молитвы на Святой Горе – «где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них!»

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1654

Изменить описание объекта Собор Благовещения Пресвятой Богородицы Церковь св. Михаила Синадского Церковь Св. Иоанна Предтечи Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Панагия Кукузелисса) Скит Св. Анны Скит Кавсокаливийский Скит Иоанна Предтечи(Продром) Карта и ближайшие объекты Лавра прп. Афанасия Афонского - первенствующий и самый крупный монастырь на Святой Горе, построенный на руинах античного города «Акроафос», находится на небольшом плато на юго-востоке полуострова недалеко от моря. Обитель была основана в X веке прп. Афанасием, наиболее почитаемым афонским святым. Архитектурный ансамбль обители был сооружён на пожертвования византийских императоров Никифора Фоки, Василия II и Иоанна Цимисхия. Есть в Лавре вклады и последнего русского императора, св. мученика Николая II. Лаврские владения обширны – вся южная оконечность Святой Горы, скиты св. Анны и Предтеченский (румынский), Кавсокаливия, Каруля, средоточие этих владений – сама вершина Афонской Горы. Времена подъёма сменялись в жизни Лавры периодами упадка. Число монахов колебалось от шести человек до семи сотен. Множество патриархов (27) и архиереев (145) подвизались в обители. Многие из них по своему великому смирению становились в монастыре простыми послушниками. Константинопольский патриарх Анфим, прибывший в Лавру в 1623 году, нашёл в ней всего шесть монахов и большие долги. Его трудами монастырь не только пережил трудности, но и встал на путь нового расцвета. Велики были заслуги в возрождении обители и другого патриарха Дионисия III. Он жил в Лавре 36 лет и руководил развёрнутым строительством и ремонтом монастырских сооружений. Лавра никогда не страдала от пожаров. Это связано с особым обещанием, данным Божией Матерью преподобному Афанасию Афонскому. В сложные годы Турецкого владычества Великая Лавра стала особножительным монастырём. Восстановление древнего, заповеданного её основателем общежительного устройства произошло в 1980 году и открыло новую страницу в жизни обители. В момент торжественного события из гроба прп. Афанасия Афонского разлилось удивительное благоухание. Сейчас в Лавре относительно немного монахов. Вследствие этого жизнь в большой обители особенно тяжела – отцам необходимо выполнять множество послушаний, а кроме того принимать паломников, которых в Лавре бывает всегда особенно много. Об этом нужно всегда помнить и входить в непростое положение иноков, которые не всегда в состоянии уделить посетителям много времени, тепла и внимания.

http://sobory.ru/article/?object=15907

В Святой Анне мы остановились в братстве картсонеев. Тихие и смиренные люди. Отец Пантелеимон, словно малое дитя, пел нам все, что мы просили. Какой чудесный голос! Какое скромное братство! На следующий вечер я посетил каливу старца Анфима. Отец Анфим освободился поздно, поскольку долго исповедовал. Он спросил у молодого господина, который ожидал старца вместе со мною, женат ли тот. — Да, — ответил тот, — и у меня трое детей. Такой ответ сокрушил и разочаровал отца Анфима. Он не ожидал ничего подобного, хотел услышать что-то совсем иное. Но в любом случае он заверил молодого человека, что тот еще может спастись. А вот для меня, к сожалению, есть еще благоприятная возможность… Я еще свободен. С большой любовью отец Анфим указал мне на огни города Сарта, что на полуострове Ситони´я: Там — ад, — сказал он, — здесь — рай — Там — ад, — сказал он, — здесь — рай. Но мне показалось, что я все-таки выбираю ад… Меня притягивал мир. Я ощущал себя там своим. Из Святой Анны через Новый скит мы отправились в монастырь Святого Павла. Это великолепный монастырь, расположенный у подножия Афона. Чрезвычайная чистота. Все просто сверкает! Стены коридоров украшены библейскими и святоотеческими высказываниями, размещенными таким образом, чтобы всегда доставлять проходящему пищу для ума. Нас отвели в архондáрик. Чрезвычайно высокий архондáрий, около двух метров ростом, пятидесяти пяти лет, неуклюжий и медлительный в движениях, принес нам угощение. Он строг и крайне немногословен. Очень приятный, но без тени улыбки. Его губы постоянно что-то шептали. Я пригляделся повнимательней — архондáрий повторял молитву: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Я попытался заглянуть ему в глаза, но встретиться с ним взглядом оказалось невозможным. Не только в его лице — на него ты не смог бы и взглянуть — но во всем его облике отражался свойственный ему покой. Само его присутствие было пронизано покоем. Какой-то незнакомый паломник спросил у него: — Отче, а какой у Вас рост? — Го-о-осподи, помилуй, — ответил отец Митрофан (так звали архондáрия).

http://pravoslavie.ru/98643.html

В 1903 году трудами Кронштадтского пастыря был устроен Вауловский Успенский скит в Борисоглебском уезде Ярославской губернии, где отец Иоанн часто бывал. Сам Батюшка любил называть себя «Божией милостью строитель Иоанновского монастыря». Эту поистине свою обитель праведник выбрал местом своего упокоения, на что получил разрешение митрополита Антония и Государя Николая II. Постепенно состояние здоровья отца Иоанна все ухудшалось, и 20 декабря 1908 года великий праведник и молитвенник отошел ко Господу. 22 декабря при многочисленном стечении народа тело почившего было перевезено из г. Кронштадта в Санкт-Петербург и погребено в храме-усыпальнице, устроенном усердием Анны Яковлевны Лежоевой в подвальном этаже здания монастыря. С первого же дня после погребения Батюшки к его гробнице началось массовое паломничество. Православные люди стремились сюда со всех концов России. Обитель быстро росла, и ко времени революции число насельниц вместе с Вауловским скитом составляло 350 человек. Всем обширным монастырским хозяйством и жизнью обители руководила игуменья Ангелина. За свои труды матушка была дважды удостоена золотых наперсных крестов из кабинета Его Императорского Величества. Впоследствии Патриарх Тихон наградил игуменью Ангелину почетной грамотой в связи с 15-летием ее игуменства. После октябрьского переворота в 1919 году монастырь реорганизовали в трудовую артель, а в 1923 – закрыли. В здании монастыря располагалось рабочее общежитие, а позднее – институт. В это нелегкое время духовное руководство сестрами, расселившимися небольшими общинками по разным адресам, старалась осуществлять до своей кончины (8 февраля 1927 года) игуменья Ангелина. В начале 1930-х годов, когда начались массовые репрессии против духовенства и монашествующих, многие сестры и священнослужители монастыря были арестованы и осуждены на ссылку в лагеря на Север и в Среднюю Азию. В 1931 году расстрелян духовник отца Иоанна Кронштадтского архимандрит Иаков (Аржановский), до своего ареста окормлявший часть сестер Иоанновского монастыря. Протоиерей Иоанн Орнатский был арестован в 1936 году и приговорен к 5 годам лагерей, а ранее был расстрелян вместе со своими двумя сыновьями большой почитатель отца Иоанна Кронштадтского , близкий к Иоанновскому монастырю настоятель Казанского собора, новомученик, протоиерей философ Орнатский .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Июнь 1968 г. Архимандрит Херувим Отец Иоаким был монах-иерей с изысканными манерами, аристократ, но в то же время и настоящий монах. Его известная отстраненность была не только выражением его внутренней духовной жизни, но и некоторым отпечатком того особого положения, которое он занимал, будучи долгое время в Америке архимандритом. Архимандрит Херувим. «Из Удела Божией Матери» Глава I. Начало пути и миссионерство. Истоки Отец Иоаким родился в Каламате в 1895 году, в благочестивой семье. Мирское его имя было Янис Николаидис. На родине он закончил начальную школу и гимназию. Будучи живым, но в то же время и благоразумным подростком, он искал Бога, хотел познать Его, на собственном опыте испытать Его присутствие. И вот жаждущая душа Яниса открыла для себя Илию Панагулакиса. Это был строгий постник, живший в пещере близ Каламаты. Чудесным было его обращение от мрака греха к свету Христову. Живые проповеди этого человека, его необыкновенные беседы, воздействие которых усиливалось живым примером его аскетической жизни, вызывали как бы ответное духовное движение в Каламате, возможно, в своем роде единственное для той поры. Его простые слова скрывали в себе семя жизни, проникавшее в глубину сердца. И все это не благодаря каким-то познаниям – он был почти неграмотен, – а благодаря тому, что его пламенные проповеди, как мы уже заметили, отвечали делам его жизни. Однако будем последовательны и расскажем вкратце историю Илии Панагулакиса, чья жизнь и сама личность представляет собой большой интерес. Панагулакис родился в Каламате в 1873 году. Он нигде не учился и едва умел читать и писать. До тридцати лет он был музыкантом и содержал небольшую таверну возле церкви святителя Николая. Там собирались бродяги со всего города, которыми он верховодил и на которых оказывал сильное влияние. Жизнь он вел расточительную и распутную, ни с кем не считался и никого не боялся. В 1902 году умер один из его близких друзей. Панагулакис пошел на погребение и внимательно слушал богослужение. Евангельские слова «перешел от смерти в жизнь 1 », потрясли его. Полный необъяснимого страха, он спрашивал служителей храма, существует ли жизнь после смерти, и те, будучи благочестивыми людьми, научили его истинам православной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В свою очередь Г.Н. Тимченко передал в дар Валаамскому монастырю ковчег с частицей мощей святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. В настоящее время это единственная в России частица мощей св. Анны. Он также вручил Его Святейшеству старинный список Казанской иконы Божией Матери, который Предстоятель передал в дар Всехсвятскому скиту. Справка Скит во имя Всех святых или Большой — первый по времени основания на Валааме. Полагают, что на его месте, в 3,5 км от монастыря, стояла уединенная келья прп. Александра Свирского. Со времен основания скит прославился своими подвижниками — старцами Клеопой, Федором, Леонидом, учениками прп. Паисия Величковского. Зная, как вредны для здоровья иноков кельи из дикого камня, игумен Дамаскин на пожертвования купца из г. Фридрихсгам (ныне г. Хамина, Финляндия) Ф.Ф. Набилкова в 1842-1844 гг. строит настоятельский, трапезный и шесть келейных корпусов, стены со святыми вратами и часовню за оградой (проект выполнил, вероятно, К.И. Брандт, впоследствии Санкт-Петербургский епархиальный архитектор). В 1846 г. А.М. Горностаев спроектировал двухэтажный пятиглавый храм в древнерусском стиле с чертами византийской и классической архитектуры. 18 августа 1849 г. нижняя церковь была освящена во имя Всех святых свт. Игнатием (Брянчаниновым), а в 1894 г. расписана под руководством игумена Гавриила и иеромонаха Луки. В 1865 г. прибыл на Валаам и поселился в скиту Всех святых прп. Антипа Валаамский. Пройдя долгий путь послушания и духовного восхождения в молдавских и афонских монастырях, преподобный принял подвиг старчества, был усердным молитвенником и строгим постником, обладал даром прозорливости. Незадолго до кончины прп. Антипы чудотворный образ Божией Матери, принесенный подвижником с Афона, во время молитвы чудесным образом переместился к нему на грудь. Обретенные в 1991 г. святые мощи преп.Антипы находятся ныне в Спасо-Преображенском соборе монастыря. В строгом по уставу скиту только в 1894 г. было разрешено в непостные дни вкушать молоко. Женщины могли попасть сюда лишь на престольный праздник с крестным ходом в день Всех святых.

http://patriarchia.ru/db/text/1558241.ht...

  Было замечено, что, подобно некоторым другим мощам - руке Святой равноапостольной Марии Магдалины и руке Святой мученицы Марины, которые сохраняют температуру человеческого тела, - стопа Святой Анны остается постоянно теплой. От мощей Святой Анны проистекало и проистекает множество чудес, особенно связанных с исцелением от бесплодия.     При молитвенном обращении к праведной Анне с глубокой верой и покаянием, многие бездетные семьи получили исцеление от недуга бесплодия. В скит приходит множество благодарственных писем от родителей, которые обрели возможность иметь детей благодаря заступничеству этой Святой. Насельники скита Святой Анны бережно хранят эти письма и присланные им фотографии новорожденных, и непрестанно благодарят Бога за сотворенные Им чудеса.   Праздники 22/9 (9/9) Собор Иоакима и Анны, 22/12 (9/12) Зачатие прав. Анною Пресвятой Богородицы, 22/7 (9/7) Преподобный Митрофан, 24/7 (11/7) Преподобные Никодим и Нектарий.       Двигаясь на Восток, от скита Агиа Анна вы увидите скит Малой Анны и далее путь на Карулю.     Предание об этой тропе (Рассказ старца Паисия) www.isihazm.ru ...   Рассказ Паисия Святогорца Когда в 1950 году я в первый раз попал на Святую Гору, случилось мне по пути из Кавсокаливии  в святую Анну (скит святой Анны находится на юго-западном побережье Святой Горы и подчиняется Великой Лавре ) заблудиться.   Вместо того чтобы пойти к скиту святой Анны, я пошел по тропинке, которая вела на вершину горы Афон. Пройдя достаточно большой отрезок пути, я понял, что поднимаюсь вверх, и начал искать дорогу, чтобы вернуться. Пока я искал обратный путь и просил Божию Матерь помочь мне, внезапно предо мной предстал какой-то отшельник, лицо которого излучало свет.   На вид ему было лет семьдесят, и по одеянию его можно было заключить, что он никогда не общался с людьми. На нем был подрясник из парусины, весь выгоревший и изодранный. Дыры на подряснике были стянуты деревянными прутиками, с помощью которых крестьяне обычно скрепляют дырявые мешки, когда у них нет мешочной иглы и бечевки. С ним был кожаный мешок, тоже выцветший и в дырах, стянутых тем же способом. На шее у него была толстая цепь, на которой висела коробочка. В ней, по всей вероятности, находилась какая-то святыня.

http://isihazm.ru/?id=519

Вскоре Дары Волхвов привезут в Россию. Им можно будет поклониться в Москве и других городах нашей Родины. На Афоне Господь сподобил поклониться многим святыням. В монастыре Святого Павла запомнились:Крест с частицей животворящего Креста Господня – подарок русской императрицы Елизаветы Петровны. Железный крест весом 3 килограмма, который носил как вериги сам Павел Ксиропотамский. Часть мощей Св. Павла Эгинского. Лобная часть от головы Св. Пантелеимона. Часть мощей Св. Григория Богослова. Главу Св. Феодоры Александрийской. В скиту Св. Анны: Стопа самой Св. Анны, а также редкая чудотворная икона, на которой изображена Св. Анна, держащая на руках маленькую дочь – деву Марию. Когда приходят путники, такие как мы, монахи открывают храм, выносят святыни из алтаря, чтобы мы могли приложиться к ним, дарят открытку с иконой, иногда масло с миром, освящённое в алтаре. Потом, пока паломники отдыхают в беседке, им приносят лукум, холодную воду и стопочку ракии. Всё это быстро восстанавливает силы, и можно двигаться по горам дальше. Три дня нашего паломничества по Святой Горе равномерно распределившись между Новым Скитом, монастырём Святого Павла и Скитом Св. Анны. Сходили ещё в Малый Скит Св. Анны, но там не удалось ничего увидеть (конечно, кроме панорам залива, изрезанного бухтами, движущихся судов, видной в дымке Ситонии – такого же полуострова, как и Афон, но ставшего курортной местностью, а не Святой Горой). Прошли Скит насквозь и вышли по каменному склону к следующему ущелью, за противоположным склоном которого начинаются Карули (кстати, по-гречески это слово означает катушки – по ним отшельники поднимают и переправляют на тросах все грузы). Надо понимать, что в основном поток паломников прибывает на Афон в благодатный период – все цветёт, благоухает, вокруг нас разлиты тишина и покой. И можно представить, каково там в зимний период, когда идёт дождь или снег, дует ветер или поднимается шторм. Сильный ветер проникает сквозь любую одежду, а маленькая келья где-нибудь на склоне горы тоже не удержит тепло. Каково там монахам на ветру, в холоде, сырости – представьте сами. Каково же пещерникам, вряд ли мы сможем представить. Но там живут и русские, и греки, и сербы – все по-своему, но молятся о нас грешных, о всем мире. И так год за годом, столетие за столетием, уже две тысячи лет подряд. Потому и к чудесным событиям относятся там иначе, чем на Большой Земле. Там это – часть бытия. Но и воспринимаешь их сам так же – на Святой Горе многое по-другому.

http://pravmir.ru/dary-volxvov-i-drugie-...

Несколько лет спустя я вместе с одним другом посетил монастырь Святого Григория. Вечером я задал вопрос о благоухании мощей игумену, отцу Георгию. Тот с большой простотой достал маленькую частицу мощей (я полагаю святителя Григория Паламы), – чтобы мы приложились к ним. После того как мы облобызали их, он спросил, благоухали ли мощи. — Может быть, немного… Я даже не знаю, — ответил я ему. — Нет, — возразил отец Георгий, — они не благоухают. Но если мы сейчас отслужим молебен святому, то все помещение наполнится несказанным ароматом. Хотите попробовать? — Не стоит экспериментировать со святыней… — ответил мой друг. «Стоит!» — упрямо возразил я про себя. Но удобный случай был уже потерян. Принесен в жертву сокровенному благочестию моего спутника. Однако Бог не оставил неудовлетворенным мое желание. Мы начинали петь молебен или тропарь святому, и место наполнялось благоуханием Благоухание святых мощей — одно из самых впечатляющих подтверждений присутствия Божия и Его благодати. Это действительно потрясающий жизненный опыт. Духовный аромат святого настолько силен, настолько исполнен жизни, что пронзает душу, преображает тело любого, кто соприкасается с этим чудом. Исходя от мертвых, он дает несказанное уверение в реальности вечной жизни и святости. В течении жизни мне много раз доводилось поклоняться святым мощам, и при этом каждый раз я замечал нечто особенное: мы начинали петь молебен или тропарь святому, и место наполнялось благоуханием. Приближался кто-нибудь с многоболезненной молитвой в сердце, смиренной верой или глубоким благоговением, и святой — его мощи — подавал благодать как благоухание. Скит св. Анны В 5 часов вечера мы вышли из Малой Анны и отправились в скит Святой Анны. Через пару минут мы прошли мимо каливы Воскресения Христова, где подвизался отец Савва-духовник. Вид открывался невыразимый. Невозможно насмотреться. Никогда я не привыкну к красоте этой части Афона. Я всегда с большим трудом отрываюсь от любования этими видами. И не способен описать то, что видят мои глаза, затрудняюсь выразить то, что ощущает мое сердце. Здесь дивным образом красота земная переплетается с красотой небесной. Здесь «невидимое от создания мира чрез рассматривание творений видимо» (Рим. 1, 20).

http://pravoslavie.ru/98643.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010