Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава XIII. Эпоха секуляризации (1701–1764) И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 2. Меры правительства по отношению монастырей, монастырских владений и монашества Церковная реформа Петра Великого создала государственную церковность в России, и в этом заключались предпосылки того, что церковные учреждения, силы и имущество впредь будут служить не только Церкви, но и государству . 25 января 1721 г. можно считать днем рождения государственной церковности в России, потому что в этот день «Духовный регламент» стал основным законом, определявшим место Русской Церкви в империи, хотя отдельные частные реформы, касавшиеся монастырей, уже шли к тому времени полным ходом. Эти мероприятия, первые из которых приходятся на 1696–1698 гг. , вводят нас в длительную эпоху секуляризации, завершившуюся при императрице Екатерине II в 1764 г. Этот 70-летний период был не чем иным, как попыткой не столько улучшить монастырский быт, сколько поставить монашество в условия, совершенно изменявшие его положение в Русской Церкви и в народной жизни, попыткой оттеснить монашество на задний план национального бытия. Эти мероприятия иногда, например при императрице Анне Иоанновне (1730–1740), принимали прямо-таки характер гонений, которые совершенно расстраивали внутренний монастырский быт и потом долго давали о себе знать, так что в синодальную эпоху монашество пребывало как бы в парализованном состоянии. Святейший Синод за 200 лет своего существования не раз всерьез обсуждал вопрос о монастырях, но не предпринял ничего, чтобы поднять уровень монастырской жизни. Казалось, что Святейший Синод и вообще русская церковная иерархия синодальной эпохи были вполне удовлетворены состоянием монастырей. Не будет преувеличением утверждать, что не церковная реформа Петра и не его первые мероприятия, а синодальное управление и русский епископат XVIII–XIX вв. виноваты в том, что монашество оставалось в упадочном состоянии.

http://sedmitza.ru/lib/text/436654/

в) Из икон, расставленных в разных местах по храму в иконостасных рамах и на аналоях, можно заметить: 1) Нерукотворный образ Спасителя и 2) Божьей Матери Всех Скорбящих Радости. Первая высотой в 10, а вторая в 9, шириной же обе в 8 вершк., и обе в серебряных вызолоченных, недавнего дела, ризах, кроме одежды на Божьей Матери, которая низана жемчугом; а в венце на иконе Спасителя в букве О – бриллиантовая брошь; обе эти иконы, по преданию, суть дар и благословение Императрицы Елизаветы Петровны новоустрояемому Воскресенскому монастырю. Они иконописные, на досках, и по манере письма, должны быть гораздо старше прошедшего века. Иконы 3) Смоленской и 4) Толгской Божьей Матери (копия, как значится в надписи, с иконы явленной); первая мерой в высоту 1 арш. 2 верш., в ширину 14 1 / 2 верш., вторая в выс. 1 арш. 1 верш., шир. 14 верш. также в серебряных вызолоченных нового фасона ризах и не менее древнего письма; внесены в собор из упраздненного Воскресенского монастыря; а откуда поступили в оный – неизвестно. 5) Икона Черниговской Божьей Матери, довольно свежего иконописного письма, на доске, выс. в 1 арш, и в 11 верш. шириной. Покрыта новой серебряной вызолоченной ризой с бриллиантовыми, аметистовыми, жемчужными и друг. украшениями, составляющими приношения усердствующих лиц. Весу в ризе и серебряной раме 12 ф. 70 зол. Эта икона поднесена была императору Петру I, по возвращении его из азовского похода, архимандритом Черниговского Ильинского монастыря Лаврентием Крещеновичем с братией, а пожертвована в бывший Воскресенский монастырь основательницей его. Есть, кроме того, в ризнице 6) икона Священномученика Ипатия, выш. 8, шир. 6 верш., в серебряном вызолоченном по краям окладе, с таким же венцом, поднесенная императрице Анне Иоанновне, Ипатьевского монастыря архимандритом Платоном с братией. На задней стороне сей иконы, с отметкой 7, находится надпись и стихи, составленные подносившими эту икону 23 . В ризнице же есть ветхая Дарохранительница, точеная из кости: откуда и чьей работы – неизвестно:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Владимир Русак Скачать epub pdf Монастыри и подвижники Война со Швецией, длившаяся 21 год, принесла стране множество раненых и изувеченных. Петр I указал монастырям открыть у себя госпитали. Указом предписывалось: “Иноки должны принимать в монастыри больных солдат или уволенных от службы и неспособных к работе, а равно и других бедных; для них должны быть выстроены больницы”. Коллегия Экономии следила за выполнением этого указа. В 1721 году было издано распоряжение при приходских церквах завести богадельни. В 1723 году предписано было в храмах собирать подаяние в два кошелька, один – в пользу именно богаделен. Особенно строго это требование соблюдалось при Анне Иоанновне. Ревностью пастырей богадельни просуществовали довольно долго. При Елисавете кошельковые и свечные деньги должны были идти на бедных и училища. При Петре I усилились меры по уменьшению монастырей и монахов. Монастырскими штатами при нем число монашествующих было сильно ограничено. Пострижение было допущено только на свободные (вакантные) места, и не иначе, как после трехлетнего искуса. Мужчин дозволено постригать не ранее 30, а женщин – 50–60 лет. Новые монастыри разрешалось строить только с разрешения Синода и самого государя. Малые монастыри велено было сводить вместе, а церкви их обращать в приходские. Многие монастыри упразднялись и сами вследствие недостатка средств после отобрания их имений в ведомство Монастырского Приказа. Для улучшения внутренней жизни монастырей при Петре монашествующим был закрыт свободный выход из обителей, запрещено странствование, в монастырях ввели строгий общежительный устав с лишением всех монашествующих прав частной собственности и права делать завещания: имущество после их смерти поступало в монастырь, а имущество монастырского начальства – в Синод. В 1724 году вышел длинный Указ царя о монашестве под названием “Объявление”, в котором подробно был выяснен его взгляд на сам институт монашества и его желание сделать его полезным для общества. Простых, неученых монахов предполагалось занять на монастырских землях и разными ремеслами, монахинь – рукоделиями. Других, избранных монахов готовить к высшим церковным должностям посредством ученых занятий, для чего завести в обителях школы и ученые братства. Настоятели обязаны были давать присягу не держать в монастырях затворников и “ханжей” и не распложать “суеверий”. На места настоятелей назначать только людей, известных правительству, преимущественно из Александро-Невского монастыря в Петербурге, который должен был стать образцом для всех других монастырей. Петр обогатил и благоустроил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владимир Русак Скачать epub pdf Народные нравы Указом Петра I постановлено, чтобы в воскресные и праздничные дни все ходили в храм Божий и благоговейно слушали слово Божие. Исключение делалось только для больных. Не посещавшим богослужения грозила опасность быть записанными в двойной оклад, подобно раскольникам. С нарушителей благочиния взимался штраф при выходе из церкви, для чего были развешаны и штрафные ящики. В виду раскола была подтверждена необходимость каждый год исповедываться и приобщаться Святых Тайн. В обязанность священникам вменялось вести метрические и исповедальные книги. С 1722 года последовал ряд указов Синода, чтобы в воскресные и праздничные дни не было торговли до окончания литургии. В 1724 году Петр поручил Синоду сочинить краткие книжки и поучения с изложением сущности веры и с точным при этом различием существенного в Православии от несущественного, веры от обрядов, неизменного от изменяемого, “дабы все знали, что в каковой силе имеем”. Архиепископ Феофан (Прокопович) , тяготея к лютеранству, не избежал этого уклона и в своем букваре “Первое учение отроком”, написанном как бы в ответ на вышеприведенное распоряжение Петра I. Истребление суеверий, к которым относимы были и все проявления обрядового благочестия, сопровождалось с необычайной энергией и крайней несдержанностью, производя в народе сильный соблазн. Так продолжалось и в царствование имп. Анны Иоанновны. При имп. Анне Иоанновне указом 1737 года была подтверждена обязанность священников подавать точные ведомости, а гражданскому начальству с не исполнивших долга исповеди взыскивать штраф. Строго требовала это и имп. Елисавета. При ней синодальный закон о запрещении торговли до окончания литургии был распространен и на все публичные увеселения. В 1743 году духовным лицам было запрещено заниматься торгом и отдавать деньги в рост. В 1744 году Синод отменил запрещение священникам ходить в дома прихожан для совершения молебнов и славления кроме праздника Рождества. Этим указом священникам вменялось следить, чтобы в домах прихожан иконы содержались в чистоте, а в храмах своевременно возобновлялись иконостасы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владимир Русак Скачать epub pdf Приходское духовенство С начала XVII века выборное начало в процедуре выявления кандидатов во священство начинает уступать место наследственному. Сами выборы еще не упразднялись, но сильно ограничивались некоторыми утилитарными соображениями. Крестьяне неохотно отдавали из своей среды кандидатов во священство: по круговой поруке все повинности выбывшего члена не исключались, а распространялись на оставшихся, поэтому прихожане-общинники предпочитали выдвигать кандидатов из среды самого духовенства, уже выбывшего из общины. Священство, в свою очередь, тоже не склонно было уступать своих мест другим. В царствование Петра I устанавливается запрещение возводить на священнослужительские степени людей неученых, хотя бы об этом били челом прихожане. В царствование Анны Иоанновны Указом Синода требовалось, чтобы приход посылал епископу на выбор по два или три кандидата; на усмотрение архиерея ложился выбор более разумного и наученного. Не менее трех месяцев кандидаты должны были находиться при архиерейском доме. “Учительные священники” обучали, а архиереи еженедельно экзаменовали их. Устав велел также “подмечать состояние жития их и поступков, кто из них по достоверному свидетельству обрящется достойнее чина священства”. В Малороссии при Анне Иоанновне был сохранен выборный порядок. Духовные власти сами сочувствовали упразднению выборного начала, усматривая в нем нечто незаконное и противное правилам Церкви, некоторое унижение и понижение уровня духовенства. Особенно боролся с выборностью святитель Иоасаф (Горленко), епископ Белгородский. В том же духе действовал митроп. Киевский Рафаил (Заборовский). Митроп. Платон (Левшин) категорически отстаивал мнение, что выбор священников – не дело прихожан. Известен его ответ крестьянам: “Ваше дело – орать да пахать, а мое – вам попов давать”. В царствование Павла I, в связи с участием некоторых священников в бунтах крестьян против помещиков, выборы были совсем отменены. В 1797 году вышел Указ, запрещавший просьбы “скопом и заговором”: прошения об определении на места велено подавать только самим ищущим это место с приложением от прихожан одобрительных отзывов об их поведении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ПЕТРА I АЛЕКСЕЕВИЧА Внутреннее состояние России с 1705 года до учреждения Сената. – Характер правления. – Кабинет-секретарь Макаров. Зотов. – Остерман. – Судьба Виниуса. – Деятельность Курбатова. – Курбатов вице-губернатором в Архангельске. – Финансовые распоряжения. – Полицейские распоряжения. – Гошпиталь. – Меры против нищенства. – Разбои. – Заботы Петра о просвещении. – Духовенство. – Неудовольствия архиереев на Монастырский приказ. – Дело нижегородского митрополита Исаии. – Стефан Яворский . – Деятельность митрополитов: Иова новгородского и Димитрия ростовского . – Неудовольствия в низших слоях народонаселения. – Состояние Малороссии. – Разделение России на губернии. – Первое счисление прихода с расходом. – Учреждение Сената. – Определение его деятельности. – Учреждение фискалое. – Комиссары из губерний. – Медленность губернаторов. – Продолжение шведской войны. – Положение завоеванного Прибалтийского края. – Женитьба герцога курляндского на племяннице царской Анне Иоанновне. – Дела турецкие. – Разрыв с Портою. – Действия союзников датчан. – Отношения к Англии и Ганноверу. – Отношения к Польше. – Печальные предчувствия Петра пред началом турецкой войны. – Семейное дело. В рассказе о внутреннем состоянии России мы остановились на 1705 годе. Мы видели, как с этого года борьба преобразователя и с чужими и с своими усиливается, страшный враг входит в пределы России и за бунтом Астраханским следует бунт Башкирский, Булавинский, измена Мазепы. Во все это время мы не вправе ожидать сильной внутренней деятельности, важных преобразований. Характер правления остается прежний; царь по-прежнему в отлучке, изредка приезжает в Москву: приедет, станет заниматься внутренними делами, и вдруг – вести о приближении врага, царь с досадою покидает важные правительственные занятия и спешит к границам. В отсутствие царя по-прежнему управляют бояре, которые носят название министров; министры по-прежнему съезжаются в палату в ближнюю канцелярию на общий совет, в конзилию. Оказались беспорядки: приедут не все, а потом при взыске отговариваются: я не был и дела на решал. В 1707 году Петр написал Ромодановскому из Вильны: «Изволь объявить при съезде в палате всем министрам, которые в конзилию съезжаются, чтоб они всякие дела, о которых советуют, записывали и каждый бы министр своею рукою подписывал, что зело нужно надобно, и без того отнюдь никакого дела не определяли бы, ибо сим всякого дурость явлена будет».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Глава третья Лк.3:1 .  В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, Справедливо упомянуто о времени и о властителях, чтобы показать, что при Христе прекратилось преемство начальников иудейских; поскольку игемоном был Пилат, человек из другого народа, четвертовластники – сыновья Ирода аскалонитянина, и чтобы потому за верное было принято, что пришел Христос, по пророчеству Иаковлеву ( Быт. 49, 10 ). Лк.3:2 .  при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. «Был, – сказано, – глагол Божий к Иоанну», чтобы ты знал, что он пришел свидетельствовать о Христе не как самозванец, но потому, что был движим Духом Божиим. Под «глаголом» разумей или Духа Святого, или повеление Божие. Слово Божие к Иоанну было «в пустыне». Поскольку дети оставленной церкви , то есть церкви из язычников, были многочисленнее детей «имеющей мужа» ( Ис.54:1 ), то есть церкви иудейской, то слово и повеление Божие прилично было к Иоанну, когда он находился в пустыне. Лк.3:3 .  И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, Он проповедовал людям «крещение покаяния», то есть исповеди. А это крещение содействовало им к оставлению грехов, даруемому через крещение Христово. Ибо крещение Иоанново не имело оставления грехов, но вело к оставлению, то есть приготовляло людей к принятию Христова крещения, имеющего оставление грехов. Лк.3:4 .  Как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит ( Ис.40:3–5 ) : глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; Лк.3:5 .  всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; «Путь», который повелевает уготовить, есть образ жизни по учению Христову; ибо Господь вскоре имел проповедовать. «Стези» суть заповеди Закона, как бы уже истертые.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Горки Ленинские, пос. санатория. Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь. Церковь Воздвижения Креста Господня. Церковь. Действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:не ранее 1846. Адрес: Московская область, Ленинский городской округ, Горки Ленинские, пос. санатория Координаты: 55.50875, 37.854518 Проезд:от ст.метро " Домодедовская " на авт. до аэропорта " Домодедово " с остановками. Ехать до ост. " Санаторий Мещерино " или Детский реабилитационный центр, перейти дорогу и прямо вдоль леса до монастыря Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь строилась в 1847-1848 гг. в качестве домового усадебного храма помещицы А.П. Головиной. С образованием монастыря была существенно перестроена и расширена. Автор проекта - архитектор С.К.Тропаревский. Подряд на строительство был взят крестьянином С.Т. Шестовым и московским купцом Д.М.Шапошниковым. Существующая архитектура сочетает элементы позднего классицизма и художественной эклектики. Оригинальная особенность - размещение купола с главой над алтарной частью. По соседству с деревнями Чурилково, Шестово, Куприяниха, Котляково находится село Лукино, расположенное на левом берегу р. Пахры. В писцовой книге за 1627-1629 гг. есть запись о д. Лукино, что находилась в Тереховом стане Тухачевской волости: «За Иваном Ивановым сыном Есиповым, что было преж того за Иваном да Истомою Санбуловыми, что после было за братом его Борисом Есиповым, деревня Лукино, на взгорье, у реки Пахры, а в ней двор помещиков, двор крестьянский и двор бобыльский...». В 1687 г. Есиповы продали свое поместье Ф.Г. Хрущеву, принадлежавшему к старейшему дворянскому роду, многие представители которого служили воеводами, стольниками, стряпчими, городовыми дворянами. Федор Григорьевич в 1682 г. пожалован был в думные дворяне. При сыне Хрущева Федоре в 1717-1719 гг. в д. Лукино по благославлению преосвященного Стефана митрополита Рязанского и Муромского была построена деревянная Спасская церковь. Для постройки церкви помещик Ф.Ф. Хрущев из своего имения выделил землю с сенными покосами. После смерти Федора Федоровича с. Лукино с 1734 г. принадлежало его сыну Андрею, служившему советником Адмиралтейской конторы. Он входил в кружок ближайших «конфидентов» кабинет-министра А.П. Волынского. В 1740 г. был обвинен в попытке организовать заговор против императрицы Анны Иоанновны, арестован вместе с другими «конфидентами» и казнен. После его смерти усадьба перешла к его вдове Анне Александровне с детьми Николаем, Иваном, Марьей и Елизаветой. Позднее с. Лукино принадлежало ротмистру Н.И. Головину - двоюродному брату Гаврилы Павловича Головина известного, как основателя Спасо-Влахернского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=14001

Закрыть itemscope itemtype="" > К столетию революции в России Сочинение на конкурс «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы» 26.04.2017 718 Время на чтение 9 минут Пожалуй, не было в России более страшных событий за всю ее историю, чем революция 1917 года. Были смутные времена, вызванные ошибками в правлении государства, были дворцовые перевороты со сменой власти, но интересы государства всегда были на первом месте и ситуация всегда приходила в норму. Власть менялась, но государство продолжало существовать и развиваться. Большевистская же революция стала целенаправленным разрушительным процессом, подобного которому Россия еще не знала. Как же так получилось в православном государстве, что привело к краху? Понятно, что зло всегда действует против добра, против тех стран, где Православие является основной религией. Это мы видим и сейчас. Разбомбленная и разорванная на клочки Югославия, задавленная экономически Греция, майданы в Грузии и на Украине , война в Сирии. Во всех этих странах множество христианских святынь и людей-христиан, на которых и было направлено действие зла. Но чтобы зло действовало, ему нужно дать такую возможность. Для начала его нужно впустить. В душу человека или в государство - ему нужно открыть дверь. И дверь в России была открыта. Известно, что масонство пришло в Россию через «прорубленное» Петром I «окно в Европу». Официально зарегистрированное при Анне Иоанновне, оно расцвело при Елизавете Петровне. Масонские ложи появились не только в Петербурге, но и в Москве и других крупных городах. Многие достойные и благородные люди были одурачены этим христианским, на первый взгляд, лозунгом: «Свобода, равенство, братство». Однако, ничего христианского в этом лозунге нет. Христиане и так свободны, равенства на свете нет и быть не может, а братьями во Христе люди должны считать себя без всяких сообществ. Но, несмотря на это, многие первые лица государства оказались в этих масонских ложах и даже гордились этим. Масонами были и декабристы. Они первые открыто восстали против Помазанника. Только выдержка и железная воля Николая I смогла удержать страну в тот нелегкий момент и стабилизировать ситуацию. Но дурной пример был подан и следующий император - Александр II - и вовсе был убит, якобы народом, а на самом деле предателями своего народа и государства. Захотеть лишить свой народ и свою страну главы- то есть царя,- может лишь явный враг и предатель, которыми и являлись террористы-убийцы.

http://ruskline.ru/analitika/2017/04/27/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сретенский монастырь после большого московского пожара 29 мая 1737 года 12.11.2009 414 Время на чтение 4 минуты 29 мая утром в 11-м часу начался в Москве " великий пожар " . Граф Семен Андреевич Салтыков, который с 1732 года был оставлен главнокомандующим в Москве (после переезда царского двора в Петербург), писал императрице Анне Иоанновне, что " сначала загорелось за Боровицким мостом, на Знаменке, в приходе церкви Антипы Чудотворца, что у Колымажных ворот, на дворе князя Феодора Голицына или у Александра Милославского " . От великого и сильного ветра метало " жестоким полымем и искрами " на другие дворы, и сразу же пожар перекинулся в Кремль. Начали гореть потешные конюшни и потешный двор, весь императорский дворец, также соборы, монастыри, подворья и все коллегии, и канцелярии, и цейхгаузы. В Китай-городе выгорели гостиные дворы, торговые ряды, дома и монастыри. В Белом городе горело через Знаменку, Арбатскую, Тверскую и по Петровке, и то только те места, которые стояли против Кремля, а потом перекинуло через Неглинку. Горело по Рождественке, по Сретенке и по Яузской, кроме одного пушечного двора, а по Мясницкой и по Покровке, как в Белом городе, так и в Земляном, горело все. Выгорели новая и старая Басманные улицы, вся Немецкая слобода, слободской дом императрицы Анны Иоанновны, а также госпиталь и Лефортовская слобода. Пожар продолжался " до 4-го часа по полуночи " на 30 Всего в Москве пострадало 102 церкви, 11 монастырей, 4 дворца, 17 богаделен, 2527 дворов, 9145 покоев и прочего, в пожаре погибло 94 В ведомости московской синодальной канцелярии описаны последствия пожара в Сретенском монастыре: " Соборная церковь в целости, в церквях Николая Чудотворца, Марии Египетской утварь в целости, а кровли обгорели; игуменская келья, пятнадцать братских келий, конюшня каменная и теплая трапезная выгорели " С мая по сентябрь 1737 года монастырь не восстанавливался. Иеромонах Иаков, один из старейших насельников обители, который был принят еще игуменом с братиею Сретенского монастыря подал 26 сентября 1737 года в контору Правительствующего Сената доношение. Он обращал внимание, что игумена в монастыре нет, а во время большого пожара в Москве 29 мая в обители погорели кровли на церквах Божиих, игуменских и братских кельях и в теплой церкви Николая Чудотворца святые иконы и утварь выгорели. Писал, что без кровель от дождевых ливней размыло каменные своды у тех святых церквей и келий " наших убогих старцев " и что внутри церквей и в кельях имеется немалая течь. " Наш монастырь, - писал он, - весьма скуден, крестьян, земель и никаких заводов нет, также и игумена в монастыре нет "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010