Указ 1720 г. о введении подушной подати распространялся также на белое духовенство и их сыновей, за исключением самих священнослужителей, которые попадали в особый список. Все протесты Святейшего Синода поначалу оставались безрезультатны, пока наконец через два года, 4 апреля 1722 г., не вышел императорский указ с разъяснением правовых недоразумений 1136 . Свободными от уплаты налогов объявлялись все действующие священнослужители и члены их семей, церковнослужители, не являвшиеся сыновьями таких священнослужителей, обязаны были платить подушную подать. В 1723 г. в связи с установленными Святейшим Синодом штатами приходского духовенства от подушного налога были освобождены также заштатные священнослужители, но не их сыновья 1137 . Несмотря на принципиальное значение указа от 4 апреля 1722 г., правовое положение духовенства оставалось нестабильным, поскольку продолжавшиеся военные наборы, в особенности при Анне Иоанновне, «ломали» состав духовного сословия. Послепетровское законодательство в отношении прав и обязанностей духовенства в большой степени отражало личные взгляды государей и определялось сиюминутными политическими потребностями. В целом же продолжала господствовать идущая от Петра тенденция к максимальному ограничению числа духовенства 1138 . Лишь Свод законов 1832 г. внес ясность в правовое положение духовенства в государстве. В течение всего правления Петра I налоги с земли взимались среди приходского клира с большой строгостью. После учреждения Святейшего Синода эти функции перешли к нему. Сперва во многих епархиях это привело к двойному сбору налогов: вслед за чиновником епархиального управления часто являлся правительственный. Только в 1723 г. Святейший Синод добился от императора распоряжения предоставить сбор земельного налога по всем губерниям исключительно церковной администрации. С 1724 г. налоговые дела были окончательно переданы в ведение Камер-конторы Святейшего Синода 1139 . При Петре I духовенству были сделаны некоторые уступки в вопросе о владении частной собственностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Наступившая полоса архиерейских процессов повела к оскудению состава Синода, дошедшего в 1738 г. только до четырех лиц, из коих лишь один был архиепископ, с ним два архимандрита и один протопоп. к концу Аннинского правительства 1740 г. в составе Синода было всего 3 лица: 2 архиерея и один протопоп. Широковещательный указ 1730 г. о каком-то возвращении Синода к первоначальной высоте Петровского времени был забыт в атмосфере Кабинетской диктатуры. Синод был унижен наравне с Сенатом. Верховники командовали, и «именные указы» Синод получал от трех Кабинет министров. О «высоко повелительных резолюциях» уже не упоминалось. Феофан, увлеченный своими розысками, унижал Синод, обращая его в одно из орудий Тайной Канцелярии. Даже назначение епископов и др. духовных сановников, вопреки Дух. Регламенту, который предоставлял Синоду власть предлагать на усмотрение императора двух кандидатов на архиерейство, при Анне Иоанновне грубо нарушалось. Синод делает предложение кандидатур с указанием распределения баллотировочных голосов, а ему присылается из Кабинета министров прямо высочайший указ с указанием архимандрита для поставления его в сан епископа. По Дух. Регламенту Синод распоряжался всеми назначениями на места архимандритов и игуменов без доклада какой-либо высшей инстанции. А теперь, независимо от представлений Синода, последнему присылались из Кабинета приказы то назначить, то убрать такого-то архимандрита. Даже низшие клирики иногда назначались «высочайшим» Кабинетским приказом. 15.IV.1738 г. Коллегия Экономии просто изъята из ведомства Синода и передана Сенату. Вместе с ней туда же переданы бывшие еще при Синоде устарелые по имени учреждения: — Приказы Дворцовый и Казенный. С этой передачей Синод лишился всяких своих сумм, стал голым, бюрократическим учреждением, которое могло содержаться только жалованьем из обшей государственной казны. Синод должен был представить проект сметы его «штатов». Представленный им бюджет сводился к 32 867 руб. Сенат сократил эту сумму до 26 665 руб.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Этим придворные певчие оказались совершенно отделенными от всей московской придворной традиции и должны были так или иначе вливаться в новый уклад жизни, равнявшийся в Петербурге по иностранному, голландскому образцу, при котором русское изгонялись и почти что преследовалось. В Петербург было переведено 28 певчих во главе с уставщиком Степаном Беляевым. Государевы певчие участвовали в торжественной закладке Санкт-Питербурха. И, вероятно, с этого времени придворные певчие стали привлекаться Петром I и к разного рода светским хоровым выступлениям. Так, в 1712 г. они должны были участвовать в маскараде по случаю «бракосочетания князя-папы Зотова», да и впредь они привлекались к участию в известном кощунственном «всешутейном соборе» 255 . Таким образом, деятельность придворного хора перестала быть по преимуществу богослужебной. При последующих царствованиях, когда на российском престоле были женщины-императрицы 256 , придворные певчие не теряли своего значения, но, по-видимому, богослужебно-певческое значение придворных певчих все более отходило на задний план и богослужебная деятельность хора переплеталась с его светской деятельностью. А в царствование Екатерины II придворные певчие были переименованы в Императорскую Придворную певческую капеллу. Тем не менее, во главе придворных певчих еще некоторое время стояли духовные лица; этим как-то утверждалось и богослужебно-певческое значение придворных певчих. Так, в 1731 г., в царствование императрицы Анны Иоанновны, начальником придворного хора был назначен иеромонах Герасим. Он пробыл во главе придворных певчих 10 лет; в 1741 г. он был возведен в сан архимандрита, а начальником придворных певчих назначен был иеромонах Иоасаф 257 .до иеромонаха Герасима и иеромонаха Иоасафа начальниками придворного хора были светские люди. Как в свое время Государевы певчие дьяки, так теперь и придворные певчие были в привилегированном положении как в отношении содержания, так и в отношении общественного положения. Кроме начальника придворного хора, имелись еще, по старой памяти, и уставщики. Начальник хора и уставщик пользовались готовым помещением в императорских дворцах 258 . Оба эти лица бывали назначаемы и из великоросов, и из малоросов. Певчие же набирались главным образом из малороссов. Несмотря на всем извествное крайне приниженное и запуганное состояние духовного сословия при Анне Иоанновне, придворные певчие и их монашествующее начальство пользовались прекрасным содержанием и прекрасным общественным положением. Как пишет в своем труде Н.Финдейзен 259 , придворные певчие имели особую форму. Ежедневная форма состояла из кафтана и штанов зеленого сукна, полукафтанья из казенной камки с крашенинной подкладкой. Кафтан был шит зеленым шелковым шнурком и имел шелковые пуговицы. Праздничный мундир шился из красного или малинового сукна. При отставке эти мундиры оставлялись их владельцам. Увольнение или перевод на другую должность производилась именными указами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Обер-прокурору Синода были подчинены «прокуроры духовных приказов» (т.е. секретари епархиальных консисторий) и рассылавшиеся на места для надзора за местным духовным управлением, по монастырям и городам «духовные фискалы» (или «инквизиторы»). «Инквизиторы» при Синоде составляли «Инквизиторский приказ», во главе которого был поставлен протоинквизитор из монахов: ему были подчинены местные провинциал-инквизиторы. Инквизиторский приказ при Синоде с разветвленным штатом фискалов вызывал сильное раздражение в духовной среде и в 1727 г. был упразднен. Однако позже роль инквизиторов Синода при епархиальных архиереях негласно исполняли секретари консисторий. Состав Синода неоднократно подвергался переменам. В 1726 г. Синод был разделен на два «апартамента» (департамента): духовный и экономический. В ведении первого, состоявшего из 6 архиереев, находились исключительно духовные дела, а второго, состоявшего из 5 светских чиновников, – земельные владения монастырей и епархиальных домов 2 . В связи с учреждением 8 февраля 1726 г. Верховного тайного совета Св. Синод был подчинен ему как высшему государственному органу и разделен на два департамента: духовный и экономический 3 . 14 июля 1726 г. Святейший Правительствующий Синод был переименован в Духовный Синод 4 . В 1727 г. прежнее название Синода «святейший и правительствующий» было восстановлено. Его экономический «апартамент» именовался то «камер-конторой», то «коллегией экономии» и передавался то из Синода в Сенат, то снова возвращался в ведение Синода. При Анне Иоанновне Синод состоял из трех архиереев, двух архимандритов и двух протоиереев (настоятелей кремлевских соборов – Успенского и Благовещенского). По штатам 1764 г. в Синоде положено было состоять трем архиереям, двум архимандритам и одному протоиерею. По штатам 1818 г. Св. Синод состоял из 7 лиц: трех митрополитов (петербургского, московского и киевского) и четырех архиереев и архимандритов. Петербургский митрополит именовался «первенствующим» в Синоде. При Николае I места архимандритов в Синоде заняли главный священник гвардии и гренадерских корпусов (он же и духовник царя) и главный священник армии и флота.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это случилось в феврале 1740 г., при императрице Анне Иоанновне, когда в Петербурге строили знаменитый Ледяной дом — брачный чертог для шута князя Голицына–Кваснина и шутихи калмычки Бужениновой. К шутовской свадьбе этих стариков понадобились шутовские же стихи. Сочинить их приказали Тредиаковскому, который считался тогда лучшим мастером поэтического цеха, причем наперед приготовили «краткую материю», программку будущего стихотворения. При ее вручении кабинет–министр Артемий Волынский публично прибил Тредиаковского. «Правое мое ухо оглушил, а левый глаз подбил, что он изволил чинить в три или четыре приема» — так несколько дней спустя жаловался Академии наук униженный поэт [Тредиаковский, 1845, 43–46]. Посаженный под караул и снова избитый, Тредиаковский сочинил там требуемые стихи и затем, ряженый и в маске, прочел их на дурацкой свадьбе в потешной зале, куда его доставила стража. Русские поэты долго помнили об унижении своего собрата. Наверное, помнил об этом Ломоносов, когда 19 января 1761 г. писал знаменитое письмо И. И. Шувалову: «Не токмо у стола знатных господ или у каких земных владетелей дураком быть не хочу, но ниже у самого Господа Бога, который мне дал смысл, пока разве отнимет» [Ломоносов, 229]. Помнил об этом и Пушкин, сказавший о Тредиаковском, что «в деле… Волынского играет он лицо мученика» [Пушкин. Собр. соч., т. 16, 62], — Пушкин, который в 30–х гг. любил повторять горделивые слова Ломоносова, потому что тяготился навязанной ему царской опекой и глядел на свой камер–юнкерский мундир как на шутовской наряд. Между полюсами мифа о поэте, между пророком и шутом возвышается фигура мастера, «умного человека». Это и есть вожделенный для «латинствующих» XVII в. тип, о чем можно судить по одному из стихотворений «Вертограда многоцветного»: Дионисий мучитель некогда ярися. Аристипп им философ ниско посадися С досадою. Обаче мудрый осклабися, рек: «О царю, то место днесь мною почтися». Тако есть воистинну от начала века: место есть ради умна честно человека. 137

http://predanie.ru/book/216764-o-russkoy...

Хотя на основании соборных постановлений XVII в. духовенству по–прежнему запрещалось иметь торговые лавки и вообще заниматься какой бы то ни было торговлей и винокурением, но запрет на использование собственных земель был снят. Правда, все связанные с землей налоги приходилось платить сполна  . Совершенно новым явлением стала возможность для духовенства владеть крепостными. Еще Соборное Уложение 1649 г. (гл. 20, ст. 104) возбраняло духовенству приобретать вотчины и иметь крепостных. Обложение подушным налогом церковнослужителей и сыновей священнослужителей часто приводило к их регистрации при помещиках или духовенстве на церковных землях. Это духовенство несло ответственность за уплату подушной подати зарегистрированными лицами. В результате между ними без всякого юридического основания складывались отношения, напоминавшие крепостные. Лишь при императрице Анне Иоанновне власти обратили внимание на это явление и внесли ясность: зарегистрированные церковнослужители и сыновья священнослужителей не принадлежат духовным лицам, а закрепляются за той землей, которой они пользуются. Однако среди украинского духовенства было много выходцев из шляхты, обладавших наследственными землями и крепостными. До 1728 г. духовенство имело там право приобретать земельные владения, с землевладением было связано сохранявшееся до 1751 г. право на винокурение. Украинское духовенство придавало этим привилегиям большое значение и в 1767 г. включило просьбу об их восстановлении в наказы представителям Святейшего Синода в Комиссии по составлению нового законоуложения  . Со времени Петра I начало все сильнее проявляться стремление государства ограничить церковную юрисдикцию. Уже в Московском государстве получение грамоты о судебном иммунитете (так называемой несудимой грамоты) для монастырских и церковных вотчин означало изъятие монахов, приходского духовенства, холопов и крестьян из юрисдикции не только местных светских, но и церковных судов и их подчинение высшей инстанции светского суда в Москве.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

В царствование императрицы Анны Иоанновны духовным школам уделялось повышенное внимание. В 1730 г. был издан указ, предписывавший Святейшему Синоду учредить школы согласно «Духовному регламенту». В другом указе от 1731 г. речь шла об открытии школ во всех епархиальных центрах и иных городах. Именно тогда эти учебные заведения получили название семинарий. В 1738 г. императрица повелела Синоду составить бюджет для духовных школ (т. е. для начальных школ, а не для семинарий) по образцу штатов школ для детей гарнизонных солдат. Но проект бюджета, представленный Святейшим Синодом, утвержден не был. В 1740 г. Святейший Синод получил указ императрицы об увеличении числа учебных заведений и школ, достаточном их содержании и обеспечении хорошими и способными учителями, как то предписывается «Духовным регламентом» и указами русских императоров. Одновременно были изданы указы, обязывавшие духовенство посылать своих сыновей в семинарии и школы  . В 1737 г. последовало распоряжение придерживаться «Духовного регламента» в учебных планах семинарий. При Анне Иоанновне было выдвинуто также требование, чтобы преподавание велось не только на латинском, но и на русском языке. Впрочем, в Харьковской коллегии уже в 30–х гг. преподавание некоторых дисциплин строилось по этому принципу  . К началу 1740 г. было 17 семинарий, 2 академии (в Киеве и Москве) и большое число начальных духовных школ. Однако их материальное положение оставалось по–прежнему тяжелым, а епархиальные архиереи не слишком спешили с открытием новых начальных школ. При императрице Елизавете число семинарий возросло. К концу ее царствования (1760) насчитывалось 26 семинарий и 20 начальных школ  . В Киевской же епархии существовали, кроме того, церковноприходские школы, учителями в которых были дьячки (псаломщики), преподавались здесь чтение и письмо, а также начальные сведения об обязанностях псаломщика. «Сельская церковноприходская школа была первоначальным местом образования для всех грамотеев XVIII в. и для всего духовенства, а для значительного большинства долго оставалась и единственным учебным заведением»  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Но примечательно, что и это горестное для выговцев событие, сопровождавшееся не только «великими страхованиями» за целость Выговского монастыря, но и вероисповедными между выговцами смутами и отделением от поморцев особого толка филипповцев, не ослабило в выговцах чувства благодарности к императрице, воспитанного преданием и недавнею действительностью. Милость и особое расположение со стороны верховной власти были усмотрены и здесь – в том, что Следственная комиссия по поручению Тайной Канцелярии сама приехала на Выг, тогда, как во всех других подобных случаях жестокого аннинского царствования, не исключая дел сановников и архиереев, обвиняемых без разбора «тащили» лично в Тайную Канцелярию. «Первый, воистину, такой случай в России сделался» 22 , восклицает выговец, выражая настроение всей «пустыни». Удивительно ли, после этого, если и Иван Филиппов благоприятно выразился о времени Анны Иоанновны! IV Я склонен думать, что вашей всесторонности изучения подлежащего материала, а следовательно – и большей правильности научных выводов в известной мере помешал господствующий в вашей книге взгляд. Чувствуется, что (в данном случае) вы увлеклись оправданием господствующего в вашей книге взгляда и имевшийся у вас материал (указы о расколе), захватывали лишь по этой мерке. Естественно, явились у вас положения и выводы, не имеющие непосредственной опоры в исторических документах. Едва ли, кажется мне, можно документально оправдать даже основную точку зрения вашего обзора аннинских указов и расколе. Ваше основное положение гласит: аннинское правительство «смотрело на раскол с чисто государственной точки зрения». Такой взгляд, конечно, как нельзя более гармонирует с основною мыслью, проходящею чрез все ваше сочинение, – что и вся церковная политика аннинского правительства вращалась в сфере исключительно государственных интересов. Но прочность этой гармонии для меня представляется не столь твердою, когда я применяю к ней пробу подлежащих исторических документов. Так, в указе 29 мая 1730 года читаем: «Ее Императорское Величество, защищая благочестие и охраняя врученные Ее Величеству народы от лжесоставного и благочестию противного учения, повелела Правительствующему Синоду во всем поступать по силе данных Питириму указов, и во всем, что принадлежит у обращению раскольников и искоренению противного учения всякое вспоможение чинить» 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

В 1672 г. 1-го сентября в домашнем театре боярина Артемона Сергеевича Матвеева была представлена «Коляда», баснословная комедия с песнями, славянскими и уральскими плясками и разными играми. Далее, в Хронике, в хронологическом порядке, указываются разные театральные пьесы, переводные и оригинальные, которые представлялись при Петре В., Анне Иоанновне, Елизавете Петровне и Екатерине II немецкими труппами Готфрида Грегори, Иоганна Куншта и Франца Фиршта, и русскими актерами. Мемуары, илн Записки современников. К замечательным мемуарам времени Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны относятся Записки княгини Долгорукой, князя Нащокина и Данилова. Записки княгини II. Б. Долгорукой. 322 Наталья Борисовна Долгорукая известна в истории своей удивительной судьбой, исполненной разных превратностей, и своим высоким, самоотверженным, героическим характером. Почти из царской обстановки жизни ей суждено было перейти в Березовский острог, а потом, после продолжительных страданий, окончить жизнь в монастырской келье. Долгорукая была дочь знаменитого фельдмаршала Петра В., Бориса Петровича, Шереметева, воспитана и выросла в полном довольстве и роскоши. Все родные и знакомые пророчили ей веселую и счастливую жизнь, особенно, когда она сделалась невестою любимца Петра II, кн. Ивана Алексеевича Долгорукого. «Думала я, замечает и сама она в своих Записках, что я первая счастливица в свете, потому что первая персона в нашем государстве был мой жених. При всех природных достоинствах, имел знатные чины при дворе и гвардии.... Вся императорская фамилия была на нашем сговоре, все чужестранные министры, наши все знатные господа, весь генералитет... Обручение наше было (совершено) в зале, духовными персонами, один архиерей и два архимандрита. После обручения все его сродники меня дарили очень богатыми дарами: бриллиантовыми серьгами, часами, табакерками и готовальнями и всякою галантереею; мои б руки не могли всего забрать, когда б мне не помогли принимать. Наши перстни были, которыми обручались, его в двенадцать тысяч, а мой в шесть тысяч» 323 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Прошло сто лет, в течении которых хивинцы молчали и не причиняли пограничному русскому народу особого вреда. В этот же период – в начале XVIII века – начался процесс вхождения трех киргиз-кайсацких орд в Российское подданство. Тогда хан Малой орды Абулхаир в целях обеспечения благополучия своего народа, пошел навстречу завоевательным стремлениям русского правительства. Это решение хана Абулхаира было вызвано теми обстоятельствами, что внутри орды среди киргизских родов начались взаимные несогласия и междоусобия, чем не замедлили воспользоваться соседние народы. На киргизов обрушились с разных сторон: с запада – Волжские калмыки, с севера – башкиры, а с востока – джунгары, руководимые Галдан Цыреном, наводившие страх и трепет на своих соседей. Тогда через своих посланцев Абулхаир стал просить покровительства России для Малой орды. Но не сразу вольные и свободолюбивые степняки, привыкшие кочевать по бескрайным раздольем и совершать набеги на приграничные поселения, грабя, убивая и уводя в плен русских жителей, успокоились под крепкой рукой России. Вступление в русское подданство киргизов Малой орды нужно считать окончательно совершившимся лишь 3 августа 1738 года, когда в г. Оренбурге состоялась встреча действительного Статского Советника Татищева и хана Абулхаира, на которой Абулхаиром была (правда, не первый уже раз) принесена присяга на верность его и всех родов Малой орды Державнейшей Императрице и Самодержице Всероссийской Анне Иоанновне. На следующий день, 4 августа, принял присягу ханский сын султан Эрали. В один день с султаном Эрали присягали на русское подданство и представители Средней орды. Но последняя, хотя и считалась вступившей под покровительство России одновременно с Малой, по отдаленности кочевий главных родов, и благодаря двусмысленным действиям главного властителя Средней орды султана Аблая долгое время оставалась совершенно независимой от России до самой смерти Аблая, последовавшей в 1781 году. Он умел, смотря по обстоятельствам, казаться преданным то России, то Китаю, то Джунгарии, но в действительности не подчинялся никому, а при удобном случае беспощадно грабил и разорял своих соседей.

http://pravoslavie.ru/36355.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010