В каком-то смысле такое поведение было всего лишь провинциальным вариантом просвещенного свободомыслия, которое исповедовалось по отношению к религии в высшем придворном обществе 1156 . Все большая социальная деградация духовенства и постоянные беззакония со стороны чиновничества и помещиков не могли не повлиять на политические настроения в церковных кругах. Поэтому неудивительно, что среди приходского духовенства находились люди, сочувствовавшие крестьянским беспорядкам XVIII в. и с готовностью помогавшие неграмотным крестьянам составлять их обвинения против помещиков во время пугачевского восстания или при других обстоятельствах. При Анне Иоанновне подобного рода действия привели бы в застенки Тайной канцелярии, но Екатерина II смотрела на такие вещи трезвее, ибо, вероятно, понимала, что для написания жалобы крестьянам волей-неволей приходилось обращаться к единственному грамотею в деревне – к священнику. В 1767 г. Екатерина издала указ, обязывавший приходское духовенство удерживать крестьян от возмущений и составления жалоб на помещиков. Этот указ, как и все прочие (например, указ об обязательной прививке против оспы, о ценах на соль и т. п.), подлежал оглашению в храмах 1157 . Во время пугачевского восстания многие из духовенства не только ему симпатизировали, но и активно помогали. Одни подчинились Пугачеву, испугавшись его угроз, другие соблазнились его обещаниями. По именному повелению такие клирики рассматривались как политические преступники и должны были предстать перед светским судом. Императрица призвала духовенство воздействовать на народ проповедями и оглашением правительственных указов и тем способствовать умиротворению Поволжья. «Из двух сословий, – писал П. Знаменский , – особенно пострадавших среди бунта, дворянства и духовенства, трудно сказать, которое пострадало более; духовенство выставило из своей среды 237 мучеников за правое дело и верность законной власти – цифра громадная, и притом едва ли еще полная. Но еще выше была цифра духовных лиц, изменивших своему долгу и увлекшихся общим народным движением своего края».

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Ответив на обвинение самодержавия в сходстве с азиатским ханством, г. Киреев переходит к другим возражениям конституционалистов. Сущность всех этих возражений сводится к одному главному: «самодержавие славянофильского типа не гарантирует народа ни от слепоты монарха, пи от его злой воли» (стр. 34). Первую половину этого возражения автор признает. «Государь, говорит он, может быть разъединен со своим народом, он может не знать и не видеть того, что делается с его народом и делается, притом, – его же именем. Верно! Ему, по словам Фихте, зачастую преподносится специально для него изготовленная (verfertigte) истина. Он может быть отделен от своего народа непроницаемым для обоих частоколом своекорыстных или ограниченных временщиков. Да, верно и это» (стр. 34–36)! Что же касается второй половины возражения , то, признавая ее в принципе, автор отрицает ее практическое значение, по крайней мере, для настоящего и будущего времени. " Злая воля, говорит он, конечно, возможна, но можно-ли сомневаться в том, что она становится все менее и менее вероятной? Ведь, зла никто сознательно не желает; большей частью зло делают по недомыслию, по ошибке, или вследствие сообщения неверных сведений, так что и в этом случае вопрос сводится к незнанию фактов, к той же «слепоте». Что же касается до увлечения партийной борьбой, до желания сломить противника, отомстить ему, желания достигнуть каких-нибудь личных своекорыстных целей и т. п., – то ведь эти искушения существуют для частных лиц, для самодержца же, стоящего вне и выше партий, этих искушений не существует. Во всяком случае и эта опасность становится все менее и менее возможной. Спорить об этом теоретически почти нельзя; но посмотрим на факты, возьмем для примера нас самих – Россию; за последние три столетия что мы видим? В настоящую минуту у нас, de jure, точно такое же неограниченное самодержавие, как и при Иоанне Грозном. Права Верховной власти столь же полны, как и прежде, однако же никто не станет уверять серьезно, что и de facto мы в том же положении, как и прежде. Никакой пессимист не решится утверждать, что все ужасное и дурное, происходившее не только при Грозном, не только при Петре Великом или Анне Иоанновне пли Бироне, но и при Павле Петровиче, возможно и теперь. Конечно, нет; все это теперь невозможно и немыслимо; но почему? Не потому, что Государь связан какой-либо конституцией, каким-нибудь договором, а потому что он находится в такой нравственной атмосфере и такой культурной среде, где он не может желать ничего такого, что могло быть при Бироне пли даже при Аракчееве; не может и потому, что теперь и сами не только Малюты Скуратовы или Бироны, но и Аракчеевы невозможны; что теперь их не сыщешь, ежели бы кто-нибудь и захотел их разыскать. Тип временщика исчезает. Нельзя не признать в этом отношении не малой перемены к лучшему, совершенно независимо от каких бы то ни было бумажных гарантий, которым приписывается какое-то чудодейственное влияние» (стр. 85–36).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Не лишним будет подчеркнуть, что с петровского времени по Владимирке погнали в Сибирь арестантов. Часто в исторической литературе встречается утверждение, что ссылка в Сибирь на каторгу или поселение началась при императрице Анне Иоанновне, когда знаменитый Владимирский тракт был переименован в Сибирский. На самом деле отправка преступников и пленных в Зауралье началась еще при Петре I. Глава Сибирского приказа Виниус посоветовал царю отправлять в Сибирь военнопленных и преступников. «И чем таким ворам и полоняникам, которых по тюрьмам бывает много, – утверждал чиновный дьяк, – втуне провиант давать, и они бы на каторге хлеб зарабатывали». Царь и приказал использовать труд ссыльных на разных работах, в том числе и для доставки почты по рекам в дальние углы Сибири. Сосланных в этот суровый край сажали в лодки «для гребли в цепях, чтобы не разбежались и зла никакого не учиняли». Так было до 1707 года, после чего каторжан и пленных стали использовать на вновь открытых рудниках. Да, западная цивилизация насаждалась в России окровавленными руками. Когда будет написана полная и объективная история царствования Петра Первого, не исключено, что и разбой вдоль русских дорог будет осмыслен исследователями как стихийное народное сопротивление царю, строившего Россию по чертежам исконных врагов нашего Отечества. Но вернемся к родным краям тосненских ямщиков. Не удивительно, после всего сказанного, что у ямских охотников Владимирского тракта в те годы появился обычай при рождении ребенка выходить на дорогу и спрашивать имя у первого арестанта и этим именем называть новорожденного. Об этом обычае писал в XX веке в своих воспоминаниях выдающийся русский художник Константин Коровин, происходивший из потомственных ямщиков знаменитой Рогожской слободы . Русь народная относилась к петровским колодникам, как к страдальцам, мученикам, понимая, что в большинстве случаев именно за свое благочестие, за приверженность к отеческому мироустройству стали эти люди гонимы царем. Тогда и возникли у населения, живущего вдоль Владимирской дороги, обычаи подавать бредущим в Сибирь арестантам еду и теплые вещи, называть своих новорожденных детей их именами, жалеть несчастненьких – именно такое общее наименование закрепило за узниками сострадательное русское сердце.

http://azbyka.ru/fiction/k-300-letiyu-to...

Таким образом, если смертность в младенческом возрасте, всегда впрочем преобладающая, была в постоянно пропорциональном отношении к числу рождений; то лишний процент ее по необходимости падал на поколение взрослое. Вообще-же нарождения увеличивают народонаселение немногим более четвертой своей доли. Но для нас интереснее в этих данных сторона нравственная; именно, отношение числа незаконных к общему числу рождений. В 1-е десятилетие число незаконных рождений составляло почти 24%, во 2-е доходило уже до 27%, в З-е достигало до 35% с лишком, в последнее же пятилетие опять упало на 25% с небольшим. Явление это объясняется тем, что с 1837 по 1865 г. под Смольным, в Аракчеевских казармах, на постоянных квартирах расположен был Санкт-Петербургский батальон Внутренней стражи (прежде называвшийся просто «гарнизонным»), а с ним вместе и несколько команд разных наименований, которые с 1864 г. начали расформировываться, а батальон в 1865 г. переведен в бывшие казармы Московского полка. Вывод отсюда очевиден. Мы не говорим на сколько выиграла от этого вообще нравственность здешнего края, так как в нем осталось другое зло – фабричное население, по крайней мере число незаконнорожденных, пропорционально числу рождений, уменьшилось хоть на 2%. В самом деле, в 1836 г. на 124 рождения незаконных было 26; в 1837 г. на 121 рождение 25, а в 1838 г. на 142 уже 37, в 1839 на 174 – 46 и т. д.; так что, например, на такую же почти цифру, именно на 182 в 1856 г. незаконных было 72, и в 1860 г. на 207 –77; в 1867 г. число рождений спускается на 153 и число незаконных уже 42; в 1868 г. рождений 139, незаконных 26; а в 1869 из 146 рождений незаконных уже только 25. 23 Вот этот памятник литературы времен Императрицы Анны Иоанновны, писанный красивым полууставом, в два столбца, на шелковой материи, которой обтянута задняя сторона иконы, с золоченым бордюром, золотыми заглавными и целыми словами, относящимися к царственным лицам, хотя позолота теперь уже облиняла, и материя обветшала. «Всепресветлейшей и Самодержавнейшей Великой Государыне нашей Императрице Анне Иоанновне о благочестивейшем прадеде Ея Императорского Величества Великом Государе и Великом Князе Михаиле Феодоровиче, всея России Самодержце во известие: Есть в человецех охота природна, Да видя ветви древа доброплодна, Видят и древо от него же ветвы Произрастоша, очес всех ловитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Все годные и не имевшие штатного места в возрасте от 15 до 40 лет подлежали немедленному воинскому набору. Положение духовенства ухудшилось, когда в Кабинет министров стали поступать донесения о большом количестве обнаруженных при разборе инвалидов и престарелых. Указ от 22 января 1738 г. обязывал каждого непригодного к службе выставить вместо себя рекрута, в противном же случае, как говорилось в дополнительном указе, он подлежал высылке в Сибирь. На основании указа от июня того же года последовали новые наборы. Затем 1 июля и 2 декабря 1738 г. появились указы о наборе всех тех, кто хотя и входил в штаты, но в свое время отказался от присяги, даже если они достигли 40–летнего возраста. В связи с этим последовала волна репрессий: увольнений со службы, телесных наказаний, судебных преследований, которая докатилась и до Украины  . Рекрутские наборы не прекращались в течение всей турецкой войны и закончились лишь в 1740 г. К этому моменту выяснилось, что ряды духовенства подверглись катастрофическому опустошению: во многих епархиях церкви оставались вообще без священников. Святейший Синод доложил правительству о таком состоянии дел и о недостатке кандидатов на приходские должности, прося разрешения ставить священниками лиц без специального образования, но добронравных. Доклад был дополнен данными о количественном составе служащего духовенства, а также духовного сословия в целом и возымел действие. В 1740 г. было дозволено вернуть на службу духовных лиц, подвергшихся наказаниям за отказ от присяги, и освободить от рекрутчины тех церковнослужителей, которые подлежали набору, но еще не были взяты в военную службу  . Вступление на престол Елизаветы радостно приветствовалось духовенством и действительно принесло для него некоторое облегчение, хотя заложенные Петром основные линии правительственной политики по отношению к духовному сословию остались без изменений. Указ от 16 декабря 1743 г. о второй общей ревизии, предусматривавший регистрацию духовенства на предмет его соответствия штатным нормам 1722 г., встретил возражения Святейшего Синода, который указывал, что разборы при Анне Иоанновне настолько сократили духовное сословие, что многие церковные должности оставались незанятыми.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

В каком–то смысле такое поведение было всего лишь провинциальным вариантом просвещенного свободомыслия, которое исповедовалось по отношению к религии в высшем придворном обществе  . Все бóльшая социальная деградация духовенства и постоянные беззакония со стороны чиновничества и помещиков не могли не повлиять на политические настроения в церковных кругах. Поэтому неудивительно, что среди приходского духовенства находились люди, сочувствовавшие крестьянским беспорядкам XVIII в. и с готовностью помогавшие неграмотным крестьянам составлять их обвинения против помещиков во время пугачевского восстания или при других обстоятельствах. При Анне Иоанновне подобного рода действия привели бы в застенки Тайной канцелярии, но Екатерина II смотрела на такие вещи трезвее, ибо, вероятно, понимала, что для написания жалобы крестьянам волей–неволей приходилось обращаться к единственному грамотею в деревне — к священнику. В 1767 г. Екатерина издала указ, обязывавший приходское духовенство удерживать крестьян от возмущений и составления жалоб на помещиков. Этот указ, как и все прочие (например, указ об обязательной прививке против оспы, о ценах на соль и т. п.), подлежал оглашению в храмах  . Во время пугачевского восстания многие из духовенства не только ему симпатизировали, но и активно помогали. Одни подчинились Пугачеву, испугавшись его угроз, другие соблазнились его обещаниями. По именному повелению такие клирики рассматривались как политические преступники и должны были предстать перед светским судом. Императрица призвала духовенство воздействовать на народ проповедями и оглашением правительственных указов и тем способствовать умиротворению Поволжья. «Из двух сословий, — писал П. Знаменский, — особенно пострадавших среди бунта, дворянства и духовенства, трудно сказать, которое пострадало более; духовенство выставило из своей среды 237 мучеников за правое дело и верность законной власти — цифра громадная, и притом едва ли еще полная. Но еще выше была цифра духовных лиц, изменивших своему долгу и увлекшихся общим народным движением своего края».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

В епархиях малороссийские архиереи были чрезвычайно непопулярны. «Беда да горе! — писал в 1763 г. епископ Белгородский Иоасаф Миткевич. — Всы теперь малороссияне везде в крайнем презрении»  . Конечно, не могло быть и речи о каком–либо сопротивлении епископам и их малороссийскому окружению в епархиальных управлениях. И в монастырях в 1–й половине XVIII в. появляются во все возрастающем числе настоятели–украинцы  . Период преследований при Анне Иоанновне не изменил состава иерархии, так как репрессии затронули в равной мере обе группы епископата. В царствование Елизаветы число выходцев с Украины среди епископов еще более увеличилось. Лишь в 1754 г. вышел указ, предписывавший Святейшему Синоду выдвигать на должности настоятелей и епископские кафедры не только малороссийских, но и великорусских кандидатов  . После того как малороссиянин Арсений Мацеевич показал себя главным противником секуляризационных планов Екатерины II, императрица прониклась недоверием к украинским архиереям и взяла за правило назначать епископами великорусов. Она справедливо указывала на «закоснелое властолюбие» украинских иерархов. Число великорусских епископов, которые еще в 1764 г. занимали всего лишь 12 кафедр из 26, начало возрастать также и потому, что теперь ученое монашество стало пополняться выпускниками Славяно–греко–латинской Академии в Москве  . б) Своеобразный феномен ученого монашества в Русской Церкви заслуживает более подробного рассмотрения. Его значение трудно переоценить — на протяжении всего периода от XVIII до XX в. на нем лежало не только управление Церковью, но и руководство всей пастырской работой. Обычно всю ответственность за церковные нестроения синодального периода возлагают только на систему государственной церковности, упуская из виду такую важную сторону дела, как отношение иерархов к своим служебным обязанностям, которое в течение этих 200 лет оставляло желать лучшего. Отстаивать канонически установленные границы своей власти было правом и обязанностью епископов, но не менее важными для них должны были быть их пастырские обязанности  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

«Упрямства дух нам всем подгадил», - мог бы сказать про себя старый Гринев словами Пушкина. Он был «родов униженных обломок», и не сделал блестящей карьеры. Почему? Может быть, потому, что сравнительно рано вышел в от­ставку (вероятно, в виду необходимости взять в свои руки управление деревней), а может быть, и потому, что не отли­чался способностью хватать чины и награды и, несмотря на свою исполнительность и храбрость ,не очень-то нравился на­чальству, вследствие своего крутого и самостоятельного права.- Долго ли старый Гринев состоял на службе? Вероятно, не ме­нее двадцати пяти лет, так как по манифесту 31 декабря 1736-года дворяне обязаны были служить 25 лет. Этот закон сохранял силу до манифеста 1762 года, которым дворяне были освобождены от обязательной службы. В 1774 году Гринев, как видно из последней главы «Капитанской дочки», находился уже в преклонном возрасте; в молодости он участвовал в походах графа Миниха, (см. начало романа и письмо Гринева к Рейнсдорпу), был товарищем Рейнсдорпа, «воина времен Анны Иоанновны», а, следовательно, и сам начал службу не позже тридцатых годов XVIII столетия, всего же вероятнее, что даже еще раньше, быть может, при Петре Великом. Для того, чтобы попасть в число офицеров, служивших при самом Минихе, он должен был прослу­жить довольно долго в низших чинах, ибо даже по мани­фесту 1762 года двенадцатилетний срок службы в низших чинах оставался обязательным для всех сословий без исключения для приобретения права на первый офицерский чин (Полн. Собр. Зак. 11,444, § 8), записывание же малолетков на службу с тою целью, чтобы старшинство на производство в чины начиналось для них с раннего детства, стало входить в обычай лишь при Анне Леопольдовне и Елизавете Петровне («Дворянство в России» Романовича-Славатинского, стр. 128- 129). Презрение, которое питал Андрей Петрович к «шематонам» гвардии, и уважение, с которым он отзывался о солдатской лямке, доказывает, что старый Гринев служил все время в армии и, вероятно, подобно Державину и многим другим дворянам, жил до производства в офицеры вместе с рядовыми, исполняя все работы, который на них возлагались. Вообще, та суровая школа службы, которую проходил Андрей Петрович в свои ранние годы, не имела ничего общего с тою беспечальною и легкою службой, которую нес его сын в Белогорской крепости.

http://ruskline.ru/analitika/2010/11/20/...

Юрий 14 февраля 2024, 11:20 Алла13 февраля 2024, 20:38 Да, крестьянин работал на помещика. Но помещик сам нёс службу! Всё общество было так или иначе связано службою: помещику, Государю, Богу… И ни на какую «часть» общества Царская власть не опиралась. Царь – отец для всех своих подданных. И в интересах всех подданных он и действует. Почему же тогда коллективизация не может считаться таким же исторически обоснованным процессом как формирование КП? Потому что заявленные Вами цели успешно решались Российской Империей без всякой коллективизации. В РИ проводилась индустриализация, был хороший, на уровне своего времени, ВПК. Юрий 14 февраля 2024, 11:19 Алла13 февраля 2024, 20:38 Крепостное право (КП) процесс длительный, оно формировалось веками. Нельзя сказать, что такой-то царь принял указ о введении КП. Оно постепенно ужесточалось – при Св. Феодоре Иоанновиче, при Алексее Михайловиче, при Петре I, при Анне Иоанновне… А потом – тенденция изменилась – уже с Павла I началось смягчение, которое завершилось освобождением крестьян при Александре II. Почему возникло КП? Для нужд армии. В России XV в. – расстояния огромные, золота нет (содержать наёмников как в Западной Европе мы не можем), враги повсюду. Вот и нужно, чтобы воины кормились сами с земли, а в случае чего выступали «конно, людно и оружно». Юрий 14 февраля 2024, 11:18 Алла13 февраля 2024, 20:38 Были ли рабочие, которые пошли за большевиками? Конечно, были. Но говорить о том, что пролетариат поголовно поддержал большевиков нельзя. Ижевские и Воткинские рабочие храбро воевали против большевизма. Из рабочих Донбасса формировались полки Корниловской и Дроздовской дивизий. Уральские рабочие в 1918 г. восставали против большевиков очень часто (см. работы к.и.н. М. Вебера), да и Свердлов поленом по голове получил не от «дворян и помещиков» а от пролетариев-железнодорожников. Юрий 14 февраля 2024, 10:54 И.13 февраля 2024, 17:33. " нужное " и " полезное " он определял для каждого исторического момента сам " . Это что же получается - каждый суслик в поле агроном, а каждый марксист подстраивает учение Маркса под себя? А что ж тогда г-н Ульянов так яростно боролся со совсеми кто с ним не согласен (от лидеров фракций внутри РСДРП(б) до зарубежных " социал-соглашателей " ? Они же тоже сами для себя определяли " нужное и полезное " ? " Что было разрушено, то и восстановлено и приумножено " . Во-первых, нет, при Ленине не восстановлено и не приумножено (да и при его преемниках тоже - где восстановление и приумножение гонимой Церкви?) А, во-вторых, зачем было рушить?

http://pravoslavie.ru/158599.html

Католики также изменили апостольской вере. А истинное апостольское христианство, в том числе и понимание Евангелия, осталось только в Православии. Почему должно быть множество цивилизаций? Это можно сравнить с разнообразием видов в природе. Невозможно, чтобы были на земле одни только тигры или слоны. Существуют различные цепочки питания, взаимопомощи, даже конкуренция помогает развитию. Многоцветность мира необходима для его выживания, устойчивого существования. Когда Господь создавал Адама, он увидел, что ему плохо одному и создал для него Еву – существо несколько иного порядка. Если же перевести разговор к цивилизациям, то множество их создает красивую картину мира, и каждая цивилизация должна вносить свой специфический вклад в общее дело человечества. – Расскажите, пожалуйста, о главной идее книги «Бог в русской истории». – Я хотел показать на конкретном историческом материале, что история делается на небесах и одним из элементов Божиего замысла об истории есть именно многополярность цивилизаций. В книге на исторических фактах показано, как Промысл Божий вопреки всем обстоятельствам сохранял православную цивилизацию. И если так действительно происходило и это угодно Господу, то нас это вдохновляет, и в этой книге может найти ответ всякий задающий вопрос: «Погибла духовно Россия или нет?». Анализ нашей русской живучести убеждает в том, что простого «природного» объяснения здесь недостаточно. Не может быть такой природной живучести, народ давно сошел бы со сцены, учитывая все перипетии нашей истории, такие, например, как монгольское иго, польско-литовская интервенция, колоссальный протестантский нажим при Петре I и Анне Иоанновне, нажим со стороны советской атеистической власти. Русский народ давно превратился бы в каких-нибудь немцев или татар, но мы всегда оставались русскими, а без Божией помощи это невозможно. В своей книге я на фактах показываю, как в решающие моменты, когда уже казалось, что Россия скоро перестанет быть Россией, вдруг происходило нечто совершенно неожиданное, и угроза отступала. Это «неожиданное» буквально посылалось нам с неба – другого объяснения нет. Значит, Господу нужна наша цивилизация.

http://pravoslavie.ru/33369.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010