вновь жаловались Сенату. Тогда последний постановил давать им две трети гарнизонного оклада. В Синоде остались этим очень довольны и просили Сенат больше не присылать в и без того переполненные монастыри. В январе 1731 г. Сенат снова представил Анне Иоанновне проект давать штаб- и обер-офицерам по две трети Московского гарнизонного оклада, а унтер-офицерам и рядовым сверх этих двух третей давать помесячно еще особое довольствие натурою: холостым по 3 чтв. муки и 1 1/2 чк. круп в год, а женатым вдвое (6 чтв. муки и 3 чк. круп). При этом, если бы отставные стали требовать себе натурою хлеба и других съестных припасов, то монастыри должны были выдавать им просимое по настоящим ценам в счет их оклада содержания. 31 января 1731 г. Императрица доклад Сената, наконец, утвердила и для ясности была составлена следующая «табель, почему обретающимся в монастырях на пропитании отставным штаб и обер-офицерам и рядовым, по вышеописанному Ея И. Величества указу, жалованья давать надлежит» 1117 : Полковнику Подполковнику Майору 66232/3 Капитану 33131/3 Поручику 66131/3 Подпоручику 66131/3 Прапорщику 66131/3 Полковнику обозному Унтер-офицеру гвардии из гвардейского оклада две трети (против солдата с третью) Унтер-офицеру прочих полков Рядовому гвардии из гвардейского оклада две трети Этим был выяснен вопрос о размере жалованья, но положение дела не улучшено. Архиереи и монастыри то и дело просили не присылать к ним больше отставных, хотя, разумеется, безуспешно 1119 . При этом, например, Казанский митрополит Сильвестр доносил, что отставные в монастырях не работают и монахам ни в чем не помогают, настоятелям не послушны, честных иеромонахов и служебных старцев бьют и нагло ругают, насильно берут братскую пищу и напитки, от их озорничества многие старцы из монастырей ушли, братство оскудело, церковная служба остановилась, в монашество постригаться боятся 1120 ; военные же ездят на монастырских лошадях и отлучаются из монастырей даже по полгоду; в 1729 г. в Уфимском Успенском монастыре они зарезали игумена Иоакима с келейником; монастыри и пустыни все переполнены отставными, поэтому настоятели их письменно и словесно со слезами просили его, митрополита, освободить их от военных 1121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Все это еще орудия, еще материалы, еще глыбы, еще в руде дорогие металлы, из которых выкуется иная, сильнейшая речь. Пройдет эта речь уже насквозь всю душу и не упадет на бесплодную землю. Скорбью ангела загорится наша поэзия и, ударивши по всем струнам, какие ни есть в русском человеке, внесет в самые огрубелые души святыню того, чего никакие силы и орудия не могут утвердить в человеке; вызовет нам нашу Россию — нашу русскую Россию: не ту, которую показывают нам грубо какие-нибудь квасные патриоты, и не ту, которую вызывают к нам из-за моря очужеземившиеся русские, но ту, которую извлечет она из нас же и покажет таким образом, что все до единого, каких бы ни были они различных мыслей, образов воспитанья и мнений, скажут в один голос: “Это наша Россия; нам в ней приютно и тепло, и мы теперь действительно у себя дома, под своей родной крышей, а не на чужбине”. В определении трех начал русской поэзии Гоголь по всей видимости следует Н. М. Карамзину, который в заключении четвертой главы пятого тома “Истории государства Российского”, посвященной описанию “состояния России от нашествия татар до Ин. 3 ”, в качестве главных источников русской образованности того времени называет последовательно “церковные и душеспасительные книги” (включая сюда летописи, исторические произведения и “слова”), а также “народные пословицы” и “народные песни русские”. Имеется в виду “Ода блаженныя памяти Государыне Императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года” (опубл. 1751). Подразумевается система силлабо-тонического стихосложения, изложенная М. В. Ломоносовым в “Письме о правилах российского стихотворства” (1739). Из оды М. В. Ломоносова “Ея Императорскому Величеству… Императрице Елисавете Петровне на пресветлый и торжественный праздник рождения Ея Величества и для всерадостного рождения Государыни Великой Княжны Анны Петровны… декабря 18 дня 1757 года”. Исайя — библейский пророк. Подразумевается поэт и переводчик Василий Петрович Петров (1736–1799).

http://azbyka.ru/fiction/vybrannye-mesta...

Феофан в своем учении об оправдании выступил противником господствовавших у нас и в народе, и в богословии идей, что вечную жизнь можно заслужить только подвигами, что достоинство сих подвигов измеряется их трудностью, опасностью или сопровождающими их лишениями и страданиями. Потому и к монашеству он относился, если не совсем отрицательно, то неблагосклонно, считая аскетический идеал несостоятельным, а практическое приложение его требований в России несовместным с понятием благоустроенного централизованного государства, где каждый подданный должен нести известные повинности. Но масса народа не воспринимала новых идей и вступала с ними в активную борьбу, выделя из своей среды то отдельных непокорных людей, заявлявших протест, то целыя толпы непокорных. В них Феофан видел невежд, нафанатизированных ханжами и лицемерами для корыстных целей. Последним он и посвятил большую часть книги о блаженствах. Здесь Феофан подвергал критике идею добровольного мученичества тех, которые погибали нарочно, чтобы спасти от наступившего, как они говорили, Антихристова Царства. Много было здесь и насмешек против мнимой святости тех, которые «преизлишне смиряются или действия, противные природе, показуют». Дело в том, что, бичуя недостатки известных современных явлений, Феофан вообще не выделял самой идеи от всех злоупотреблений, в которыя иногда выливалось её осуществление, и таким образом для читателя получалось впечатление определенное, что Феофан нападает не только на эти злоупотребления, но и на самую суть, на самыя установления Церкви (мощи, иконы). Книга о блаженствах предназначалась к разрушению в обществе аскетического идеала. Когда впоследствии, при Анне Иоанновне, по делу архимандрита Маркелла Родышевского, преследуемого за идеи возстановления патриаршества и аскетического идеала и за критику Духовного Регламента и Указа о Монашестве, запрашивали Синод об авторе книги «О блаженствах», Синод отвечал, что книга составлена по указу Его Величества и автор Синоду неизвестен, но есть в Синоде царский Указ от 3-го июля 1722 г., писанный Царем собственноручно с одобрением этой книги и повелением сделать к ней предисловие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Крест святого Андрея Первозванного, считавшегося покровителем России, лег в основу флага российского флота, введенного Петром I в 1696-1696, и официально принятого в 1703. Андреевский флаг иногда использовался как символ России. Полотнище военно-морского флага сначала представляло из себя бело-сине-красный триколор; с 1709 изображался только один из этих цветов. При императрице Анне Иоанновне, Екатерине II и с 1865 в качестве фона использовался только белый цвет. Андреевский крест был расположен в малом прямоугольнике в верхнем углу у древка, позднее - на целом полотнище флага. Гюйс военно-морского флота России также несет на себе Андреевский крест. Оба флага (гюйс и кормовой) были заменены в 1918 на флаг РСФСР, а затем на вновь созданные гюйс и военно-морской флаг СССР . Дореволюционные Андреевский флаг и гюйс были вновь введены во флоте России в 1991, они используются по сей день. Подготовил Станислав Минаков 2006 г. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В России водителей на любой заправке могут оштрафовать за это Актриса Уколова ужаснулась от Сызрани и написала мэру: читать Жестоко избил невесту и обнимал после труп: что будет с убийцей? Часть Внуково эвакуирована из-за высокой угрозы Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2006/12/13/...

" Некрасовцы», как их стали называть после, переселились в Турцию и образовали там первое значительное старообрядческое поселение 1466 . Волнения и уход некрасовцев в Турцию несколько ослабили силу старообрядцев на Дону. Зато в царствование Анны Иоанновны гребенские (терские) казаки, напротив, окончательно перешли в старую веру. Причиной этому послужило решение правительства ввести на Тереке новый порядок. До 1738 г. терские священники служили по-старому, хотя и поставлялись господствовавшей церковью. Когда же при Анне Иоанновне правительство захотело дать им священников нового обряда, то казаки наотрез отказались от этого и стали принимать перешедших в раскол беглых попов. Определить даже приблизительно, какой процент 13-миллионного населения петровской России 1467 твердо стоял на стороне старой веры, невозможно. Можно лишь предполагать, что не менее половины населения земель к северу и востоку от Волги ушло в раскол и не подчинялось официальной церкви. В центре страны, где правительственный контроль был сильнее и где крепостное право давно уничтожило традиции независимого мышления и свободы, старообрядцы держались в городах вроде Калуги и отдельными островами в некоторых имениях Пензенской губернии 1468 . Постоянные экспедиции миссионеров на север, в Новгород, Торжок, Владимир, Тверь, Урал, Нижний Новгород и даже украинские города, как Киев, Чернигов, Стародуб, где жили старообрядцы, свидетельствуют о широком распространении раскола 1469 . Наконец, казачьи области Дона, Нижнего Урала и Терека почти исключительно состояли из приверженцев старой веры. Насилие администрации и церковных миссионеров 1470 при проповеди нового обряда и собирании штрафов отталкивало народ от церкви, и число старообрядцев увеличивалось, а не уменьшалось. Сведения о массовой эмиграции старообрядцев встречаются вплоть до времени Екатерины II.»Зeлo много бегут за кордон, до панов Халецкого, Красальского и других«, (то есть на Ветку) – пишут в Петербург миссионеры в 1721 г. 1471 На Севере старообрядцы сначала уходили в шведские пределы, преимущественно, в Прибалтику 1472 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

[«Оправдательная записка» была составлена декабристом Николаем Ивановичем Тургеневым (1789–1871). в ответ на запросы Следственного комитета. – Ред. ] 229 Итоговый труд П.Б. Струве (1941 –1944), оставшийся незавершенным, имел название «Социальная и экономическая история России с древнейших времен до нашего, в связи с развитием русской культуры и ростом российской государственности». 230 Голицын Дмитрий Михайлович (1665–1737) –князь, в 1726–1730 член Верховного Тайного Совета, инициатор приглашения на российский престол Анны Иоанновны, составитель «Кондиций» – проекта олигархического ограничения власти самодержицы (1730). Кроме общих сочинений по русской истории, из которых особенно ценны соответствующий том (XIX) «История России» Соловьева и монография Костомарова об Анне Иоанновне, наилучший свод и обзор материалов о событии 1730 г. дают книга Д. А. Корсакова «Воцарение императрицы Анны Иоанновны». Казань, 1880 г., статья П. Н. Милюкова «Верховники и шляхетство» в сборнике «Из истории русской интеллигенции». Спб., 1902 г., и брошюра M. M. Богословского «Конституционное движение 1730 г.» Москва, 1906 г. «За самодержавие ясно и положительно стояли гвардейцы: они были обласканы императрицей и могли надеяться на еще большее к себе внимание, после того как послужат ей теперь в трудных обстоятельствах» (Костомаров). Гренадерская рота Преображенского полка, произведшая переворот 25 ноября 1740 г. и возведшая на престол Елизавету Петровну, получила наименование лейб-кампании. Отсюда выражение «лейб-кампанцы». Напомним, что и для Радищева крестьянский вопрос сводился в первую очередь к личному освобождению, а затем к утверждению крестьянской собственности на землю, за которую они уплачивали подушную подать. Таким образом, ему предносилось постепенное осуществление реформы. Запоздалый и, так сказать, слитный характер крестьянской реформы 1861 г. воспроизводит в ослабленной, «государственной» форме пугачевское решение 1774 г. В силу этого в реформе 1861 г. центральное место получило наделение крестьян землей.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/iz-...

Резолюция: По сему сообщению Святейшего Синода членам и канцелярским служителям с подчинёнными Синоду местами жалованье до апробации вновь учинённого штата давать по прежним окладам, и на тое дачу надлежащую сумму денег отпускать в Синод из Коллегии Экономии из доходов синодальных Казённого и Дворцового приказов. 3655 . – 11 марта. Высочайшая резолюция на доклад Кабинета об освобождении от смертной казни иноверцев, оказавшихся в убивствах или в других тяжких винах, за восприятие веры Греческого исповедания 106 Конного казацкого полку калмык за смертное убийство, из которых некоторые казнены, а достальные 3 человека по наказании кнутом и вырезании ноздрей посланы в Рогервик, ежели они живы, а убивство чинили прежде принятия веры Греческого исповедания, будучи в Магометанском законе, то их освободить и определить к кому они пожелают в услужение, а ежели их во услужение никто не примет, то определить в монастыри и давать пропитание так, как отставным солдатам определено; також и впредь, ежели такие ж иноверцы в смертных убивствах или в других тяжких винах явятся, а потом веру Греческого исповедания восприимут, то их для того восприятия веры, нигде не описався, смертию казнить и в ссылку не посылать, а требовать о том указа от Кабинета. 3656 . – 12 марта. О разрешении архимандриту Тотемского Суморина монастыря носить митру По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод по учинённой в Кабинете Его Императорского Величества на поданном блаженной и вечнодостойной памяти Государыне Императрице Анне Иоанновне, Самодержице Всероссийской, синодальном о служении Устюжской епархии города Тотьмы Спасского Суморина монастыря архимандриту с шапкою доношении резолюции, которою велено по тому представлению о служении того монастыря архимандриту с шапкою определение учинить Святейшему Синоду по своему рассмотрению, приказали : означенного имеющегося Устюжской епархии в городе Тотьме Суморина монастыря архимандриту с шапкою по представлению епархиального архиерея преосвященного Гавриила, архиепископа Устюжского, для украшения церковного священнослужения отправлять позволить, и о том к его преосвященству послать указ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В вину Дугину было поставлено и то, что он писал письмо по уже решенному Тайной канцелярией делу, что пытался изорвать это письмо при его изъятии. Указ о смертной казни вышел за подписью Ушакова. Императрица этот указ подтвердила 1 апреля 1732 г., 1 апреля Дугину объявлено о приговоре, а 4 апреля он был казнен на Сытном рынке Петербурга (л. 7–12). Из рукописного наследия Дугина, с точки зрения материала по истории Русской Церкви начала XVIII в., наибольший интерес представляет «Книга известительной доклад». Книгой этот текст можно назвать лишь условно, поскольку он имеет очень небольшой объем – в современном наборе чуть больше полутора авторских листов. Несмотря на то что в деле сведения о времени написания текстов излагаются путано и противоречиво, можно достаточно точно проследить, как они создавались. Основой для книги стала несохранившаяся до наших дней записная книжка, в которой Дугин делал краткие пометы «для памяти». Поскольку следователи никак эту книгу не использовали, можно сделать два вывода. Во-первых, без пояснений Дугина записи не имели никакого смысла. Во-вторых, в ней не осталось материала, который Дугин не включил бы в «известительной доклад». Записную книжку Дугин получил в руки около 21 мая и сразу же стал на ее основе составлять «известительной доклад». Начатый в качестве обычного обличения конкретных людей, текст постепенно превратился в донос императрице Анне Иоанновне на весь русский народ, а потом странным образом перетек в жалобу на тяжкую жизнь русских людей. «Доношение» Дугин продолжил проектом преобразования страны – «Уставом христианского жития». Священник попытался дописать «Устав» в продолжении «известительного доклада». Он даже вписал заглавие «Начало книги уставу» (л. 96). Однако первоначальный замысел начальной части оказался неудачным. Дугин начал излагать основы христианской веры и увлекся, превратив введение в целую проповедь. В конце концов, священник понял свою ошибку и несколькими страницами ниже отметил: «Устав христианского жития писан особо, на тетратех» (Л.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074361/

Вексельные переводные операции со временем установились между Санкт-Петербургом и пятьюдесятью наиболее важными городами империи, что значительно облегчило трудоёмкую и опасную из-за разбойничьих нападений перевозку денег, заменив её безналичными расчетами. Четыре года спустя, в 1733-м, при императрице Анне Иоанновне, появляется и такой вид финансового учреждения, как ломбард (в виде «Монетной конторы»), которая стала выдавать кредиты высокопоставленным лицам под залог золота, серебра, драгоценных камней и ювелирных изделий. Императрица пошла на этот шаг, поддержав инициативу тайного советника графа Г.И. Головкина ввиду распространившейся практики займов знатью денег у иностранных ростовщиков, обосновавшихся в Санкт-Петербурге, и за отсрочки платежей, либо более низкие проценты, расплачивавшейся с кредиторами важными сведениями, а то и государственными секретами. Императрица Елизавета Петровна и граф П.И. Шувалов Основательницей банковского дела России вполне может считаться императрица Елизавета Петровна: её указом от 24 мая 1754 года с целью предоставления займов представителям дворянского сословия был учреждён первый полноценный, «настоящий» банк, Дворянский заёмный. Инициатором и проводником в жизнь банковских инициатив императрицы был главным образом её фаворит граф П.И. Шувалов. Два года спустя банк начал предоставлять займы дворянам-землевладельцам Лифляндии и Эстляндии, с 1776 года – белорусским, а с 1783 года (тоже юбилей – 240 лет начала кредитования «украинцев») – малороссийским дворянам. Тогда же был создан с аналогичными целями Купеческий банк. А в 1758 году учреждён и так называемый Медный банк со стартовым капиталом в два миллиона рублей, в задачи которого входила выдача ссуд для более широкого круга лиц. При этом кредиты выдавались медной монетой, а при возврате требовалось часть займа вернуть серебром. Здание Ассигнационного банка в Санкт-Петербурге, построенное по проекту архитектора Джакомо Кваренги Год 1769-й примечателен в истории России тем, что тогда были выпущены в обращение первые бумажные деньги – ассигнации. Для их выпуска и обеспечения обращения императрицей Екатериной II были учреждены Ассигнационные банки. Слово это переводится как «поручение», и распространение ассигнаций, дополняя и заменяя векселя, существенно облегчило жизнь финансистам империи: на её просторах практически исчезли вереницы подвод, везущих тяжёлую серебряную и медную наличность, результат сборов налогов или средство доставки жалования чиновникам.

http://ruskline.ru/opp/2023/07/03/impera...

Так страдал народ, и государыня, исполненная беспредельной доверчивости к своему любимцу, ничего не знала об этом, и, если иногда до нее доходили какие-нибудь невыгодные для него слухи, она никогда не верила им и тотчас же рассказывала о них со всеми подробностями Бирону, который, разумеется, всегда находил средства и оправдаться, и наказать дерзких, осмелившихся думать об его низвержении. В числе таких жертв мстительности Курляндского герцога был и тот кабинет-министр Волынский, о котором мои читатели уже слышали: он заплатил жизнью за свое намерение раскрыть низость Бирона. Но его ли только судьба служила доказательством могущества этого злобного духа-губителя Русских в течение десяти лет? Нет, не только многие знатнейшие роды вельмож гибли или были сосланы в это время, но и все члены императорского семейства были в той или иной мере в зависимости от Бирона. Главным лицом среди них была молодая племянница государыни, дочь ее сестры, герцогини Мекленбургской, принцесса Екатерина. Она привезена была двенадцати лет ко двору Анны Иоанновны, и с того времени носился в народе слух, что вдовствующая императрица, уже несколько раз отказывающаяся от второго супружества, назначает своей наследницей эту единственную дочь своей родной сестры и последнюю отрасль поколения Иоанна Алексеевич а. Этот слух еще более подтвердился потом, когда маленькая принцесса приняла Греческую веру, когда ее назвали по имени императрицы Анной и, наконец, уже начали говорить о выборе для нее супруга. Дворы Австрийский и Прусский наперебой искали чести представить жениха для такой знаменитой невесты, и Австрийский двор одержал победу: племянник Австрийской императрицы, принц Брауншвейгский, Антон Ульрих, был назначен женихом молодой принцессы и в 1733 году приехал для этого в Петербург. Но что значило общее согласие обоих дворов, что значила воля самой императрицы, желавшей этого брака, перед замыслами честолюбца, который считал для себя все возможным. В его голове мелькнула дерзкая мысль, что и его сын мог бы быть достойным женихом принцессе Анне, и принц Брауншвейгский прожил более шести лет в России, напрасно ожидая дня своей свадьбы. Наконец, в 1739 году новые старания Австрийского двора заставили императрицу решиться, прежде чем Бирон довел до конца свой смелый план, и свадьба принцессы совершилась 3 июля 1739 года со всем великолепием, которое Анна Иоанновна очень любила.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010