130. Отношение классической филологии к богословию. Актовая речь. С.И. Соболевский. 1910, III, 11, 365–394. 131. О графе Льве Николаевиче Толстом. С.С. Глаголев. 1910, III, 11, 558–578. 132. Новое миропонимание. С.С. Глаголев. 1911, I, 1, 1–42. 133. Перелом в современном общественном сознании. Из вступительной лекции пред началом чтений по систематической философии. А.И. Введенский. 1911, I, 1, 104–132. 134. Антисоциалистическая религиозность. (По поводу книги С. Н. Булгакова, Два града. Исследование о природе общественных идеалов, т. I–II. Москва, 1911). П.С. Страхов. 1911, I, 3, 601–615; 4, 818–832; II, 5, 209–220. 135. Взгляд Васманна на происхождение человека. С.С. Глаголев. 1911, I, 4, 621–642; II, 5, 1–16; 7–8, 417–450; III, 10, 233–264. 136. Блуждающая гипотеза. (К вопросу о «панвавилонизме»). Д.И. Введенский. 1911, I, 4, 724–736. 137. Преобладание научного сомнения в современном неверии. В.А. Кожевников. 1911, II, 5, 113–134; 6, 336–360; III, 9, 1–42; 10, 265–277; 12, 688–717. 138. Анимизм. П. Пюньикур. Перевод Е.А. Флейшер под редакцией С.С. Глаголева. 1911, III, 11, 625–640; 12, 792–803. 139. Философия христианства. ( В. Несмелов , Наука о человеке, том 2-й: Метафизика жизни и христианское откровение. Казань, 1903). И. П. Николин. 1903, II, 7–8, 656–665. 40. W. Bousset. Die Religion des Judentums im neutestamentlichen Zeitalter. Berlin, 1903. M. M. Тареев. 1904, I, 2, 394–399. —18— 141. M. Lazarus. Die Ethik des Judentums. Этика юдаизма. Перевод. Одесса. 1903. М.М. Тареев. 1904, I, 2, 394–399. 142. У. Джемс. Зависимость веры от воли и другие опыты популярной философии. Перевод с английского. Спб., 1904. (М. М.) Т(ареев). 1904, Ι, 2, 400–402. 143. Новое учебное пособие по основному богословию. (Заметка о книге И. Николина , Курс основного богословия или Апологетики. Сергиева Лавра, 1904). М. П. Из(ю)мов. 1905, I, 4, 819–830. 144. В. В. Розанов . Около церковных стен, том 1-й. Спб. 1906. М.М. Тареев. 1905, III, 11, 543–547. 145. Христос и пепельная мгла. (По поводу статьи В. В. Розанова , О сладчайшем Иисусе и горьких плодах мира. Русская Мысль 1908 г., Январь). П.С. 1908, II, 5, 83–91.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но коль скоро фетиш составляет предмет почитания для его поклонника по силе или вследствие хотя бы и самого неясного предположения о какой-то невидимой, таинственной и сверхъестественной силе, скрывающейся в фетише, тогда нет основания отказывать фетишизму в названии религии. В этой, конечно, самой низшей форме религии есть необходимые элементы религии, хотя выражаются в ней до крайности в искаженном виде; есть смутное понятие о сверхъестественной таинственной силе, понятие о моральной зависимости человека от этой силы; замечается не только страх перед этой таинственной силой, но и признание в этой силе воли, которая имеет над нами права и оказывает на нашу судьбу известное влияние, – кратко сказать, если зоолатрия и сабеизм имеют право называться особыми формами религии, то и фетишизму, при правильном его понимании, нельзя отказывать в этом праве. То правда, что нет и не было из исторически известных религий ни одной религии, которая исключительно состояла бы в одном фетишизме, в котором к фетишу не примешивались бы в той или другой степени элементы высших религиозных идей. Но не было также, как известно, ни одной религии, которая состояла бы исключительно в одном фетишизме или зоолатрии. Если это обстоятельство не препятствует этим формам приписывать значение особых типических форм языческой религии, то оно не должно также препятствовать и фетишизму занимать известное место в числе этих форм. Фетишизм тем не менее представляет самую крайнюю степень искажения истинной религии: в нем – лишь слабые намеки на религию при том множестве суеверий, в которые он погружен. Основная черта фетишизма состоит в обоготворении вышечувственного в чувственном; но различие вышечувственного от чувственного здесь сознается весьма слабо, а иногда и совсем не сознается. Здесь мало также сознается различие между одушевленной и неодушевленной природой, и бездушным предметам природы приписывается не только жизнь, но и высшие качества, свойственные разумной сознательной жизни. Это одушевление неодушевленной природы, этот «анимизм» – обусловливает собою отношение поклонников фетишизма к бездушным вещам и неодушевленным предметам природы, как к живым существам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

Особенно это нужно сказать о камнях, известных под названием аэролитов – обломков, спадших с неба. Если и в настоящее время о происхождении этих обломков существуют в науке лишь более или менее проблематические гипотезы, то предположение дикаря, что эти камни брошены с неба на землю сверхъестественной силой и даже сами суть не что иное, как сверхъестественные существа, облеченные в грубую форму камней, не может даже считаться слишком странным и неестественным. То же следует заметить относительно камней, известных в физике под названием фультритов. Если люди, незнакомые с физикой, доселе считают фультрит громовой стрелой и относятся к ней не без некоторого почтительного изумления, а иногда и суеверного страха, когда удается найти ее, не подозревая, что эта мнимая стрела есть не что иное, как отвердевший сплав известных веществ, произошедший от молнии, попавшей в землю, то в уме дикаря тем легче могло образоваться суеверное представление, что под этой стрелой или лучше в ней самой заключается сверхъестественная сила. Наконец, может быть еще чаще известные пни, камни, кости и проч. обоготворялись потому, что дикари верили в присутствие в них какого-нибудь духа. Все почти новейшие исследователи допускают, что анимизм (вера в духов, обитающих в известных видимых предметах) был не только неразлучным спутником фетишизма, но и предшествовал его появлению. На этом между прочим основании, как было замечено выше, в настоящее время почти всеми более серьезными исследователями отрицается возможность, чтобы фетишизм был самой начальной религией, корнем и источником всех прочих религий. В высшей степени невероятно, чтобы сами по себе совершенно обыкновенные предметы, не возбуждающие никакого даже простого удивления, как, например, простые камни, рога, пни, головы, копыта, хвосты тех или других животных, которые нередко у теперешних дикарей служили фетишами, – чтобы эти сами в себе ничтожные предметы были те именно предметы, которые сами собою первые возбудили в человеке чувство бесконечного, впервые породили в нем идею о Боге и были самыми первыми предметами религиозного благоговения и поклонения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

Анатомия  – наука о строении всякого организма и в частности человеческого тела. Аневризм  – расширение артерии; также частичные расширения сердца, очень опасная и трудноизлечимая болезнь. Ане(э)стезия  – нечувствительность, потеря чувствительности; ане(э)стезированный – лишённый чувствительности. Анимизм, анимистический  – то же, что психизм, психический см. объяснение в сноске Анимизмом называется: 1) философское учение, по которому душа управляет всеми функциями тела; 2) в антропологии это понятие означает склонность первобытных народов объяснять действия всех вещей присущей им душой. Аномалия  – неправильность, отклонение от общего закона. Анормальный  – отступающий от правил; анормальность – не нормальность (см. ниже нормальный, нормальность). Антагонизм  – разлад, противоречие, противодействие; антагонистичный – противоположный, враждебный. Антиномисты  – сектанты, отвергавшие Божественный закон, как ненужный и излишний. Антипатичный  – неприятный; антипатия – отвращение, нерасположение. Антипод  – собственно житель прямо-противоположного на земном шаре пункта, вообще противоположность. Антиспирит  – не признающий спиритизма. Антитринитарии  – еретики, отвергающие троичность Лиц Божества. Антропология  – собственно наука о человеке как по отношению к телу (медицина), так и к душе (психология); в более узком смысле антропология занимается изучением человеческих рас в связи с культурным их развитием и выяснением места человека в природе. Аорта  – главный артериальный ствол, выходит из левого желудочка сердца и на дальнейшем пути разветвляется на артерии (см. это слово). Апатия  – вялость, равнодушие ко всему. Апогей  – высшая степень. Аполлинаристы  – еретики IV века, утверждавшее, что И. Христос не получил тела от пресвятой девы Марии, а имел лишь вид тела (призрачное тело). Апология  – защитительная речь или сочинение; в частности: сочинение в защиту христианства; апологет – защитник, составитель апологии, апологетичный – защитительный. Апоплексия  – удар, внезапное прекращение деятельности головного и спинного мозга от чрезмерного скопления крови.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Рише и некоторых других французских учёных подтвердили тот же факт иными способами (см. Revue Philosophique). Таким образом, факты, здесь упомянутые, представляют только другой вид явления умственного общения; они нам доказывают, что действительно некоторые обыкновенные явления – сообщения столом, письмом и словом могут быть приписаны причине, вне медиума находящейся, и что эту причину можно искать в сознательном или бессознательном действии живого человека, находящегося иногда даже вне кружка. Эти факты драгоценны, ибо мы можем тут связать причину со следствием путём непосредственного наблюдения (См. соч. А. Н. Аксакова : «Анимизм и спиритизм» ч. 2, СПб, 1893 г., стр. 580–601). Д. Раздвоение личности или действие на расстоянии живых лиц Факты раздвоения личности Журнал «Psychische Studien» поставил себе главной задачей – исследование мало знакомых явлений душевной жизни. Всем этим явлениям дают одно имя: мистических, т. е. непостижимо таинственных. У всех явлений этого рода – одно общее начало: магические силы духа; поэтому, как бы ни были разнообразны явления, все они родственны между собой; все мистические явления связаны друг с другом одним общим началом. Рассмотрим факты, обнаруживающие способность видеть и действовать вне тела, – одним словом, факты раздвоения личности. 1 . Однажды, в августе 1853 года, молодая девушка София Свобода 157 (ей было тогда лет 20), страдая сильной головной болью, прилегла после обеда на диван, в комнате своей матери, и заснула. И вот ей кажется, что в то время, как мать осторожно вышла из комнаты, она проснулась. Проснувшись, София чувствует себя совсем хорошо, ни тяжести в голове, ни боли нет; она быстро встаёт, желая поскорее догнать мать и сказать ей о такой благоприятной перемене в своём здоровье. София находит мать уже в третьей комнате, сидящей за вязаньем против отца, который читает ей книгу «Мистические ночи Бонавентуры». София стала возле родителей, выжидая приостановки в чтении, чтобы заговорить с ними; но родители как бы не замечали её присутствия, хотя оба часто поднимали головы и глаза, перерывая чтение разговором друг с другом о прочитанном.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вопросы о переводе имен Бога (или, говоря точнее, слов, которыми в Библии обозначается Бог) связаны и с именами собственными, и сконцептами. Слово Бог есть во всех языках, с которыми мне доводилось иметь дело. Впрочем, существует точка зрения, которую лично я не могу ни подтвердить, ни опровергнуть, согласно которой в языках некоторых племен, исповедующих анимизм и не соприкасавшихся с монотеистическими религиями, нет представления о Боге как о личности – в них якобы есть лишь слова для обозначения различных духов, с которыми человек вступает во взаимодействие по конкретным поводам. Так утверждает, к примеру, А.П. Володин 382 , не называя, впрочем, этих языков, а в ительменском, с которым он работал, подходящее слово все же имелось (Нустахча). Понятно, что у подобных племен нет представлений о Едином Боге. Но исторически сложилось, что при переводе Библии на все подобные языки использовалось одно из слов, относившихся к языческим божествам (греч. Θες, лат. deus, слав. богь и т. д.), и оно наполнялось новым содержанием. Мне не известен ни один перевод, в котором слово Бог изобреталось бы заново. В любом случае следует помнить, что никакая терминология не подменяет собой того, что стоит за терминами, и уж тем более никакое слово никогда не выразит всей полноты Божества. Но больше всего споров вызывает даже не языческая, а скорее исламская или буддийская лексика: можно ли называть Единого Бога Аллахом – как, кстати, делали это арабские христиане еще задолго до Мухаммада. За этой дискуссией, по сути, стоит богословская проблема: можно ли считать, что мусульмане поклоняются тому же Богу, только имеют о Нем несколько иные представления? Если да, то вполне естественно использовать то же самое слово, что и у них, а если нет, то слово надо искать другое. В связи с этим нередко можно услышать довольно странные теории о происхождении самого слова Аллах (арабск. ). Общепринятая точка зрения – что это просто слово ‘божество’ с определенным артиклем. Однако есть и альтернативные гипотезы, не слишком убедительные, зато «выгодные» с точки зрения оправдания или, напротив, запрета на употребление этого слова в христианских текстах. Согласно одной из них, так некогда называли некое языческое божество (и тогда использовать это имя нельзя) 383 , а согласно другой – это прямое заимствование из сирийского языка, где слово

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Иначе говоря, в данном случае мы имеем дело с архаичным представлением о духах, способных обитать в различных формах, как правило, поражающих воображение человека. Такое представление получило в науке название «фетишизм». Показательно при этом, что японскому сознанию была свойственна также и вера в одушевлённость всего сущего, то есть гилозоизм, или анимизм 214 . Один из известных современных исследователей религий Японии указывает: «В японских мифах говорится о существовании восьмисот мириад ками – такой метафорой выражалась вера в божественность всей Вселенной» 215 . С позиций синтоизма люди, животные и неживые предметы (например, камни) не только живы, одушевлены и потому могут расти (но только очень медленно), но и одухотворены, поскольку сопряжены с ками, надзирающими за жизнью мира и при необходимости вмешивающимися в ход его истории. С точки зрения происхождения культа и, соответственно, способа вхождения в пантеон, все ками можно условно разделить на четыре категории: 1 . Почитаемые в народной среде. Как правило, таковые ками являются хранителями и обитателями местностей или душами почивших предков; часто у них нет собственных имён, иконографических образов и даже постоянных алтарей. В качестве примеров можно указать на ками гор, ками ручьёв, ками природных сил, духи предков. 2 . Иностранные по происхождению божественные персонажи. У них имеются собственные имена и индивидуальные изображения. Классические образцы подобных персонажей: Семь богов счастья (Дайкоку, Эбису и др.). В их честь сооружаются отдельные алтари, иногда в качестве «дополнительных приделов» в храмах ками более высокого уровня. 3 . Исторические персонажи или получившие широкое почитание покровители особых мест. Они не упомянуты в мифологических источниках, не имеют сакральных изображений, однако известны их личные имена. У этих ками существует множество храмов, молелен и алтарей, рассеянных по всей стране. Классический пример подобного рода – Тэндзин, покровитель поэзии и науки, являющийся обожествлением реального исторического лица – Сугавара-но Митидзанэ, поэта IX в.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В декабре 1945 г. издаётся Приказ о религиозных объединениях, уравнивающий все религии в правах. Синто было лишено своего привилегированного статуса национальной религии и идеологии. Уже в феврале 1946 г. создаётся Дзиндзя хонте (букв. «Центральное храмовое бюро») – Ассоциация синтоистских храмов, объединившая 80.000 из 100.000 синтоистских святилищ. В 1947 г. Япония приняла новую секулярную конституцию. Сегодня большая часть японцев, являясь на практике малорелигиозными людьми, вместе с тем считают себя принадлежащими одновременно к буддистской и синтоистской религиозной традиции. «В настоящее время человек женится в синтоистском храме, проживает свою жизнь согласно конфуцианским социальным наставлениям, придерживается некоторых даосских верований в „счастье“ или „несчастье“, участвует в народных фестивалях, а хоронят его в буддийском храме» 230 . Итак, характерной чертой синтоизма является гилозоизм (анимизм), который настаивает на одушевлённости всего сущего, представленной в виде множества духов – ками. Появление мира мыслится не столько как творение, сколько как происхождение и даже порождение его из природы тех или иных божеств. Люди занимают в видимом мире высшую иерархическую ступень, приближающую их к пантеону божественных духов. В синтоистской мифологии имеется сюжет, описывающий акт нисхождения в ад одного из богов, закончившийся, впрочем, неудачей 231 . Несмотря на тот факт, что Идзанаги не удалось вывести свою супругу из Страны мрака, жизнь всё равно торжествует над смертью посредством численного превосходства рождений над смертями. «Сотериология» тесно смыкается в синтоизме с личной эсхатологией, являющей исследователю крайне оптимистичный взгляд на участь каждого усопшего. Путь в пантеон божеств является предначертанием судьбы всякого смертного. Вместе с тем переход в иной мир означает одновременно вхождение в пантеон ками (пусть даже в очень скромном качестве), а также сохранение живой связи со своими потомками, что становится наиболее очевидно в период ритуальных празднеств в честь духов предков.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

—65— ник; причина этой особенности буддизма заключается в том, что он, отрицая бытие богов, разрывает всякую связь с условиями местности. Во-вторых, языческие религии самым ходом своего развития показали несостоятельность политеизма и привели к мысли о Едином Боге. Однако ж этот позднейший монотеизм, которым завершалось развитие языческих религий некоторых исторических народов, нигде не мог окончательно восторжествовать над политеизмом, чтобы сделаться религией монотеистической в собственном смысле, и не имел влияния на характер самой религии, которой держались те или другие народы. В-третьих, состоя из общих, отвлеченных понятий о едином Боге, языческий монотеизм не был религией, а только философским умозрением, которое достигало замечательной чистоты и возвышенности понятий о Боге главным образом у греческих философов, особенно у Платона. У китайцев и персов монотеизм, по своему отвлеченному характеру, был деистический, а потому и не имел влияния на характер религий этих народов. Пантеизм индийцев, хотя и содержит учение о едином начале, развивающемся и проявляющемся в мире, но не был монотеизмом в собственном смысле и чествовал разнообразные проявления Брамы. Языческий монотеизм содержит в себе, в лучших случаях, только понятие о Едином Боге и Его свойствах, но не сообщает знания о Нем, необходимого для союза и общения с Ним. Апостол Павел характеризует это состояние язычников, «состоянием неведения Бога» ( Деян.17:30 ) и безбожия ( Еф.2:12 ). О первобытной религии. Деисты (Юм), пантеисты (Гегель), материалисты (Фейербах), позитивисты (Конт), словом все те, которые отрицают сверхъестественное откровение, видят в язычестве совершенно правильное развитие и движение от грубых его видов и форм к монотеизму. Древнейшая, первобытная религия, по мнению одних, есть фетишизм, а по мнению других, новейших – анимизм. Невероятно, говорят, чтобы, во время первобытной грубости и дикости, люди могли прийти к такому отвлеченному понятию о Боге, какое свойственно монотеизму, а потом утратили это понятие, когда стали развитее и

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Будет удовлетворена и справедливость, если найдете в себе мужество принести извинения мне и Отделу катехизации - в лице игумена Иоанна. Ведь Ваши обвинения - вымысел (мягко выражаясь); на юридическом языке существует другой термин: клевета. Вероятно, прав был Н. А. Бердяев: " Обскурант всегда инквизитор " . Я же в заключение хочу подчеркнуть: я не призываю Вас " снять с себя тогу инквизитора " (к счастью, Вас никто в нее не облачал), а лишь советую не претендовать на лавры обладателя и хранителя истины в последней инстанции. Ибо эта иллюзия провоцирует Вас очень уж безапелляционно выступать от лица Церкви, на что у Вас нет достаточных полномочий. Или Вы хотите доказать, что от атеизма до обскурантизма - всего один шаг?.. Но Православие не может быть промежуточным " шажком " на этой стадии... " Экологическое мышление " новое слово для старого язычества Поскольку дискуссия вращается вокруг довольно очевидных вещей, постараюсь в новом ответе быть кратким. " Убеждение во всеобщей одухотворенности природы " не есть анимизм. И христианство убеждено, что у материального мира есть духовная подоснова и что Дух Божий " везде сый и вся исполняяй " (подробнее В. Никитин мои воззрения по этому вопросу может узнать из книги " Христианская философия и пантеизм " . - М., 1997, особенно из главы " Общий знаменатель пантеизма и христианства " ). Но анимизм наделяет личной волей и желанием каждый природный феномен. Во всех, даже материальных и космических, процессах анимизм предполагает самостоятельную " душу " . Это черта примитивного религиозного сознания. Тут я принимаю ссылки В. Никитина на работы Тэйлора и Токарева, но обращаю внимание на то, что вряд ли стоит особенность примитивных культов приписывать христианству. Тезис о том, что " анимизм присущ всем религиям " и что он присутствует даже в христианстве, - не новость. Он встречался еще в творениях г-на Ярославского-Губельмана. Ново, однако, видеть, как этот оскорбительный для христианства взгляд основателя " Союза воинствующих безбожников " разделяется церковным журналистом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1038...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010