Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНИМИЗМ И АНИМАТИЗМ (Ан.) и (Ат.), религиеведческие концепции XIX-XX вв., разработанные в научно-философской традиции эволюционизма , основоположниками к-рой были Ч. Р. Дарвин и Г. Спенсер . Теория Ан. предложена брит. антропологом Э. Б. Тайлором в работе «Первобытная культура» (1871). В отличие от Спенсера, утверждавшего, что древнейшей формой религ. сознания был атеизм , Тайлор высказал убеждение, что такой формой была вера в духов, полагая, что для его теории подошло бы название «спиритуализм», но оно было уже использовано философией. Вера в духов, по Тайлору, возникает естественным путем, при размышлении над «пограничными» психическими состояниями сна и бодрствования, обморока и т. д. Во сне человек посещает места, где он до этого бывал наяву, хотя тело его покоится. Умерший приходит живым во снах, хотя тело его давно похоронено. По мнению Тайлора, дикарь делает вывод, что человек есть не только тело, но и нечто иное, более важное, более могущественное и личностное, что бодрствует и свободно перемещается, пока человек спит, и что не гибнет после смерти. Это нечто и есть душа (лат. anima). Такими же личностными душами дикарь наделяет все вокруг: животных, растения, элементы пейзажа, природные стихии. Обращение к человеку есть обращение к его душе, поэтому и обращение к иным сущностям есть обращение к их душам. Такая тотальная спиритуализация мира и представляет собой Ан. Следуя принципу обобщения, души подобных явлений и сущностей соединяются (души всех рек и ручьев - в духа пресных вод, души всех зверей - в духа зверей и т. п.), и так из Ан. возникает политеизм . Обобщение же всех духов приводит к утверждению всевластия над миром единственного духа, и это - монотеизм . Ан.- умозрительная теория. Хотя Тайлор собрал громадный антропологический материал, он не подтверждал его теорию, к-рая основывалась на неск. априорных допущениях: древний человек во всем подобен совр. дикарю; совр. дикарь подобен ребенку; в человечестве происходит качественное эволюционное развитие от простых форм сознания к более сложным. Ряд известных религиеведов (М. Мюллер , П. Д. Шантепи де ла Соссей, Э. фон Гартман , Р. Г. Лотце) выступили с резкой критикой Ан. вскоре после издания книги Тайлора. Немного позднее Э. Лэнг фактически доказал несостоятельность теории Ан., продемонстрировав в результате полевых исследований наличие монотеистических представлений (правда, заглушенных демонолатрией) у самых социально-экономически слаборазвитых народов - андаманцев и аборигенов Австралии. Однако Ан., давно отвергнутый научным религиеведением, сохраняет значение как популярная модель развития религ. сознания. В советском научном атеизме он был почти догматическим учением, и «Первобытная культура» переиздавалась в СССР много раз.

http://pravenc.ru/text/115502.html

Сам Тайлор был протестантом ( квакером ) и искренне был убежден, что его теория объясняет путь человека от полного «затмения» в результате грехопадения к истинному богопознанию. Ан., считал он, «важнейшая часть религиозного мировоззрения, соединяющая в единое пространство сознания и поклоняющегося фетишам дикаря и цивилизованного христианина». Теорию Ат. предложил в 1900 г. ученик Тайлора Р. Р. Маретт . Он назвал свою теорию преанимизмом, утверждая, что до эпохи личностных духов существовала вера в некую нерасчлененную и безличную духовную силу, к-рая по аналогии с только что описанным тогда феноменом меланезийской религиозности ( Codrington R. H. The Melanesians. 1895) была наименована Мареттом мана . Подобное явление Маретт заметил у многих народов: ирокезов ( оренда ), индусов ( брахман ) и др., он сравнивал его с электрической энергией, присутствующей и в лампочке, и в электромоторе, что в то время всеобщего восторга перед электричеством казалось крайне убедительным. Аналогичную теорию, построенную на том же материале, предложил и франц. религиевед А. ван Геннеп, назвав ее динамизмом (от греч. δναμις - сила). Однако более тщательные исследования показали, что т. н. примитивные народы не верят в присутствие безличной сверхъестественной силы. Эта сила всегда персонифицирована в конкретном духе. Идея же неличностного бога хотя и может с рядом оговорок быть реконструирована в древнейших письменных религ. традициях (егип., ведийской), но предполагает сверхличностную божественность, открывающую себя миру всегда личностно, а не безличную силу как таковую. Появление огромного этнологического и палеоантропологического религиеведческого материала в ХХ в. привело к отказу большинства религиеведческих школ (чикагская, лейденская) от метода прогрессивного эволюционизма в религии, в т. ч. и от Ан. и Ат. Лит.: Tylor E. B. Primitive Culture. L., 1871 (рус. пер.: 1932, 1989п); Gennep A., van. Les rites de passage. P., 1909; Marett R. R. Pre-animistic Religion//Folklore. 1900. N 11. P. 162-182; idem. The Threshold of Religion. L., 1909.

http://pravenc.ru/text/115502.html

проработки темы, хорошей доказательной базой, а, самое главное, наличием хороших идей, которые взял и себе на заметку. На мой взгляд, Вами хорошо осмысленно Таинство Евхаристии. Но, следует указать, что в своих предположениях относительно истоков Ваших ошибочных суждений я тоже не ошибся. Формат комментария не предполагает пространных выкладок со сравнительным анализом. Да, к сожалению, и времени у меня на это сейчас нет. Пробегусь поверхностно лишь по нескольким вопросам. Так пример с тряпкой, у которой знакомый владыки Антония (Блума) просил прощения, является ярчайшим примером анимизма. Имеем факт – человек разговаривает с тряпкой, следовательно подразумевает, что тряпка, как минимум, воспримет обращение к ней человека. Владыка не уточняет, наделял ли его знакомый тряпку душой и считал ли личностью. Если не считал, то тогда это пример аниматизма. Иначе, что, по Вашему мнению, есть анимизм и аниматизм? Следующая грубая, на мой взгляд, ошибка это утверждение того, что «жизни причастна вся тварь, включая материю». Божественное Откровение совершенно четко указывает на момент появления жизни. Даже растения не являются с библейской точки зрения живыми. Да, они имеют биологическую природу, отличную от природы, например, скал. Но они не живые, к великому сожалению тех, кто экспериментирует с эмоциями или поведением растений. Они лишь часть неживой природы мира. Биологическая природа растений обусловлена их предназначением – быть пищей для существ живых, имеющих тоже биологическую природу. Сразу ремарка относительно природы на примере молодых людей, познавших друг друга «до дна». Вы указываете, что общая сущность у них появляется только после познания друг друга. Ваша мысль понятна, но терминология, на что я уже указывал, хромает. Я, например, привык пользоваться терминами по старинке, использую каппадокийские наработки. После отцов термины, которые действительно, можно отождествить это «природа», «естество», «сущность» (см., например, http://azbyka.ru/priroda-estestvo-sushhnost). Т.е. с точки

http://bogoslov.ru/article/5272881

" Убеждение во всеобщей одухотворенности природы " не есть анимизм. И христианство убеждено, что у материального мира есть духовная подоснова и что Дух Божий " везде сый и вся исполняяй " (подробнее В. Никитин мои воззрения по этому вопросу может узнать из книги " Христианская философия и пантеизм " . - М., 1997, особенно из главы " Общий знаменатель пантеизма и христианства " ). Но анимизм наделяет личной волей и желанием каждый природный феномен. Во всех, даже материальных и космических, процессах анимизм предполагает самостоятельную " душу " . Это черта примитивного религиозного сознания. Тут я принимаю ссылки В. Никитина на работы Тэйлора и Токарева, но обращаю внимание на то, что вряд ли стоит особенность примитивных культов приписывать христианству. Тезис о том, что " анимизм присущ всем религиям " и что он присутствует даже в христианстве, - не новость. Он встречался еще в творениях г-на Ярославского-Губельмана. Ново, однако, видеть, как этот оскорбительный для христианства взгляд основателя " Союза воинствующих безбожников " разделяется церковным журналистом. Как бы это ни возмущало " зеленых " , но в христианстве нет языческого почитание духов природы. Если В. Никитин считает иначе - это вопрос или его богословской необразованности, или же упрямого сопротивления Библии и церковной традиции. Впрочем, В. Никитин пускает в ход главный аргумент - то, что ему кажется индульгенцией, отпускающей любые богословские грехи: " экологический аспект " . По его мнению, увлеченность экологией " делает апелляцию к анимизму или даже пантеизму для пастыря Церкви вполне допустимой " . Учитывая особенную экологическую озабоченность игумена Иоанна и его ближайших помощников, эти слова В. Никитина заставляют всерьез опасаться того, что " экология духа " в исполнении ОРОК будет дрейфовать к анимизму и оккультизму. Сам Шипфлингер честнее и логичнее В. Никитина: анимистическую веру в " духи и души " он прямо ставит в связь с оправданием магии. А уже связи магии с оккультизмом, надеюсь, В. Никитин не будет отрицать. Напомню на всякий случай, что, по мнению Е. Блаватской, " то, что раньше называли Магией, мы ныне называем Теософией " .

http://predanie.ru/book/71840-okkultizm-...

В источниках сохранились весьма глухие данные относительно какого-то диспута между Амвросием и двором. Еще при жизни Грациана два каких-то придворных (duo cubicularii) Юстины предложили Амвросию явиться на следующий же день ad basilicam Portianam на диспут об истине воплощения Господа (de incarnatione Domini), обещая прибыть на диспут лично. 3230 Мы вполне верим этому показанию Павлина, так как диспуты были излюбленным приемом пропаганды, защиты и критики всевозможных идей не только в то время, но и значительно позже, вплоть до нового времени. Но когда наступил назначенный для диспута день, явившийся в церковь Амвросий не нашел там своих оппонентов, которые за ночь, очевидно успели разубедиться в возможности достичь избранным путем выгодных для себя результатов и потому не только не прибыли в Церковь , но даже посчитали благоразумным совсем удалиться из города. 3231 Этот сам по себе весьма маловажный факт для нас приобретает интерес оттого, что в этот день вместо несостоявшегося диспута св. Амвросий произнес едва ли не самую важную из всех своих проповедей, в которой рельефно высказал свои взгляды по самым важным вопросам христианской догматики. И. Адамов (Продолжение следует). Пюньикур П. Анимизм/Пер. Е.А. Флейшер, под ред. С. С. Глаголева//Богословский вестник 1911. Т. 3. 11. С. 625–640 (2-я пагин.). (Начало.) —625— I. Общие понятия и исторический очерк. – II. Подробное изложение анимизма. – III Критика анимизма. – IV. Заключение. I. Общие понятия и исторический очерк. – В философии анимизмом называется учение утверждающее, что жизнь в живых существах зависит от души, и что в человеке эта душа, первоначало жизни, не разделяется от первоначала мышления. В настоящей статье дело идет не о философском учении. Термин «анимизм», был употреблен Эдуардом Тайлором для обозначения своей гипотезы о происхождении религии. В этом смысле анимизм не религия, не философская система, а вера в духовные существа, представляемые по образу человеческой души, которую первобытный человек некогда познал в самом себе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Оценка. Тезис Фрейзера об эволюции религии несостоятелен в силу причин, подробно обсуждаемых в статьях митраизм; мифология и Новый Завет; притязания на случаи воскресения в нехристианских религиях; чудеса и миф. В число основных таких причин входит следующее: Языческие мифы, на которые чаще всего ссылаются в качестве сюжетного источника повествования о рождении, смерти и воскресении Христа, фактически появились позже Евангелий (см. Yamauchi). Следовательно, христианские священнописатели не могли копировать эти рассказы. Имеют место существенные различия между языческими и христианским вариантами. Например, язычники не верили в физическое, телесное воскресение (см. воскресение Христа: физическая природа) умершего, а только в реинкарнацию души в ином теле. Во всех языческих мифах речь идёт о политеистических (см. политеизм) богах, а не о монотеистическом Боге (см. теизм). Существуют весомые свидетельства того, что именно монотеизм был изначальной религией уже у самых древних из известных народов, особенно на территории Благодатного полумесяца Сирия – Междуречье, а отнюдь не анимизм и политеизм. В древнейших текстах из Эблы (см. таблички из Эблы) и в ветхозаветных книгах о древнейших временах, в книгах Бытие и Иова, говорится о монотеизме. Этнограф В. Шмидт предложил такую интерпретацию имеющихся данных, в которой монотеизм является самым древним представлением о Боге. Анимизм, политеизм и энотеизм рассматриваются как позднейшие искажения. (Schmidt, Origin and Growth; Primitive Revelation). Уильям Ф.°Олбрайт так высказывается по этому поводу: «Больше не может быть никаких сомнений, что преподобный Шмидт с успехом опроверг простую эволюционную схему [...] фетишизм – политеизм – монотеизм, или, как у Тайлора [Tylor], анимизм – политеизм – монотеизм [...] Простой факт состоит в том, что религиозные явления столь сложны по своему происхождению и столь изменчивы по своей природе, что чрезмерное упрощение, пожалуй, более опасно в области религии, нежели в любой другой» (Albright, 171).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство ( 7  голосов:  5.0 из  5) Сборник высказываний святых отцов и церковных писателей о спиритизме. Спиритизм Спиритизм есть не что иное, как новое заблуждение и новая прелесть вражеская. Самое слово spiritus показывает, что это учение есть общение людей с духами и, разумеется, с духами не света, а с духами тьмы. Апостол Павел пишет:  Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема  ( Гал.1:8 ). Апостол упоминает это не об Ангелах благих, потому что благие Ангелы не будут благовестить ничего противного учению евангельскому и апостольскому, но явно, что говорит это об ангелах тьмы, сверженных с неба, которые принимают на себя вид Ангелов света для обольщения нерассудных. Как об этом говорит апостол в другом месте:  Сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды  (2Кор.11:14–15). Слова апостола прямо относятся к проповедникам учения о спиритизме, через которое будто бы и безбожники делаются очень религиозны. Но если хорошо вникнуть в душевное состояние этих мнимых религиозников, то явно откроется, что они в этом положении сделались еще опаснейшими для имеющих с ними сношения, нежели как были в состоянии атеистов. Читать далее… прп. Амвросий Оптинский (Гренков) Способность некоторых лиц к обнаружению так называемых медиумических явлений, т.е. анимизмических и спиритических Для точного разграничения я, – говорит А. Аксаков, – предлагаю обозначать вообще словом  анимизм  (ох слова  anima  – душа), все умственные и физический явления, заставляющие признать в человеческом организме способность производить какие-либо действия на расстоянии, без обычного посредства внешних органов, и в особенности все медиумические явления, которые могут объясниться действием живого человека за пределами его тела. Слово же  спиритизм  будет обозначать только те явления, которые, не объясняясь всецело ни одной из всех предшествующих гипотез, представят достаточно данных для обращения к гипотезе взаимообщения с отшедшими. Если притязания этой последней гипотезы оправдаются, то слово  анимизм  будет прилагаться к специальному виду явлений, производимых началом анимическим (душевным, – как самостоятельно мыслящим и организующим), поколе оно связано с телом, а под словом  спиритизм  будут разуметься явления, приписываемые действию того же самого начала, отрешённого от тела. Слово же  медиумизм  будет обнимать все явления, анимические и спиритические, без специализации гипотез.

http://sueverie.net/svyatye-otcy-i-cerko...

Ангел (греч. γγελος – посланец, Божий вестник) – бесплотное разумное духовное существо, которое возвещает и исполняет волю Божию (см. Пс.102:20 ). Ангелы – посредники между небесным и земным миром, посылаемые Богом для нашего спасения. Ангелы – первое Божие творение, они были подчинены и послушны Богу, но также наделены свободной волей и из-за этого податливы к искушению и даже греху. Библия учит, что некоторые ангелы потеряли первоначальную святость: соблазненные сатаной, они выступили против Бога и стали бесами. Анимизм (от лат. anima – душа) – форма религиозности, характерная для древнейших языческих народов; вера в то, что все вещи в мире: растения, животные, даже камни, реки и т. д. – одушевлены и могут сознательно влиять на человеческую жизнь. Анимизм ведет к обожествлению природы и культу материальных предметов (см. Фетишизм). Является примитивной формой антропоморфизма (см.). Антихрист – 1) по библейским пророчествам, определенное лицо, противник Христа, который явится в конце истории, чтобы вести борьбу с Церковью Христовой, но в конце концов будет побежден Христом (см. библейскую книгу Откровение Иоанна Богослова). Несмотря на то, что день и час Второго Пришествия Иисуса Христа не известны, Священное Писание описывает некоторые признаки последних времен, а также некоторые события, которые произойдут после пришествия антихриста. Например, он будет имитировать смерть и воскресение (будет смертельно ранен и оживет (см. Откр.13:3 )). Изумленные люди воздвигнут статую с его образом, а его пророк вдохнет в нее жизнь и заставит статую заговорить (здесь есть ассоциация и с сотворением человека (см. Откр.13:15 )), после чего антихрист объявит себя Богом. Тем людям, которые согласятся с этим, поставят печать на лоб и/или правую руку, и только они смогут продавать и покупать, а на всех остальных обрушатся гонения и казни. После Божиих кар – бедствий, которые придут на Землю, – с неба сойдет Христос, убьет антихриста и установит Свое вечное царство. 2) В более широком смысле антихрист – это каждый человек, «кто отвергает, что Иисус есть Христос» ( 1Ин.2:22 ), «не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти» ( 1Ин.4:3 ), располагает властью и активно борется с христианством.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vys...

Вы прекрасно должны понимать, что нельзя отождествлять анимизм , о котором здесь идет речь (убеждение во всеобщей одухотворенности природы) и оккультизм (магический операционализм в Вашем истолковании), хотя между ними есть очевидная связь. Анимизм в воззрениях на природу присущ религии как таковой (см. работы Дж. Лебока, Э. Б. Тейлора, С. А. Токарева). Христианский священник Томас Шипфлингер, вслед за отцом Тейяром де Шарденом, видит " всю природу, весь универсум живым и взаимосвязанным единением бытия " (цит. соч., там же), - как об этом сказал гениальный поэт: " Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык... " Вырвав цитату из контекста (излюбленный прием обличителей). Вы игнорируете последующие дефиниции отца Томаса и четкое осуждение им магии как злоупотребления - именно с позиций христианского Богомыслия, которое не отрицает существования в мире оккультных явлений, но стремится христианизировать их понимание. Ничего не говорите Вы и о сугубо экологическом аспекте рассматриваемой проблемы, что делает апелляцию к анимизму (или даже пантеизму) для пастыря Церкви вполне допустимой: " Никакого природовредительства, - продолжает отец Томас Шипфлингер, - никакого загрязнения окружающей среды, сохранение жизненного пространства животных и растений, подлинная охрана природы и всего живого " . И это отнюдь не " языческий пассаж " , как вы клеймите. " Язычниками " в таком случае оказываются Иоанн Скотт Эригена, Барух Спиноза (с его " Deus sive natura " ), Г.-В. Лейбниц, Ф.-В. Шеллинг, М. В. Ломоносов - и целый ряд выдающихся христианских и нехристианских, глубоко религиозных мыслителей. Не смыкается ли Ваша трактовка с позицией советских доперестроечных марксистов, объявлявших Ломоносова материалистом? Для меня здесь все ясно, и одной сноски ( " Подобное учение о стихиалях развивает Даниил Андреев в своей " Розе мира " . - Ред " .) к тексту отца Томаса, кажется, более чем достаточно. Отсутствие же еще одной (якобы необходимой) сноски (то есть примечания к примечанию!), обличающей поэта-мистика Даниила Андреева (1906-1959), Вы используете как повод, чтобы инкриминировать мне вероотступничество. Помилуй Бог, разве это не попытка с негодными средствами?!.

http://predanie.ru/book/71840-okkultizm-...

– Это именно так. И такова история человечества. Мы же не эволюционисты, мы не верим, что все в мире происходило случайно и на каком-то этапе эволюции возникла и стала развиваться религия. Было ведь много попыток объяснить происхождение религии. Есть и натуралистическое объяснение: религия возникла из страха людей перед стихийными природными явлениями; и так называемый анимизм: люди видели сны, и так родилось представление о душе и духах; и политическое объяснение: мол, религия утвердилась в результате того, что жрецы хотели эксплуатировать труд других людей… Но вот, например, советская идеология боролась с Церковью, однако Церковь никуда не исчезла, так что политическая подоплека ничего не объясняет. Как и анимизм, отсылающий к снам, ведь никто из сторонников этой теории не может объяснить, откуда вообще понятие о Боге, откуда сны как таковые. И почему, если человек боялся каких-то явлений природы, он начал их обожествлять и поклоняться им, а, наоборот, не покорять их? Но все эти теории не дают полного объяснения сути и происхождения религии. Библия дает иную картину происхождения язычества. Каин убивает Авеля, и по земле распространяется потомство каинитов – об этом очень подробно рассказано в 4-й главе Книги Бытия. Что делает Каин после убийства? В нем развивается грех, к которому склонны очень многие язычники, он начинает бояться наказания. Как говорят современные медики, грех развивает в человеке паранойю. И Каин убегает и строит первый город, возводит стены, чтобы скрыться от Бога. Хотя Бог ему говорит, что он не будет уничтожен, но, тем не менее, Каин возводит стены, в нем зародилось языческое мышление и недоверие Богу по принципу «мало ли что Бог сказал, а вдруг изменит свое решение». Так мыслит язычник, и совсем иначе христианин, зная слово Божие, в котором сказано: «Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь» (Мал. 3: 6). Итак, язычество как результат отпадения от Единого Бога получает свое развитие. У Каина рождается сын Енох, потом, через несколько поколений, – Тувалкаин. О нем сказано, что он первый человек, который начал делать оружие из железа. То есть он родоначальник военно-промышленного комплекса, этот язычник. А о другом потомке Каина, Иувале, сказано, что он первый научил людей играть на музыкальных инструментах. Ну, если всё это без Бога, то это, скорее всего, первый рок-музыкант. Рокеры, вероятно, и не догадываются, что Иувал – их родоначальник. А Ламех, пра-пра-правнук Каина, первый в истории человечества двоеженец: берет себе двух жен – Аду и Циллу.

http://pravoslavie.ru/120568.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010