Будучи хорошими христианами, португальские путешественники видели в африканцах примитивных идолопоклонников, боготворящих изделия собственных рук – фетиши. В 1760 году Шарль де Броссе опубликовал работу, в которой доказывал, что все религии возникли из фетишизма. В XIX веке Огюст Конт объявил фетишизм одной из начальных форм развития сознания, когда человек еще не до конца отделял себя от неживой природы и потому одухотворял как изделия своих рук, так и некоторые естественные формы. В середине XIX века мнение о том, что дикари молятся идолам-камням и деревьям, обожествляя их, было широко распространено в Европе, и именно его восприняли К. Маркс и Ф. Энгельс, широко используя понятие фетишизма и в прямом, антропологическом, и в переносном («товарный фетишизм» и т. п.) смысле. Однако уже к концу XIX века этнологам стало совершенно ясно, что «дикари» поклоняются не материальным предметам, но пребывающей в них духовной силе. Поначалу эту силу считали безличной мистической энергией, именовали на меланезийский манер – маной (теория аниматизма Роберта Рэнальфа Маретта, выдвинутая этим учеником Тэйлора в 1910-е годы), но более аккуратные исследования обнаружили, что за каждым «фетишем» стоит определенный дух, «вселённый» в предмет опытным колдуном, или вселившийся самостоятельно. Фетиши оказались только домами, или материальными телами духов. Современное религиоведение понимает фетиши только в этом, последнем смысле. Фетишизма, как поклонения материальным предметам, не существует, но фетиши, воплощения духов, имеют широчайшее распространение среди неписьменных народов. Однако знаки внимания, почитания оказывают всегда не материальному предмету самому по себе, но духу, с ним связанному, в нем пребывающему. Духов в мире множество – «их везде много, больше чем в деревне людей. Когда лес рубим для дома, на каждой лесине сидит черт» – рассказывал шаман А. Коткин Анне Смоляк в 1970 году Ульч Гавриил Бонга из селения Монгол в 1962 году поведал тому же исследователю: «Я видел в 1921 году на озере Иркутское мелких чертей, размером в палец человека, по форме похожих на людей, их были «тучи», множество, они шли массами и исчезали у корня лиственницы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Хотя есть, конечно, и порядочные издательства, где любят художника. К счастью, их не так мало, поэтому назову лишь те, что мне сейчас вспомнились: петербургское «Вита Нова», московские «Арбор» и «Мир детства», калининградский «Янтарный сказ». — Вы не раз бывали на международных биеннале иллюстрации. Как там себя чувствуют наши книжные графики? — Неуютно. Последнее время и там происходит вытравливание искусства. Компьютер вытравливает мастерство. Слово «традиция» стало обвинением. Когда я последний раз был в Братиславе один польский художник, подводя от имени жюри итоги, сказал страшную, на мой взгляд, фразу: «Ну, наконец-то, победила современная традиция!» Он имел в виду компьютерную графику. И гран-при получила японка за компьютерные картинки. По статусу лауреат на будущий год привозит свою персональную выставку. И она не привезла ни одного рисунка, ей просто нечего было показать. Оказалось, что она вообще не рисует на бумаге и не имеет художественного образования. У меня была большая выставка в Германии, в старом костеле, и ко мне подходили и старички, и молодые люди: «Спасибо, мы ничего такого уже давно не видим!» Художник работает долго и платить ему надо дорого, а тот, кто подвизается на компьютере, скажет: «Вам «Войну и мир»? Да за неделю сделаю!» И сделает. У нас в университете учатся студенты из одной восточной страны. Из первого выпуска два или три человека еще немного рисовали, а последние уже не рисовали ничего. Они знают программу аниматики и приносят такой ужас, скомпилированный на экране монитора! Ни одной книги — ради заработка — Понятно, как служит Богу иконописец. А вот верующий художник-иллюстратор — в чем может состоять его служение Богу? — Во-первых, в выборе произведения. Ты должен выбрать автора, который помогал бы тебе творить благо, дарить красоту, отдавать последнее. В стремлении соединиться с таким автором, адекватно выразить его духовный и художественный мир, и может заключаться служение. Тогда и Господь подаст силы, укрепит волю… — Но сейчас, согласитесь, молодому человеку, да еще с семьей трудно пять лет сидеть над иллюстрированием Тургенева. Это просто невозможно.

http://pravoslavie.ru/36925.html

Миша Сафронов На полу лежат сложенные самокаты. Вероятно, чтобы удобнее было перемещаться по длинным коридорам здания. Рядом на желтой кафельной стене написаны планы с дедлайнами по проектам: сами “Летающие звери” для детей 6-10 лет, “Малыши” для зрителей от 3 до 6 лет и новый сериал для мальчишек всех возрастов “Машинки”. И это еще далеко не все проекты студии, каждый из которых поможет тяжелобольным подопечным фонда AdVita. Миша делится со мной  некоторыми рабочими секретами: — В разработке находится “Старый маяк”, первый 3d-мyльmфuльм студии в духе немого кино, где все будет построено на пантомиме. Следом за “Машинками” для мальчишек скоро выйдут “Куколки”, сериал для девочек с вязаными героинями. Это такая анти-барби история, где вместо пластмассовых взрослых кукол будут очень нежные тряпичные куколки. Буквально на днях закончена работа над очередным благотворительным клипом со звездами: вслед за Чулпан Хаматовой, Сергеем Маковецким, Данилой Козловским и Лизой Боярской песню из сериала “Летающие звери” исполнил Борис Борисыч Гребенщиков. — Сколько времени занимает одна серия мультфильма? — Около полугода, иногда чуть меньше. Предпродакшн (сценарий, раскадровка, аниматик, художественная разработка фонов и новых персонажей) — 2-3 месяца, и затем с момента запуска в производство до премьеры еще примерно столько же. За стенкой — зеленая лаунж-зона. В ней можно отдохнуть на мягких диванах, полистать книги. Хочешь, о фотографии и рекламе, хочешь, о приключениях свинки Оливии. Здесь же проходят предпоказы: новую серию смотрят всей студией через проектор на белой стене. Справа поодаль — длинный стол со стульями, картонные ростовые герои сериала и шкаф с образцами выпущенной продукции: плюшевые игрушки, кружки, футболки, раскраски, школьные тетради и даже пара сапожек. Подозреваю, что здесь и чаевничают, и проводят переговоры. Буквально через час мои подозрения подтвердятся. Миша показывает свой рабочий стол и включает компьютер. — Знаешь, у нас бывают сумасшедшие дни, когда все носятся по студии, ничего не успеваем, задачи слетают. Настоящий цирк. Но сегодня спокойно. Я собираюсь несколько часов плотно поработать. Сейчас тебе покажу: это Premier, программа, в которой осуществляют монтаж. Сейчас здесь идет монтаж Весь визуальный ряд почти готов, но есть небольшие дыры, которые я как раз собираюсь сегодня залатать.

http://pravmir.ru/odin-den-iz-zhizni-let...

Миша объясняет, что музыка — один из самых тяжелых и самых творческих этапов в создании мультфильма. —В работе над аниматиком очень важна ритмическая основа. Я на лекциях часто привожу в пример замечательную статью Эйзенштейна “Вертикальный монтаж”. О важности того, тобы режиссер в каждый момент времени мог не только видеть кино, но и слышать его. И тогда то, что появляется в твоей голове в виде мыслей и образов, постепенно обрастает реальностью. Аниматик — последний этап предпродакшна, когда должно быть четко понятно, какой будет фильм. Там стоит еще черновая музыка, но она уже собирает кино воедино: должны совпадать все ритмические моменты, присутствовать все интершумы: как дверь хлопает, как корова мычит. Это рождает ощущение восприятия. Сейчас Миша нырнет от меня в интернет на несколько часов: вручную подыскивать варианты мелодий. Будет слушать композицию за композицией в надежде интуитивно найти что-то подходящее. Похоже на промывание песка в холодной воде в поисках одной золотой крупинки. В одной песне ему понравится кусочек музыкальной фразы, в другой — подходящий к сцене в серии ритм. Дальше нужно будет собрать их и выслать композитору, который прослушает, изучит Мишины комментарии и попытается сочинить что-то похожее по настроению и интонации. Иногда поиск музыкального золота занимает не часы, а дни. Интересно, где прячется настоящая магия “Летающих зверей”, подкупающих и детей, и взрослых? В одной ли секунде полета птицы, вместившей часы работы как минимум двух людей? В количестве труда и сил, требуемых для создания мультфильма? Или в том, что создатели мультфильма предпочитают привычному офисному кофе на бегу неспешный чай из самодельных пиал, а дресс-коду и субординации совместное катание на самокатах? А нарисованные герои вместо плоских шуток говорят с детьми на равных о потерях и разочаровании, о поиске себя и верности, о выборе, который иногда бывает непростым и мучительным? А, может быть, волшебство скрывается в самих людях, делающих мультфильм, вся прибыль от которого идет на лечение тяжелобольных подопечных фонда AdVita?

http://pravmir.ru/odin-den-iz-zhizni-let...

И среди первых христиан было немало воинов и даже военачальников. Необходимо различать личное, внутреннее отношение к гонителям, обижающим исключительно нас самих, и защиту ближних. В первом случае мы должны по силам сохранять незлобие и терпение, что отнюдь не противоречит самозащите; во втором же случае мы обязаны непременно вступиться за людей. И то, и другое – заповеди Божии. Если же защита ближних невозможна без принуждения или насилия, то их приходится употреблять. Христианство – не какое-то мечтательное моральное учение о непротивлении злу силою, как это пытался доказать Лев Толстой, а полнота жизни, включающая в себя все ситуации, возможные в человечестве; и если на нас идут с мечом злобные захватчики, намеренные уничтожить наших жён, детей и нас самих, совершенно неверно было бы из абстрактных соображений сидеть сложа руки и не защищаться; это было бы прямым грехом по отношению к нашим обижаемым и убиваемым ближним. Христианское же отношение к насилию таково: употреблять насилие исключительно в оборонительных целях, стараться, по ситуации, сводить его к возможному минимуму, не мстить, пытаться во всех случаях сохранять внутреннее незлобие, и, по заповеди Христовой, молиться о врагах. 168. В настоящее время возникает множество нео-языческих течений, чрезвычайно популярных в среде молодых людей. Раньше был атеизм, теперь различные языческие практики. Что «предпочтительнее» с точки зрения православных священников: аниматизм или атеизм? Когда человек ищет Бога в нехристианских религиях, или истину в рамках атеистического мировоззрения, то у него всегда есть шанс, что Бог, увидя его искреннее стремление к обретению смысла жизни, приведёт его к Себе. Если же человек живёт, погруженный в земное существование, и душа его безразлична к поискам подлинной жизненной правды, то – будь он атеистом, или анимистом, или формальным «православным», или кем угодно – Бог не сможет достучаться в его скованное мирской суетой сердце. Поэтому «предпочтительнее» для Церкви, когда человек честен перед самим собою и одушевлён поиском смысла бытия. 169. Бог знает о наших делах и даже о наших помыслах. Таким образом, Он знает, кто искренне верит в Него, кто любит Его. Разве недостаточно верующему человеку встать утром (или перед сном) и тихо подумать о Боге, о своей любви к Нему? Зачем эти длинные, не всегда понятные богослужения, длящиеся часами? Зачем постоянные восхваления Господа? Разве Он в этом нуждается? Может быть, люди сами придумали эти условности, чтобы за громкими словами, любвеобильными молитвами скрыть нищету духа или лицемерную веру?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

166. Сейчас многие молодые люди уклоняются от службы в армии, в виду того, что там процветают различные беззакония, в частности  дедовщина. Является ли это уклонение грехом? Как вообще христианину относиться к службе в армии? 167. В своем послании к римлянам апостол Павел пишет: Благословляйте гонителей ваших, благословляйте, а не проклинайте. Никому не воздавайте злом на зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками. И действительно, первые христиане во времена гонений вполне следовали этим указаниям, отвечая на зло молитвой и любовью к ближнему. Тогда как объяснить позицию Сергия Радонежского, который благословил инока Пересвета на ратный подвиг, и почему вражеские орды встречались на Руси мечом и молитвой, а не только последней? Нет ли здесь отступления назад к Ветхому Завету? И вообще какого должно быть отношение православного к насилию? 168. В настоящее время возникает множество нео-языческих течений, чрезвычайно популярных в среде молодых людей. Раньше был атеизм, теперь различные языческие практики. Что «предпочтительнее» с точки зрения православных священников: аниматизм или атеизм? 169. Бог знает о наших делах и даже о наших помыслах. Таким образом, Он знает, кто искренне верит в Него, кто любит Его. Разве недостаточно верующему человеку встать утром (или перед сном) и тихо подумать о Боге, о своей любви к Нему? Зачем эти длинные, не всегда понятные богослужения, длящиеся часами? Зачем постоянные восхваления Господа? Разве Он в этом нуждается? Может быть, люди сами придумали эти условности, чтобы за громкими словами, любвеобильными молитвами скрыть нищету духа или лицемерную веру? 170. Почему в православных церквях нужно молиться святым и иконам? Я не понимаю, какие могут быть специальные молитвы, разве можно, совершая какие-то телодвижения, стать угодным Богу? Зачем мне иконы, когда есть Бог? Зачем мне святые, когда есть ходатай Христос и Дух Святой? 171. Моя бабушка говорит, что молиться и креститься нужно, только стоя перед иконами, и никак иначе. Но мне кажется, от того, в каком положении совершать молитву или креститься, смысл общения с Богом не изменяется. Итак, можно ли молиться и осенять себя крестным знамением лежа, сидя и на ходу?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=181...

Естественно, что первобытный анимизм – это искаженное представление о духовном мире. На то, как именно представлял древний человек духовный мир, трудно найти правильный ответ. Но современная наука строит свои гипотезы. Так, некоторые исследователи в области религии считают, что человек в анимизме «открыл в самом себе отличное от тела существо – душу. Но эту душу он не иначе себе может представить, как материальной же, хотя, впрочем, состоящей из более тонкой материи, чем тело. Она имеет свое местопребывание в бьющихся жилах, в сердце, крови, в дыхании, в теле; иногда также человек думает, что в его теле живут несколько душ. Эта душа может уходить из тела и вновь в него возвращаться, свободно блуждать и вселяться в другие тела. Подобно тому, как человек сам одушевлен, так он считает одушевленными и другие существа: животные, растения, явления природы, даже разные вещи. Этот анимизм, то есть учение о душах, распространяется до верования в духов; души становятся духами, уже не связанными с единичными существами» 23]. 57 Такой вывод делают ученые-религиоведы о первобытном анимизме, строя свои убеждения в основном на археологических исследованиях и философском представлении об истории человеческого сознания. Но нужно еще добавить, что анимизм нельзя назвать самостоятельной формой религии, анимизм – это особая форма сознания, присущая всем религиям. А в оккультизме – это особая и главная форма познания. Поэтому первобытный человек, обладая потребностью в общении с духовным миром, но потеряв способность различать и распознавать духовный мир, пошел по пути дальнейшего извращения религиозной жизни. Анимизм переходит в магию первобытную, а затем и классическую. Таким образом, Сыны Человеческие окончательно потеряли способность различать мир духов и начали злых духов почитать за ангелов. «Анимизм различным образом связан с колдовством и чародейством, вообще исключает нравственные представления; он создает только страх и возбуждает только эгоистические интересы» 23]. 58 Первобытный человек открыл для себя в анимизме одну существенную деталь; он не только стремится войти в общение с духовным миром, но и пытается подчинить его своей воле. Это стремление и эта попытка характеризуют первобытный анимизм как оккультную форму религии, в отличие от монотеистической, которая осознавала духовный мир иерархически стоящим выше человека, не делала попыток насильственно вторгаться в этот мир, а когда приходилось общаться с ангелами, принимала их как вестников Единого Бога и всегда старалась подчинить свою волю воле Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

«Употребляя этот термин, говорит Тайлор, для обозначения вообще учения о духах, мы практически утверждаем, что идеи о душах, демонах, божествах и о разрядах духовных существ суть понятия аналогичные, но что прежде всего явилась представление о душе». (Cf. Tylor. La civilisation primitive, tome II, p. 163) Анимизм, значит, есть мировоззрение, свойственное первобытным расам, которым они постигали и объясняли или биологические факты, нормальные или анормальные, проявляющиеся в индивидуальном человеке, или события жизни, или явления природы. Это первобытное представление о человеке и вселенной видело всё живым и одушевленным по аналогии с человеком; в человеке оно приписывало движение и все проявления жизни действию одного или нескольких ду- —626— хов, живущих в нём; в природе оно объясняло все явления и события действием значительного числа духов, схожих с душой человека. Это представление о мире – не религия, но зерно, из которого она естественно разовьется. О религии можно говорить только тогда, когда человек входит в сношение с одной или другой из стих духовных сил, воздает им культ и обожает их. Можно в основе отделить веру в духов, или анимизм, от поклонения духам, или религию, но обычно объясняют словом «анимизм» то и другое. Анимизм, в том смысле, как мы его здесь исследуем, есть гипотеза, стремящаяся объяснить происхождение религии двойной верой первобытных народов в существование индивидуальных душ и духов. Люди, животные, растения и неодушевленные предметы оживлены душой, переживающей их. Кроме того духовные существа, представляемые по образу души человеческой, управляют жизнью человека и событиями мира. Мало-помалу некоторые из них превратились в народном воображении в богов и позднее образовали из себя иерархию по образцу гражданского общества. Культ, воздаваемый этим духам, составляет религию. Эдуард Тайлор первый полно и научно изложил анимистическую гипотезу в своём труде, озаглавленном: «Primitive culture», London 1871, переведенном на французский язык Ed.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Barbier, 1878 (Paris, Reimvald). 3232 Тайлор может считаться отцом анимизма, который обязан ему своим современным значением в науке о религиях. «Анимизм, говорил он, основа религиозной философии, начиная с философии дикаря до философии культурных народов». Г. Спенсер (1820–1903) в своих Principles of sociology (1876–1882) видит, как и Тайлор, начало религии в первобытном культе душ, но он расходится с ним в частностях. В Германии можно указать трех авторов, специально занимавшихся этим вопросом: это – Фрошаммер, Каспари и Липперт. Не сходясь в некоторых деталях, все эти авторы согласны в основном принципе. Религия и вера в Бога возникли из первобытного культа душ; боги языческие, как и Бог монотеизма, были вначале духами, кото- —627— рые, благодаря воздаваемым им почестям, достигли мало-помалу высшей степени. Анимизм, спиритизм, фетишизм, полидемонизм, политеизм, гепотеизм, монотеизм – таковы пути развития. Эта анимистическая гипотеза, высказанная известными учеными, проникла теперь, как несомненная для многих современных авторов истина, в некоторые руководства по истории религий, объясняющие религиозное прошлое человечества естественной эволюцией, устраняя всё сверхъестественное. Чтобы лучше разобраться в этой системе, мы представим: 1) подробное изложение анимизма по Тайлору, Спенсеру и Липперту; 2) критику анимизма; 3) свои заключения. II. Подробное изложение анимизма. Так как Тайлор считается первым писателем об анимизме, то мы изложим его систему по его «Primitive Culture» и укажем на разногласия со Спенсером и Липпертом. По Тайлору анимизм заключает в себе два великих догмата. Первый относится к индивидуальной душе, существование которой может продолжаться и после смерти, т. е. по разрушении тела; второй относится к другим духам, включая сюда и высшие божества. (Cf. Tylor, op. cit., tome I, p. 494). Эти духи влияют на жизнь человека и на явления внешнего мира; важно значит приобрести их благосклонность; забота об этом внушает мысль об обрядах культа и умилостивления (жертвах, молитвах). Но нравственный элемент, столь важный в религиях высших рас, еле заметен в анимизме. Связь между нравственными правилами и анимистической философией едва намечена. Эти различные вопросы мы рассмотрим в четырех отделах: 1) анимистическое учение об индивидуальной душе; 2) анимистическое учение о духах; 3) жертвоприношение; 4) анимизм и нравственность. I. Анимистическое учение об индивидуальной душе Первый пункт анимистического учения, который Тайлор называет основой системы, это – открытие в себе души, которое некогда должен был сделать первобытный человек. Было время, когда человек не знал о существовании в нём этого духовного начала: он познал его, фи- —628— лософски исследуя тревожившие его вопросы. Каким образом явилось это сознание? и что такое душа?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кристина была чересчур высокая, не очень красивая, но славная (может, потому, что Настина сестра). К тому же она меня назвала не Сашей, а по-дружески, Аликом. — Но я, наверно, не потяну научный текст… — Со словарем же! Попробуй, а? Я пропотел над журналом и словарем почти час. Пришел Вячик, они с Настей опять сели за телевизор, запустили кассету с «Ералашем». Похохатывали там, в соседней комнате, а я все маялся. В конце концов на мониторе появилось вот что: «Таким образом, наивно было бы считать, что анимизм есть лишь продукт древних верований. Он неизменно присутствует в большинстве нынешних религий. Логично предположить, что наши предки уже в эпоху первобытно-общинного строя интуитивно осознавали истину о бессмертии души и вечности человеческого духа. Истину, которая сейчас не вызывает сомнений у многих мировых величин науки». — Уф… вот. Только не очень понятно… — Спасибо, Аличек. По-моему, все понятно. — Но я не перевел, что такое «анимизм». В словаре нет… — А! Это вера в существование души и духа. Она зародилась в доисторическом обществе… У меня тема контрольной работы такая: «Анимизм как форма верования первобытных людей». — А в чем отличие духа от души? — Ну… Тут много тонкостей, я и сама до конца не разобралась… Дух — понятие более широкое, оно присуще не только человеку. Одухотворен весь мир. А душа — это сущность живой личности. И… ну, ее вечное информационное поле. Независимое от оболочки. Оболочка исчезает или меняется, а душа живет вечно… Я вспомнил разговоры с бабушкой и недавние размышления при полнолунии. Спросил тихонько: — А вы в это верите? Кристина по-детски шмыгнула носом и ответила полушепотом: — Ага… Мне кажется, что в какой-то точке вселенной все души однажды встретятся. Ну, по крайней мере, те, кто любил друг друга… Настя заглянула в дверь: — Что вы там шепчетесь? Тайны, да? — Не мешай, у них роман начинается, — подал голос Вячик с явным ехидством. — Да, начинается, — сказала Кристина. — А вам жалко? Вы тоже шепчетесь, может, у вас тоже… — У нас не роман, а единство душ, — отозвался Вячик. Он, конечно, это просто так брякнул. Но получилось — будто поставил точку в беседе про анимизм.

http://azbyka.ru/fiction/babushkin-vnuk-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010