Во-первых, и культура и религия как таковые начинаются не там, где возникает предмет их почитания, но где возникает само отношение этого почитания, постепенно переходящего в настоящий культ. Поэтому культура и религия сущностно связаны между собой, можно даже сказать, единосущны, и различаются только степенью почитания тех ценностей, на которые они направлены. В этом смысле можно предположить, что конфликт религии и культуры, если его вообще можно наблюдать, объясняется двумя причинами: либо противоречием их ценностей – и тогда это не конфликт религии и культуры, а конфликт одной религии и другой религии, одной культуры и другой культуры; либо этот конфликт объясняется противоречием между степенью почитания одних и тех же ценностей, где религия постулирует ревностное благоговение, а культура только лишь подчеркнутое уважение. Во-вторых, поскольку же предметом почитания может быть всё, что угодно, включая «естественное», «материальное» или «телесное», то вполне возможно существование религиозного материализма : так можно вспомнить магизм и анимизм архаических культов, гилозоизм Ионийской философии, стоицизм, эпикуреизм, панписихизм и пантеизм Нового времени и т.п. Также философии Руссо и романтической реакции трудно отказать в религиозной составляющей, в необходимом почитании ценностей естественного бытия, а не просто их холодной констатации. Но в то же время это ценности именно естественного бытия, «возвращения к природе», которые они противопоставляют надуманным ценностям культуры классицизма. Если же мы обратим внимание на философию идеализма и философскую метафизику XVII–XIX веков, то увидим, что они выстраиваются как достаточно рациональные системы познания духовной реальности, а вовсе не почитания , как это могло бы быть в религии. В этой отличительной особенности нельзя их упрекать, потому что философия – это не религия, и если кто-то вдруг решил отнестись к ней как к религии, то это проблема восприятия этого человека, а не самой философии. Но именно потому, что такое восприятие философии как религии и религии как философии существовало во все времена, так и здесь религиозные представления оказывали влияние на философские понятия, а равно и наоборот. Ключевым моментом в этом взаимном влиянии стало весьма смутное понятие «духа» и производной от него «духовности», которое ещё требует своего подробного исторического исследования.

http://bogoslov.ru/article/1578843

У массимов северо-восточной части острова Новая Гвинея существуют предания о великом змее Гарубои, «сделавшего нас, небо и землю». Он разделил людей на экзогамные кланы, установил законы супружества, раскрыл людям имена всех вещей . Исследователь австралийских аборигенов Эндрю Лэнг указывал, что у племен арунта есть вера в Отца всяческих, великого небожителя. К нему восходят души умерших. Его почитание окутано тайной, скрыто от детей, женщин, белых людей. За разглашение тайн, с ним связаных, полагается смертная казнь. Его называют Ультхаана – творец. У него есть сын, посредник между мирами небесным и земным – Тванйирика. О нем можно говорить с непосвященными . Если ученому удается преодолеть покров тайны, окутывающий личность и имя Бога-Творца, то он может обнаружить Его в религиозных представлениях практически любого племени. Как вы помните, в XIX и даже в самом начале XX века большинство ученых отрицали возможность веры в единого Бога-Творца у «дикарей». Они считались для этого «высокого знания» слишком примитивными. На грани веков доминировала точка зрения Э. Б. Тэйлора, не утратившая сторонников и по сей день, в соответствии с которой первоначальной религией является анимизм, вера в духов, постепенно развивающаяся до политеизма и в качестве высшей религиозной формы достигающая состояния единобожия, монотеизма. Первым среди религиоведов и этнологов это убеждение поколебал Эндрю Лэнг, издавший в 1898 году ставшую классической книгу «Становление религии» . Это, построенное на большом этнографическом материале, собранном непосредственно автором, исследование, побудило другого ученого, немецкого католического священника, выдающегося этнолога и лингвиста Вильгельма Шмидта создать двенадцатитомную монографию «Истоки представлений о Боге» , в которой на необъятном материале доказывалось, что первоначальной верой человечества являлся монотеизм, лишь со временем более или менее заросший ряской политеистических и анимистических предрассудков. Вильгельм Шмидт родился 16 февраля 1868 года в Хёрде (ныне Дортмунд-Хёрд), в Германии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Это центральное ядро есть человеческое Я, Личность, монада. Цельность Я, иерархия и гармония составляющих его частей и сил является в значительно степени лишь идеалом, требующим реализации в религиозной теории (созерцании) и практике. Нарушение цельности Я и вообще всего эмпирического человеческого существа представляет собою сущность земной человеческой трагедии, и внешне эта трагедия проявляется в различной судьбе двух основных частей человека: земного, плотского человека и небесного, духовного, составляющих диаду Антропоса. Земной человек, хотя и составленный из материи, был создан нетленным, бессмертным и вечным. Грехопадением человек поставил на карту судьбу своего тела и материи вообще. Дух предал материю на смерть и тление. Земной человек умирает и исчезает, оставляя небесного человека, по природе нетленного, но подвергающегося опасности «второй смерти», т. е. смерти души и духа, при их противоестественном уподоблении материи и телу. Отделение земного и небесного человека происходит не только в смерти, но и в жизни, периодически, во время сна. Спит именно земной человек, а небесный проявляет свою деятельность и во сне, например в сновидениях. Когда внешние чувства недеятельны во сне, человек с удивлением узнает, что он имеет внутренние чувства соответственно пяти внешним чувствам, имеет речь и понимает чужую речь, может двигаться во сне. В сновидениях проявляется степень бодрствования внутреннего человека, чем активнее внутренний человек, тем содержательнее его сновидения. У плотского человека сновидения – это хаос чувств и фантазии. Анимизм и вера в бессмертие души имеет корни именно в этой деятельности небесного, сверхчувственного, нуменального, потустороннего, внутреннего человека. Феноменальный, земной или внешний человек живет как бы днем. Он имеет многочисленные потребности, которые современная материальная культура еще больше увеличивает в количестве и разнообразии. Внутренний человек имеет свое поле деятельности и свое сознание, которое в современной науке обозначается, как подсознание.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Аккадийский культ носит несомненно племенной характер: это анимизм со всеми его особенностями, – верой в добрых и злых духов, широким распространением волшебства и заклинаний и т. д. Гомель, Мензис, В. С. Соловев и др. ученые, принимая во внимание преобладание в аккадийском культе заговоров и заклинаний, считают этот культ шаманизмом, весьма сходным с шаманизмом сибирских племен. Во главе божественных существ стояли, по-видимому, два главных божества: Эа, бог воды, и Ану или Ана, бог неба. Но до образования сплоченного государства в каждой местности преимущественным почитанием пользовался свой собственный бог; так, в Уре главным божеством был бог луны Син, в Сипаре бог солнца Самас (или Баббор), в Вавилоне – Мардук (Меродах), в Борзиппе – Нэбо, в Куфе – Нергаль и т. д.; эти различные божества в каждой отдельной местности большею частью считались представителями одного и того же натуралистического начала: все они почитались главным образом как боги солнца. Но весь религиозный культ группировался главным образом вокруг бесчисленных духов, от которых человеческая жизнь поставлялась в полную зависимость. Эти духи большею частью выступают группами по семи, и каждая из групп представляется выходящей то из пустыни, особенно демоны ветров, то из внутренности земли или водной бездны, то из обширных областей воздушного пространства (например, 7 планетных духов) и т. д. Одни духи считались более могущественными, другие более слабыми; искусство заклинания в том и состояло, чтобы уметь призвать на помощь сильнейшего духа, который мог бы изгнать слабейшего. В отдельных городах жреческая власть часто объединялась в руках особых лиц – патизи, которые, однако, находились иногда в зависимости от царей Аккада и Эреха. Вавилонский мир богов образовался из местных культов: в Вавилоне, как центре образовавшегося государства, были сосредоточены все местночтимые божества; может быть бессознательно, мысль эта конкретно выразилась в том, что в самый торжественный праздник цакмуку или акиту все халдейские боги из различных городов привозились в Вавилон, образуя здесь как бы пантеон всех местных богов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Подпишитесь на наш Телеграм Мы действуем согласно нашим внутренним правилам и принципам, и нам кажется, что эти правила не противоречат друг другу. На самом деле мы часто смешиваем разные взгляды: о любви и дружбе можем думать как христиане, о смерти как индуисты, а о свободе и государстве как светские гуманисты. Оксана Куропаткина в своей книге «Верю — не верю. Книга-тест по религиям и философиям» доступно излагает главные принципы и истории шести религий и четырех философий. Мировоззрение — это представления человека о хорошем и плохом, принципах и правилах, на основе которых каждый принимает самостоятельные решения. В любом обществе и группе вне зависимости от их размера есть свои нормы, и согласие или несогласие с ними напрямую зависит от личного мировоззрения. Прожить без мировоззрения никак не получится, ведь даже если ты отрицаешь все мировоззрения, то это тоже особый взгляд на мир. Язычество Язычество — это древнейшие народные религии, последователи которых верили и верят во множество богов или духов. Такие религии ученые называют политеистическими, в переводе с греческого это означает многобожие, а языческими их стали называть христиане (от древнерусского слова «языцы» — народы), то есть язычество — это «народная религия». Для язычников самое важное — благополучие их семьи, рода, народа; богов и духов они считают старшими родственниками. Это хорошо видно по архаическим культам — самым ранним формам язычества: культ предков, то есть умерших родственников, помогает сохранять память рода, тотемизм дает понять, что человечество и природный мир — одна семья, анимизм (от слова anima, то есть душа) — что вся природа одушевлена и с ее духами нужно уважительно общаться Некоторые язычники считают, что весь мир полон божественной энергией и ею можно управлять с помощью фетишей. Когда появились первые цивилизации, некогда безымянные духи или божества отдельных кланов получили имена и свою историю — так возникли пантеоны божеств. В Греции поклонялись жизнерадостным олимпийским богам, в Египте чтили таинственных небожителей с головами животных, викинги сражались во славу грозных богов, любящих битвы и подвиги. Тор и Локи

http://blog.predanie.ru/article/veryu-ne...

А. Яншин - член правления Международного центра Рерихов. В июне этого года правлением МЦР было распространено послание " К представителям рериховских организаций " . Эта " энциклика " была посвящена специально мне и содержала, в частности, такие суждения и призывы: " Случилось так, что в новом демократическом государстве свобода мысли стала заложником Церкви, а ярым идеологом-поносителем всех устремившихся к новому мышлению стал дьякон Кураев. Сейчас настало время дать понять таким " пугалам " , что человек, устремленный к новому мышлению, не из пугливых, шатающихся и неспособных противостоять такому насилию над нравственностью. Пусть тот, кто устойчиво и действенно осмысливает происходящее в стране, решительно заявит и пресечет это невежественное давление со стороны отдельных представителей Церкви " . И этот текст опубликован от имени органа, в котором состоит кавалер ордена святого Даниила... Мягко говоря - ситуация глупая. Говоря яснее - просто кощунственная. И при чем же здесь Пушкин и Моцарт?.. Я просто поясняю, что если ответственный сотрудник Отдела религиозного образования и катехизации не может отличить оккультизма от Православия, то имеет место нечто весьма прозаическое. Это совсем не то, по поводу чего нужно приводить апокалипсические цитаты о " первой любви " . Это называется банально и скучно: " Неполное служебное соответствие " . Может быть, этот печальный результат (точнее, - отсутствие результата) связан и с тем, что слишком много энергии уходит на поиски " новой духовности " и разработку " экологически-православного мышления " . Церковное не-отношение к валеологии Поскольку дискуссия вращается вокруг довольно очевидных вещей, постараюсь в новом ответе быть кратким. " Убеждение во всеобщей одухотворенности природы " не есть анимизм. И христианство убеждено, что у материального мира есть духовная подоснова и что Дух Божий " везде сый и вся исполняяй " (подробнее В. Никитин мои воззрения по этому вопросу может узнать из книги " Христианская философия и пантеизм " . - М., 1997, особенно из главы " Общий знаменатель пантеизма и христианства " ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1038...

1. История становления науки и богословия Священное Писание дает нам те знания о Боге и Его домостроительстве, которые необходимы для нашего спасения. В Библии изложено кратко и строение тварного, видимого мира, поэтому для верующего человека не подлежит сомнению то, что Вселенная сотворена из ничего, а мир окончательно был обустроен в течение шести дней, и в конце шестого для появился человек. Отрицание Бога как Творца и Промыслителя приводит большинство ученых естественно-научных дисциплин, и особенно философов, к утверждению, что религия возникла из мифологии как оно из ее следствий. С точки зрения Православия, первоначальным знанием человека было его знание о Боге, которое имели первые люди, непосредственно созерцая Бога и общаясь с Ним. После грехопадения люди утратили эту непосредственную связь, и большинство народов, кроме рода Авраамова, в поисках Бога (истины) стали поклоняться идолам – ложным богам. Следовательно, не религия возникает из мифологии, а мифология является одним из следствий грехопадения человека (этимология слова «religio» – связь человека с Богом). Все более удаляясь от Господа, человечество стало создавать извращенные формы религии. Такими формами первобытного религиозного сознания являются: тотемизм, магия, фетишизм, анимизм, политеизм. С появлением первых форм лжерелигиозного сознания возникают и первые зачатки научного знания, которые присутствовали уже у шумеров, в древнем Вавилоне, в Египте, Китае, Индии. Формирование основ науки относится к VI веку до Р.Х., когда в Греции возникли первые теоретические системы – Фалеса, Демокрита и др. Аристотель, в отличие от предыдущих крупных мыслителей Платона и Сократа, был не только философом, но и ученым и оставил после себя множество трактатов по естественным наукам: физике, биологии, а также политике, искусству. Он пошел дальше их, и его знания действительности – результат работы разума, поэтому важными были для него также логические категории, которые помогают нам понять саму действительность. Философию – область теоретического знания – Аристотель называет теологией. Он первый, кто пытается дать классификацию науки. Если для Платона первоосновой всего в мире была идея, то для Аристотеля – вид или форма. Космология Аристотеля сводится к следующему – материальный мир, в котором мы живем, состоит из четырех элементов: воды, воздуха, земли и огня. Но есть еще и пятый элемент – квинтэссенция, то есть эфир. Одна их его аксиом: пространство не однородно. Отличие аристотилевской физики от физики современной состоит в следующем:

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Самыми ценными в этом случае снимками, характеризующими последовательное развитие и эволюцию этих феноменов, должно назвать трансцендентальные фотографии Битти, рекомендованные А. Н. Аксаковым в его труде «Анимизм и спиритизм». В этих фотографиях довольно точно воспроизведены все последовательные варианты развития феномена материализации. Рисунок 17 дает нам форму самого первого феномена материализации. Световое пятно является неизбежным началом развития этого феномена почти в каждом сеансе. Мы очень просим обратить внимание на последующее развитие феномена, проходящее в рисунках 18, 19, 20 и 21. Рисунок 17 Рисунок 18 Рисунок 19 Рисунок 20 Рисунок 21 Рисунок 22 Следующие затем рисунки 22, 23, 24 дают наглядную картину дальнейшего развития феномена материализации. Точно такую же цепь этой последовательности дают рисунки 25, 26, 27. Рисунки 28 и 29 передают уже стремление материализации влиться в более определенный контур человеческой фигуры. Рисунок 23 Рисунок 24 Рисунок 25 Рисунок 26 Рисунок 27 Рисунок 28 Опытные спириты утверждают, что большая или меньшая продолжительность этой эволюции находится в зависимости от успешности так называемой «гармонии» между участниками сеанса в смысле однообразия в ожидании однородного явления. Рисунок 29 Рисунок 30 Рисунок 31 Рисунок 32 Рисунок 33 Рисунок 34 Чем скорее наступает эта гармония, тем скорее получается желаемый феномен. Рисунки 30 и 31 дают вполне законченный вид призрака. Здесь я считаю уместным обратить внимание своего читателя на следующий факт. Я лично доверяю только лишь этой форме материализации, так как неоднократно лично наблюдал ее и нахожу ее, исключающей всякую возможность подделки. Она постоянно фосфоресцирует т.е. излучает из себя несколько туманный, расплывчатый, флюидирующий свет. Затем, если находишься близко около нее, ее не сразу увидишь. Она видна только лишь на известном расстоянии и когда в нее усиленно, настойчиво всматриваешься. Далее, находясь в постоянном колебании, вернее «дрожании» появляющаяся материализация, всегда прозрачна, сквозь нее при самом небольшом внимании видимы лежащие за ней предметы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/spiritiz...

Отсюда религиозная мысль человеческая ниспала еще ниже, перешла к представлению о божестве в образе птиц, четвероногих и пресмыкающихся, скотов и гадов, или в виде отдельных сил и явлений природы, тепла и света, солнца и звезд, гор, лесов и рек. Под конец та же религиозная мысль пошла дальше к обожанию личности сначала в образе умерших великих людей (анимизм), а затем и живых, начиная с Новуходоносора, царя Вавилонского и кончая Александром Македонским и Римскими цезарями с титулом августа. В этом умонастроении языческое религиозное сознание дошло до полного разложения религии и нравственности, произнесло, так сказать, свое последнее слово. Дальше развитию естественных религий древнего культурного мира идти было некуда. Правда, в лице лучших представителей, и в высшие моменты своего развития естественное религиозное сознание предчувствовало даже откровенные истины, напр., истину бытия Бога Слова (греческий Λγος, индийское Spota), истину Троичности, необходимость Боговоплощения, – но только предчувствовало, а не сознавало отчетливо и ясно, почему и все внешние выражения этих истин были очень грубы и чувственны. В этом именно и заключается вся трагедия веры язычества: оно сознавало все свое бессилие перейти заветную грань, отделяющую естественное религиозное сознание от проникновения в мировые тайны. Естественный ум томился запросами, а сил и средств к раскрытию тайны у него не было. С этой точки зрения на историю естественных религий нельзя иначе смотреть, как на историю постепенного уяснения естественным религиозным сознанием своих границ, и вместе как на историю постепенного пробуждения потребности в откровении сверхъестественном 192 . Лучшая часть человечества, сознавая бесплодие всех усилий к раскрытию загадки человеческого бытия и всех мировых тайн, видя бессмыслие языческой жизни, стала озираться на небо, в чаянии помощи свыше. Таким смутным упованиям на небесную помощь шло навстречу веяние с востока, от народа с особыми верованиями и крайне загадочным для язычника культом Единого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

е., решить чисто физические проблемы. е) Но ввиду того, что этот путь к истолкованию природы лежал вне научного познания, первобытная религия была систематизированным организованным суеверием. ж) Представления о душе или духе, равно как идеи бесконечности и первопричины, анимизм и спиритуализм составляют дальнейший момент в развитии религии. Сначала их не было. Была религиозная физика, но не было еще метафизики. Таковы положения натурализма, требующие самого серьезного разбора. Разбор основных положений натуралистической теории по вопросу о происхождении религии – Базис теории – Его догматичность – Чувство страха, благоговения и признательности – Склонность первобытного человека к олицетворению не безгранична – Могла ли быть первобытная религия одним стремлением к истолкованию природы, и можно ли признавать ее за сплошное суеверие? – Мнение проф. В. Несмелова . Что касается первых двух положений натуралистической теории, – нет нужды останавливаться на них подробно и обстоятельно. Они касаются принципиальных взглядов представителей натуралистической теории, с которыми они подходят к вопросу. Учение о саморазвитии, эволюционизм, это своего рода научный догмат, с которым считаться в данном случае было бы напрасной потерей времени. По этому пункту мы могли бы повторить лишь то, что сказано в первой главе настоящей книги о догматах религиозного характера и научных. Принципы, заставляющие признавать религию исключительным достоянием человека, обыкновенно называются традиционными, отсталыми, основанными на вере и внушении. С этим можно было бы согласиться при том лишь условии, если и противоположные взгляды, основанные на эволюционном принципе будут признаны таковыми же, т. е. основанными на вере. Защищая свою натуралистическую точку зрения, Гюйо относится с таким же доверием к своему эволюционному базису, как любой верующий человек к авторитету откровения. В этом отношении их позиции совершенно одинаковые. Человек религиозный ищет опоры своим взглядам в непререкаемом авторитете откровения, а натуралист Гюйо основывается на вере в доктрину эволюционизма, находя, что она приложима ко всем явлениям психической жизни человека, в том числе и к религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010