Спиритизм . Самое слово «спиритизм» сбивает с толка; оно непременно должно быть заменено другим, более общим, не содержащим в себе никакой гипотезы, никакого учения, как например, слово: «медиумизм». Спиритизм, в строгом значении этого понятия, есть одна из трёх категорий, под которые мы можем подвести все медиумические явления. Каждая из этих категорий, выраженная пока в форме гипотезы; имеет право на самостоятельное существование и определяет собой только известный разряд фактов. Эти три категории для удобства мы обозначаем следующими условными названиями: персонизм анимизм и спиритизм. Словом персонизм мы обозначаем самое элементарное явление медиумизма: разговор посредством стола, письма или бессознательной речи в трансе. Явления, принадлежащие к этой рубрике, раскрывают перед нами великий факт двойственности человеческого существа – непосредственность нашего индивидуального, внутреннего, бессознательного Я с нашим внешним, сознательным Я. – Это психические бессознательные явления, коих отличительная черта, большей частью, состоит в персонификации, т. е. в принятии не только имени, но часто и характера личности, посторонней медиуму. «Духи» – здесь решительно не причём, – необходимо только, чтобы человек на время отрешился от своего личного Я и предоставил себя всецело в распоряжение своей внутренней, психической силы. Анимизмом мы обозначаем бессознательные психические явления, имеющие место вне пределов телесной сферы медиума, как-то: умственное общение между людьми, движение предметов без прикосновения, явления прижизненных призраков, пластическое действие на расстоянии и так далее. Все эти явления мы считаем результатом бессознательной деятельности живого человека, или передающей его собственную мысль другому лицу, или воплощающей её пред ним же в какой-нибудь определённой форме, хотя бы в форме призрака. Исследования лондонского «Психического общества» показали, что большинство явившихся людям призраков относилось к числу не умерших уже индивидуумов, а только умирающих.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

–Ходил ли ты когда-нибудь ночью в лесу? – Да, часто. – Слыхал ли ты там стоны и вздохи? – Да. – Что же ты подумал? – Что трещит дерево. – Не слыхал ли ты криков? – Да. – Что же ты подумал? – Что кричит зверь. – А если ты не знаешь, какой зверь кричит? – Я знаю все звериные голоса... – Значит, ночью в лесу ты ничего не боишься? – Ничего. – И ты никогда не встречал там ничего неизвестного, что могло бы тебя испугать? – Нет, я знаю все... 61 Очевидно, что для человека с подобной психологией идея Бога совершенно излишня в объяснении различных явлений природы. Данная гипотеза не выдерживает критики и с другой стороны. Наука существует не первое столетие, и человек давно увидел, что он постепенно приобретает все большую возможность объяснения природных явлений. Однако это важнейшее, быть может, для него открытие, освободившее его от «мистического страха» перед природой, не повлияло на его религиозность. Подавляющее число людей и среди них величайшие ученые верили и продолжают верить в Бога и в XXI веке. Натуралистическая гипотеза совершенно не объясняет главного: как страх (или, напротив, восторг, восхищение) перед окружающим материальным, видимым, слышимым и осязаемым миром мог вызвать в первобытном «примитивном» сознании человека идею Бога, Существа принципиально иного – духовного, невидимого, неслышимого, неосязаемого. Но если явления этого мира сами по себе не способны породить в сознании человека идеи Бога и мира потустороннего, т.е. дать начало религии, то, напротив, при наличии такой идеи и такого чувства в душе человек способен не только верить в Бога, но и обоготворять любое явление природы, любое существо, любую свою фантазию. И тогда становятся вполне объяснимыми факты и наличия религии во всех народах мира и религиозного многообразия. 2. Анимистическая гипотеза Анимистическая гипотеза (от лат. animus – дух) была высказана и подробно развита в XIX столетии английским этнографом Э. Тэйлором († 1917) в его основном труде – «Первобытная культура» (1871; русск. пер. – М., 1939). Советский религиовед С.А. Токарев так характеризует его взгляд на религию. «Религию Тэйлор понимал, главным образом, как веру в духовные существа, или анимизм, который он называл “минимумом религии”. Корни анимистических верований он видел в непонимании первобытным человеком таких биологических явлений, как сон, сновидения, болезни, обморок, смерть: пытаясь объяснить эти явления, “дикари-философы”, по мнению Тэйлора, додумались до идеи души, как маленького двойника, сидящего в каждом человеке, а затем, по аналогии, будто бы приписали такие же души и животным, растениям, неживым предметам; так постепенно сложилась вера в одушевленность природы, сделавшая возможным появление мифологии, а впоследствии породившая и высшие формы религии, вплоть до политеизма, монотеизма и сложных богословских учений» 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Шаманство (шаманизм) - одна из наиболее ранних форм язычества , возникшая по всей вероятности еще в каменном веке в безгосударственных обществах, хозяйство которых базировалось на охоте. Шаманство сохранилось у многих народов мира - в Африке, Северной и Восточной Азии, у индейцев Америки и др. Но находится у них на разных стадиях развития. Так, в Сибири, шаманство еще в середине XX века существовало в ярких сложившихся формах; в культурах некоторых европейских народов, например у венгров, выявлены лишь его пережитки, а у аборигенов Австралии удалось обнаружить даже его зачатки. Название этой формы религии происходит из эвенкийского языка, где " шаман " , " саман " означает возбужденный, исступленный человек. Для мировоззрения шаманистов характерен анимизм - одухотворение всего, что окружает человека - предметов, растений, животных; вера в многочисленных злых и добрых духов, способных влиять на жизнь и смерть человека, вызывать у него болезни, обеспечивать удачу и обрекать на несчастья. Приверженцы этой формы религии убеждены, что влиять на духов, быть посредником между ними и людьми может главным образом шаман, который, находясь в состоянии экстаза, совершает особый обряд общения с духами, получивший название камлания . Охарактеризовать шаманство можно на примере наиболее развитых его форм, сохранившихся до наших дней у ряда народов Сибири ( нганасан - жителей самого северного региона Евразии - полуострова Таймыр; кетов , населяющих бассейн Среднего Енисея; эвенков - обитателей сибирской тайги; тувинцев , кочевавших в горных степях Центра Азии и других). Для их мировоззрения характерно представление о том, что Вселенная состоит из трех миров: Верхнего, где обитают только духи, Среднего, где наряду с духами живут люди, животные, растения, а также Нижнего, куда уходят души умерших.

http://drevo-info.ru/articles/1423.html

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Но я предупреждаю вас, что я живу в последний раз… Анна Ахматова Важнейшие вопросы жизни Вопросы, связанные с посмертным существованием, с незапамятных времен волновали человека. В разные времена, в различных культурах он находил и разнообразные ответы на них. Все религии человечества предлагают свои попытки решения этого важнейшего вопроса: что будет со мной после смерти? Буду ли я существовать вообще? А если буду, то каким окажется это новое существование? Ни один мыслящий человек не может обойтись без этих вопросов. И как одна из попыток решения проблемы, появляется идея реинкарнации (синонимы: сансара, метемпсихоз, перевоплощение). В настоящее время в мире довольно много людей разделяет эту доктрину. Так, согласно с анкетой «Ценности современности», 21% европейцев верит в перевоплощение [ 5, стр.3 ]. Этим они высказывают как бы свое внутреннее убеждение, что деяния человека на земле имеют такие результаты, которые не исчерпываются только земной жизнью, но несут последствия, выходящие за ее пределы. Идея реинкарнации также пытается объяснить вопиющее несоответствие нравственных достоинств людей и их судьбы; содержит она и надежду, что идеал, к которому человек хотя бы и стремился постоянно, вкладывая все свои силы, недостижим в земной жизни, и его исполнение должно осуществиться в будущем. Возникновение реинкарнации Первое упоминание о перевоплощении находится в Брихадараньяке 2, 13; IV, 4, 5), среди индо-арьев это учение появилось в период, отделяющий Риг-Веду от ранних Упанишад (XIV-XV вв. до Р. Х.). Возможно, оно было заимствовано у доарийского населения Индии, где хранилось с первобытных времен. Косвенно это можно подтвердить тем, что в примитивных культах эта вера встречается гораздо чаще, чем среди исторических религий. Наиболее яркую форму перевоплощение имеет у австралийцев. На возникновение веры в перевоплощение, вероятно, повлияло сходство между потомками и предками, особенно поразительное иногда в третьем колене. В самом деле, рождение ребенка, во многом похожего на умершего деда, могло невольно привести к мысли о новом воплощении усопшего. Так, в Африке в племени Йоруба новорожденного встречали словами: «Ты вернулся!» [ 4, стр. 191 ]. Источником возникновения этого верования также, возможно, был тотемизм – понятие о мистической связи племени с определенным животным-предком. В Австралии у некоторых кланов существовало представление, что их члены – воплощение тотемических предков. Первобытные люди имели острое чувство одухотворенности природы, но при этом плохо осознавали качественное различие между духом человека и психикой животного. Такое представление подогревало веру в перевоплощение и способствовало перенесению человеческого «я» в оболочку животного. Но и тотемизм, и анимизм – это все еще только зародыши реинкарнации. Реинкарнация в индуизме

http://azbyka.ru/reinkarnaciya-dudchenko

12. Каро. Идеи Бога и бессмертия души пред судом новейших критиков/Пер. под ред. проф. А. Введенского . Харьков, 1898. 13. Сабатье. Бессмертие с точки зрения эволюционного натурализма/Пер. Обреимова. СПб., 1897. 14. Petavel-Oliff. Le problème de l’immortalité. Paris, 1881, 1892. Vol. 1, 2. 15. Spiegler. Die Unsterblichkeit der Seele. 3 Aufl. Lpz. 1909. 16. Egger. Le moi des mourants//Revue philosoph. 1896. T. 41 ; Le moi des mourants. Nouveaux faits//Revue philosoph. 1896. T. 42. 17. Sollier, Moulin, Keller. L’état mental des mourants//Revue philosoph. 1896. T. 41. 18. Митрофан, епископ. Что испытывает тело и душа человека умирающего и чем можно предотвратить ужас смерти? Орел, 1909. 19. Бабаков. Психическое состояние умирающих по новейшим исследованиям психофизиологов//Вера и Разум. 1912. 20. Токарский, д-р. Страх смерти//Вопросы философии и психологии. Кн. 40. 21. Дюпрэль. Философия мистики, или Двойственность человеческого существа/Пер. Аксенова. Киев, 1911. 22. Дюпрэль. Монистическое учение о душе/Пер. Аксенова. М., 1908. 23. Аксенов. Жизнь и смерть по Дюпрэлю. М., 1909. 24. Светлов, прот., проф. Мистицизм конца XIX века в его отношении к христианской религии и философии. СПб., 1895. 25. Светлов, прот., проф. О страхе смерти//Церковные ведомости. 1914. 26. Гёрней Э., Майерс Ф., Подмор Ф. Прижизненные призраки и другие телепатические явления/Пер. под ред. и с предисл. В. С. Соловьева . СПб., 1893. 27. Баррэт. Загадочные явления человеческой психики/Пер. Райх под ред. Н. Д. Виноградова. М., 1914. 28. Булгаковский Д. Будем ли мы жить после смерти? СПб., 1906. 29. Булгаковский Д. Из загробного мира. Явления умерших от глубокой древности до наших дней. М., 1902. 30. Спиритуализм и наука. Опыты и наследования над психической силой У. Крукса/Сост. и пер. А. Аксакова. СПб., 1872 31. Аксаков А. Н. Анимизм и спиритизм. 3-е изд. Уфа, 1910. 32. Антоний, архиеп. О загробной жизни и вечных мучениях. Сергиев Посад, 1914. 33. Глубоковский Н. Н., проф. Воскресение (статья в Православной Богословской энциклопедии Лопухина ). Т. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Не могу сказать: возможно, кому–то такие ответы и понравятся. Но я уверен, что других они могут глубоко ранить. И я думаю, что именно из–за крайнего эгоцентризма организации люди чувствуют необходимость принимать такие экстремальные взгляды, призванные дать хоть какое–то «логическое» обоснование догматичным и раздутым утверждениям Общества о важности выполняемой им деятельности. Именно эта необычайная уверенность в собственной исключительности побуждает организацию игнорировать то, что сделали или продолжают делать другие религиозные объединения в сфере провозглашения «благой вести о царстве» или, по крайней мере, значительно преуменьшать значение их усилий. Помню, как в 1979 году, сопровождая в служении от дома к дому миссионеров–Свидетелей в западноафриканской стране Верхняя Вольта, я заметил, что они носят с собой два или даже три разных перевода Библии, поскольку в Уагадугу – столице этой страны – люди разговаривали на нескольких африканских языках. Тогда я подумал о том, насколько ограниченным и неполноценным было бы их свидетельство, если бы не было таких переводов. Однако те переводы были предоставлены не организацией Свидетелей Иеговы, их выполнили миссионеры и переводчики из других религиозных объединений. То, что Библия переведена полностью или частично более чем на 1 900 языков, действительно поражает 691 . Общество Сторожевой башни обращает внимание на факт этой работы, но с неохотой признает заслугу тех, кто ее выполнял, – просто потому, что они не были Свидетелями Иеговы. Однако Библия – это непосредственный источник благой вести, книга, в которой благую весть, проповеданную Христом, его апостолами и учениками, можно прочитать в изначальном, неизмененном, неискаженном виде. Посещая не только Верхнюю Вольту, но также Сенегал, Мали, Берег Слоновой Кости и Бенин, я находил в каждой из этих стран, где основными религиями являются анимизм и ислам , самое большее лишь несколько сотен Свидетелей. Однако приехав в Камерун, я обнаружил больше 10 000 Свидетелей. Откуда такой контраст? Главным отличием было то, что в Камеруне гораздо больший процент населения исповедовал христианство. Это обстоятельство было, однако, результатом прошлой миссионерской деятельности других религиозных организаций – католиков и протестантов, – проводившейся задолго до того, как Общество Сторожевой башни вообще появилось на сцене. И в большей части мира дело обстоит именно так: успех деятельности Свидетелей Иеговы в любой стране часто прямо пропорционален тому, в какой степени другим церковным организациям в прошлом удалось познакомить эту страну с Библией. Практически в любом месте, где можно найти Свидетелей, до этого уже побывали другие христианские объединения и в большей или меньшей мере проложили дорогу, в особенности своими переводами Писания. Там, где такие церковные образования не заложили основания, попытки Свидетелей редко увенчиваются значительным числом обращенных 692 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-poiska...

Распространены среди части кит. общины. В нач. XXI в. в М. насчитывалось ок. 600 тыс. сторонников конфуцианства и ок. 120 тыс. приверженцев кит. народных верований. Традиционные верования По-прежнему характерны для горных народов; они сохраняют культ предков и веру в одушевленные природные явления. Их верования оказывают большое влияние на буддизм, христианство и др. религии в М. Среди бирманцев распространено домашнее почитание деревянных статуэток, в к-рых, как считается, обитают духи-наты. Традиц. верования сохраняют значение среди каренов, 80% которых не являются христианами, остальные 20% - христиане, в значительной степени склонные к религиозному синкретизму. Многие из них приняли христианство гл. обр. потому, что, согласно древнему каренскому преданию, «Золотая Книга» верховного бога каренов Ивы (Ювы) должна быть возвращена им «Белым человеком». Новые религиозные течения Представлены Бахаи религией , сторонники к-рой в М. в нач. XXI в. насчитывали ок. 55 тыс. чел. Межденоминационные организации В 1914 г. в составе Национального Христианского Совета Индии был учрежден Региональный Совет Бирмы, к-рый в 1949 г. стал самостоятельным Христианским Советом Бирмы. В 1972 г. переименован в Бирманский Совет Церквей, в 1989 г.- в Мьянманский Совет Церквей. Является членом Всемирного Совета Церквей , объединяет более 30 региональных советов Церквей в М. Религиозное законодательство Здание Верховного Суда в Янгоне. 1911 г. Архит. Дж. Рансом Здание Верховного Суда в Янгоне. 1911 г. Архит. Дж. Рансом Согласно Конституции 2008 г., любые формы дискриминации по религ. принадлежности запрещены (ст. 348). Союз М. сохраняет право на введение законов «в целях процветания и реформ», несмотря на гарантированную «свободу религиозных практик» (ст. 360). Союз М. признает особое положение буддизма как религии большей части граждан страны (ст. 361), а также христианство, ислам, индуизм, анимизм в качестве религий, существующих в Союзе М. на момент вступления в силу действующей Конституции (ст. 362). Союз М. может содействовать к.-л. религиям и защищать их по своему усмотрению (ст. 363). Ст. 364 гласит: «Использование религии в политических целях запрещено. Любое действие, способствующее чувствам ненависти, враждебности или разногласия между расовыми или религиозными общинами или сектами, противоречит данной Конституции. Может быть принят закон, наказывающий такую деятельность». Союз М. обязуется оказывать поддержку высокообразованным гражданам независимо от расы, религии и пола, сообразно их квалификации (ст. 368).

http://pravenc.ru/text/2564540.html

Отсутствие исследований в этой области позволяет предположить здесь некоторую нервозность. Кроме того, духовный опыт ребенка среди природы, особенно в уединении, лежит за пределами контроля взрослых вообще и учрежденного контроля в частности. Некоторые религиозные организации и системы вероисповедания категорически отвергают предположение о взаимосвязи природы и духовности. Подозревая природоохранные объединения в намерении подменить религиозные, они воспринимают его как разрастающийся культурный анимизм. Такое представление, пустившее глубокие корни в американской культуре, возможно, является одним из наименее признанных, но наиболее серьезных препятствий на пути детей к природе. Сьюзан Томпсон прекрасно осознает влияние окружающей среды на поведение человека. Несколько лет назад Сьюзан, которой сейчас немногим больше пятидесяти, посмотрела на почти стерильную Южную Калифорнию и решила, что такая жизнь небезопасна для детей. Их родители нечасто выходят из дома куда-то, кроме работы. Это означало, что дети, играющие перед домом, будут на виду у недоброжелательных незнакомцев. Поэтому она ликвидировала двор перед домом, а за домом устроила внутренний двор, обнесенный оградой из валунов, поставила туда несколько адирондакских кресел и объявила соседям, что они могут использовать этот внутренний дворик как место для бесед. Когда я как-то вечером посетил томпсоновский дворик, то увидел, что соседи сидят там с напитками, а дети расположились у стены и играют на темно-зеленой траве. Таким простым творческим подходом она многое изменила в душевном состоянии своих соседей. Она любит проводить время на природе и советует дочери делать то же самое. Но, как многие консервативно настроенные религиозные христиане, она с подозрением относится к любому возвеличиванию одухотворенности природы, называя это «экологической пропагандой». «Господь создал людей, и поместил их в сад, и наказал радоваться этому саду, и распоряжаться в нем, ибо так угодно Создателю», — говорит она. В основе рассказа о сотворении мира, считает она, лежит «правда о том, что человек создан по образу и подобию Бога и наделен некоторыми способностями, одному лишь Богу свойственными, такими как свобода выбора, способность творить и властвовать над созданием».

http://azbyka.ru/deti/poslednij-rebenok-...

Представления о Божестве видоизменялись, грубели, искажались; но основная идея о Нем, как о верховной, незримой Власти, остается доселе непоколебимою в таком громадном большинстве человечества, что в сравнении с ним число отрицателей ее представляет минимальную величину. в) Она, говорят отрицатели, поддерживалась и поддерживается доселе наипаче ощущением страха перед грозными явлениями природы, неведением естественных причин их, и творчеством воображения, создавшего вместо них – фантастических деятелей , одного или многих. Допустим и влияние страха на изображение, в то, что называют творчеством, и неведение. Но все таки некоторые из естественных производителей явлений известны и ныне самым суеверным людям из толпы; известны были и в древности, а производители , действовавшие произвольно и преднамеренно, не замечались. Почему же они повсюду предполагались, и доселе предполагаются? И на этот вопрос временные отрицатели думают найти ответ в теории так называемого анимизма . Что же такое анимизм? г) Это, говорят, предрасположение наивного человека, в особенности древнего, одушевлять не одушевленное, олицетворять – безличное; предрасположение, остававшее многочисленные следы в древних языках, заметное и в современных. Допустим, пожалуй, и такое предрасположение; но как же согласить подобное предрасположение, подобную идею о существовании во внешнем мире свободно сознательных и живых деятелей – с теорией, отрицающей всякия психические предрасположения, всякие идеи, имеющие корень в душе? Если же такие идеи имеют место в человеческой природе, то первейшее право на это место, конечно, будет принадлежать идее о Божестве, так как разумность ее вполне оправдывается и подтверждается самыми уважительными умственными соображениями и требованиями, к которым и перейдем. 331 Конечно, существовали издавна и доселе отчасти с различными вариациями проявляются учения, отрицающие такое заключение. Приблизительно сущность их такова: – что необходимо предположить некоторое строительное начало , вносящее в состав мира прочность а стройность, этого нельзя не признать.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

В частности, факты непосредственного взаимодействия душ на расстоянии доказывают власть нашей души над пространством, а факты предведения – власть ее над временем; факты ясновидения представляют собою проекции сверхчувственной познавательной способности, направленные на отдаленные сцены, или на неизвестные предметы 70 . На основании этих фактов, душа человеческая представляется нам, как самобытная сила, обладающая способностями, еще неведомыми науке. Отрицать ее самобытную и независимую от тела деятельность было бы столь же неосновательно, как и отрицать те факты, которые в бесконечном разнообразии доказывают эту истину. Вместе с тем, благодаря изучению загадочных явлений, самые великие и важные для человека вопросы из святилища веры и с недосягаемых вершин умозрения переносятся на открытую и общедоступную площадь материальных фактов, для всех доступных и убедительных. В заключение должно заметить, что, признавая реальность многих, строго проверенных, необычайных фактов и явлений, следует избегать суеверия, или преувеличенной и ложной оценки ничего не значущих явлений, а равно не пытаться приподнять завесу сокрытого от нас будущего, памятуя греховность таких попыток. Суеверие есть неправильный и незаконный способ удовлетворения присущего человеку стремления к сверхчувственному и таинственному. Единственный способ освободиться от суеверия – это твердая и православная вера в Божественный промысл, в личное бессмертие и будущую жизнь. 3 См. его «предисловие» к р. пер. соч. Гернея и др. «Прижизненные призраки», СПб., 1893 г., стр. XIV. 5 Так, напр., найдено хинное дерево, полезное при излечении лихорадки, а равно и другие медицинские средства. Здесь, по Фихте, яснее всего обнаруживается взаимодействие между душою и предметами, выражающееся в предведении. 52 М.С.Хотинский. Чародейство и таинственные явления в новейшее время. Спб., 1866 г., стр. 6–10. 54 По происхождению италианец, он родился в 1748 году, умер в 1793 г. Подробные сведения о нем см. у Хотинского «Чародейство и таинств. явл.», стр. 187–330. 55 Конец жизни Калиостро был очень печален. В Сентябре 1783 года он был заключен в Риме в инквизиционную тюрьму за чародейство и принадлежность к массонству. В 1791 году он приговорен к пожизненному заключению в крепости, а в 1793 году найден был в тюрьме умершим, как полагают, насильственною смертию. – Хотинский. Чародейство и проч., стр. 329–330. 65 Аксаков. Анимизм и спиритизм. Изд. 2, 1901 г., стр. 285–287. Ср. Гартмана «Спиритизм», стр. 67. 70 Ср. суждение Вл.Соловьева в его «предисловии» к р. пер. соч. «Прижизненные призраки» и пр., Спб., 1893 г., стр. III-IV и XVII. Читать далее Источник: Мир таинственных явлений/М. О. Вержболович. Издание второе. Санкт-Петербург, издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1904 г. 95 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010