Начальное образование получил в сельской церковно-приходской школе. В 1905 году, желая всецело посвятить свою жизнь Богу, Алексей приехал в Глинскую пустынь и попросил настоятеля схиархимандрита Иоанникия (Гомолко) принять его в обитель. " Строгий, умный отец Иоанникий " , проверяя решимость юноши, спросил: " Ты такой молодой, а послушания у нас тяжелые. Как будешь жить? " . Но, видя непоколебимое стремление Алексея к иноческой жизни, принял его в состав братии. Сначала Алексей нес послушание в монастырской гостинице, принимая гостей, затем - на мойке белья, на кухне, в саду, на пасеке и, наконец, в скиту. Первым его старцем был отец Аристоклий (Ветер). В 1913 году отец Аристоклий перешел в Омский Покровский монастырь, а Алексея поручили строгому аскету и опытному подвижнику отцу Иулиану (Гагарину), который научил его следить за душевными страстями, не действовать по их внушению, а, призывая Божию помощь, противоборствовать им. С детства кроткий и смиренный, Алексей полностью предал себя вволю старцев. Такая настроенность привлекала к нему благоволение и милость Божию, помогала возрастать в богоугодной жизни и идти спасительным путем духовного обновления. Тем, кто усердно занимается внутренним подвигом, посылаются и сугубые скорби. Так и жизненный путь старца был преисполнен различных скорбей. В 1915 году Алексея призвали в армию. Сначала он служил в Перми, но вскоре был переведен на фронт, где попал в плен к австрийцам (вместе с отцом Андроником в плен попали еще пять монахов, служивших с ним в одном взводе) и пробыл в Австрии три с половиной года. Пленных почти не кормили, работу давали самую трудную. Многие пленные умерли. Но Алексей усиленно молился и принимал все скорби как от руки Божией. От такого внутреннего устроения в душе его постоянно сохранялся мир. Он стяжал живую веру и получал благодатные утешения. О страданиях тех лет старец с присущей ему кротостью говорил: " Мы землю копали, все равно ведь нужно трудиться. И чудеса Божии сопутствовали нам " . Конвоиры, видя, как старательно он работает, предлагали ему табак (нередко пленные меняли хлеб на табак), но Алексей не брал.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Lukas...

— Оказаться с великим человеком рядом — это и великая милость Божия, и великая ответственность. Духовные люди, посвятившие себя всецело служению Богу и воспринявшие эстафету святых отцов в духовном опыте Церкви, старцы — это живые святые. Общение с ними всегда тайна и таинство. Любовь, что живет в их сердце, делает их учителями, друзьями, наставниками и опорой в жизни. И мой приход к ним не был исключением. Влияние на мою жизнь оказало каждое слово, услышанное из их уст. Одной из характерных черт в общении с ними является то, что все встречи и все слова важны. Разговор о старцах — это не тема в рамках одного интервью, здесь уместно лишь упоминание отдельных эпизодов, отдельных слов, отдельных имен без обобщений. Еще есть одна предостерегающая особенность: всё, что мы слышали, что считали главным у них, чему учились у них, — это лишь малое и жалкое искаженное отражение того, что было в действительности. Имена, перечисленные в вашем вопросе, принадлежат действительно моим духовным наставникам, но мне хотелось бы назвать еще тех, с кем мне, недостойному, было даровано Господом встретиться. В период моего духовного становления были живы отцы Глинской пустыни. Мне довелось общаться и проводить в последний путь последнего настоятеля этой удивительной обители архимандрита Модеста (Гамова; †1978). По его благословению мне пришлось посетить Рижскую пустынь, где жил и подвизался глинский архимандрит Таврион (Батозский; †1978). Общение с ним оставило неизгладимый след в моей душе. Личность всероссийского старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина †2006) произвела на меня впечатление излучения любви Христовой. В одной из бесед, которая длилась около трех часов в его келье, он помог мне понять многие проблемы моей жизни. Особенным подвижником в духовной жизни 1980-х годов был схиархимандрит Макарий (Болотов). Он сумел собрать многих монашествующих на изломе советского периода и духовно укрепить. Он вместе с глинским схиархимандритом Андроником (Лукаш) постриг митрополита Зиновия (Мажугу; †1985) в схиму. О нем особый разговор. Довелось пообщаться с архимандритом Ипполитом (Халиным) и проводить его в последний путь. Афонский дух смирения, простоты и глубокой духовной мудрости отличал этого подвижника благочестия. Митрополит Зиновий (Мажуга) духовно окормлял всех ищущих духовной жизни. Схиархимандрит Серафим (Мирчук; †2005) из Ожоги был любящим отцом монашествующим. К слову, жизнь отца Серафима (Мирчука) описана в книге «120 великих старцев XX века». Схиархимандрит Григорий (Давыдов; †1987), духовник архимандрита Серафима †1982).

http://e-vestnik.ru/interviews/ispolneni...

От пастыря зависит благополучие общества/Сборник статей. М., 1999. Крещение Господне – воссоздание человеческого естества/Сборник статей. М., 1999. Об епитимиях. М., 2000. Великий пост/Сборник статей. Вып. 1. М., 2000. Великий пост/Избранные проповеди. Вып. 2. М., 2000. Пасха. Светлое Христово Воскресение. Избранные статьи, лекции. М., 2001. Пасха. Светлое Христово Воскресение. Избранные статьи, лекции. М., 2004. Слово перед исповедью. Избранные статьи, проповеди, лекции. М., 2001. Глинская пустынь/Духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования. М., 1999. С. 64–75. Тайны жизни и смерти//Духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования. М., 1999. С. 76–83. 2. Произведения схиархимандрита Иоанна (Маслова) , помещенные в периодических изданиях А. «Богословские труды» Оптинский старец преподобный Амвросий и его эпистолярное наследие. 1990. С. 117–151. Обрядовые особенности покаянной дисциплины Древней Руси. 1992. 31. С. 33–65. Б. «Журнал Московской Патриархии» Схиархимандрит Андроник (в миру Алексей Андреевич Лукаш). Некролог. 1974. 8. С. 45. Миротворческое служение пастыря. 1974. 9. С. 45. Вклад Русской Православной Церкви в победу над фашизмом. 1975. 5. С. 39. Проповедь в день памяти св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 1976. 5. С. 27. Проскомидия. 1976. 9. С. 76–77. Схиархимандрит Серафим (в миру Иван Романович Романцов). Некролог. 1976 . 10. С. 29–30. Учение святителя Киприана, епископа Карфагенского, о пастырстве. 1977 . 2. С. 2. Тропарь. Чертог Твой вижду. 1977. 4. С. 30–31. Слово о крестоношении. 1977. 7. С. 31. Проповедь о духовном мужестве (в неделю 20-ю). 1978. 3. С. 29. Преподобный Амвросий Оптинский о молитве. 1990. 5. С. 43. Преподобный Амвросий Оптинский . Поучения, обращенные к духовной дщери. 1990. 9. С. 60. Глинская икона Рождества Пресвятой Богородицы . 1992. 6. С. 5–7. Милосердие в деле спасения (по учению святителя Тихона Задонского ). 1992. С. 55–56. Обрядовая сторона праздника Крещения Господня в Древней Руси. 1994. 1. С. 73–77.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Преподобный Гавриил Седмиезерский: – Прошу вас – будьте чисты сердцем и душой, как ангелы Божии и небесные человеки, будьте незлобивы, жизнерадостны, любвеобильны о Христе Иисусе, Господе нашем Боге… И тогда вы почувствуете, что с вами Дух Господень, и восчувствуете свободу от грехов. И вы познаете истину, и истина освободит вас (ср. Ин. 8, 32), и слово Господне для вас будет ясно. «Аще Сын освободит вас, – то воистину свободни будете» (Ин.  8, 36) . Преподобный Андроник (Лукаш), Глинский: – Спи мало, в меру, и будут наблюдать за тобою ангелы. Блаженнеиший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий: – Нужно себя вести так, чтобы не огорчать своего Ангела Хранителя, у которого начальник – святой Архистратиг Божий Михаил, то есть нужно стараться жить по заповедям Господним. Протоиерей Олег Стеняев: – Чтение Псалтири – это особое состояние духа: когда человек погружается в эти глаголы, он как бы стяжает ангельскую благодать. Мы знаем, что ангелы непрестанно предстоят Престолу Божию и воспевают Его чудные Имена. И всякий раз, когда ты открываешь Псалтирь и начинаешь по ней молиться, ты присоединяешься к ангельскому хору. И, живя на земле, как бы оказываешься на Небесах. Любите славянский язык, его бесы боятся, а ангелы любят. Молитва приносит радость духовную, и с нею – подлинное утешение и надежду на Божественное милосердие и любовь. Все, что мы вкушаем, – это жертва любви Божией к нам Преподобный Серафим Вырицкий: – Все, что мы вкушаем, – это жертва любви Божией к нам, людям; через пищу вся природа и ангельский мир служат человеку. Поэтому перед трапезой нужно особенно усердно помолиться. Прежде всего, мы призываем благословение Отца Небесного, читая молитву «Отче наш». А там, где Господь, там и Божия Матерь, там и ангелы, поэтому поем: «Богородице Дево, радуйся...» и тропарь Ангельским Силам: «Небесных воинств Архистратизи...». Недаром мы говорим: «Ангела за трапезой» – и воистину ангелы с нами за трапезой, когда мы с молитвой и благодарением вкушаем пищу. А там, где ангелы, там и все святые. Поэтому мы поем тропарь святителю Николаю, призывая вместе с ним благословение всех святых на нашу трапезу .

http://pravoslavie.ru/130044.html

После освобождения начинаются его скитания по стране, которые длились три с половиной года. В течение этого времени отец Андроник не мог нигде приписаться и постоянно подвергался угрозам повторного ареста. Наконец батюшке удалось остановиться в Перми, где он получил прописку и должность сторожа одного из храмов. Но идет 1938 год. Нарастает новая волна репрессий и гонений на духовенство. Второй арест В 1939 году отца Андроника повторно арестовывают. С июля 1939 до мая 1940 года он находится в пермской тюрьме, где постоянно подвергается всяческим пыткам и издевательствам. Его избивают, неоднократно выводят ночами на «расстрел», а допросы с истязаниями длятся иногда до десяти часов сряду. При всем этом отец Андроник хранил глубочайшее смирение. Как-то раз старца завели в большую комнату с раскаленной печкой и сказали: «Ну, Лукаш, садись на печку». Отец Андроник спросил: «Как разуваться? Босым лезть?» И собрался было уже залазить, но чекисты его удержали. В другой раз батюшку раздели до нижнего белья, вывели во двор и заперли в огромный железный ящик на сорокаградусном морозе. Доведя старца почти до смертельного состояния, открыли ящик и вынесли оттуда батюшку – сам он идти уже не мог. В мае 1940 года отца Андроника осуждают на пять лет лагерей и ссылают на Колыму. Это был самый жестокий период жизни лагерных заключенных в северо-восточном ИТЛ. Мизерные дозы питания, тяжелый нечеловеческий труд приводил к тому, что люди погибали в лагерях тысячами. Молитвенный, внутренне благородный отец Андроник, вызывал уважение даже тюремной шпаны. Каждую ночь он читал Акафист Страстям Господним. Однажды во время такого чтения старец услышал, как дверь их барака открывается, и уж было подумал, что будет наказан за нарушение лагерного распорядка, как увидел, что в барак входит его покойная мама. «Мамочка!» – вскричал отец Андроник. «Сынок, – ответила та, – не скорби, тебя Матерь Божия не оставит». Мама отца Андроника, деревенская женщина, разговаривала на украинском языке и не знала русского, здесь же она говорит на чистейшем русском. По всей видимости, в самые тяжкие дни ему явилась Сама Матерь Божия. В это время его жизненного подвига было много других чудесных проявлений заступничества Божьего.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Lukas...

24 . «Жить тебе по Богу невозможно, когда ты сластолюбив и сребролюбив». Авва Исидор. 25 . «Простота и немечтание о себе очищает от злых помыслов». Авва Исайя . 26 . «Если кто обращается с братом с хитростью, не минует печали сердечной». 27 . «Если желаешь спасения, делай все то, что приводит к нему». 28 . «Не живи в том месте, где видишь, что тебе завидуют, иначе не будешь иметь успеха». Авва Пимен. 29 . «Не монах тот, кто жалуется на свой жребий. Не монах тот, кто воздает злом за зло. Не монах тот, кто гневается». Авва Пимен. 30 . «Сила Божия не может обитать в человеке, преданном страстям». Авва Пимен. 31 . Поистине мудр тот, кто не словом поучает, но назидает делом». 32 . «Старец сказал, что если дерево не будет колебать ветер, то оно не будет расти и не даст корней. Так и монах, если не будет терпеть искушений, не станет мужественным». 33 . «Много значит молиться без развлечения, а еще более – петь без развлечения». 34 . «Малодушие и порицание кого-либо в мысли не позволяет человеку видеть свет Божественный», 35 . «Старец сказал, что начало спасения – познание самого себя». 36 . «Любовь славы человеческой рождает ложь». Авва Исаия . 37 . «Подражай мытарю, чтобы не подвергнуться осуждению с фарисеем». 38 . «Старца спросили: «Почему так восстают против нас демоны?» Он ответил: «Потому что мы отвергли наше оружие: бесчестие, смирение, нестяжательность и терпение». 39 . «Старца спросили: «Что такое смирение?» Он сказал: «Когда согрешит против тебя брат твой и ты простишь ему прежде, нежели он перед тобою раскается». 40 . «Старцы говорили: «Когда мы не имеем брани, тогда должны смиряться, ибо Бог , знает нашу немощь, охраняет нас. А если будем хвалиться этим, то отнимется у нас охранение и мы погибнем». 41 . «...Если тебе действительно явится ангел, не принимай, говоря: «Я, живущий в грехах не достоин видеть ангела». 42 . «В чем преуспевание духовное. – В смирении. Насколько кто смирился, настолько преуспел». 43 . «Чистота сердца доказывается нерассеянною молитвою». 44 . «Мир души от повиновения сил ее уму».

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Lukas...

Приход митрополита Зиновия в Тбилиси называли «филиалом Глинской пустыни», поскольку на его территории жили и сам владыка, и старец Андроник (Лукаш); регулярно до начала болезни приезжал в Тбилиси схиархимандрит Серафим (Романцов), который после второго закрытия Глинской пустыни в 1961 году переехал в Сухуми, где служил в кафедральном соборе. Практически ежедневно бывал у владыки живший неподалеку схиархимандрит Виталий (Сидоренко), в Глинской пустыни подвизавшийся в период ее открытия в 1950–1960-е годы. Скоромная ложка Принеси Богу юность твою, вземши иго Его. Плач. 3: 27 Схиархимандрит Виталий (в миру Виталий Николаевич Сидоренко) родился в 1928 году в селе Екатериновка Краснодарского края. Мать его, Александра, была совершенно неверующая. Жила она на Кубани и работала в колхозе на плантациях сахарной свеклы и табака. Зачастую приходилось ей брать с собой и Виталика. И вот заметили, что в среду и пятницу маленький Виталик ничего не кушает, если ему предлагали мясную и молочную пищу О Божественном предызбрании Виталия еще в младенчестве свидетельствует следующий случай, произошедший в его самом раннем детстве. Обедали колхозники прямо в поле – в бригаде была своя кухня. И вот заметили, что в среду и пятницу маленький Виталик ничего не кушает, если ему предлагали мясную и молочную пищу. Один дедушка, понаблюдав, сказал: «Смотрите-ка, ребенок ведь не кушает скоромного только в среду и пятницу – это что-то значит, это что-то особенное!» Тогда решили сварить ему простой супчик. Сварили, зовут: – Виталик! Виталик! Иди, мы тебе приготовили хорошую юшку! Иди покушай! Он подошел, посмотрел, взял кусок хлеба и пошел… – Виталик, почему ты не стал кушать? Это мы для тебя сварили супчик! – Я не буду его есть, потому что вы помешали его скоромной ложкой! Повариха удивилась: – И в самом деле! Я мешала молочную кашу, а потом этой же ложкой помешала суп… Побои за Евангелие Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. (Ин. 15: 20) “Приведу его домой, изобью, заберу Евангелие, спрячу. А на следующий день он его найдет и опять за свое”

http://pravoslavie.ru/88286.html

АНДРЕЙ ТОТЕМСКИЙ (1638-1673), Христа ради юродивый (пам. 10 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) АНДРОНИК (Суриков Андрей Иванович; 1885 – 1938), прмч. (пам. 9 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), иером. АНДРОНИК (Никольский; 1870-1918), архиеп. Пермский и Кунгурский, сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, В Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе святых Пермской митрополии, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Ростово-Ярославских святых) АНДРОНИК (Барсуков Александр; † 1917), иеродиак., прмч. (пам. 7 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНДРОНИК (Лукаш Алексей Андреевич; 1889-1974), схиархим., старец Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст. АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АНИСИЯ Ивановна Масланова († 1937), мц. (пам. 28 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АННА (Столярова; 1895 – 1958), прписп. (пам. 10 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых), схимон. АННА Афанасьевна Ефремова (1882 – 1938), прмц. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон. АННА Четверикова (1873 – 1940), мц. (пам. 18 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АННА Ивановна Горохова (1896 – 1938), прмц. (пам. 7 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), послушница АННА Алексеевна Корнеева (1880 – 1938), прмц. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон.

http://pravenc.ru/rubrics/122336_10.html

АНДРЕЙ Матвеевич Трофимов (1882 – 1938), мч. (пам. 29 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНДРЕЙ Николаевич Бенедиктов (1885-1937), свящ., сщмч., (пам. 21 сент. и в Соборе Новомучеников и исповедников Российских) АНДРЕЙ Петрович Быстров (1873-1937), свящ., сщмч. (пам. 24 сент. и в Соборе Новомучеников и исповедников Российских) АНДРЕЙ Владимирович Воскресенский (1884-1937), прот., сщмч. (пам. 18 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АНДРЕЙ Иосифович Дальников († 1920 или 1921), свящ., сщмч. (пам. 3 сент. и в Соборе Новомучеников и исповедников Российских) АНДРЕЙ Николаевич Добрынин (1874-1938), свящ., сщмч. (пам. 8 февр. и в Соборе Новомучеников и исповедников Российских) АНДРЕЙ Косовский (1878-1920), прот., сщмч. (пам. 3 дек. и в Соборе Новомучеников и исповедников Российских) АНДРЕЙ († 1918), мч. (пам. 29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) АНДРЕЙ Иванович Гневышев (1872-1941), мч. (пам. 22 февр. и в Соборе Новомучеников и исповедников Российских) АНДРЕЙ Никитич Мищенко (1893-1938), регент в одном из храмов Харькова, мч. (пам. 12 мая и в Соборе Новомучеников и исповедников Российских) АНДРЕЙ (Ухтомский Александр Алексеевич, кн.; 1872-1937), [архи]еп. Уфимский и Мензелинский, миссионер, один из основ. Катакомбного движения ИПХ АНДРОНИК (Суриков Андрей Иванович; 1885 – 1938), прмч. (пам. 9 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), иером. АНДРОНИК (Никольский; 1870-1918), архиеп. Пермский и Кунгурский, сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, В Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе святых Пермской митрополии, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Ростово-Ярославских святых) АНДРОНИК (Барсуков Александр; † 1917), иеродиак., прмч. (пам. 7 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНДРОНИК (Лукаш Алексей Андреевич; 1889-1974), схиархим., старец Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст.

http://pravenc.ru/rubrics/121814_5.html

С приветствием к Его Блаженству обратился управляющий Конотопско-Глуховской епархией. Собравшихся поздравил с торжеством архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий, который подарил монастырю образ преподобной княгини Евфросинии Полоцкой с частицей мощей. В заключение к многочисленному собранию обратился митрополит Самтависский и Горийский Андрей, который подчеркнул значение Глинских старцев, многие годы совершавших свое служение в Грузии, для духовного единства православных христиан разных стран. «Эти подвижники были духовными отцами украинцев, россиян, грузин, греков, армян, которые к ним приходили, — подчеркнул иерарх Грузинской Церкви. — И сегодня их покров стал еще шире и благодатней, и они молятся за всех нас. Поэтому вместе с Украинской Церковью в этот день радуется Церковь Грузинская и весь народ Божий». Монастырь Глинская пустынь был основан в XVI веке на границе между Московским и Литовским княжествами. Обитель располагалась на территории Курской губернии, после революции эти земли отошли к Украине. Создание обители связано с чудесным явлением на высокой сосне иконы Рождества Пресвятой Богородицы. Вскоре из-под корней этой сосны забил источник, имевший благодать исцеления от душевных и телесных недугов. В Глинской пустыни, где молитвенная тишина традиционно соединялась с обращенной ко всем приходящим проповедью и помощью хлебом насущным, подвизалась целая плеяда старцев, 13 из которых были причислены к лику святых в 2008 году. В основном это молитвенники, которые подвизались в обители и прославились чудесами в XVIII-XIX столетиях. Схимитрополит Серафим, схиархимандрит Серафим и схиархимандрит Андроник занимают в истории православного монашества нового времени особое место. Они пережили закрытие Глинской обители, на их долю выпали гонения, ссылки, тюрьмы. За советом и поддержкой к ним приезжали верующие со всего бывшего Советского Союза. И сегодня еще живы люди, которые свидетельствуют об особой благодатной силе их молитвы, о даре прозорливости старцев. Решение о канонизации подвижников благочестия было принято на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви 25 марта 2009 года. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла летом прошлого года мощи архимандрита Серафима (Романцова) были доставлены в Глинскую пустынь из Абхазии.

http://patriarchia.ru/db/text/1256437.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010