Глинская пустынь закрывалась дважды: первый раз в 1922 году и во второй - в 1961 году, после возобновления работы в 1942 году, связанной с приходом немцев. В этот период, с 1943 по 1958 год, настоятелем был Великий старец схиархимандрит Серафим (Амелин) (изображение 5), истинный последователь богомудрых настоятелей Глинской пустыни. «Именно ему во многом обязана обитель своим духовным расцветом и внешним благоустройством. При нем в 20 веке прославилась Глинская пустынь святыми старцами - духовными руководителями иноков и мирян к вечному спасению... Он принял настоятельство в возрасте 69 лет и был уже преисполнен благодатных дарований. Старец во всей полноте имел дар прозрения в тайники человеческих душ» . Должность благочинного и ризничного в Глинской пустыни, после освобождения из лагерей в 1948 году принял схииеромонах Андроник (Лукаш) (изображение 6), который еще в 1920 году был рукоположен в рясофорные монахи в Глинской пустыни. «Велик был духовный авторитет старца, наделенного дарами прозорливости, утешения, молитвенности. После закрытия Глинской пустыни в 1961 году схиигумен Андроник подвизался в Тбилиси под духовным руководством бывшего глинского насельника митрополита Зиновия (Мажуги), который очень любил и почитал старца. С 1963-го схиархимандрит Андроник служил в храме Александра Невского г. Тбилиси» . В 1947 г. вернулся в Глинскую пустынь ее бывший послушник с 1910 по 1914 год, участник первой мировой войны о. Серафим (Романцов) (изображение 8). В Глинской пустыни он жил на втором этаже двухэтажной башни, за что его называли " столпником " , в 1960г. он был назначен игуменом. После закрытия Глинской пустыни схиигумен Серафим переехал в Сухуми, став в 1961 г. духовником в местном кафедральный соборе. В 80-х гг. XX в. постриженик Глинской пустыни схиархимандрит Иоанн (Маслов) (изображение 7), исследовав фонды пустыни в РГИА, РГАДА, ОР РГБ, ГА Курской и Сумской обл. и частично восстановил архив пустыни (ок. 4 тыс. ед. хр.), собрал и опубликовал сведения об обители и подвижниках.

http://ruskline.ru/analitika/2018/09/201...

Глинская пустынь Архимандрит Виталий и митрополит Зиновий Как раз в то время, когда в Грузии и России начался процесс восстановления общения Церквей, на Украине была вновь ненадолго открыта Глинская пустынь. Владыка Зиновий остался в Грузии, но многие насельники вернулись в свой монастырь. Глинская пустынь была одним из нескольких монастырей, существовавших в середине ХХ столетия. Возрождение обители пришлось на нелегкий период Великой Отечественной войны. Будучи открытой в 1942 году, пустынь просуществовала до 1961 года, когда «Хрущевская оттепель» спровоцировала очередное закрытие монастыря. В этот период в ней подвизались великие старцы: настоятель – отец Серафим (Амелин), духовник – отец Серафим (Романцов), благочинный – отец Андроник (Лукаш), отец Виталий (Сидоренко) . Будучи послушником у отца Серафима, отец Виталий принимал странников как отец милосердия, утешал людей и вел очень духовную жизнь . Кавказ “Из примеров он был пример христианской и монашеской жизни. Любвеобилие у него было благодатное” Свой монашеский путь, начатый в Глинской пустыни и закрепленный многими годами странничества, отец Виталий продолжил в горах Кавказа, где подвизался около десяти лет. Один из сподвижников отца Виталия по пустыни, разделявший вместе с ним крест отшельничества, вспоминает: «Очень мы любили брата Виталия. Из примеров он был пример христианской и монашеской жизни. Любвеобилие у него было благодатное. Рассуждение духовное – правильное. Бедность любил, нестяжательность. Эти его христианские добродетели увеселяли нас…» Однажды его решила навестить мать. Узнав, где он живет, она приехала в Сухуми. Рассказывают, что, когда ее вели к нему в келью, она всю дорогу вздыхала: «Ох, куда же ты забрался! Ох, куда же ты залез – в какую глушь!» . Здесь, на Кавказе, она приобщилась к вере и уже начала жить как верующая. Так через сына обратилась к вере и мать. Преставилась она схимонахиней Андроникой, приняв по благословению старца Андроника великую схиму. Молитвенное усердие Храм был наполнен душами поминаемых людей: они как живые и как присутствовавшие физически стояли там

http://pravoslavie.ru/88286.html

Шли годы. Отец Серафим все реже выходил из дома, но по-прежнему принимал посетителей. Незадолго до смерти он перешел в другой домик – на окраине города, на улице, которая, подобно террасе, пролегала по склону горы. Сюда не доносился городской шум. Отец Рафаил (Карелин) вспоминает: «Когда я посетил отца Серафима, он лежал уже в постели, не вставая. Странное было впечатление: он казался мне новорожденным младенцем, который смотрел на мир какими-то чистыми, слегка удивленными глазами, даже цвет лица был у него розовый, как у маленького ребенка. Он сказал мне всего несколько слов. Было видно, что ему не хотелось говорить. Я чувствовал, что теперь его ответ – это молитва» . Слева направо старцы Глинскои пустыни Модест (Гамов), Зиновии (Мажуга), Серафим (Романцов) и Андроник (Лукаш) До конца своих дней старец сохранял духовное единство с собратьями по Глинской пустыни. Из писем преподобного Андроника (Лукаша) мы узнаем, что он регулярно навещал отца Серафима (Романцова), ныне прославленного в лике святых преподобных. Приведем одно из писем старца Андроника, свидетельствующее о его трепетном отношении к родной обители и внимательности и участливой заботе о своем собрате отце Серафиме (Романцове): «Мир вам и Божие благословение, дорогая матушка Ф. с сестрами! Поздравляю я вас и всех ваших домочадцев с великим праздником, особенно для нас, Глинских насельников некогда бывших, Рождества Божией Матери. Желаю вам, чтобы и вам наша, а также и ваша Заступница даровала всякого благополучия в вашей жизни. Я в настоящее время, милостью Божиею и вашими св. молитвами, нахожусь жив, здоровье, слава Богу, потихоньку, на днях ездил до о. Серафима (Романцова. – З.Ч. ). Он себя чувствует по сравнению с прошлым лучше… Б. сх. ар. Андроник» . Незадолго до кончины батюшки Серафима в письме своему духовному сыну отец Андроник пишет: «Ездил навестить своего собрата о. Серафима. Здоровье ихнее неважное. Каждый день делают два укола, но потихоньку ходит. С. ар. Андроник» . Его слова согревали сердца людей

http://pravoslavie.ru/95165.html

Летом приезжали к пустынникам погостить «академики» и братия из Троице-Сергиевой лавры: архим. Кирилл (Павлов) , архим. Наум (Байбородин), игумен Марк (Лозинский) и другие. Вот как описывал быт горцев-монахов архидиакон Пимен (Шувалов), ныне проживающий в Свято-Успенском монастыре Одессы: В горах Кавказа. Крайний слева -иеромонах Иоанн (Маслов), рядом с ним — иеромонах Исаия (Коровай) «Когда Глинскую пустынь закрыли, прп. Серафим Романцов ушел в Сухум, прп. Андроник (Лукаш) — в Тбилиси. Пришли за ними и их чада: Исаия (Коровай), Андрей (Машков). Они жили в Барганоах, в Ажаре (60 км от Сухума), мы с Кассианом — возле Азанты с 1964 по 1968 гг. Мне тогда было 23 года, только из армии пришел. За наставлениями, проповедью, Причастием ездили к прп. Серафиму в Сухум. Отец Исаия был с братией в Ажарах. Ахилла жил в дупле, а Владимир, Феодосий (глинский) и пчеловод Анемподист (киевский) — в шалашах. Когда Исаия читал молитву Иисусову, то делал небольшие поклончики, чтоб не отвлекаться. Молитву творили по очереди: один читает часа три, потом другой, и так круглые сутки. Читали по очереди жития святых, рукодельничали. Ложки деревянные вырезали, крестики. На одну ложку уходило 300 молитв Иисусовых. Потом отвозили изделия в город. На поле работали Ахилла, Исаия и я. Спали с 19-ти часов до полуночи на досках шириной 30-40 см, под головой — чурбаны. С полуночи до утра молились, днем — опять работа. Хлеб сами пекли. Исаия пёк в консервных банках из-под томатной пасты по семь хлебов в печке: муку смешивал с толчеными горными каштанами, добавлял ароматную измельченную траву — хлеб выходил удивительный! Но сразу всё не ели, сушили на сухари, а потом их грызли. А есть хотелось — ужас! Но все терпели ради Господа. У о. Исаии были Святые Дары заготовлены, причащались каждое воскресенье. Потом с Кавказа нас стали гнать, как будто мы звери какие — вертолетами, облавы устраивали. Уехал я сначала в Одессу, через два года — в Почаевскую лавру, а через 13 лет опять в Одесский монастырь вернулся. Отец Исаия в Почаевской лавре был духовником. Он был молитвенник, больше его никакие дела не интересовали. Лечил он бабок и тех, кто приходил к нему, травами разными. Он с юности знал сотни рецептов. Жалел народ».

http://pravoslavie.ru/104127.html

Не знаю, что там написано " . Вновь отправленный на Колыму, он, по его признанию, почувствовал там себя легче, " только шпана очень беспокоила, если к ней попадешь " . Своим трудолюбием и внутренним благородством инок снискал уважение заключенных и стражей. В конце срока начальник лагеря взял о. Андроника в свою семью, где подвижник вел домашнее хозяйство (однажды он повесил в доме маленькую картинку " Воскресение Христово " и на упрек начальника отвечал: " Не нравится - уйду в лагерь " ). В 1948 г. схимник вернулся в пустынь, в 1949 г. был назначен благочинным и ризничим, в 1955 г. - возведен в сан игумена. Он стал опытным и любимым духовником, одним из самых известных старцев обители. После 2-го закрытия монастыря о. Андроник переехал в Тбилиси и служил в Александро-Невском соборе. Он вел переписку с глинскими иноками, к нему ехали со всего СССР (в одном из писем старца есть строки: " Духовный и возлюбленный мой родной сыночек… Буду молиться за тебя, родной, но ты и сам приложи свой посильный труд " ). В 1966 г. о. Иоанн (Маслов) записал беседы прп. Андроника на магнитофонную пленку. За полгода до кончины старец перенес инсульт. 17 марта 1974 г. он весь день пробыл в забытьи, а затем молвил: " Милость Божия всё покроет " , и начал кого-то благословлять (вероятно, он видел почивших собратий). На могиле о. Андроника (Грмагельское кладбище Тбилиси) Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Давид V сказал: " Мы знаем, что ты теперь в Царстве Небесном!.. Ко всем было открыто твое любящее сердце " . Тропарь Глинским святым, глас 4-й: Преподобнии и богоноснии отцы наши Глинстии,/ученьми древних отцев старчество в обители утвердившии,/молитвою, кротостию, постом и смирением/с послушанием любовь Христову стяжавшии:/во дни гонения в разсеянии за веру православную,/яко звезды на небесех всю Вслеленную просветившии/и ко Христу приведшии./Молитеся ко Господу/помиловати и спасти души наша. Глинский старец Схиархимандрит Андроник (Лукаш) Память - 8/21 марта. Схиархимандрит Андроник (в миру Алексей Андреевич Лукаш), маститый старец, великий молитвенник и смиренный труженик на ниве Христовой, родился 12 февраля 1889 года в селе Лука Лохвицкого уезда Полтавской губернии в семье крестьянина Андрея и его жены Акилины.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Lukas...

Уроженец Полтавщины, схиархимандрит Андроник «возвратился» на Колыму, где немало выходцев с Украины, именно в канун трагических событий (начавшихся в ноябре 2013 г.) и для того, наверное, чтобы свидетельствовать - мы одна вера, одна история, мы один народ!.. К огда взираешь на большую икону Преподобного, еще недавно ступавшего по земле (он скончался в 1974 г.), как-то явственно появляется ощущение и цельности, и в то же время некой «невместимости» человеческой жизни в отпущенный ей земной век. Конечно, это объяснимо, здесь у нас только некое относительное завершение, в начале вечного бытия. Вот, рядом: от рождения - до образа в храме. К этому, к святости и преподобию призывается Богом каждый человек, живущий на земле. У каждого свое время, своя эпоха. У Андроника она совпала с трагическими потрясениями родного Отечества, и оказалась - для него, как и для многих миллионов людей -- очень протяженной, как бы нескончаемой по множеству мытарств, страданий и печалей, когда и день иной был подобен целому веку (и «дольше века длится день» - Б.Пастернак). Пролистаем, прикоснемся кратко к основным вехам жизненного пути св. Андроника. «ТАИНСТВЕННОЕ ОБЕЩАНИЕ» Алексий Лукаш родился в крестьянской семье в селе Лупа Лохвицкого уезда Полтавской губернии 12/24 февраля 1889 года, в крещении получил имя Алексия, вероятно, в честь святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1378 г.), память его отмечается в этот день, и общего их покровителя Алексия, человека Божия, жившего в V веке... В этот же день празднуется и одна из самых почитаемых икон Божией Матери - Иверская, прославившаяся на Афоне. Особую любовь к Богородице Алексий Лукаш пронес через всю свою жизнь. 12 февраля 1889 года пришлось на Неделю (воскресенье) о Страшном Суде. В семье было пять детей - Филипп, Иоанн, Варвара, Алексий и Василий, отец Андрей Лукаш работал почтальоном в селе и возил почту из города Ромны. Он был человек жесткий, вспыльчивый, порой выпивал, скандалил... Мама же Акилина, красивая, кроткая, целомудренная, она-то приучала детей к церкви, к молитве, и особенно воспринимал эту ее любовь Алексий. Мать нередко наблюдала, как он, встав ночью, скрестив руки на груди, горячо молился о родных, об отце, матери, сестренке и братьях...

http://ruskline.ru/analitika/2018/09/201...

З. всю жизнь хранил духовные связи с воспитавшей его Глинской пуст.: ближайшими его сподвижниками были глинские старцы схиархимандриты Андроник (Лукаш) и поселившийся в Сухуми Серафим (Романцев), архим. Серафим (Амелин) , на отпевании к-рого З. был в Глинской пуст. в окт. 1958 г. Братия и воспитанники пустыни всегда находили приют и окормление у З. в Александро-Невском приходе, который называли «тбилисская Глинская пустынь». Митрополит никогда не расставался с Глинской иконой Рождества Пресв. Богородицы. Схиархим. Андроник (Лукаш) с 1961 г. и до своей кончины в 1974 г. проживал в Тбилиси и находился на непосредственном попечении З. Он говорил о З.: «Владыка Зиновий прошел через всю жизнь и, как алмаз, не имеет ни единого пятна» ( Тихон ( Емельянов ) , Диденко М. 1985. 6. С. 59). В 1963 г. в Александро-Невском храме З. по благословению Патриарха Московского Алексия I возвел схиигум. Андроника в сан архимандрита. Сохранились письма глинского старца схиархим. Иоанна (Маслова) , адресованные З. В 1975 г. З. и схиархим. Виталий (Сидоренко) основали в пригороде Тбилиси Дидубе (ныне в черте города) жен. мон-рь, ставший рус. духовным центром Закавказья. Незадолго до кончины З. принял схиму с именем Серафим в честь прп. Серафима Саровского . Предсказав день своей смерти, он собрал у себя всех живших в Грузии в то время монахов Глинской пуст. Отпевание, согласно воле почившего, было совершено по монашескому чину Католикосом-Патриархом Илией II. Погребен в ц. св. блгв. Александра Невского в Тбилиси, близ придела свт. Николая. З. награжден орденами св. Нины 1-й и 2-й степени (ГПЦ); св. Владимира 1-й степени (РПЦ); ап. Марка 2-й степени (Александрийская Православная Церковь); святых Кирилла и Мефодия 2-й степени (Православная Церковь Чешских земель и Словакии). Арх.: ГАСО. Ф. 454. Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 75 об.- 76; Ф. 750. Оп. 1. Ед. хр. 266. Л. 3 об.- 4. Лит.: Радковский Н., свящ. У святынь Грузии//ЖМП. 1957. 10. С. 73-74; Торжество в Богоявленском патриаршем соборе//Там же. 1960.

http://pravenc.ru/text/199827.html

На одной из конференций Совета Мира Патриарха Ефрема попросили сказать речь. Он поднялся на трибуну и, обращаясь к американцу, сидящему в первом ряду, спросил: «Ты, американец, хочешь войны?». Тот ответил: «Конечно, не хочу». Патриарх сказал: «Я тоже не хочу» — и сошел с трибуны. Это было самое краткое из всех выступлений, но оно вызвало самые продолжительные аплодисменты. Митрополит Зиновий (Мажуга) в последние годы своей жизни служил раннюю Литургию, а затем шел в келию и ложился отдыхать — так ослабел от постоянных болезней. Он не мог долго стоять на ногах и старался, чтобы служба не затягивалась. Исключением была Херувимская песнь, во время которой он вынимал частицы за живых и усопших. Тогда он как будто забывал о времени и о своих немощах, а было ему около 90 лет. Митрополит Зиновий говорил, что в заключении он особенно усердно молился Божией Матери и чувствовал Ее помощь. Владыка Зиновий также говорил, что один из глинских монахов, которого заставляли доносить на своих собратьев, рассказывал ему, что после допросов и пыток, когда его, избитого, снова бросали на залитый водой пол камеры, он чувствовал не боль, а необыкновенную, ни с чем не сравнимую радость не только в душе, но и во всем своем теле и горячо благодарил Бога, что не стал из-за страха клеветником, не предал Христа в лице своих братьев. Схиархимандрит Андроник (Лукаш) завещал своим чадам никогда не снимать с себя нательного креста, даже если человек моется в бане. Он рассказывал случай из своей молодости. Однажды юноши пошли на речку, и его сосед, лучший пловец среди них, перед тем как зайти в воду, снял с себя крест и положил на берегу. Отец Андроник почувствовал что-то неладное и спросил у него, зачем он это сделал. Тот ответил: «Дух мне сказал». Отец Андроник предупредил его: «Ты знаешь, какой дух боится креста?». Но тот уже по-другому стал оправдывать свой поступок: «Как я нагим буду носить крест? Когда поплаваю, тогда надену снова». Он, как будто влекомый какой-то силой, бросился в реку, нырнул и больше не выплыл. Домой принесли только его одежду и оставленный на камне крестик.

http://pravoslavie.ru/36750.html

После освобождения отца Андроника, его, как и других заключенных, не выпускали из Колымы, поскольку еще шла война. Начальник лагеря, где содержался старец, проникся к нему глубоким уважением и взял к себе домой в качестве прислуги. Жена начальника также полюбила старца, как родного отца, и после окончания войны они не хотели с ним расставаться. Но когда поняли, что удержать отца Андроника будет невозможно, дали денег на дорогу и проводили как близкого человека. Возвращение в Глинскую пустынь А старец торопился вернуться в родной монастырь, который снова стал возрождаться, благодаря смягчению репрессивной сталинской политики в отношении верующих, которая началась с 1943 г. В монастырь он стремился всей душой, как в свой родной, любимый всем сердцем, дом. По приезде в Глухов он, не мешкая, пошел в монастырь, до которого было тридцать километров пути. Братия, узнав о приближении старца, вышли его встречать с иконой Божией Матери. Подойдя к монастырю, отец Андроник упал в обморок, по его словам, от усталости. Но по некоторым, случайно оброненным в последствии фразам, можно думать, что ему вновь было явление Божией Матери. Жизнь в обители Читая о том, как подвизались в эти голодные послевоенные годы старцы Глинские, становится стыдно за себя. Утреннее богослужение начиналось в четыре утра и заканчивалось в семь тридцать. Далее читали Акафист Богородице и служили литургию, потом требы. Так в молитве они проводили время до обеда. В полдень был обед, а после обеда послушания. Вечернее богослужение начиналось в четыре и заканчивалось в девять вечера. Ужина после службы было не положено, ели раз в день, пост был строгий. После общественного богослужения, каждый вычитывал свое колейное правило, которое заканчивалось далеко за полночь. Короткий отдых и снова подъем в пол четвертого ночи на богослужение. По воспоминанию свидетелей, старец Андроник был подобен легкому, стремительно летающему, ангелу. Он всегда был в движении, даже говорил все на ходу, между делом, как правило, очень коротко. В его послужном списке было указано: «Отличается особым смирением, кротостью, трудолюбием, послушлив, любвеобилен».

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Lukas...

13 старцев: 1 . Преподобный Филарет (Данилевский) – игумен, настоятель (1817–1841); 2 . Преподобный Иннокентий (Степанов) – архимандрит, настоятель (1862–1888); 1 . Преподобный Иоанникий (Гомолко) – схиархимандрит, настоятель (1888–1912); 4 . Преподобный Серафим (Амелин), схиархимандрит – настоятель (1943–1958); 3 . Преподобный Илиодор (Голованицкий, 1795–1879) – схиархимандрит; 6 . Преподобный Василий (Кишкин) – иеросхимонах; 7 . Преподобный Макарий (Шаров; 1801–1864) – иеросхимонах; 8 . Преподобный Евфимий (Любимченко; 1795–1866) – схимонах; 9 . Преподобный Лука – схимонах Лука (Швец; ок. 1838–1898); 10 . Преподобный Феодот (Левченко; t 1859) – монах; 1 1. Преподобный Архипп (Шестаков; ок. 1825–1896) – схимонах; 12 . Преподобный Досифей благоговейный (Колченков, 1874) – монах; 13 . Преподобный Мартирий (Кириченко; ок. 1800–1865) – монах. 25 марта 2009 года Синодом Украинской Православной Церкви было принято решение о канонизации еще троих Глинских подвижников, подвизавшихся в XX столетии. К лику святых были причислены преподобные Глинской Рождества-Богородицкой пустыни: 14 . Преподобный Серафим (Мажуга, 1896–1985) – схимитрополит; 15 . Преподобный Андроник (Лукаш , 1889–1974) – схиархимандрит; 16 . Преподобный Серафим (Романцов, 1885–1976) – схиархимандрит. Чин прославления этих подвижников состоялся 21 августа 2010 года за Божественной литургией в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы Глинская пустынь (село Сосновка Глуховского района Сумской области). Все они подвизались в обители до ее закрытия в 1922 году. Затем, после открытия обители в 1943 году, преподобный Андроник (благочинный) и преподобный Серафим (духовник) вернулись в монастырь и пробыли в нем до его закрытия в 1961 году, а митрополит Зиновий продолжил свое сначала старческое, а затем и архипастырское служение в Грузии, но постоянно помогал и оказывал содействие Глинским старцам, которые подвизались в горах и самой Глинской пустыни. Его приход в честь благоверного князя Александра Невского в Тбилиси, где он подвизался более тридцати пяти лет, называли островком Глинской пустыни. После упразднения Глинской пустыни в 1960-е годы он собрал вокруг себя почти всех Глинских старцев и писал, что «всегда молится и призывает благословение на всех Глинских и сам просил их молитв».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010