Незлобие его было удивительным. Однажды в монастырь принесли икону Богородицы, всю обезображенную от уколов ножей, которые в нее метали красноармейцы. Старец, увидев икону, упал перед ней на колени и стал молиться о прощении грехов тех, кто это сделал. Ни слова упрека, возмущения или раздражения на богохульников! К людям всегда относился с большой любовью. С благоговением относился к священноначалию. Единственный раз, когда он восстал против епископа, был случай, связанный с постановлением владыки о не разрешении кормить паломников в монастырской столовой. Распоряжение было сделано под давлением коммунистических властей, которых раздражало то, что в обитель сьезжается все больше и больше людей. На что отец Андроник ответил: «Богомольцы кушают не наше, а свое, ибо шлют и везут все сюда». И общая трапеза для всех продолжилась. Старец Андроник был наделен от Бога дарами прозорливости и чудотворений. Он видел насквозь все, что находится в сердце человека. Описать все случаи его чудесной помощи и прозорливости нет возможности ввиду множества таких свидетельств. Нужно сказать, что благодаря двум великим Глинским старцам – чудотворцам, отцу Андронику (Лукашу) и отцу Серафиму (Романцову) , обитель стала известна на весь Советский Союз. Народ прибывал в Глинскую пустынь, ища встречи с прозорливыми старцами, прося их святых молитв. А сама обитель стала за эти годы постепенно возрождаться. Но период оттепели проходил и наступали времена хрущевских гонений. Митрополит Зиновий (Мажуга) и отец Андроник (Лукаш) Закрытие обители С 1953 года начинается жесткий контроль над обителью со стороны партийный структур. Позже к этому подключается и КГБ. Учащаются проверки паспортного режима, приезды комиссий санэпидстанций и прочь. Все это было предзнаменованием скорого закрытия монастыря. Сама Глинская пустынь была закрыта 14 июля 1961 году. План мероприятий по ликвидации монастыря был разбит на двадцать шесть пунктов и проводился, как крупномасштабная военная операция, в которой участвовали несколько сот милиционеров, дружинников, сотрудников КГБ и партийных активистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Lukas...

Когда Алексий прожил в скиту два с лишним года, он был призван на иное «послушание»: началась война, переросшая в Первую Мировую, и в 1915 году его, как и других послушников, еще не постриженных в монашество, забрали в армию. Перед отъездом все они получили благословение настоятеля и приложились к чудотворному образу Рождества Пресвятой Богородицы, прося Царицу Небесную покровительствовать и возвратить их невредимыми в родную обитель... Сначала Алексий попал в Пермь (этот город станет особым в его судьбе), потом был переведен на фронт, и при первой же боевой операции с остатками взвода попал в плен. Русские военнопленные были отправлены в лагерь, откуда их перевезли в Австрию, где Лукаш провел целых три с половиной года. Пленных кормили очень плохо, использовали же на самых тяжелых, земляных работах, строительстве дорог, укладке труб. Алексий, верный себе, полагаясь на волю Божию, работал как всегда старательно, видя это, конвоиры даже предлагали ему табак, удивлялись, что он не курил, и порой давали дополнительную порцию хлеба... День за днем проходила эта жизнь на чужой стороне, Алексий все принимал, как от руки Божией, потому сохранял в душе своей мир. «Мы землю копали, все равно ведь нужно трудиться, - говорил он потом. - И чудеса Божии сопутствовали нам». Монастырская закалка помогала переносить ему то, что было трудно для других... Осенью 1918 года, наконец, по окончании войны, Лукаш с другими пленными вернулся на родину, в любимую Глинскую обитель. Это была, конечно, великая радость. В 1920 году Алексий, находившийся тогда на послушании в Путивле, где были монастырские мельницы, был посвящен в рясофор (низшая степень монашества), а Великим постом 1921 года Лукаша удостоили монашеского пострижения с именем Андроник, в честь апостола от 70-ти. Впоследствии старец писал своим чадам: «Помните великий день вашего пострига, помните обеты при постриге, данные нами... быть истинными монахами, вовеки не согрешите». «СОБЫТИЕ СТРАШНОЕ» Монашество Алексий принял в пору нарастающих гонений на Церковь. В сентябре 1922 г. обитель - после трех с половиной веков существования - была ликвидирована, монахи изгнаны. Это было «событие страшное», как говорил о. Андроник.

http://ruskline.ru/analitika/2018/09/201...

Подлинное житие не биография, но духовно-нравственный портрет святого, возгревающий в читателе ревность и подающий ему пример подлинно христианской жизни. Наша работа, быть может, точнее должна быть определена как опыт жизнеописания. Если она в какой-то мере послужит фактической основой для составления полноценного жития этого святого человеком более опытным, мы будем считать свою задачу выполненной. Подвижник Глинской Пустыни. Схиархимандрит Андроник (Лукаш) опыт жизнеописания Глава 1. Начало пути Алексей Андреевич Лукаш, будущий схиархимандрит Андроник, родился 12 февраля 1889 года в селе Лупа Лохвицкого уезда Полтавской губернии в семье крестьянина Андрея и его жены Акилины. В это время, в конце XIX века, немалая часть простого верующего народа в России еще хранила унаследованное от предков православное благочестие и традиции. Однако реформы 1860-х годов – крестьянская, земская, военная и судебная – серьезно поколебали устойчивый быт крестьян, внесли разобщение в их среду. Это приводило многих к религиозной теплохладности и даже утрате веры, порождало различные социальные проблемы. Одной из них было пьянство, распространившееся среди городской бедноты, а затем и в деревне. Не миновали эти перемены и родителей Алексея. Его отец был почтальоном в своем селе и возил почту из города Ромны. Он был пристрастен к алкоголю и обладал вспыльчивым, раздражительным и жестоким нравом. Это проявлялось в его отношении к жене, несмотря на расположение к ней. Нетрезвый он доходил до побоев. Его отношение к вере, по-видимому, было не слишком ревностным. Так, он запрещал жене ездить на поклонение к святым местам. Мать Алексея, Акилина, очень красивая, сохранила в себе традиционное православное благочестие. Она обладала большой верой, скромностью, смирением, кротостью и целомудрием. Гнев мужа она старалась умиротворять кротким молчанием, смирением и сдержанностью, не противореча ему ни делом, ни словом. В семье Лукашей было пять детей: Филипп, Иоанн, Варвара, Алексей и Василий. Акилина старалась воспитывать детей в духе традиционного православного благочестия: наполняла их души христианскими истинами, возбуждала голос совести, учила молитве, крестному знамению. Старший сын, Филипп, был тих, кроток и спокоен. Он скончался в юности, как и его сестра Варвара.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После закрытия монастыря, старец Андроник вместе с схиигуменом Серафимом оказались в далекой Грузии, где в то время подвизался другой Глинский старец, митрополит Зиновий (Мажуга). Закавказье В дороге отец Андроник потерял документы, и ему пришлось, опасаясь ареста, не один раз менять место жительства, пока он не оказался в Тбилиси, под покровительством митрополита Зиновия. В это время старца уже мучили множество болезней, тяжелы годы лагерной жизни давали о себе знать. Но отец Андроник продолжал смиряться, как и прежде. Он смирялся, когда его унижала монахиня, во дворе которой он жил в небольшом домике, смирялся, когда его унижали служащие храма, не давая старцу места для отдыха и покоя. Таким было общее отношение к русским монахам. Нередко спать ему приходилось свернувшись калачиком на клиросе или в часовне при храме. По свидетельствам очевидцев, любимым делом старца была молитва . Его духовная дочь вспоминала: «Как иные люди бывают жадные до денег, так батюшка был жадный до молитвы». В своих письмах батюшка, уже будучи прозорливцем и чудотворцем, искренне называет себя «ничтожным старичком, дедушкой», обвиняет себя в лени и нетерпении. Собственно главным поучением старца было одно – учиться безграничному смирению перед Богом, перед обстоятельствами жизни, перед каждым человеком. В этом вся соль и суть жизни отца Андроника. Очень трогательными были его взаимоотношения с митрополитом Зиновием. Два маститых старца, как два маленьких ребенка, смирялись друг перед другом, относились друг к другу с таким благоговением, что нельзя было без умиления смотреть на их взаимоотношения. «Владыка и старец, как два послушника. Слушали друг друга, любили друг друга. Любо-дорого было смотреть на наших отцов», – вспоминали их духовные чада. Вот истинный пример того, какими должны быть отношения среди духовенства. Когда отца Андроника наградили митрой, он смутился, обомлел, потом сказал: «Что же вы сделали, я же недостоин этого», и даже заболел после такого переживания. Никогда больше старец митру не одевал. Болезнь и смерть

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Lukas...

2 дек. 1930 г. П. был назначен епископом Боровским, викарием и временно управляющим Калужской епархией. С 13 окт. 1931 г. епископ Калужский. В то время в Калуге оставалось всего 14 действующих церквей, кафедральным храмом был калужский Казанский (Преображенский) собор на окраине города. Из-за отсутствия в нем отопления в холодный период в подвальном помещении под храмом была открыта нижняя, «пещерная» церковь. Однако уже к концу Великого поста 1931 г. П. удалось устроить в верхнем храме временное отопление; во время богослужений собор всегда был полон народа. По не зависящим от него причинам П. был вынужден отказаться от поездок по епархии, весь период пребывания на Калужской кафедре он не выезжал за пределы Калуги (не считая неоднократных поездок в Москву), но старался посещать службы во всех городских храмах. Ввел практику проводимых по особому (возможно, составленному самим П.) чину торжественных богослужений по воскресным вечерам. Приучал паству к сознательному произнесению молитв, привлекал прихожан к общему пению в храме и сам любил петь вместе с народом. П. организовал в Казанском соборе хор, к-рый сопровождал его на богослужениях и в др. храмах. В Калуге П. приобрел 2-этажный дом, где была размещена собранная в это время большая б-ка. Там же проживали престарелая мать епископа и многие из его ближнего окружения. П. был незлобив и кроток, его любили дети. Он раздавал бедным деньги и продукты, хотя сам часто нуждался. Заботился о домашних животных, кормил у себя в доме соседских кошек, в саду построил мостик через дорожку, по к-рой проложили тропу муравьи, чтобы случайно не наступить на них. За П. из Перми в Калугу последовала значительная группа его духовных детей, что вызвало серьезное беспокойство властей. В одном из сообщений местного отдела ОГПУ говорилось, что «помимо этой группы монашествующих в количестве сорока человек в г. Калугу прибыл с епископом Павлином схим. Андроник (Лукаш). Он сейчас ведет усиленную работу по привлечению на свою сторону монашествующих группы Протопопова, а также из мирян, чего он отчасти добился...» (ПермГАНИ. Ф. 643/2. Оп. 1. Д. 31025. Т. 2. Л. 1). Вскоре иером. Андроник и 2 др. монаха из числа близких помощников П. были арестованы и осуждены на длительные сроки заключения. Всего в 1931-1933 гг. в епархии репрессировали ок. 150 священно- и церковнослужителей и монашествующих. Уменьшение числа клириков П. частично удавалось восполнять зачислением в штат духовенства священников, вынужденных ранее покинуть разоренные приходы на территории Украины. С местным духовенством у П. складывались непростые отношения; многие из калужских священнослужителей осуждали епископа за богослужебные нововведения, «братание» с народом, за его «простоту» и скромный монашеский вид.

http://pravenc.ru/text/2578602.html

У каждого из братиев было свое келейное правило, состоявшее из молитвословий и Иисусовой молитвы. Построили большую келлию – церковь, где собирались для богослужений. Братия иногда забирали отца Мардария в церковь. Совершали всенощные, Литургии – всё по уставу. Отец Виталий разбирался в пении, знал Устав, поэтому был за псаломщика. Все, кто мог, пели, отец Мардарий служил. Он вспоминал: «Церковь была простенькая, но благодать какая!..» 16 . Отец Андроник также молился за пустынножителей и помогал им по мере сил. «Духовная мама» – так называли отца Андроника братья; «духовным папой» был отец Серафим (Романцов) 17 . Враг рода человеческого, ненавидящий монашеский подвиг , восстал на пустынников, и впоследствии безбожные власти воспрепятствовали их жительству в пустыне. Из-за этого многие меняли место жительства. Много опасностей подстерегало монахов в их пустыннической жизни. Но они как-то приспосабливались: строили келлии под пихтами, чтобы дым зимой, по которому их можно было выследить, в пихте застревал и рассеивался. Под простыми же деревьями строить нельзя было, потому что зимой на них не было листвы и дым был бы виден. Пихта же всё прикрывала. А надо было прятаться. За монахами шла охота, их преследовали 18 .    Советские власти вели строгий контроль и наблюдение за священнослужителями и монахами. Их предупреждали, что на каждом посту будут строго проверять и спрашивать: кто, зачем и куда едет? Но когда везли продукты пустынникам, проезжали свободно, потому что за этих людей молились такие старцы, как отец Серафим (Романцов), отец Андроник (Лукаш), владыка Зиновий, ныне прославленные глинские святые и другие пустынножители. Продукты старались доставить до наступления зимы. Зимой, когда выпадал снег и все тропы заметало, в пустыню дойти уже никто не мог. Когда власти стали притеснять пустынножителей, выслеживать их на вертолетах, было благословлено покинуть горы. Церковь же, когда монахи разошлись, со временем разрушилась и совсем повалилась. Отец Серафим считал главной целью своего приезда в Сухуми окормление пустынников. Свой огромный опыт, молитвенный труд и – главное – свою отцовскую любовь он вложил в это духовное служение. Нередко в сопровождении нескольких спутников он посещал пустынников, проходя среди зарослей, пересекая речки, поднимаясь и спускаясь по склонам гор, преодолевая дорогу в несколько десятков километров. Этот труд, непосильный для многих юношей, совершал 70-летний старец. Пустынники приходили к нему в Сухуми почти всегда по ночам. Отказать своим духовным детям во встречах старец не мог, ведь для них он жил 19 .

http://pravoslavie.ru/82277.html

2. Инок Анатолий Ильич Печенев (рождения 1931 года) поступил в нашу обитель в феврале месяце 1955 года. До поступления в монастырь он был иподиаконом у Преосвященного епископа Курского Иннокентия. Обладая способностями к художеству, он несет в обители послушание живописца, а также клиросное послушание, являясь одним из основных певчих правого хора. Свое послушание инок Анатолий несет с большим усердием и любовью. За время своего пребывания в обители он зарекомендовал себя исключительно религиозным человеком, любящим монашество и стремящимся к достижению Ангельского образа. Инок Анатолий музыкально развитый человек: знает ноты, играет на инструментах, обладает хорошим музыкальным слухом и сильным голосом. Он является хорошим чтецом, знаком с церковным уставом. Означенные выше два кандидата по нашему общему мнению, и по своей настроенности, по своим дарованиям и знаниям вполне достойны иеродиаконского сана. Настоятель Глинской пустыни архимандрит Серафим Амелин (подпись) Казначей иеромонах Модест Гамов (подпись) Благочинный схиигумен Андроник Лукаш (подпись) Духовник иеросхимонах Серафим Романцов (подпись) 11 августа 1956 года. Прошение архимандрита Серафима (Амелина) Преосвященнейшему Евстратию, епископу Сумскому и Ахтырскому Его Преосвященству, Преосвященнейшему Евстратию, епископу Сумскому и Ахтырскому Покорнейше прошу Ваше Преосвященство благословить постриг в мантию священника Митрофана Заболотного и рясофорного послушника Василия Владимировича Белых. 1. Священник о. Митрофан Иванович Заболотный (рождения 1887 г.) живет в обители с 1955 года. Ранее, до 1945 г., он также проживал в нашей пустыни и был взят на приход. О. Митрофан – тихий, миролюбивый, скромный человек с высокой религиозной настроенностью. 2. Рясофорный послушник Василий Владимирович Белых (рождения 1888 г. ) поступил в монастырь в 1953 г. В монастыре выполняет послушание регента правого хора и кузнеца. Отец Василий своим трудом и как регент, и как кузнец приносит много пользы монастырю. Он прекрасного религиозного настроения, всегда исполнителен во всех послушаниях, скромен и миролюбив.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

72 . «Телесные труды охраняют человека от врагов его: грехов и демонов». 73 . «Во всем себя принуждать – путь Божий». 74 . «Какое дело монаха? – Рассуждение! » 75 . «Нет ничего хуже осуждения». 76 . «Послушание бывает за послушание. Кто Бога слушает, того Бог послушает». 77 . «Люби смирение и оно покроет тебя от грехов». 78 . «Не считай себя мудрым, иначе гордостью вознесется душа твоя и ты впадешь в руки врагов твоих». О ТОМ, КАК СПАСТИСЬ (ИЗ ЗАПИСОК СТАРЦА) 2 «Будь глухой, немой и слепой в духовном виде – и спасешься; если монах – храни девство; если служитель церкви, – ни на кого не смотри, ибо и глазами можно осквернить душу». «Если желаешь получить Царствие Небесное, возненавидь все земные имения, потому что если будешь сластолюбив и сребролюбив, то не сможешь жить по Богу». «Если хочешь, чтобы вечное спасение было твоим главным делом, будь посреди этого мира как странник и пришелец». «Рече Господь: Аще кто хощет по мне идти, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет ( Лк 9, 23 ). И сказанные слова Божией Материю преподобному Досифею: “Не ешь мяса, не пей вина, молись непрестанно и спасешися” (ав. Д.). Рече Господь: На кого возрю: токмо на кроткаго и молчаливого и трепещущаго словес Моих ( Ис 66, 2 )». «Чадо мое о Господе! Знай себя, и будет с тебя». «Будь глухой, немой и слепой в духовном виде – и спасешься». «Убей в себе страсти гордости, пьянство, убийство, прелюбодейство, блуд и содомский грех , сребролюбие, честолюбие, зависть, ненависть к своему ближнему». «Монах, не радевший о своем спасении, есть ругатель Божий. Лучше бы монаху сгнить во чреве матери своей, когда он не печется о своем звании». «Некий брат спросил старца, говоря: “Скажи нам о спасении. Хотя ты говоришь о сем, мы не удерживаем, потому что горька земля наша”». «Старец сказал: “Я хочу уничижения со смиренномудрием, нежели победы с высокомерием”». «Брат спросил авву Макария: “Как спастись?” Старец ответил ему: “Будь как мертвый, подобно мертвым не думай ни об обидах от людей, ни о славе – и спасешься… Дóлжно избегать людей, пребывать в келии, непрестанно плакать о грехах, воздерживать язык и чрево. Это выше всех добродетелей”».

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Lukas...

Дали поле, монахи сами сеяли хлеб, развели огород и тем и жили. Во время войны этот край был партизанским. Ночью придут партизаны и требуют продуктов, таскают настоятеля за бороду, а им [монахам] и самим-то есть нечего. Другой раз придут немецкие солдаты, и опять требуют продуктов, и опять мучают настоятеля. Земля там песчаная, без навоза не родит, нужно было заводить скотину. Но монахи молока-то и не ели. Я еще застал, какой там пекли хлеб! Сварят мелкую картошку в мундире, изомнут, добавят ржаной муки, и пекли. Хлеб был тяжелый, но, о чудо, вкусный! И такого хлеба давали по небольшому куску на день. Приварок самый скудный, каждый день борщ и один только раз в день. Нужно было одеть братию. Жители приносили суровые холсты, их красили (почему-то краска была некачественная, и черного цвета не получалось: то синий, то серый, то коричневый). Из этой ткани шили и мантии, и рясы, и подрясники. Многие носили лапти на ногах. Была скудость во всем. Света электрического не было, освещались маргасиками (вроде лампады). В храме служба шла при свечах, которые сами делали из жертвенного воска, но экономили каждый огарочек. Отоплялись торфом, который копали в торфяных болотах. Когда кончилась война, люди не сразу стали ездить в Глинскую, о ней мало кто знал, знали окрестные жители, которые и приходили в храм, но при немцах много храмов открыли вокруг, так что в монастырь шло немного народа, каждый шел в свой приходский храм. Схиархимандрит Андроник (Лукаш) Со временем молва о бедном монастыре распространилась, и пошел поток приезжих богомольцев, пошли посылки, жертвы и пр. Да и монастырь смог развести хозяйство. Монастырь завел трех быков, 10 коров, но братии давали молоко на трапезе два раза в год: на Рождество и на Пасху. Всё сдавали на налог. Тогда платили большой налог деньгами (10 000 рублей), нужно было сдать еще сколько-то мяса, масла и молока. Что оставалось от сдачи молока, давали некоторым больным по кружке и остатки сливали в кадки, которые хранились в погребе. Вот такое прегорькое и прокисшее молоко давали братии два раза в год в виде простокваши.

http://pravoslavie.ru/47783.html

«Не презирай предстоящего тебе, ибо ты не знаешь, в тебе ли Дух Божий или в нем. Предстоящим же я называю того, кто служит тебе (из патерика)». «Если хотите спастись, то избегайте людей». «Если желаешь спасения, делай все то, что приводит к нему». «Хранись, чтобы не говорить много с женщинами, в особенности с юными, да и немного говори, лишь по крайней нужде. Не имей любви с юным братом. Храни очи свои, чтобы не воззреть на свое тело, когда снимаешь с себя одежды. Не живи в том месте, где ты согрешил пред Богом впадением в блуд: потому что в этом месте покаяние будет для тебя неудобно. Соблюдай эти заповеди – и спасешься». «Пошел авва Даниил с учеником из скита в Фиваиду. Авва Аполлос и отцы обители вышли навстречу ему за седмь поприщ от монастыря своего. Их было более пяти тысяч, они пали ниц и лежали на песчаной равнине, ожидали, подобно лику Ангелов, старца, чтобы принять его как Христа. Одни подстилали под ноги его одежды свои, другие подстилали свои куколи, и видны были из очес их потоки слез. Авва Аполлос поклонился старцу седмь раз, они приветствовали друг друга с любовью. Братия просили старца сказать им слово спасения. Отец Даниил повелел ученику своему: “Напиши следующее: если хотите спастись, соблюдайте нестяжание и молчание. На этих двух деланиях основывается все монашеское жительство”». О грехе лжи. (Из записей преподобного Андроника) 3 : «Хранись от лжи: она изгоняет страх Божий из человека». «Ложь – это ветхий человек, а истина – новый человек. Истина есть корень добрых дел, а ложь – смерть (из патерика)». «Если не будем осторожно вести себя по внешнему человеку, то не сможем сохранить и внутреннего человека. Ложь да не исходит из уст ваших». «Не позволяйте себе ни слышать, ни говорить о чем-либо неполезном для душ ваших». «Соблюдай себя от лжи: она изгонит из человека страх Божий; исповедуй твоему отцу все помышления твои и дела, соделанные тобою, – и помощь Божия осенит тебя. Понудь себя на рукоделие твое – и страх Божий вселится в тебя». 2 Из книги «Пример безграничного смирения: Жизнеописание и наставления схиархимандрита Андроника (Лукаша) , подвижника Глинской пустыни». Издательство Сретенского монастыря, 2014. Серия «Подвижники благочестия XX века»

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Lukas...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010