У Глинской пустыни середины XX столетия, огороженной плетнем и ютящейся вокруг единственного больничного храма, не было прежней славы. Но со всех концов страны шли и ехали нескончаемым потоком в это святое место паломники и, побывав здесь однажды, стремились еще и еще. К чему стремились они? К чуду — увидеть «огарочки», зажженные Святой Русью и сохранившие живое тепло нездешнего мира. Этим чудом были преподобные Глин­ские старцы: наместник схиархимандрит Серафим (Амелин), духовник схиархиманд­рит Серафим (Романцов) и благочинный схиархимандрит Андроник (Лукаш). По Промыслу Божию в конце XX столетия Глинская пустынь была вновь открыта, а ее преподобные старцы, а также схимитрополит Серафим (Мажуга) , который на­чинал свой иноческий путь в этой обители, были причислены к лику святых. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие Введение I. О старчестве II. Глинские старцы ХХ века Об авторах Источники и литература 14 июня 2013 г. скрыть способы оплаты скрыть способы оплаты Комментарии Людмила 9 декабря 2016, 20:22 Зиновию 18 августа 2013, 02:00 " Кроме того, нет НИ ОДНОЙ книги, где бы говорилось, что настоятелем в Бурдино был отец Виталий, а не отец Макарий. Читайте внимательнее! " ... ЧИТАЕМ! книга издательства Новоспасского монастыря 2004, 2010 года " О жизни схиархимандрита Виталия " в этой книге пишется о том, что именно о.Виталий создавал Бурдинский монастырь и был там настоятелем(!???) Мало того, в этом издании даже фотографии подделаны!!! Еще живы Бурдинские монахини и я знаю, какой гнев у них вызвала эта фальсификация! Даю ссылку на разбор книги издательства Новоспасского монастыря 2004, 2010 года " О жизни схиархимандрита Виталия " здесь взвешенная и аргументированная статья Александра М. с документами и фотографиями, доказывающими, что именно о.Макарий был настоятелем в Бурдино. Людмила 27 ноября 2016, 12:20 Ответ на комментарий Льву 17 апреля. Дорогой брат, о Старце Схиархимандрите Макарии Болотове написаны книги и сняты фильмы, только где вы их найдете? Это просто информационный бойкот! Я знаю нескольких владык, у которых Батюшка был духовным отцом и довел их до святительского служения... Далее умолчу из уважения к сану. А Батюшка не молчал и имел на это право, как духовный отец и как истинный прозорливец! Видимо поэтому сейчас молчат о нем...

http://pravoslavie.ru/62118.html

     45 лет назад, 21 марта 1974 года почил о Господе один из последних старцев Глинской пустыни схиархимандрит Андроник (Лукаш). Восприняв монашеские традиции от подвижников Глинской пустыни, он, как и прочие Глинские старцы, несмотря на многие скорби в своей земной жизни, без ропота и с полным преданием себя воле Божией бережно сохранял врученное ему сокровище – чтобы передать его новым поколениям монахов, которые придут, как он свято верил, и возродят обители, порушенные в годы гонений. Схиархимандрит Андроник, в миру Алексей Андреевич Лукаш, родился 12 февраля 1889 года в селе Луппа Полтавской губернии. Начало монашеской жизни он положил в 1906 году в Глинской пустыни. Приняв нового послушника в монастырь после испытания, настоятель пустыни схиархимандрит Иоанникий (Гомолко) поставил его на послушание в монастырскую гостиницу. Первым наставником юного подвижника стал отец Аристоклий (Ветер). В 1913 году его поручили опытному старцу Иулиану (Гагарину). Однако в 1915 году он был призван на фронт, где попал в австрийский плен. Три с половиной года, несмотря на тяжелейшие условия, он сохранял мирность духа, помня уроки, данные ему старцами. Вспоминая об этом времени, отец Андроник говорил: «Мы землю копали: все равно ведь нужно трудиться, – и чудеса Божии сопутствовали нам». В 1918 году, после окончания войны, послушник Алексий Лукаш вернулся в Глинскую обитель. 11 июня 1920 года он был пострижен в рясофор, а в 1921 году принял монашеский постриг с именем Андроник. В дальнейшем, в любых жизненных обстоятельствах, где бы ни был, он всегда был тверд в исполнении монашеских обетов и тому же учил своих духовных чад, в письмах призывая: «Помните великий день вашего пострига, помните обеты при постриге, данные вами… быть истинными монахами – вовеки не согрешите».      В 1922 году, уже после закрытия Глинской пустыни он был рукоположен в иеродиакона и стал келейником викария Курской епархии епископа Павлина (Крошечкина), будущего священномученика. Вскоре отец Андроник был арестован и сослан на пять лет в лагерь на Колыму. В лагере отец Андроник работал санитаром тюремной больницы. И здесь, в тяжелейших условиях, он сумел сохранить мир внутри себя и проявить любовь и сострадание к людям, служа им всеми своими силами.

http://pravoslavie.ru/120056.html

Уроки преподобного Андроника Пастырские наставления подвижника Глинской пустыни преподобного Андроника (Лукаша) 21 марта, 2015 Пастырские наставления подвижника Глинской пустыни преподобного Андроника (Лукаша) В годовщину преставления подвижника Глинской пустыни преподобного Андроника (Лукаша) предлагаем вашему вниманию статью Зиновия Александровича Чеснокова, докторанта Фрибургского Университета (Швейцария), автора книги «Пример безграничного смирения. Схиархимандрит Андроник (Лукаш)» Служение Богу и ближним Довольно часто мы устремляем свой взор в прошлое, в котором пытаемся найти для себя идеалы и примеры для подражания. Много поучительного узнаем из житий святых, читая которые, постигаем подвиги первых христианских мучеников и великих подвижников. По великому замыслу Божию, святые люди жили во все времена и сейчас могут быть среди нас, правда, нам не всегда бывает открыто об этом. Зиновий Чесноков. Фото: izdatsovet.ru Преподобный Андроник (Лукаш) был поистине святым, и еще живы те люди, которым посчастливилось общаться с ним при жизни. В тяжелое время гонений ХХ столетия он укреплял в вере, а также духовно и молитвенно поддерживал православных верующих. Тихость и скромность нрава батюшки привлекали к нему любовь и доверие окружающих. Отец Андроник был духовным отцом не только для братии Глинской пустыни, но и для многих верующих, как в России, так и в Грузии, и на Украине. Как послушный сын обращается за советом и разрешением к своему отцу, так и к батюшке приезжали десятки тысяч духовных детей, чтобы получить его совет и благословение в разных жизненных вопросах. Будучи опытным духовником, преподобный Андроник не только молился за своих духовных чад, но и внимательно относился к их письмам. Он давал советы людям в зависимости от тех жизненных ситуаций и условий, в которых они жили. К каждому он подходил индивидуально. Уникальность духовной мудрости заключается в том, что опытный духовник в одной и той же ситуации двум разным людям может дать совершенно разные ответы на одни и те же вопросы. От Господа старец был наделен даром прозрения и рассуждения, поэтому говорил и советовал не от себя, а обращался с молитвой к Богу и возвещал людям волю Создателя.

http://pravmir.ru/uroki-prepodobnogo-and...

Блаженнейший Митрополит Владимир возглавит чин канонизации Глинских старцев Киев, 17 августа 2010 г. 21 августа Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Владимир возглавит чин канонизации Глинских старцев: схимитрополита Серафима (Мажуги), схиархимандрита Серафима (Романцова) и схиархимандрита (Лукаша), сообщает Пресс-служба Украинской Православной Церкви . Праздничную Божественную литургию будет совершено на площади Рождества Пресвятой Богородицы Глинской пустыни. Православия произойдет событие, значение которого трудно переоценить: в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы Глинская пустынь миру явятся трое новых молитвенников: схимитрополит Серафим (Мажуга), схиархимандрит Серафим (Романцов) и схиархимандрит Андроник (Лукаш). Собор Глинских старцев пополнится еще тремя святыми. Монастырь Глинская пустынь был основан еще в XVI веке на границе между Московским и Литовским княжествами. Обитель располагалась на территории Курской губернии, после революции эти земли стали украинскими. Рождение обители связано с чудом, которым стало явление на высокой сосне иконы Рождества Пресвятой Богородицы. Вскоре из-под корней этой сосны забил источник, имевший благодать исцеления от душевных и телесных недугов. Несколько веков Глинская пустынь соединяла в себе молитвенную тишину своих скитов с обращенной ко всем приходящим проповедью и помощью хлебом насущным. Истинная любовь к ближнему породила в Глинской пустыни целую плеяду старцев, 13 из которых причислены к лику святых в 2008 году. В основном это молитвенники, которые подвизались в обители и прославились чудесами в XVIII-XIX столетиях. Схимитрополит Серафим (Мажуга), схиархимандрит Серафим (Романцов) и схиархимандрит Андроник (Лукаш) занимают в истории православного монашества нового времени особое место. Они пережили закрытие обители, на их долю выпали гонения, ссылки, тюрьмы. Но в смирении они проявили огромную любовь к ближним. За советом и поддержкой к ним приезжали верующие со всего бывшего Советского Союза. И сегодня еще живы люди, которые свидетельствуют об особой благодатной силе их молитвы, о даре прозрения старцев. Вся братия обители не перестает благодарить Бога за то, что почитаемые в народе старцы стали небесными покровителями не только Глинской пустыни, Сиверщины, но и Абхазии, Грузии, да и всей Православной Церкви. Обретение мощей отца Серафима (Романцова) стало огромным духовным торжеством для обители. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла святые мощи доставлены в Глинскую пустынь из Абхазии летом прошлого года.

http://pravoslavie.ru/38726.html

Схимитрополит Серафим (Мажуга), схиархимандрит Серафим (Романцов) и схиархимандрит Андроник (Лукаш) прославлены в лике святых 23 августа 2010 г. 17:58 21 августа 2010 года за Божественной литургией в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы Глинская пустынь (село Сосновка Глуховского района Сумской области) был совершен чин прославления трех подвижников XX века — схимитрополита Серафима (Мажуги) , схиархимандрита Серафима (Романцова) и схиархимандрита Андроника (Лукаша) , которые несли монашеское послушание в этой обители. Божественную литургию возглавил  Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир , которому сослужили: митрополит Самтависский и Горийский Андрей ( Грузинская Православная Церковь ); архиепископы Курский и Рыльский Герман, Полоцкий и Глубокский Феодосий, Черниговский и Новгород-Сиверский Амвросий, Конотопский и Глуховский Лука ; епископы Уманский и Звенигородский Пантелеимон, Макеевский Варнава, Нежинский и Прилукский Ириней, Макаровский Иларий, Сумской и Ахтырский Евлогий, Переяслав-Хмельницкий Александр, а также духовенство Конотопской и Глуховской епархии . На Литургии, которая совершалась под открытым небом, присутствовали глава областной администрации Ю.П. Чмирь и представители властей региона. По трем подвижникам была совершена последняя панихида, после чего были зачитаны определения о канонизации, принятые Священным Синодом Украинской Православной Церкви, и жизнеописания угодников Божиих. Затем при пении тропаря, кондака и величания новопрославленным святым из алтаря вынесли их иконописные изображения для молитвенного поклонения. По окончании богослужения митрополит Владимир поздравил собравшихся с прославлением Глинских подвижников и пожелал верующим их молитвенного заступничества пред Богом. «Молитвами святых угодников Божиих Господь да поможет каждому из нас быть достойным гражданином и хорошим христианином. Пусть по молитвам новых святых Господь всех нас благословит миром и помилует каждую семью и каждого человека», — сказал Блаженнейший владыка.

http://patriarchia.ru/db/text/1256437.ht...

Портал Православие.Ru продолжает серию публикаций, посвященных 10-летию со дня кончины выдающегося архипастыря Русской Православной Церкви митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) . Сегодня владыку вспоминает доктор экономических наук Николай Данилович Матрусов. Схимник митрополит Питирим Митрополит Питирим (Нечаев) – Николай Данилович, расскажите, пожалуйста, о ваших поездках с митрополитом Питиримом к старцам. – Прежде я сделаю некоторое отступление. Перед нашей беседой я обратился к архимандриту Гермогену (Муртазову), который много лет знал владыку Питирима, был очень близок с ним. Когда я попросил отца Гермогена сказать несколько слов о владыке Питириме, он был лаконичен, но очень четок. Вот что он сказал: «Владыка Питирим был, во-первых, глубоко православным человеком. И не просто глубоко православным человеком, но старческого духа». Это отец Гермоген подчеркнул несколько раз. «Он был глубочайшим молитвенником. Это было внешне мало кому заметно, но он таковым являлся». Далее отец Гермоген, приводя слова святителя Филарета Московского, сказал: «Владыка Питирим жил в Церкви и жизнью Церкви. Это был нерв его жизни и его дух». Очень важно, что владыка Питирим был глубоким патриотом Отечества – русского Отечества: эта боль была всегда присуща ему, и многие наши встречи с ним начинались и заканчивались обсуждением проблем русского народа, России и возможных путей помощи нашему народу, нашей Родине. Перед кончиной Владыка был пострижен в схиму (в честь другого Питирима – священномученика Великопермского и Усть-Вымского – прим. Ред. ). Митрополит Питирима совершает водосвятный молебен Эта совершенно особая ипостась владыки, которую мало кто знал. Отец Гермоген в этой связи напомнил такой факт. Владыка Питирим хорошо знал и очень почитал ныне уже причисленного к лику святых владыку Зиновия (в схиме Серафима) Мажугу . Когда владыке Зиновию отец Андроник (Лукаш) предложил принять схиму, тот ответил: «Я митрополит, отче. Может быть, и нет резона мне схиму принимать?» На что отец Андроник сказал, что схимники имеют совершенно особое место в Царстве Небесном. Поэтому, мол, если владыка хочет быть с ними рядом в вечности, то есть смысл принимать схиму. После этого владыка Зиновий уже не сомневался в своем решении…

http://pravoslavie.ru/65510.html

Старец — Мы слышали, что вы верующий. А вы знаете, что в армии это не принято? — Как же не принято, если вся русская история славилась великими полководцами, которые без молитвы и крестного знамени никогда не выезжали на поле брани? 22 сентября, 2010 — Мы слышали, что вы верующий. А вы знаете, что в армии это не принято? — Как же не принято, если вся русская история славилась великими полководцами, которые без молитвы и крестного знамени никогда не выезжали на поле брани? В воскресные дни у левого клироса Иоанно-Богословского храма города Тбилиси всегда многолюдно: ждут встречи с почитаемым старцем, отцом Филаретом. Ученик Глинских старцев, батюшка — скромный и благодатный подвижник, весьма строгий к греху и милостивый к падшим. Как и подобает доброму пастырю, кроток, у него молодые светлые глаза и душа ребенка. О себе не рассказывает. Вдруг разговорился со мной. Диктофона не было. Что смог, записал в блокнот. После беседы у меня появилось чувство прикосновения к великому. Архимандрит Филарет, перекрестившись, поставил зажженную свечу на подсвечник. Дивны дела Твои, Господи, не забыты духовные подвиги тех, кто оберегал от ветра и туманов безбожия в своей душе яркий светильник веры и благочестия… Вот и прославлены нынешним августом в лике святых насельники Богородице-Рождественской Глинской пустыни: схимитрополит Серафим (Мажуга), схиархимандрит Андроник (Лукаш), схиархимандрит Серафим (Романцов). Эти старцы-подвижники в истории православного монашества нового времени занимают особое место. Они пережили закрытие Глинской обители, на их долю выпали гонения и унижения. Второй духовной родиной для них стала Иверия, куда приехали они, пройдя лагеря и тюрьмы. За советом и поддержкой к ним приезжали верующие из разных уголков православного мира. И сегодня еще живы люди, которые свидетельствуют об особой благодатной силе их молитвы, об удивительном даре любви к Богу и людям, о прозорливости старцев. Отец Филарет закрыл глаза, и воспоминания прошлых лет духовной радостью коснулись его души. Вот, он, тогда еще иеромонах, в Тбилиси, за алтарем храма святого Александра Невского, с схиархимандритом Андроником (Лукашем) в ожидании службы мирно беседуют. Отец Андроник улыбается, весело прищурив глаза и теребя свою раздвоенную бороду, что-то втолковывает сидящему рядом.

http://pravmir.ru/starec/

«Благодатность молитвы, которую несли Глинские старцы, передавалась окружающим» Беседа с протоиереем Александром Чесноковым Александра Боровик «Сколько ни пиши о старцах, сколько книг ни издавай, тайна останется тайной», – говорят опытные люди. Правда, одному из авторов новинки книжной серии «Подвижники благочестия ХХ века» посчастливилось много лет провести в самой непосредственной близости к ныне прославленному старцу Глинской пустыни митрополиту Зиновию (Мажуге) , в схиме Серафиму, – сначала в качестве иподиакона, а затем келейника. О своем общении с будущим святым и о старцах вообще размышляет протоиерей Александр Чесноков, который в соавторстве с сыном Зиновием, названным в память прославленного митрополита, написал книгу «Подвиг святой жизни. Святые старцы Глинской пустыни. ХХ век» . Внизу слева направо: архимандрит Модест (Гамов), митрополит Зиновий (Мажуга), схиархимандрит Серафим (Романцов), схиигумен Андроник (Лукаш)      – Отец Александр, вы лично были знакомы с тремя ныне прославленными Глинскими старцами: митрополитом Зиновием (Мажугой), в схиме Серафимом, схиархимандритом Андроником (Лукашем), схиархимандритом Серафимом (Романцовым). Какие у них были общие качества? – Все молитвенники, делатели непрестанной Иисусовой молитвы. Беседуют с вами и перебирают четочки: умная молитва идет постоянно. До этого дойти надо! Не каждый доходит, чтобы одновременно беседовать и продолжать молитву в сердце через ум. Что еще общего? Доброта. Всегда старались помочь сами, не дожидаясь просьб. Любвеобильные. И что замечалось: прошли большую, очень трудную жизнь, через ссылки, гонения, разного рода оскорбления. Но никогда об этом не говорили, только иногда рассказывали, больше для назидания, о случаях из жизни в ссылке. Всегда в проявлении любви, и больше рассказывали о хороших случаях. Вот что интересно: пройдя ссылки, они сохранили любовь к Богу, любовь к ближнему. Никакой озлобленности, никакой жестокости. Старались вспоминать только хорошее и о жизни в заключении, и о повседневной жизни, то, как Господь их вел.

http://pravoslavie.ru/62816.html

Глинские отцы: Иеросхимонах Серафим (Романцов), схиархимандрит Серафим (Амелин), схиигумен Андроник( Лукаш). 1950-е гг.      Схиархимандрит Серафим (Романцов; 1885–1976) был духовником Глинской пустыни . На должность духовника его назначил в 1948 году настоятель обители схиархимандрит Серафим (Амелин), когда после ссылки схиархимандрит Серафим (Романцов) вернулся в открытую в военное время Глинскую пустынь. Умение принимать исповедь, вызывать людей на полную откровенность – особый духовный дар старца. После вторичного закрытия Глинской пустыни схиархимандрит Серафим переехал в Сухуми, где продолжал свои старческие труды. О старчестве Глинские старцы совершили наивысший христианский подвиг: оставив мир, они служили миру. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Что бы ни говорили о любых преобразованиях в Церкви и обществе, в основе всего должна быть духовная жизнь. Фундамент этой жизни цементируется подвигом, а школой подвига всегда была обитель. Сила же обители – старчество 1 . Схиархимандрит Серафим (Романцов), родившись еще в дореволюционной России, пронес свой пастырский подвиг служения Церкви и людям на протяжении всего богоборческого периода XX столетия. Святитель Игнатий (Брянчанинов): монашество – это “особый, законченный, целостный тип христианской жизни, самый чистый, совершенный” В условиях монастыря «союз человека с Богом может восстановиться в полной гармонии и идеальной реальности». По мысли святителя Игнатия (Брянчанинова), монашество – это «особый, законченный, целостный тип христианской жизни, самый чистый, совершенный» 2 . Таким образом, монашество является высшим проявлением христианства. По своей идее монашество представляет «школу обновления, подкрепления и развитие духовных сил» 3 . Наивысшее проявление монашества – старчество. Сущность и вся сила старческого руководства заключается в завете между старцем и учеником, по которому пред лицом Бога духовный отец-старец берет на себя дело руководства души ученика ко спасению, а ученик безбоязненно всего себя душою и телом предает наставнику.

http://pravoslavie.ru/82277.html

Доклад на XXV Международных Рождественских образовательных чтениях. Направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь. 26–27 января 2017 года)      «Монашество в Церкви – это передовой отряд, принимающий на себя удары миродержителей тьмы века сего и своей молитвой, духовной силой оберегающий всю Церковь» , – сказал в одной из проповедей Святейший Патриарх Кирилл. Именно поэтому монашество жизненно необходимо Церкви . Фундамент духовной жизни должен цементироваться подвигом, а школой подвига всегда считалась обитель. Силой же обители было старчество. Преподобные Глинские старцы митрополит Зиновий (Мажуга), схиархимандрит Серафим (Романцов), схиархимандрит Серафим (Амелин) и схиархимандрит Андроник (Лукаш), родившись еще в дореволюционной России, пронесли свой пастырский подвиг служения Церкви и людям на протяжении всего богоборческого периода XX столетия. «В годы, когда многие духовные понятия для большинства людей потеряли свое значение или приобрели чуждый им новый смысл, даже отдельные штрихи жизни по вере, искренности, цельности, верности заповедям Евангелия могут помочь желающему видеть, что свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1:5). Свет духовной жизни виден и во тьме нашей суеты и окамененного нечувствия» . Монастырь является благодатной средой для воспитания, поскольку в нем создаются все условия для совершенствования и развития всех духовных сил человека. А беседа и общество ближних имеет существенное воздействие на человека. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Знакомство с ученым сообщает много сведений, с поэтом – много возвышенных мыслей и чувствований, с путешественником – много познаний о странах, о нравах и обычаях народных. Очевидно, что беседа и знакомство со святыми сообщает святость» . Смысл монастырской жизни отражается не только в направленности, но и в результатах монастырской деятельности: монастырь может воспитывать и воспитывает людей высокой духовной жизни. В душах подвижников-монахов возобновляется та духовная благодатная жизнь, которая была утрачена человеком вследствие грехопадения. В условиях монастыря «союз человека с Богом может восстановиться в полной гармонии и идеальной реальности» . По мысли святителя Игнатия (Брянчанинова), монашество – это «особый, законченный, целостный тип христианской жизни, самый чистый, совершенный» . Таким образом, монашество является высшим проявлением христианства. По своей идее монашество представляет «школу обновления, подкрепления и развития духовных сил» .

http://pravoslavie.ru/101009.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010