Но особой отличительной чертой духовности старца Серафима было его миротворчество. Этот дар его начал проявляться еще в молодые годы, но теперь он раскрылся во всей полноте. Внутренний мир, мир Христов, который царил в его смиренномудрой душе, нес старец Серафим всем окружающим и объединял миром и любовью самых разных людей. Недаром во все время настоятельства отца Серафима жизнь обители была наполнена миром духовным и тишиной. Это отмечали не только братия, но и многочисленные паломники, приезжавшие в Глинскую пустынь. Богослужение, совершаемое старцем, имело особую благодатную силу; своей благоговейностью, красотой, духовностью и величием потрясало человеческую душу, влекло ее к небу. Отец Серафим весь как бы растворялся в молитве. Молитва переносила его в неземной мир, делала его жителем иного мира. Порой от одного взгляда на ангелоподобный облик старца у человека происходил в душе нравственный переворот. Господь еще при жизни прославил Своего угодника явными чудесами. Например, редкий был день, когда старец Серафим не обходил всех послушаний; он шел по монастырю, но не каждому было дано его видеть. Это открывалось только духовным старцам. Старцы низко кланялись, а молодые монахи спрашивали, кому они кланяются. Те с благоговением отвечали: «Отец настоятель пошел!» Сами великие Глинские старцы учились у него, а известный святостью жизни схиархимандрит Андроник (Лукаш) особо благоговел пред ним и был у отца Серафима келейником. Старец Серафим обладал и даром прозорливости. В последний год, прощаясь с некоторыми из близких, он уже предупреждал, что расстаются они навсегда. Чувствуя близость кончины, он очень переживал о братстве обители, искал себе замену, приглашал занять свое место архимандрита Зиновия (впоследствии митрополита Тетрицкаройского). В день памяти великих Московских святителей, 18 октября 1958 года, старец Серафим созвал братию, сделал наставление, благословил всех и с миром отошел к Господу, держа в руках святой крест. Читать далее Источник: - М.: Ковчег, 2011. - 912 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Он указывал на него как на пример архиерея-аскета, который, пребывая с утра до вечера в храме и с людьми, среди многочисленных обязанностей, не оставляет Иисусовой молитвы. Он говорил, что митрополит Зиновий — пример того, что можно в миру хранить Иисусову молитву, что оправдания тому, кто не занимается Иисусовой молитвой, ссылаясь на занятость,— нет. Однажды я задал ему казуальный вопрос: «А если владыка Зиновий скажет о чем-либо иначе, чем Вы, что мне делать?». Тот быстро ответил: «Послушай владыку Зиновия». После кончины митрополита Зиновия Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II (Шиолашвили) благословил похоронить его в храме. «Хорошо, что владыка не только духом, но и телом будет пребывать с нами»,— сказал при этом Патриарх. На гробнице владыки Зиновия всегда лежат цветы как знак благодарной памяти паствы о своем наставнике и отце. Из святых покойный митрополит особенно любил святителя Николая и советовал во всех скорбях и нуждах обращаться к нему, а если есть возможность, то как можно чаще читать акафист этому великому чудотворцу. Также любил он молиться мученику Иоанну Воину и преподобному Серафиму Саровскому. В последние годы своей жизни он принял тайный схимнический постриг с именем Серафим. О нем, как и о преподобном Серафиме, можно сказать словами тропаря: «От юности Христа возлюбил еси». Слева направо: архимандрит Модест (Гамов), митрополит Зиновий (Мажуга), схиархимандрит Серафим (Романцов), схиархимандрит Андроник (Лукаш) После смерти митрополита Зиновия я дважды видел его во сне. Первый сон. После погребения он лежит во гробе, как живой. Ночь. Храм закрыт. Кто-то стучится со стороны двора в двери храма и просит у митрополита благословить его. Тот встает, протягивает руку для благословения, и вдруг рука его удлиняется и достигает двери храма; он благословляет и снова ложится в гроб. Я думаю, смысл сна был таков: владыка быстро откликается на молитвы людей; даже те, кто по своим грехам находится за дверями храма (как в древности — несущие епитимью), не лишаются его помощи и благословения, и о них возносится к Престолу Божию его молитва.

http://pravoslavie.ru/38151.html

Святой старец Паисий Величковский лично и с помощью учеников перевел творения тех святых отцов, которые составляли первое издание «Добротолюбия». Главным содержанием трудов этих отцов было умное делание и его приемы. Кроме того, старец Паисий перевел ряд творений святых отцов, которые охватывают строй иноческой жизни в монастыре, говорят о старчестве, об общежитии. К этим святым отцам относятся Варсонофий и Иоанн , авва Дорофей , Исаак Сирин , Иоанн Лествичник , Максим Исповедник , Симеон Новый богослов , авва Фалассий , Феодор Студит . Эти переводы при жизни старца Паисия Величковского оставались неизданными. Но трудами старца широко пользовались и распространяли их в устной и рукописной форме его ученики и сподвижники. Подобно этому, уже спустя два века преподобный Андроник (Лукаш) в период советских гонений на Церковь составил рукописную тетрадь со святоотеческими высказываниями и мудрыми поучениями. Она переписывалась его учениками и была наставлением в духовной жизни для многих стремящихся ко спасению. Духовные чада старца бережно хранили эти рукописи, поскольку во время гонений никаких духовных книг не печаталось. В настоящее время некоторые из них опубликованы. Друг и собеседник старца архимандрит Феодосий (о нем будет сказано ниже), будучи духовным наставником инока Филарета (впоследствии знаменитого возродителя Глинской пустыни), «в уединенных беседах наставлял его об искушениях, каких ему ожидать надлежало; научал употреблять сильное против каждого из оных оружие Божие; открывал способы владеть и действовать обоюдоострым мечом имени Иисусова, в отсечении помышлений злых, и дал ему для келейного чтения книгу – Добротолюбие, показав, что именно в оной было прилично и сообразно тогдашней мере и потребности его душевной». «Путь старческого окормления во все века христианства признан был всеми великими пустынножителями, отцами и учителями Церкви самым надежным и удобнейшим из всех, какие были известны. Старчество процветало в древних египетских и палестинских киновиях, впоследствии было насаждено на Афоне, а с Востока перенесено в Россию. Но при постепенном упадке веры и подвижничества и некотором обмирщении церковной жизни старчество понемногу стало приходить в забвение. Принято считать, что ко времени преподобного Нила Сорского (1433–1508) старческий путь многим был непонятен, а к концу XVIII столетия и почти совсем стал неизвестен».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Серафиме Саровском]. М., 1996; Церкви и ереси. М., 1996; Мир вам и благоволение Божие: Рождественские и пасхальные поздравления. Печоры. 1998; Opyt postrojenija ispovedi=Katumuksesta. Heinävesi, Проповеди. М., 2003. 2 т.; «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Слово в Неделю 24-ю по Пятидесятнице: На притчу о Милосердном Самарянине. Слово в Неделю 29-ю по Пятидесятнице: Спасение человека совершается только верой и только в Церкви: [Проповеди]//ЖМП. 2007. 2. С. 38-45; Воспоминание Адамова изгнания: Поучение в Прощеное воскресенье. [Б. м.], 2007; Келейная книжица. Печоры, 2007; Прп. Серафим Саровский чудотворец и его значение для рус. религиозно-нравственной жизни того времени. Печоры, 2008; Главное - быть с Богом. М., 2009; Настольная книга для монашествующих и мирян. М.; Печоры, 2009; Неведомому чаду: Деятельные и созерцательные слова (обретенные в переписке). Печоры, 2009; Опыт построения исповеди: Пастырские беседы о покаянии в дни Великого поста. М.; Печоры, 2009; Письма. Печоры, 20099; Проповеди, размышления, поздравления. М., 2009; Размышления о бессмертной душе. Печоры, 20095; Семейная жизнь: (Из писем)//Еще раз о любви: Беседы о семье. М., 2009. С. 165-190; Чадцам Божиим: (Фрагменты наставлений). Печоры, 2009. Лит.: «Видевше свет вечерний»: Встреча со старцем. Печоры, 2004; Тихон (Секретарев), архим. Горение духа во славу Божию: К 60-летию служения в священном сане архим. Иоанна (Крестьянкина)//ЖМП. 2005. 10. С. 76-79; он же. Архим. Иоанн (Крестьянкин): [Некролог]//Там же. 2006. 4. С. 54-57; Архим. Иоанн (Крестьянкин)//АиО. 2006. 1(45). С. 361-367; Земной ангел и небесный человек: Жизнь и труды старца архим. Иоанна (Крестьянкина)/Сост.: архим. Тихон (Секретарев). М., 2006; Смирнова Т. С. Память сердца: Мат-лы к биографии архим. Иоанна (Крестьянкина). Печоры, 2006; Правдолюбов С., прот. Серия аудиодисков с записью голоса приснопамятного архим. Иоанна (Крестьянкина)//ЖМП. 2007. 2. С. 46-47; Светлый старец о. Иоанн Крестьянкин: Жизнеописание, восп., письма к духовным детям/Сост.: И. Шполянский. М., 2007; Сретенский календарь-дневник на 2008 г.: Год со старцем архим. Иоанном (Крестьянкиным)/Сост.: иеродиак. Никон (Париманчук). М., 2007; Adviezen voor het geestelijk leven. Almere, 2008; Архим. Иоанн (Крестьянкин)//Псково-Печерский патерик: Жизнеописания подвижников благочестия Псково-Печерских, ХХ в. Печоры, 2009. С. 91-95; Божий инок: К 100-летию со дня рождения архим. Иоанна (Крестьянкина), 1910-2010 гг./Сост.: Т. С. Смирнова. Псков, 2009; Живое Предание: Архим. Иоанн (Крестьянкин): Жизнеописание и восп. СПб., 2009. Прот. Сергий Правдолюбов Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АНДРОНИК (Лукаш Алексей Андреевич; 1889-1974), схиархим., старец Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст.

http://pravenc.ru/text/Иоанна ...

Тяжело заболев, 26 апр. 1912 г. подал в Синод рапорт об утверждении наместника иером. Илариона в должности настоятеля Новоафонского мон-ря. 11 июня того же года еп. Сухумским Андреем (Ухтомским) иером. Иларион был поставлен настоятелем с возведением в сан архимандрита. После кончины И. тот же епископ совершил заупокойные всенощное бдение и литургию. Погребен близ храма ап. Симона Кананита, с юж. стороны. Захоронение осквернено в годы советской власти, могила утрачена. Арх.: РГИА. Ф. 727. Оп. 2. Д. 182; Ф. 796. Оп. 156. Д. 438; Ф. 1290. Оп. 11. Д. 1146. Л. 95-96 об.; Ф. 797. Оп. 45. Отд. 2. Ст. 3. Д. 55; РНБ. Ф. 796. Оп. 2. Ед. хр. 574. Соч.: Восп. о посещении Государем имп. Александром III с августейшей семьей мон-ря Новый Афон в 1888 г. СПб., 1906; Документы и переписка Ново-Афонского мон-ря//К Свету. 1997. Вып. 16. С. 194-250. Ист.: СУРП. 1880. 1-е полугодие. 53. Ст. 354. Лит.: Никон (Рождественский), еп. На Новом Афоне. Серг. П., 1911; Поставление нового настоятеля в Ново-Афонском Симоно-Кананитском мон-ре//ДС. 1912. Вып. 10. С. 305-313; Памяти почившего старца архим. Иерона, игум. Ново-Афонского Симоно-Кананитского мон-ря на Кавказе//Там же. Вып. 12. С. 396-403; Бронзов А. А. Архим. Иерон, настоятель Ново-Афонского Симоно-Кананитского мон-ря. СПб., 1913; Восторгов И., прот. Очерк истории Ново-Афонского Симоно-Кананитского мон-ря. Салоники, 1996; Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь//К Свету. 1997. Вып. 16; Великая стража: Жизнь и труды блаженной памяти афонских старцев иеросхим. Иеронима и схиархим. Макария. Кн. 1: Иеросхим. Иероним, старец-духовник Русского на Афоне Св.-Пантелеимонова мон-ря/Авт.-сост. иером. Иоаким (Сабельников). М., 2001. Игум. Петр (Пиголь) Рубрики: Ключевые слова: АНДРОНИК (Лукаш Алексей Андреевич; 1889-1974), схиархим., старец Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст. АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/293694.html

Через отца Ипполита мы понимали отношение Бога к человеку. Он помогал всем, кто в чём-то нуждался: кому – советом, кому – материальной помощью, кому – участливым словом. Рядом с батюшкой, все проблемы, с которыми приезжали к нему люди, теряли свою остроту, по-другому воспринимались. Кто соприкасался со старцем в общении, испытывали благостное, мирное состояние, радость, а порой и ликование. И кто пережил всё это, хотел вновь вернуться к нему. Ревность монашеского подвига и строгость к себе, всё это было скрыто в нём. А любовь была явной и воспринималась как доброта. Это общее описание облика старца Ипполита. Отец Роман, что Вам известно о духовниках или старцах отца Ипполита, кто более всего повлиял на его духовное становление, совершенствование? Подробностей о своей духовной жизни батюшка не рассказывал. Мы знаем только отдельные факты. В Глинской пустыни его духовником был старец Андроник (Лукаш). Думаю, батюшка от него много напитался. Судя по житию преп. Андроника и воспоминаниям о нем, батюшка был очень близок с ним по духу, такая же доброта и тихость. В Глинской пустыни тогда жили еще великие старцы, но они были очень строгие – другого духа. В Псково-Печерском монастыре батюшка был близок с валаамскими старцами, вернувшимися на родину из Ново-Валаамского монастыря: иеросхимонахом Михаилом (Питкевичем), схимонахом Николаем, схиигуменом Лукой. Нес послушание келейника у этих старцев, рассказывал, что много беседовал с ними. Первые полгода пребывания на Афоне отец Ипполит ходил за советом к старцу Тихону (Голенкову, 1968), но он вскоре почил. Старец Тихон Русский – духовный отец преподобного Паисия Святогорца. Самые длительные духовные связи у батюшки сложились со старцем Арсением Пещерником (1886-1983гг.), сподвижником старца Иосифа Исихаста. Вокруг отца Иосифа сложилась община. После его упокоения её возглавил старец Арсений. Сначала братство пребывало в горах, потом спустились в Белозерку – это русская обитель. Во второй половине XIX-ro – начале ХХ-го веков на Афоне образовались несколько многочисленных русских обителей. Одна из них, в честь святителя Николая – Белозерка, сейчас её называют Буразери. Батюшка рассказывал, что ходил в Белозерку, чтобы побеседовать с отцом Арсением. Старец говорил по-русски, и это было важно для выяснения тонких духовных вопросов. Однажды в паломничестве на Афоне я встретился с греческим монахом Иоанникием и спросил, знал ли он отца Ипполита. Он ответил: «Да, знал, хороший монах, мы вместе в Белозерку ходили».

http://pravoslavie.ru/126426.html

Они удивлялись и говорили: " И не курит, и трудится " . После окончания войны, в 1918 году, он вернулся в обитель, где сначала проходил послушание на монастырской мельнице, а затем был определен на должность эконома. 11 июня 1920 года был пострижен в рясофор, а в 1921-ом принял монашеский постриг с именем Андроник. День пострига навсегда остался в его памяти. Позднее он писал и говорил своим духовным детям: " Помните великий день вашего пострига, помните обеты при постриге, данные вами… быть истинными монахами -- вовеки не согрешите " . Годы, проведенные в обители, оставили в молодом иноке неизгладимый след и способствовали его духовному совершенствованию. И впоследствии, где бы он ни был, он всегда был тверд в исполнении своих монашеских обетов. Отец Андроник глубоко переживал закрытие Глинской пустыни и говорил, что это было " событие страшное " . Своей строгой иноческой жизнью и беспрекословным послушанием монах Андроник обратил на себя внимание епископа Павлина (Крошечкина), Курского викария, который взял его к себе в келейники, а в 1922 году рукоположил во иеродиакона. Старец рассказывал: " Однажды в храме подошла ко мне какая-то женщина и со слезами говорила, что все церкви закрыты, колокола перестали звонить, а я сказал: " Бог даст, и зазвонят " . За эти слова сослали меня на Колыму в 1923 году на 5 лет " . В ссылке отец Андроник служил санитаром в тюремной больнице. Он ухаживал за больными с искренними состраданием и любовью. Все его любили, а сосланные узбеки даже звали " мамой " . Однажды в больницу привезли умершего епископа Иринарха (Синькова). Отец Андроник обмыл его и упросил врача, чтобы тот отдал для погребения епископа большой гроб, который несколько лет стоял в больнице, потом застелил гроб белой простыней, из полотенца сделал омофор, надел на епископа свою шапку и в руки дал четки. Отец Андроник написал епископу Павлину, что Господь сподобил его похоронить епископа Иринарха. В 1936 году Патриаршим местоблюстителем Блаженнейшим митрополитом Сергием он был награжден за это золотым наперсным крестом.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Lukas...

И здесь мы тоже можем говорить о сохранении духовной преемственности, и это особенно интересно, потому что одним из преемников этих старцев является наш Святейший Патриарх Илия II, духовный отец которого, отец Шио (Дзидзава), был духовным чадом преподобного Алексия (Шушания). После революции грузинское монашество пополнилось и монахами из России. Они вынужденно бежали из своих монастырей и, перейдя на жительство в Грузию, основали здесь монашеские поселения. Например, Псху на озере Амткел, в горах Абхазии. Говоря о русских отцах-подвижниках, в первую очередь надо упомянуть отцов, пришедших из Глинской пустыни и поселившихся в Сухуми и в Тбилиси. Первым из них надо назвать владыку Зиновия (Мажугу), который только лишь принял постриг в Глинской пустыни, а все остальные священнические степени получил уже в лоне Грузинской Церкви: стал и диаконом, и иеромонахом, и потом уже епископом Грузинской Церкви, митрополитом Тетрицкаройским. Владыка Зиновий (Мажуга) с отцом Виталием (Сидоренко). Начало 1980-х.      Вместе с ним в Грузии подвизались и другие насельники Глинской пустыни, которые были изгнаны из обители во времена хрущевских гонений. Это были архимандрит Андроник (Лукаш), архимандрит Серафим (Романцов) и другие отцы. И с ними со всеми был знаком и общался наш Святейший Патриарх. Постриг он принимал из рук владыки Зиновия. А из старцев последних времен, которые имели общение с ранними отцами, я бы вспомнил архимандрита Гавриила и архимандрита Виталия (Сидоренко) . Я был знаком с обоими, но чаще встречался и больше времени проводил с отцом Виталием. В последние месяцы его жизни мы ходили к нему в обитель и подолгу беседовали. Эти беседы очень многое мне дали. – Владыка, а что сохранилось больше всего в памяти от встреч с этими подвижниками? – Беседы с отцом Виталием продолжались по несколько часов. Отец Виталий садился на пол, и, конечно же, невоспитанностью было оставаться на стуле, поэтому я тоже садился на пол. Такой пример, данный им, невозможно забыть… Проходило время, я вспоминал беседу с отцом Виталием, и понимал, что всё, сказанное батюшкой, было «на потом»… Знаете, чем больше всего мне запомнились эти беседы? Вот я задал вопросы, а батюшка в ответ начинает рассказывать что-то другое, совсем не относящееся к теме.

http://pravoslavie.ru/72396.html

Отцы, возле которых мы тогда окормлялись, сейчас причислены к лику святых: Господь их забрал в райские обители. Они прошли через трудный период гонений, испытаний и много чего претерпели в жизни, а «претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10: 22). Так произошло и с этими старцами, которые никогда никого не ругали, ни своих гонителей, ни своих обидчиков, но во всем полагались на волю Божию. Раз так происходит, значит это – Промысл Божий. С таким настроением, с таким воодушевлением, конечно, легче жить, легче пронести свой крест, несмотря на трудности, которые встречаются на жизненном пути. – Сейчас старцы есть? – И сейчас старцы есть. И сейчас к ним очереди, не приступишься. Люди нуждаются в окормлении. Хотя иногда, может, и старца не надо? Просто обратись к священнику, у которого исповедуешься, или помолись хорошо, обратись к первому встречному и получишь ответ на свой вопрос. Надо, чтобы ты сам потрудился, сам помолился, и уже по твоему внутреннему сердечному состоянию Господь даст и ответ. Точно так же и здесь. Узнаешь ты старца, не узнаешь – это какое будет твое внутреннее состояние и желание. Глинские отцы: Иеросхимонах Серафим (Романцов), схиархимандрит Серафим (Амелин), схиигумен Андроник( Лукаш). 1950-е гг.      Даже в период гонений, когда церкви рушились, закрывались, многие были в изгнании, даже тогда души, стремящиеся к Богу, кто хотел и искал старцев, находили, приезжали со всего мира, несмотря на закрытые границы, когда не впускали и не выпускали. О Союзе я просто не говорю: со всех концов и приезжали, и окормлялись, и не было такого, чтобы владыка Зиновий кого-то не принял. Кого-то с рассуждением, кого-то с объяснением, всех встречали, и говорили, и старались накормить, чтобы они уезжали утешенными. А другие спрашивали: «Куда? Где старцы? Какие сейчас старцы?!» Когда закрытая в 1922 году Глинская пустынь была ненадолго открыта в 1942 году, многие приезжали, в том числе одна женщина, которая оставила потом свои воспоминания. А старцам, кроме того что они занимались духовным окормлением, нужно было чисто по-человечески возрождать пустынь, нужно было заниматься хозяйственными делами, нужно было кормить и себя, и многочисленных паломников. И вот эта женщина остановилась посреди двора и внутренне вопрошает – родился такой мысленный вопрос: «Где же найти этих старцев?!» Тут мимо пробегает будущий схиархимандрит Андроник (Лукаш) и вдруг говорит ей: «Книги надо читать». Вот так. Ответ на ее вопрос уже получен. Она даже не успела спросить, а он уже отвечает.

http://pravoslavie.ru/62816.html

Слева направо: Схиархимандрит Серафим (Романцов), схиархимандрит Серафим (Амелин), схиархимандрит Андроник (Лукаш) Отец Андроник всю жизнь хранил в своем сердце память о Глинской пустыни. Уже спустя годы после второго закрытия обители он писал своему духовному сыну, поздравляя его с праздником Рождества Пресвятой Богородицы и с преддверием Воздвижения Креста Христова: «Это наши престольные праздники» с. 157]. Старец называет эти праздники престольными, потому что Глинская пустынь называлась Рождества-Богородицкой, и там был большой Крестовоздвиженский храм. До конца своих дней старец сохранял духовное единство со своими собратьями по Глинской пустыни и по возможности навещал их. Из писем старца мы знаем, что он регулярно навещал отца Серафима (Романцова) с. 156], ныне прославленного в лике святых с. 76]. Митрополит Исидор (Кириченко) неплохо знал всех трех старцев: «Господь сподобил меня с ними общаться, исповедоваться и просить их святых молитв. Будучи уже на приходе священником-иеромонахом, если испытывал какие-то трудности — пишу письмо, и их молитвами Господь укреплял, и я неоднократно ездил в Тбилиси и в Сухуми к отцу Серафиму один раз» Всю жизнь батюшка хранил в своей памяти наставления дореволюционных Глинских старцев и часто писал в своих письмах: «старцы нас учили…». Тетрадка По свидетельствам духовных чад, отец Андроник любил читать Священное Писание и творения святых отцов. Часто в беседах с духовными чадами он цитировал примеры и поучения из этих книг. Сам он к чтению таких творений относился очень внимательно и вел тетрадку, в которой записывал самые нужные и полезные святоотеческие поучения на разные случаи жизни. Старец не просто записывал на бумагу евангельские заповеди, но слагал их в своем сердце, держал их в своем уме и жил, руководствуясь ими. Кроме этого, преподобный Андроник размножал эти записи и раздавал своим духовным чадам. Нам удалось найти одну из таких тетрадей, которая называется «Наставления батюшки, собранные им из Святоотеческих творений и Священного Писания». В нее вошли не только собственные высказывания старца, но и многочисленные наставления святых отцов, и новозаветные и богослужебные тексты. Старец работал над ней в период с 1950 по 1956 годы.

http://pravmir.ru/uroki-prepodobnogo-and...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010