Глинский старец схиархимандрит Андроник (Лукаш ; 1888–1974) перед совершением литургии с вечера оставался на ночь в храме. Здесь он, не смыкая глаз до утра молился. Однажды вместо сторожа в храме пришлось дежурить старосте храма. Устроившись на левом клиросе, он мирно заснул. Когда же проснулся, увидел, что храм уже переполнен людьми. Его охватила досада: надо же столько времени проспать! Наверное, церковь пришлось открывать вместо него самому отцу Андронику. Вот так староста! Какой пример прихожанам?! Взглянул на часы — они показывали два часа, а за окнами еще стояла ночная тьма. Староста в смятении бросился искать ключи и нашел их на обычном месте. Страх охватил его душу. Он вновь посмотрел внутрь храма. Там старец, окруженный плотной толпой людей, совершал поклоны перед праздничной иконой. Некоторое время с благоговейным трепетом староста наблюдал, как Церковь небесная молилась с великим подвижником. Когда же схиархимандрит Андроник закончил правило, люди исчезли и храм вновь погрузился в ночную тишину. Правило ко Святому Причащению является молитвенной подготовкой к Евхаристии. Во время же совершения самого таинства нам необходимо полностью отрешиться от всего мирского и всем своим существом погрузиться в атмосферу священнодействия. В этот момент наша молитва должна быть особенно сосредоточенной и горячей. Во время служения литургии молитвенное напряжение отца Иоанна Кронштадтского , по воспоминаниям современников, было настолько велико, что он обливался потом, подобно Христу, молившемуся перед крестными страданиями в Гефсиманском саду. Ему даже приходилось переодеваться и менять рубашку. Молитвенной подготовке к причащению сопутствует духовное и телесное воздержание. В дни, предшествующие причащению, надо остерегаться наполнять свою душу житейскими заботами, а различные развлечения должны быть исключены полностью. В это время не употребляются продукты животного происхождения: мясо, молоко, яйца и, при строгом посте, рыба. К причащению принято приступать натощак, поэтому после полуночи ничего не едят и не пьют.

http://azbyka.ru/chudo-svyatogo-prichash...

Решение стать монахом родилось, наверное, вскоре после этого. Сердце безошибочно выбрало Глинскую пустынь, сияние которой разливалось для тех, кто умел не только смотреть, но и видеть за тысячи верст. «Глинская пустынь – звезда России», – повторял потом старец. Полгода он там послушничал. Много лет спустя с умилением в голосе произносил имена учителей: «Владыка Зиновий, отец Серафим Амелин, Серафим Романцов, Иоанн Маслов, старец Андроник…» Старец Андроник (Лукаш) неотступно молился об исцелении Сергея, когда тот слег от пневмонии, и казалось, уже не поднимется. Умиравшему послушнику сделали гроб. Три дня он провел между жизнью и смертью. И умер, но только для мира. С одра восстал уже осознавший себя монах, дело было только за постригом, но властям, которые уже вынесли Глинской обители свой приговор, новые иноки были не нужны. Прописаться Сергею не дали, пришлось уехать. Года через два после этого владыка Иоанн (Разумов) написал братии Псково-Печерского монастыря следующее послание: «Если послушник С.Халин действительно пришел в обитель, чтобы стать монахом и сыном обители, он должен навсегда уяснить себе, что смысл иноческой жизни состоит в самоотверженном подвиге самоотречения, то есть: все дни жизни быть воином духовным, хранить чистоту душевную и телесную, со смирением переносить все удары судьбы и все испытания... Принимая во внимание его усердное желание пострижения в мантию с именем Ипполит, за всенощным бдением в канун дня памяти Трех Святителей – благословляю. Епископ Иоанн». На Святой Горе Приход к власти богоборцев в России стал первым ударом по Афону. Иссяк тот поток помощи, благодаря которому процветали не только Пантелеимоновский монастырь и Андреевский скит, но и греческие обители. Во время II Мировой войны Афон блокировали войска германского Вермахта. Это стало причиной голода на Святой Горе. Затем под пятой большевизма оказались все славянские православные страны. Не осталось ни одной внешней силы вокруг Церкви, от которой можно было ждать помощи, а не новых напастей. «Мы умоляем Вас, Святейшего Патриарха Алексия, и всю Русскую Православную Церковь незамедлительно оказать нам помощь. Иначе наш монастырь обречен», – писали русские иноки в Москву в 1945 году. Но лишь два десятилетия спустя Русская Церковь смогла откликнуться по-настоящему.

http://ruskline.ru/opp/2024/02/27/soshed...

2 мая 1921 г. хиротонисан в Москве во епископа Рыльского, 2-го викария Курской епархии. По поручению Курского архиеп. Назария (Кириллова ; с авг. 1921 митрополит) подготовил проект разделения территории Курской епархии на 2 полусамостоятельных вик-ства - Рыльское и Белгородское. Имел резиденцию в рыльском во имя святителя Николая мужском монастыре , совершил поездки почти во все города и мон-ри Курской епархии, побывал и во мн. сельских приходах, часто проповедовал. Хотя П. не был искусным оратором, его проповеди находили отклик у слушателей. Составил неск. акафистов, в т. ч. службу с акафистом своему небесному покровителю свт. Павлину Ноланскому. В Курске образовалась община духовных детей П. К ним присоединились монахи из закрытой властями Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни . Двое из них - иеромонахи Таврион (Батозский) и Андроник (Лукаш) стали в дальнейшем помощниками П. Верным советником П. была его мать, мон. Евдокия (Крошечкина), принявшая иноческий постриг. Вместе с митр. Назарием П. выступил против образованного при поддержке властей в мае 1922 г. обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ). В кон. авг. того же года, после отъезда из Курска митр. Назария, возглавил борьбу сохранившего верность Патриаршей Церкви духовенства (ок. 1/3 клира епархии) против обновленческого Курского епархиального управления во главе с признавшим ВЦУ Белгородским еп. Никоном (Пурлевским). Противодействие обновленцам стало причиной ареста П. 5 дек. 1922 г. на состоявшемся в Курске открытом судебном процессе он был приговорен за «присвоение административных полномочий» и проведение нелегальных собраний к 5 годам заключения (по др. сведениям - 20 февр. 1923 приговорен Курским областным судом к 2 годам заключения «без строгой изоляции»). Отбывал срок в одной из тюрем Москвы. Через год был освобожден. Проживал в Москве под адм. надзором властей, сохранял связи с общиной закрытого Новоспасского мон-ря. Активно поддержал заместителя патриаршего местоблюстителя Нижегородского митр. Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) в борьбе с григорианским расколом . Находясь в Москве, 2 февр. 1926 г. П. засвидетельствовал разрыв с григорианским Временным высшим церковным советом (ВВЦС) и возвращение в каноническую Церковь Переславского еп. сщмч. Дамиана (Воскресенского) (Акты свт. Тихона. С. 438). 2 апр. того же года П., видимо вернувшись на нек-рое время в Курск, вместе с митр. Назарием (Кирилловым) подписался под суждением 25 архипастырей о «раздорнической деятельности «григорианцев» (ВВЦС)» и о поддержке каноничных мер прещения против членов ВВЦС со стороны митр. Сергия (Там же. С. 450). 14 окт. 1926 г. митр. Сергий назначил П. епископом Полоцким и Витебским, но, видимо, он не отбыл к новому месту архиерейского служения (по др. сведениям - совершил короткую поездку в Витебск), т. к. выступал в это время главным инициатором и организатором проведения выборов нового патриарха путем тайного опроса архиереев.

http://pravenc.ru/text/2578602.html

45 . «Душевный пост состоит в отвержении попечений». 46 . «Если будем внимательны к своим грехам, то не будем смотреть на грехи ближнего». Авва Моисей. 47 . «Три главных делания необходимы: бояться Бога, молиться и делать добро ближнему». Авва Пимен. 48 . «Человек, познавший сладость кельи, избегает ближнего, хотя любит и почитает его» «. Авва Феодор. 49 . «Кротость является в терпении». 50 . «Все, что выше сил – от бесов». Авва Пимен. 51 . «Не оставь воли Божией для исполнения воли человеческой». 52 . «Страх Божий хранит человека от греха». 53 . «Многие говорят о совершенстве, но мало кто достигает его на самом деле». Авва Пимен. 54 . «Господь до тех пор хранит душу твою, пока ты хранишь язык свой». 55 . «Если будешь соблюдать молчание, то найдешь покой везде, где бы ты ни жил». Авва Пимен. 56 . «Все грехи мерзость перед Богом, но мерзостнее всех гордость сердца». 57 . «Страсти рождаются от нерадения». 58 . «От многих попечений и рассеянности рождаются страсти». 59 . «Где бы ты ни был не высказывай себя остроумным и учительным, но будь смиренномудр, и Бог дарует тебе умиление. Авва Пимен. 60 . «Не любопытствуй и не расспрашивай о суетных делах мира». 61 . «Люби молиться часто, чтобы просветилось сердце твое». 62 . «Любяй же неправду, ненавидит свою душу». 63 . «Необходимо заботиться о стяжании духовного делания («умной молитвы»)». 64 . «Если не будем осторожно вести себя внешне, то не сможем сохранить и внутреннее». 65 . «Не позволяй себе ни слышать, ни говорить о чем-нибудь неполезном для души». 66 . «Этот век дан для покаяния. Если истратишь его попусту, живя худо, то очень пожалеешь потом, не найдя его вторично». 67 . «Если ты не смиришься, то Я смирю тебя», – сказал Господь. 68 . «Молитва, совершаемая с небрежением и леностью – празднословие». 69 . «Предпочитаю правило легкое, но постоянное, правилу трудному вначале, потому вскоре оставленному». 70 . Венец монаха – смиренномудрие. Злословие есть смерть души». Авва Ор. 71 . Берегись лености, она потребит весь плод трудов твоих».

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Lukas...

В 1954 году он ушёл в Глинскую пустынь. Сначала Иван несколько месяцев нес в монастыре общие послушания, затем ему дали подрясник, а в 1955 году зачислили в обитель по указу. В то время в обители подвизались такие великие старцы, как схиархимандрит Андроник (Лукаш), схиархимандрит Серафим (Амелин), схиархимандрит Серафим (Романцов). Настоятель обители вскоре благословил Иоанна отвечать на многочисленные письма, поступавшие в обитель от тех, кто просил совета, духовного наставления и помощи. Так Иван начал свое самоотверженное служение Богу и ближним, ведя жизнь самую скромную, строгую и смиренную. Нес послушание письмописца, трудился в столярной мастерской, делал свечи, затем был заведующим аптекой и одновременно клиросным. 8 октября 1957 года накануне празднования преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова молодой послушник был пострижен в монашество с именем Иоанн в честь святого апостола. В послужном списке тех лет сказано: «Монах Иоанн Маслов отличается исключительным смирением и кротостью; несмотря на свою болезненность, он исполнителен в послушаниях». В 1961 году после закрытия монастыря, Отец Иоанн по благословению старца Андроника поступил в Московскую Духовную Семинарию. В 1962 году он был рукоположен в Патриаршем Богоявленском соборе в сан иеродиакона, а 31 марта 1963 года — в сан иеромонаха. После окончания Семинарии он продолжил обучение в Духовной Академии. Сокурсники рассказывали, что будучи простым, смиренным и общительным в повседневной жизни, отец Иоанн как бы преображался, когда исповедовал. Они чувствовали, что не могут относиться к своему сокурснику иначе как к старцу, духовному отцу, многоопытному наставнику. Во время учебы в Академии отец Иоанн был назначен ризничим Академического храма. Отца Иоанна, имеющего абсолютный слух, назначили также звонарем Академического храма. Еще в годы учебы в Академии ему, студенту, было вверено духовное окормление преподавателей и учащихся, кроме того, он исповедовал богомольцев. Именно здесь в полной мере раскрылись способности и пастырские дарования отца Иоанна, который с первых дней проявил себя опытнейшим духовником. Рассказы о прозорливом иеромонахе передавались из уст в уста. Отцу Иоанну было тогда лишь 33 года, но он был духоносным старцем, он имел редкий дар проникать во внутренний мир людей, ему было присуще удивительное чувство сострадания и сопереживания ближним. И, сострадая, он имел дар силой своей пламенной молитвы исцелить душу и тело человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/

В эти годы продолжателями традиций глинских старцев были настоятель монастыря схиархимандрит Серафим (Амелин) (1874–1958), схиигумен Андроник (Лукаш) (1889–1974) и иеросхимонах Серафим (Романцов) (1885–1976). Он был братским духовником, строгим и требовательным. Старец Серафим (Романцов) стал духовным отцом Виталия. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) в истории Глинской пустыни писал о старце Серафиме следущее: «Это был духовник опытнейший, знаток всех сокровенных движений человеческого сердца, обладатель духовных сокровищ, которые он приобрел долгим многотрудным подвигом... Его беседы, преисполненные истинного смирения, согревали охладевшие сердца людей, открывали им душевные очи, просвещали разум, приводили к раскаянию, душевному миру и душевному возрождению». Схиархимандрит Серафим (Романцов) говорил: «Единственный подвиг для юных – это послушание. Подвижничество без послушания – ходьба на ходулях». «Человек должен непременно испытать горечь греха и сладость благодати. Для этого очень хорошо и даже необходимо иметь руководителя в этом многотрудном пути». Старец Серафим (Романцов) стал духовным руководителем послушника Виталия. Первое время послушник был сторожем, позже работал в трапезной. Когда он нес послушание за свечным ящиком, приходилось задерживаться после службы (он считал выручку). Чтобы не будить братию, он ложился спать у дверей братского корпуса прямо на улице. В монастыре в те годы подвизался прозорливый блаженный иеродиакон Ефрем, который нес послушание ночного сторожа. После закрытия монастыря его насильно определили на лечение в психиатрическую больницу, находившуюся на территории Вышенской пустыни под Рязанью. Там он продолжал юродствовать и принимать людей, приезжавших к нему по духовным нуждам. Отца Виталия с отцом Ефремом связывала духовная близость, он рассказывал о нем, как о старце высокой духовной жизни. Иеродиакон Ефрем часто повторял: «Весь секрет спасения – в смирении». Из воспоминаний иеромонаха Мардария (Данилова): «Глинская пустынь в то время – это рассадник духовности был. Какие там старцы были... А Виталий – он хотя просто послушником был у отца Серафима (Романцова) , но принимал всех странников – как отец милосердия был, и вел очень духовную жизнь...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вскоре после своего назначения на Полоцко-Витебскую кафедру П. посетил в Н. Новгороде митр. Сергия и предложил ему обратиться к правосл. иерархам, чтобы провести выборы патриарха путем сбора их письменных мнений. Переданное митр. Сергию письменное обращение по этому поводу помимо П. также подписали Свердловский архиеп. Корнилий (Соболев) и Ковровский еп. священноисп. Афанасий (Сахаров).В качестве наиболее подходящей кандидатуры для избрания патриархом П. предложил Казанского митр. сщмч. Кирилла (Смирнова). Митр. Сергий заявил, что он не может самостоятельно выступить с таким обращением, для принятия подобного решения необходима инициатива значительной части архиереев. Для сбора подписей архиереев под обращением к митр. Сергию П. за короткое время объехал Москву, Владимир, Ленинград, Рыбинск, Рязань, Курск, Воронеж, Харьков, Киев, Полтаву и сумел получить не менее 19 подписей (по др. сведениям - 24-25 подписей) пребывавших там архиереев. Большинство из них при этом поддержали кандидатуру митр. Кирилла. Проведение выборов патриарха путем опроса архипастырей и кандидатуру митр. Кирилла как буд. патриарха поддержал при встрече с П. от имени епископов, заключенных в Соловецком лагере, недавно освобожденный оттуда архиерей (П. отказался назвать на допросе его имя, скорее всего это был Колпинский еп. Серафим (Протопопов, впосл. архиепископ)). Вернувшись в Н. Новгород, П. предъявил собранные подписи митр. Сергию, к-рый согласился на проведение предварительного опроса среди епископата по поводу избрания патриарха. П. было передано «обращение митрополита Сергия к русской иерархии с предложением высказаться и голосовать запечатанными пакетами» (впосл. изъято при аресте, не сохр.). Обязательным условием проведения выборов патриарха путем опроса среди епископов митр. Сергий назвал получение одобрения от находившегося в то время в тюрьме патриаршего местоблюстителя митр. сщмч. Петра (Полянского). С полученным от митр. Сергия обращением П. объезжал архиереев и собирал «запечатанные пакеты» с голосами, поданными за кандидатов в патриархи. Помимо П. этим также занимались его помощники - игум. Таврион (Батозский) и двое мирян, отец и сын И. А. и И. И. Кувшиновы. Предполагают, что в сборе подписей также участвовал 4-й помощник, имя которого осталось неизвестным (видимо, это был иером. Андроник (Лукаш)). П. собрал ок. 20 подписанных архиереями мнений, всего же в голосовании путем письменного опроса приняли участие более 70 архиереев (по др. данным, было получено 92 отзыва). Большинство архиереев высказались за то, что подобное избрание патриарха возможно, а митр. Кирилл является наиболее достойным кандидатом в первоиерархи.

http://pravenc.ru/text/2578602.html

Исповедоваться у одного священника — В этом смысле насколько, на ваш взгляд, важна исповедь для священника? — Обязательно духовенству нужна исповедь! Отец Андроник (Лукаш), мой духовник, считал, что священникам надо почаще каяться. Он говорил, что это не дело, если мы людей ­исповедуем часто, а сами делаем это редко. Даже советовал при возможности каждый день исповедоваться. Мы это сразу знали, с молодости еще. Студентами мы каждый год ездили по монастырям. Собирались группой, на праздник преподобного Сергия приезжали в Лавру и оттуда ехали в паломничество. В Залещиках часто были, в этом монастыре под Почаевом был тогда схиигумен Кукша (Величко), ныне канонизированный в лике преподобных. Его туда переселили из Почаевской лавры, чтобы меньше людей приезжало к нему. Но люди все равно узнавали и ехали. Приезжали и мы. Во всех своих поездках по святым местам мы, молодые священники, всегда исповедовались.  Мы знали, что это нужно нам, пастырям, так же, как и всем верующим людям. Когда есть человек, к которому ты можешь подойти, поговорить, посоветоваться, поисповедоваться, с этого и начинается твой духовный рост. Мы с женой, к примеру, исповедовались всегда у одного священника. Это помогало нашей ­семье двигаться в духовном отношении в одном направлении. Мне вообще кажется, что общий духовник — это очень важное условие для семейного благополучия духовенства. Не хочу никого обидеть, но для меня образ ­семьи священника — это когда батюшка и матушка прежде всего духовно вместе. Пусть утренние молитвы не получается вдвоем почитать, зато вечерние — всегда вместе. Это настолько благодатно, вы не представляете! Чувствуешь настоящее родство душ. А когда в семье царят любовь и вера, то мы видим совершенно другие результаты и в церкви. Такой священник будет заботиться о храме и будет созидать его. — Сегодня у священников много сложностей бывает в семейной жизни, вплоть до разводов. Семейный уклад у нас непростой: муж постоянно занят то в храме, то на требах, всегда — с людьми. Жена все время одна, а если еще маленькие дети, помощи нет, да еще материальные сложности… Как пастырю, на ваш взгляд, сохранить семью?

http://e-vestnik.ru/interviews/protoiere...

Исповедоваться у одного священника — В этом смысле насколько, на Ваш взгляд, важна исповедь для священника? — Обязательно духовенству нужна исповедь! Отец Андроник (Лукаш), мой духовник, считал, что священникам надо почаще каяться. Он говорил, что это не дело, если мы людей ­исповедуем часто, а сами делаем это редко. Даже советовал при возможности каждый день исповедоваться. Мы это сразу знали, с молодости еще. Студентами мы каждый год ездили по монастырям. Собирались группой, на праздник преподобного Сергия приезжали в Лавру и оттуда ехали в паломничество. В Залещиках часто были, в этом монастыре под Почаевом был тогда схиигумен Кукша (Величко), ныне канонизированный в лике преподобных. Его туда переселили из Почаевской лавры , чтобы меньше людей приезжало к нему. Но люди все равно узнавали и ехали. Приезжали и мы. Во всех своих поездках по святым местам мы, молодые священники, всегда исповедовались. Мы знали, что это нужно нам, пастырям, так же, как и всем верующим людям. Когда есть человек, к которому ты можешь подойти, поговорить, посоветоваться, поисповедоваться, с этого и начинается твой духовный рост. Мы с женой, к примеру, исповедовались всегда у одного священника. Это помогало нашей семье двигаться в духовном отношении в одном направлении. Мне вообще кажется, что общий духовник — это очень важное условие для семейного благополучия духовенства. Не хочу никого обидеть, но для меня образ ­семьи священника — это когда батюшка и матушка прежде всего духовно вместе. Пусть утренние молитвы не получается вдвоем почитать, зато вечерние — всегда вместе. Это настолько благодатно, вы не представляете! Чувствуешь настоящее родство душ. А когда в семье царят любовь и вера, то мы видим совершенно другие результаты и в церкви. Такой священник будет заботиться о храме и будет созидать его. — Сегодня у священников много сложностей бывает в семейной жизни, вплоть до разводов. Семейный уклад у нас непростой: муж постоянно занят то в храме, то на требах, всегда — с людьми. Жена все время одна, а если еще маленькие дети, помощи нет, да еще материальные сложности… Как пастырю, на Ваш взгляд, сохранить семью?

http://patriarchia.ru/db/text/5834242.ht...

Кроме того, Архиерейский собор обратил внимание на " недопустимость практики лишения причастия " тех, кто живет хотя в невенчанном, но в зарегистрированном браке, и " отождествления такового брака с блудом " . О современном монашестве и разуме " Положение о монастырях и монашествующих " определяет основные принципы и правила жизни обителей в современных условиях. Документ, однако, основан на древних иноческих правилах и уставах. " Современный человек, даже приходя в монашество, к сожалению, очень слабо привязан к истинной церковной традиции, ему нужны все время какие-то разъяснения и инструкции. Чтобы не было " отсебятины " , принят такой документ, на который будут ссылаться как на некую норму " , – разъясняет смысл появления положения о монахах митрополит Барнаульский Сергий. Ожидалось, что один из наиболее " животрепещущих " вопросов, по которому могла возникнуть дискуссия на Архиерейском соборе, – проникновение в монастыри интернета. Однако, как рассказали участники совещания, мнения иерархов не разошлись: использование информационно-коммуникационных технологий возможно. Хотя допустимо оно, сказано в итоговом документе, " только по благословению игумена, для самообразования или с иной целью, определенной руководством обители " . " Православие ни от чего не отказывается. У нас должен быть некий " срединный " путь, по святителю Иоанну Златоусту: " всем пользуйся, но ничто не должно обладать тобою " . И разумный подход ко всему. Потому что во всяком техническом новшестве, новом достижении человечества есть полезная сторона, и нужно все это разумно использовать, обращать на пользу " , – заключает митрополит Воронежский и Лискинский Сергий. О прославлении украинских святых Собор включил в месяцеслов Русской церкви – то есть, прославил общецерковно – более 30 имен местночтимых украинских святых. Примерно половина из них – старцы знаменитой Глинской пустыни в Сумской области, одного из центров православного паломничества в XIX-XX веках. Это схимитрополит Серафим (Мажуга), схиархимандриты Андроник (Лукаш), Серафим (Романцов) и Серафим (Амелин), жившие в советское время, и другие.

http://religare.ru/2_114452.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010