иеродиакон Софроний (Макрицкий) Раздел второй Подвижники благочестия и родные по духу Схиархимандрит Андроник (Лукаш) Епископ Стефан (Никитин) Митрополит Леонид (Поляков) Схиигумен Феофил (Россоха) Схиигумен Савва (Остапенко) Архимандрит Адриан (Кирсанов) Архимандрит Кирилл (Павлов) Схиархимандрит Власий (Перегонцев) Архимандрит Нектарий (Марченко) Схиархимандрит Илий (Ноздрин) Протоиерей Владимир Волгин Схииеромонах Амфилохий (Трубчанинов) Протоиерей Анатолий Шашко Александр Андреевич Гадицкий Петр Ильич Мельник Памяти Глинского старца – схиархимандрита Андроника (Лукаш, 1888–1974) 103 “Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедовал вам”. ( Ин. 15:14 ) Старец Глинской пустыни – схиархимандрит Андроник (Лукаш , 1888–1974). Ныне прославлен в лике святых. Духовно окормлял отца Димитрия Тяпочкина (архимандрита Серафима) с 1960 г. Схиархимандрит Андроник (в миру Алексей Андреевич Лукаш) родился 12 февраля 1888 года в селе Луппа Роменского уезда Полтавской губернии, в семье крестьян Андрея и Акилины. Его отец служил сельским почтальоном и был жестокого нрава, вспыльчивым и раздражительным. Мать, напротив, была смиренной, глубоко верующей, набожной женщиной, верной христианкой и заботливой женой. В семье росло пятеро детей: Филипп, Иоанн, Варвара, Алексей и Василий. Акилина провидела в Алексее его светлое пред Богом будущее. Окрестив его в честь святого Алексия, человека Божия, она неустанно заботилась о воспитании сына. Семя упало на добрую почву и уже в детстве дало всходы: мальчик потихоньку вставал ночью, становился на колени, скрестив ручки на груди, и с удивительным для его лет усердием молился о маме, отце, братьях и сестре. Он отличался кротостью и непоколебимым спокойствием, которые сохранил до преклонных лет. Начальное образование Алексей получил в сельской церковно-приходской школе. Знания давались ему с трудом, и после окончания школы отец устроил его работать кучером. Мальчик был настолько серьезным, что отец часто давал ему самые ответственные поручения. Следуя закону Божию, он повиновался родителям во всем. Но еще в отроческие годы Алексея стала тяготить суета этого мира. В своих мыслях он часто погружался в тот мир, где непрестанно славится имя Божие, думал о монастырях и иноческой жизни. С годами в нем окрепло желание стать монахом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

преподобный Андроник Глинский (Лукаш) (12.02.1889–21.03.1974) Нравственно-аскетические труды преподобный Андроник Глинский (Лукаш) Схиархимандрит, старец Глинской пустыни. В миру Алексий († 21 марта 1974 г.). Родился в крестьянской семье в с. Лука близ Лохвицы на Полтавщине (1889). В Глинскую пустынь пришел в 1905-1906 гг. В 1915 г. был призван на фронт, затем оказался в плену, где провел 3,5 года; наученный старцами принимать все испытания с верой в Промысл Божий, он в смирении переносил тяжелые условия плена, а впоследствии вспоминал: " Мы землю копали: всё равно ведь нужно трудиться, - и чудеса Божии сопутствовали нам " . В 1918 г. Алексий вернулся в обитель и стал нести послушание на мельнице, затем был назначен экономом, в 1920 г. принял постриг в рясофор, а в 1921 г. - в мантию (с именем Андроник). При закрытии пустыни (1922) он был рукоположен в иеродиакона и стал келейником викария Курской епархии епископа сщмч. Павлина (Крошечкина). Однажды в храме к о. Андронику подошла женщина, которая со слезами посетовала о закрытии храмов и молчании колоколов. " Бог даст, и зазвонят " , - ответил подвижник, за что вскоре был арестован и сослан на 5 лет в лагерь на Колыме. В лагере о. Андроник работал санитаром тюремной больницы (где ссыльные узбеки называли его " мамой " ). Освобожденный досрочно, он вновь стал келейником у владыки Павлина, в 1926 г. был рукоположен в иеромонаха. В 1927 г. был пострижен в схиму в связи с тяжелой болезнью. В кон. 1930-х гг. о. Андроника арестовали, требуя дать показания против владыки Павлина. Один из работников НКВД сильно ударил инока, и тот, упав без сознания, пришел в себя лишь в тюремной больнице (на вопрос, что случилось, он смиренно отвечал: шел на допрос, упал и ударился о камень). В другой раз о. Андроника привели в помещение с раскаленной печью и приказали влезть на нее; подвижник скромно спросил, нужно ли разуваться, и издевательство отменили. 3-м испытанием стало содержание на холоде в одном белье. Предложенных бумаг о. Андроник так и не подписал, говоря: " Я неграмотный.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Lukas...

Слева направо: архимандрит Модест (Гамов), митрополит Зиновий (Мажуга), схиархимандрит Серафим (Романцов), схиигумен Андроник (Лукаш) ЖМП 4 апрель 2014 /  29 апреля 2014 г. Святые старцы Глинской пустыни Революцией в Рождества Богородицы Глинской пустыни, расположенной в Сумской области в нескольких километрах от российско-украинской границы, было разрушено почти всё. Схимитрополит Серафим (Мажуга), схиархимандриты Андроник (Лукаш), Серафим (Романцов) и Серафим (Амелин) и другие старцы прошли через множество испытаний: изгнание из обители, лишения и мытарства в советских лагерях. Но, несмотря на все трудности, на многочисленные расколы в обществе и Церкви, глинские подвижники своим поведением и служением подавали личный пример, как правильно жить и молиться. Дорога в пустынь Отрок Захария Мажуга, ставший спустя многие годы митрополитом Зиновием и за два года до смерти принявший схиму под именем Серафим, после смерти родителей жил в семье своей двоюродной сестры Параскевы. В это время он часто тайно бегал в монастырь и был уже знаком с некоторыми насельниками. Поскольку семья, в которой он жил, была бедной, вскоре его отдали обучаться в пошивочную мастерскую при Глинской пустыни. А в 1912 году 16-летним юношей он был зачислен в Глинскую пустынь послушником. Юноша Алексей Лукаш, впоследствии старец Андроник, впервые переступил порог Глинской обители в 1906 году. Братия произвели на него сильное впечатление. Впоследствии он вспоминал: «Овеяло меня великой радостью, дух мой встревожился, и умом я с воздыханиями обратился к Царице Небесной, прося принять меня в число равноангельских иноков, которое Она стяжала к непрестанному славословию Сына Своего. Дал Матери Божией таинственное обещание служить Ей, всё переносить, терпеть до конца своих дней, после чего ощутил радость на сердце и надежду на Ее милосердие». Об отце Серафиме (Романцове), который по скромности своей мало что о себе рассказывал, известно немного: в святом крещении он получил имя Иоанн, а по окончании церковноприходской школы и смерти родителей в 1910 году тоже поселился в Глинской пустыни.

http://e-vestnik.ru/church/svyatye_start...

Н.В. Маслов Письма схиархимандрита Андроника (Лукаша) 17 Схиархимандрит Андроник (в миру Алексей Андреевич Лукаш), маститый старец, великий молитвенник и смиренный труженик на ниве Христовой, родился 12 февраля 1889 г. в селе Луппа Лохвицкого уезда Полтавской губернии. В 1905 г. поступил в Глинскую пустынь. В 1921 г. принял монашеский постриг с именем Андроник. Глубоко переживал закрытие монастыря. Своей строгой иноческой жизнью обратил на себя внимание епископа Павлина (Крошечкина), Курского викария, который взял его себе в келейники и в 1922 г. рукоположил во иеродиакона. В 1923 г. был сослан на Колыму на 5 лет. По амнистии вернулся из ссылки раньше срока. В 1926 г. рукоположен в сан иеромонаха. Через год, во время тяжелой болезни, пострижен в схиму с оставлением прежнего имени. В 1939 г. во второй раз был осужден. В 1948 г. вернулся в Глинскую пустынь. Был назначен благочинным и ризничим монастыря. 5 мая 1955 г. возведен в сан схиигумена. Велик был духовный авторитет старца Андроника. Не только братия, но и сам настоятель обители архимандрит Серафим (Амелин) исповедовались у него. После вторичного закрытия обители в 1961 г. переселился в Тбилиси под непосредственное попечение бывшего насельника Глинской пустыни митрополита Тетрицкаройского Зиновия (Мажуги), который очень любил и почитал старца. В Грузии продолжил свое старческое служение. Совершал богослужения и исповедовал в тбилисском храме святого Александра Невского. Тесна была духовная связь отца Андроника со всеми Глинскими иноками, которые часто писали ему и навещали его. В 1963 г. митрополит Зиновий возвел отца Андроника в сан архимандрита. Схиархимандрит Андроник (Лукаш) преставился ко Господу в Тбилиси 21 марта 1974 г. Прах отца Андроника предал земле митрополит Зиновий (Мажуга), в схиме Серафим. Благословение Господне почиет в сердцах ваших, мои никогда незабвенные духовные дети и отцы: М., И., Н. и Н. Прошу я вас помолитесь за меня болящего. Сколько есть моих сил, всегда днем и ночью я вас поминаю во своих грешных молитвах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf Постриг Алексей Лукаш – один из последних Глинских старцев. Будущий архимандрит родился 12 февраля 1889 года в бедной многодетной крестьянской семье. Окончил церковно-приходскую школу, работал волостным кучером. Эта работа дала возможность Алексею обрести первые навыки молитвенного делания. В пути, когда он ехал по разным поручениям начальства, Алексей любил погружаться в молитву, в тот мир, «где непрестанно славится Имя Божие». Однажды на пути он повстречал странника, который побывал во многих святых местах. Его рассказы пробудили в Алексее внутреннее стремление к монашескому служению, которое у него постепенно зрело уже давно, с самых юных лет. Взяв благословение у матери и втайне от отца, который был бы однозначно против такого выбора сына, в 1906 году, семнадцати лет отроду, Алексей уходит в монастырь Глинской пустыни. Первая мировая Из всех послушников обители Алексей отличался особым прилежанием к послушанию и трудолюбию. На это сразу обратили внимание опытные Глинские подвижники. Но духовный путь монашеского восхождения прервала начавшаяся в 1914 году Первая мировая война. Глинская обитель отправляет на фронт семьдесят пять послушников, среди которых оказался и Алексей. В первом же бою взвод, где он служил, попал в окружение и большинство солдат были взяты в плен и перевезены в Австрию. Пленных почти не кормили и давали очень тяжелую работу. Они строили дороги, копали глубокие канавы под канализации. Многие пленные тогда умерли от истощения. В плену Алексей пробыл три с половиной года. Первый арест По окончании войны ему удалось вернуться в родную обитель, но революционное лихолетье дошло и до стен Глинской пустыни. В 1922 году монастырь был закрыт, имущество разграблено, а в помещениях обители был размещен детский городок имени Ленина. К тому времени Алексей уже был пострижен в монашество с именем Андроник. После закрытия монастыря, он трудится чернорабочим на мельнице, а в 1925 году становится помощником епископа Курского Павлина, будущего новомученика, который рукополагает его в иеродиакона, а потом и в иеромонаха. В 1929 году следует первый арест и заключение в Сиблаг, где отец Андроник будет находиться до 1935 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Lukas...

Изречения отцов Монах Амвросий (Гвазава) сказал: «Наш игумен говорил: не враги, а наши грехи закрывают храмы и монастыри. Разве Бог не в силах защитить свое достояние? Но за наше нерадение Он предназначил нам спасаться скорбями». Говорил схиархимандрит Андроник (Лукаш) : «Смех, шутки и ласки – не дело монаха, это привычки мира, от которого он отрекся. Если монах стяжает благодать, то и без шутливости и внешней ласковости в словах он сможет утешать людей». Одна женщина сказала отцу Андронику: «Когда при мне осуждают людей, я сижу молча, не вступая в разговор». Старец ответил: «Лучше бы ты сказала, что слушаешь молча, не пропуская ни слова. Тот, кто слушает клевету, сам становится участником клеветы, и то, что ты запомнила, в свое время перескажешь другим. Кто не смог удержать слух, не сможет удержать и язык». Та сказала: «Отче, если я встану и уйду, то оскорблю человека». Отец Андроник ответил: «Лучше обидеть человека, чем Бога; лучше потерять дружбу, чем благодать». Один монах спросил у отца Андроника: «Иногда я включаю телевизор, чтобы узнать последние известия, а затем выключаю его; что в этом плохого?». Старец ответил: «Ты один раз выключишь телевизор, а в другой раз подумаешь: посмотрю еще немного, что там показывают,– и просидишь половину ночи, рассматривая чебурашек. Вот диавол и поймал тебя.– Старец продолжал: – Монах, который смотрит телевизор, этим самым нарушает три обета: отречения от мира, целомудрия души и пребывания во внутренней молитве. Он трижды клятвопреступник, а ты еще спрашиваешь, что в этом плохого». Монах спросил снова: «А как же епископы смотрят телевизор?». Старец ответил: «А разве они заставляют тебя делать то же? Ты знай себя». К монахине Аполлинарии пришла ее духовная дочь и спросила: «Что мне делать? Патриарх сказал мне, что Божия Матерь призывает меня в Дидубийский храм, и он назначает меня свечницей, а я сомневаюсь: призывает меня Божия Матерь или нет». Монахиня Аполлинария ответила: «Если даже Божия Матерь не призывает тебя, но ты поверишь слову Патриарха и пойдешь в Дидубийский храм, чтобы исполнить волю Царицы Небесной, то получишь такую же награду от Пресвятой Богородицы, как если бы Она действительно призвала тебя».

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Закрыть itemscope itemtype="" > Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «Об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых» 30.11.2017 519 Время на чтение 5 минут Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября - 2 декабря 2017 года. I. Комиссия по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви, учрежденная в 2014 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла под председательством Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, установила, что следующие подвижники благочестия, ранее причисленные к лику святых Синодом Украинс кой Православной Церкви, широко почитаются за пределами Украины во многих епархиях Русской Православной Церкви: - а также подвижники благочестия, объединенные в Соборе Глинских святых: Грузинская Православная Церковь, в канонической юрисдикции которой закончили свое служение митрополит Тетрицкаройский Зиновий (Мажуга), схиархимандриты Андроник (Лукаш) и Серафим (Романцов), также почитает их как подвижников и поддерживает прославление их в соборе Глинских святых. Синодальная комиссия по канонизации святых, поддержав выводы Комиссии по составлению месяцеслова, представила их на рассмотрение Священного Синода, который в соответствии с ранее принятыми решениями о порядке общецерковного прославления местночтимых святых (журнал 66 от 15 июля 2016 года) передал вопрос на рассмотрение Архиерейского Собора (журнал 82 от 6 октября 2017 года). II. На Архиерейском Соборе 2016 года был поднят вопрос о возможности общецерковного прославления святителя Георгия (Конисского), архиепископа Могилевского (†1795), канонизированного Синодом Белорусского Экзархата в 1993 году. Кроме того, Преосвященный митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси, обратился в Священный Синод с предложением об общецерковном прославлении праведного Иоанна Кормянского (Гашкевича; †1917), причисленного к лику святых Синодом Белорусского Экзархата в 1997 году.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/01/op...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Иоанн (Маслов), схиархим. Фотография. 80-е - нач. 90-х гг XX в. (Маслов Иван Сергеевич; 6.01.1932, дер. Потаповка, ныне Сумской обл., Украина - 29.07.1991, г. Загорск, ныне Сергиев Посад Московской обл.), схиархим., духовный писатель, церковный историк. Род. в крестьянской семье. Брат деда насельник Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни иером. Гавриил (Маслов) предсказал, что в семье будет еще один монах. С детства Иван посещал Глинскую пуст. В 1950-1952 гг. служил в армии, где тяжело заболел. В 1954 г. настоятель Глинской пуст. схиархим. Серафим (Амелин) благословил Маслова проживать в обители. В 1955 г. был принят в братство; проходил послушание письмоводителя, пел на клиросе, работал в столярной мастерской, в аптеке. 8 окт. 1957 г. по благословению схиархим. Серафима пострижен в монашество с именем Иоанн в честь ап. Иоанна Богослова. По словам И., схиархим. Серафим после кончины в 1958 г. не раз являлся ему во сне в полном облачении и наставлял его. Духовным отцом И. стал старец Глинской пуст. схиархим. Андроник (Лукаш) . После закрытия обители в 1961 г. И. по благословению старца поступил в МДС. В апр. 1962 г. в московском соборе Богоявления в Елохове был рукоположен во диакона, 31 марта 1963 г.- во иерея. 1 сент. 1963 г. назначен помощником ризничего Покровского академического храма, 1 окт. того же года - ризничим Троице-Сергиевой лавры . В 1965 г. окончил МДС, в 1969 г.- МДА, защитил канд. дис. «Иеросхимонах Амвросий Оптинский (Гренков) и его эпистолярное наследие». В апр. 1967 г. И. был возведен в сан игумена, в 1973 г.- в сан архимандрита. После окончания МДА оставлен профессорским стипендиатом, в 1970 г. защитил стипендиатский отчет на тему: «Христос Спаситель - основатель новозаветного пастырства». С 1969 г. преподавал пастырское богословие и практическое руководство для пастырей в МДА, с 1974 г.- литургику в МДС. В дек. 1972 г. утвержден доцентом МДА. В 1983 г. защитил магист. дис. «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении». И. был духовником мн. преподавателей и студентов Московских духовных школ, а также многочисленных посетителей лавры. У И. исповедовался ректор МДАиС прот. Константин Ружицкий , его близкими духовными чадами были игум. Марк (Лозинский) , архим. Симон (Новиков ; впосл. митрополит Рязанский), Сливенский митр. Иоанникий (Неделчев) , Полоцкий архиеп. Феодосий (Бильченко) и др. Почитатели И. верят в его прозорливость.

http://pravenc.ru/text/469510.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 20  голосов:  4.1 из  5) Оглавление Под сенью олив Художественно-документальная повесть Главная задача, которую поставил перед собой автор — передать атмосферу жизни верующих людей в 1950–1980е годы в Советском Союзе. А основная тема книги — поиск и сохранение живой веры через непрестанную молитву и покаяние. У главной героини много прототипов, но при этом в повести действуют реальные исторические лица, имена которых не изменены. Это митрополит Николай (Ярушевич), митрополит Никодим (Ротов), архиепископ Сергий (Голубцов), блаженная старица Любушка, матушка Маргарита дивеевская, Клавдия Георгиевна Петруненкова, старец Андроник (Лукаш) . Глава первая. Детство в монастыре Как хорошо ей было здесь — под кроной дерева, вернее, под кронами деревьев всей оливкой рощи. Каждое дерево она «знала в лицо», каждому дала свое имя и разговаривала с ними, прибегая утром на уступ монастырского холма. И все-таки одно дерево она выделяла среди всех и особенно любила. Она назвала его Афина. Оно связывало ее с умершей матерью, которая часто в разговорах повторяла это красивое имя. Мама была гречанкой, она умерла почти вслед за отцом, так рано, что Геля даже лица ее не помнила, помнила только голос и это повторяющееся слово «Афина». Потом она узнала, что семья бабушки раньше жила в городе Афины и об этом, видимо, любила вспоминать мать. «Здравствуй, Афина», — кричала Геля старой оливе, которая, пожалуй, действительно заслуживала имя богини мудрости, так как была пятисот лет от роду и очень многое помнила из той жизни, которая протекала на этих холмах и неподалеку — в святом граде, что на всех языках мира один единственный назывался именно так. В Горний монастырь сиротка попала тогда, когда ей едва исполнилось четыре года. Ко времени начала нашего повествования ей было уже семь лет. Девочка отличалась неповторимой внешностью: черные вьющиеся волосы обрамляли вылепленное по канонам античной красоты лицо. Но благодаря очень живым глазам, которые каждую минуту готовы были загореться весельем, классической строгости в этом лице не было. И в характере девочки также сочетались разные качества: основательность и любознательность, аккуратность и послушливость, и одновременно — живость, веселость, фантазерство.

http://azbyka.ru/fiction/strannicy-dve-p...

Роман Голованов Скачать epub pdf Мой духовный дедушка Роман Голованов, ведущий телеканала «Спас» Он говорил молчанием. И это молчание было исполнено благодати Святого Духа. Старец Ипполит всегда ждал будто бы тебя. Сидел в своей стасидии или бродил с посохом по монастырю. Смиренный. Тихий. Приезжает к батюшке в Рыльск человек с онкологией. Врачи говорят, жить осталось три-четыре месяца. А возвращается через год в московскую больницу исцеленным. Его называют Серафимом Саровским наших дней. Кстати, отец Ипполит родился в двадцати километрах от деревни Серафима Саровского в Курской области. Два будущих старца – Прохор Мошнин и Сережа Халин – ходили по одним дорогам, пасли коров на одних лугах, молились в одних храмах. Жили, чтобы показать мятущейся русской душе путь к Богу. Семнадцать лет трудился на Святой Горе. Выполнял послушание Силуана Афонского . Унаследовал его дух и материнское сердце. Отец Ипполит застал закат русского старчества в Глинской пустыне и в Печорах. А потом вернулся на родную землю, чтобы восстанавливать Рыльский монастырь. Здесь происходили самые невероятные чудеса исцелений. Речь даже не про больные почки и селезенки. Через старца Господь являл главное чудо – преображение людей. Выдергивал их из мира. Прошлая жизнь оставалась за воротами монастыря. Наркоманы бросали героин. Режиссер стала игуменьей. Борец – иеромонахом. Батюшка готовил духовное войско. Не иначе. Старец видел, у кого на лбу светятся «золотые крестики». Помогал подготовиться к духовным испытаниям. Слава про «старца с Афона» полетела по всей России. Десятки автобусов поехали в Рыльск при его жизни. Онкология. СПИД. Алкоголизм. Наркомания. С чем только не шли к батюшке. Господь поставил его принимать на себя человеческое горе. Страшно представить, но старец Ипполит знал про людей все. Господь открывал ему тайники человеческого сердца. Это был крест батюшки. Он видел, какие страдания ждут человека впереди. И понимал, что оградить от беды не сможет – только будет молиться за него. Отец Ипполит скрывал свою прозорливость. Никому не навязывал свои советы. Молчал, пока не спросят. Он мечтал уйти в затвор. Но батюшка понимал, как русскому человеку нужен земной помощник. Тот, который выслушает. Поплачет вместе с ним. Помолится за него. Он всегда помнил, как его – послушника Сергия – в келье Глинской пустыни исцелил духовник Андроник (Лукаш) . Как молодому человеку тогда было плохо от невообразимой температуры, как он задыхался от кашля. И что испытала его душа, когда Господь явил чудо, и он исцеленным вышел из кельи на третий день…

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010