В это время в Кане у одних небогатых людей, вероятно, родственников Пресвятой Девы Марии, праздновалась свадьба. Христос с учениками тоже был приглашен на свадебный пир. Торжество бракосочетания на Востоке сопровождалось большой пышностью и длилось иногда несколько дней. Во время этого торжества, когда люди беззаботно веселились, к великому стыду и огорчению хозяев, кончилось вино. Такой случай, ввиду особенностей восточного гостеприимства, был настоящей бедой. Желая помочь устроителям пира выйти из затруднительного положения, Пресвятая Богородица подошла к Христу и сказала Ему о беде новобрачных. На просьбу Матери Христос ответил: « Что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой » (Ин.2:4). Из этого ответа Святая Дева поняла, что еще не пришло время, чтобы Ее сын проявил Свою Божественную силу, но Она знала любовь Христа к людям и была уверена, что Он непременно поможет нуждающимся, поэтому сказала слугам: « Что скажет Он вам, то сделайте » (Ин.2:5). Христос не мог отказать Матери, поэтому повелел налить воды в большие каменные сосуды, а затем, почерпнув из них, отнести к распорядителю пира. Когда же распорядитель отведал воды, которая по слову Христа превратилась в превосходное вино, то, подозвав к себе жениха, сказал ему: « Всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе » (Ин.2:10). Так, по просьбе Своей Матери, Заступницы рода человеческого, Господь совершил первое чудо и явил славу Свою. Ученики, ставшие свидетелями чуда, утвердились в вере в Него как Мессию. С этого времени Спаситель неоднократно помогал людям, исцеляя болезни, помогая в бедствиях, воскрешая мертвых. Все чудеса Спасителя свидетельствовали о Нем, как о Сыне Божием. Беседа с Никодимом (Ин.3:1–21) На большие праздники (Пасха, Пятидесятница, праздник Кущей и др.) Иисус Христос ходил в Иерусалим. В одно из таких посещений Иерусалима к нему ночью пришел один из начальников Иудейских Никодим. Его приход и причина, ради которой он искал встречи с Христом, показывает, что не все фарисеи враждебно относились к Иисусу, были и такие, что искренно искали правду и впоследствии уверовали во Христа как Мессию.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Вечером путники пришли к реке Тигру. Товия спустился с берега в воду помыться; в это время на него бросилась большая рыба. Товия испугался, но спутник велел ему схватить рыбу и выбросить на берег. Рыбу эту они испекли и съели, а сердце, печень и желчь из нее взяли с собой, так как спутник объяснил Товии, что курение сердца и печени имеет силу отгонять от человека злого духа, а желчь уничтожает бельма на глазах. В городе Экбатанах Товия со своим спутником остановился у израильтянина Рагуила, приходившегося родственником Товиту. У Рагуила была единственная дочь Сарра, которую семь раз выдавали замуж, но злой дух убивал всех ее мужей в первый день брачного пира. Однажды служанки отца укорили ее, будто она сама задушила своих мужей, и Сарра, огорченная несправедливым подозрением, подобно Товиту, просила себе у Бога смерти. Спутник посоветовал Товии жениться на Сарре, а на опасения его умереть от злого духа сказал ему: «когда войдешь в брачную комнату, возьми курильницу, вложи в нее сердце и печень рыбы и покури ими, а затем помолитесь оба милосердому Богу и Он спасет и помилует вас». Товия послушал своего спутника и женился на Сарре. Войдя в брачную комнату, он совершил курение и оба усердно помолились Богу, и злой дух отошел от Сарры. Между тем Рагуил ночью уже вырыл в саду могилу, чтобы, в случае смерти зятя, похоронить его тайно от соседей, но на утро узнал, что Товия жив, и устроил брачный пир, продолжавшийся четырнадцать дней. За это время спутник Товии сходил в Раги Мидийские к Гаваилу за серебром. По окончании брачного пира Товия с женою и своим спутником поспешили домой. При встрече с отцом Товия помазал его глаза желчью от рыбы; бельма тотчас сошли с глаз и Товит стал видеть. Расставаясь со спутником Товии, отец и сын предложили ему в благодарность половину принесенного серебра, но он сказал им: «благословляйте Бога и прославляйте Его за все, что Он сделал для вас. Я – Рафаил, один из семи Ангелов, которые возносят молитвы святых пред Богом. Когда молился ты и невестка твоя Сарра, я возносил молитвы ваши пред Богом и когда ты хоронил мертвых, я также был с тобой, и ныне Бог послал меня уврачевать тебя и невестку твою Сарру». Товит и Товия в страхе пали на землю, а Ангел стал невидим.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Все эти тексты были хорошо известны Иоанну, который, рассказывая о браке в Кане Галилейской, вполне мог иметь их в виду. Описанный брачный пир может восприниматься как начало новой эры – той самой, которая была предсказана у пророков. «Всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее» Слова распорядителя пира, обращенные к жениху, приводятся Евангелистом не случайно. Как и во многих других случаях, герои евангельского повествования мыслят исключительно земными категориями; их сознание не переносится за пределы материального мира. В беседах Иисуса с Никодимом ( Ин. 3 ) и самарянкой ( Ин. 4 ) это проявляется особенно ярко: Иисус говорит об одном, собеседники слышат совсем другое; Он говорит о небесном, они слышат земное ( Ин. 3:12 ). В данном случае Иисус не разговаривает напрямую с распорядителем пира, и тот не знает о произошедшем чуде. Евангелист Иоанн фиксирует внимание читателя не столько на словах Иисуса, сколько на Его действии, но смысл этого действия остается сокрытым от тех, кого оно касается непосредственным образом. Его смысл раскрывается ученикам, которые, увидев, что произошло, уверовали в Иисуса. «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской» В завершающем предложении употреблено слово σημε‹ον («знамение», «знак»). Славянский перевод здесь точнее русского: «Се сотвори начаток знамением Иисус в Кане Галилейстей...». В Кане Иисус полагает начало тем «знамениям», которыми будет наполнено все Его служение. Употребленный в том же предложении термин «слава» (δξα), как выше говорилось, у Иоанна означает не просто человеческую славу, известность. Он имеет вполне конкретное семантическое наполнение, указывая на страдания и крестную смерть Иисуса: именно в этих событиях Иоанн видит наивысшее явление славы Божией. Непосредственно перед арестом, когда Иуда уже отправился к первосвященникам, чтобы предать Его, Иисус говорит ученикам: «Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его» ( Ин. 13:31–32 ). Затем Он возносит Богу молитву, которая начинается словами: «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» ( Ин. 17:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вскоре после того, что произошло в назаретской синагоге, Господа вместе с Богоматерью пригласили на свадьбу в соседний город Кана. Когда торжество было в самом разгаре, вдруг выяснилось, что за столом кончилось вино. Кажется, мелочь, и уж точно не дело Спасителя мира со всем этим разбираться, но Христос рассудил иначе. Он повелел слугам наполнить 6 больших каменных водоносов водой, а потом попросил отнести содержимое водоноса на пробу распорядителю пира. В сосуде было вкусней-шее вино! Превращение воды в вино на свадьбе в Кане стало первым чудом, которое совершил Христос, и это весьма символично. Свадьба — это торжество любви, а любовь по- истине способна творить чудеса. Да и сама по себе любовь является настоящим чудом. Совсем недавно мы говорили о пире по случаю дня рождения Ирода. Два торжества, два пира, но как разительно они отличаются! Свадебный пир в Кане был торжеством любви, и клятвы, которые были даны тогда, были клятвами о взаимной любви супругов. А ещё свадьба — это праздник, ведущий к рождению новой жизни, поэтому в Кане был Сам Господь. Пир, устроенный Иродом, был торжеством тщеславия и ненависти. Клятвы, которые прозвучали там, были самонадеянными и безумными. И вполне закономерно, что этот пир закончился смертью — казнью пророка Божия. Водонос — сосуд для воды Призвание 12 апостолов Пётр (греч.) – камень Апостол (греч.) – посланник Очень скоро Христа начали сопровождать многочисленные ученики. Люди оставляли свои дома, семьи, работу и отправлялись вслед за Божественным Учителем, ведь Он Сам говорил: «Всякий, кто оставит дома, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» ( Мф. 19:29 ). Последователями Христа становились те, чьих сердец коснулись Его живые и проникновенные слова, те, кто поверил в то, что Он и есть тот самый обетованный Богом Мессия. Однажды Господь проповедовал на берегу Галилейского озера, Его, как обычно, окружила большая толпа. На берегу стояли две лодки, одна из них принадлежала ученику Христа, Симону, и его брату Андрею. Тогда, чтобы всем было удобно слушать, Спаситель попросил Симона сесть вместе с Ним в лодку и немного отплыть от берега. Закончив проповедь, Господь сказал ученику: «Отплыви на глубину и закинь сети». На это Симон ответил: «Наставник, мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть». Когда же это было сделано, сеть так быстро наполнилась рыбой, что даже порвалась. Изумлённому Симону пришлось позвать на помощь товарищей из второй лодки — это были братья Иаков и Иоанн. И, когда они приплыли и выгрузили пойманную рыбу, обе лодки наполнились до краев. Рыбаков объял ужас, а Симон поклонился Христу и смущённо произнес: «Оставь меня, Господи, потому что я — человек грешный!» Почему Симон сказал такие странные слова? Неужели опытного рыбака так испугал вид пойманной рыбы?

http://azbyka.ru/deti/zhizn-i-uchenie-go...

Высокий взгляд Христа проглядывает и в Его нравственных наставлениях, касающихся обыденной жизни. Так, урок смирения Он преподает в таком примере, где выставляется брак, а не другое какое-либо торжество. «Когда ты будешь позван на брак (а не на обед или ужин) не садись на первое место, чтобы не случился кто из званных им почетнее тебя; и звавший тебя и его, подошедши не сказал бы тебе уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место» и т. д. 93 Мы обращаем здесь внимание на то, что Христос урок смирения приурочивает к брачному пиру, а не к «обеду или ужину», о чем Он говорит тут же – в следующем 12 стихе. Высокий взгляд Христа на брак, как на что-то особенно торжественное и важное в жизни людей, проявляется и в том, что урок бдительного отношения верующих к исполнению своих обязанностей Он приспособляет к брачному торжеству, а не к простому пиру, обеду или ужину. И требует такого внимательного отношения к торжеству не только от участников оного, но и от соприкасающихся с ними по своему служебному положению. «Будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака (почему – с «брака», а не с «большого ужина», дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, пришедши (с брака), найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется, и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет, во вторую стражу и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те» 94 . Всматриваясь в эти слова Господа, мы спрашиваем почему особенная бдительность требуется от рабов в том случае, когда господин возвращается с брачного пира, а не с большого ужина» 95 ? Почему эти рабы в данном случае удостаиваются особенной чести со стороны господина, возвратившегося с «брачного пира», так что он начинает служить им, тогда как в других случаях тот же господин, за исполнение рабом своих более трудных обязанностей, не только не награждает, а требует продолжения услуг? «Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему приготовь мне поужинать, и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить; и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю» 96 . Как велика разница в положении тех и других рабов и отношении к ним господина, каждый видит своими глазами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

Господь Иисус Христос, оставляя все это без внимания, продолжает исцелять в субботы и не стыдится вечерять с грешниками и мытарями, когда в этом видит удобный случай призвать ко спасению, и на осуждение за это отвечает: „Я пришел не праведных, а грешников призвать к покаянию ». Но когда враги Его дошли до такой дерзости, что действующую в Нем силу чудотворений в исцелении немощных и изгнании бесов, стали приписывать силе веельзевула – князя бесовского, тогда Он строго обличил их, как упорных противников всякого добра, как дерзких хулителей самого Духа Святого – источника всех благ, и сказал: „посему говорю вам: всяк грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына человеческого; простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем, Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым; ибо дерево познается no плоду. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; a злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда. Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься«. ( Мф.12:31–37 ). Так Господь показал нам Своим примером, что мы должны исполнять свой долг, несмотря ни на людское мнение, признающее то или другое неприличным и постыдным, ни на хулы и клеветы, распространяемые о нас нашими недругами, ни на кривотолки, которыми недоброжелатели стараются представить наши добрые дела худыми, ни на преследование за них от врагов наших. XIX. Чудеса И. Христа Но дело спасения рода человеческого требовало, чтобы люди свободно и разумно уверовали, что Иисус Христос не только исполненный благодати человек – пророк, но и Единородный Сын Божий. Для этого Он явил всенародно дела, поразительно свидетельствовавшие Его Божественность. Был брак в Кане Галилейской. Там были Сам Иисус Христос, Пречистая Матерь и ученики Его. Когда, во время пиршества оказался недостаток в вине, то Господь Иисус, по просьбе Богоматери, велел наполнить водою шесть каменных сосудов, там стоявших, и когда наполнили их водою, сказал: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. Когда же распорядитель отведал, то оказалось, что это вино, и не зная откуда оно, призвал жениха и заметил ему, зачем он не подал этого вина сначала, а сберег на конец пира.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Далее она говорит о себе в единственном числе (ст. 4 – 5): «Дщери Иерусалимские! черна я, но красива, как шатры Кидарские... не смотрите на меня, что я смугла; ибо солнце опалило меня; сыновья матери моей разгневались на меня, поставили меня стеречь виноградники, – моего собственного виноградника я не стерегла». С точки зрения символистики, на которую мы указываем, земля представляется ищущей и желающей солнца жениха в период зимний, когда солнце скрывается за тучами; в другом значении это Палестина в период неурядиц и войн, причем братья матери ее суть народы, живущее кругом ее, не дающие ей покою, препятствующее устроить и охранять свой виноградник. Палестина и народ ждут царя, тоскуют по нем; он только может дать земле и народу счастье и покой. С духовной высшей точки зрения, народ Израильский ждет милости Иеговы, Царя своего; церковь Христова молится о благодати Духа Святаго, ниспосылаемого Господом нашим; душа человеческая жаждет помощи Господа Иисуса Христа. Черна невеста и опалена солнцем земных трудов и забот и страстей, – но красива она, потому что она носит на себе образ и подобие Божие. I, 6. «Скажи мне ты, которого любит душа моя: где пасешь ты? где ты отдыхаешь в полдень? к чему мне быть скиталицею возле стад товарищей твоих?» Слова земли – Палестины обращены к солнцу; народа – к искомому царю. Общий же смысл, независимо от образов, ясно указывает на искание душою Того, которого любит она, хотя она еще не обрела Его. Между тем (I, 7–19) любовь Иеговы не оставляет земли и народа Своего, представление о которых сливается с образом невесты: «Иди по следам овец», говорит Он... С стиха 1-го по 7-й главы II идет разговор между женихом и невестой, замечательный тем 644 , «что в нем жених, невеста и их отношения определяются именами дерев, кустарников, цветов, даже без всяких сравнительных частиц,.... чем ясно дается знать, что основная почва, на которой устанавливаются образы жениха и невесты, есть Палестинская природа» 645 . Но вот со второй главы начинается уже ясно песнь весны: «Я нарцисс Саронский, лилия долин. Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами. Что яблонь 646 между лесными деревьями, – то возлюбленный мой между юношами», говорит невеста... «Он ввел меня в дом пира и знамя его надо мною – любовь. Подкрепите меня вином, освежите меня яблоками, ибо я изнемогаю от любви. Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня» (II, 1 –6). Земля нежится в объятиях солнца в доме пира, т.е. весны. Израиль веселится в домах своих, отдыхая под тенью смоковниц своих и виноградников во время царствования Соломона.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Есть у Соломона такие слова: «Веселись, юноша, в юности твоей» ( Еккл. 11, 9 ), – а немного дальше он говорит: «Детство и юность – суета» ( Еккл. 11, 10 ). Соломон сказал: «Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить» ( Еккл. 5, 17 ), – а немного дальше он будто бы противоречит сам себе: «Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира» ( Еккл. 7, 2 ). Слова: «Веселись, юноша, в юности твоей», – сказаны царем Соломоном в сердечном веселье. Когда же он говорит «Детство и юность – суета», – то осуждает плотские желания детства и юности. Слова: «Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить», – сказаны царем Соломоном в печали, ибо «вино... веселит сердце человека... и хлеб... укрепляет сердце человека» ( Пс. 103, 15 ). Когда же он говорит: «Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира», – то открывает духовную истину, поскольку в доме плача у человека пробуждается память о смерти. В Священном Писании многократно идет речь об одних и тех же предметах, но сказанное имеет разный смысл, поскольку сказано в разное время, разными людьми и при различных обстоятельствах: одно говорится в недоумении, как вопрос, другое – как ответ, что-то сказано из-за плотского желания 24 , иное – в печали, иное – в радости. Все это есть в Священном Писании: сказанное разными людьми в разное время об одном и том же предмете имеет различный смысл. Подобные мнимые противоречия можно найти не только в Ветхом, но и в Новом Завете: об одном и том же говорится то так, то иначе. Так, Господь наш Иисус Христос в Евангелии говорит: «Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» ( Ин. 5, 22 ), и потом Он же говорит: «Я не сужу никого» ( Ин. 8, 15 ). И еще говорит «Если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно» ( Ин. 8, 14 ), – и Он же говорит: «Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно» ( Ин. 5, 31 ). Многим эти слова кажутся противоречивыми и несогласными друг с другом: ведь сначала Христос называет Себя Судией, а после говорит: «Я не сужу никого»; и еще Господь говорит: «Свидетельство Мое истинно», а в другом месте: «Свидетельство Мое не есть истинно». Однако эти слова не противоречат друг другу, но согласуются. Слово Божие не меняется, не противоречит, не расходится с самим собой; так и приведенные выше слова Господа нашего Иисуса Христа, сказанные Им в Святом Евангелии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

И вновь взывает плоть Христова: 2:4–5 Введите мя в дом вина, вчините ко мне любовь: Утвердите мя в мирех, положите мя в яблоцех: яко уязвлена (есмь) любовию аз. 2:4–5 Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною – любовь. Подкрепите меня вином, освежите меня яблоками, ибо я изнемогаю от любви. Введите мя в дом вина – вопияла плоть Христова, введите меня на страшную Голгофу, сей Дом пира Моего, Дом вина. Пусть там прольется кровь Моя. Там подкрепите Меня вином крови Моей. «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел» ( Ин. 12:27 ). И час сей настал. И взметнулось знамя креста Его надо мною , и знамя сие Голгофское – любовь , любовь крестная. Страждет на кресте плоть Сына Человеческого, страждет и вопиет: Жажду ( Ин. 19:28 )! Подкрепите меня вином ! И некий воин, напоив губку кислым вином (уксусом), омочил жаждущие уста Его. Жажду испить вино страданий, но освежите же Меня яблоками ! Боже мой, Боже мой! для чего Ты Меня оставил! Освежи Меня, Яблоко Божества! Плоды божественной Яблони сладки для гортани Моей ! Но где же Ты, Боже? Я изнываю – и никто уже не освежит Меня... Уязвлена есмь любовию аз, плоть Твоя. О, Логос божественный, Жених возлюбленный! Плоть Твоя, Невеста, уязвлена любовию есть. Пять язв, пять страшных ран отверсты, от них струится кровь, от них струится любовь. Я изнемогаю от любви – вопиет на Кресте уязвленная любовью плоть Христова. Плоть Христова: 2:6 Шуйца Его под главою моею, и десница Его обимет мя. 2:6 Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня. Слово превечное! Шуйца Твоя под главою Моею. Скорби посещают Меня. Скорби и страдания. Я странствую по земле, но Мне негде главы Моей приклонить. Под главою моею шуйца Твоя. Левая рука Твоя часто посещает Меня. Она под главою Моею, когда увенчал Ты ее терновым венцом. Слово превечное! Но ведь и десница Твоя обимет Мя! Как часто правая рука Твоя обнимает Меня многочисленными благодеяниями, утешает и укрепляет Меня! Шуйца Твоя привела на крест Меня, она под главою Моею – и бездыханно склонилась глава Моя...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   «Дай нам от блеска твоего, и от света твоего, и от всего, что в тебе есть, чтобы мы могли спуститься в водные ручьи, устроить тебе жилища и создать тебе мир; и мир этот будет наш и твой». Просьба эта понравилась второй жизни и она изъявила свое согласие. Но все это не понравилось (первой) жизни, и она обратилась с мольбой к великой Мане, обитающей в великой Пире. И тогда поднялась великая Мана в своем блеске, свете и величии и вызвала к жизни великого Кбара… и сказала ему: «Ты возвышаешься над Утрами и смотри за всем, что они замышляют… Нравится ли тебе, что они оставили свет и обратили свой взор на мрак?… Ты не будешь отделен от нас и мы с тобою». То же обещали ему кроткие и верные Утры».    Далее Кбар отправляется в дом жизни, где жизнь подтверждает ему, что некоторые Утры отпали. Восхвалив жизнь и осмотрев место мрака, он спрашивает о происхождении злого мира и его обитателей. Вместо ответа следует научение: «Прежде, чем возникли все миры, была великая Пира. Когда великая Пира была в Пире, произошел великий царь света. От великого царя света возник Ахар, а от великого Ахара — живой огонь, от живого же огня — свет. Силой царя света появилась жизнь и великая Пира (?); в ней образовалась река (Иордан). И произошла великая река, и произошла живая вода… И от живой воды произошли мы, жизнь и Утры…». О происхождении зла сообщается лишь то, что мрак и принадлежащие ему силы («пожирающий огонь») возникли позже мира света и когда-нибудь погибнут…    Приведенные места из шестого трактата показывают, что какой-либо определенной религиозной системы у древних мандеев не существовало. Как мы видели, в одном небольшом трактате предлагаются три варианта одной и той же теогонии, местами значительно противоречащие друг другу. По первым двум рассказам, выступают три первых существа: Пира (Плод), Ахар (Эфир) и великая Мана (мировая Душа). О Мане сказано, что она живет в Пире и Ахаре, последние же, очевидно, всеобъемлющи и самодостаточны. Поэтому у древнейших мандеев Пира и Ахар представляли собой универсум, пространственную и материальную основу всего, а Мана — высшее олицетворенное существо, ибо только она действует активно и сознательно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3676...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010