, и затем, уже ближе к нашему времени, напомнил о. Александр Шмеман . Но их голоса, что удивительно, остались практически не услышанными: мы со всеми своими рассуждениями зачастую оказываемся ближе к той купчихе, нежели к ним. Церковь первых веков знала тот же пост, что мы встречаем и в Ветхом Завете: полное воздержание от пищи. В этом смысле пост у мусульман, когда верующие вообще ничего не едят и не пьют в течение всего светлого времени суток, по форме гораздо ближе к тому самому древнему посту. Кроме того, христианский пост был по природе своей евхаристическим, т.е. верующие воздерживались от еды и питья во время той самой разлуки с Женихом, о которой говорил Христос. Встреча с ним, которая происходила на Евхаристии, и была завершением постного дня. Как напоминает нам о. Александр, «являясь таинством присутствия Христа, Евхаристия – это пир Церкви, и более того, Евхаристия – это Церковь на Пире и, следовательно, мера и значение всех пиров». Если устав предписывает совершать Великим постом литургию Преждеосвященных даров вечером (чего сегодня практически нигде не делают), это и означает пост с самого утра и до литургии, но уже никак не после нее. Поэтому в большие праздники литургию в древности совершали ранним утром, после всенощного бдения (которое действительно было ночным), а в меньшие праздники – поздним утром, создавая тем самым более продолжительное время для «предвкушения пира», т.е. поста. А в постные дни, соответственно, богослужение совершается вечером, и предвкушение получается самым долгим. Именно по этой причине служба в воскресные дни Великого поста так похожа на рядовые воскресенья: воскресный день просто не был в древности постным. А вот в Великую Субботу литургия служится по уставу после вечерни, т.е. вечером – к сожалению, в нашей практике уже давно всё сместилось. Однако никто из нас не ходит на литургию каждый день, и даже каждую неделю ходят далеко не все. Поэтому нет ничего удивительного в том, что тесная связь между постом и евхаристией достаточно оказалась нарушенной: христианам надо было как-то поститься, значит, пришлось изобретать правила поста, не зависящие от Евхаристии напрямую. Пост становился подготовкой не к вечернему богослужению, а к празднику, который наступал еще через несколько недель…

http://azbyka.ru/fiction/v-poiskax-smysl...

    28. Свв. мучч. Крискента, Павла, Диоскорида (Вас.). Муч. Еликониды (Вас. — ). Не найдено в обеих редакциях муч. Елладия, что в Вас. со сказ.     29. Св. муч. Феодосии (Вас.). Св. первого никейского собора (Вас.). Св. муч. Олвиана еп. (Вас.). Иже во св. о. н. Александра, еп. александрийского.     30. Пр. о. н. Исаакия (Вас.).     31. Св. муч. Ермия (Вас.). Пренесение мощей пр. Феодосия (сказ.). Июнь     1. Св. муч. Иустина философа (Вас.). Свв. мучч. Иустина, Харитона и иже с ним (Вас.). Свв. мучч. Ермила и Стратоника. Пр. о. н. Ипатия еп. Св. муч. Еразма. Пр. Аттала. Свв. мучч. тмы, пострадавших в Антиохии при Дении.     2. Св. Никиффра, патр. констант. (Вас.). Во 2 ред. 1345 Пира епископа. Пр. Герасима. Муч. Еразма.     3. Св. муч. Лукиана и иже с ним (Вас.). Муч. Павлы (Вас.).     4. Св. Митрофана, патр. констан. (Вас.). Св. Андрея, еп. критского (сказ. Вас. только имя 4 июля). Во 2 ред. муч. Астия(Вас. 6 июня тоже).     5. Память избавления от нашествия поганых (Вас.). Свв. мучч. Маркиана и Никандра (Вас.). Во 2 ред. пр. Феодора чудотворца (сказ. Оно же в печ. Вас. нет). Пр. Илариона далматского (сказ. Вас. нет; не во всех и во 2 ред., но в 1345).     6. Св. священномуч. Дорофея, еп. тирского. Свв. мучч. Кирии, Маркии и Калерии (Вас.). Свв. 5 дев Марии, Марфы и дружины их. Св. муч. Зинаиды чудотворицы. Пр. о. п. Илариона нового. Во 2 ред. св. Дорофея (сказ. близкое к Вас. 9 окт. и затем перечисляются 70 апостолове).     7. Св. муч. Феодота (Вас.). Препп. отец Анфима преевитера и Стефана. Пр. матере Севастианы чудотворицы. Во 2 ред. свв. мучч. Кирии, Маркии и Калерии (Вас. и 1 ред. 6).     8. Пренесение мощей св. Феодора стратилата (Вас.). Свв. мучч. Никандра и Маркиана. Св. Панхария римлянина. Во 2 ред. св. Ефрема, патр. константин. (сказ. Вас. нет). Не найдено в обеих редакциях сказания о муч. Никандре и Маркиане, что в Вас.     9. Свв. мучч. Александра и Антонины (Вас. 10 июня). Свв. мучч. Ореста, Диомида и Родиона. Свв. мучч. Анании и Кодрата. Св. священномуч. Александра прусского. Пр. о. н. Кирилла алекс. Собор св. Михаила в Сосфении. Пр. Пелагеи, свергшейся с высоты (Вас. со сказ.). Во 2 ред. св. Кирилла алекс. (Вас. и 1 ред. 27 июня).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Богородичен: Чини Тя Ангел и человек, Безневестная Мати, восхваляют непрестанно:/Зиждителя бо сих яко Младенца на объятиих Твоих носила еси. Другий канон на 6. Кир Андрея Критскаго, глас тойже. Песнь 1 Ирмос: Истрясшему в мори мучительство фараоне/и Израиля сушею наставльшему/поим Христу,/яко прославися во веки. Пустыни красное овча,/Захариин плод и Елисаветино паче надежди прозябение,/предповелевает верным торжествовати честную его память. О, рождения, исполнена крове!/О, пира мерзка!/Убийством бо пиянство Ирод раствори,/трапеза же его скверноубийства горькаго исполнися. Обличившего Ирода беззаконнующа, вернии,/и отсечение главы претерпевша, воспоим Крестителя,/яко за ревность Божию умерщвлена. Богородичен: Неописаннаго Бога Слова, всего всельшася в Тя,/родила еси, Чистая Богородительнице,/сугуба Того, яко едина суща Сына,/воплощенна из Тебе неизреченно. Катавасия: Крест начертав, Моисей: Песнь 3 Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи,/и Церкве Зиждителю,/Ты мене утверди в любви Твоей,/желаний краю, верных утверждение,/Едине Человеколюбче. Древних яко ходатай и новых, Предтече, Евангельских проповеданий/ты, представ, смешение беззаконное мучительское обличил еси,/славную смерть, радуяся, приял еси. От матере беззаконныя преднаучена отроковица,/объюродевшу пиянством Иродови рече:/даждь на блюде главу Иоаннову,/матери да подам дар возжеленен. Обличения не терпя безстудный мучитель/богоноснаго твоего языка, славне Предтече,/отроковице предает, женским плясанием, честную твою страдальную главу, преславне. Богородичен: Вселився в Деву телесне, Господи,/явился еси человеком, якоже подобаше видети Тя,/Юже и показал еси яко истинную Богородицу и верным помощь,/Едине Человеколюбче. Ин Ирмос: Несть свят, яко Господь,/и несть праведен, яко Бог наш,/Егоже поет вся тварь:/несть праведен, паче, Тебе, Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Богослужебное последование М. н., помещенное в совр. Постной Триоди, включает следующий набор песнопений: кондак авторства прп. Романа Сладкопевца; канон авторства прп. Феодора Студита без акростиха плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: Βοηθς κα σκεπαστς (      ), нач.: Τν μραν τν φρικτν τς παναρρτου σου παρουσας (          ); цикл из 4 стихир-подобнов на «Господи, воззвах», самогласен на «Славу» там же, самогласны на «Славу» на литии и на стиховне, 4 самогласна на хвалитех; 2 седальна и 2 ексапостилария. Наиболее древними песнопениями после кондака, вероятно, являются седальны (      ); не исключено, что они были заимствованы из Тропология (эти же седальны помещены в Октоихе в службе вторника 6-го гласа). Авторство самогласнов принадлежит известным церковным гимнографам: самогласны на хвалитех приписываются Стефану Савваиту (известно 2 песнописца с этим именем; впрочем, в отношении этих стихир допускается также авторство Андрея Пира и Феофана Начертанного - см.: Карабинов. Постная Триодь. С. 120), самогласен на «Славу» на стиховне вечерни - визант. имп. Льву VI Мудрому (см.: Там же. С. 191), остальные самогласны - Феофану Начертанному (см.: Там же. С. 193); цикл подобнов на «Господи, воззвах» хотя и помещен в рукописях анонимно, имеет к-польское происхождение и был составлен в IX в. (см.: Там же. С. 196). По рукописям известны песнопения М. н., не вошедшие в совр. богослужебные книги: канон авторства Иосифа Песнописца с акростихом Χριστο δδοικα δευτραν παρουσαν. Ο Ιωσφ (Христа устрашился второго пришествия. Иосиф) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αρματηλτην Θαρα (    ), нач.: Χαρε χορς τν γων σου Χριστ (Радуйся, лики святых Твоих, Христе) (Там же. С. 154); стихиры, седальны, светильны (Там же. С. 250-251; один из седальнов 6-го гласа Οτε θρνοι ες κρσιν (        ) в Студийско-Алексиевском Типиконе назван «ипакои» (см.: Пентковский. Типикон. С. 236), что, возможно, указывает на его иерусалимское происхождение и связь с древним Тропологием).

http://pravenc.ru/text/2564556.html

Есть и такие, которые привыкли долго спать, и самый большой колокол не может их пробудить на молитву. Есть и такие, которые воскресные и праздничные дни употребляют на охоту, или проводят время на торжище. Отделите всех этих грешников, не любящих Бога, убегающих от храма, отказывающихся от Царствия Божия, – много ли останется жаждущих спасения? Все эти христиане не те ли самые, которые отказываются от пира Царя небесного, от вечного спасения? Вот почему и сказал Господь, что «много званных да мало избранных», 15 – вот почему весьма мало бывает христиан во храме на Богослужении. Зовет Господь всех к себе: и старых, и малых, и богатых и бедных, и земледельцев и пастухов, и людей служащих, и ремесленников и промышленников, но все они почти отказываются, – отказываются потому, что не любят Бога, отказываются потому, что любят мир, отказываются потому, что не дорожат вечным своим спасением, тогда как на небе несравненно лучше, нежели на земле, и в раю лучше, нежели на сем свете. «Почему, скажете, ты – знаешь, что на небе лучше, нежели на земле?» Потому что Бог и святые в этом меня уверяют; так Христос Господь сказал, что «на земли ни око наше не видело, ни ухо не слыхало, и на сердце человеку не приходило то, что Бог на небе приготовил» 16 . Если на земле у царя или у великого богача много найдешь сокровищ; то сколько должно быть сокровищ у Того, кто все сокровища Сам сотворил? Если здесь на земле ты находишь много удовольствий в пище и питии; то какова должна быть пища и напитки на небе? Если тут дивные бывают фрукты и плоды, и цветы, то каковы там в садах райских? Скажешь: «Кто там был? Кто все это видел?» Были там святые люди и видели. Прочитай жизнь святого Андрея Юродивого, – он две недели был там, и все видел, все высмотрел и опять ожил. Был и Апостол Павел на третьем небе, но что он там видел и что слышал, того нельзя выразить языком человеческим. Были там и другие святые. Следует только читать житие этих святых, и можно знать многое, чего не знаешь: – да может ли Бог нас обманывать? Видано ли, слыхано ли, чтобы Бог когда-либо обманул человека? Человек постоянно обманывает Бога, а Бог человека никогда.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Какие же «победы пресветлые» ты совершал и когда ты «преславно одолевал»? Когда мы послали тебя в нашу вотчину, в Казань, привести к повиновению непослушных, ты вместо виноватых привел к нам невинных, обвиняя их в измене, а тем, против кого ты был послан, не причинил никакого вреда. Когда наш недруг, крымский царь, приходил к нашей вотчине Туле, мы послали вас против него, но царь устрашился и вернулся назад, и остался только его воевода Ак-Магомет-улан с немногими людьми; вы же поехали есть и пить к нашему воеводе, князю Григорию Темкину, и только после пира отправились за ними, а они уже ушли от вас целы и невредимы. Если вы и получили при этом многие раны, то никакой славной победы не одержали. А как же под городом нашим Невелем с пятнадцатью тысячами человек вы не смогли победить четыре тысячи, и не только не победили, но сами от них, израненные, едва спаслись, ничего не добившись? Это ли пресветлая победа и славное одоление, достойные похвалы и чести? А иное свершилось без твоего участия – это тебе в похвалу и не ставится! А что ты мало видел свою родительницу и мало знал жену, покидал отечество и вечно находился в походе против врагов в дальноконных городах, страдал от болезни и много ран получил от варварских рук в боях, и все тело твое изранено, – то ведь все это происходило тогда, когда господствовали вы с попом и с Алексеем. Если вам это не нравилось, зачем вы так делали? А если делали, то зачем, сотворив по своей воле, возлагаете вину на нас? А если мы так и поступали, то в этом нет ничего удивительного, ибо вы обязаны были служить по нашему повелению. Если бы ты был воинственным мужем, то не считал бы свои бранные подвиги, а искал бы новых; потому ты и перечисляешь свои бранные деяния, что оказался беглецом, не стремясь к бранным подвигам, а ища покоя. Разве же мы не оценили твоих ничтожных ратных подвигов, если даже пренебрегли известными нам твоими изменами и противодействиями, и ты был среди наших вернейших слуг в славе, в чести и в богатстве? Если бы было не так, то каких бы казней за свою злобу был бы ты достоин! И если бы не наше милосердие к тебе, и если бы, как ты писал в своем злобесном письме, подвергался ты гонению, то тебе не удалось бы убежать к нашему недругу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. 7. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха 8. и говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира, и понесли. 9. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха 10. и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. 11. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его. 12. После сего пришел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его; и там пробыли немного дней». Глава 9. Капернаум – город Иисуса Христа. Первые ученики. Начало проповедей, чудес и исцелений Божественного Сына Капернаум нигде не упоминается в Ветхом Завете, но очень часто в Новом. Это был цветущий город Галилеи, при озере Геннисаретском. Значительная торговля и рыбная ловля на озере содействовали благосостоянию его. Здесь Господь часто проповедовал: то в синагоге, то в дому, то на берегу Геннисаретского озера. Здесь Он совершил много чудес, здесь был дом апостолов Петра и Андрея. Почему Христос выбрал этот город? По словам святителя Иоанна Златоуста , Он отправился сюда, чтобы поместить здесь Пречистую Матерь Свою на всё последующее время Своих странствий. Как Вифлеем Он избрал местом рождения и Назарет — местом Своего воспитания, так Капернаум — местом Своего постоянного убежища. Поэтому город этот именуется в Евангелии Его городом. Надо полагать, что собственного жилища в Капернауме Божия Матерь не имела. Но Она всегда старалась быть рядом со Своим Божественным Сыном и потому странствовала за Ним по городам, весям и пустыням. Вместе с Нею следовали ученицы и служили Иисусу и ученикам Его своим имуществом. В Капернауме Спаситель впервые начал всенародное благовествование о царствии Божием. В это время Иоанн Креститель был схвачен и отдан под стражу.

http://azbyka.ru/deti/zemnaja-zhizn-pres...

    Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    Брак убо честный и ложе нескверно, обоя бо Христос прежде благослови, плотию ядый, и в Кане же на браце воду в вино совершая, и показуя первое чудо, да ты изменишися, о душе     «Честный брак и не скверное ложе. — и то, и другое некогда благословил Христос, принимая пищу плотью Своею и претворив воду в вино в Кане на брачном пиру, показав первое Свое чудо, чтобы ты, о душа, изменилась».    Во время оно «был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Ин. 2:1—11).    «В третий день, считая от звания в апостольство первозванного Андрея и другого ученика Иоанна Крестителя, брак был в Кане, небольшом городе в Галилее. Брак сей, по замечанию отцов Церкви, вероятно был у родственников Преблагословенной Девы Марии и Господа Иисуса по плоти. Брак бедный и, без сомнения, не великолепный, но столько честный и святой, что Сам Господь благоволил почтить оный Своим присутствием. Во всех делах Спасителя нашего видно беспредельное Его смирение и человеколюбие. Господь славы не возгнушался быть на браке рабов Своих и по любви к ним разделить с ними невинное удовольствие брачного пиршества. Как Творец человеков, Он еще в раю установил таинство брака между двумя невинными прародителями человеков; как Спаситель их, благоволил освятить сей союз человеколюбивым присутствием Своим на нем. Не видите ли из сего, как святы и как благочестивы по намерению Господа должны быть браки христиан? Святые супружества, сопровождаемые взаимной, во всю жизнь ненарушимой верностью супругов, благословляются свыше от Господа; благословляются чада их, благословляются домы их, благословляются целые их роды. Но горе тем, которые бессмысленными похотями своими нарушая брачное целомудрие, нарушают святость сего союза, Самим Богом установленного. Рано или поздно они низведут небесный гнев и на себя, и на чад своих, и на потомство свое.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Под влиянием таких мыслей Он с грустью сказал: многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства (то есть евреи) извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов . Вечный пир с Авраамом, Исааком и Иаковом был у евреев народным изображением небесного блаженства; и так как на востоке гости, приглашенные на пир, возлежали за столом во время пира, то евреям казалось, что они в Царстве Небесном возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом. Снисходя к понятиям окружавшей Его толпы евреев и уподобляя, для удобопонятности, Царство Небесное пиру их праотцев, Иисус сказал, что они-то, то есть евреи, будут прогнаны с этого пира, подобно тому, как они сами изгоняют из своих домов провинившихся во время пира гостей и заставляют их оставаться вне дома (освещенного), во тьме внешней и на холоде восточной ночи, и вынуждают их плакать от огорчения и скрежетать зубами от холода. Эта тьма вне комнаты пира, а тьма внешняя (по-славянски – кромешная), и скрежет зубами прогнанных с пира представляются образом мучений тех людей, которые не будут допущены в Царство Небесное; буквального же значения этим словам придавать нельзя. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час ( Мф. 8, 13 ), в то самое время, как Иисус произнес эти слова. Таким образом, исцеление это произошло заочно по одному слову Иисуса. Об исцелении слуги сотника повествуют Евангелисты Матфей и Лука, причем в их повествованиях замечается некоторое разногласие; Евангелист Матфей говорит, что сам сотник подошел к Иисусу и лично просил Его сказать только слово, чтобы выздоровел слуга Его; а Евангелист Лука говорит, что сотник сам не пошел к Иисусу, а послал старейшин иудейских просить Его прийти и исцелить слугу его, а потом выслал навстречу Иисусу друзей своих. «Некоторые говорят, что это разные лица. Но я (говорит Златоуст) думаю, что это одно и то же лицо. Но отчего же, скажет кто-либо, по свидетельству Матфея, он сказал: я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой ; по свидетельству же Луки, послал за Христом, чтобы Он пришел? Весьма вероятно, что когда сотник хотел идти, иудеи воспрепятствовали, льстя ему и говоря: мы сходим и приведем Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Этот евангельский эпизод вновь отчетливо свидетельствует нам о том, что Господь Иисус Христос охраняет чистоту брачных взаимоотношений, не дозволяя нарушать целостность этого Таинства. Теперь остановимся на тех притчах, которые Господь часто использовал для объяснения народу Израиля основ духовной жизни. В частности, рассматривая тему брака, обратим внимание на две из таких притч. Так, в 22-й главе Евангелия от Матфея Иисус Христос рассказывает притчу о Царствии Небесном, используя для этого образ брачного пира (см. Мф. 22: 2–14). Сама эта притча посвящена раскрытию сущности Царствия Небесного, а также того, кто и как в него может войти, а кто войти не сможет. Притча это является научительной, то есть призвана помочь простым людям понять учение Господа о Царствии Божием. Используя простые и понятные для всех образы, Иисус Христос призывает каждого человека действовать по подобию тех, кто, в конечном счете, становится участником брачного пира. Особенно Господь предостерегает людей избегать участи тех людей, которые на этот пир не пришли или были изгнаны с него. Для нас же, в данном контексте, важно именно то, что Господь использует образ брачного пира, то есть еще раз освящает и сам брак, и его празднование, как важное и освященное Богом Таинство. Если бы брак в своей сущности был бы делом греховным или недостойным, Господь никогда бы не использовал его в качестве положительного примера. Подтверждая данную мысль, блаженный Феофилакт Болгарский отмечает, что брачная радость в причте символизирует собой воскресение, «жених – Христос, а невеста – Церковь и чистая душа» с. 290]. Таким образом, мы еще раз видим, как участники Таинства Брака соотносятся с Самим Богом и Его Церковью. Ничего выше этого быть не может. В Евангелии от Луки мы встречаем еще одну притчу Христа, в которой Он использует образ брака. Приведем этот отрывок полностью: Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 14: 7–11). В этой притче раскрывается тема страсти гордыни и противостоящим ей добродетелям кротости и смирения. Господь снова приводит образ брака, брачного пира, хотя здесь он используется, больше как легко воспринимаемый фон, так как смысл притчи в ином. Тем не менее, само использование образа брачного пира еще раз освящает это действие вниманием Божием. Комментируя речь Господа, о. Аверкий (Таушев) добавляет: «Этими словами Господь не думал давать, конечно, лишь обыкновенное правило благоразумия: здесь речь идет о внутреннем расположении сердца» с. 222].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010