а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов 13. И реч сотник: ид, и коже вровалъ бди теб. И исцл трокъ въ той часъ. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час Сыны царства, это Иудеи или Евреи; так названы они потому, что были избранным народом Божиим, и поэтому имели преимущественное пред язычниками право на участие в царстве Христовом, т. е. в церкви Христовой на земле и в раю на небе (ср. Ин. 4:22 ; Рим. 9:4–5 ). Изгнани будут во тьму кромешнюю (внешнюю). Тьмою кромешнею или внешнею здесь называется ад. Такое название ада взято от образа же пира или вечери, когда они происходили на востоке в холодные вечера. Гостей, провинившихся чем-либо на вечери, обыкновенно выводили из комнаты, где происходила вечеря и где было тепло и светло, и заставляли оставаться в темноте и холоде, во тьме внешней, т. е. находящейся вне (кроме) комнаты пира, на дворе или на улице, что конечно для них было очень неприятно; и потому представляется, что они тут плачут и скрежещут зубами. Изгнание из комнаты пира и помещение в темноте и на холоде означает лишение райского блаженства и ввержение в ад; плач и скрежет зубовный лишившихся веселия этого пира – мучения грешников в аду. Относительно слов Господа: многие придут с востока и пр. св. Златоуст замечает: «Между следовавшими за Господом были и жители языческой Галилеи, поэтому Он и указал так для того, чтобы не оставить язычников в отчаянии и вместе смирить гордость Евреев». Эти слова Христовы поучают, нас, православных христиан, что и мы, если будем только кичиться своим православием , а жить не по православному, можем быть лишены царства небесного и ввержены во тьму кромешнюю. Зач. 26-е. Об исцелении И. Христом тещи Симоновой и других больных и ответы Его книжнику и ученику. Читается в субботу 4-й недели по Пятидесятнице 14.И пришед иисус в дом петров, виде тещу его лежащу и огнем жегому 15.и прикоснуся руце ея, и остави ю огнь: и воста и служаше ему

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Глава 7 Еккл.7:1 . Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти – дня рождения. Доброе имя лучше масла доброго и день смерти лучше дня рождения его. О человек, говорит, посмотри на краткость дней твоих, и так как скоро, как только разрушится тело, ты перестанешь существовать: то сохрани о себе более долговечную славу, чтобы, как благовоние своим запахом услаждает обоняние, так и твоим именем услаждались бы все потомки. Симмах ясно перевёл это словами: «лучше имя доброе, чем масть благовонная», так как Евреи, обыкновенно, доброю мастью называют масло, и словами: «и день смерти лучше дня рождения его», показывает или то, что лучше выходить из мира и освобождаться от треволнений и превратностей жизни, чем вступая в мир, терпеть все это; или то, что при смерти нам известно, каковы мы будем, а в начале, при рождении, мы не знаем каковы мы будем; или то, что рождение свободу души связывает телом, а смерть разрешает. Еккл.7:2 . Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу. Лучше идти в дом плача, чем в дом пира, в котором есть конец всякого человека: и кто живёт, приложит это к сердцу своему. Полезнее идти на похороны, чем в дом пира, потому что там от предлежащего трупа мы вразумляемся в жребии нашем и человеческой бренности, а в веселии пира мы теряем и ту долю страха, какую, по-видимому, имели. Последнюю часть стиха Симмах перевёл яснее, поставив: «и кто живёт, приложит к уму». Из этого видно, что там, где выше он, по-видимому, одобрял пищу и питие, он не наслаждение предпочитает всему, как некоторые несправедливо думают, а только говорит, что по сравнению с скупостью и излишнею бережливостью, лучше если кто, хотя на короткое время или даже на момент, пользуется своим имением. Ибо он никогда не предпочёл бы скуки плача веселью пира, если бы сколько-нибудь ценил ядение и питие. Еккл.7:3 . Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше. Лучше гнев, чем смех, ибо в печали лица улучшится сердце. Смех нравственно расслабляет смеющегося: гнев исправляет и улучшает. Будем гневаться и на себя, если, когда грешим, будем гневаться и на других. Ибо от печали лица будет лучше дух, как перевёл Симмах. И потому «горе вам смеющимся ныне, яко возрыдаете и восплачете» ( Лк.6:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Об этом так размышляет св. Иоанн Златоуст : «Это говорит Он (Иисус) не потому, чтобы стыдился Матери Своей, или отвергал родившую Его (если бы Он стыдился, то и не прошел бы сквозь утробу ея); но желал этим показать, что от того нет ей никакой пользы, если не исполнит всего должного. В самом деле, поступок ея происходил от излишней ревности к правам своим... Он (Иисус) не хотел оскорбить их (Матерь свою и братьев. – Г.Ф.), но... мало-помалу привесть их к правильному о Себе понятию и убедить, что Он не Сын только Матери Своей, но и Господь... Говоря это, Он имел в виду еще нечто другое. Что же именно? То, что ни они, и никто другой не должны полагаться на родство и оставлять добродетель... Есть одно только благородство – исполнение воли Божией, и это благородство лучше и превосходнее того (плотского) родства» стр. 462–463]. Кана Галилейская и Голгофа Введите мя в дом вина, вчините ко мне любовь. Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною – любовь (2:4). «На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них...» ( Ин. 2:1–3 ). Была угроза, что радость брачного чертога обратится в печаль. Недоставало вина в доме брачного пира, а ведь именно вино веселит сердце человека ( Пс. 103:15 ). Так всегда в этом мире. Недолгие радости обрываются. Порой и внезапно. У этого мира недостает вина, не хватает. Мир не может находиться всегда в радости, ибо это – состояние Царствия Божия ( Рим. 14:17 ). И вот, после вина – вода, и тоска, и скука бесконечная. Но в мир этот приходит Небесный Жених. Введите мя в дом вина – вопиет Пречистая, вопиет Невеста Его Неневестная. Она жалуется Ему и просит: «вина нет у них...» И по Ее просьбе совершается первое чудо Христово – вода превращается в вино. Радость брачного чертога не прекратится! Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною – любовь! Преснота «водной» печали этого мира, обращена в радость вина брачного чертога Небесного Жениха. Шесть каменных водоносов стоявших по обычаю ( Ин. 2:6 ) и означают сей, в шесть дней сотворенный мир, и печаль, и скуку его. Но совершается, по ходатайству Пречистой, первое чудо – и печаль мира сего прелагается на радость Царствия Небесного. В брачном чертоге святой Церкви, в Доме вина, пирует Небесный Жених. Удивляется распорядитель пира жениху, что вопреки обычаям, тот не сначала подал лучшее вино, а потом худшее, но, наоборот, хорошее вино сберег напоследок ( Ин. 2:10 ). И было последнее вино лучше первого, ибо радость Христова и чад Его выше радости, которую имел Адам в раю. Радость Христова, происшедшая от чуда Божьего, выше радостей, происходящих от естества тварного мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Хотя в Евангелии и не указано, но, по-видимому, на браке в Кане Галилейской вина не хватило как раз в этот ответственный момент. Возможно, что в связи с приходом Иисуса на брак, гостей явилось больше, чем ожидали. Этого не предусмотрел распорядитель пира. И Матерь Иисуса как будто чувствовала Себя отчасти ответственной за затруднение, которое произошло в семье Ее друзей. Поэтому Она и обратилась к Сыну, но Он сказал Ей: «Что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой» ( Ин.2:4 ). Однако Пресвятая Дева почувствовала, что Сын Ее не оставит без помощи бедных людей, семейная радость их не будет омрачена. Она сказала служителям: «Что скажет Он вам, то сделайте» ( Ин.2:5 ). «Было же… шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира» ( Ин.2:6–8 ). И когда они почерпнули и принесли, то вода оказалась вином. Чудо поразило распорядителя пира и самого жениха и гостей – учеников Христа. «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» ( Ин.2:11 ). В этом чуде проявилась милосердная любовь Спасителя и Матери Божией к людям в их затруднениях в обычной семейной жизни. Своим присутствием и чудотворением на браке Христос освятил и благословил семейную жизнь человека и в то же время укрепил веру учеников Своих в Себя. Евангелие о чуде в Кане обычно читается при церковном таинстве Венчания. После этого священник предлагает жениху и невесте испить общую чашу вина. Это означает начало их общей жизни и единства в любви Христовой. На браке в Кане Галилейской Христос претворил воду в вино и сделал всех участниками радостного и светлого земного веселия; а на Тайной вечере Он претворил вино в кровь Свою и, дав испить из общей Чаши Своим ученикам, сделал их членами Своего Пречистого Тела и участниками Небесного пира. Отсюда христианский брак свято чтится Церковью как нерасторжимое и благословенное единство во Христе мужа и жены. Исцеления больных ( Мф.8:2–4; 12, 10–13 ; Мк.1:29–34, 40–45; 2, 1–12; 3, 1–5; 10, 46–52 ; Лк.5:12–14 ; Ин.4:46–53; 5, 1–15 )

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

Хотя в Евангелии и не указано, но по-видимому, на браке в Кане Галилейской вина не хватило как раз в этот ответственный момент. Возможно, что в связи с приходом Иисуса на брак, гостей явилось больше, чем ожидали. Этого не предусмотрел распорядитель пира. И Матерь Иисуса как будто чувствовала себя отчасти ответственной за затруднение, происшедшее в семье ее друзей. Поэтому Она и обратилась к Сыну, но Он сказал Ей: «что Мне и Тебе, жено? Еще не пришел час Мой». Однако Святая Дева почувствовала, что Сын Ее не оставит без помощи бедных людей, семейная радость их не будет омрачена. Матерь Его сказала служителям: «что скажет Он вам, то сделайте». «Было же здесь шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: «наполните сосуды водой». И наполнили их до верха. И говорит им: «теперь почерпните и несите к распорядителю пира...» И когда они почерпнули и принесли, то вода оказалась вином. Чудо поразило распорядителя пира и самого жениха и гостей – учеников Христовых. «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» ( Ин. 2:1–11 ). В этом чуде проявилась милосердная любовь Христова и Матери Божией к людям в их затруднениях в обычной семейной жизни. Своим присутствием и чудотворением на браке – Христос освятил и благословил семейную жизнь человека и в то же время укрепил веру учеников Своих в Себя. Евангелие о чуде в Кане обычно читается при церковном таинстве венчания. После этого чтения священник предлагает жениху и невесте испить общую чашу вина. Это означает начало их общей жизни и единства в любви Христовой. На браке в Кане Галилейской Христос претворил воду в вино и сделал всех участниками радостного и светлого земного веселья; а на Тайной Вечери Он претворил вино в кровь Свою и, дав испить из общей чаши Своим ученикам, сделал их членами Своего Пречистого Тела и участниками небесного пира. Отсюда христианский брак свято чтится церковью, как нерасторжимое и благословенное единство во Христе мужа и жены.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

2:4 Введите мя в дом вина, вчините во ко мне любовь. 2:4 Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною – любовь. Мидраш объясняет это так: «Общество Израилево говорит: Бог ввел меня в великое виноградное точило, на Синай, и там дал мне мое знамя – закон, заповеди и добрые дела, – и я приняла их с великою любовию» Иначе еще дом вина или дом пира означает, как и чертоги (1:3), Иерусалимский храм, да и вообще Святую Землю. После всех лишений «придут они (израильтяне), и будут торжествовать на высотах Сиона; и стекутся к благостыне Господа, к пшенице и вину, и елею, к агнцам и волам; и душа их будет как напоенный водою сад, и они не будут уже более томиться» ( Иер. 31:12 ). Дом вина, ибо вино – символ любви, крепкой и сладостной. Вокруг знамени любви ко Святой Земле и к Ягве, Возлюбленному своему, соберутся пленники и изгнанники иудейские в вавилонском плену. Эта любовь к Ягве и Его святому храму в Иерусалиме (дому вина и пира) увлечет их от рек вавилонских назад в Землю Обетованную. Тогда Ягве «поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли» ( Ис. 11:12 ). Теперь Невеста (Израиль) переживает некую болезнь любви, уязвлена любовью к Ягве. 2:5–6 Утвердите мя в мирех, положите мя во яблоцех: яко уязвлена (есмь) любовию аз. Шуйца его под главою моею, и десница его обимет мя. 2:5–6 Подкрепите меня вином, освежите меня яблоками, ибо я изнемогаю от любви. Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня. Невеста уязвлена и изнемогает от любви. Мидраш относит это не только к внутреннему состоянию уязвленности любовью, но и к внешним язвам, которые получал израильский народ за любовь к единому Богу Ягве. «Община Израилева говорит пред Богом: все страдания, какие причиняют мне народы, происходят только от того, что я люблю Тебя» Шуйца его под главою моею, и десница его обимет мя. Об этом изъявлении любви Ягве к своему народу так пишет раввин Раши: «Господь, подобно нежному отцу, никогда не оставит первенца Своего Израиля. Спасая его от египетского плена, Бог водил его как бы за руку; то же говорит и приведенный текст: десница его обимет мя; точно так он будет и впредь поддерживать Израиля. Соломон не мог не предвидеть будущее бедствие Израиля, например плен вавилонский; не мог не предвидеть, конечно, и того, что Бог избавит Израиля и пошлет Мессию, который обимет Израиля своими спасительными дланями, – и шуйцею и десницею. Предвидя все это и радуясь о будущем, как бы о настоящем, он и воспевает заранее в священных песнях своих: шуйца его под главою моею, и десница его обимет мя»

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

     Скачать (MP3 файл. Продолжительность 17:37 мин. Размер 8.5 Mb ) Во имя Отца и Сына и святого Духа. Сегодня мы слышали слова евангельской притчи о брачном пире. Описание пира, образ этого праздничного собрания часто используется в Священном Писании. Но описания эти разные. Знаем мы описание пророком Даниилом пира у царя Валтасара, безумного торжества накануне бед и несчастий. Мы помним и о торжестве пиршественном, устроенном Иродом царем по случаю дня рождения своего, и все, что потом произошло. Помним и о богаче пировавшем каждый день, и о нищем Лазаре, который сидел у порога его дома. Это все примеры торжеств нечестивых, которые по словам Священного Писания устраиваются людьми для удовольствия, на которых вино веселит жизнь; а за все отвечает серебро (Екл. 10, 19). Слова «за все отвечает серебро» значат, что основа этого ликования не изобилие чувств искреннего и чистого сердца, близкого к своему Творцу, но желание угодить своему чреву, и надежда на то, что чем более этих денег, серебра будет истрачено на это угождение, тем более можно будет приобрести счастья и веселья, тем более тешится тщеславием душа устроителя гуляний. Не о таких ли празднествах и Псалтирь говорит: Да будет трапеза их пред ними в сеть. Но есть и другие примеры пира. Одно из них и было предложено нашему духовному вниманию. Господь обращается к фарисеям, священникам, своим ученикам и к нам, говоря: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир. Конечно, прежде всего слова этой притчи, были обращены во время оно к первосвященникам и фарисеям, т.е. к самым праведным и ревностным хранителям закона того времени. Но увлеченные самомнением и гордостью за сохранением его буквы, они перестали хранить его дух, сущность — перестали внимать словам Истины — сыну Божиему, пришедшему к ним для призвания от закона ветхого к новому, к призванию на брак, союз с Царством Небесным через принятие Его учения. Поэтому и продолжает слово Евангельское:

http://pravoslavie.ru/81875.html

Было же здесь шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: «наполните сосуды водою». И наполнили их до верха, И говорит им: «теперь почерпните и несите к распорядителю пира». И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, – тогда распорядитель позвал жениха и сказал ему: «всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее, а ты хорошее вино сберег доселе». Чудо поразило распорядителя пира и самого жениха и всех гостей, – учеников Христовых. «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской», – говорит евангелист, – «и явил славу Свою, и уверовали в Него ученики Его». Здесь, в описанном евангелистом Иоанном чуде, проявилась милосердная любовь Христова и Матери Божией к людям в их затруднениях обычной семейной жизни. Но!! В то же время Господь Своим присутствием на брачном пире освятил и благословил брачную семейную жизнь человека, дав ей опору для радости и духовного веселия. Явленная на браке слава Христова укрепила еще не окрепшую веру в Него Его учеников. Евангелие о чуде в Кане обычно читается при совершении церковного Таинства Брака. После этого чтения священник предлагает жениху и невесте испить общую чашу благословенного вина. Это означает начало их общей жизни и единства в любви Христовой, начало созидания в своей семье «малой домашней церкви». Вообще же «первое чудо» в Кане полно глубокой символики. Здесь, в Кане, Христос претворил воду в вино и сделал всех участниками радостного и светлого земного веселия, а на Тайной Вечери, в конце Своего служения, Он претворил вино в кровь свою и, дав испить из общей чаши Своим ученикам, сделал их (а после, – всех верующих в Него) членами Своего Пречистого Тела и участниками пира небесного в Царствии Божием. Отсюда христианский брак приобретает особенно высокое значение, как нерасторжимое и благословенное единство мужа и жены во Христе как в плане земном, так и в плане духовном.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

В это время в городке у одних небогатых людей, вероятно, родственников Пресвятой Девы Марии, праздновалась свадьба. Христос с учениками тоже был приглашен на свадебный пир. Торжество бракосочетания на Востоке сопровождалось большой пышностью и длилось иногда несколько дней. Во время этого торжества, когда люди беззаботно веселились, к великому стыду и огорчению хозяев, кончилось вино. Такой случай, ввиду особенностей восточного гостеприимства, был настоящей бедой. Это злоключение больно отозвалось в благостном сердце Девы Марии, Которая, вероятно, во время пира оказывала посильную помощь своим родственникам в приготовлениях. Желая помочь устроителям пира выйти из затруднительного положения, Она подошла к Своему Божественному Сыну и тихо сказала Ему: «Вина нет у них». Тридцать лет Дева Мария терпеливо ожидала проявления чудодейственной силы Своего Божественного Сына. Великий пророк Иоанн Креститель уже всенародно провозгласил Его обетованным Мессией. Вокруг Него собрались ученики, также признавшие Его Мессианское достоинство. И вот теперь, на браке в Кане, казалось бы, наступил момент совершить поистине доброе дело. Необходимо было помочь бедной чете новобрачных и тем самым отвратить от них бесчестие. На просьбу Матери Христос ответил: «Что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой». Из этого ответа Святая Дева поняла, что еще не пришло время, чтобы явить Ему Свою Божественную силу. Но Она знала любовь Своего Сына к людям и была уверена, что Он непременно поможет нуждающимся, и поэтому сказала слугам: «Что скажет Он вам, то сделайте». И по просьбе Матери Христос ускорил час явления Своей славы. Он повелел слугам сначала налить воды в большие каменные сосуды, а затем, почерпнув из них, отнести к распорядителю пира. Когда же распорядитель отведал воды, которая по слову Христа превратилась в превосходное вино, то, подозвав к себе жениха, сказал ему: «Всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе». Так, по просьбе Своей Матери, Заступницы рода человеческого Господь совершил первое чудо и явил Славу Свою. С этого времени Спаситель совершал множество различных чудес, которые были свидетельством Его Богосыновства. Разумеется, Христос не творил их с целью «поражать воображение» людей. Все чудеса Христовы – это дело Его служения людям. Как солнце излучает живительные лучи тепла и света, так и Христос в дни земной Своей жизни непрестанно совершал дела любви, добра и милосердия. В лице Богочеловека – Сына Божия Единородного и Безгрешного – на земле явился рай. Абсолютный Свет засиял во тьме, абсолютная Жизнь парализовала болезни и смерть, абсолютная Безгрешность победила грех, абсолютная Истина рассеяла мрак лжи и невежества, абсолютная Правда обличила беззаконие. И все это было чудом любви Бога к миру. Вообще, всякое соприкосновение Богочеловека с земным бытием падшего Адама было чудесным, никогда раньше не бывшим.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Во всех областях, куда «доходило повеление царя», иудеи приходили в смятение и предавались плачу и скорби; Мардохей также разодрал свою одежду, «вышел на средину города и взывал с воплем великим и горьким» (Есф 4. 1-3). Узнав об этом от служанок, Есфирь послала к Мардохею одного из евнухов, через которого Мардохей сообщил ей о случившемся и передал копию указа об истреблении иудеев. Он приказал Есфири воспользоваться положением царицы и молить Артаксеркса о помиловании своего народа (Есф 4. 4-8), однако она колеблется, т. к. это сопряжено со смертельной опасностью: любой человек, вошедший к царю во внутренний двор без его приказа, должен быть казнен, если только царь, увидев его, не прострет к нему свой скипетр. Узнав о нерешительности Есфири, Мардохей горько упрекает ее и вместе с тем выражает уверенность в помощи Божией: «Если ты промолчишь... то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете» (Есф 4. 9-14). Есфирь готова ходатайствовать за свой народ, несмотря на опасность, и просит Мардохея собрать «всех Иудеев, находящихся в Сузах», чтобы они совершили ради нее трехдневный пост (Есф 4. 15-16). Через 3 дня, когда Есфирь «оделась по-царски» и вошла к царю, она «нашла милость в глазах его»; царь простер к ней бывший в его руке золотой скипетр и предложил исполнить любое ее желание. Есфирь просит царя прийти к ней на пир вместе с Аманом (Есф 5. 1-4), а затем, уже «при питье вина», царь по ее просьбе назначает еще 1 день пира (Есф 5. 6-8). Иллюстрация к Книге Есфири. Библия из Роды. 1-я пол. XI в. (BNF. Ms. Lat. Vol. 3. Fol. 97) Иллюстрация к Книге Есфири. Библия из Роды. 1-я пол. XI в. (BNF. Ms. Lat. Vol. 3. Fol. 97) Направляясь домой после 1-го дня пира у Есфири, Аман увидел Мардохея, к-рый «не встал и с места не тронулся пред ним». По совету друзей и жены Аман велел приготовить «дерево вышиною в пятьдесят локтей» и собрался добиться от царя приказа о повешении Мардохея на этом дереве (Есф 5. 9-14). В ночь перед 2-м днем пира царь во время бессонницы велел читать ему памятную книгу; найдя запись о благодеянии Мардохея, он пожелал вознаградить его.

http://pravenc.ru/text/190265.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010