Глагола им Иисус: наполните водоносы воды. И наполниша их до верха. И глагола им: почерпите ныне, и принесите архитриклинови. И принесоша. Якоже вкуси архитриклин вина бывшаго от воды, [и не ведяше откуду есть: слуги же ведяху почерпшии воду,] пригласи жениха архитриклин. И глагола ему: всяк человек прежде доброе вино полагает, и егда упиются, тогда хуждшее: ты же соблюл еси доброе вино доселе. Се сотвори начаток знамением Иисус в Кане Галилейстей, и яви славу Свою, и вероваша в Него ученицы Его. В то время был брак в Кане Галилейской, и была Матерь Иисуса там. Был зван также Иисус и ученики Его на брак. И когда недостало вина, Матерь Иисуса говорит Ему: вина у них нет. И говорит ей Иисус: что Мне и Тебе, женщина? Еще не пришел час Мой. Говорит Матерь Его слугам: сделайте все, что Он вам скажет. Стояли там каменные сосуды для воды, числом шесть, для очищений Иудейских, вмещавшие по две или три меры. Говорит им Иисус: наполните сосуды водой; и наполнили их доверху. И говорит им: зачерпните теперь и несите к распорядителю пира. Они понесли. Когда же отведал распорядитель пира воды, сделавшейся вином – и не знал он, откуда оно: знали слуги, черпавшие воду, – зовет жениха распорядитель пира и говорит ему: каждый человек сперва доброе вино ставит, и когда опьянеют, худшее: ты же сохранил доброе вино доселе. Так положил Иисус начало знамениям в Кане Галилейской и явил славу Свою, и уверовали в Него ученики Его. Ин 2:1–11 Священник: Мир ти, благовествующему. Лик: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Священник: Мир тебе, благовествующему! Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Ектения сугубая Диакон: Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем. Диакон: Возгласим все от всей души и от всего помышления нашего возгласим. Лик: Господи, помилуй. Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй. Хор: Господи, помилуй. Господи Вседержитель, Боже отцов наших, молимся Тебе, услышь и помилуй. Лик: Господи, помилуй. Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/posledova...

Далее в притче говорится, что царь «послал рабов своих звать званных на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званным: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебреши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их». Кто такие рабы, которых два раза, одних после других, посылал царь звать на пир? Кто эти званные, которые отказались от пира под разными предлогами: кто пошел на поле свое, кто на торговлю свою, а некоторые даже оскорбили и убили звавших их рабов ? Когда действительно последовало наказание отказавшихся от пира – истребление убийц, звавших рабов и сожжение города их? " Званные на брак» – это Иудеи, которых преимущественно пред другими народами на земле Господь приготовлял к принятию веры Христа Спасителя. Первые звавшие Иудеев «рабы» – это ветхозаветные проповедники, пророки. Вторые – это посланники Божии уже при появлении на земле Спасителя, новозаветные проповедники, каковы св. Иоанн Предтеча Христов и св. апостолы. Первые рабы звали просто, вторые звали, говоря от лица царева: «обед мой я приготовил, тельцы мои и что откормлено, заколото...» Здесь в зове вторых рабов как новозаветных проповедников под «заколотыми тельцами» разумеется пречистое тело и кровь закланного за грехи мира на Кресте Агнца Божия – Иисуса Христа. «Отказавшиеся от брачного пира» – это Иудеи, которые не уверовали во Христа Спасителя. Не уверовали одни под тем предлогом, что «ушли на поле свое, на торговлю свою», т. е. потому что были очень привязаны к земному и думали видеть в Мессии земного, а не духовного царя. Иные же из званных «оскорбили и убили звавших их на пир» – это Иудеи же, воздвигшие гонение на проповедников Христовых и одних из сих, как например, апостолов Петра, Иоанна и Павла, заключали в узы, в темницу, секли, а других умертвили, например, архидиакона Стефана, Иакова брата Господня и др. Чрез 36 лет после Вознесения Господня последовало наказание Иудеев, отвергших Господа Спасителя: Иерусалим и храм в нем были сожжены; жители одни были избиты мечем, другие – изморены голодом, третьи – рассеяны по всей земле. Об этом наказании Евреев мы говорили в прошлое воскресенье.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Здесь эти диаконы ходят вперед и назад между гостями и распорядителем пира, и поэтому Иисус говорит им: “У нас кончилось вино, наполните эти кувшины водой и отнесите их распорядителю пира”. Это вполне естественное движение, потому что это то, что диаконы делали бы в любом случае. Они бы приносили различные блюда и напитки распорядителю пира, и затем он бы смотрел вокруг и говорил: “отнесите это туда — кажется, у них нечего выпить”, или: “кажется, те гости непрочь отведать кое-что из этого — отнесите это им туда”. Таким образом распорядитель пира управлял всем празднеством, и диаконы исполняли его указания. Кроме того, после неудавшегося искушения Христа сатаной в пустыне мы читаем: “Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему” (Мф 4:11). Это говорит в действительности о том, что ангелы служили Ему как Его диаконы 3 . Другими словами, они принесли Ему то, в чем Он нуждался, чтобы выжить в пустыне. Это означает, что диакония по своей сущности является действием в двухфокусной реальности. И это может вести к определенной двузначности даже в словах Христа. Например, Христос говорит: “Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою (то есть диаконом ) так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили (как диаконы ), но чтобы послужить (быть диаконом )”. Христос отвергает служение Себе; Он будет служить Сам. Однако Христос говорит и: “Кто Мне служит (буквально если кто действует как Мой диакон ), Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой ( Мой диакон ) будет. И кто Мне служит ( кто есть Мой диакон ), того почтит Отец Мой” (Ин 12:26). Христос отказывается — и в то же время настойчиво требует, чтобы был тот, кто служит Ему как диакон. Смысл здесь заключается в том, что когда Христос действует как диакон, Он передает дары, которые Ему дал Отец, тем, кому Он служит, но когда диакон выполняет Христово служение, он передает другим дары, которые ему дал Христос. У Христа Свои диаконы, Свои служители, но они тоже переносят дары Бога во внешний мир.

http://pravmir.ru/zhizn-v-budushhem/

И вот Господь Иисус Христос отправился по городам и селам и стал учить людей, как можно достигнуть Царства Небесного, и сотворил много знамений и чудес Глава 8. Брак в Кане Галилейской Недалеко от Назарета находился город Кана. В этом городе совершался брак куда приглашен был и Иисус Христос. Во время брачного пира недоставало вина. Матерь Божия, заметив это, сказала Иисусу Христу: у них вина нет, – а слугам велела сделать все, что Он прикажет. Тут стояло шесть каменных сосудов, в которые наливали воду; Иисус Христос велел наполнить эти сосуды водой, затем отнести распорядителю пира. Слуги исполнили приказание Иисуса Христа. В сосудах оказалось прекрасное вино. Отведав его, распорядитель пира позвал жениха и сказал ему: всякий хозяин сперва подает хорошее вино, а потом уже худшее, а ты хорошее вино сберег до сих пор. Жених не знал, откуда появилось такое хорошее вино; знали только слуги, принесшие воду. Это было первое чудо Господа Иисуса Христа, которым Он прославил Себя, и ученики Его уверовали в Него. В Кане, на браке, Матерь Божия испросила у Своего Сына милость. Подобным образом и ныне Она ходатайствует перед Ним за каждого доброго христианина, и Ее молитвы сильны и действенны: Господь Иисус Христос, из любви к Ней, исполняет их. Глава 9. Изгнание торгующих из храма На праздник Пасхи Иисус Христос пришел в Иерусалим. Войдя в храм, Он увидел большой беспорядок: здесь продавали животных (волов, овец и голубей) и сидели менялы денег. Сделав из веревок бич, Господь Иисус Христос выгнал из храма всех торговцев с их животными, столы менял опрокинул и деньги их рассыпались. И сказал продающим голубей: «Возьмите это отсюда, и дом Отца Моего не делайте домом торговли». На это иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? Иисус Христос ответил им: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его. Это Он говорил о храме Своего собственного тела, то есть о трехдневном воскресении Своем; но иудеи, не поняв таинственных слов Его, сказали: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты ли в три дня воздвигнешь его?

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

И Церковь , действительно, называется супругой-девой, когда Павел говорит: «Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» 265 . По представлению мира, не может называться девой та, кто является супругой. По небесному же таинству Церковь называется супругой, хотя и является девой. Она именуется супругой, потому что через Духа Святого она соединена со Христом; а девой называется потому, что грех не обручился с ней и не запятнал ее. Устроитель брачного пира – это Бог Отец, свидетель – Дух Святой, служители ангелы, а зовущие в гости – апостолы. А если захочешь, то увидишь и духовное веселье этого пира, то есть небесного чертога, о котором написано: «И он выходит, как жених из брачного чертога своего» 266 . На этом брачном пиру на первом месте сидит хор дев, о которых мы читаем: «За нею приведутся к царю девы« 267 . На этом пиру есть и своя кифара, есть и оргáны, есть и кимвал; то есть кифара Закона, оргáны пророков, , о которых написано: «Хвалите Его на струнах и оргáне; хвалите его на кимвалах громогласных » 268 . 3 .   Рассмотрим же теперь эту притчу. На такой брачный пир Своего Сына Отец пригласил сначала народ иудейский. Он послал к ним праведников, послал пророков. " Но они, – сказал Он, – не хотели прийти» 269 . Он еще раз послал других слуг, еще больше, чем прежде, то есть апостолов и евангелистов проповедующих, говоря им: «Скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото; приходите на брачный пир» 270 . Обед изображает таинство Господнего страдания, на котором – истинная пища жизни и еда вечного спасения. Ведь Он – живой Хлеб, сошедший с небес 271 , и дает жизнь этому миру. Правильно то, что упоминается именно обед; не ужин, а обед – ведь обед обычно накрывают в шестом часу, а был шестой час 272 , когда Христос был распят ради спасения человеческого рода, чтобы приготовить нам небесную пищу Своих страстей и яства духовные. Под тельцами, заколотыми ради брачного пира Сына, имеются в виду праведники и пророки, которые были заколоты, потому что проповедовали, что Сын Божий должен прийти и пострадать во плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

«Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира» Темы бесед и проповедей на отпеваниях и панихидах В одной из библейских книг сказано: «Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира» (Еккл. 7:2) Не правда ли, как это не похоже на наши мысли? Мы с такой радостью принимаем приглашения на застолья и веселья, мы так боимся вестей о смерти и похоронах, что слова эти так же далеки от большинства людей, как небо далеко от земли. Но так и говорит пророк Исайя о мыслях Божиих, что они отстоят от мыслей человеческих, как небо от земли. Прочтем поэтому дальше то место Писания, где говорится о доме плача, чтобы вникнуть в них глубже. «Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу. Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше. Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселья» (Еккл. 7:2-4) Все мы слышали о делах милосердия, которые хвалит в Евангелии Спаситель и за творение которых призывает в Царство праведников. Это «Накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого, ввести в дом путника, посетить больного, оказать милость заключенному в темнице». Воистину, войдем мы в Рай Божий, братья и сестры, если ради Христа, а не ради похвалы или тщеславия будем, не ленясь, творить дела милосердия. Но есть и еще одно дело доброе, издревле помещавшееся в ряду духовных трудов. Это помощь при погребении, молитва за усопших, утешение скорбящих, потерявших близкого человека. У евреев в древности эти труды оценивались даже выше, чем раздача милостыни или хлеба голодным. Действительно, давая деньги бедному, можно невольно помыслить о себе что-то ложно-высокое, мол, я – хороший человек. Но, омывая мертвое тело, или роя могилу, или вынося на плечах из дома гроб с покойным, человек меньше всего склонен думать о себе высоко. Смиряется в это время человек и думает: «И я таков же. Когда-то мой час пробьет?» А вслед за этими мыслями придет и молитва. И не о себе только, но и о всех. «Бедные мы люди. Господи, помилуй нас!»

http://pravoslavie.ru/47007.html

Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Мать говорит служителям: что скажет Он вам, то сделайте, — с тем, чтобы просьба была усилена чрез приступ и прошение их самих, чтобы явно было, что отказ был не от бессилия, но с целью — отвратить мнение, будто прибегает к чудотворениям из самохвальства и пустой напыщенности. — Каменные водоносы употреблялись для очищения иудеев. Ибо иудеи почти каждый день обмывались и потом уже принимались за пищу. Прикасались ли они к прокаженному, к мертвецу, сообщались ли с женщиною, они обмывались, как уже нечистые. И как Палестина была безводна и нельзя было находить много источников, то они всегда наполняли водоносы водою, чтобы не бегать на реки в случае осквернения. Не без цели сказал: «по обычаю очищения иудейского», но чтобы кто из неверных не подумал, что в сосудах оставался некоторый осадок винный, потом, когда влили воду и смешали, образовалось самое слабое вино, — показывает, что они никогда не были вместилищами вина. Но неужели не мог Он произвести вино из ничего, не наполняя сосуды водою? Конечно, мог; но величие чудес часто уменьшает их удобоприемлемость. — Могла быть и та цель, чтобы служителей, носивших воду в сосуды, иметь свидетелями чуда. Еще, чтобы мы научились, что он претворяет вино и влагу винограда, которая есть совершенно вода. — Приказывает служителям, чтобы они подали питье для отведания распорядителю пира не без цели, но чтобы кто не подумал, что было собрание пьяниц, вкус у них испортился, и в состоянии опьянения они приняли воду за вино.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Мать говорит служителям: что скажет Он вам, то сделайте, - с тем, чтобы просьба была усилена чрез приступ и прошение их самих, чтобы явно было, что отказ был не от бессилия, но с целью - отвратить мнение, будто прибегает к чудотворениям из самохвальства и пустой напыщенности. - Каменные водоносы употреблялись для очищения иудеев. Ибо иудеи почти каждый день обмывались и потом уже принимались за пищу. Прикасались ли они к прокаженному, к мертвецу, сообщались ли с женщиною, они обмывались, как уже нечистые. И как Палестина была безводна и нельзя было находить много источников, то они всегда наполняли водоносы водою, чтобы не бегать на реки в случае осквернения. Не без цели сказал: " по обычаю очищения иудейского " , но чтобы кто из неверных не подумал, что в сосудах оставался некоторый осадок винный, потом, когда влили воду и смешали, образовалось самое слабое вино, - показывает, что они никогда не были вместилищами вина. Но неужели не мог Он произвести вино из ничего, не наполняя сосуды водою? Конечно, мог; но величие чудес часто уменьшает их удобоприемлемость. - Могла быть и та цель, чтобы служителей, носивших воду в сосуды, иметь свидетелями чуда. Еще, чтобы мы научились, что он претворяет вино и влагу винограда, которая есть совершенно вода. - Приказывает служителям, чтобы они подали питье для отведания распорядителю пира не без цели, но чтобы кто не подумал, что было собрание пьяниц, вкус у них испортился, и в состоянии опьянения они приняли воду за вино. Чтобы такое подозрение не имело места, Он отведывание предоставляет трезвому - распорядителю пира. Ибо те, которым вверялось служение при подобных случаях, строго воздерживались, чтобы под их распоряжением все происходило чинно и благоприлично.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1077...

Мф.26:29 ; Лк.13:28,14:15 . ср. Мф.22:30 ; Откр.19:9 ; 1Кор.15:50 ). Смысл этого образного изречения тот, что многие, имеющие уверовать во Христа из язычников, достигнут спасения и блаженства в царстве Мессии, в общении с патриархами и святыми народа еврейского. – «Сыны царства»: иудеи, поколику они, как избранный народ, народ завета, имели преимущественное пред язычниками право на участие в царстве Мессии (ср. Ин.4:22 ; Рим.9:4,5,11,16 и дал.). – «Извержены будут во тьму внешнюю» и пр.: образ будущих мучений для тех, кто не удостоится получить блаженство в царстве Христовом. Образ взят от того же образа пира или вечери, как они происходят на Востоке, особенно в холодные вечера. Холод и окружающая темнота – противоположность светлой и теплой комнате, где происходила вечеря. Гостей чем-либо виновных выводили из комнаты вечери и заставляли оставаться в темноте и на холоде в то время, когда другие в тепле и свете веселились, что для первых, конечно, было крайне неприятно; представляется, что они плачут и скрежещут зубами от досады и холода. Эта тьма кромешняя или внешняя, т.е. находящаяся вне (кроме) комнаты пира, плач и скрежет зубовный лишившихся веселия этого пира, и представляются образом вечных мук грешников во аде. Мф.8:13 . И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час. «И выздоровел слуга его в тот час»: в который Господь изрек слова сии, слуга выздоровел, и именно от вдали произнесенных Иисусом Христом слов, имеющих в себе божественную творческую силу. Мф.8:14–15 . Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им. «Дом Петров»: Петр был родом из Вифсаиды Галилейской ( Ин.1:44 ), но в Капернаум, вероятно, переселился и имел там свой дом вместе с братом своим Андреем. – «Тещу его»: и из послания к Коринфянам видно, что Апостол Петр находился в супружестве ( 1Кор.9:5 ). Так, супружество не было помехою проходить самое высшее служение в церкви, служение апостольское (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

О неумеренном возлиянии вина речь в данном случае не идет. Евреи очень умеренно потребляли вино, причем только сухое. И пили его, разбавляя наполовину водой. В древности вино составляло одну из существенных частей в питании, тем более, что еда, в основном, была овощная, и вино содействовало перевариванию пищи. Кроме того, Иисус Христос и Его Мать не стали бы участвовать в брачном торжестве, если бы там было возможно пьянство. Нехватка угощения за столом – страшный позор для восточного человека. Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Же€но? еще не пришел час Мой ( Ин.2:3-4 ). Без всякого сомнения, Божия Матерь просит Своего Сына помочь молодым, чтобы их праздник не был омрачен, хотя по форме Ее слова являются как бы простым сообщением. Живя тридцать лет вместе, Дева Мария знала, что Иисус сумеет помочь людям в беде. По сути же, Ее разговор со Христом является первым случаем ходатайства за нуждающихся перед Своим Сыном – Богочеловеком. Слово же€но является очень уважительным обращением к горячо и нежно любимой матери. Таким же словом «же€но» Иисус обращается к Своей Матери в последние минуты Своей земной жизни (см. Ин.19:26 ). Господь сказал: Что Мне и Тебе, Же€но? ( Ин.2:4 ). На первый взгляд, это отказ с выражением упрека, но после этих слов Божия Матерь сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте ( Ин.2:5 ). Следовательно, Она восприняла слова Сына не как отказ, а как готовность исполнить Ее просьбу, хотя Сам Иисус считал, что Его время еще не настало: Еще не пришел час Мой ( Ин.2:4 ). У евреев, как и у многих восточных народов, были приняты частые омовения. Поэтому в доме было шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры ( Ин.2:6 ). Мера или «бат» равнялись нашим полутора ведрам. Общая вместимость водоносов могла быть до 25 ведер. Иисус велел их наполнить до верха. Невольно Он сделал этих служителей свидетелями чуда. Затем Иисус говорит слугам: Теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду… ( Ин.2:8-9 ). Начальник пира не ведал, что произошло, попробовал новое вино, которое ему принесли, и оказался очень удивлен его хорошим качеством и даже был раздосадован, что лучшее угощение оставили на конец пира, когда уже все достаточно насытились: Распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются (не в смысле опьянения, а в смысле насыщения), тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе ( Ин.2:9-10 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010