302 . Stiernon D. Bulletin sur le Palamisme.//Revue des Études Byzantines, 1972, t.30, p.260 – 371. СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ АВТОРА 1 .   Православный исихазм и учение св. Григория Паламы . – СПб., 1998. 2 .   Антропология исихазма в контексте византийской культуры. Автореф. дисс. ...  канд. философских наук. – СПб., 2000. 3 .   Исихазм и цивилизация.//Философия и цивилизация. Материалы Всероссийской конференции 30–31 октября 1997г. – СПб., 1997 сс.130–133 4 .   Византия и культура средневековой Руси.//Тезисы докладов Весенних семинаров молодых ученых-экономистов’98. Ч.3. – СПб., 1998 сс.4–5. 5 .   Проблема телесности в антропологии исихазма.//Новые идеи в философии. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 7. – Пермь, 1998 сс.176–178. 6 .   Собор святого Андрея: прошлое и настоящее.//Большой проспект (приложение к газете «Новый Петербургъ»), 1998, с.5. 7 .   Евхаристия в православной антропологии.//Философия пира: Опыт постижения. – СПб., 1999, сс.71–75. 8 .   Антропологическая проблематика в исихастских спорах XIV b.//XXI век: Будущее России в философском измерении. Материалы Второго Российского философского конгресса. Т. 4: Философия духовности, образования, религии. Ч. 2. – Екатеринбург, 1999, сс.250–251. 9 .   Науки, искусства, образование в эпоху Палеологовского расцвета.//Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы: Материалы 10-й международной конференции молодых ученых 22–28 декабря 1999г. – СПб, 1999, сс. 169–171. 10 . Психология аскетизма и целостность личности.//Психология XXI века: (Тезисы Международной межвузовской научно-практической студенческой конференции «Психология XXI века», 13–15 апреля 2000 года). – СПб., 2000, сс. 24–26. 11 . Религиозные традиции в жизни современной России.//Влияние традиций на развитие современного общества. Сборник научных статей. – СПб., 2000, сс. 55–57. 12 . Сердце в православной антропологии.//Православный Летописец Санкт-Петербурга, 2000, сс. 65–77. Summary This monograph is concerned with the analysis of the anthropology of hesychasm in the context of the Byzantine culture. Spiritual and mystical phenomenon of the hesychasm is presented as an integral whole has been developing in the lap of the Eastern Orthodox Church. The tradition of hesychasm (or keeping silent) has existed since the first ages of Christianity in the East but it received its theoretical comprehension only in the Fourteenth Century – in the works of St. Gregory Palamas, Thessalonica’s Archbishop.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/opyt-b...

Вклад святых Андрея Пира, Стефана Савваита, патриарха Илии III в Триодь постную К святым Иоанну и Косме непосредственно примыкает группа хотя и менее известных, но все-таки довольно крупных иерусалимских песнописцев. Сюда, прежде всего, относится в высшей степени талантливый гимнограф Андрей Пир. Ему принадлежат в триоди 85 самогласнов, начиная от мясопустной недели (первый самогласен «Предочистим себе братие, царицею добродетелей») и кончая пятком ваий, – по две стихиры (для утра и вечера) на каждый день (на среду четвертой седмицы, на преполовение поста составлен один лишний самогласен), помимо суббот. Указанные произведения, без преувеличения, можно назвать самыми лучшими не только в Триоди постной, но и во всех древнегреческих богослужебных книгах. Они отличаются замечательным лиризмом, их язык имеет особый индивидуальный характер, свободен от шаблонных выражений и почти абсолютно лишен риторических приемов. Помимо самогласнов, Андрею Пиру приписывают еще стихиру недели ваий «Приидите и мы днесь весь новый Израиль». Вторым из рассматриваемой группы песнописцев является иерусалимский патриарх Илия III († ок. 797), который известен как бескомпромиссный защитник иконопочитания. Судя по ирмологиям, это был чрезвычайно плодовитый песнописец. Можно насчитать около 20 его самогласных канонов на различные праздники: Пасху, Богоявление и др., а также на воскресные дни. При этом в печатной Триоди его труды представлены весьма скромно. Ему принадлежат две стихиры недели ваий: «Страшно еже впасти в руце Бога жива» и «Сонмище лукавая и прелюбодейная». Последняя, как нетрудно понять, представляет собой незначительную редакцию соответствующего произведения преподобного Иоанна Дамаскина. Илии усваивают также канон четвертой недели о впадшем в разбойники «Уподобихся Христе в руце разбойником впадшему». Рукописные Триоди содержат еще несколько песнопений патриарха для Четыредесятницы и Страстной седмицы, которые вышли из богослужебной практики. Так, у него есть канон в неделю блудного сына, предназначавшийся, вероятно, для второй недели поста, в которую по древнему иерусалимскому уставу полагается именно это евангельское чтение. Вероятно, Илия дополняет до объема полного канона и четверопеснец Космы на Лазареву субботу.

http://pravoslavie.ru/34080.html

В Иерусалимском уставе содержатся Марковы главы на случай совпадения М. и ф. н. с праздниками Месяцеслова: попразднством (с 11 янв.) и отданием Богоявления (14 янв.), праздником Трех святителей (30 янв.), праздником Сретения Господня (2 февр.), его пред- и попразднством и отданием (9 февр.) (об уставе службы на эти случаи см., напр.: Розанов. Устав. С. 392-431). Гимнография Богослужебное последование М. и ф. н., помещенное в совр. Триоди, включает следующий набор песнопений: кондак 4-го гласа Θαρισαου φγωμεν ψηγοραν (      ), кондак 3-го гласа Στεναγμος προσοσωμεν τελωνικος τ Κυρ (        ) с икосом, канон с именем автора Георгия , еп. Никомидийского в акростихе богородичнов, плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: Ως ν περ (      ), нач.: Παραβολας μβιβζων πντας Χριστς (        ), 8 самогласных стихир, 2 седальна, ексапостиларий. Большая часть этих песнопений - канон и почти все стихиры - известны уже по Типиконам студийской традиции. Поскольку М. и ф. н. в к-польской традиции появилась достаточно поздно, можно предположить, что большинство стихир, вероятно, были заимствованы из Тропология и принадлежат перу иерусалимских гимнографов: в частности, Стефана Савваита (известны 2 песнописца с этим именем (один † 794, другой † ок. 807) - см.: Карабинов. Постная Триодь. С. 119; 2 самогласна на «Господи, воззвах» и самогласны на хвалитех в совр. Триоди) и, возможно, Андрея Пира (см.: Там же. С. 114-116, 119; Momina M. A., Trunte N. Triodion und Pentekostarion nach slavischen Handschriften des 11.-14. Jh. Paderborn, 2004. Tl. 1. S. 63). Иерусалимское происхождение, очевидно, имеют и стихиры, содержание к-рых отражает притчу о мытаре и фарисее, помещенные в совр. Триоди на стиховне вечерни и утрени в будние дни 4-й седмицы Великого поста (см.: Триодь Постная. М., 1974. Ч. 1. Л. 237, 239, 245, 256, 264); как отмечалось выше, в древнем Иерусалимском богослужении притча о мытаре и фарисее читалась в 4-е (3-е по к-польскому счету) воскресенье Четыредесятницы - этим и объясняется наличие песнопений соответствующего содержания в указанные дни. Более того, нек-рые из этих стихир в Студийско-Алексиевском и Евергетидском Типиконах назначаются в М. и ф. н.: напр., стихира 8-го гласа     в Студийско-Алексиевском Типиконе помещается на «Господи, воззвах», а стихира 6-го гласа       - там же на стиховне вечерни (см.: Пентковский. Типикон. С. 233). Особенно выделяется стихира на «Славу» на хвалитех в Крестопоклонную неделю Великого поста - 8-го гласа        , в к-рой объединены сюжет притчи о мытаре и фарисее и тема распятия Спасителя (см.: Триодь Постная. М., 1974. Ч. 1. Л. 232; эта стихира также указана в М. и ф. н. в Студийско-Алексиевском и Евергетидском Типиконах - см.: Пентковский. Типикон. С. 233; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 499).

http://pravenc.ru/text/2564536.html

Перед людьми они могли казаться честными и даже праведными, потому что люди судят о других только по наружности, своей благовидностью легко могущей обмануть, – и только на Страшном Суде откроется перед всеми, что это были беззаконники. Их раскаяние не будет принято тогда – время для него упущено. Всю жизнь они злоупотребляли благостью и долготерпением Господа, призывавшего их к покаянию; им осталось пожать плоды своего упорства во грехах. Господь не откроет им двери Царствия, потому что они сами не открывали дверей своего сердца для Его благодати, зовущей ко спасению ( Апок.3:20 ). Помни это, грешная душа, и уготовляй себе вход в Царство Небесное делами покаяния: только кающемуся здесь открыты будут на Страшном Суде двери этого Царствия. Наг есмь (я остался вне) чертога, наг есмь и брака купно и вечери (лишился и брачной вечери). Светильник угасе, яко безъелейный, чертог заключися мне спящу, вечеря снедеся: аз же поруку и ногу связан, вон низвержен есмь. Урок покаяния в этом стихе заимствован из двух евангельских притчей: о брачной вечере ( Мф.22:2–14 ) и о десяти девах ( Мф.25: 1–13 ). В притче о брачной вечере изображается отвержение иудеев и призвание вместо них в Царство Божие, то есть в Церковь Христову, язычников. Учредителем вечери является в притче царь, поводом к ее учреждению – брак царского сына. Под царем разумеется здесь Бог Отец, под царским сыном – Единородный Сын Божий, под браком – Его воплощение, или теснейшее, подобно брачному, соединение в лице Иисуса Божества с человечеством. Духовные блага и радости – плоды воплощения Сына Божия – представляются под образом вечери или пира в царском чертоге, знаменующем Церковь Христову, или Царство Христово, в котором верующие подготавливаются многоразличными средствами благодати к участию в Царстве славы. Отвержение иудеев представлено в притче под образом сурового наказания тех, кто не принял от царя приглашения на пир по случаю брака сына его. Иудеи неоднократно – через пророков, Предтечу, Самого Христа и апостолов – приглашались в Церковь Христову, но отказались войти в нее и за то, что оскорбили и перебили тех, через кого получили приглашение, наказаны тем, что город их (Иерусалим) сожжен и сами они были при этом перебиты. Вместо них призваны и вступили в Церковь язычники, хорошие и плохие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Всё небо от вас откажется и отступится по смерти, если вы не будете жить по-небесному, а будете жить только по-земному, пить да есть, да одеваться, да играть в карты. Господь скажет вам: не вем вас [ Мф. 25, 12 ]. Владычица скажет: не вем вас. Апостолы скажут: не вемы вас; все святые тоже. Итак, позаботимся стяжать здесь заблаговременно небесные нравы, освоиться с духом небожителей: духом святости, чистоты, кротости, незлобия, милосердия. О, как мы нерадим о стяжании здесь духа небесного и предаемся только духу земному! Отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова [ Лк. 5, 4 ]. Вот вы, нищие духом, – зачем пришли и ходите в храм Божий? Вы пришли сюда, в сокровищницу благодати Божией, чтобы обогатиться духовными дарами – очищением грехов, миром Божиим. А гордые сыны мира сего? Они не чувствуют и нужды в благодати Божией: обогатихся, говорят, и ничтоже требую [Откр. З, 17]. Они идут охотно в театр, в клуб или в дом пира, а не в церковь Божию. Так живут, так и умирают многие. Что значит в проповеди Господа частое выражение Царствие Небесное? В блаженствах евангельских? Алчба и жажда правды прекрасно выражена святыми отцами в молитвах к причащению, в молитвах утренних и вечерних, в Каноне Великом святого Андрея Критского , в службе на Неделе блудного сына, мытаря и фарисея, в службах Великого поста, или в Постной Триоди. Нищие духом обходятся со всеми кротко, с уважением, а гордый – напыщенно, высокомерно, сердито, презрительно. Господи! Даждь мне постигнуть тайны жизни христианской! Даждь шествовать путем заповедей Твоих, ибо я блуждал доселе. Великий дар Творца человеку – слезы покаяния: они разрушают все козни врага, непрестанно опутывающего нас различными страстями, палят, гонят его; очищают грехи, вносят в душу какое-то благорастворение, мир, тишину, свободу, благоухание святыни, кротость, любовь к Богу и ближнему; всю твердыню бесовскую в ничто обращают. Но горе бесчувственным, не размышляющим о бедственности своего греховного положения, не чувствующим виновности своей, тяжести, мерзости своих грехов, – горе непокаянным сердцам! В них твердо сидит и царствует враг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   Хотящу Тебе внити во святый град.    В. понедльник: Грядый Господь к вольной страсти.    Господи, грядый ко страданию. Господи, к таинству неизглоголанному Твоего смотрения.    Господи, совершеннейшая мудрствовати Твоя наказуя ученики. Изсохшия смоковницы за неплодие. Вторую Еву египтяныню обрет змий глоголы.    В. вторник: Во светлостех святых Твоих.    Се тебе талант Владыка вверяет, душе моя.    В. среда: Тебе Девыя Сына блудница познавши Господа. Многоценное Миро блудница смеси со слезами.    Егда грешная приношаше Миро. О Иудина окаянства! Зряше блудницу. Грешная тече к Миру. Быть может, также — Приступи жена злосмрадная.    Небезинтересно сопоставить список стихир св. Космы с таковым же списком произведений Иоанна Дамаскина. Оказывается, что у первого обыкновенно больше стихир на тот день, на который у второго меньше, равно как и наоборот: Дамаскин писал преимущественно стихиры на вторник и четверг, Косма же — на понедельник и среду. Совпадает также отчасти и самое количество стихир — maximum 5—6, minimum — 1—2. Таким образом, можно предполагать, что эти два друга-песнописца работали совместно по одному общему плану. По содержании стихиры обоих авторов строго соответствуют дневным евангелиям по древнему иерусалимскому уставу.    К свв. Иоанну и Косме непосредственно примыкает группа, хотя и менее известных, но все таки довольно крупных Иерусалимских песнописцев, которые отчасти являются их современниками, а отчасти несколько моложе их. Сюда, прежде всего, относится в высшей степени загадочная личность замечательного песнописца Андрея Пира (Πυρς): ему, во-первых, принадлежат в триоди 85 самогласнов, начиная от мясопустной недели (первый самогласен: Предочистим себе братие, царицею добродетелей) и кончая пятком Ваий, — по 2 стихиры (для утра и вечера) на каждый день (на среду 4-ой седмицы, на преполовение поста, составлен один лишний самогласен) за исключением суббот. Эти самогласны — одни из лучших песнопений не только в триоди, но и вообще в греческих богослужебных книгах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Святой благоверный князь Смоленский Глеб Всеволодович (Святославич) жил в XIV столетии. О его жизни сохранились немногочисленные агиографические сведения. Известно, что он был благочестивым и мужественным князем. Обостренные отношения Русского государства с Литвой приводили к тому, что благоверный князь Глеб дважды был в литовском плену, последний раз после временного взятия Смоленска литовцами в 1395 году. В Иконописном подлиннике о нем сообщается: «Святой благоверный князь Глеб Всеволодович подобием надсед, власы кудреваты, брада доле Власиевой и поуже, ризы на нем княжеския, верхняя шуба испод лазоревой, на главе шапка зеленая, заломы черныя, в руке крест, в другой меч в ножнах». Память благоверного князя Глеба празднуется 7 июля. Святой благоверный князь Андрей Смоленский был сыном Смоленского князя Феодора Фоминского. Еще в юном возрасте, тяготясь распрями своих братьев, он оставил родной город и простым странником пришел в Переславль Залесский. В смирении и кротости он тридцать лет прослужил пономарем в церкви святителя Николая, около которой и был погребен. После его кончины обнаружили наследственный княжеский перстень, золотую цепь и записку со словами: «Аз есмь Андрей, един от Смоленских князей». В 1539 году произошло обретение мощей благоверного князя по ходатайству преподобного Даниила Переславского (память 7 апреля). Память благоверного князя Андрея Смоленского празднуется 28 октября. Благоверная Иулиания, княгиня Вяземская и Новоторжская, дочь боярина Максима Данилова, прославилась высоким супружеским целомудрием. Супруг ее, святой благоверный князь Вяземский Симеон Мстиславич, вместе со Смоленским князем Юрием Святославичем вынужден был бежать из родных земель, которые захватил литовский князь Витовт. Тогда Московский князь Василий Димитриевич дал изгнанным князьям тверской город Торжок. Князь Юрий Святославич пленился красотой Иулиании и всячески старался склонить ее к прелюбодеянию, но Иулиания строго хранила супружескую верность. Однажды во время пира князь Юрий убил мужа Иулиании, в надежде насилием овладеть ею. Святая Иулиания воспротивилась насильнику. Разъяренный князь Юрий приказал отрубить ей ноги и руки, а тело ее бросить в реку Тверцу. Мученичество святого князя Симеона и святой Иулиании совершилось зимой 1406 года. От угрызений совести князь Юрий бежал к татарам, но и там не нашел покоя. Тогда он удалился в Рязанскую пустынь, где и умер в 1408 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1589 году произошло обретение мощей благоверного князя по ходатайству преподобного Даниила Переяславского (память 7/20 апреля). Память благоверного князя Андрея Смоленского празднуется 28 октября/10 ноября. Благоверная Иулиания, княгиня вяземская и новоторжская, дочь боярина Максима Данилова, прославилась высоким супружеским целомудрием. Супруг ее святой благоверный князь вяземский Симеон Мстиславич вместе со смоленским князем Юрием Святославичем вынужден был бежать из родных земель, которые захватил литовский князь Витовт. Тогда московский князь Василий Димитриевич дал изгнанным князьям Тверской город Торжок. Князь Юрий Святославич пленился красотой Иулиании и всячески старался склонить ее к прелюбодеянию, но Иулиания строго хранила супружескую верность. Однажды во время пира князь Юрий убил мужа Иулиании в надежде насилием овладеть ею. Святая Иулиания воспротивилась насильнику. Разъяренный князь Юрий приказал отрубить ей ноги и руки, а тело ее бросить в реку Тверцу. Мученическая кончина святого князя Симеона и святой Иулиании произошла зимой 1406 года. От угрызений совести князь Юрий бежал к татарам, но и там не нашел покоя. Тогда он удалился в Рязанскую пустынь, где и умер в 1408 году. Весной будущего года тело блаженной княгини увидели плывущим против течения. Некий расслабленный услышал голос свыше, повелевавший похоронить тело святой Иулиании у южных врат собора в Торжке. Гроб с телом впоследствии поставлен в Спасо-Преображенском соборе, где многие получили от него исцеления. В связи с прославлением святой Иулиании 2 июня 1819 года был устроен правый придел, посвященный ее имени. У собора Преображения Господня, где раньше была часовня над гробом святой, устроена церковь и также освящена во имя святой Иулиании в 1906 году. Память святой мученицы княгини Иулиании и святого мученика князя Симеона празднуется 21 декабря/3 января. Преподобный Ефрем Новоторжский, основатель Борисоглебского монастыря в городе Торжке, был родом из Венгрии. Вместе со своими братьями Моисеем Угрином (память 26 июля/8 августа) и святым Георгием он покинул родину, возможно, по причине преследования православных. Придя на Русь, братья поступили на службу к ростовскому князю святому Борису, сыну равноапостольного великого князя Владимира. В 1015 году на реке Альте вместе со святым князем Борисом погиб и брат преподобного Ефрема Георгий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Феодосия Грека). В таком же простом облачении К. изображен в сценах прибытия в Киев и пира, устроенного в честь нового митрополита вел. кн. Юрием Долгоруким (Л. 112 об.). В начале «Повести о происхождении Честного Креста» К. упоминается вместе с к-польским имп. Мануилом I Комнином, блгв. вел. кн. Владимиро-Суздальским Андреем Боголюбским и еп. Нестором Ростовским. На сопутствующей миниатюре (Л. 128 об.) представлены владимирский князь и оба архиерея, причем К. показан на переднем плане сидящим на скамье внутри городских стен и беседующим со свитой; сюжеты с участием блгв. кн. Андрея Боголюбского и еп. Нестора отнесены на задний план. Дважды К. изображен на миниатюре, иллюстрирующей поставление Аркадия епископом в Новгород (Л. 132 об.). В левой части композиции он благословляет склонившегося перед ним еп. Аркадия (на К. зеленоватый саккос с омофором) на фоне церковных стен; в правой части сцена благословения повторена на фоне городских ворот (на К. темная архиерейская мантия и куколь); в правом верхнем углу еп. Аркадий изображен на пути в Новгород. На неск. миниатюрах, соответствующих упоминаниям К. в тексте летописи, на заднем плане изображен старец в темной мантии с истоками и в куколе. Вероятно, это К., однако нет никаких атрибутов, позволяющих отличить его от др. упомянутых здесь же архиереев. Цикл из неск. миниатюр показывает удаление К. из Киева в Чернигов (Л. 148), историю его преставления и погребения (Л. 148-156). Погребение К. в Спасском соборе Чернигова также проиллюстрировано в Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 202 об.). К. изображен лежащим в гробу после того, как его тело было перенесено в город. У его изголовья стоят еп. Черниговский Антоний с раскрытым Евангелием в руке и кн. Святослав Ольгович. К. облачен в фелонь и омофор, у него короткие волосы и борода, вокруг головы нимб. Погребение свт. Константина. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 202 об.) Погребение свт. Константина. Миниатюра из Радзивиловской летописи.

http://pravenc.ru/text/2057012.html

На стенах мн. древнерус. храмов обнаружены фрагменты кириллической азбуки. Для истории рус. письма исключительный интерес представляет открытая С. А. Высоцким на стене киевского Софийского собора кириллическая азбука XI в. необычного состава - она содержит 27 букв, из к-рых только 4 славянские (б, ж, ш, щ). Высоцкий считал эту азбуку ранним вариантом письменности, использовавшимся в христ. общинах на Руси до христианизации страны. Др. исследователи (Т. А. Иванова) видели в ней ученический и не вполне удачный опыт овладения кириллицей. В. Л. Янин , рассмотрев эту азбуку в контексте азбук на бересте (см. Берестяные грамоты ), назвал ее «азбукой неполного состава». В совокупности с др. азбуками в берестяных и эпиграфических источниках азбука из киевского собора свидетельствует о вариативности кириллической азбуки в ранний период рус. письменности и о приспособлении слав. алфавита к восточнослав. фонетической системе. Достаточно многочисленны древнерус. Г. летописного характера, содержащие известия о важных событиях в жизни города и храма. Сообщения нек-рых Г. находят соответствия в летописях: о смерти 20 февр. 1054 г. св. кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого ( Зализняк. К изучению древнерус. надписей. С. 269), о кончине 23 авг. (кон. XI в.) Белгородского еп. св. Луки ( Высоцкий. Древнерус. надписи. С. 45-46), о приезде в 1122 г. «из Грек» в Киев митр. Никиты ( Высоцкий. Средневек. надписи. С. 38-39; уточненное чтение: Зализняк. К изучению древнерус. надписей. С. 271-272), о погребении 14 апр. (1093) кн. Всеволода (Андрея) Ярославича (все перечисленные Г.- в киевском Софийском соборе), о кончине 22 мая (1299) Новгородского архиеп. Климента (ц. Спаса на Нередице, Новгород), о поставлении в 1326 г. на кафедру Новгородского архиеп. св. Моисея (ц. Николы на Липне, Новгород) ( Рождественская. Древнерус. надписи. С. 74, 102). Информация др. Г. уникальна: о заключении мира на Желяни, о покупке кнг. Бояней земли, о посещении собора князьями и членами их семей (киевский Софийский собор, Георгиевский собор Юрьева мон-ря), о начале живописных работ в новгородском Софийском соборе («почяли длати на с(вя)тааго Костантина и Елены»), об организации братчинного пира по случаю завершения строительно-ремонтных работ. Исключительный интерес представляет Г. XI в. в новгородском Софийском соборе, принадлежащее Николе - «пришельцу из Киева-града от своего князя Ярослава»,- к-рый идентифицируется с известным по летописям боярином кн. Ярослава Мудрого Микулой Чудином ( Медынцева. Древнерус. надписи. С. 56-57, 97, 114-124). Возможно, о поставлении Киевского митр. св. Илариона сообщает Г. XI в. в киевском Софийском соборе: «м(е)с(я)ца априля въ 9 д(ь)нь поставлено бы(сть) вл(а)д(ы)ка» ( Высоцкий. Древнерус. надписи. С. 37-38).

http://pravenc.ru/text/166401.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010