Не даром Андрея Юрьевича за храмостроительство, очевидную мудрость и любовь к литературе летописцы сравнивали с самим Соломоном, но за видимыми причинами падения его «самовластья» достаточно явно вновь проступает отсутствие Божьего благословения. В результате и Северо-Восточная Русь пошла по проторённому пути, дойдя, к 1216 г. до колоссального братоубийственного побоища на р. Липице под Юрьевом-Польским, а на следующий год – до вопиющей к Небу резни рязанских князей во время братского пира. Закономерным итогом начавшейся на Руси апостасии явилась поразительная военная немощь, проявленная в год ордынского нашествия, в показательной катастрофе на р. Сити и как следствие - утрате суверенитета. Впоследствии, после всеобщего осознания народом справедливости попущенного Богом наказания, начался второй этап христианизации народа, однако правители его нового государства, за редкими исключениями, отнюдь не страдали кротостью царя Давида. Теперь же нам всем следует крепко задуматься: следует ли современным православным бороться за воссоздание Святой Руси именно в образе Третьего Рима? Речь идёт именно об образе империи, возникающем из ассоциаций со словом «Рим» и довлеющем над духовно малограмотными умами, ибо в его духовной концепции никаких изъянов нет. Что было хорошего в духовном наследии первого Рима, кроме первых христиан? О науке, технике и достижениях языческой государственности и культуры речь не идёт, как и о массах конформистов, крестившихся во времена Константина, но без них нет и Рима как такового. Всё это наследие, в том числе и несущее негатив, было неизбежно воспринято и Римом Вторым, а затем и «Третьем», в полной мере осмыслившим киевское наследие, как уже отмечалось выше, и позиционировавшем себя, во всяком случае, при царе Алексее, также и Киев «Иерусалимом». Именно вполне официальное представление Кремля «Градом Иерусалимом» (хотя бы в пасхальные дни) повлекло создание напротив его «Золотых» Спасских ворот «Голгофы», что переводится на славянский как «Лобное место».

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/13/...

Уже вначале следующего месяца, ночью с 3 на 4 июня албанцы снова совершили страшное злодеяние в Обиличе. Самым жестоким образом были убиты трое сербов. Слободан Столич (74 года), серб из Обилича, вместе со своей женой Радмилой и сыном Любинко, убиты в собственном доме, ударами тупого предмета по голове. Это злодеяние, как и многие другие, лишь формально осудили представители УНМИК и некоторые албанские руководители, и на этом вс, кончилось. Злодеев никто так и не поймал, и это сильно ободряло террористов в продолжении их кровавого пира в Косово и Метохии. Так, уже 6 июля 2003 года, в населенном пункте Девят Юговичей недалеко от Приштины, среди бела дня, около 17 часов, албанцы подожгли дом серба Небойши Стаменковича. Дом сгорел дотла, а Небойша чудом остался в живых. Таким образом албанцы хотят выгнать всех оставшихся сербов, поскольку КФОР и УНМИК ничего не предпринимают в плане их защиты, и тем самым ободряют албанцев на продолжение террактов против сербов, положение которых в Косово и Метохии изо дня в день становится все более тежелым и невыносимым. Однако 13 августа в селе Гораждевац было совершено небывалое и неслыханное злодеяние, затмившее все предыдущие, когда албанские террористы расстреляли невинных сербских детей купавшихся в реке. Двое детей погибли, а пятеро получили тяж.лые ранениядак что некоторые из них до сих пор лечатся в больнице в Белграде. Это был тот самый день, когда новый шеф УНМИК господин Харри Холкери вступил на свою должность в Косово. Пораженный таким албанским «приветствием», Холкери обещал, что злодеев поймают и будут судить. Однако это обещание, как и все предыдущие, осталось лишь мертвой буквой. Много времени и много бумаги понадобится, чтобы лишь упомянуть все случаи нападения на сербов. Но и то, что уже сказано, дает ясную картину апартеида, который господствует в Косово и Метохии, в присутствии и под управлением международного сообщества. Все же, мы не можем не упомянуть недавний инцидент, произошедший с русской делегацией фонда Андрея Первозванного, побывавшей в Косово и Метохии на Рождество 2004 года. Несмотря на мощное сопровождение, состоящее из десяти броневиков и вертолда в воздухе, албанцы все-таки совершили организованное нападение на русскую делегацию и забросали ее камнями в селении Дечани. Члены делегации, среди которых был и депутат Сергей Щеблыгин, на собственном примере убедились, что в Косово и Метохии все еще продолжается война варваров против цивилизации. Священник Сергей Попов, один из группы, которую забросали камнями, заявил, что до конца своей жизни будет помнить это Рождество, которое он отпраздновал с сербами. Мы уверены, что сербская трагедия в Косово и Метохии, продолжающаяся вот уже пять лет, открыла глаза русской общественности, поскольку вс, то, что они делают нам, может быть, является только генеральной репетицией того, что Запад намеревается сделать России.

http://pravoslavie.ru/5228.html

Вот с этого-то рокового дня свадьбы и началось злоключение всей жизни Андрея Александровича. Из церкви, после венчания, молодые приехали благополучно домой, где их и всех многочисленных свидетелей нового супружеского счастья ожидал обильный пир: Андрей Александрович не жалел издержек, чтобы как можно торжественнее отпраздновать праздник своего сердца. Но Бог судил иначе, и праздник обратился в горе, а веселие — в плач, и на плечи молодому свалилась такая скорбь, которой наши горожане в патриархальности своих обычаев не только не видывали, но о которой даже и слухом-то не слыхивали. По приезде из храма после венчания домой, молодые супруги были встречены толпой поздравителей разного пола, звания и возраста. Полилось шипучее искрометное вино; раздались шумом восклицания, поцелуи, приветствия: в общем приветственном гуле и суматохах смешалось все — и поздравители, и новобрачные. Затем веселая и шумная толпа разделилась на группы и разъединила новобрачных… А искрометная влага хлопала пробками, и рекой разливалось по бокалам шампанское… Молодой сиял радостью увенчанной любви, но непродолжительно было его счастье… Распорядитель брачного пира пришел приглашать новобрачных и гостей к обеденному столу, стали соединяться разрозненные группы приглашенных, и тут заметили, что самой виновницы торжества нет ни в одной из собравшихся групп гостей. Раздались по всему дому восклицания: — Синклитикия Платоновна, где вы? А Синклитикии Платоновны и след простыл. Искали ее по всему дому, обыскали, можно сказать, все мышиные норки: бегали в сад, искали по двору, во всех дворовых хозяйственных постройках… С молодым обморок сделался; а молодая как сквозь землю провалилась, — так и не нашли Синклитикии Платоновны. Тут всем стало ясно, что сотворилось что-то неладное, настолько что-то необычайное, чему жители нашего города сгоряча даже и названия подобрать не сумели. Что же вышло? А вышло то, что Синклитикия Платоновна для отвода только глаз заглянула в квартиру мужа и вслед, воспользовавшись поздравительной суматохой, под каким-то благовидным предлогом вышла из залы, прошла на крыльцо, где уже стоял дорожный экипаж и укатила в направлении к выезду из города. Все это, как потом оказалось, видели соседи и ахнуть не успели, а понять-то уже только потом поняли, когда дознались, что Синклитикия Платоновна сбежала с одним молодым местным помещиком. Узнал об этом и несчастный молодой, но горю своему уже не мог ничем помочь: и молодая, и ее соблазнитель скрылись бесследно из нашего города.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Они отличаются задушевностью, язык их имеет особый индивидуальный характер, свободен от шаблонных выражений и в значительной мере чужд реторики, чем византийские песнописцы грешат очень часто. На ряду с триодными самогласнами Андрея Пира можно поставить еще покаянные самогласны — седальны и стихиры Октоиха, с которыми они иногда имеют довольно близкое сходство. Кроме данных самогласнов, стихирари приписывают Андрею Пиру еще стихиру недели Ваий: Приидите и мы днесь весь новый Израиль. Кто же был автор этих песнопений? В упоминавшемся выше житии свв. Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского — Иоанна Меркуропула сообщается, что самогласны 40-цы написаны св. Космой и были его первыми произведениями: «из существующих песнопений св. Космы, говорится там, первыми являются песнопения, которые поются на вечернях и утренях очистительного времени поста, — эти песнопения, отличающияся сладостнейшими мыслями и звучной формой, суть единственные вещи, составленные им для целого постного периода” Но это известие Меркуропула опровергается надписаниями стихирарей, которые усвояют разсматриваемые самогласны Андрею Пиру. Родиной или местожительством этого песнописца, несомненно, была Палестина и, быть может, даже — Иерусалим. В западных и славянских триодях его самогласны нередко называются αγιοποΛτου и восточными. Содержание их явно принаровлено к недельным евангельским зачалам по древнему иерусалимскому уставу: так, самогласны первой и второй седмиц говорят о посте и милостыне, третьей седмицы — о блудном сыне, четвертой — о мытаре и фарисее и т. д. Из приготовительных седмиц автор знает одну только сырную. Время жизни Андрея Пира едва ли можно выносить за пределы VIII века. Это видно из того, что св. Стефаном Савваитом также было составлено несколько самогласнов для поста, аналогичных самогласнам Пира: одни из них — 4 самогласна о впадшем в разбойники на 5-ую седмицу — сохранились среди песнопений этой седмицы, но стоят, большею частию, после самогласнов Пира, и в разных рукописях занимают разные места, другая же часть — самогласны о мытаре и фарисее и о блудном отнесены на приготовительные недели.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Канон имеете акростих: ανος ηλια εις τον ασωτον υιον и начинается словами — Αμμπτως νηστεοντες σπερ φησεν διδασκαλος. Во многих его тропарях говорится о нападениях арабов и содержится мольба о даровании на них победы «царю верных”. Затем, Илия дополнял четверопеснец Космы на Лазареву субботу до объема полного канона. В синайской триоди 735 сохранились эти дополнительные песни Илии: πδ. Θαυμαστα τα ργα· Το φλου σου ασθενουΚριε, ν Βηθανα: в противоположность Феофану Илия составил для своего дополнения ирмосы сам. Ирмологии содержат еще ирмосы канона Илии на великий четверток: δ. A­ρμασι γαυρομενον τον αγπτιον τραννον. Наконец, в триоди И. П. Б. DXIX есть три подобна Илии о впадшем в разбойники на 4-ю неделю поста: πδ. Χαροις ασκητ. " φος πουρανου ζωης. Βανων π δν το Θεο.    λης της μοχθηρας ν στοργ.    Среди патриархов иерусалимских были и другие лица с именем Илии, жившие позднее, например Илия IV (879—907). Но приписать им перечисленные выше песнопения нельзя потому, что, по-видимому, уже в IX-X веках они стали выходить из употребления, так что некоторых из них, например, канона на в. четверток, совсем нельзя найти даже в древнейших триодях.    Часть стихирарей (афинский, синайский, иверский 947) приписывают также св. Стефану три стихиры мясопустной недели: Помышляю день оный и час, Егда поставятся престолы и Даниил пророк, муж желаний быв. (афинский, кроме того, еще — О каковый час тогда — по прочим Андрея Пира), но другая часть усвояют данные стихиры Феофану Начертанному. Переписчики какой-либо группы, очевидно, не разобрали надлежащим образом надписи. Лучшая рукопись, иверская стоит за св. Феофана. Затем, св. Стефану принадлежит несколько самогласнов 5-ой седмицы поста, но здесь их довольно трудно выделить из самогласнов Андрея Пира. Последний писал по 2 стихиры на день, за исключением суббот. Общее же количество самогласнов 5-ой седмицы — 16, следовательно 4 из них должны принадлежать Стефану. Рукописи в определении их ужасно путаются и противоречат одна другой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

По счету же, принятому у русского народа, в 7118 (1610) году скончался благоверный, и благородный, и благочестивый родственник царя и великого князя всея Руси Василия Ивановича Шуйского, прирожденного благочестивого государя (происходил он от единого корня Римского кесаря Августа, обладавшего всей вселенной, и от начинателя единой православной христианской веры князя Владимира, князя Киевского и всей Русской земли, и от единой отрасли разделившейся ветви рода великого князя Александра Ярославича Невского), – государев боярин, воин и воевода, ближний советник и правитель, по рождению нетий, то есть родственник царя, князь Михаил Васильевич, именуемый Шуйский, так как происходил он из того же рода великого князя Александра Ярославича Невского, о котором выше говорилось и от которого родился князь Андрей Владимирский и Суздальский, князь Данило Московский и прочие братья; и от этого князя Андрея Александровича произошли князья суздальские и шуйские, а от князя Данила Александровича произошли московские князья и цари. Но умолчим об этом, вернемся к сказанному выше. О ПРЕСТАВЛЕНИИ КНЯЗЯ МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА ШУЙСКОГО Когда этот воин и воевода, князь Михаил Васильевич Шуйский, послушался царя и приехал в царствующий град Москву из Александровой слободы (и ошибкой это было, за грехи наши), родился у боярина Ивана Михайловича Воротынского сын, княжич Алексей. И не прошло двух месяцев, через сорок дней после его рождения, как стал князь Михаил крестным кумом, а кумой стала жена князя Дмитрия Ивановича Шуйского, княгиня Марья, дочь Малюты Скуратова. И по совету злых изменников и своих советчиков замыслила она в уме своем злой умысел изменнический: уловить князя Михаила неожиданно, подобно тому как в лесу птицу ловят или как рысь нападает, и растерзать – змея лютая, со взором злым, как будто у лютого зверя! Радость дьявола буйствует, невеста сатане готовится. И настал – после торжественного стола – час пира веселого, тогда, дьяволом омраченная злодейка та, княгиня Марья, кума крестная, подносила чару питья куму крестному и била ему челом, поздравляла с крестником, Алексеем Ивановичем. А в той чаре – питье приготовлено лютое, питье смертное. И князь Михаил Васильевич выпивает ту чару досуха, а не знает, что злое питье это лютое, смертное. И скоро у князя Михаила все в утробе возмутилось, и не допировал он пира званого, и поехал к своей матушке княгине Елене Петровне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 10 непонятных цитат из Великого канона Андрея Критского 8 мин., 02.03.2020 Великий покаянный канон Андрея Критского читают в самом начале Великого поста — четыре части в первые четыре дня – и в среду вечером пятой недели Великого поста. Канон Андрея Критского – самый длинный из всех существующих канонов. Даже если вы приходите на великопостное богослужение с текстом канона (как делают многие), некоторые подробности и примеры из Ветхого Завета, которые приводит святитель Андрей, могут показаться трудными для восприятия и понимания. Мы снова отобрали для вас 10 особо сложных цитат из текста Великого покаянного канона с их переводом на русский язык и пояснениями. Читайте также: 10 сложных цитат из Великого покаянного канона 1. Когда читается: Понедельник первой недели Великого поста Песнь 4 А) Церковнославянский текст : «Зной дневный претерпе лишения ради патриарх, и мраз нощный понесе, на всяк день снабдения творя, пасый, труждаяйся, работаяй, да две жене сочетает» (Быт. 30: 11–28) Перевод : « Патриарх по нужде терпел дневной зной и переносил ночной холод, ежедневно сокращая время, пася стада, трудясь и служа, чтобы получить себе две жены» ( Быт.31:7:40 ) Толкование : Ветхозаветному патриарху Иакову, чтобы жениться на любимой им Рахили, пришлось целых семь лет работать у ее отца Лавана в Харране. После того, как срок истек, коварный Лаван обманул Иакова, так как не хотел его отпускать. Ночью, после пира, Лаван привел к брачному ложу Иакова не Рахиль, а Лию – свою старшую дочь. Утром Лаван объяснил свое действие тем, что отдавать замуж младшую дочь раньше старшей неправильно. Иаков взял в жены Лию, однако остался служить Лавану еще семь лет – снова за Рахиль. Этим примером Андрей Критский показывает неотступность и непреклонность праведника в его стремлении достичь желаемого. Б) Церковнославянский текст : «Жены ми две разумей, деяние же и разум в зрении: Лию убо деяние, яко многочадную; Рахиль же разум, яко многотрудную; ибо кроме трудов, ни деяние, ни зрение, душе, исправится» (Быт. 30: 11; 31)

http://foma.ru/10-neponyatnyh-czitat-iz-...

   Прокопий Газский, жизнь и деятельность которого протекала на рубеже V и VI столетий, бегло использует творения св. Мефодия в своих комментариях на Восьмикнижие и один раз, говоря о сочинении «О воскресении», называет св. Мефодия по имени.    Андрей, митрополит Кесарии Каппадокийской, составивший толкование на Апокалипсис, называет в предисловии к этому сочинению имя св. Мефодия рядом с именами Папия, Иринея и других защитников Православия и объявляет его своим союзником, а затем ещё несколько раз ссылается на него и делает небольшое заимствование из «Пира десяти дев», написанного св. Мефодием. О времени жизни и деятельности Андрея Кесарийского имеются различные предположения, причём крайними границами здесь являются, с одной стороны, VI, а с другой — X в. Если бы была доказана более поздняя дата, то можно было бы считать более или менее вероятным мнение Дикампа о том, что заимствование, сделанное Андреем Кесарийским, представляет собой не непосредственное использование творения св. Мефодия, а выписку из компиляций Экумения. Однако, это предположение представляется малообоснованным. Характерной чертой миросозерцания Андрея Кесарийского является его ярко выраженный последовательный антиоригенизм; он воздерживается даже от простого упоминания имени Оригена и объявляет своим первейшим союзником не кого иного, как св. Мефодия, который так часто привлекал к себе внимание церковных деятелей именно благодаря своей полемике с Оригеном. Имеются достаточно веские данные в пользу того, что эпохой появления толкования на Апокалипсис, написанного Андреем Кесарийским, следует считать именно VI в., когда с особой силой проявились антиоригенистические настроения.    Леонтий Византийский, один из виднейших богословов первой половины VI в., причисляет св. Мефодия, вместе с Игнатием Богоносцем, Иринеем, Иустином Философом, Климентом и другими учителями древней Церкви, к сонму виднейших богословов, которые жили до времени Константина. У Леонтия нет ссылки ни на одно из произведений св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Иосифа Песнописца.    Подобно тому, как трипеснцы св. Андрея критского на страстную седмицу не остановили свв. Иоанна и Косму от составления новых трипеснцев на эти дни, точно также и песнописцы IX в. не видели в произведениях св. Феодора никакой для себя помехи к тому, чтобы выступить с аналогичными же песнопениями. Одни могли делать это по подражанию св. отцу, другие из желания дать более совершенные песнопения. В приведенном выше рассказе из жития св. Феодора о сардинском монахе мы видели, что, хотя его трипеснцы уже вскоре после его кончины получили широкое распространение, но в то же время находились люди, которые относились к ним критически, — говорили, что они составлены не по правилам искусства. Кроме всего этого, песнопения св. Феодора едва ли удовлетворяли литургическим потребностям и с другой стороны: возросший спрос на песнопения требовал большего их количества, чем какое дано было св. Феодором в его триоди. Например, им составлено на каждый день лишь по одному седальну. Но уже в первом опыте начертания студийского устава — ποτπαχπς, как мы видели, в 40-цу на утрени полагается по 4 кафизмы, следовательно требуется не менее 4-х седальнов. Правда, можно было, как это и делает устав патр. Алексия, заменить недостающие седальны другими песнопениями, или же повторять седален св. Феодора, но, судя по рукописям, большинство желало иметь достаточное количество специально составленных для 40-цы седальнов. То же самое можно сказать и относительно стихир: одного подобна на день было недостаточно. Устав патр. Алексия предписывает петь его и на утренних стиховнах, и на вечерних. Такое повторение не вязалось уже просто с тем фактом, что, кроме этого подобна, на каждый день 40-цы полагалось по 2 различных самогласна Андрея Пира. Наконец, св. Феодор не составил ни одного песнопения для будничных дней сырной седмицы. Все эти факты должны были вызвать повторения, подражания и дополнения к песнопениям св. Феодора. И действительно, в том же IX в. явилось значительное количество таких подражаний. К сожалению, очень трудно представить их точную истории: у одних из этих песнопений не сохранилось имен их авторов, другие из них прямо анонимны, у некоторых имена их составителей хотя и сохранились, но почти ничего неизвестно об их личностях. Затем, для всех песнопений этого рода в высшей степени трудно установить даже хотя приблизительную их хронологию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

- Вы являетесь сторонником преподавания психологии в духовных учебных заведениях? - Дело нужное, но сегодня не хватает специалистов, нет и пока не может быть специальных учебников, ведь учебник - результат исследований. На мой взгляд, пока нет учебников, пусть преподают светские специалисты, даже неверующие. Священнику надо знать историю психологии, иметь представление о фрейдизме, гештальт-психологии и других направлениях. Не для того, чтобы стать психоаналитиком или гештальтистом, а для того, чтобы понять психологию современного человека. Отрадно, что в Российском православном университете по благословению отца Иоанна (Экономцева) планируется открытие психологического факультета. Его деканом скорее всего будет выпускник психфака МГУ отец Андрей Лоргус. Я хорошо знаю отца Андрея и думаю, что это правильный выбор. - Приближается Великий Пост. Многие нецерковные или малоцерковные люди представляют это время унылым и мрачным, а ведь на самом деле пост - это радость. - Христианство принесло в мир гармонию, которой не было в дионисийстве. Вспомните " Пир во время чумы " . В городе чума, надо плакать, ухаживать за больными, хоронить умерших, а народ говорит: нет, мы не хотим видеть реальности, страдания, печали, мы хотим веселиться несмотря на то, что происходит. В этом глубочайшее противоречие дионисийства. С одной стороны, это первый опыт пира, радости, всенародного веселья, а с другой стороны - пир во время чумы, кровь, противоестественная радость, нечувствие к чужому горю, вольница вне сдерживающего начала, вне закона. У поздних греков была задача соединить Аполлона и Диониса, но только Христос снял проблему Закона и Благодати. Пост - не время для веселья и праздников. Тем не менее, я согласен, что это радостный период. Ведь это время покаяния, а в покаянии мы обретаем радость. Кроме того, есть ряд богослужений, совершаемых только Великим Постом: Пассии, Великий покаянный канон, Литургия Преждеосвященных Даров. А Страстная неделя! Без Великой Пятницы нет Пасхи. К сожалению, нашим певчим редко удается участвовать в Литургии Преждеосвященных Даров, но в каноне св. Андрея Критского, в Пассиях, в богослужениях Великой Пятницы они участвуют всегда. Без этого невозможно почувствовать и пережить Пасху.

http://pravoslavie.ru/guest/nichiporov.h...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010