Слово на Преображение Господа нашего Иисуса Христа. Святого Андрея, архиепиекопа Критского 151 Послушайте меня все те, которые, посредством истощания Слова освободились от покрова бессловесия, вознесли ум свой от земли и научились мыслить о горнем, – поелику я предлагаю вам обильную духовную трапезу словес, и вместе с Словом взойдем ныне на высокую гору Преображения, совлекши вещественную и темную одежду жизни и облекшись в одежду, свыше истканную всю ( Ин. 19:23 ) и сияющую лучами разумных добродетелей. И Самому Христу, Который есть чистый начаток всего и пресущественное Слово Отца, Который ради нас сошел с неба и по человеколюбию воспринял нашу немощную плоть, угодно, чтобы, мы совершили с Ним это восхождение, поелику мы и жизнию, и словом облечены уже в белые одежды и окрашены чистыми помышлениями Духа. И это ясно из того, что Он, взяв с Собой избранных из Апостолов, как уже более близких к Нему по своим свойствам, возвел их на гору высокую. С какой целью Он совершает это и чему желает научить? Он намерен показать необычайную славу и величие Своего Божественного естества, в которое, немного прежде –таинственно, а теперь более ясно – посредством Своего преображения, Он изменил и природу, некогда услышавшую: земля еси, и бо землю отидеши ( Быт. 3, 19 ). Ныне мы и празднуем это, то есть: обожествление нашей природы, превращение ее в лучшее бытие и восхождение из естественного состояния в сверхъестественное. Этому дивятся ангелы и это прославляют архангелы; этому радуются и все премирные чины, являя тем самое действительное и неложное свидетельство человеколюбия Божия, беспредельное и безграничное море которого невозможно и обнять умозрением. Это теперь и мы желаем прославить, но достойно исполнить не можем. Впрочем, поелику Богу любезно то, что совершается сообразно с нашими силами, то и не следует нам уклоняться от своего намерения и малодушествовать. Что же говорит о сем Евангелие? Ибо я, побежденный и в слове и в мысли величием таинства, не знаю, что нужно говорить, и полагаю его основанием созерцания и духовного пира.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

По счету же, принятому у русского народа, в 7118 (1610) году скончался благоверный, и благородный, и благочестивый родственник царя и великого князя всея Руси Василия Ивановича Шуйского, прирожденного благочестивого государя (происходил он от единого корня Римского кесаря Августа, обладавшего всей вселенной, и от начинателя единой православной христианской веры князя Владимира, князя Киевского и всей Русской земли, и от единой отрасли разделившейся ветви рода великого князя Александра Ярославича Невского), – государев боярин, воин и воевода, ближний советник и правитель, по рождению нетий, то есть родственник царя, князь Михаил Васильевич, именуемый Шуйский, так как происходил он из того же рода великого князя Александра Ярославича Невского, о котором выше говорилось и от которого родился князь Андрей Владимирский и Суздальский, князь Данило Московский и прочие братья; и от этого князя Андрея Александровича произошли князья суздальские и шуйские, а от князя Данила Александровича произошли московские князья и цари. Но умолчим об этом, вернемся к сказанному выше. О ПРЕСТАВЛЕНИИ КНЯЗЯ МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА ШУЙСКОГО Когда этот воин и воевода, князь Михаил Васильевич Шуйский, послушался царя и приехал в царствующий град Москву из Александровой слободы (и ошибкой это было, за грехи наши), родился у боярина Ивана Михайловича Воротынского сын, княжич Алексей. И не прошло двух месяцев, через сорок дней после его рождения, как стал князь Михаил крестным кумом, а кумой стала жена князя Дмитрия Ивановича Шуйского, княгиня Марья, дочь Малюты Скуратова. И по совету злых изменников и своих советчиков замыслила она в уме своем злой умысел изменнический: уловить князя Михаила неожиданно, подобно тому как в лесу птицу ловят или как рысь нападает, и растерзать – змея лютая, со взором злым, как будто у лютого зверя! Радость дьявола буйствует, невеста сатане готовится. И настал – после торжественного стола – час пира веселого, тогда, дьяволом омраченная злодейка та, княгиня Марья, кума крестная, подносила чару питья куму крестному и била ему челом, поздравляла с крестником, Алексеем Ивановичем. А в той чаре – питье приготовлено лютое, питье смертное. И князь Михаил Васильевич выпивает ту чару досуха, а не знает, что злое питье это лютое, смертное. И скоро у князя Михаила все в утробе возмутилось, и не допировал он пира званого, и поехал к своей матушке княгине Елене Петровне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Заложенное им село Боголюбово сделалось его любимым местопребыванием и усвоило ему в истории прозвище Боголюбского. Мы не знаем, что делал Андрей до смерти отца, но, без сомнения, он в это время вел себя так, что угодил всей земле. Когда отец умер в Киеве после пира у какого-то Петрила, 15 мая 1157 года, ростовцы и суздальцы со всею землею, нарушив распоряжение Юрия, отдававшего Ростов и Суздаль меньшим сыновьям, единодушно избрали Андрея князем всей своей земли. Но Андрей не поехал ни в Суздаль, ни в Ростов, а основал свою столицу во Владимире, построил там великолепную церковь Успения Богородицы с позолоченным верхом из белого камня, привезенного водою из Болгарии. В этом храме поставил он похищенную из Вышгорода икону, которая с тех пор начала носить имя Владимирской. С тех пор Андрей явно показал свое намерение сделать Владимир, бывший до того времени только пригородом, главным городом всей земли и поставить его выше старых городов, Ростова и Суздаля. Андрей имел в виду то, что в старых городах были старые предания и привычки, которые ограничивали власть князя. Ростовцы и суздальцы избрали Андрея на вече. Они считали власть князя ниже своей вечевой власти; живя в Ростове или Суздале, Андрей мог иметь постоянные пререкания и должен был подлаживаться к горожанам, которые гордились своим старейшинством. Напротив, во Владимире, который ему обязан был своим возвышением, своим новым старейшинством над землею, воля народная должна была идти об руку с волею князя. Город Владимир, прежде малый и незначительный, сильно разросся и населился при Андрее. Жители его состояли в значительной степени из переселенцев, ушедших к Андрею из южной Руси на новое жительство. На это явно указывают названия урочищ во Владимире; там были река Лыбедь, Печерный город, Золотые Врата с церковью над ними, как в Киеве, и Десятинная церковь Богородицы: Андрей из подражания Киеву дал построенной им во Владимире церкви десятину от своих стад и от торга и сверх того город Гороховец и села. Андрей строил много церквей, основывал монастыри, не жалел издержек на украшение храмов. Кроме церкви Успения, возбуждавшей удивление современников великолепием и блеском иконостаса, паникадил, сменной живописью и обильною позолотою, он построил во Владимире монастыри Спасский, Вознесенский, соборный храм Спаса в Переяславле, церковь Св. Федора Стратилата, которому он приписывал свое спасение во время одной битвы, когда он вместе с отцом участвовал в княжеских междоусобиях на юге, церковь Покрова при устье Нерли и много других каменных церквей. Андрей приглашал для этого мастеров с Запада, а между тем начало развиваться и русское искусство, так что при Андрееве преемнике русские мастера уже без пособия иностранцев строили и расписывали свои церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/435564/

В Иерусалимском уставе содержатся Марковы главы на случай совпадения М. и ф. н. с праздниками Месяцеслова: попразднством (с 11 янв.) и отданием Богоявления (14 янв.), праздником Трех святителей (30 янв.), праздником Сретения Господня (2 февр.), его пред- и попразднством и отданием (9 февр.) (об уставе службы на эти случаи см., напр.: Розанов. Устав. С. 392-431). Гимнография Богослужебное последование М. и ф. н., помещенное в совр. Триоди, включает следующий набор песнопений: кондак 4-го гласа Θαρισαου φγωμεν ψηγοραν (      ), кондак 3-го гласа Στεναγμος προσοσωμεν τελωνικος τ Κυρ (        ) с икосом, канон с именем автора Георгия , еп. Никомидийского в акростихе богородичнов, плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: Ως ν περ (      ), нач.: Παραβολας μβιβζων πντας Χριστς (        ), 8 самогласных стихир, 2 седальна, ексапостиларий. Большая часть этих песнопений - канон и почти все стихиры - известны уже по Типиконам студийской традиции. Поскольку М. и ф. н. в к-польской традиции появилась достаточно поздно, можно предположить, что большинство стихир, вероятно, были заимствованы из Тропология и принадлежат перу иерусалимских гимнографов: в частности, Стефана Савваита (известны 2 песнописца с этим именем (один † 794, другой † ок. 807) - см.: Карабинов. Постная Триодь. С. 119; 2 самогласна на «Господи, воззвах» и самогласны на хвалитех в совр. Триоди) и, возможно, Андрея Пира (см.: Там же. С. 114-116, 119; Momina M. A., Trunte N. Triodion und Pentekostarion nach slavischen Handschriften des 11.-14. Jh. Paderborn, 2004. Tl. 1. S. 63). Иерусалимское происхождение, очевидно, имеют и стихиры, содержание к-рых отражает притчу о мытаре и фарисее, помещенные в совр. Триоди на стиховне вечерни и утрени в будние дни 4-й седмицы Великого поста (см.: Триодь Постная. М., 1974. Ч. 1. Л. 237, 239, 245, 256, 264); как отмечалось выше, в древнем Иерусалимском богослужении притча о мытаре и фарисее читалась в 4-е (3-е по к-польскому счету) воскресенье Четыредесятницы - этим и объясняется наличие песнопений соответствующего содержания в указанные дни. Более того, нек-рые из этих стихир в Студийско-Алексиевском и Евергетидском Типиконах назначаются в М. и ф. н.: напр., стихира 8-го гласа     в Студийско-Алексиевском Типиконе помещается на «Господи, воззвах», а стихира 6-го гласа       - там же на стиховне вечерни (см.: Пентковский. Типикон. С. 233). Особенно выделяется стихира на «Славу» на хвалитех в Крестопоклонную неделю Великого поста - 8-го гласа        , в к-рой объединены сюжет притчи о мытаре и фарисее и тема распятия Спасителя (см.: Триодь Постная. М., 1974. Ч. 1. Л. 232; эта стихира также указана в М. и ф. н. в Студийско-Алексиевском и Евергетидском Типиконах - см.: Пентковский. Типикон. С. 233; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 499).

http://pravenc.ru/text/2564536.html

На Господи воззвах: стихиры на 8, глас 2, самоподобные, Андрея Пира. Киими похвальными венцы/увязем Петра и Павла,/разделенныя телесы/и совокупленныя духом,/Богопроповедников первостоятели?/Оваго убо яко апостолов предначальника,/оваго же яко паче инех трудившася./Сих бо воистинну достойно безсмертныя славы венцы/венчает Христос Бог наш,/имеяй велию милость. Какими похвальными венцами/увенчаем Петра и Павла,/разделенных телесно/и соединенных Духом,/стоящих первыми среди Божиих провозвестников?/Одного – как апостолов предводителя,/другого же – как более иных потрудившегося./Ибо их воистину достойно/бессмертной славы венцами венчает Христос Бог наш,/имеющий великую милость. Киими песненными добротами/воспоем Петра и Павла?/Богоразумия криле, прелетевшия концы/и к Небеси вознесшияся,/руце Евангелия благодати,/нозе истиннаго проповедания,/реки премудрости,/крестныя роги,/имиже демонов бровь Христос низложи,/имеяй велию милость. Какими песнопениями прекрасными/воспоем Петра и Павла?/Крылья Богопознания, пролетевшие мipa концы/и к Небесам вознесшиеся,/руки Евангелия благодати,/ноги проповеди истины,/реки премудрости, концы Креста;/ими демонов надменность Христос низложил,/имеющий великую милость. Киими духовными песньми/похвалим Петра и Павла?/Безбожия заклавшия незатыкаемая уста,/страшныя Духа мечи,/Рима светлая удобрения,/всея вселенныя питатели,/Новаго Завета Богописанныя скрижали мысленныя,/яже в Сионе Христос возгласи,/имеяй велию милость. Какими духовными песнями/восхвалим Петра и Павла?/Заклавшие безбожие и незатупляемые/лезвия страшного меча Святого Духа,/Рима славные украшения,/всей вселенной услаждение,/Нового Завета Богом писанные скрижали невещественные,/которые на Сионе Христос возгласил,/имеющий великую милость. Слава, глас 4. Иоанна монаха: Трикратным вопрошением,/еже: Петре, любиши ли Мя?/трикратное отвержение Христос исправил есть./Темже и к Тайноведцу Симон:/Господи, вся веси, вся знаеши,/Ты веси, яко люблю Тя./Темже к нему Спас:/паси овцы Моя, паси избранныя Моя,/паси агнцы Моя, яже Моею кровию снабдех во спасение./Того моли, Богоблаженне апостоле,/даровати нам велию милость.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/sv-app-pe...

Блаж. Феодорит († 458), подтверждая факт мученической кончины св. Мефодия, делает извлечения из его сочинения «О мучениках» (Περ των μαρτρων). Кроме того, у блаж. Феодорита имеются намёки на сочинение «О воскресении», засвидетельствованное многими другими авторами 71 . Прокопий Газский, жизнь и деятельность которого протекала на рубеже V и VI столетий, бегло использует творения св. Мефодия в своих комментариях на Восьмикнижие и один раз, говоря о сочинении «О воскресении», называет св. Мефодия по имени 72 . Андрей, митрополит Кесарии Каппадокийской, составивший толкование на Апокалипсис, называет в предисловии к этому сочинению имя св. Мефодия рядом с именами Папия, Иринея и других защитников Православия и объявляет его своим союзником, а затем ещё несколько раз ссылается на него и делает небольшое заимствование из «Пира десяти дев», написанного св. Мефодием. О времени жизни и деятельности Андрея Кесарийского имеются различные предположения, причём крайними границами здесь являются, с одной стороны, VI, а с другой – X в. Если бы была доказана более поздняя дата, то можно было бы считать более или менее вероятным мнение Дикампа о том, что заимствование, сделанное Андреем Кесарийским , представляет собой не непосредственное использование творения св. Мефодия, а выписку из компиляций Экумения 73 . Однако, это предположение представляется малообоснованным. Характерной чертой миросозерцания Андрея Кесарийского является его ярко выраженный последовательный антиоригенизм; он воздерживается даже от простого упоминания имени Оригена и объявляет своим первейшим союзником не кого иного, как св. Мефодия, который так часто привлекал к себе внимание церковных деятелей именно благодаря своей полемике с Оригеном . Имеются достаточно веские данные в пользу того, что эпохой появления толкования на Апокалипсис, написанного Андреем Кесарийским , следует считать именно VI в., когда с особой силой проявились антиоригенистические настроения 74 . Леонтий Византийский , один из виднейших богословов первой половины VI в., причисляет св. Мефодия, вместе с Игнатием Богоносце м, Иринеем, Иустином Философом , Климентом и другими учителями древней Церкви, к сонму виднейших богословов, которые жили до времени Константина. У Леонтия нет ссылки ни на одно из произведений св. епископа, но эпитет «Патарский», присоединённый Леонтием к его имени (в сочинении «О сектах» III, 1), заставляет предположить, что автор этого сочинения был знаком по крайней мере с одним из его произведений, а именно – с сочинением «О воскресении», которое начинается (в славянском переводе) словами «Доидох прежде дний сих в Патары». Эти слова, как уже было отмечено выше, вероятно, явились причиной, заставившей Леонтия и его современников предположить, что св. Мефодий был Патарским епископом 75 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

Вместе с тем, как считал В., нельзя утверждать, что та Русь, к-рая посетила в 1-й пол. IX в. берега М. Азии, была Русь славянская. В X-XI вв. визант. авторы используют названия «Варяги» и «Русь» как взаимозаменяемые; варягами называлась рус. дружина, отправленная в Византию св. кн. Владимиром и продолжавшая существовать в XI в. За русско-визант. исследования Московский ун-т присвоил В. звание д-ра рус. истории honoris causa (1878). В. издал с блестящими вступительными статьями и обширными примечаниями много рукописных памятников: «Стратегикон Кекавмена» XI в. (1881, 1896), 2 послания имп. Михаила VII Дуки к кн. Всеволоду Ярославичу (1875), жития святых Стефана Нового (1877), Иоанна Готского (1878), Георгия Амастридского (1878), Мелетия Нового (1886), Стефана Сурожского (1889), Хождение в Св. землю Епифания (1886), Хождение ап. Андрея в страну мирмидонян (1877). В работе о Симеоне Метафрасте (1897) В. отождествил знаменитого агиографа с Симеоном магистром и логофетом, составителем всемирной хроники, и определил время его жизни - кон. X в. Юридические, экономические и социальные вопросы истории Византии рассмотрены В. в работах «Законодательство иконоборцев» (1878) и «Материалы для внутренней истории византийского государства» (1879-1880). Он дал толкование мн. до тех пор неизвестным терминам, ввел в научный оборот мн. источники (юридический сб. «Пира», Слово Иоанна Антиохийского, письма архиеп. Феофилакта Болгарского). В. определил время издания Эклоги и Земледельческого закона, показал особенности крестьянской общины VIII в., изучил положение зависимого крестьянства, явления экономической жизни (прония, харистикий). Создав рус. школу византинистов, В. упрочил сотрудничество византиноведения с востоковедением, ставшее традиц. чертой рус. византинистики. Исследования по Византии печатались в «Журнале Министерства народного просвещения», главным редактором к-рого он был с 1890 г., в «Записках» историко-филологического фак-та С.-Петербургского ун-та и др. По инициативе В.

http://pravenc.ru/text/149825.html

тамара 2016/03/09, 10:48:28 Господи, прости меня, грешную! р.Б. Ирина 2016/03/08, 22:09:27 О Отче неисповедимы пути Господни и не каждого Сына он к себе позвал на сей чудный Духом остров . спаси и сохрани нас Господи . валериан 2016/03/08, 15:32:31 +++Любовь от головы Адама и друга Жениха-главы Святого Иоанна Любовь,зачем ты так от нас сокрылась? Зачем в ночи Души так хитро утаилась? И вместо Божьего Вседара,дар блуда Царствует в веках! Какой обман?!О,какова подмена?! То Богу-Деве подлая измена, Всё извратилось на земле с лихвой. Слепой Адам с незрячей Евой, Блуд Божьей гордой обезъяны, Любви от Бога предпочли. А плод его-пустые черепа Адама, Уж,Гору Новой Евы превзошли. Ликует ад,с змеиным жалом смерти, Кто остановит плотский,родовой поток? И лишь Христос с возлюбленной Марией, В Любви Креста,в чудесном Доме Пира, Даруют свежести таинственный глоток! И на земле взыграла Неба Лира Как с Горнего,Нездешнего Памира Открылись два Чудесных Херувима, Небесный Меч Любви даря! В Любви от Бога нам,единственно,спасенье! В Любви с Небес-Фаворское Крещенье! И в Мир Любви прямое возвращенье, Где достигается покой,блаженство в Боге И во Христе духовное спасенье! И Отче с Матерью в превечном умиленье! Любовью славится Духовная Семья! Nemo Nihil 2016/03/07, 16:41:01 +++ Мистика качующей горы Божией +++ Гору совершенно особо возвысил и отметил Сам Господь Небесный. Поэтому и гора на земле есть символ Горнего Царства Бога Отца Истины. В главной и таинственной своей основе Бог Любви и Софии на планете Земля с самым глубоким духовным смыслом возвысил всего три горы. В Святом Израиле-Сион. В Святой Византии-Афон. В Святой Руси-Соловецкую Голгофу. Отсюда,что для Иудеев-Сион,то для Греков-Афон,а для Русских-Соловки(Анзер)!И для всех вместе-одна-единственная возлюбленная Мистическая Гора Царицы Небесной! В этом гороизбрании и горокочевании,безусловно,сокрылась какая-то высокодуховная тайна Божия. И разгадка мистической тайнописи Теологии Горы Божией-для духовных орлов... Аллилуиа!Аминь! Nemo Nihil

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=227...

А=Parisinus gr. 582 В=Thessalonicensis τν Βλαταων 6 С=Oxoniensis New College 82 D=Parisinus gr. 520 E=Oxoniensis Bodl. Barocc. gr. 199 M=Mosquensis gr. 217 N=Venetus Marc. gr. 573 О=Venetus Marc. gr. II 46 P=Parisinus gr. 1476 Q=Athous Pantocrator 3 V=Vaticanus gr. 566 X=Vaticanus gr. 1639 ω 1 =ABCDE ω 2 =MNOPQ Печатный текст v=PG 39, 65C89A —13— 15 AMФUЛOXIЯ, ЕПИСКОПА ИКОНИЙСКОГО, СЛОВО О ГРЕШНИЦЕ, ПОМАЗАВШЕЙ ГОСПОДА МИРОМ, И О ФАРИСЕЕ 1. Христос вполне утешил нас недавно на пиру у Закхея, ведь когда пирует и возлежит с людьми и вкушает наши питие и пищу Христос, то всё направляется к слову радости. Действительно, кто из мытарей или блудниц и из сотворивших постыдное и 16 ужасное, видя, что Творец неба и земли вошел под кров мытаря, и что Податель колосьев берет в руки человеческий хлеб, и что Устроитель виноградной кисти благословляет соучастием винные точила, так вот, кто из них не признает по справедливости, что это – праздник и торжество? Вот поистине праздник, вот поистине радость ангельского пира – видеть, что Господин с рабами, что Бог с людьми, что Судия с виновными вкушает общую трапезу. Именно поэтому пришел Он на землю, не оставив при этом небо, и именно для того стал человеком, не переставая быть Богом, чтобы и, по морю плавая, оказавшихся в пучине житейского моря извлекать из глубины греха, и, обходя веси и города и пробегая по тропам, стезям и дорогам, заблудившихся на распутьях, как овец, не имеющих пастыря, привести в Свое стадо. Ведь Он – Взыскующий погибающую овцу, Оставивший девяносто девять и Отправившийся на поиск одной. Он искал одну, не пренебрегая многими, и не предпочитая множеству одну. Но оставлял девяносто девять, потому что им 17 следовало безопасно пребывать во дворе, а одну – шел и искал повсюду, чтобы не стала она пищей диаволу. Ведь овца без пастуха – готовая пища для зверей, и душа, не запечатленная [Его печатью], – лег- —14— ко уловима для демонов. Вот поэтому накануне, 18 как овцу из пасти волка, Он вырвал Закхея, поместил на двор и удостоил печати. Так же как пастырь, желая поймать заблудившуюся овцу, пускает свободно пастись прирученную, чтобы привлечь отпавшую; так и Слово Божие отпустило плоть, воспринятую от Девы, словно овцу на пастбище, на трапезе Закхея, чтобы, привлекши его к общению общим законом гостеприимства, тайно сочетать собственному стаду.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Я погубил свою первозданную доброту и благолепие , созданную прежде красоту и убранство (срд., 3 троп. 2 песни), — бойся, душа, Господа вопиюща (взывающего)… яко неумытного, и яко судии и бога (срд., 2 песнь, 2 ирмос, 1 троп.), ибо он неподкупный, судья и Бог ( мыто по-церк.слав. значит подать, отсюда мытарь – сборщик податей, налогов). Кому ты уподобилась, душа, каменовавшая тело злодействы и убившая ум безсловесными стремленьми (срд., 2 песнь, 2 ирмос, 2 троп.), т.е. жестоко поразив (буквально «побив камнями») тело злодеяниями и убив ум бессмысленными, безумными помыслами (церк.слав. «слово» – перевод греческого lógos, у которого есть еще множество значений, в том числе и «смысл», «разум»). Никому не уподобилась ты, душа, из ветхозаветных праведников: ни Сифу, ни Еносу, ни Еноху, ни Ною, но явилася еси убога праведных жизни – оказалась чужда (бедна свойствами) жизни праведников (срд., 2 песнь, 2 ирмос, 3 троп.). Тело мое осквернилось, дух окаляся т.е. измазан грязью, обезображен (см. дальше, во 2 троп. 5 песни калом смесихся – буквально «огрязнил себя грязью», испачкал; калъ – грязь, слякоть, тина, ил), весь острупися , т.е. покрылся ранами, болячками (срд., 1 троп. 4 песни). Наг есмь чертога, наг есмь и брака, купно и вечери… — лишен я чертога (чертог – внутренняя комната в доме, спальня, особенно брачная, украшенная), лишен и брачного пира, вместе и угощения: чертог заключися мне спящу , поскольку комната была заперта, пока я спал (срд., 6 троп. 4 песни). Я стал тяжкий (лютый, свирепый) нравом , был фараону горькому… ианни и иамври , злому (вредному) фараону как Ианний и Иамврий (египетские волхвы), душею и телом, и погружен (потоплен, утоплен) умом (срд., 1 троп. 5 песни). Ты, душа, уподобилась египтянке Агари, поработившися произволением , отдавшись в рабство (а работа по-церк.слав. это именно рабство) своей воле (своему произволу), и родив нового Измаила – презорство , строптивость, непослушание (чт., 1 троп. 3 песни) … Для перевода использованы «Церковнославяно-русские паронимы. Материалы к словарю» О.А. Седаковой, «Полный церковно-славянский словарь» прот. Г. Дьяченко и «Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам» И.И. Срезневского.

http://pravmir.ru/obratisya-posteni-dush...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010