— Вот теперь ты воскресла, хорошо, что не выпила этого лекарства, а то бы умерла, — а потом быстро убегает в другой дом, к родной сестре больной, стучит снаружи в окно и говорит: — Ваша сестра воскресла и сидит в креслах. Больная через неделю стала поправляться и скоро выздоровела. Отец упомянутой больной, дворянин, живший в Тотьме и занимавший должность дворянского заседателя при уездном съезде, получив пансион, переехал со своей семьей в Вологду для постоянного жительства. Старик чувствовал себя совершенно здоровым, ни на что не жаловался. Но, к удивлению его и его семейных, отец диакон два дня ходил около дома, где они жили, вырывал в палисаднике репейник и все кланялся на дома, а потом убегал, несмотря на приглашения зайти в дом. Через две недели со стариком случился припадок, и он умер. Нередко Петропавловский отец диакон предсказывал несчастья. Недаром некоторые избегали его, опасаясь услышать что-нибудь неприятное. Отец диакон любил бывать в женском монастыре. — Помнится, — рассказала нам одна монахиня, — это было в день посвящения в сан игуменьи покойной Арсении, к матушке-ризничей, у которой тогда я жила, приходит отец диакон. У матушки сильно болела голова, и она стала жаловаться на это своему гостю. Отец диакон открыл и показал хозяйке нижнюю часть ноги: она вся была в струпьях. — Отец диакон! Ногу-то надо спуском помазать, — встревожилась матушка. — Тогда болезнь-то и пройдет. — Нет, в могилу скорее спустят, — а вот землицей с могилы Николая Матвеевича Рынина (известного в Вологде юродивого) надо полечить, — сказал отец диакон. Вскоре у монахини сильно заболели ноги. Спуск не помогал. — Были мы с ней, — говорит бывшая ее келейница, — на могиле Николая Матвеевича, пели панихиду, взяли песочку, больная лечила им ноги и почувствовала облегчение. Но пожила она не долго. От этой болезни ее и в могилу и опустили. — Давненько это было, — рассказывает одна благочестивая женщина. — Сидел отец диакон у торговца, с ним вместе в гостях был священник отец Андрей. Гости кушали пирог. Отец диакон поворачивается к отцу Андрею и говорит:

http://azbyka.ru/fiction/pravednye-i-gre...

Архангелам: Тя, неизреченно совокупльшаго небесным Христе, земная, и едину церковь совершивша Ангелов и человеков 734 , т. е. составившего одну Церковь , одно собрание из Ангелов и человеков, непрестанно величаем. Вы одно тело и один дух, пишет апостол к Ефесским христианам, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас 735 . Это общение христиан, живущих на земле – с Церковью небесной, т. е. с Богоматерью, с Ангелами и святыми выражается ежедневно в молитвах к ним и прославлении их. Обратите ваше внимание, боголюбцы, на ежедневную, внутреннюю духовную жизнь Церкви, на ежедневное Богослужение вечернее, утреннее и литургию, из чего оно состоит в изменяющихся и неизменяемых частях своих, что оно в существе своем? – Оно есть постоянно, непрекращающееся ни на один день молитвенное, хвалебное и благодарственное общение с церковью небесной: всякий день мы в молитвенном общении с Господом, Главой Церкви, с Богоматерью и со всеми святыми. Но, если действительно искренно мы находимся в общении со святыми каждый день, в Церкви Божией или дома и среди своих занятий, то несомненно находятся также в общении с нами и Сам Господь, Матерь Божия, небесные Силы и все святые; иначе и быть не может. Потому что Самому Господу угодно было составить одну Церковь , одно тело из небожителей и земнородных, живущих во Христе. Можно сказать не обинуясь, что если мы благочестно и усердно молимся и благочестиво живем, то с нами всегда и везде, особенно в храме, особенно во время благоговейной молитвы – и Сам Господь, и Матерь Божия, и св. Ангелы и св. угодники Господни, словом, вся Церковь небесная. И что означает нынешний праздник Покрова Божией Матери, Которая явилась на воздухе в храме с ликами Ангелов, апостолов, пророков, святителей и мучеников, как не Божие откровение св. Андрею юродивому и ученику его, того, что обыкновенно всегда бывает, хотя невидимо в церквах христианских, где христиане православные благочестиво собираются и единодушно и усердно молятся, – т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Из этого повествования об установлении праздника Покрова Пресвятой Богородицы видно, во-первых, что вскоре после явления Богоматери святому Андрею и Епифанию не был установлен этот праздник, «како страшное милосердное видение бысть без праздника», говорит учредитель его. Праздник установлен вследствие слушания жития святого Андрея Христа ради юродивого или того места из жития святого Андрея, в котором говорится о явлении ему Богоматери, следовательно установлен спустя довольное время по кончине этого святого, а несовременно явлению Богоматери, как написал Пахомий серб. Во-вторых, праздник установлен не в Константинополе, ибо говорится в молитвенном обращении к Богородице: «яко же тамо сущая народы в церкве покры, тако и нас грешных раб твоих покрый кровом крилу твоею». В-третьих, так как пролог Илии и Константина Мокисийского переведен в России и в него первоначально внесены только русские праздники, как увидим ниже, то и праздник Покрова Пресвятой Богородицы, внесенный в самые древние экземпляры этого пролога, установлен в России.   II. Другое доказательство на то, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы установлен в России, представляет служба на этот праздник, составленная, по всему видно, современно установлению праздника. Самый древний, дошедший до нас, список этой службы относится к XIV веку и находится в московской синодальной библиотеке в пергаменной псалтири с шестодневом и избранными службами 87 . Вся служба вошла в печатную минею, кроме седальна, кондака, икоса и светильна. Но в печатной прибавлены другие песнопения, а в прочих древних песнопениях язык немного поновлен и сделаны небольшие изменения. Выражения и мысли как в службе, так и в проложном сказании об установлении праздника одинаковы и если не один писатель проложного сказания и службы, то писатель службы имел в виду проложное сказание, но не писатель проложного сказания имел в виду службу, потому что в прологе говорится о самом установлении праздника современно лицу, установившему его. Может быть, писавший службу, по поручению князя, установившего праздник, написал от лица князя оповестительное послание по России об установлении праздника, а это послание и послужило основанием проложного сказания, подобно тому, как говорится о празднике Всемилостивому Спасу и пречистей Богородице 1 августа в проложном сказании: «аз же написах сие малое писание повелением царя Мануила и всего причта церковного, да празднуем вси обще праздник сей месяца августа в первый день», то есть, один из греков написал в Россию послание по повелению царя Мануила и причта об установлении этого праздника (1 авг.), и оно отчасти послужило основанием проложного сказания в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Подсказка содержится в древнерусском сочинении «Пролог» (XII в.): «Се убо, егда слышах – помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества восхотех, да не без праздника останется Святый Покров Твой, Преблагая...» Эти слова следуют после рассказа о видении Андрея Юродивого. Приведу в переводе: «Когда услышал об этом, подумал: как страшное и милосердное видение это и заступление Богородицы осталось без праздника? Надеясь же на милосердные Твои словеса, Владычице, когда Ты в молитве Сыну Своему прорекла: Царю Небесный, приими всякого человека, прославляющего Тебя, – на эти слова Твои надеясь, захотел, да не останется без праздника святой Покров Твой, Преблагая, но если Ты пожелаешь прославить честный праздник Твоего Покрова, то, Всемилостивая, укрась его, чтобы прославляющие Тебя возвеселились, видяще сияние многоразличных праздников Твоих...» Профессор Харьковского университета М. А. Остроумов полагал, что это рассуждение принадлежит Андрею Боголюбскому и что праздник Покрова был установлен не в Киеве, а во Владимире при Андрее Боголюбском (около 1165 г.) и «входил в целую серию его деяний по утверждению во Владимирской земле почитания Пресвятой Богородицы». Последнее утверждение, видимо, справедливо. Однако традиционное мнение о том, что установлен он в Киевской митрополии в начале XII в. может быть подтверждено доставкой в Киев «Пирогощей» и строительством для нее церкви на Праздник Покрова Богородицы (1 октября по старому стилю, 14 по новому) не входит в число двунадесятых. В греческих святцах он не упомянут, и потому считается, что греки Покрова не знали. Но поскольку икона, повествующая о чуде, которое наблюдали Андрей Юродивый и его ученик Епифаний, должна была храниться в том самом месте, где это чудо произошло, праздник Покрова, очевидно, был местным праздником Влахернской церкви. Сохранились упоминания (начиная с XII в.) о некоем чинопоследовании, совершавшемся во Влахернском храме еженедельно во время всенощного бдения, в ночь с пятницы на субботу. Первые известия не раскрывают его существа – видимо, чинопоследование было общеизвестно; византийская принцесса Анна Комнина называет его «обычным чудом во Влахернах». Напомним, что Влахернская Богородица – походная императорская икона. И главный ее смысл прежде всего в защите воинства во время ратного похода. А икона Покрова – икона-оборонительница. И потому ее мистический статус еще выше.

http://pravicon.com/icons_unpublished.ht...

С этих пор ежедневно горожане стали совершать крестные ходы на городскую стену. Скоро наступила тяжкая осада Пскова Баторием. Особенно сильна она была накануне Рождества Богородицы, когда от сильной пальбы по городу в стене его образовался большой пролом, около которого загоралась жестокая битва. Враги завладели уже двумя башнями, на которых и водрузили свои знамена. Защитник Пскова Иван Шуйский был в этой схватке ранен, и граждане начали видимо ослабевать. Но вот показалось церковное шествие. Величественное зрелище крестного хода воодушевило ослабевших и падших духом воинов, и все они восклицали: «Богородица к нам грядет, о друзи! Умрем вкупе за Христову веру и за православного царя, и не предадим града Пскова». До самой ночи продолжалась упорная сеча, и ляхи прогнаны были от городских стен. В благодарное воспоминание в скором времени был написан образ Покрова Богоматери, вместе со всеми святыми, окружавшими Ее в видении старцу Дорофею. Этот образ, как прославившийся многими дивными знамениями над обращавшимися к нему с молитвами о заступлении и помощи Царицы небесной, составляет драгоценную святыню этого храма. Таково, братие, краткое летописное сказание о милости Божией, явленной нашему граду Царицей Небесной! Чудесное видение Божией Матери старцем Дорофеем напоминает такое же видение св. Андрею Юродивому и ученику его Епифанию во Влахернском храме, куда в начале Х-го века, в 903 году, собрались жители царствующего града Константина на молитву ввиду нападения варваров. Тогда Константинополь был спасен по молитвам Царицы Небесной, а теперь – наш град. И как отрадно, думать, что спасение это явилось отсюда, из этого храма, куда в видении пришла Царица Небесная! Вот почему этот храм должен быть особенно дорог для нас – Псковичей. Это – храм спасения нашего! Тут лилась священная кровь наших предков, защищавших наш град. Вот недалеко отсюда и «Братская могила», в которой покоятся тела их. Она увенчана крестом – символом победы и спасения. Да будет им вечная память! А мы вознесем теперь горячие молитвы к Божией Матери, да не оставит Она и впредь Своим покровительством и заступлением наш град и дорогую родину. И да не преогорчим Ее любвеобильного сердца нашею недостойною жизнью! Речь, сказанная в Новгородском Софийском соборе, пред благодарственным молебствием, 21 февраля 1913 года,

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Паломники, прибывавшие из Севастополя и Батума в ожидании прихода парохода из Одессы, идущего в Яффу или на Афон, должны были съезжать на берег и останавливаться в одном из вышеуказанных подворий. Им предоставлялось жилье и продовольствие и чай, за которые не было определенной платы, каждый паломник давал пожертвования по своему желанию. Под видом монахов афонских подворий нередко приходили другие лица, злоупотребляющие " сбором пожертвований " и поэтому паломникам предписывалось сначала выяснить от какой обители высланы монахи или послушники. Обычно пароходы стояли не более 1,5 суток в Константинополе и наиболее усердные паломники успевали посетить святыни Константинополя: Св. Софию, патриархию, где находились мощи Соломонии, матери Маккавеев, кафедру св. Иоанна Златоуста, Влахерны, где было видение св. Андрею, Христа ради юродивому, Покрова Богоматери и Балуклеи со священным источником. Эти паломничества осуществлялись в сопровождении монахов подворий или с проводниками, рекомендованными заведующими подворьями, иначе паломники могли подвергнуться наглому обирательству различных Прибытие в порт Яффы Пароходы с паломниками прибывали в Яффу большей частью по утрам и их свозили на берег в лодках, доставляемых Русским обществом пароходства и торговли (без новой платы), под наблюдением проводников (кавасов) Императорского Православного Палестинского Общества. К началу XX века переезд с парохода на Яффский берег был настолько упорядочен, что не представлял никакой опасности для жизни и поэтому паломники могли не тревожиться ни за свою жизнь, ни за судьбу своего багажа, который перевозился на особых баркасах и доставлялся непосредственно на вокзал железной дороги. Общество не несло ответственность за багаж и рекомендовало наиболее ценный багаж иметь при себе, но ни в коем случае не на виду у всех, в карманах или в руках, чтобы не потерять его или посредством обмана или хищения местных проходимцев. Денег на руках рекомендовалось иметь не много (около рубля мелочью), остальные рекомендовалось зашивать в подкладке или во внутренних карманах.

http://religare.ru/2_34729.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – октябрь 2023 28 мин., 31.10.2023 Содержание номера – «Фома». Православный журнал для сомневающихся. - – 2023.  FOMA.RU Обложка : На коричневом фоне изображены красно-желтые бабочки в виде кленовых листьев. В середине обложки — белая надпись: НАС ОСЕНИЛО КРАСОТОЙ. Причем в слове «ОСЕНИЛО» выделено «ОСЕНИ». Рисунок Анны Тененбаум. Пролог : Марина Бирюкова . Бабочка. Стихотворение. Фото Dmitriy Belenovsky/Unsplash//Фома. - – октябрь 2023. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: октябрь //Фома. - – октябрь 2023. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 14 октября. Покров Пресвятой Богородицы. [В 910 году Богородица явилась юродивому Андрею, который молился с другими горожанами во Влахернском храме в осажденном врагами Константинополе. Божия Матерь распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми. Чудо стало для всех последующих поколений христиан знаком Ее заступничества и утешения. Одно лишь воспоминание об этом чудесном Ее Покрове, спасающем отчаявшихся, может дать силы на обращение к Богородице и ко Христу. А это уже первый шаг к спасению, к свету и надежде на милость Божию]. Ил.: Покров Богородицы. Иконопись. - С.4; 30 октября. День поминовения всех православных христиан, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении. [Принимая в 2021 году решение об установлении ежегодного дня заупокойных богослужений о безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении, члены Священного Синода подчеркнули, что Русская Православная Церковь «помнит не только прославленных ею святых, но и всех невинных жертв репрессий, призывая общество сохранить память об этих трагических страницах истории»]. Фото Владимира Ештокина. - С.4;     23 октября. День памяти прп. Амвросия Оптинского. [«Нет выше добродетели, как любовь; и нет хуже порока и страсти, как ненависть, которая не внимающим себе кажется маловажной, а по духовному значению уподобляется убийству» (см. 1 Ин 3:15). Преподобный Амвросий Оптинский ]. Ил.: Преподобный Амвросий Оптинский. Фото. - С.4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-10-246...

Дедовская Троицкая пустынь Заштатная мужская. Находится в Вологодской Епархии в Тотемском уезде, на острове реки Сухоны, в 7 вёрстах от города Тотьмы к западу. Название своё имеет от острова, исстари именуемого Дедовским и от первоначальной церкви Св. Троицы; основателем этой пустыни был некто Иеромонах Иона, который будучи ещё в бельцах (именем Иоанн) пономарём Тотемской Воскресенской градской церкви, часто приплывал на Дедовский остров собирать для себя разные земляные плоды и произрастания. В 1670 году, Июля 6, приехав на этот остров, обрёл он на западной стороне близ берега на дереве икону, на коей изображены Св. Троица и Божия Матерь, с предстоящими Апостолами Петром и Иоанном, а также Преподобным Сергием и учеником его Ионой. Сию икону помянутый пономарь, взяв с собой, отвёз в Тотьму и показал оную бывшему тогда ещё в живых блаженному Андрею Тотемскому Юродивому, который при кончине своей завещал ему создать на Дедовском острове часовню и поставить там икону сию, предсказывая, что на том месте будет и обитель монахов. Однако же пономарь тогда не исполнил его завещания. После того посвящён он был в Иерея к Тотемскому собору, но вскоре овдовел и оставив мирскую жизнь постригся в Заозерской пустыни, где и жил несколько времени. Между тем прислан был с Царской грамотой в Тотьму на воеводство боярин Фёдор Аврамович Лопухин, родитель Евдокии Феодоровны, бывшей первой Супруги Государя ПЕТРА I. Этот Боярин узнав о добродетельной жизни упомянутого Иеромонаха Ионы, избрал его своим духовником: при частых случаях свидания Иона однажды рассказал ему об иконе, обретённой им на Дедовском острове и о завещании блаженного Андрея, а при том объявил ему и своё желание по завещанию Андрееву поставить часовню, если только дано будет позволение расчистить там для оной место. Воевода охотно сие позволил; а когда Иона, поставив часовню, решился при оной иметь и сам пустынное своё пребывание; то для построения целой пустыни Воевода отдал ему весь Дедовский остров, с находившимся на нём лесом.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

9 Локоть – мера длины, соответствующая расстоянию от локтя до конца вытянутого среднего пальца, что составляло приблизительно 14 вершков, то есть 45–47 см. 10 В данном случае «гривна» – единица денежного счета, равная определенному весу драгоценного металла. 11 Трапеза – жертвенник, престол, то есть расположенное в алтарной части храма сооружение в виде стола, на котором приготовляется «бескровная жертва» – хлеб и вино, для совершения евхаристии (причащения). 15 Здесь речь идет о владимиро-суздальском князе Юрии Долгоруком (90-е гг. XI в. – 1157), сыне Владимира Мономаха . Еще при жизни отца он получил в удел Ростово-Суздальскую землю. Когда умер киевский князь Всеволод Ольгович (1146), великокняжеский престол занял его брат Игорь Ольгович, однако в результате междоусобной войны Ольговичей на киевском столе сменили Мономаховичи. Сначала власть в Киеве перешла к Изяславу Мстиславичу, внуку Владимира Мономаха , а в 1149 г. – к Юрию Владимировичу, который с 30-х годов XII в. боролся за Переяславль-Южный и Киев. В 1151 г. Юрий Долгорукий был смещен Изяславом Мстиславичем, но спустя три года сумел вернуться на киевский престол, где правил до своей смерти (1157). 19 Изяслав Мстиславич, сын Мстислава Владимировича, внук Владимира Мономаха , занимал киевский великокняжеский стол .с 1146 по 1149 г. и с 1151 по 1154 г. В данном случае имеется в виду поход на Киев Юрия Долгорукого в 1149 г. (см. также коммент, к л. 4 об., к словам «седе Георгий Володимеричь в Кыеве»). 20 Предполагают, что под «Святым Дмитрием» подразумевается церковь Святого Дмитрия, построенная в Суздале епископом Ефремом, постриженником Киево-Печерского монастыря. Дмитровская церковь и монастырь, возникшие в конце XI в., стали крупным культурным центром, где велось летописание. Историки называют Дмитровский монастырь в Суздале «северной Киево-Печерской лаврой». Из этого монастыря вышел ряд ростовских епископов. 21 Влахерна – район Константинополя, расположенный около гавани, где находилась церковь Богородицы, сооруженная в правление императора Льва Великого (457–474). В этом храме хранилась риза Богоматери, принесенная в 474 г. из Палестины, и чудотворная икона Богородицы Влахернской, связанная, по преданию, с видением покрова Божьей матери святому Андрею Юродивому.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Она возникла в XI столетии в связи с новой литургией Оплакивания. В её основе старинная композиция «Несение тела Христа», но главным образом, тексты литургических гимнов Великого пятка и Великой субботы, построенные на противопоставлении: объятия Матери и Младенца и Богородица, обнимающая мёртвого Спасителя. Композиционная схема «Оплакивания», и художественные принципы её решения, родились из античных сюжетов и связаны с символикой начала-конца обновляющей, плодородной смерти. Окончательно отработанная к XII в. композиция «Оплакивания» использовалась впоследствии в палеологовскую эпоху для формирования схем погребальных плащаниц. Оранта – иконографический тип стоящей Богородицы (без Младенца) с высоко поднятыми в жесте неустанного моления руками. Наименование типа восходит к раннехристианской традиции, к изображениям в катакомбах фигур молящихся – орантов, орант. Однако смысл Богородицы Оранты гораздо более глубокий и всеобъёмлющий. Богородица Оранта – символ Церкви, неустанно подвизающейся в молитвенном служении о спасении верных. Не случайно именно этот образ явился Андрею Юродивому в видении, послужившем основой композиции – «Покрова Богоматери». По одному из предположений образ Богоматери Оранты наиболее полно отражает роль Богоматери как чистой Девы и служительницы храма – диакониссы . Параклиса, Параклисис (Заступница, Молитвенница) – иконографический тип Богородицы без Младенца (стоящей или полуфигуры) с особым расположением рук – одна над другой. Существует мнение, что именование Богородицы Параклисой возникло не ранее XIV в. До этого времени иконы такого типа именовались Богородица Элеуса. Тип Богородицы Параклисы сложился на основе образа Богоматери, стоящей у Распятия, скорбно склонившейся и скрестившей руки. Тип получил распространение в XII, особенно в XIII–XIV вв., в связи с актуализацией темы Страстей. Часто такие иконы являлись парными или оборотными к композициям «Распятие» или «Христос во гробе». С другой стороны, тема Богородицы Параклисы становится составной частью композиции Страшного Суда и Деисуса, где Богоматерь, пережившая ужас крестной смерти Сына, выступает молитвенницей за людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010