Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " «Покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором» 13.10.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Покров Пресвятой Богородицы 14 октября — Покров Пресвятой Богородицы Праздник Покрова Божией Матери — один из любимейших праздников русского православного народа. Это воспоминание о событии, которое было в начале X века в далекой Византии. Тогда во Влахернской церкви во время Всенощного бдения при огромном стечении народа, при служении патриарха, епископов, сонма священников, блаженный Андрей, Христа ради юродивый, увидел Божию Матерь, входящую в храм в окружении святых ангелов, множества святых во главе с Иоанном Предтечей, Иоанном Богословом, которые поддерживали Ее под руки. И Она, обливаясь слезами, коленопреклоненно молилась за предстоящих в храме ? сначала на амвоне, потом в алтаре у Престола. И, наконец, сняв с головы Своей омофор, простерла его над молящимися. В течение долгого времени, пока длилось богослужение, был виден этот сияющий благодатный свет в храме. Свет этот остается всегда. Когда совершается богослужение, в нем участвуют не только священнослужители, певчие и молящиеся: святые, Божия Матерь, Сам Господь присутствует за каждым нашим богослужением. Великим постом мы поем: «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат», и это происходит реально, потому «страшно место сие» (Быт. 28, 17). Как мы входим в храм, как молимся в нем, кому открывается благодать Божия? Только ли блаженному Андрею, Христа ради юродивому, его ученику Епифанию, преподобному Сергию, преподобному Серафиму — святым, которые знали этот непостижимый дар, всегда предлагаемый нам в Церкви, потому что они были чистые сердцем, и им дано было видеть невидимое? Нет, это происходит не только с великими святыми. Я помню рассказ одной очень старой женщины лет тридцать назад. Простая бабушка, она отличалась рассудительностью и необыкновенной скромностью. Во время болезни, после соборования, она рассказала мне случай из своей жизни. Это произошло за богослужением родительской субботы. Когда она со слезами молилась об умершем супруге, то внезапно увидела, что он стоит рядом с ней на коленях и молится. И тут же, говорит она, стояли преподобный Сергий Радонежский и святитель Московский Петр ? святой, в честь которого был назван ее муж. Это было простое безыскусное свидетельство. «Не может быть, — можно было подумать, — откуда такой дар простому человеку?» Их присутствие продолжалось, по ее словам, в течение минут семи. Она как бы даже не удивилась этому видению, воспринимая его как то, что естественно входит в ткань богослужения, и продолжала молиться вместе с ними.

http://moral.ru/pokrov/

Узнав об этом, юный Мануил, вкусивший уже сладость духовную, на семнадцатом году жизни, оставив родителей, отечество и мир и тайно удалившись на гору Ган, принял на себя ангельский образ, с именем Максима, и предался безусловной покорности и послушанию старца Марка, свидетельстованного в опытах иноческой жизни и известного по всей Македонии. Под мудрым его водительством юный Максим быстро преуспевал во всех подвигах иноческой жизни и, восходя от силы в силу, был любим жившими там старцами, исключая только его наставника Марка. Марк, желая утвердить в смирении скромного и дивного своего послушника, беспрерывно унижал и поносил его, несмотря на чрезвычайные и постоянные его труды. Впрочем, недолго Божественный Максим оставался при этом старце: Бог воззвал сего преподобного от жизни временной в вечные обители, вследствие чего Максим, оставив гору Ган, пустился странствовать по Македонии в чаянии найти другого, подобного первому, старца — и Бог исполнил его желание. На пустынных горах Папикийских, в тамошних пещерах, он нашел несколько отшельников чрезвычайно строгой жизни, от которых и занял много полезных советов и опытов жизни совершенно ангельской. Оттуда отправился он в Константинополь, где, восхищаясь великолепием и Божественной красотой храмов и поклоняясь святыням, хранящимся в них, он, наконец, пришел во Влахернский храм Пресвятой Госпожи нашей Богородицы Одигитрии. Там, созерцая дивные чудеса, точившиеся от иконы Пресвятой Одигитрии и поклонясь Ей, размышлял, какую чрезвычайную славу имеет Она на небесах, и от сего и подобных тому созерцаний восхищаясь духом и неизреченно радуясь сердцем, в течение всей ночи пробыл без сна, оставался без обуви на ногах, без покрова на голове и имел на себе только ветхую власяную одежду. В таком виде казался он всем как юродивый, да и сам притворялся таким, подобно великому Андрею, Христа ради юродивому, и, как тот, совершал на виду у людей бесчинства. При всем том ему удивлялись все и почитали его не действительно, а только Христа ради юродивым.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Когда умирал египетский подвижник Сисой Великий, он сказал: «Вот Ангелы пришли взять меня, и прошу, чтобы позволили мне покаяться немного». Говорят ему старцы: «Не имеешь ты нужды каяться, отче»: Он же сказал: «Поистине не знаю о себе, положил ли я начало покаяния». Преподобный Макарий Великий , проходя воздушные мытарства, не переставал смирять себя. Когда уже издали кричали ему бесы, что он избежал их, он ответил, что еще не избежал. Так отвечал он потому, что привык держать ум свой во аде, и тем действительно избежал бесов. Не будем же нерадивы и мы в старании получить благодать смирения. Оно необходимо нам прежде всего. Путь к нему не легок при обычном наличии в нас гордости и тщеславия. Отец Александр Ельчанинов дает такие советы: «Самое радикальное средство от гордости – быть в послушании (родителям, друзьям, отцу духовному). Принуждать себя выслушивать и быть внимательными к чужому мнению. Не торопиться верить в истинность открытых тобою мыслей. Неумеющим видеть свои грехи рекомендуется обращать внимание – какие грехи видят в них близкие люди, в чем упрекают. Почти всегда это будет верное указание на наши действительные недостатки». Для получения дара смирения, необходимо, как говорилось уже выше, прежде всего терпеливое несение укоризны и обличений, и что еще лучше – перенесение досаждений, поношений, насмешек, брани. Тех людей кто так относится к нам, будем считать нашими благодетелями, и, подражая святому Андрею юродивому, будем молиться за них, чтобы Господь не вменил им в грех поношений и досаждений нам, ведь через последнее будет очищаться наша душа от ржавчины на ней – гордости и тщеславия. Идя этим «узким» путем, вслед за Христом, мы можем надеяться получить благодать святого смирения. А со смирением в сердце наше войдет и Дух Святый со всеми плодами Своего пребывания – «любовью, радостью, миром» ( Гал. 5,22 ), и всеми другими добродетелями. Домашняя церковь Семья – это первоначальная ячейка христианской общины – это «домашняя церковь », как называет ее в своих посланиях Апостол Павел ( Рим.16, 4 ; Кол.4, 15 ). А слово « Церковь » говорит о том, что в христианской семье присутствует Сам Христос, ибо Церковь составляет Его Тело ( Кол.1, 24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Последними особенно богаты жизнеописания святых из юродивых. Они поистине были велики в своих подвигах, скрывая их под личиной юродства при стремлении стать ниже всех и свою духовную высоту скрыть за поношениями и бесчестиями от мира. Поэтому одним из средств к приобретению смирения является знакомство с великими святыми. Изучение их жизни и меры их подвига не может не смирить нас, показав нам наглядно нашу собственную духовную нищету. Поэтому духовное чтение есть одно из средств развития в нас смирения — основы добродетелей. Одна праведница советовала еще так: «Просись (в молитве) к Богу лишь на черную работу, а Бог уж распорядится». Поэтому пособиями к приобретению смирения является, по указанию прп. Исаака Сириянина, «охотно принимать на себя дела самые последние и уничижающие, не быть непослушным, сохранять молчание, не любить ходить в собрания, желать оставаться неизвестным и ни во что не избираемым, не удерживать никакой вещи в полном собственном распоряжении, ненавидеть беседу с многими лицами... не быть таким человеком, которого руки были бы на всех, а на котором были бы руки всех». В некоторых католических монастырях есть такой обычай: когда инок, пройдя известный курс духовных занятий, оставляет группу братий, в которую был включен для духовного обучения, то каждый из братьев обязан указать ему все недостатки, которые он замечал в нем. О. Александр Ельчанинов дает и такие советы: «Самое радикальное средство от гордости — быть в послушании (родителям, друзьям, отцу духовному). Принуждать себя выслушивать и быть внимательным к чужому мнению. Не торопиться верить в истинность открытых тобою мыслей. Не умеющим видеть свои грехи рекомендуется обращать внимание, какие грехи видят в них близкие люди, в чем упрекают. Почти всегда это будет верное указание на наши действительные недостатки». Не будем же нерадивы и мы в старании получить благодать смирения. Оно необходимо нам прежде всего. Путь к нему нелегок при обычном наличии в нас гордости и тщеславия. Для получения дара смирения необходимо, как говорилось уже выше, прежде всего терпеливое несение укоризны и обличений, и что еще лучше — перенесение досаждений, поношений, насмешек, брани. Тех людей, кто так относится к нам, будем считать нашими благодетелями и, подражая св. Андрею юродивому, будем молиться за них, чтобы Господь не вменил им в грех поношений и досаждений нам; ведь через последнее будет очищаться и наша душа от ржавчины на ней — гордости и тщеславия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1872...

К началу ХХ века, согласно исследованиям святителя Афанасия (Сахарова) 5 , насчитывается до 389 имен русских святых. В приложении к “Канону русским святым” 1946 г. дается в перечне имен почти та же цифра (хотя отдельные имена не помянуты) — 373 6 . Интересны данные архимандрита Леонида (Кавели­на), который в своем труде “Святая Русь” приводит по четырем географическим разделам русского государства до 800 (795) имен русских святых, правда, включая в это число имена местночтимых и неканонизированных подвижников 7 . В своем “Пол­ном месяцеслове Востока” архимандрит Сергий делит русских святых на: 1) чтимых всею Русскою Церковью (в печатных святцах); 2) чтимых местно (находящихся в книге “Словарь исторический о святых” и у архиепископа Филарета Черниговского) и 3) числящихся в рукописных святцах 8 . Несомненно преобладание в святцах Русской Церкви имен преподобных, составляющих более 3/5 числа русских святых. Это — подвижники лесной Фиваиды русской — Северной и Средней России, а также печерские преподобные. Значительно число Святителей — их имен насчитывается до 70 (по Г. П. Фе­дотову) 9 , а также святых князей — защитников земли Русской, исповедников святой веры Христовой и страстотерпцев. Особое положение в составе русских святых занимают юродивые (блаженные), число которых достигает 20, согласно исследованию протоиерея Ростислава Лозинского (1967 г.) 10 . В месяцеслове Греческой Церкви отмечается всего 6 имен юродивых, среди которых служба блаженному Андрею юродивому (бывшему славянином) написана русским песнописцем. Не ясно поэтому, почему иезуит иеромонах Иоанн Кологривов (возмож­но, считаясь с указанием Г. П. Федотова) отвергает факт наибольшего числа подвига юродства в Церкви Русской, указывая на наличие этого пути и в церкви католической 11 . А между тем, по мнению отца Ростислава Лозинского, воистину подвиг юродства для русского человека стал “народным подвигом” 12 . Характерно для перечня русских святых наличие святых жен-подвиж­ниц, чаще всего княгинь и княжен. Число их, по Е. Е. Голубинскому, достигало десяти 13 , а по подсчетам Г. П. Федотова и протоиерея Ростислава Лозинского — двенадцати 14 .

http://pravmir.ru/o-sozdanii-sluzhbyi-vs...

– Не предай зверям душу, воздающую Тебе славу и честь! Потом снова возопил: – Святой Апостоле Иоанне Богослове, помоги мне! И вот прогремел гром, явилось множество людей и предстал благообразный старец, имевший лицо светлее солнца, и с ним великое множество слуг. Грозно и строго сказал он находящимся с ним: – Затворите ворота, чтобы ни один из сих не убежал! Тотчас ворота затворили, и все эфиопы были схвачены. И услышал Андрей, как один бес тайно говорил своему товарищу: – Проклят тот час, в который мы соблазнились: ибо немилостив Иоанн и хочет жестоко мучить нас! Святой же Иоанн повелел пришедшим с ним людям, одетым в белые одежды, снять с шеи Андрея железные вериги. Затем стал за воротами и сказал: – Приводите эфиопов ко мне одного за другим. Привели первого беса и распростерли его на земле. Взяв веригу, Апостол согнул ее втрое и дал бесу сто ударов. Бес же как человек кричал: – Помилуй меня! После сего распростерли другого демона, и он также был подвергнут ударам; затем третьего – и тот получил столько же ударов. Удары же, коим Господь подверг бесов, были не призрачными, а действительными наказаниями, кои причиняют страдание бесовскому роду. Когда, таким образом, все эфиопы были наказаны, Иоанн сказал им: – Ступайте и покажите своему отцу, сатане, нанесенные вам раны – будет ли сие ему приятно! После того, как одетые в белые одежды ушли, и демоны исчезли, тот благолепный старец подошел к рабу Божию Андрею и, возложив на его шею вериги, сказал ему: – Ты видишь, как поспешил я к тебе на помощь: ибо я очень о тебе забочусь, потому что Бог поручил мне попечение о тебе. Итак, терпи: скоро ты будешь отпущен и будешь ходить по своей воле, как тебе будет угодно. – Господин мой, – сказал Андрей, – кто ты? Старец ответил: – Я тот, кто возлежал на персях Господних ( Иоан.13:22, 21:20 ). Сказав сие, он просиял как молния и скрылся от глаз юноши. Блаженный же Андрей прославил Бога за то, что Он послал ему на помощь возлюбленного ученика Своего. После явления святого Иоанна Богослова, разговора с ним и мучений, причиненных бесам, блаженный Андрей, будучи по-прежнему скован, лег, желая уснуть, – и в то же время пришел в восторженное состояние. Он увидал себя в царских палатах. На престоле в великой славе сидел Царь, Который подозвал Андрея к себе и спросил:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Как относиться к домашнему обучению детей? СВЯЩЕННИК АРТЕМИЙ ВЛАДИМИРОВ ОТВЕЧАЕТ СЛУШАТЕЛЯМ РАДИО «РАДОНЕЖ». 31.10.2014 11:37:58 Кульков Сергей Андреевич Радиостанция «Радонеж» вещает в прямом эфире. У микрофона - духовник и старший священник Алексеевской женской обители, член Союза писателей России, протоиерей Артемий Владимиров. - Поздравляем вас, дорогие друзья, с осенним, тихим и радостным праздником Покрова Пресвятой Богородицы. От самого названия праздника Покрова веет радостью. Этот праздник вселяет в нас надежду на заступничество Матери Божьей, глубоко почитаемой всеми православными народами. Но случилось так, что отмечают его только в Русской и Сербской православной церквях. Почему так сложилось, батюшка? - Тайна промысла Господня. Кажется, все основания у наследников Ромейской державы, II Рима, сохранять в веках благодарную память о чудном видении, дарованном славянину Андрею, Христа ради, Юродивому. Который увидел Пречистую Марию, простершую Свой светоносный покров. Между тем, славянские струги, разметанные бурей, были совершенно уничтожены и, кажется, нужно было бы похоронить в веках этот день. Но смиренный наш народ, в лице пращуров, склонил свою гордую выю пред величием смиренной Девы. И по принятии крещения Аскольдом и Диром, языческая Русь семимильными шагами двинулась во след апостолов, к свету христову. «Наказуя, наказал нас Господь, смерти же не предаде нас». Так словами царя Давида можно выразить идейную сущность содержания этого праздника. «Бог в наказаниях Его милостив, кого любит - того и биет». Так апостол Павел передает ветхозаветную речь пророка. И для нас, христиан третьего тысячелетия, так отрадно собираться в этот день Покрова под сводами божьего храма! И ощущать себя малыми детьми, которые чистым сердцем и смиренною душою славят Царицу неба и земли и просят Ее заступления, помощи в эти лукавые дни, когда вселенная страждет. Страждет и православный люд в тех странах, где безнаказанно действуют злые силы, ополчаясь супротив церкви божией. - В русском языке, в русском сознании закреплено заступничество Божией матери в таких выражениях, как «Дом Пресвятой Богородицы», которым называют нашу родину, или «Пояс Пресвятой Богородицы», «Слезы Пресвятой Богородицы» - все это живет в народном сознании и выражает наше мироощущение.

http://radonezh.ru/text/kak-otnositsya-k...

переводом в Русск. бес. 1859 года, II 136–144. Оно почти всё состоит из извлечения из Климентова жития; о самом Науме говорит очень мало. 386 Так читал Медведев в своём списке бесед Константина (оглавление книг § 128). В Синодальном списке сказано: «убежден бывже верными етеры человекы – преложити от Гречьска языка в Словеньск» (Опис. Синод. ркп. 163). Это значит, что Константина убеждал не один Наум. 388 Григоровича, стр. 112. 116. 151. В 1634 году приезжал в Москву за милостыней настоятель монастыря св. Наума с грамотой, подписанной всеми архипастырями Болгаро-Сербской Церкви. Сношения с востоком 2. 158–162. 51–55. 389 Два чуда и похвала бл. Николаю в ркп. сборниках Уварова (Царского) 185, 135. Синод. б. 477. Краткое житие у Толстого 2, 368. В прологе только сказано: «в той же день (27 июля) святого блаженного Николая Качанова, Христа ради юродивого, Новгородского чудотворца», но жития нет. В минее июльской (Μ. 1646 г.) помещена служба прав. Николаю; но служба та самая, которая сочинена прав. Андрею юродивому (октябр. 2) с историческими событиями жизни Андрея. 390 Макария древности 1, 200. 204. 207. В часовне, построенной на месте её погребения, старинная надпись: «преставилась праведная Иулиания в л. 6892 (1384) при вел. кн. Московском Димитрии Иоанновиче, при архиепископе Новгородском Алексии, погребена на сём месте, где и ныне почивает под спудом». 392 В переписи церквей 1580 году сказано: «на Яковлеве улице в церкви Николы чудотворца Качанова попу Максиму Савину идёт годовые руги 6 руб... Всего в церкви Николы чудотворца Качанова руги и на вино и на темьян и на воск 15 руб. 23 алтына и 2 деньги». Времен. Μ. общ. ист.. кн. 24, стр. 27. 28. Макария древности 1, 201–204. 394 В месяцеслове Евангелия XVI века: «июля 27 преставление иже Христа ради уродиваго Микулы Качанова», Тоже – в святцах устава XVI века Толстого 1. 100, сл. Уч. записки акад., кн. 2. вып. 2, стр. 117. Месяцеслов СПб. 1856 года. Выше прим. 186. В Отценском списке святцев 1718 года: «мощи под спудом, служба есть, память июля 27 дня». 400 Никон. л. 7. 33. Степ. кн. 2, 239. Царств. кн. 100. Львов. л. 4 139, кн. Димитрий – брат св. князя Иоанна – Игнатия. См. мая 19 числа. 401 Царств. кн. 100–102. Никон. л. 7, 33. 34. Ист. акт. 1. 329. II (В отсканированном варианте книги в данном месте текст отсутствует – Редакция Азбуки веры) царя Иоанна к Курбскому, стр. 184. Львов. л. 4, 152–154. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900./Июль. – 332, IV с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   Итак, будем мужественны в священной борьбе нашей за попираемую Истину — за ту Правду Божию, без которой не может быть и подлинного Мира. Единственной надеждой, твердой опорой и похвалой нашей в этой борьбе, как учит нас Св. Церковь, да будет Крест Господень: «Есть бо нам спасительное сие Древо, оружие мира, непобедимая победа»  (Икос празд. Воздвижения Креста Господня). «Покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором!»    Давно это было. Боле тысячи лет тому назад! В пределы Византии вторглись грозные враги, угрожавшие уже самому Константинополю. Не в силах был греческий народ отразить их своими собственными силами. И по обычаю своему, обратился он со слезной мольбой ко Пресвятой Богородице, не раз уже спасавшей его от нашествия иноплеменных. Громадными толпами устремились верующие во Влахернский храм, где хранились великие святыни: риза Пресвятой Девы и Ее омофор, то есть головное покрывало, опускавшееся на плечи.    И вот, во время всенощного бдения присутствовавшему там великому праведнику того времени, блаженному Андрею, Христа ради юродивому, вместе с его учеником Епифанием, представилось дивное зрелище. От царских врат шествовала величественная Жена, окруженная страшной свитой. Честный Предтеча Господень и Апостол Иоанн Богослов поддерживали Ее своими руками, а множество святых в белых одеждах сопровождали Ее, поя священные песни. Когда Она приблизилась к амвону, блаженный Андрей, как бы не доверяя очам своим, спросил Епифания: «Видишь ли Госпожу и Царицу мipa?» — «Вижу, отец мой духовный», — отвечал тот.    И в то время как они смотрели, Она, преклонив колена, долго-долго молилась, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое Лице. Окончив здесь молитву, Она подошла к престолу, — молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы, Она сняла с Себя блиставшее на подобие молнии великое и страшное покрывало, которое Она носила на Пречистой Главе Своей, и, держа его с великой торжественностью Своими Пречистыми Руками, распростерла его над всем стоящим в храме народом. И долгое время еще, пока видима была Пресвятая Богородица, видно было и распростертое над народом покрывало, излучавшее из себя молниевидную славу Господню.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

Ибо доколе изобилуем богатством, весьма увеселяемся, если действует в нас сила добродетели, расточением оного, как свидетельством нашего усердного повиновения Божию повелению, а когда все издержим, постигает нас скорбь безмерная и уничижение, ибо нам представляется, что мы не делаем ничего достойного правды. Посему душа обращается, тогда с великим смирением к себе самой, дабы то, чего не можем приобретать себе каждодневно милостынею, стяжать посредством прилежной молитвы, терпения и смирения» 540 . Св. Исаак Сирин советует имеющему имение расточить его вдруг и стать нищим для того, чтобы «по благодати Божией, освободившись от попечений, нищетой своей стать выше мира» 541 . С этою целью св. юродивые и раздавали свое имущество бедным и все то, что получали от добрых людей, отдавали нищим. Так, св. Прокопий Вятский, когда получал от кого хлеб, деньги и т. п., то все это бросал нищим, больше же всего он ничего не брал 542 . Про св. Андрея известно, что «аще кто от милостивых нищелюбцев подаваше ему милостыню, он взимая иным убогим даяше ю, обаче не тако даяше, да познан будет яко милостыню дает, но яко юрод, сваряся на них, и аки бита их хотя, меташе на лица им цаты, яже в руках имяше, и тако их они собираху» 543 . Св. Аврамий смоленский «подаваемая ему раздаваше нищим» 544 . Все, что давали добрые люди св. Андрею Тотемскому, он тайно раздавал нищим 545 . Св. Феодор Новгородский «убогим всякое требование творяше милостыню неоскудну подавая, и кто подаваше ему в милостыню что денег, одежды, обуви и съесного, вся раздаваше убогим и неимущим», не оставляя себе ничего 546 . Интересны приемы, с какими некоторые из св. юродивых давали милостыню когда св. Андрей получал деньги, то, проходя мимо нищих, «игру творяше сребренники; нищие же аки юрода пореваху его, и похищаху сребренники. Он же ударяше их пястию яко сваряся, и тамо пометая сребренники вси, и отбегаше от них: нищие же вземше сребренники и деляху на главы», или однажды, он проходил мимо дома, где жили блудницы, одна из блудниц схватила его за одежду, прибежали другие, вырвали у него одежду и покрыли его рогожей 547 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010