Святые видели рай по степени раскрытия духовной способности и ослабления союза души с телом, так как по замечанию Премудрого «тело тленное отягощает душу, и земное жилище обременяет ум и не попускает ему возноситься в свойственную область духов» 764 . Отсюда, находящемуся в сверхъестественном состоянии человеку и потом пришедшему в себя, естественнее подумать, что тела с ним не было, нежели, что он находился в теле. Если же так, если человек, находясь в теле, без всякой перемены места (как видно из слов св. Андрея: «воспрянув, обретохся на месте, идеже бех первее, во угле лежащ, и удивляхся, где бех в видении, и что сподобихся видети» 765 , может быть восхищен до слышания неизреченных глаголов, и не сознавать, в теле-ли он тогда находится, или кроме тела, то можно и, кажется, должно думать, что и св. Андрей, во время сообщения с горним миром, находился в сверхъестественном состоянии духа, т. е. душа его раскрылась в это время для духовного мира до возможной степени раскрытия в теле, так что узы, соединявшие ее с телом, как бы вовсе уничтожились, прервались. Значит, св. Андрей во время восхищения был в теле, так сказать, кроме тела, был весь в духе, а дух весь в Боге. Св. Андрей юродивый выражает сущность полученного им откровения в раю в следующих словах: «слышах же премилосердого Творца моего, пресладкими и пречистыми своими усты, три словеса Божественная изрекшего ко мне. коих св. Андрей не восхоте явити». Можно думать, что св. Андрей восхищен был в рай, или до третьего неба, не столько для слуха, сколько для зрения. Это было прямое видение; св. Андрею позволено было в этом восхищении, так сказать, заглянуть в блаженное жилище духов и праведных душ, – посмотреть на их состояние, на занятия 766 , на предметы их окружающие, на взаимные отношения, вообще, если можно так выразиться, на их небесный быт. Так, св. Андрею позволено было вознестись духом в блаженное местопребывание небожителей, взглянуть на убранство и красоту небесного свода, от дивного созерцания которой никогда не согласился бы оторваться созерцающий, по словам преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А враг-диавол во всю жизнь вашу только одного этого и ищет, на этом сосредоточена вся его неусыпная, коварная, бесовская деятельность. У него нет иного дела, иной заботы, как только вводить человека в грех и погибель. Он же, этот же злейший враг ваш, поверьте, учит вас и побуждает своим нашептыванием или чрез глупых, преданных ему, людей прибегать к гаданиям и ворожбе, доискиваться недозволенного и сокрытого от нас в глубине судеб Божиих и, таким образом, оскорблять Бога в том чаянии, что, быть может, в этом безумном вашем действии он найдет случай ввергнуть вас в беду и даже погубить вас совсем, если благодать Божия отступится от вас за вашу неверность и предательство, Вам кажется, что иногда и сбывается то, что вам видится и слышится во время ворожбы и гаданий ваших! Не мудрено чему-нибудь случайно и подойти под ваши желания: самые обстоятельства нередко сближают события с вашими видами и желаниями, и враг этим пользуется. Не мудрено девице-невесте выйти замуж в продолжение года, старым или больным людям умереть и прочее. Скажем более. Враг хорошо знает, кто на кого и на что имеет виды, кто к чему особенно расположен и стремится, и сообразно с тем легко может в мечтах вашего воображения и представить различные лица и предметы. Чаще же всего подкидывает он легковерным что-либо неопределенное, двусмысленное, подобно тому, как давал он ответы в древних языческих прорицалищах, и как делают слуги его, цыганки и так называемые колдуны, знахари и ворожеи; и вы сами помогаете ему выпутываться из этой путаницы, всеми силами стараясь истолковать его бредни или в свою пользу или сходно с обстоятельствами. Послушайте, как демон-помощник, или, справедливее, руководитель людей в преступных гаданиях, объяснял св. Андрею Юродивому о хитростях отца своего сатаны. Однажды демон хвалился пред блаженным, что настанет время, когда преисподним слугам нечего будет делать, потому что люди будут злее демонов, так что и малые дети превзойдут лукавством старых, и тогда-то, прибавил бес, я начну наслаждаться, потому что люди сами по себе станут творить всю мою волю. Св. Андрей спросил: «Как тебе знать это? Демону не открыто будущее». Бес отвечал на это: «Отец наш сатана разумевает, во аде сидя, и волшебствует о всем, и оттуда все поведает нам, яко род наш ничесоже весть» (Прол. 6 окт.).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Амвросий, архиепископ Харьковский и выяснение его для нас имеет значение в смысле освещения терпения св. юродивых. Итак, есть ли терпение свободное и деятельное движение духа к совершенству и составляет ли оно само по себе достоинство человека? вот какой ответ дает знаменитый церковный вития: «большею частью, говорит он, под терпением мы разумеем непроизвольное и угнетенное состояние духа, поражаемого неизбежными для нас в этой жизни затруднениями, лишениями и страданиями. Во всех таких состояниях, когда прекращение страданий не зависит от нашей воли, мы находимся в положении человека связанного, лишенного свободы действий и поражаемого ударами, со стороны ему наносимыми. Так и понимали терпение древние философы, не знавшие того взгляда на человеческую жизнь, какой сообщает божественное Откровение, так понимают его и новые мыслители, отрицающие этот взгляд. Поэтому, жизнь человеческая представляется им безотрадною, а неизбежное претерпевание лишений – унизительным для свободного человеческого духа; потому они и не видят другого конца бесплодному терпению, кроме самоубийства. Христианское же терпение не таково: оно есть сознательное и свободное отношение к бедствиям жизни и вместе с тем безропотное перенесение страданий, соединенное с несомненным убеждением в счастливом их окончании. Это есть нравственная выдержка духа в трудном положении, деятельная борьба с собственными тягостными ощущениями в виду победы не только над самим собою, но и над гнетущими обстоятельствами 387 . Теперь если мы обратим свои взоры на проявление терпения св. юродивых, то увидим, что их жизнь составляет иллюстрацию к определению терпения преосв. Амвросия. Оригинальная жизнь св. юродивых, конечно, вызывала со стороны общества насмешки и другие, более чувствительные проявления своего недовольства их образом жизни. Так, «инии ругахуся св. Андрею, инии прогоняху от себя, гнушающеся им, аки псом смердящим, инии бесна его быти мняху, друзии от юных отроков глумляшеся, бияху блаженного, пхаху же его и отгоняху.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Нила Сорского 767 , если бы только это было в его воле, и если бы Бог не положил предела таковым видениям. Но отчего св. Андрей не хотел сказать, что ему говорил Иисус Христос? от того, должно быть, что, находясь в состоянии сверхъестественном, он слышал эти слова и имел видение, а когда закрылся от него духовный мир, то в нем осталось впечатление высокое: от умаления и сознания своего окаянства, трепета и ужаса, охвативших его при воспоминании о сем, он и «не восхоте явити» сказанных ему Иисусом Христом трех слов. В чем нравственный смысл разбираемого видения? для чего оно нужно было св. Андрею? а для того, чтобы укрепить его в подвиге юродства, который с начала приятия его и до конца был устлан терниями. Видение и слова Христа были, так сказать, опорою для св. Андрея в его трудном подвижничестве «да утешится зде на время», как рассказывал св. Андрей в начале видения 768 . Без нравственной высшей поддержки человек, сколько бы ни были велики силы его духа, не устоит никогда против беспрестанно вооружающихся на него бурь и смятений и падет под их тягостью. Св. Андрей в своей многоскорбной жизни только в Боге и мог находить себе утешение; на земле же он был почитаем, «яко юрод»; к Нему то он мысленно и переносился в горькие минуты своей жизни. После чего горести его растворялись сладостью, и изнемогавший дух воодушевлялся новою силою: «егда и ныне помыслю оное видение, говорил св. Андрей, исполняюся неизреченные радости 769 . Глава X. Разбор возражений против целесообразности «юродства». Значение «юродства», как высшего самоотвержения. Заключение Нам остается еще разобраться в тех возражениях и недоумениях, – которые вызывает и может вызывать «юродство» о Христе в малопонимающих сущность этого подвига. Возражения эти касаются прежде всего «юродства», как явления странного, непонятного, соблазнительного. Подобные возражения вызываются при поверхностном знакомстве с жизнью св. юродивых у интеллигентного человека, и притом, слишком далекого от той среды, от той жизни, какую рисуют Четьи-Минеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

476 Дело Костромской Духовной Консистории 20, 1741 г. ноября 15 дня), из которого мною и заимствовано исследование о гробнице блаженного, кончается только таким определением. Озаглавлено это дело так: Копия сведения Святейшего Синода о взносе в Синодальную Канцелярию для рассмотрения со мнением доношения об осмотренной имеющейся в Юрьевце городе Повольском в Богоявленской церкви якобы блаженного Симеона Юродивого гробнице. См. «Блаженный Симон Юрьевецкий», с. 62. Это дело сгорело вместе с Консисторским архивом в страшный пожар, бывший в Костроме 18 мая 1887 г. 477 Когда производилось в 1742 г. в Юрьевце расследование о блаженном Симоне, его гробнице, образах и о том, какая совершается служба ему, исследователи службы блаженному Симону не нашли, хотя она несомненно была и тогда. Конечно, исследователи побоялись сказать об ней; службу блаженному запретил преосвященный Питирим и об ней, как деле запрещенном, вовсе и не упоминали. Священник и диакон Богоявленской церкви прямо сказали, что ее и прежде не было, и теперь нет. Как недолго служившие при сей церкви, они, может быть, и совсем не знали о службе, особенно могли они не знать, какая служба правилась блаженному ранее 1722 г., за 20 лет тому назад. Имеющийся экземпляр службы блаженному писан на довольно твердой синей бумаге полууставом черными чернилами, а заголовки и начальные слова писаны красными чернилами. Написана эта служба не позднее 1830 г., этот год стоит в надписи, что книга принадлежит мещанину Андрею Андрееву Медникову. Труднее определить, когда именно служба составлена. Надобно думать, что она составлена около того же времени, как составлено житие блаженного Симона в 1689 г. В первой стихире на литии, равно как и в других, упоминается о разных чудотворениях блаженного Симона, которые он совершил как при жизни, так и по смерти; упоминается о явлениях блаженного пред большим пожаром в Юрьевце, бывшем в 1666 г.; но нигде не упоминается об исцелении и избавлении от потопления плотника Поликарпова в 1699 г. Поэтому можно думать, что служба угоднику Божию составлена не ранее 1666 г. и не позже 1699 года. Трудно думать, чтобы сочинитель ее не упомянул о чуде над Поликарповым, если бы оно было совершено в его время или ранее. Служба блаженному Симону полная, в ней стихиры на Господи воззвах, на литии, на стиховне, на хвалитех, седальны, светилен, полный канон и в заключение молитва блаженному. См. «Блаженный Симон Юрьевецкий», с. 58 – 63, 68 – 69.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Вы знаете этот насмешливый вопрос: может ли Бог создать камень, который Он не мог бы поднять? И ответ: да, такой камень существует. Это мир, который Бог создал и не может, судя по тому, что происходит, поднять. Сказать, что все заключается в злоупотреблении данной Богом свободой, вне сомнения, будет точным объяснением. Но недостаточным, если мы вспомним об огромной тяжести страданий детей и других бесчисленных невинных жертв. После ГУЛагов и освенцимов, после всего, что пережило человечество в минувшем веке, мы должны спросить себя, в какого Бога мы веруем. Есть ли у нас ответственная вера, способная предстоять загадке камня, который Бог не может поднять? Вера во всемогущего Бога, вера, открывающая нам Его как страждущего Бога, Который так любит Свое создание, что приобщается всей его немощи — в уязвимости предания Себя отказу от Него любимого существа, в принятии с ним последствий этого отказа. Праздник Покрова Божией Матери связан с видением, которое было в начале Х века блаженному, Христа ради юродивому Андрею во Влахернском храме в Константинополе. Столица Византии была осаждена скифами, ей угрожала серьезная опасность. Множество священников во главе с патриархом и епископами при огромном стечении народа горячо молились во время всенощного бдения. Понимали ли верующие люди, что беда, постигшая их, была одним из тех предупреждений, после которого не сразу, через несколько веков (велико долготерпение Божие!), но наступит в конце концов крушение Византийской империи. Заступничеством Пречистой Господь помилует Константинополь в Х веке. Но, подобно Ниневии, этот город не вразумится. Люди возвратятся к прежним грехам, предпочитая земное небесному, соль потеряет свою силу. Матерь Божия прозревает это будущее и со слезами молится об отступниках. Не то же ли самое произойдет с Россией в ХХ веке? Но мы должны постараться увидеть в этом празднике прежде всего то, что относится к нашим дням, к нам. Божия Матерь со слезами простирает Свой светоносный Покров над миром.

http://moral.ru/tears/

Известно предсказание о последних временах, которое изрек падший ангел, явившийся к святому Андрею, Христа ради юродивому: «В те времена, - говорил демон, - люди будут злее меня, и малые дети превзойдут стариков лукавством. Тогда я начну почивать. Тогда я ничему не буду учить людей, они сами будут исполнять мою волю...» И, «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24, 12). Самолюбие, славолюбие, сребролюбие и гордыня - корни всех зол и страстей прививаются детям практически с пеленок. Города наводняет реклама сластолюбия и чревоугодия в самых изощренных видах. Обман, лукавство, лицемерие, грубость, безжалостность, неблагодарность, жестокость и другие пороки стали повседневными и поощряемыми явлениями в современном мире. Кого же ныне мир сей, лежащий во зле, провозглашает героями? Победителей песенных «телешоу», «фабрик» кривляющихся «звезд» и «битвы экстрасенсов», актеров-лицедеев, рок-музыкантов, футболистов, банкиров-лихоимцев, победительниц «конкурсов красоты» и женщин легкого поведения, «олигархов»-грабителей и всяческих разбойников более мелкого масштаба... Преступность, уже разъедающая общество, как ржавчина разъедает металл, достигает угрожающих размеров. Преступность не только организованная, в том числе и этническая, но и стихийная, становится «нормой» современной жизни. Это страшное явление принимает массовый характер. Дети убивают родителей, мужья - жен и наоборот. «Предаст же брат брата на смерть, и отец - детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их» (Мк. 13, 12). Коррупция, мошенничество, грабежи, убийства, изнасилования, кражи, похищения взрослых и детей приняли угрожающий характер, при почти полном попустительстве представителей власти. Собственно говоря, юридические методы борьбы с массовой преступностью не могут дать положительных результатов. Не помогут никакие ужесточения режима, никакие технические средства контроля. Ведь преступник - это, прежде всего, духовно больной человек. Там, где все зависит от духовного состояния и внутренних побуждений людей, необходимы другие способы лечения болезни. Человека, который является игрушкой в лапах сатаны, можно наставить на путь истинный только духовными методами. Но власти этого не могут понять, поэтому массовое беснование будет все усиливаться и усиливаться, принимая самые непредсказуемые формы.

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/10/...

Фильм «Страсти по Андрею» разделен на 8 новелл, каждая из которых рассказывает о том или ином периоде в жизни Андрея Рублева. Главную роль в фильме исполнил Анатолий Солоницын. Сыграла в картине и жена Тарковского Ирма Рауш. Она исполнила роль юродивой девушки, что следовала за иконописцем по пятам. Весьма примечательна концовка фильма — после двух часов черно-белого повествования о жизни иконописца, мы видим яркие красочные произведения мастера — его иконы. Цветовые возможности кино использованы на самом высоком уровне. На съемках фильма Тарковский знакомится с Ларисой Кизиловой, которая сыграет значительную роль в его дальнейшей жизни. В 1969 году картину удается отправить на Каннский кинофестиваль, где фильм демонстрируется вне конкурса и получает главный приз Международной Федерации Кинопрессы. Зазеркалье После завершения работы над «Андреем Рублевым» Тарковский берется сразу за два сценария: «Солярис» и «Исповедь». Первый, основанный на одноименном романе Станислава Лема, пишется Тарковским вместе со сценаристом Фридрихом Горенштейном. «Исповедь» же, полностью автобиографический проект, создается режиссером в одиночку (лишь много позже к работе подключится Александр Мишарин). Вообще иметь в голове сразу несколько проектов Тарковский считал необходимым для режиссера. Так, в его дневниках мы можем прочесть, что всегда есть, по крайней мере, десять фильмов, каждый из которых он может начать снимать прямо сейчас. Среди них «Доктор Фаустус», «Игра в бисер», «Достоевский», жизнеописание Иисуса. Другое дело, что возможности, предоставляемые режиссеру государством, были куда меньше возможностей самого режиссера. В 1972 году Тарковский заканчивает работу над фантастическим фильмом «Солярис». Фильм раскрывает тему этических, нравственных и религиозных проблем человечества посредством взаимоотношений последнего с внеземными цивилизациями. В том же году Тарковский сдает фильм на худсовет. В ответ режиссер получает список замечаний, состоящий из 35(!) пунктов. Среди них: «Изъять концепцию Бога», «Изъять концепцию христианства», «Убрать сцену с матерью». Есть среди замечаний и совсем абсурдные: «Не надо, чтобы Хари становилась человеком», «Зритель ничего не поймет».

http://pravmir.ru/strasti-po-tarkovskomu...

Вам кажется, что иногда и сбывается то, что вам видится и слышится во время ворожбы и гаданий ваших! Не мудрено чему-нибудь случайно и подойти под ваши желания: самые обстоятельства нередко сближают события с вашими видами и желаниями, и враг этим пользуется. Не мудрено девице-невесте выйти замуж в продолжение года, старым или больным людям умереть и прочее. Скажем более. Враг хорошо знает, кто на кого и на что имеет виды, кто к чему особенно расположен и стремится, и сообразно с тем легко может в мечтах вашего воображения и представить различные лица и предметы. Чаще же всего подкидывает он легковерным что-либо неопределенное, двусмысленное, подобно тому, как давал он ответы в древних языческих прорицаниях, и как делают слуги его, цыганки и, так называемые, колдуны, знахари и ворожеи; и вы сами помогаете ему выпутываться из этой путаницы, всеми силами стараясь истолковать его бредни или в свою пользу, или сходно с обстоятельствами. Послушайте, как демон-помощник, или справедливее – руководитель людей в преступных гаданиях, объяснял св. Андрею Юродивому о хитростях отца своего, сатаны. Однажды демон хвалился перед блаженным, что настанет время, когда преисподним слугам нечего будет делать, потому что люди будут злее демонов, так что и малые дети превзойдут лукавством старых; и тогда-то, прибавил бес, я начну наслаждаться, потому что люди сами по себе станут творить всю мою волю. Св. Андрей спросил: «Как тебе знать это? Демону не открыто будущее». Бес отвечал на это: «Отец наш сатана разумевает, во аде сидя, и волшебствует о всем, и оттуда все поведает нам, яко род наш ничесоже весть» (Прол. 6 окт.). Видите ли, откуда начало волшебства, гадания и ворожбы, и кто отец и наставник ворожей и гадателей? Прилично ли христианину иметь дело и, тем более, учиться у демона? Прилично ли крещеному и верующему во Святую Троицу давать веру дьяволу, от которого отрекся в крещении и коего, по справедливости, должен бояться, как злейшего своего врага, по слову апостола: «Резвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш дьявол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» ( 1Пет.5:8 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В 22). предсказаниях Дамой Второй мировой войны еще нет ничего, однозначно свидетельствующаго о их благодатности. По учению, содержимому Православной Церковью, и злым духам известно не только нынешнее состояние мира, но и нечто будущее. “Диавол, обойдя всю землю в наблюдениях за всеми людьми, сказал об этом Господу, и Господь не отверг его слов как ложных ( Иов. I, 4 ); знают падшие духи и нечто будущее, которое происходит от определенных и неизменяющихся причин. Будущее случайное им известно из откровения Божия (3 Царств XXII, 22), а также из наблюдения над характером людей. Однажды демон явился св. Андрею (Юродивому) и произнес предсказание о нравственном расстройстве христиан в последние дни… Св. Андрей спросил: “как это ты знаешь, ведь демон ничего не знает, по предведению.” На это демон отвечал: “умнейший отец наш – сатана, пребывая во аде, гадательствует о всем посредством волхвования и передает нам” . Или, как писал еще во II веке Татиан о бесовских пророчествах: “Кто тебя делает корыстолюбивым, тот и пророчествует тебе о приобретении богатства; кто возбуждает возмущения и войны, тот и предсказывает о победе на войне” . Можно смело утверждать, что уж наверно началось такое великое бедствие для отдельных людей и целых народов как вторая мировая война, не без участия врага рода человеческого, не без “врат ада”. Контекст Фатимских явлений подсказывает нам, что забота Дамы “о доброте”, “о мире” есть, скорее всего, личина, “по тому, – как писал св. Григорий Нисский , – вероятно соображению, чтобы простое зло как таковое не оказалось бы на виду, явленное в собственной своей природе. Ведь зло оказалось бы бездейственным, если бы не прикрасилось никаким добром, которое привлекает обольщаемаго к пожеланию зла. А так природа зла – смешанная, в глубине имеет спрятанный обман пагубы, а лживостию своей внешности показывает какую-нибудь иллюзию добра” . Что происходило на месте явлений в отсутствие детей? 13 августа 1917 г. (ФВ, с. 40; ФПФ, с. 19) “13 августа, в тот день, когда должно было произойти четвертое явление, ясновидящие не могли отправиться в Кова да Ирия, ибо они были увидены управляющим кантона Оурема, который силой хотел вырвать у них секрет. Но дети держались хорошо. (Так что не обошлось и без “гонений” – именно так восприняли дети попытки местной власти разобраться, что же происходит. Внимание властей неудивительно. Масса людей, заинтересованных явлениями составила в этот день – до 18 тысяч человек).

http://sueverie.net/duxovnaya-tkan-fatim...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010