Нижняя граница текстов покровского цикла представляет собой середину – вторую половину XIII века (здесь следует опираться, в первую очередь, на показания месяцесловов), в то время как старшие списки соответствующего богослужебного последования датируются столетием позже. При исследовании источников, относящихся к XIV–XV векам, самое пристальное внимание было уделено характеристике рукописи Минеи избранной. Она, по мнению И.Е. Юсова, датируется не рубежом XV–XVI веков (такова общепринятая точка зрения), а 40-50-ми годами XV столетия. Под 16 октября в ней находится последование блаженному Андрею Юродивому – самое раннее из известных в настоящее время, что показывают результаты исследования новонайденного списка службы святому. Становится очевидной не только теснейшая культурологическая связь традиций почитания этих памятей, представляющих, по сути дела, единый праздник, но и текстологическое родство богослужебных последований. Кроме того, ученые установили, что в разных списках весьма широко варьируется местоположение песнопений и постепенно увеличивается их количество – от 31 в XV веке до 71 в тексте, который используется в современной богослужебной практике. Огромный интерес с точки зрения гимнографии и историко-лингвистической интерпретации представляет собой акафист Покрову Пресвятой Богородицы, имеющий ряд хронологических редакций, которые, однако, существенно друг от друга не отличаются. В качестве стендового было представлено сообщение доцента Казанского государственного университета, преподавателя Казанской духовной семинарии, кандидата филологических наук М.О. Новак «О конструктивной роли цитат в акафисте апостолам Петру и Павлу». В указанном гимнографическом произведении исследовательница, прежде всего, зафиксироваласимметрию в построении текста, согласно которой, как правило, четные кондаки и нечетные икосы посвящены камню веры Петру и по этой причине цитируют в основном Евангелие. В нечетных кондаках и четных икосах, напротив, созерцается подвиг божественного Павла и отдается предпочтение цитатам из его посланий и книги Деяний. Первый кондак, обычно имеющий достаточно обобщенный молитвенный характер, свободен от цитирования. Широко используются приемы, издревле присущие и риторической, и учительной византийско-славянской традиции: контаминация цитат из разных источников (в данном случае, посланий), перефразирование источника, аллюзия (непрямое цитирование), отдельные краткие формулы исходного текста. Например: «Темже, красото Церкви вселенския, сотвори и нас предстательством твоим скоры быти на делание заповедей Божиих, косны же ко греху да злобою младенствующе, достигнем вси в меру возраста мужа совершенна» (ср.: Иак. 1: 19; 1 Кор. 14: 20; Еф. 4: 13).

http://pravoslavie.ru/33020.html

половины X века, а не во время вторжения сарацын в. греч. империю в 909 году, как, без достаточных оснований, догадываются некоторые из наших писателей. Праздник Покрова Богородицы установлен в России, а в не Греции, как говорили доселе некоторые (Протоиерей Дебольский и другие). В греческих памятниках агиологии нет и намека на сей праздник в Греции. В России он установлен не позднее 12 века. В прологе славянском так говорится об установлении праздника: «се убо егда слышах (от житии св. Андрея о видении Богоматери), помышлях, како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего бысть без празднества восхотех, да не без праздника останет св. покров твой, Преблагая.» Сие слово о покрове пресв. Богородицы находится в самых древнейших прологах славянских в первой редакции месяцеслова Василия, которая переведена на славянский язык же позднее 12 века. Оно есть в софийском прологе, писанном до 1250 года; оно было несомненно и в лобковском прологе 1197 года; хотя первое октября в нем вырвано, но 3 и 4 числа есть в нем сказания о св. Андрее юродивом, которые внесены по случаю праздника покрова Богородицы. Слово о Покрове пресв. Богородицы 1 октября находится во всех древнейших пергаменных прологах; не сказания об Андрее 3 и 4 октября не во всех (наприм. нет в лавр. 33) экземплярах прологов. Так как редакция месяцеслова Василия переведена в России (см. выше Т. 1 о прологах) и в нее внесены только русские и в России установленные праздники: 9 мая принесение мощей святителя Николая, 24 июля Бориса и Глеба; то и праздник Покрова, внесенный в него, установлен в России каким-либо князем или митрополитом, а не в южных землях и внесен, вероятно, при самом переводе пролога. Есть и другие сведения о существовании сего праздника в 12 веке в России. Так предание приписывает построение обители Покрова Богоматери в Боголюбове св. кн. Андрею Боголюбскому (Доброхотова. Древний Боголюбов: 22. 23. 105). В 1 и 2 новгородских летописях 1148 года говорится о новгородском Покровском Зверинском монастыре: в лето 6656 бысть дъжг (дождь) с градом июня в 27 в неделю и зажьже гром церковь святой Богородицы в Зверинци монастырь».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Он советует своему другу диакону Иоанну: «Молю тебя… не пренебрегай, как уже случалось, ни одной душой человеческой, особенно же… нищими. Ибо ведомо любви, что среди нищих, а особливо слепцов, есть люди, словно солнце, сверкающие из-за смирения и страданий своих. Сколько видел я поселян, которые приходили в город причаститься, бывших воистину чище всякого золота из-за простоты своей и невинности и потому, что в поте лица ели хлеб свой. Потому… возлюби ближнего своего по милосердию своему. Ибо сказано: Блажен, кто помышляет о бедном и нищем! В день бедствия избавит его Господь ( Пс 40, 2 )» . Это милосердие часто проявляется по отношению к грешникам. Попечение об их исправлении свойственно Симеону и Андрею . Они используют для этого бессмысленные слова и поступки. Но на самом деле в них есть скрытая логика, они очень точно соответствуют поставленной цели, достигая ее намного лучше, чем нравоучения благомыслящих клириков или мирян . Эти слова и поступки, как правило, символичны — они призывают адресата к размышлению. В некоторых случаях за ними следуют чудеса, происходящие по благодатной силе святого . Насмешка часто используется как спасительная ирония, которую юродивый может себе по положению позволить, невзирая на принятые правила поведения или на социальную иерархию . Безумие позволяет юродивым нарушать некоторые социальные нормы, например, право на собственность, совершая при этом внешне безнравственные поступки, которые на самом деле являются символическим призывом к милосердию и средством оказать нищим помощь: Марк Юродивый «хватал продукты на рынке и отдавал их остальным юродивым» , а преподобный Симеон, устроившись продавцом к харчевнику, бесплатно раздал «содержимое… горшков, бобы, чечевицу, разные лакомства и другое» бедным людям . Милосердие всегда сопровождается смирением, достижение которого, как нами было показано, является главной заботой юродивого. Блаженный Леонтий Неапольский подчеркивает, что Симеон «не желал благотворить явно, а все делал на шутовской лад» . Иногда он «что-то выкрикивал, ибо, по словам его, тем, кто Христа ради показывают себя юродивыми, как нельзя более подходит такое поведение. Подобным образом он часто изобличал прегрешения и отвращал от них, и ради вразумления какого-нибудь человека гневался на него, и давал предсказания… и при этом люди принимали его за одного из тех, кто говорит и предвещает, одержимый демоном» . Таким поведением, замечает автор, Симеон «отвращал от греха чуть ли не всех в Эмесе» . Юродивые, по своей великой внутренней чистоте и смирению, часто обладают дарами рассуждения (δι α κρισις), прозорливости (δι ο ρασις) и пророчества (προ ο ρασις). Подчеркнем, что в основном (кроме редких исключений ) они используют свои дарования по любви к ближнему, желая оказать ему помощь . Духовные предпосылки юродства Христа ради

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-psix...

Андрей Юродивый в ответ на сумасбродства, совершаемые им именно с этой целью, терпит множество обид: его избивают, бьют палкой по голове, тянут за волосы, в него плюют, его тащат по улицам, связав по рукам и ногам, бьют по лицу, ему измазывают лицо чернилами и углем, топчут . Иерофей (из монастыря преподобного Симеона Нового Богослова) изображает безумие, выражающееся в крайней неуклюжести, цель которого ясно указывает Никита Стифат: «В жажде страданий он притворялся, будто бы нечаянно, а на самом деле намеренно разбивал горшки с нечистотами, которые он выносил, чтобы услышать ругательства или даже получить пощечины. Принимая оскорбления, он радовался, словно получал нечто желанное, и жаждал испробовать бичевания…» . В «Житии святого Кирилла Филеота» мы читаем о том, как он притворялся немым с очевидной целью претерпеть удары, заключение в темницу и обычное дурное обращение с заключенными . Безумие преподобного Саввы Нового, которое также выражалось в немоте, разыгрывается им с той же целью: претерпеть дурное обращение. Его избивают до полусмерти, в него кидают камнями, покрывают ему голову пылью и мусором, поносят такими словами: «Бездельник, прельщенный, дурак, поврежденный умом, мерзкий пьяница, общая всего города зараза, бейте его, побейте камнями, изгоните из наших пределов!..» . Преподобный Савва совершает иногда нелепые поступки с той же целью: например, при помощи трости, которую он обычно носил в руке, он скидывает с человека шапку, за что тот в ярости приказывает избить его до полусмерти . Следует заметить, что для достижения этой же цели другие подвижники (а иногда и уже названные) изображают иные действия, которые в их среде должны навлечь на них такое же презрение и грубое к ним отношение. Исидора притворилась юродивой и в то же время безумной . Симеон вел себя так, чтобы его считали одержимым бесом . Некая монахиня монастыря аввы Иеремии в Фиваиде симулировала пьянство . Андрею Юродивому также доводилось симулировать опьянение . Мария, спутница Феофила, не только притворялась безумной, но и разыгрывала из себя блудницу .

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-psix...

Через несколько дней после преставления святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова мы отмечаем праздник Покрова Пресвятой Богородицы , который заставляет нас вновь и вновь вспоминать о материнской заботе , оказываемой нам Пречистой Девой. Мне кажется, близость этих двух дат не случайна или хотя бы символична. Можно даже предположить, что тайна Иоанна Богослова (и, более того, важные аспекты христианской сотериологии) раскрывается в богородичных праздниках Успения и Покрова. Если Успение являет нам истину вечной материнской любви Пречистой Девы («Во Успении мира не оставила еси, Богородице»), то праздник Покрова нам демонстрирует осуществление этой любви – молитва как деятельное заступничество, покрывающее нас от всякого зла. Если Покров Божией Матери был явлен единожды константинопольскому юродивому Андрею, то свидетельство заступничества «апостола любви» могли наблюдать в течение первых веков христианства все желающие – именно этому посвящен весенний день его памяти (напомним, 21 мая Церковь вспоминает ежегодное появление чудотворного тонкого праха на могиле святого апостола). Вот перед этой деятельной любовью, берущей свое начало в Источнике Жизни – Боге – и отступают смерть и тление. Житие Иоанна Богослова В самом начале своего служения, вслед за братьями Петром и Андреем, Иисус призвал и двух детей рыбака — старшего Иакова и младшего Иоанна. Призыв Христа они слышали на берегу Галилейского моря, в свой обычный трудовой день. Иоанн стал одним из любимых учеников Христа, особо приближенных к Нему. Именно он следовал за Христом, когда Его, преданного Иудой, вели из Геф­си­ман­ско­го са­да на суд нечестивых пер­во­свя­щен­ни­ков Ан­ны и Ка­иа­фы. Он прошел вслед за Господом по крестному пути, всем сердцем скорбя о Его страданиях. Уже со Креста, обращаясь к Богородице, Господь Иисус Христос сказал про Иоанна: «Же­но, се сын Твой» и обратился к Иоанну: «Се Ма­ти твоя» (Ин.19:26-27). Вплоть до самого Успения Богородицы, Иоанн служил Деве Марии как родной матери, и Она жила в его доме.

http://pravmir.ru/prestavlenie-apostola-...

Обретение святого Креста совершилось в царствование святого равноапостольного императора Константина Великого . По сообщениям церковных мать Константина, святая равноапостольная Елена, отправилась по просьбе сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Спасителя, а также святой Крест, находившийся в земле под языческим святилищем Афродиты. Когда святилище было разрушено, обнаружились три креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди. Для того чтобы узнать, какой из крестов есть тот, на котором был распят Господь, иерусалимский епископ Макарий предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной Когда она исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и святой Крест был Макарием для всеобщего обозрения. Основная часть богослужебных текстов этого дня посвящена прославлению Креста как орудия спасения человечества. В конце утрени деревянный крест, украшенный цветами, выносится из алтаря в центр храма, где ему совершается троекратное поклонение с пением «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». При архиерейском служении, а также в некоторых храмах по благословению архиерея совершается чин воздвижения Креста. В этот день предписывается строгий пост, поскольку Церковь вспоминает страдания и крестную смерть Спасителя. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы (1/14 октября) был установлен в честь явления Богородицы святому Андрею Юродивому в Х веке. Святой Андрей во время всенощного бдения в константинопольском храме, переполненном молящимися, подняв глаза к небу, увидел Пресвятую Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную ангелами и святыми. Преклонив колена, Она молилась за христиан, а потом, сняв с головы покрывало (омофор, или мафорий), распростерла его над молящимися людьми. В богослужебных текстах этого дня Божия Матерь воспевается как покровительница и защитница всех христиан от стихийных бедствий и от всякого зла, как молитвенница и ходатаица за них перед Богом.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

Разделы портала «Азбука веры» Аудио: Кондак 1 Избранная угодница и Христа ради юродивая, святая блаженная мати Ксения, избравшая подвиг терпения и злострадания, хвалебное пение приносим ти, чтущия святую память твою. Ты же заступи нас от враг видимых и невидимых, да зовем ти: Радуйся, Ксения блаженная, молитвенница о душах наших. Икос 1 Равноангельского жития взыскала еси, блаженная мати, по успении мужа твоего отвергла еси мира сего красоту и вся, яже в нем: похоть очес, похоть плоти и гордость житейскую, юродством разум Христов стяжала еси. Того ради услыши от нас похвалы, тебе возносимые: Радуйся, житием твоим Андрею, Христа ради юродивому равная; Радуйся, имени своего отрекшаяся, себе же умершей именовавшая. Радуйся, в юродстве имя мужа твоего Андрея принявшая; Радуйся, именем мужеским назвавшись, немощи женской отрешившаяся. Радуйся, все имение твое добрым людям и нищим раздавшая; Радуйся, нищету добровольную Христа ради приявшая. Радуйся, века сего суемудрия юродством твоим отвергатися нас научившая; Радуйся, благая утешительнице всех, в молитве к тебе прибегающих. Радуйся, Ксения блаженная, молитвенница о душах наших. Кондак 2 Видя странное твое житие, яко ты презрела еси дом свой и всякое мирское богатство, родные по плоти безумной тя полагаху, людие же града Петрова, видя смирение твое, нестяжание и вольную нищету, воспели Богу: Аллилуиа. Икос 2 Разум, от Бога тебе данный, ты, Ксения блаженная, в мнимом безумии скрыла еси; в суете града великого аки пустынница жила еси, молитвы Богу свои вознося непрестанно. Мы же, дивящеся таковому житию твоему, взываем тебе хвалебно: Радуйся, крест тяжкий юродства, от Бога тебе данный, на рама своя принявшая; Радуйся, мнимым безумием сияние благодати скрывавшая. Радуйся, дар прозорливости смирением крайним и подвигом молитвы стяжавшая; Радуйся, дар сей на пользу и спасение страждущих являвшая. Радуйся, страдания людския прозорливо в дали необозримей зревшая; Радуйся, жене доброй о рождении сына прорекшая. Радуйся, яко жене той у Бога чадо испросившая;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " «Лицу Твоему помолятся богатии людстии» 17.10.2016 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Покров Пресвятой Богородицы Слово на Покров Божией Матери Это событие произошло в Х веке во время длительной осады столицы Византии. Когда, казалось, уже неминуемо было крушение Константинополя, православный греческий народ во главе с патриархом, со множеством епископов, собрался во Влахернском храме. Всю ночь шла молитва, и в это время было видение Андрею, Христа ради юродивому: по воздуху идет Божия Матерь в сопровождении ангелов и бесчисленного множества святых, становится на амвоне, преклоняет колена и со слезами молится вместе со всеми. Тогда многие, преклонив колена, молились со слезами. И Она — как одна из молящихся, но вместе с тем как Матерь Божия, как Царица неба и земли, как Мать всех молящихся. Помолившись так, Она встала, прошла через царские врата к престолу, снова преклонила колена, и снова молилась — уже перед самим Престолом Бога Всевышнего. И наконец, сняв с Себя омофор, простерла его над всеми. Покров Божией Матери — над Церковью, над Россией, над всеми нами. Божия Матерь защищает нас от тревог, от страхов и бед, которыми переполнена наша жизнь. Она — наша безопасность от всех врагов: от диавола, мира и греха. Она хранит от падений всех, кто противостоит греху, и научает ненавидеть всякий греховный помысел как мерзость сатанинскую. В день Покрова Божией Матери будем молиться Ей о том, чтобы Она научила нас самому главному, в чем мы нуждаемся, — Своему материнскому милосердию, потому что мир из-за умножения беззакония теряет милосердие (Мф. 24, 12). Чтобы научила нас Своему девственному целомудрию, потому что мир исполнен сатанинского растления, и миллионы душ погибают без покаяния. За Божественной литургией праздника мы слышим стих из псалма, который звучит перед чтением Евангелия: «Лицу Твоему помолятся богатии людстии» (Пс. 44, 13). Помолятся и поклонятся Ее лицу все богатые на земле. Но не те богатые, про которых Она поет в Своем богодухновенном гимне: «Богатящияся отпусти тщи», то есть пустыми, ни с чем (Лк. 1, 53). Тот, кто думает, что он богат, — тот и нищ, и наг, и слеп (Откр. 3, 17). Но поклонятся Ее лицу богатые добродетелями и дарами Духа Святого.

http://moral.ru/pokrow/

26.08.2022 Акафист Пресвятой Богородице перед иконой «Умягчение злых сердец» Кондак 1 Избранной Деве Марии, превысшей всех дщерей земли, Матери Сына Божия, Еюже дается спасение мира, со умилением взываем: воззри на многоскорбное житие наше, воспомяни скорби и болезни, яже претерпела еси, яко наша земнородная, и сотвори с нами по милосердию Твоему, да зовем Ти: Радуйся, многоскорбная Мати Божия, печаль нашу в радость претворяющая и сердца злых… 01.08.2022 Где на самом деле жила Богородица? Неужели и правда в пещере? Вот что говорят ученые Дева Мария смолоду жила в Назарете. Именно здесь произошло Благовещение. Потом Назарет стал родным городом Иисуса. Но где находился дом Девы Марии? И существует ли он сейчас? 07.04.2022 Благовещение: Воля Бога и согласие человека В день Благовещения произошло двойное событие – явление милосердия Божиего по отношению к людям и принятие человеком этого милосердия, благой вести. Без согласия Богоотроковицы не произошло бы и нашего спасения, так как Бог никогда не действует против свободной воли человека. Богу нужна свободная любовь человека к Нему, а не вынужденная какими-либо внешними обстоятельствами. Поэтому в Благовещении мы видим пример синергии (со-действия) благодати Божией и согласия человека. 05.04.2020 Введение во храм Богородицы. Фильм Фильмом «Введение во храм» продолжится показ телевизионного документального цикла «Праздники», рассказывающего о важнейших событиях годового круга христианского календаря. 03.12.2015 14 октября 2023: Покров Пресвятой Богородицы Священники города молились об избавлении от врагов, и вот в четвертом часу ночи будущем известному христианскому святому, юродивому Андрею Константинопольскому (славянину попавшему некогда в византийский плен), во Влахернском храме Константинополя явилось видение. На небе он увидел идущую по воздуху Богородицу. 14.10.2022 Кто были родители Пресвятой Богородицы? В конце каждой службы священник перечисляет имена святых, которых Церковь вспоминает в этот день. Но есть два имени, которые звучат каждый день и на каждой службе, — это имена родителей Пресвятой Богородицы, праведных Иоакима и Анны. Что известно об этих святых? И почему Церковь воздает им такую особенную честь?

http://foma.ru/tag/bogoroditsa

Блаженный Прокопий, Вятский чудотворец (память 21 декабря ст. ст.), когда духовник попросил его помолиться о своей жене, страждущей «зубной болезнью», вырвал свой собственный зуб и, протянув духовнику, сказал: «Возьми». Зубы у жены священника тут же перестали болеть. Юродивые всегда были великими постниками (даже если ели на глазах у всех в Великий пост мясо), молитвенниками (даже если бесчинно вели себя в церкви), прозорливцами и чудотворцами (даже если казались вовсе безумными). Их поведение — не от мира сего — смещало привычную реальность и преображало её: пожары утихали, ураганы проходили мимо, укрощались штормы, солнце останавливалось в небесах, слетались ласточки (как к Андрею юродивому), воскресали мёртвые, исцелялись больные, разбойники и блудницы становились праведниками и исповедниками Христа. Их, выражаясь языком постмодернизма, «перформированная» (преображённая) реальность оказывалась богопричастной: в ней совершалось чудо. В ней в конце концов оживала и становилась действенной и «вера угольщика», и «старой нянюшки», и «неграмотной богомолки», и лукавого книжника, и учёного фарисея: всех достигал этот свет преображения — то единственное «изменённое освещение», при котором лишь и возможны и жизнь, и любовь, и творчество. А главное — юродивые принимали на себя подвиг быть безумными в мире сем по великому смирению, не только для того, чтобы скрыть свою святость, чтобы избежать человеческих похвал и человеческого поклонения, но и для того, чтобы сделаться гонимыми, презренными и отверженными, — такими, каким был в глазах мира Христос во время Своей земной жизни. То ничтожество, в которое они облекаются Христа ради, призвано упразднить в них всякую самость, дабы явилась через него слава Божия. Устроители же постмодернистских перформансов, напротив, стремятся к тому, чтобы быть замеченными и отмеченными. Движущей силой здесь становится самовластный горделивый умысел переиначить спонтанный ход мира, изменить искусственным образом органическую ткань жизни, исковеркать мир Божий. В отличие от юродивого ничтожества, пытающегося убедить окружающих в своей духовной нищете, постмодернистский умысел претендует на обладание неким самостоятельным содержанием, которым можно жить. Однако разворачивающий прихотливую упаковку перформанса рискует не найти в ней ничего, кроме её самой. В конечном счёте перформанс оказывается лишь средством самоутверждения его устроителей.

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-svoboda-n...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010