Пророчество о судьбе Константинополя, известное ещё в средневековой Руси как «Провидение о Цареграде», включено в «Житие Андрея Юродивого» – памятник византийской церковной литературы, творцом которого считается константинопольский монах Никифор (X в.). Герой этого «Жития», христианский подвижник и аскет Андрей Юродивый (V в.), в ответ на вопрос своего ученика, «как и когда произойдёт кончина мира сего?», подробно рассказывает о грядущих событиях. С первого же взгляда видно, что рассказ этот компилирует и обрабатывает те же пророчества, которые изложены в цикле «Видений пророка Даниила» и Откровении Псевдо-Мефодия. Исследователи отмечают, что апокалипсис этот представляет собой «смесь древних и новых традиций, так что верифицировать отдельные их элементы оказывается чрезвычайно трудно» 826 . Перевод с греческого языка выполнен Е. В. Желтовой по изданию: The Life of St. Andrew the Fool/Ed. by Lennart Ryden. Vol. II. Uppsala, 1995. При издании этого текста Л. Риден использовал рукопись X века, хранящуюся в Мюнхене, и другие более поздние версии «Жития», близкие к Мюнхенской рукописи. Древнерусский перевод опубликован в Великих Минеях Четьях митрополита Макария (СПб., 1870): Октябрь, 1–3. Стлб. 209–220. ЖИТИЕ АНДРЕЯ ЮРОДИВОГО, 853А – 873А (85За) Однажды, когда Епифанию и блаженному Андрею представилась возможность провести в досуге хоть одну неделю, Епифаний взял его к себе домой. И когда они сидели одни, Епифании стал просить блаженного: «Ответь мне, прошу, как и когда произойдёт кончина мира сего, а также что есть начало болезней ( Мф. 24:8 ) и как люди узнают, что она (кончина) уже близко, при дверях ( Мф. 24:33 )? По каким признакам будет видна кончина, и куда уйдет этот наш город, новый Иерусалим 827 , и что будет с находящимися в нём святыми храмами, крестами, драгоценными иконами, [священными] книгами и мощами святых? Открой мне, прощу; ведь я знаю, что о тебе и о подобных тебе сказал Сын Божий: вам дано знать тайны Царствия Небесного ( Мф. 13:11 ), и насколько больше, чем тайны этого мира!»

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Сравнительно тяжёлые условия квартирной платы и произвол домохозяев постоянно лишали известную часть столичного пролетариата определённого пристанища, и заставляли её влачить уличную жизнь нищих и босяков, скрывающихся во всевозможных углах трущобах великого города (πóκρυφοι τóποι καρμαι) 590 . Портики и крытые галереи Константинополя кишели этими нищими lazzaroni. В житии царицы Феофано читаем, как на едущего на коне человека, набросилась полупомешанная нищая, жившая в одной из грязных каморок крытого переулка Вона, настолько тёмного, что он постоянно озарялся лампами-фонарями 591 . Для убежища этой бесприютной бедноты в зимнее время Роман Лекапин специально приспособил один портик, снабдив его кровлей и дверями 592 . Равным образом, Михаил VII устроил крытые помещения для безработных и бедняков столицы, ютившихся в портиках главной улицы 593 . Житие Василия Нового рассказывает, как спасённый дельфинами преподобный, не имея пристанища, проводит ночь за городом у Золотых Ворот 594 . Наконец, житие пр. Андрея Юродивого особенно подробно знакомит нас с тяжёлым бытом константинопольских бедняков, и страданиями нищей братии столицы зимой. Мы читаемы, что святой обычно ночует на паперти, или в каком-нибудь углу и портике города, так как другие нищие, имевшие свой особенный притон, не пускали к себе юродивого 595 . Летом это, конечно, было вполне возможно, и тёплый климат Царьграда весьма содействовал бедному существованию его нищих, но зимой и пр. Андрею, и другим его товарищам по несчастью, приходилось чрезвычайно плохо. Однажды, когда летние убежища были занесены снегом, когда сильная буря раскрыла тростниковые кровли константинопольских чердаков и мансард в «высоких и открытых отовсюду домах», то забившиеся в них бедняки едва не погибли от холода и подняли «вопли и стенания отчаяния» 596 . Но квартирный вопрос являлся лишь первым в ряду других жизненных осложнений, которые должны были естественно возникать в городе с более чем полумиллионным населением. В предыдущей главе, говоря о публичной фрументации, мы уже касались подвоза хлеба в столицу и последних пережитков техники фрументационных раздач при помощи тессер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ПРОВИДЕНИЕ О ЦАРЕГРАДЕ Пророчество о судьбе Константинополя, известное ещё в средневековой Руси как «Провидение о Цареграде», включено в «Житие Андрея Юродивого» – памятник византийской церковной литературы, творцом которого считается константинопольский монах Никифор (X в.). Герой этого «Жития», христианский подвижник и аскет Андрей Юродивый (V в.), в ответ на вопрос своего ученика, «как и когда произойдёт кончина мира сего?», подробно рассказывает о грядущих событиях. С первого же взгляда видно, что рассказ этот компилирует и обрабатывает те же пророчества, которые изложены в цикле «Видений пророка Даниила» и Откровении Псевдо-Мефодия. Исследователи отмечают, что апокалипсис этот представляет собой «смесь древних и новых традиций, так что верифицировать отдельные их элементы оказывается чрезвычайно трудно» . Перевод с греческого языка выполнен Е. В. Желтовой по изданию: The Life of St. Andrew the Fool/Ed. by Lennart Ryden. Vol. II. Uppsala, 1995. При издании этого текста Л. Риден использовал рукопись X века, хранящуюся в Мюнхене, и другие более поздние версии «Жития», близкие к Мюнхенской рукописи. Древнерусский перевод опубликован в Великих Минеях Четьях митрополита Макария (СПб., 1870): Октябрь, 1-3. Стлб. 209-220. ЖИТИЕ АНДРЕЯ ЮРОДИВОГО, 853А – 873А (85За) Однажды, когда Епифанию и блаженному Андрею представилась возможность провести в досуге хоть одну неделю, Епифаний взял его к себе домой. И когда они сидели одни, Епифании стал просить блаженного: «Ответь мне, прошу, как и когда произойдёт кончина мира сего, а также что есть начало болезней (Мф 24:8) и как люди узнают, что она (кончина) уже близко, при дверях (Мф 24:33)? По каким признакам будет видна кончина, и куда уйдет этот наш город, новый Иерусалим , и что будет с находящимися в нём святыми храмами, крестами, драгоценными иконами, [священными] книгами и мощами святых? Открой мне, прощу; ведь я знаю, что о тебе и о подобных тебе сказал Сын Божий: вам дано знать тайны Царствия Небесного (Мф 13:11), и насколько больше, чем тайны этого мира!»

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Житие Андрея Юродивого Подготовка текста, перевод и комментарии А. М. Молдована Книга об Андрее Цареградском была весьма популярна на Руси, о чем говорит большое количество (более 200) дошедших до нас древнерусских списков. Ее успех у читателя объясняется, во-первых, необыкновенной занимательностью содержания и превосходными достоинствами перевода; во-вторых, – тем обстоятельством, что в наиболее распространенном у славян древнерусском переводе Андрей представлен как славянин (так переведено греческое σκθης), а в более поздних списках как «русин» и даже новгородец. Особым вниманием это произведение пользовалось также ввиду содержащегося в нем свидетельства о явлении Богоматери святому Андрею и Епифанию в константинопольском Влахернском храме, на основании которого был установлен на Руси праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Греческий оригинал Жития, если верить заключающей его записи, был написан в Константинополе священником храма Софии Никифором. Ряд упоминаемых в Житии лиц и городских реалий указывает на то, что главный персонаж повествования Андрей жил в V в., и хотя автор изображает события так, словно он был современником и другом Андрея, на самом деле это не более чем литературный прием, ибо, судя по другим особенностям содержания Жития, оно не могло быть написано ранее конца IX или начала X в., при этом Никифор, по-видимому, просто воспользовался более ранними преданиями. Юродство во Христе, столь же древнее, как и само христианство , во все времена сопутствовало ему, являя себя наиболее ревностной и самоотверженной преданностью высшей небесной правде, преподанной Исусом Христом. «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, – разъяснял апостол Павел, – тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» ( 1Кор. 3, 18–19 ). Юродивые по-своему воспроизводили земной подвиг Христа. Живя среди людей в отличие от монахов-пустынников и отшельников они подвергали себя наиболее трудным и жестоким соблазнам и испытаниям, ежедневно и ежечасно обличая безумие мира сего и самим своим видом и парадоксальными речами и деяниями напоминая о присутствии высшего Судии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

лобызает Александрийского патриарха как брата (Л. 144). Он вычитывает правило перед иконой Спасителя (Л. 145 об.), сидя уже на престоле изгоняет бесов (Л. 146-147 об.), скорбит о несовершенствах своей паствы (Л. 148-149 об.). Видение ему Божией Матери на престоле в сопровождении ангелов-диаконов напоминает распространенные в позднее средневековье иконы почитаемых местных святых; крещатые ризы Н., стоящего в поклоне перед престолом Богородицы, уподобляют его Новгородским святителям Никите и Иоанну. Святому было дано знать время своей кончины и увидеть себя в раю, куда переносит его душу арх. Михаил и где Н. видит престол с чудесными ковчегами и венцами, великолепными одрами и одеждами как обетование любви Божией (Л. 154-155). В последних композициях больной Н. в святительских одеждах лежит на циновке в храме, он прощается со свт. Афанасием Великим (Л. 161 об.), ему являются ангелы и Сама Матерь Божия (Л. 160, 161), лики мучеников (Л. 160), пророков (Л. 160 об.). Моление Н., стоящего в святительских одеждах, с поднятыми руками к Спасителю в небесном сегменте, иллюстрирует его преставление (Л. 161). Последняя миниатюра - это погребение святого, к-рое в присутствии всех прихожан совершает владыка Афанасий в ц. св. Апостолов в Константиане (Л. 162 об.). В житийных композициях Н. заметно влияние иконографии др. святых-визионеров: прп. Марии Египетской - моление у иконы Пресв. Богородицы, Которая оживает в общении с Н.: говорит или отворачивается, улыбается; св. Андрея Юродивого - видение Пресв. Богородицы (Л. 15-16 об.). На сходство стиля одного из мастеров лицевого Жития Н. в ГИМ. Муз. 340 с новгородской иконой св. Андрея Юродивого, с житием (30-е гг. XVI в., НГОМЗ) обратила внимание И. А. Шалина (Искусство Вел. Новгорода. 2016. С. 56). Возможно, именно под влиянием лицевого Жития Н. в композициях Покрова Пресв. Богородицы будет написана сцена Видения Пресв. Богородицы спящему св. Андрею, лежащему на одре, как на иконе из Воскресенского Горицкого мон-ря (3-я четв. XVI в., Череповецкое музейное объединение, см.: Рыбаков А.

http://pravenc.ru/text/2577703.html

314 Два чуда и похвала блаженному Николаю в рукописных сборниках Уварова (Царского) 185, 135. Синод. 6, См. «Русские святые» Филарета Черниговского . В Прологе, равно как и в Чет.-Мин. только сказано: «В тот же день (27 июля) святого блаженного Николая, прозванного Кочанова, Христа ради юродивого, иже в великом Новеграде», но жития его нет. «В Минее июльской (М., 1646 г.) помещена служба праведному Николаю, – говорит преосвященный Филарет, – но служба та самая, которая сочинена праведному Андрею, Христа ради юродивому (2 октября), с историческими событиями жизни Андрея. В нашей Минее ему службы нет». 315 В древних синодиках Новгородских: Софийского собора, Михаило-Клопского. Кирилло-Белозерского и других монастырей и градских церквей записаны имена родителей блаженного Николая. Там сказано: «Помяни, Господи, род Николы Кочанова, Максима и Иулианию». См. Николо-Кочановская церковь в Новгороде, 2-е изд, Новгород, 1865, с. 3 примеч. 316 Так, в часовне, построенной на месте ее погребения, на древней деревянной раке (в 1852 г. устроена позлащенная) была следующая старинная надпись: «Преставилась праведная Иулиания в лето 6892 (1384), при великом князе Московском Димитрие Иоанновиче Донском, при митрополите Московском Киприане, при архиепископе Новгородском Алексии и погребена на сем месте, где и ныне под спудом». Память праведной Иулиании 21 декабря (день смерти), когда ежегодно совершается над гробом ее общая панихида. См. «Русские Святые», «Святая Русь», с. 52, «Рассказы из Истории Русской Церкви» графа Толстого, с. 190, и «Николо-Кочановская церковь в Новгороде», с. 34. 317 Жизнь и чудеса блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого. Новгородского чудотворца. М, 1891, с. 10 – 11. 319 «Распри между двумя сторонами Новгорода Софийскою и Торговою нередко кончались братоубийственным кровопролитием на Великом мосту, соединяющем обе стороны. Сюда обыкновенно спешили владыки, чтобы предупредить или прекратить битву» (Толстой М.В. Рассказы из истории Русской Церкви, с. 190).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1030 ...песнь херувимскую... – Церковное песнопение «Иже херувимы тайно образующе...», которое поется на литургии во время Великого входа духовенства, когда Святые Дары переносятся с жертвенника на престол. 1032 Патерик Синайский, знамение «П», лист 345. – Синайский патерик – переведенный с греческого языка сборник рассказов, посвященных подвигам синайских и палестинских монахов, основу которого составляет «Луг духовный» Иоанна Мосха (VII в.) (см.: Николаев Н. И. Патерик Синайский//Там же. С. 316–321). Приведенное далее уточнение – «знамение «П«» – является указанием на какой-то сборник, в котором рассказы сгруппированы по именам подвижников, расположенным по алфавиту (в повести старец носит имя «Пимин»). Наиболее известным сборником такого типа был Азбучный патерик, составленный соловецким книжником Сергием Шелониным в 1630–1640-е гт. и изданный старообрядцами в 1791 г. в Супрасле. Весьма вероятно, что ссылка на «знамение «П«» в заглавии повести появилась под влиянием именно Азбучного патерика, который «находился в сфере внимания старообрядцев» (Вознесенский А. В. Старообрядческие издания XVIII–haчaлa XIX в. Введение в изучение. СПб., 1996. С. 111). Указание конкретного листа («лист 345») заманчиво прочитать как отсылку к какому-то конкретному сборнику, созданному по образцу Азбучного патерика, хотя и возможно, что оно, как и в целом вся первая часть названия повести, является обычной для поздней старообрядческой традиции мистификацией. 1033 авва Пимин... – Персонажами древних патериковых сказаний являются два святых с этим именем: Пимен Великий (египетский) (27 августа) и Пимен Палестинский (27 августа) Рассказы о них входят, в частности, в состав популярного у старообрядцев Азбучного патерика (Супрасль, 1791. Л. 416 об.–436 об., л. 487–487 об.), но ничего общего с содержанием публикуемой повести не имеют. 1034 Колико уязвен бых от Богослова железными веригами Андрея ради – Данный эпизод отсылает к «Житию Андрея Цареградского» – византийскому памятнику X в., известному в Древней Руси уже в домонгольский период, повествующему о подвигах Андрея Юродивого, с именем которого связан праздник Покрова. Однажды ночью к св. Андрею «приде... очивесть дьявол с многы бесы, держаи секиру, а они друзеи – ножи, друзи – дрво, и колье, и меца, и копья...» Явившийся по молитве Андрея Иоанн Богослов (один из 12 апостолов, автор четвертого Евангелия, трех Посланий и Откровения) снял с шеи святого железные вериги и наказал ими по очереди всех бесов: одному из них он нанес «ран 100, и вопияше же яко человек: помилуй мя! Посем пакы протягоша другаго дмона, и бьен бы и т такоже. ( ...) Протягоша же и третьяго, да и ть толико же претерпе. (...) Поряду же бивше всих….» (Молдован А. М. Житие Андрея Юродивого в славянской письменности М., 2000. С. 170–171; этот же рассказ читается в «Прологе» под 3 октября).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Благодать Божия, обнаружившаяся в блаженном Андрее еще при жизни, не переставала действовать и от его гроба. После погребения блаженного – под колокольней Воскресенской церкви открылся как бы источник исцелений, даже земля, принесенная с его могилы, прогоняла болезни и возвращала здоровье, вследствие чего с каждым годом возрастало в народе благоговение к памяти блаженного Андрея. Это побудило прихожан Воскресенской церкви построить (чрез 34 года по кончине блаженного), вместо колокольни, церковь над его гробом, если и не в его собственное имя (так как чудеса и мощи блаженного Андрея не были свидетельствованы и высшею церковною властью он не был причислен к лику святых, то хотя в честь ангела его – мученика Андрея Стратилата. По их прошению архиепископа великоустюжский и тотемский Иосиф дал 20 октября 1707 года благословенную грамоту и приказал построить церковь в имя св. мученика Андрея Стратилата над гробом трудника Христова Андрея юродивого – Ныне мощи праведного Андрея почивают под спудом в каменной Успенской церкви у левого клироса. Над ними устроена деревянная золоченая гробница, осененная балдахином. Память его совершается 10 октября, в день его преставления. Из чудес, во множестве совершавшихся по преставлении святого, современниками записаны и дошли до нас следующие: Тотемский гражданин Симеон Болонин был полгода нездоров, во время болезни отнялась у него нога, почему он не мог никуда выходить из дому. Раз он видит во сне, будто он стоит в церкви и молится блаженному Андрею пред его гробом, а на гробе стоит большая чаша, полная земли, и слышит он от гроба голос: Симеон! возми из чаши обеими руками и пересыпай с руки на руку, – когда он стал пересыпать в руках землю, она сделалась мукою. Он припал после того к гробу блаженного Андрея, прося у него исцеления и вскоре затем проснулся, чувствуя облегчение болезни, так что на другой день мог придти ко гробу святого, он тотчас же сделался совершенно здоров. Пелагее Корниловой – жене крестьянина Дениса Пудова, – Тотемского уезда, раменской волости – долгое время страдавшей лихорадкою, явился в вечернее время св. Андрей подошедши к ее постели, сказал: «обещайся блаженному Андрею, что на Тотьме у Воскресения Христова близ реки Сухоны, и приложись ко гробу его и будешь здорова. Пелагея со слезами начала обещаться и молиться святому и тотчас же почувствовала себя совершенно здоровою, – но когда выздоровевши она два дня не подумала об исполнении своего обещания, то на третий день снова сделалась нездоровою хуже прежнего. Чрез несколько дней ночью опять явился ей святой, держа в руках св. Евангелие, и сказал ей: «Что же ты не пришла помолиться к блаженному?» Больная опять начала со слезами обещаться и говорила: «святче Божий прости меня грешную». Тогда св. Андрей велел ей приложиться к св. Евангелию, когда же Пелагея стала отказываться, считая себя нечистою и недостойною, святой взял ее за руку и поднял с постели. Болезнь ее тотчас же прошла.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святой Феодор постоянно молил Бога указать ему путь спасения, и Господь указал ему на «юродство»; значит, св. юродивые выступали на этот подвиг по указанию свыше; мы видели, что святой Андрей был послан прекрасным юношей (т. е. Христом) юродствовать, святой Симеон говорит другу своему Иоанну, что Господь указывает ему этот подвиг. Таким образом, можно заключить, что «юродство» указано Самим Богом и есть подвиг, Ему приятный. Сами юродивые нередко задавали себе вопрос о том – приятно ли их такое служение Богу и может ли оно служить средством к спасению? Такими мыслями смущался святой Андрей и желал узнать чрез молитву о богоугодности подвига своего, и было открыто ему, что «юродство» приятно Господу: «тако помышляющу Андрею, се пять жен приидоша тамо 207 , и един старец светел с ними, и хождаху посещающе немощных. Приидоша же и ко Андрею, и рече старец оный к старейшей: госпоже Анастасие, не врачуеши ли зде ничтоже. И рече ему она: Господи Учителю, той его врачева, иже ему рече: буди юрод Мене ради, и многому добру причастник будеши в день царствия Моего, и несть потребно ему врачевания. И разумев блаженный Андрей, яко приятно Богу дело его, радовашеся духом, и более подвижеся на молитву в нощи, а в день юрод творяшеся 208 . Ангел Господень преподобному Питириму пустыннику Порфиритскому 209 возвестил в откровении о богоугодности «юродства» и о его важности: явившись ему, ангел сказал: «почто величаешися во уме о добродетельном житии твоем, и мнишися велик быти седя в пустынном сем месте; хощеши ли видети жену добродетельнейшу и богоугоднейшу паче тебе; востав убо иди в монастырь женский, иже в Тавенисиотех, и обрящеши тамо едину, носящую плат сквернав на главе своей, та лучше есть пред Богом паче тебе: понеже в толицем соборе пребывающи и всем служащи выну, и от всех в поругании сущи, никогдаже сердцем своим отлучися от Бога, но всегда ум ея в Бозе углублен есть. Ты же наедине зде сам пребывая, и никогдаже отсюду телом исходя, вся грады умом твоим обходиши 210 . Св. Симеон поведал своему другу диакону Иоанну за два дня до смерти: «видел некоего славна глаголюща ко мне: гряде юроде, гряди, да приимеши не един венец, но многия венцы за спасение многих душ человеческих» 211 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святой Андрей, Христа ради юродивый, и праздник Покрова Пресвятой Богородицы Житие святого Андрея Христа ради юродивого имеет для нас особенное значение потому, что на основании его установлен в России праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Праздник этот, торжественно совершаемый в нашем отечестве, благоугоден Богоматери и в разные времена и в разных местах крашаем был Ею чудесами, о чем скажем ниже. О времени явления Богоматери святому Андрею Христа ради юродивому и ученику его Епифанию во Влахернском храме в Царьграде и о времени и месте установления праздника Покрова Пресвятой Богородицы есть разные мнения.   Глава первая. О времени явления Богоматери святому Андрею Христа ради юродивому Для решения этого вопроса требуется определить, когда жил святой Андрей Христа ради юродивый; поэтому сперва изложим в кратком виде житие этого святого. Житие его настолько пространно, что может составить целую книгу. В этом житии святым Андреем изъясняются места Священного Писания , решаются богословские вопросы и о разных явлениях природы, содержатся беседы его о Пресвятой Троице, о соединении естеств Божеского и человеческого в едином лице Сына Божия, о сотворении мира, о небе, о рае и аде, об Ангелах и злых духах, о душе человеческой, о воде, о громе и молнии, о солнце, о последних судьбах мира и прочее. Подлинное житие святого Андрея на греческом языке издано Яннингом в 1688 году в Деяниях Святых 1 но по двум спискам, одному библиотеки Ватиканской и другому библиотеки кардинала Мазарини. Мазаринов список кончен писанием 14 марта 1286 года, Ватиканский же считается древнее его. Оба списка по местам разнятся один от другого. Мазаринов понятнее Ватиканского вследствие исправления слога жития неизвестным лицом. В славянском переводе это житие в полном виде находится в Макарьевской четьей минее под 2 октября. Оно издано в 1870 году Археографической Комиссией в четвертом томе великих четьих миней (Макарьевских) и занимает 156 столбцов (80–237). Оно сходно по местам с Ватиканским списком, по местам с Мазариновым, но есть в нем и свои особенности: пропуски, восполнения, изменения. Так как праздник Покрова Пресвятой Богородицы, как покажем ниже, установлен в России не позднее XII века и, конечно, по житию святого Андрея в славянских списках, то первоначальный список славянского перевода не позднее XII века и потому древнее Мазаринова. В Московском Музее еще есть перевод южнославянский в рукописи Севастьянова 38, Муз. 1469) 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010