Совершенное самоуглубление о. Серафима в истины Евангельские, конечно, не осталось не облагодатствованным свыше. Важнейшим свидетельством этого служит то, что он удостоился непостижимого восхищения в небесные обители, подобно Апостолу Павлу и св. Андрею Христа ради юродивому, которые вознесены были до третьего неба, и подобно Варсонофию Преподобному. Об этом, непонятном для простого человеческого смысла видении, или откровении, послушник Иоанн Тихонов (позднее иеромонах Иоасаф) рассказывает так: «однажды, уже по выходе отца Серафима из затвора, посетил меня один боголюбивый брат, с которым мы обыкновенно делились всякою радостью и утешительным словом, слышанным от отца Серафима, в общее наше назидание. Между прочими разговорами, вдруг он спросил меня: открыл-ли мне Отец Серафим о той великой тайне, как он сподобился быть восхищенным в небесные обители? Я отвечал ему, что ничего не слыхал об этой великой милости Божией, а сам между тем скорбел сердечно, от чего и мне Старец не открыл об этой великой тайне. Сколько я ни расспрашивал брата о том, чтобы он рассказал мне что-нибудь из слышанного от отца Серафима; но при всем его желании, он ничего не мог сообщить вразумительно моему понятию. И так, проводивши брата и с нетерпением дождавшись вечернего времени, я отправился по обыкновению, часу в шестом, к отцу Серафиму, с намерением умолить его о том, чтобы он сам усладил мою душу рассказом, о полученной им великой милости Божией. Старец при моем приходе встретил меня, как отец чадолюбивый и, вслед за мною, запер на крючок двери. Когда мы сели друг против друга и я уже хотел молить его о том, чтобы он поведал мне свою великую тайну, как он в ту же минуту заградил мои уста своею рукою, и первое его слово было: «огради себя молчанием». И тут же он начал раскрывать предо мною историю Пророков, Апостолов, Св. Отцов и Мучеников со свойственною простотой. Он говорил, что все Святые, которых прославляет Церковь Христова, оставили нам, по своем успении, жизнь свою, как пример для подражания и что все они были нам подобострастны, но исполнением в точности от всей души заповедей Христовых, достигли совершенства и спасения, обрели благодать, сподобились разнообразных даров Духа Святого и наследовали Царство Небесное, а пред ним вся слава мира сего, как ничто, все наслаждения мирские и тени не имеют того, что уготовано любящим Бога в небесных обителях; там вечная радость и торжество.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

Хожу вокруг, задираю голову, невольно вспоминая первые (словно документальные) кадры фильма Тарковского, когда поэт Николай Глазков в роли летающего мужика уносится на горячем воздушном шаре от этого купола над речками и деревами. Древние русичи воспринимали художественный образ архитектурного сооружения как «гласы чудные от вещей», подобные гласу труб, славящих Бога и святых. Скульптурная фигура библейского певца венчает средние закомары фасадов храма по излюбленному в Средневековье принципу троичности. Своим появлением на стенах нерльской церкви она обязана, как принято считать, житию Андрея Юродивого. В одном из видений Андрея говорится о Давиде, который во главе сонма праведников пением славил Богородицу в храме Софии. «Слышу Давида, поюща тебе: Приведутся девы вослед тебе, приведутся в храм царев...». Давид считался одним из пророков, предвозвестивших Божественную миссию Марии. Богоматерь называли «Давидовым проречением». Во времена Андрея Боголюбского на Владимирской Руси приобрело известность событие из Византийской истории X в.: явление Богоматери во Влахернском храме Константинополя святым Андрею Юродивому и Епифанию при нападении на греков сарацин 1 октября – так называемое «Влахернское чудо». Тогда же во Владимире учреждается праздник Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (1 августа). В Византии на этот день приходилось празднование Животворящего Креста. Белокаменный Крест с высеченной на нём «Похвалой Кресту», стоявший в XII в. на пути к церкви Покрова, хранится сейчас в Боголюбовском храме. Все эти празднования – «Влахернского чуда», Спаса и Богородицы, Животворящего Креста – объединяет идея Божественного покровительства, которая со временем оформилась в особый праздник Покрова Богородицы. Успенский собор во Владимире Считается, что в пластике храма Покрова на Нерли и других храмов этого периода владимиро-суздальские мастера-резчики только нащупывали пути к соединению отдельных скульптурных групп в зрительно единый ряд. Задачу создания декоративных ансамблей решали уже их преемники. Здесь же в причудливом хороводе, опоясывая церковное здание, перемешались, переплелись мифологические образы, выступающие из плоскостей стен: девичьи лица, львиные чудо-морды, грифоны-симарглы, а то и тупоносые морды драконов, диковинные растения.

http://pravoslavie.ru/111820.html

воскресен гласу и евангелие воскресно. В правленом экземпляре все это зачеркнуто. И так, с устава 1682 г. был отменен обычай читать на праздничной утрени, если она приходилась в воскресенье, два евангелия: праздничное и воскресное. В новом греческом типике этот обычай удержан. (О входе и чтении евангелия после вел. славосл. см. нашу статью о Песенном последовании). 11 сентября память преп. Феодоры. На поле прибавлено: «зде же споется служба и священномученику Автоному». Против памяти Симеона Иерусалимского (18 сент.): «сея служба несть ни в едином уставе ниже в минеи и часословах». Служба зачеркнута. Служба Михаилу Черниговскому полагается идеже лежат его мощи. Л. 173 сделано следующее замечание: «о началах стихир велико бе прение, чтобы не именовать их во всем уставе, а именованы не делом и ни на кую потребу». Смысл замечания тот, что между справщиками было большое разногласие: обозначать или не обозначать в уставе начало стихир. Решено было не писать. Сергию Преподобному (25 сент.) бдение «во обители его и в храмах, в прочих же полиелей». В уставе 1682 г. приписаны ему тропарь и кондак. Октября 1-го о службе Покрову Богородицы: «в греческих ни в каких нет». Затем на особом листе записана служба апостолу Анании и Роману Сладкопевцу из греческого устава и только на конце замечено: «аще восхощет настоятель Покрову и ап. Анании, и Роману творит сице». Следует переход к печатному изложению. Служба Андрею юродивому зачеркнута с замечанием: «в греческих никаких книгах нет». 14-го приписана память Косьмы Майюмского. 29-го Авраамия Богоявленского, Ростовского чудотворца оставлено имя, но служба зачеркнута. Особо записана подробная служба Николаю Чудотворцу; и чин часов на рождество Христово, но опущено заглавие, что это есть «чин святой соборной и апостольской церкви успенского собора русской митрополит». Чин часов по уставу Сергиевой лавры также зачеркнуть. Зачеркнута статья о поздравлении игумена в его кельях накануне рождества. По уставу 1641 г., на литургии в день благовещения полагается петь: «да исправится».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Ученик и последователь Павла Тимофей (1054 – позднее 1067 г.) – тот, кто преобразил первоначальную скромную обитель и сделал ее поистине прославленным монастырем Пресвятой Богородицы Евергетиды и потому рассматривается как его второй создатель и благодетель (ктитор). Он сам написал два устава, ктиторский и служебный. В ктиторском устанавливались правила организации и управления хозяйственной деятельностью, а в церковном – порядок проведения храмовых служб (эти документы хранятся в каталоге под номером 788 в Национальной афинской библиотеке, изданные А. Дмитриевским в Киеве в 1895 году). В них четко регламентируются задачи и деятельность обители и монашеская жизнь. В Евергетидском монастыре было три храма. Один в честь Спасителя, другой – апостолов и третий кладбищенский, где отпевали и совершались поминальные службы по усопшим братьям. Обширные пространства монастырских стен были расписаны на тему Успения Пресвятой Богородицы. Братия отмечала два главных праздника в году: Успение – 15 августа и День обновления 4 – 29 декабря. Достойна упоминания и монастырская библиотека. Она начала создаваться довольно рано, сразу после появления ктитора Павла, который передал братии свои собственные обширные собрания духовных назидательных текстов. А его последователь Тимофей организовал в обители мастерскую по переписке рукописей, в которой работали искусные каллиграфы. Он также заботился и о пополнении монастырской библиотеки большим количеством новых рукописных книг (тогда типографий еще не существовало), приобретении священной утвари, икон, мебели, как и обширных земельных угодий для обеспечения братства всем необходимым. Каждый день в установленное время нищие получали в монастыре питание и пособие. В нем работал и странноприимный дом, в котором была больница, где помощь оказывалась и бедным. У монастыря было свое подворье, посвященное преподобному Андрею Христа ради юродивому, расположенное внутри крепостных стен Константинополя, в его юго-западной части. Примерно в 1200 году в нем останавливался русский святой Антоний из Новгорода (ум. в 1238 г.) и работал над Молитвословом. На подворье хранилась трость преподобного Андрея.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Чудотворная икона Божией Матери Влахернская Икона Божией Матери Влахернская. К Тебе, о Матерь Пресвятая, Дерзаю вознести свой глас, Лице слезами омывая: Услышь меня в сей скорбный час. Прими мои теплейшие моленья, Мой дух от зол и бед избавь, Пролей мне в сердце умиленье, На путь спасения наставь. Да буду чужд своей я воли, Готов для Бога все терпеть; Будь мне покровом в горькой доле, Не дай в печали умереть. Ты всех прибежище несчастных, За всех молитвенница нас! О, защити, когда ужасный Услышим судный Божий глас. Когда заменит вечность время, Глас трубный мертвых воскресит, И книга совести все бремя Грехов моих изобличит. Стена ты верным и ограда: К тебе молюся всей душой. Спаси меня, моя Отрада, Умилосердись надо мной. Н. В. Гоголь О многом говорит православному сердцу само имя местности в западной части Константинополя – Влахерны. Здесь, на месте убийства скифского вождя Влаха, в V веке при императоре Льве Великом была построена церковь во имя Пречистой. Именно в ней произошло знаменитое видение Богородицы Андрею Юродивому, которое мы чествуем как один из самых любимых на Руси праздников – Покров . В 474 положены были в эту же церковь и честные ризы Богородицы, принесенные из Палестины; память этого события отмечается церковью 2 июля – в престольный праздник Ризположенских церквей. Храм этот сгорел в 1434 году. Но был во Влахернах и другой богородичный храм, где находилась икона Присно Девы, сопровождавшая многих византийских императоров в их военных походах. Они всегда брали эту святыню с собою как главную свою защитницу, дабы «православное воинство ощутило себя под покровительством Божией Матери». Икона эта, получившая название Влахернской, промыслом Божиим перешла из Второго Рима в Третий и сохранилась невредимою до наших дней. Причиною же относительно малой распространенности на Руси храмов, посвященных Влахернской иконе, и списков с нее (таковых известно менее пяти) послужила сама уникальная техника, в которой исполнен этот чудотворный образ — воскомастика. Как писал Павел Алеппский, посетивший Москву в начале 1655 года, сопровождая своего владыку, антиохийского патриарха Макария, икона сия «не нарисована красками, но как будто телесная или изображенная мастикой, ибо части ее тела сильно выступают с поверхности доски, к большому удивлению смотрящего, внушая благоговейный страх… Она как будто воплощенная». В основе композиции иконы — вырезанный в дереве плоский рельеф. Тонкая моделировка красками сделана уже по слою воска, покрывающему фигуры Младенца и Пречистой. Более того, сама восковая мастика сделана «смешением от святых мощей и от иного многого благоуханного состава», тем самым Влахернская икона являет собой еще и своеобразный мощевик. Потому и сделать с такой рельефной иконы точный живописный список было весьма затруднительно.

http://pravoslavie.ru/1897.html

Слово в день Покрова Божией Матери 23 Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики Святых невидимо за ны молится Богу. Конд. Празд. Вот что поет Св. Церковь , празднуя покрову Пресвятой Богородицы. Песнь назидательная и утешительная! Кто, слушая эту песнь, не помыслит о стоянии с благоговением в храме? Кто не утешится предстательством за нас Преблагословенной Девы? Девять веков прошло как Матерь Божия в Константинопольском Влахернском храме, среди всенощного бдения, с лики Святых явилась Андрею, Христа ради юродивому, и ученику Его Епифанию на воздухе, молящеюся за род человеческий и осеняющею предстоящих в храме людей Пречистым Своим омофором, – девять веков прошло от этого чудного явления, и ни один год не проходит в Российской Церкви без торжественного воспоминания. Наше 1-е октября всегда было и будет посвящено празднественной памяти покрова Пресвятой Богородицы, в ознаменование, что сей покров простерт и над Россией. Нет нужды, что явление Покрова последовало не в нашей собственной, а в единоверной с нами Греческой Церкви. Торжество веры, где бы оно ни открылось, есть торжество всех верующих. Православие перешло к нам от Греков; с ним перешла и слава чудес Матери Божией; с ним явилось и покровительство Ее, утверждающее православие. Первое, на чем должно остановить внимание наше, братия, при настоящем торжестве, есть предстояние Девы в Церкви. Предстоит в Церкви. Как понимать это? Чувственно или духовно? то и другое понятие заключается в предстоянии Девы. Мы не видим Ее в Церкви чувственно, а видим только св. икону Ее. Посему Она предстоит здесь, так сказать, вещественно, в изображении. Но не можем не веровать, чтобы не предстояла духовно, как Матерь христиан, как теплейшая Ходатаица за нас пред Своим Сыном и Богом. В самом деле, как изъяснить необыкновенно скорое исцеление недугов душевных и телесных, происходящее от чудотворных Икон Божией Матери, если бы Она не предстояла в Них? Как уразуметь необыкновенно скорое заступление и помощь в напастях, если бы Она не видела и не слышала? Она предстоит невидимо, Она видит наши скорби, слышит молитвенные воздыхания наши. И удивительно ли? Если и земные родители бывают присущи мыслию и чувствами своим детям, где бы они ни находились; Матерь ли Божия может далеко быть от чад Своих? Где есть вера и любовь к Ней, там и присутствие Ее и помощь. Если св. Божии человеки, будучи еще в бренной плоти, прозирали в сердца не только тех, которые стояли пред ними, как св. Петр в сердце Анании ( Деян. 5:3 ), но и тех которые находились в отдаленности, как Елисей узнал о поступке Гиезия, взявшего дары с Неемана Сириянина ( 4Цар. 5:19–26 ): чего не узрит в нашем сердце, чего не узнает в душе Матерь Божия, Которая живет и действует во свете лица Божия?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

По отношению к нам Ангелы называются бесплотными и духами. Но мы, человеки, в нашем состоянии падения, никак не можем быть приняты за основание для составления правильных понятий о видимом и невидимом мире. Мы не то, чем были сотворены; и опять обновляемые покаянием, мы делаемся не теми, какими бываем в обыкновенном положении страстном. Мерило мы непостоянное и неправильное. Но именно по этому-то мерилу Ангелы называются бестелесными, невещественными, духами. «Бестелесным и невещественным называется Ангел, — говорит святой Иоанн Дамаскин, — по сравнению с нами. Ибо все в сравнении с Богом, единым несравнимым, оказывается грубым и вещественным. Одно только Божество, в точном смысле, невещественно и бестелесно» . Ангелы, как научает преподобный Макарий Египетский Великий, суть тонкие тела и имеют вид наружного человека , т. е. все его члены. Такими описывают их и все святые, сподобившиеся видеть Ангелов и беседовать с ними. Святому Андрею, Христа ради юродивому, при восхищении его на небо Ангел, руководивший его, два раза подал руку. Преподобная Феодора видела пришедших к ней в час кончины двух Ангелов, в образе двух прекрасных юношей, видела их с златовидными власами. Священное Писание повсюду являвшихся Ангелов изображает в виде человеческом. В виде мужей они явились Аврааму у дуба Мамврийского (Быт. 1:18); точно так же явились Лоту в Содоме (Быт. 19:1, 10, 16—17). Когда содомляне окружили дом Лота и хотели выбить двери, то «простерше мужие руки, — говорит Писание, — вовлекоша Лота к себе в храмину и двери храмины заключиша». Потом, когда Лот и семейство его замедляли выходом из Содома, «взяша Ангели за руку его, и за руку жену его, и за руки двух дщерей его... изведоша я вон».    Когда Моисей возвращался из земли Мадиамской в Египет для освобождения израильтян из работы Фараону, встретил его на пути, на стану. Ангел Господень и хотел убить его. Сепфора, жена Моисеева, поняв, что причиною этого было необрезание сына ее, немедленно совершила обряд и, припав «к ногам» Ангела, сказала: «Ста кровь обрезания сына моего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3183...

Кондак 1 Избранная угодница и Христа ради юродивая, святая блаженная мати Ксения, избравшая подвиг терпения и злострадания, хвалебное пение приносим ти, чтущии святую память твою. Ты же заступи нас от враг видимых и невидимых, да зовем ти: Радуйся, Ксение блаженная, молитвеннице о душах наших. Икос 1 Равноангельского жития взыскала еси, блаженная мати, по успении мужа твоего отвергла еси мира сего красоту и вся, яже в нем: похоть очес, похоть плоти и гордость житейскую, юродством разум Христов стяжала еси. Того ради услыши от нас похвалы, тебе возносимыя: Радуйся, житием твоим Андрею, Христа ради юродивому, равная; Радуйся, имени своего отрекшаяся, себе же умершей именовавшая. Радуйся, в юродстве имя мужа твоего Андрея приявшая; Радуйся, именем мужеским назвавшись, немощи женской отрешившаяся. Радуйся, все имение твое добрым людям и нищим раздавшая; Радуйся, нищету добровольную Христа ради приявшая. Радуйся, века сего суемудрия юродством твоим отвергатися нас научившая; Радуйся, благая утешительнице всех, в молитве к тебе прибегающих. Радуйся, Ксение блаженная, молитвеннице о душах наших. Кондак 2 Видяще странное твое житие, яко презрела еси дом свой и всякое мирское богатство, родные по плоти безумною тя полагаху, людие же града Петрова, видя смирение твое, нестяжание и вольную нищету, воспели Богу: Аллилуиа. Икос 2 Разум, от Бога тебе данный, ты, Ксение блаженная, в мнимом безумии скрыла еси; в суете града великого аки пустынница жила еси, молитвы Богу свои возносящи непрестанно. Мы же, дивящеся таковому житию твоему, взываем тебе хвалебно: Радуйся, крест тяжкий юродства, от Бога тебе данный, на рамена своя приявшая; Радуйся, мнимым безумием сияние благодати сокрывавшая. Радуйся, дар прозорливости смирением крайним и подвигом молитвы стяжавшая; Радуйся, дар сей на пользу и спасение страждущих являвшая. Радуйся, страдания людския прозорливо в дали необозримей зревшая; Радуйся, жене доброй о рождении сына прорекшая. Радуйся, яко жене той у Бога чадо испросившая; Радуйся, всех к Богу в молитве прибегати научившая.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Душа святого Андрея затрепетала, и он очень сильно захотел получить эти божественные награды. Он спросил у Юноши, что ему нужно для этого сделать. Юноша ответил: «Не из суетного мира они, как ты подумал, но из сокровищ небесных, которыми увенчиваются победители эфиопов». И святой Андрей сразился с предводителем демонов и, «сцепившись с ним крестообразно», швырнул его о землю и победил его. После этого Юноша (а это был сам Христос) одел мальчику на голову венки и сказал: «Отныне ты наш друг и брат; а посему беги нагим в прекрасном ристании (состязании. – Прим. авт.), стань юродивым ради Меня, и Я сделаю тебя причастным многих благ в царствии Моем». Глава 3. Андрей, Христа ради юродивый Фактически подвиг юродства для блаженного Андрея был единственным выходом из создавшейся ситуации и в бытовом плане. Потому что, если мальчик захотел бы служить Господу иными путями – уйти в монастырь или попытаться стать пресвитером, вполне возможно, ему бы это не удалось из-за хозяев. Он был раб – живая собственность Феогноста, и Андрея могли никуда не пустить, по-житейски, чисто по-человечески сломав ему жизнь. И святой разыграл из себя сумасшедшего, который, по законам Византийской империи, освобождался от рабской повинности до своего выздоровления. Да, освобождался. Но какою дорогою ценою! После своего видения следующей ночью Андрей по окончании молитвы взял нож, отправился к колодезю и, сняв свой хитон, начал рубить его на мелкие кусочки, словно лунатик, произнося в смятении какие-то бессвязные звуки, пока не был услышан пробудившимся поваром, который, увидав случившееся, в ужасе позвал хозяев. Они же в великой печали стали рыдать над «обезумевшим» мальчиком. Так Андрей юродивый попал в психиатрическую лечебницу, которая в то время в Константинополе находилась в церкви святой мученицы Анастасии. Там его заключили в оковы и почти не давали есть. Люди почитали его бесноватым и говорили, что в него вселился злой дух. Но сам диавол знал, что против него восстает с Божьей помощью великий святой и всеми силами старался столкнуть Андрея с выбранного им пути. Однажды ночью, сидя в кандалах, блаженный молился. Ровно в полночь предстал перед ним диавол со множеством демонов, держащих в лапах дубинки, мечи и крючья. И все бросились на него. Тогда Андрею помогло заступничество святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который явился со святыми Ангелами, начертал в воздухе знак креста и стал сечь нечестивцев. С тех пор святой Иоанн – возлюбленный ученик Господа – стал покровителем и защитником Андрея юродивого. И с тех пор блаженный Андрей начал вести практически беспрерывную духовную брань, живя на земле, как на небе…

http://pravoslavie.ru/97822.html

11 сентября память преп. Феодоры. На поле прибавлено: «зде же споется служба и священномученику Автоному». Против памяти Симеона Иерусалимского (18 сентября: «сея службы несть ни в едином уставе ниже в минеи и часословах». Служба зачёркнута. Служба благоверному князю Михаилу Черниговскому полагается, «идеже лежат его мощи». Лист 173 сделано следующее замечание: «о началах стихир велико бе прение, чтобы не именовати их во всем уставе, а именовани не делом и ни на кую потребу». Смысл замечания тот, что между справщиками было большое разногласие: обозначать или не обозначать в уставе начало стихир. Решено было не писать. Сергию Преподобному (25 сентября) бдение «во обители его и в храмех, в прочих же полиелей». В уставе 1682 г. приписаны ему тропарь и кондак. Октября 1-го о службе Покрову Богородицы: «в греческих ни в каких несть». Затем на особом листе записана служба апостолу Анании и св. Роману сладкопевцу из греческого устава, и только на конце замечено: «аще восхощет настоятель Покрову и ап. Анании и Роману творит сице». Следует переход к печатному изложению. Служба св. Андрею юродивому зачёркнута с замечанием «в греческих никаких книгах несть». 14-го приписана память Косьмы Майюмского. 29-го Авраамия Богоявленского, Ростовского чудотворца. Оставлено имя, но служба зачёркнута. Особо записана подробная служба Николаю Чудотворцу и чин часов на Рождество Христово, но опущено заглавие, что это есть «чин святые соборные и апостольские церкви успенского собора русской митрополии». Чин часов по уставу Сергиевой лавры также зачёркнут. Зачёркнута статья о поздравлении игумена в его кельях в рождественский сочельник. По уставу 1641 г. на литургии в день Благовещения полагается петь: «да исправится». В правленом экземпляре это место зачёркнуто и на полях сделана заметка: «писать здесь о да исправится». И действительно, на приложенном к сему листке написано следующее: « Иоанна постника . Обретаем в неких типицех еже петися в сем дни честного сего праздника «да исправится» и сие не вемы киим нравом определися. Неции бо из произволения и неучения многая приложиша; аз же, яко мню, сего не попущати в Златоустого совершенней литургии и в шестом часе и проскомидии бывшей. Глаголет бо, в яковом дни случится праздник божественнаго благовещения литургисуем Златоуст (т.е. Златоустову службу) и на трапезе разрешение рыбы, яков аще день случится. Сие бо прияхом от божественных отцев, еже ясти рыбы в день божественнаго благовещения. Да исправится же в преждеосвященных литургии зачинися петися и в девятом: не бо требствует коему плача знамению в сем дни петися. Чествуем бо той яко главизну нашего спасения. Списася сие из минеи марта греческия». С именем Иоанна постника такой статьи неизвестно, но она приписана ему потому вероятно, что о трапезе в Благовещение идёт речь в его епитимийнике.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010