Приложения 1-й день Покров Пресвятой Богородицы Блаженный Андрей, родом славянин из Новгорода, подвизался в Константинополе в X столетии. С юности и до смерти он пребыл верен взятому на себя подвигу юродства Христа ради. Не щадя своей плоти, он предал ее на испытания постом и жаждой, зноем и морозом. На нем сбылось реченное Господом: «Блаженны нищие духом». Блаженный Андрей зрел Самого Христа, укреплявшего его на брань с бесами. Пребывавший «в узах и железах», святой Андрей сподобился принять утешение от возлюбленного ученика Христа – святого Иоанна Богослова. Неслучайно именно святому Андрею, достигшему дара прозорливости, явлено было видение святого Покрова Божией Матери. Однажды во Влахернском храме за всенощным бдением отверзлись его духовные очи, и он увидел Пресвятую Богородицу, стоявшую на воздухе в великой славе, окруженную святыми и Ангелами. Она молебно простирала руки к Своему Сыну, осеняя молившийся в храме народ Своим светоносным омофором. Это событие датируют 910 годом. А двумя столетиями позже на Руси, вошедшей уже, смотрением Божиим, в сонм христианских народов, родился другой Андрей, чье имя столь же неразрывно связано с празднованием Покрова Пресвятой Богородицы, – святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский (†1174). Усердный почитатель Божией Матери, он воздвиг на Руси много храмов, Ей посвященных. При нем, как сказано в Службе Покрова, Владимирская земля «украсишася многоименитыми церквами Твоих, Богородице, праздников». Слушая повествование о видении святого Андрея Юродивого, святой князь помышлял и скорбел, «како страшное и милосердое видение, паче же надеяние наше и заступление, бысть без праздника». Но не только от цареградского видения узнал святой князь Андрей о благодатном Покрове, он и сам сподобился видеть его. Подобно тому как некогда во Влахернском храме был удостоен видения Божией Матери святой Андрей Юродивый, так 18 июня 1155 года в Боголюбове Царица Небесная явилась святому князю Андрею Боголюбскому, обещая Свой Вышний Покров и защиту ему, и народу, и всей великой Русской Земле (Явление Богоматери святому Андрею Боголюбскому, запечатленное на чудотворной Боголюбской иконе; празднование 18 июня). С той поры святой князь в молитвенном дерзновении к Богородице неизменно взывал: «Аз же, раб Твой, имею Тя – Стену и Покров». Через несколько лет, в 1164 году, в ознаменование бесчисленных милостей, явленных Пресвятой Богородицей Русской Церкви и Русской Земле, был установлен на 1-е октября особый церковный праздник – Покрова Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Житие Андрея Юродивого Подготовка текста, перевод и комментарии А. М. Молдована Книга об Андрее Цареградском была весьма популярна на Руси, о чем говорит большое количество (более 200) дошедших до нас древнерусских списков. Ее успех у читателя объясняется, во-первых, необыкновенной занимательностью содержания и превосходными достоинствами перевода; во-вторых, – тем обстоятельством, что в наиболее распространенном у славян древнерусском переводе Андрей представлен как славянин (так переведено греческое σκθης), а в более поздних списках как «русин» и даже новгородец. Особым вниманием это произведение пользовалось также ввиду содержащегося в нем свидетельства о явлении Богоматери святому Андрею и Епифанию в константинопольском Влахернском храме, на основании которого был установлен на Руси праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Греческий оригинал Жития, если верить заключающей его записи, был написан в Константинополе священником храма Софии Никифором. Ряд упоминаемых в Житии лиц и городских реалий указывает на то, что главный персонаж повествования Андрей жил в V в., и хотя автор изображает события так, словно он был современником и другом Андрея, на самом деле это не более чем литературный прием, ибо, судя по другим особенностям содержания Жития, оно не могло быть написано ранее конца IX или начала X в., при этом Никифор, по-видимому, просто воспользовался более ранними преданиями. Юродство во Христе, столь же древнее, как и само христианство , во все времена сопутствовало ему, являя себя наиболее ревностной и самоотверженной преданностью высшей небесной правде, преподанной Исусом Христом. «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, – разъяснял апостол Павел, – тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» ( 1Кор. 3, 18–19 ). Юродивые по-своему воспроизводили земной подвиг Христа. Живя среди людей в отличие от монахов-пустынников и отшельников они подвергали себя наиболее трудным и жестоким соблазнам и испытаниям, ежедневно и ежечасно обличая безумие мира сего и самим своим видом и парадоксальными речами и деяниями напоминая о присутствии высшего Судии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святой Андрей, Христа ради юродивый, и праздник Покрова Пресвятой Богородицы Житие святого Андрея Христа ради юродивого имеет для нас особенное значение потому, что на основании его установлен в России праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Праздник этот, торжественно совершаемый в нашем отечестве, благоугоден Богоматери и в разные времена и в разных местах крашаем был Ею чудесами, о чем скажем ниже. О времени явления Богоматери святому Андрею Христа ради юродивому и ученику его Епифанию во Влахернском храме в Царьграде и о времени и месте установления праздника Покрова Пресвятой Богородицы есть разные мнения.   Глава первая. О времени явления Богоматери святому Андрею Христа ради юродивому Для решения этого вопроса требуется определить, когда жил святой Андрей Христа ради юродивый; поэтому сперва изложим в кратком виде житие этого святого. Житие его настолько пространно, что может составить целую книгу. В этом житии святым Андреем изъясняются места Священного Писания , решаются богословские вопросы и о разных явлениях природы, содержатся беседы его о Пресвятой Троице, о соединении естеств Божеского и человеческого в едином лице Сына Божия, о сотворении мира, о небе, о рае и аде, об Ангелах и злых духах, о душе человеческой, о воде, о громе и молнии, о солнце, о последних судьбах мира и прочее. Подлинное житие святого Андрея на греческом языке издано Яннингом в 1688 году в Деяниях Святых 1 но по двум спискам, одному библиотеки Ватиканской и другому библиотеки кардинала Мазарини. Мазаринов список кончен писанием 14 марта 1286 года, Ватиканский же считается древнее его. Оба списка по местам разнятся один от другого. Мазаринов понятнее Ватиканского вследствие исправления слога жития неизвестным лицом. В славянском переводе это житие в полном виде находится в Макарьевской четьей минее под 2 октября. Оно издано в 1870 году Археографической Комиссией в четвертом томе великих четьих миней (Макарьевских) и занимает 156 столбцов (80–237). Оно сходно по местам с Ватиканским списком, по местам с Мазариновым, но есть в нем и свои особенности: пропуски, восполнения, изменения. Так как праздник Покрова Пресвятой Богородицы, как покажем ниже, установлен в России не позднее XII века и, конечно, по житию святого Андрея в славянских списках, то первоначальный список славянского перевода не позднее XII века и потому древнее Мазаринова. В Московском Музее еще есть перевод южнославянский в рукописи Севастьянова 38, Муз. 1469) 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Скачать epub pdf Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы Скорбь Богоматери о наших грехах. Необходимость борьбы со страстями Основанием настоящего великого праздника Покрова Пресвятой Богородицы было дивное знамение св. Андрею Христа ради юродивому, когда он был вознесен до третьего неба. Здесь он созерцал ангелов и множество святых, но не видел Пречистой Божией Матери, о чем очень сожалел. Ему было сказано, что в данное время Ее нет здесь, ибо Она находится на земле и утешает бедствующих, скорбных людей, и что он вскоре увидит Ее. Действительно, вскоре после этого чрезвычайного откровения св. Андрей увидел во время всенощного бдения Божию Матерь во Влахернской церкви города Константинополя. Пресвятая Богородица явилась св. Андрею и его ученику Епифанию в воздухе, перед алтарем, окруженная небожителями. Она усердно на коленях молилась, затем встала и осенила своим блестящим омофором молящихся. Но вот на что мне бы хотелось особенно обратить ваше внимание, мои возлюбленные о Христе чада. Св. Андрей видел Божию Матерь всю в слезах. Возникает вопрос, как возможно совместить Ее великую скорбь о нас и Ее беспрерывную божественную радость, Ее непрестанное райское блаженство? Конечно, если бы это совмещение не было возможно, то св. Андрей не увидел бы пречистую Матерь в слезах. Значит, это совмещение возможно. Но чтобы оно было для нас понятным, мы должны, возлюбленные, всегда помнить слова ап. Павла: «Нас огорчают, а мы всегда радуемся» ( 2Кор. 6:10 ). «Ибо помере, как умножаются в нас страдания Христовы, множается Христом и утешение наше» ( 2Кор. 1:5 ). Некогда к прп. Серафиму пришла одна больная благочестивая женщина. Угодник Божий сказал ей: «По тебе очень скорбит великая раба Божия, основательница Дивеевской обители, умершая инокиня Александра. Поди в Дивеево на ее могилку, попроси отслужить по ней панихиду, и ты будешь здорова». Женщина сделала так, как ей приказал прп. Серафим, и она получила исцеление. Но если праведная инокиня Александра скорбела об этой женщине по случаю ее болезни, то как же Божией Матери не скорбеть и не плакать о нас? Ведь Она больше нас любит, чем наша родная мать; ведь Она всегда с нами во время наших болезней, всяких бедствий и скорбей, когда мы обращаемся к Ней, умоляя о помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Акафист святой блаженной Ксении Петербургской Кондак 1 Избранная угоднице Христова, святая блаженная Ксение, хвалебное пение ти приносим, чтуще терпение твое и злострадание вольное; ты же, имущи дерзновение ко Господу, во всяких бедах и напастех заступай нас, грешных, взывающих к тебе: Радуйся, Ксение блаженная, молитвеннице о душах наших. Икос 1 Равноангельски на земли пожила еси, блаженная мати, по успении мужа твоего, без приуготовления христианскаго внезапу скончавшагося, отвергла еси жизнь мирскую, молящи Бога супруга твоего душу помиловати, подвиг юродства на себе приявши, стяжала еси совершенство духовное. Того ради услыши от нас похвалы сия, тебе возносимыя: Радуйся, Христова угодница, в мире надмирно пожившая; радуйся вся прилоги мира, плоти и диавола победившая. Радуйся, нищету вольную на всю жизнь избравшая; радуйся, сокровище на Небеси имети возжелавшая. Радуйся, житием твоим Андрею, Христа ради юродивому, равная; радуйся, от всех людей православных любимая и славимая. Радуйся, о часе смертнем помнити нас призывающая; радуйся, ближняго душу паче мира сего любити нас научающая. Радуйся, Ксение блаженная, молитвеннице о душах наших. Кондак 2 Видяще странное житие твое, блаженная, яко во цвете младости твоея во одежду мужа твоего усопшаго облеклася еси, именем его нареклася еси, себе умершую быти глаголющи, дом же твой и вся благая земная оставивши, скиталицу себе сотворила еси, сродницы твои безумную тя быти мняху, людие же боголюбивии воспеша: Аллилуиа. Икос 2 Разум, от Бога ти дарованный, в безумии мнимом сокрыла еси, блаженная Ксение; в суете же града великаго, аки пустынница, пребывала еси, молитвы своя к Богу возносящи непрестанно. Мы же, дивящеся житию твоему, воспеваем ти сице: Радуйся, крест тяжкий юродства, от Бога ти данный, на рамо свое приявшая; радуйся, мнимым безумием сияние благодати сокрывшая. Радуйся, именем мужеским нарекшися, немощи женския отрешившаяся; радуйся, печали и скорби кротце терпевшая. Радуйся, все имение твое бедным людем раздавшая; радуйся, жилище Духу Святому в сердце твоем уготовившая. Радуйся, всем прибегающим к тебе благое утешение; радуйся, от смерти внезапныя избавление. Радуйся, Ксение блаженная, молитвеннице о душах наших.

http://ms.pravoslavie.ru/111396.html

В тот же день празднуем Покров Святой Богородицы. О видении святого Андрея и Епифания, когда видели они в воздухе святую Богородиц Подготовка текста, перевод и комментарии М. А. Федотовой Праздник Покрова Пресвятой Богородицы – великий, но не двунадесятый праздник, отмечаемый православной церковью 1 октября. По проложному сказанию праздник установлен, как считали исследователи, императором Львом VI Философом или Премудрым (866–912) в память события, бывшего в первой половине X в., – видения святому Андрею Юродивому и его ученику Епифанию Богоматери во Влахернском храме в Константинополе во время войны с сарацинами, когда городу угрожала опасность. Согласно же Житию Андрея Юродивого, событие произошло в конце жизни святого (ум. около 936 г.): св. Андрей Юродивый и его ученик Епифаний, находясь во Влахернском храме во время всенощного бдения, увидели на воздухе Богоматерь с сонмом святых, молящуюся о мире и распростершую свой покров над христианами. Мнение, поддерживаемое многими современными исследователями-медиевистами о том, что праздник Покрова Богородицы – русский церковный праздник, не вошедший в греческие богослужебные уставы, остается до сих пор гипотезой. Так, по мнению Н. Н. Воронина, храм Покрова на Нерли (1158–1165) был посвящен новому празднику – Покрова Богородицы, установленному властью владимирского князя (Андрея Боголюбского) и епископа без санкции киевского митрополита. «Этот праздник выражал в особенно открытой, но и утонченной форме мысль о преимущественном покровительстве Богоматери Владимирской земле, ее князю и его людям». (См.: Воронин Н. Н. Зодчество северо-восточной Руси XII–XV веков. Т. 1. XII столетие. М., 1961. С. 266). Праздник Покрова, действительно, был известен только по русским месяцесловам, по каким-то неизвестным причинам не имевшийся или исчезнувший в византийской традиции (см.: Wortley J. Hagia Skepe and Pokrov Bogoroditsi//Annalecta Bollandiana. 1971. Vol. 89. P. 149–154), он появляется в других православных церквах под русским влиянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как относиться к домашнему обучению детей? СВЯЩЕННИК АРТЕМИЙ ВЛАДИМИРОВ ОТВЕЧАЕТ СЛУШАТЕЛЯМ РАДИО «РАДОНЕЖ». 31.10.2014 11:37:58 Кульков Сергей Андреевич Радиостанция «Радонеж» вещает в прямом эфире. У микрофона - духовник и старший священник Алексеевской женской обители, член Союза писателей России, протоиерей Артемий Владимиров. - Поздравляем вас, дорогие друзья, с осенним, тихим и радостным праздником Покрова Пресвятой Богородицы. От самого названия праздника Покрова веет радостью. Этот праздник вселяет в нас надежду на заступничество Матери Божьей, глубоко почитаемой всеми православными народами. Но случилось так, что отмечают его только в Русской и Сербской православной церквях. Почему так сложилось, батюшка? - Тайна промысла Господня. Кажется, все основания у наследников Ромейской державы, II Рима, сохранять в веках благодарную память о чудном видении, дарованном славянину Андрею, Христа ради, Юродивому. Который увидел Пречистую Марию, простершую Свой светоносный покров. Между тем, славянские струги, разметанные бурей, были совершенно уничтожены и, кажется, нужно было бы похоронить в веках этот день. Но смиренный наш народ, в лице пращуров, склонил свою гордую выю пред величием смиренной Девы. И по принятии крещения Аскольдом и Диром, языческая Русь семимильными шагами двинулась во след апостолов, к свету христову. «Наказуя, наказал нас Господь, смерти же не предаде нас». Так словами царя Давида можно выразить идейную сущность содержания этого праздника. «Бог в наказаниях Его милостив, кого любит - того и биет». Так апостол Павел передает ветхозаветную речь пророка. И для нас, христиан третьего тысячелетия, так отрадно собираться в этот день Покрова под сводами божьего храма! И ощущать себя малыми детьми, которые чистым сердцем и смиренною душою славят Царицу неба и земли и просят Ее заступления, помощи в эти лукавые дни, когда вселенная страждет. Страждет и православный люд в тех странах, где безнаказанно действуют злые силы, ополчаясь супротив церкви божией. - В русском языке, в русском сознании закреплено заступничество Божией матери в таких выражениях, как «Дом Пресвятой Богородицы», которым называют нашу родину, или «Пояс Пресвятой Богородицы», «Слезы Пресвятой Богородицы» - все это живет в народном сознании и выражает наше мироощущение.

http://radonezh.ru/text/kak-otnositsya-k...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Максим Кавсокаливит     Максим Кавсокаливит   День памяти: 13 (26) января     Преп. Максим Кавсокаливит               16.02.2007 г.   Преподобный отец наш Максим родился в Лампсаке, от родителей благородных и благочестивых. Будучи бездетны, они молились Богу со слезами о даровании им дитяти, и молитва их была услышана: Бог даровал им этого блаженного Максима, названного во святом крещении Мануилом. Итак, получивши его от Бога как дар, они воспитывали его с особенной заботливостью и, по наступлении времени, начали учить его священным книгам, а когда достиг он отроческих лет, поселили его при храме Пресвятой Богородицы и посвятили Богу. Таким образом, Мануил, постоянно пребывая в Богородичном храме, славословил Бога и в простоте непорочного сердца ходатайствовал у Всепетой Матери о своем спасении. Между тем, родители, забыв, что Мануил посвящен ими Богу, приготовлялись женить его, чтоб, связав его узами брака, иметь в нем утеху собственной жизни. Узнав об этом, юный Мануил, вкусивший уже сладость духовную, на семнадцатом году жизни, оставив родителей, отечество и мир, тайно удалившись на гору Ган, принял на себя ангельский образ, с именем Максима, и предался безусловной покорности и послушанию старца Марка, свидетельстованного в опытах иноческой жизни и известного по всей Македонии. Впрочем, недолго Божественный Максим оставался при этом старце: Бог воззвал сего преподобного от жизни временной в вечные обители, вследствие чего Максим, оставив гору Ган, пустился странствовать по Македонии в чаянии найти другого, подобного первому, старца.     Оттуда отправился он в Константинополь, где, восхищаясь великолепием и Божественной красотой храмов и поклоняясь святыням, хранящимся в них, он наконец пришел во Влахернский храм Пресвятой Госпожи нашей Богородицы Одигитрии. Там, созерцая дивные чудеса, точившиеся от иконы Пресвятой Одигитрии и поклонясь Ей, размышлял, какую чрезвычайную славу имеет Она на небесах, и от сего и подобных тому созерцаний восхищаясь духом и неизреченно радуясь сердцем, в течение всей ночи пробыл без сна, оставался без обуви на ногах, без покрова на голове и имел на себе только ветхую власяную одежду. В таком виде казался он всем как юродивый, да и сам притворялся таким, подобно великому Андрею, Христа ради юродивому, и, как тот, совершал на виду у людей безчинства. При всем том ему удивлялись все и почитали его не действительно, а только Христа ради юродивым.

http://isihazm.ru/?id=570

Покров Пресвятой Богородицы: история, молитвы, акафист, иконы, проповеди Именно покровительству, исходящему от образа Богоматери, приписываются многочисленные победы русского воинства 14 октября, 2020 Именно покровительству, исходящему от образа Богоматери, приписываются многочисленные победы русского воинства Праздник Покрова Пресвятой Богородицы (отмечается 14 октября) пришел на Русь из Византии и стал одним из самых почитаемых. Этот праздник не входит в число двунадесятых, но, несмотря на это, является одним из самых значимых. Что такое Покров Пресвятой Богородицы? Какая история у этого праздника? Есть ли специальные молитвы и акафисты? Об этом Вы узнаете из нашей статьи! История Покрова Божией Матери 14 октября православные христиане вспоминают события середины X в., когда св. Андрею Юродивому и его ученику Епифанию было видение Покрова Божией Матери . Это случилось в Константинополе при императоре Льве Премудром. Это были трудные времена для Византии. Империи угрожали нападением сарацины, которые исповедовали ислам. Не видя ниоткуда помощи, в те дни греки во множестве стекались во Влахернский храм, в котором хранились риза Богоматери и Ее головной покров, и молились. Во время всенощного бдения во Влахернском храме молились свв. Андрей и Епифаний. И вот в четвертом часу ночи видит Андрей величественную Жену, идущую от Царских Врат. Ее поддерживают св. Иоанн Предтеча и св. апостол Иоанн Богослов. Многие святые в белых одеждах сопровождают Ее. Когда Она приблизилась к амвону, прп. Андрей подошел к Епифанию и спросил: «Видишь ли Госпожу и Царицу мира?» — «Вижу, отец мой духовный», — отвечал тот. И вот видят они, преклонила Пречистая колена и приступила к молитве. Долгий час молилась Она, обливая слезами Свое Боговидное лицо. Окончив молитву здесь, Она подошла к престолу и стала молить за предстоящий в храме народ. По окончании молитвы сняла Богородица с Себя блистающее великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великой торжественностью, распростерла над всем стоящим народом. Долго смотрели святые Андрей и Епифаний на распростертое покрывало и блистающую, как молния, Славу Господню. Доколе была там Пресвятая Богородица, видно было и покрывало. После же Ее ухода сделалось и оно невидимым, но осталась всем бывшим там Ее благодать.

http://pravmir.ru/pokrov-presvyatoy-bogo...

«Покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором!» Давно это было. Боле тысячи лет тому назад! В пределы Византии вторглись грозные враги, угрожавшие уже самому Константинополю. Не в силах был греческий народ отразить их своими собственными силами. И по обычаю своему, обратился он со слезной мольбой ко Пресвятой Богородице, не раз уже спасавшей его от нашествия иноплеменных. Громадными толпами устремились верующие во Влахернский храм, где хранились великие святыни: риза Пресвятой Девы и Ее омофор, то есть головное покрывало, опускавшееся на плечи. И вот, во время всенощного бдения присутствовавшему там великому праведнику того времени, блаженному Андрею, Христа ради юродивому, вместе с его учеником Епифанием, представилось дивное зрелище. От царских врат шествовала величественная Жена, окруженная страшной свитой. Честный Предтеча Господень и Апостол Иоанн Богослов поддерживали Ее своими руками, а множество святых в белых одеждах сопровождали Ее, поя священные песни. Когда Она приблизилась к амвону, блаженный Андрей, как бы не доверяя очам своим, спросил Епифания: «Видишь ли Госпожу и Царицу мира?» – «Вижу, отец мой духовный», – отвечал тот. И в то время как они смотрели, Она, преклонив колена, долго-долго молилась, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое Лице. Окончив здесь молитву, Она подошла к престолу, – молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы, Она сняла с Себя блиставшее на подобие молнии великое и страшное покрывало, которое Она носила на Пречистой Главе Своей, и, держа его с великой торжественностью Своими Пречистыми Руками, распростерла его над всем стоящим в храме народом. И долгое время еще, пока видима была Пресвятая Богородица, видно было и распростертое над народом покрывало, излучавшее из себя молниевидную славу Господню. Так наглядно, по изволению Божию, было показано чудесное покровительство Пречистой Матери Божией всему христианскому роду, а наипаче – молящимся в храме обще-церковной молитвой, всегда особенно сильной и действенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010