В Византии вслед за раннехрист. апокрифами продолжают создаваться произведения о сверхъестественных путешествиях и персонажах НЗ и о святых людях более поздней эпохи. Среди визант. апокалипсисов следует упомянуть серию апокрифических «Откровений Иоанна Богослова» (греч. и слав. V-XIII вв.), «Откровение Пресвятой Богородицы», «Откровение Седраха». Известны также повести о путешествиях праведников на небеса: «Видение Дорофея» (V в.), «Апокалипсис Анастасии» (XI в.) и др. В визант. житийной лит-ре сохранился ряд примеров космологической А.- путешествий героев по загробному миру. В таких произведениях, как правило, апокалипсис становится частью общего рассказа о том или ином подвижнике и вводится в текст жития в качестве отступления или одного из разделов. Композиция и содержание этих тематических разделов вполне стандартны и во многом повторяют друг друга. В X в. было создано классическое лит. житие св. Андрея Юродивого , в к-рое включены рассказы апокалиптического жанра. Автор жития Никифор К-польский стремился через образ святого раскрыть учение христ. Церкви и не мог обойти космологические и эсхатологические сюжеты. Житие содержит оба варианта А. В одном из эпизодов св. Андрей повествует о своем путешествии на небеса во время холодной зимы в К-поле, где вновь описываются различные иерархические уровни небесного мира, соединенные в едином славословии Всевышнему. В конце жития св. Андрей также рассказывает о буд. судьбе мира, о воздаянии праведникам и наказании грешников. Создавая в своем произведении стилизацию реалий жизни в Византии V в., времени св. Андрея, Никифор использовал для апокалипсиса совр. ему переработки видений Даниила и поэтому обратился непосредственно к традиции «Откровения Мефодия», к-рое, как он, видимо, полагал, было написано св. Мефодием Патарским в III в. и должно было быть известно св. Андрею. Т. о., апокалипсис св. Андрея Юродивого создан на основе греч. переводов VIII в. «Откровения Мефодия» и отражает эсхатологические представления византийцев той эпохи.

http://pravenc.ru/text/75602.html

и пр. Вот жизнь то Христа св. юродивые и воплотили в себе, и, помня Его слова: «образ дах вам, да яко же Аз сотворих вам и вы творите» 151 , и наставления св. апостола Павла: «бывайте подражатели Богу и ходите в любви, якоже и Христос» 152 , они со всем усилием воли подражали Ему, подобно св. апостолам 153 , и на деле осуществили слова апостола – Христова подражателя: «мы юроди Христа ради» 154 . Принимая на себя этот трудный подвиг, св. юродивые исходили из мысли св. апостола Павла: «стойте в вере, мужайтеся, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая ходит иский кого поглотити... и облецытеся во вся оружия Божия, да возможете вся стрелы лукавого разженные угасити 155 . Стремление к царствию небесному путем борьбы с диаволом и со всеми соблазнами, в мире от него происходящими, – вот главная причина «юродства». Это подтверждается случаем из жизни св. юродивого Андрея. Однажды он видел во сне такое видение между дьяволами и ангелами происходили состязания, супостаты с гордостью вызывали ангелов выслать против них борца для того, чтобы сразиться с их борцом. Из среды ангелов отделился прекрасный юноша с тремя венцами, из которых один был чистого золота и украшен дорогими камнями, другой-жемчужный, а третий – массивнее тех, от всякого цвета червлена и бела, и от ветвий Божия рая исплетен, и неувядаемый никогдаже». Очень желая приобрести один из дорогих венков, св. Андрей обратился к ангелу с вопросом: за сколько и как он может купить венец. Ангел ответил ему, что и за все богатства мира невозможно приобрести венца, и только за борьбу с супостатом можно получить все три венца. Св. Андрей выступил на борьбу с супостатом и после долгой и упорной борьбы, наконец, победил его. Прекрасный юноша, вручая св. Андрею три венца, сказал ему: «иди с миром, и отселе буди наш друг и брат: тецы убо на добрый подвиг, наг буди и юрод Мене ради, и многому добру причастник будеши в день царствия Моего». После этого видения св. Андрей, сотворися юрод Христа ради» 156 . Вот первый Момент вступления св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

998. Явление святого Апостола Иоанна Богослова святому Андрею Юродивому См. также: Терпение . Когда святой Андрей вступил на путь юродства, сатана с такой силой напал на него с подвластными ему бесами, что Андрей думал, что для него настал последний час. И вот, находясь в отчаянном положении, он воскликнул: “Святой Апостол Иоанн Богослов, помоги мне!” После этих слов ударил гром и послышались голоса многих людей. И явился старец с грозными очами, лицо которого было почти так же светло, как солнце, явилось и множество людей с ним, одетых в белые ризы, И обратился старец к тем, кто был с ним: “Затворите врата, чтобы из бесов никто не мог убежать отсюда.” И воля старца была исполнена. Затем послышался бесовский голос: “Горе нам в этот час, когда мы так обманулись. Грозен Иоанн и жестоко хочет нас мучить.” А за этими словами послышались уже и вопли бесовские: “Помилуй мя, помилуй нас!” Потом скрылись люди, одетые в белые ризы, исчезли также и демоны. Явившийся старец сказал Андрею: “Видишь, как скоро я пришел к тебе на помощь, знай, что я весьма забочусь о тебе. Сам Бог повелел мне вести тебя ко спасению и пещись о тебе. Будь же терпелив и терпи без ропота все. Уже недалеко то время, когда получишь полную свободу и будешь ходить по своей воле везде, где тебе будет угодно.” Андрей спросил: “Господин мой, скажи, кто ты?” Явившийся отвечал: “Я тот, который возлежал на честных персях Господа.” И, сказав это, скрылся из очей Андрея, который затем прославил явленную ему великую милость Божию. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 95). 999. Посмертное явление преподобных Антония и Феодосия Печерских иконописцам См. также: Чудо . Пришли из богохранимого града Константинополя живописцы и стали говорить игумену Никону: “Приведите к нам тех, которые рядились с нами. Мы хотим с ними тяжбу вести. Показали они нам церковь малую, так мы и урядились с ними перед многими людьми, а эта уж очень велика. Вот ваше золото, возьмите его, а мы пойдем в Константинополь.” В ответ на это игумен спросил: “Каковы были рядившиеся с вами?” Греки назвали имена Антония и Феодосия и описали их внешность, И сказал игумен: “Дети мои, не можем мы привести их вам. Более десяти лет, как отошли они из этого света. И теперь постоянно молятся за нас, неотступно хранят эту церковь , заботятся о своем монастыре и промышляют о живущих в нем.” Услышав такой ответ, греки ужаснулись. Они привели многих купцов, которые шли вместе с ними из Константинополя, и сказали: “Перед ними рядились мы и золото взяли из рук этих старцев. А ты, выходит, не хочешь привести их к нам. Если же они умерли, то покажите нам их образ, пусть и они (купцы) увидят, те ли это.” Тогда игумен вынес им иконы святых. Поклонились греки и сказали: “Правда, это они. И мы веруем, что они живы и по смерти и могут помогать и заступать и спасать надеющихся на них.” И они отдали в монастырь мусию (мозаику), которую принесли было на продажу, и ею теперь отделан святой алтарь. (М. Викторова. Киево-Печерский патерик. С. 72).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Как подобные человеку, демоны могут плакать. Так, например, плакали они о том, что Макарий избег рук их и вступил в небесное жилище 31 . Будучи обложены тончайшею, но все-таки подобной человеческой, плотью, демоны могут чувствовать удары. Вот что читаем в житии св. Андрея, Христа ради юродивого: однажды к св. Андрею, находившемуся в церкви св. Анастасии в Константинополе, пришел ночью один из начальников демонов в сопровождении многих других темных духов. Дьявол имел в руке топор и все демоны вооружены были разным оружием. Они кинулись на святого, чтобы убить его, а святой возопил к Богу о помощи. Раздался гром и явилось многочисленное собрание людей, одетых в белые одежды, а за ними пришел благообразный старец. Лицо его было светлее солнца, и множество слуг последовали ему. Он сказал им: «Затворите двери, чтобы никто не убежал, и переловите эфиопов». Повеление было сейчас исполнено. При этом Андрей услышал, что один из демонов говорил другому: «Горе нам! Мы обманулись: Иоанн жестоко будет мучить нас». Иоанн повелел белоризцам, пришедшим с ним, снять железную цепь с шеи Андрея. Иоанн, взяв цепь и сложив ее втрое, стал в дверях церкви и приказал приводить демонов по одному. Привели первого демона, растянули его на земле, и Иоанн дал ему цепью сто ударов. Демон вопиял подобно человеку: «Помилуй меня!» Такому наказанию подверглись все демоны один за другим. После этого Иоанн сказал им: «Подите покажитесь отцу вашему — сатане: как покажется ему сделанное вам?» Демоны исчезли, белоризцы также удалились. Благолепный старец, подойдя к Андрею, объявил, что он Иоанн Богослов, и что ему поручено попечение об Андрее. Имея некоторую телесность, демоны, как и Ангелы добрые, не вездесущи, но способность к быстрому передвижению есть и у них. Так, Господь Иисус Христос сказал о странствовании демона, выгнанного из тела человека, следующее: Когда нечистый дух выйдет из человека, то проходит по безводным местам, ища покоя, и не обретает его. Тогда говорит: возвращусь в дом мой, из которого я вышел; и пришедши, находит его пустым, выметенным и убранным. Тогда идет и берет с собой семь других духов, злейших себя и, вшедши, живут там ( Мф.12:43–45 ). В книге Иова повествуется, что сатана, представ пред Господом в сонме Ангелов, на вопрос Господа, откуда он пришел, отвечал: Обшед землю и, прошед поднебесную, се есмь ( Иов.1:7 ).

http://azbyka.ru/zlye-duxi-i-ix-vliyanie...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Блаженный Андрей Цареградский (X в.) 3 мин., 06.06.2012 Однажды на невольничьем торге богатый житель Константинополя по имени Феогност купил молодого раба-славянина. Юноша выделялся среди прочих рабов умом, честностью и добрым нравом, поэтому очень скоро хозяин сделал его своим доверенным слугой и отправил в духовное училище. Этим юношей был Андрей, которого впоследствии Церковь прославит в чине блаженных. Решение о принятии на себя подвига юродства Андрей принял после особого откровения от Бога, полученного во сне. Наутро, помолившись, он взял нож и отправился к колодцу, где снял с себя всю одежду и изрезал ее в клочья. Пришедшие за водой слуги увидали его за этим занятием и доложили о его странном поведении хозяину. Тот очень расстроился, сам пошел к Андрею и «…нашел его как бы несмыслящим и говорящим неразумно», как об этом сказано в житии святого. Феогност решил, что его любимый слуга сошел с ума или стал одержимым. Он продолжал держать его при себе, надеясь, что Андрей выздоровеет. Но тот вовсе не был болен: по ночам он тайно молился, а днем — изображал из себя сумасшедшего. Спустя четыре месяца хозяин отпустил его, и Андрей стал городским юродивым.  Он ходил по городу …терпя недостатки, скорби, озлобления… (Евр 11:37). Одни издевались над ним, как над безумным, другие прогоняли его от себя, гнушаясь им, как вонючим бродягой, некоторые считали его за одержимого бесом, а столичные подростки часто избивали юродивого. Он же по ночам молился обо всех своих дневных обидчиках. Покров Божией Матери. Икона 16 в. Блаженный Андрей в нижнем правом углу, он указывает на Богородицу icons.pstgu.ru Если же кто-либо подавал Андрею милостыню, он принимал ее, но тут же отдавал другим нищим. Впрочем, делал это так, чтобы никто не знал, что он подает милостыню; сердясь на нищих и как бы желая их побить, он бросал им в лицо деньгами, а нищие их подбирали. Иногда по трое суток он ничего не ел, иногда же голодал и целую неделю, а если не находилось никого, кто бы подал ему ломоть хлеба, то он проводил без пищи и вторую неделю. Одеждою Андрею служило никуда не годное рубище, едва прикрывавшее тело. Уподобляясь во всем святому Симеону Эмесскому, он днем бегал по улицам и юродствовал, а ночью пребывал на молитве. 

http://foma.ru/blazhennyij-andrej-czareg...

Влахерны — местность в Константинополе на западном углу города. Во времена процветания Византийской империи славилась по всему Востоку своими святынями. Особенно известны были Влахерны по Богородичной церкви, построенной императором Львом I Великим (457-474 гг.), при котором в эту церковь в 474 году положены были честные ризы Пресвятой Богородицы, перенесенной из Палестины. Здесь же вместе с одеждою Богородицы хранились в златокованом ковчеге омофор Ее и часть пояса. Под омофором Богородицы, или, правильнее, мафорием (греч. mathorion), разумеется Ее головной покров, большое покрывало, которое носила Она на главе Своей. 3. Знамение сие было в первой половине X века, в конце жизни св. Андрея Юродивого (+ок. 936г.). Самый праздник Покрову Богоматери установлен в Церкви Русской не позднее половины XIIbeka. Замечательно, что видение было святому Андрею — славянину родом и праздник установлен и совершается в славянских землях. В самом же Константинополе хотя не было сего праздника, но помнили видение св. Андрея. Во Влахернской церкви была икона Божией Матери в том виде, как Она явилась св. Андрею. 4. Память его совершается Церковью 2 октября. 5. Епифаний — знатный юноша, ученик св. Андрея, по мнению некоторых, впоследствии принявший иночество с именем Полиевкта и бывший Константинопольским патриархом (+956г.) Память его — 5 февраля. 6. Сказание о Покрове Пресвятой Богородицы заканчивается следующими подробностями. Когда св. Андрей с Епифанием созерцали сие дивное видение, Богоматерь молилась на долгий час, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое лицо. Окончив здесь молитву, подошла к престолу, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы сняла с Себя блиставшее, наподобие молнии, великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей, и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудные сии мужи довольное время смотрели на сие распростертое над народом покрывало и блиставшую, наподобие молнии, славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало.

http://pravoslavie.ru/49246.html

Скачать epub pdf Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы Скорбь Богоматери о наших грехах. Необходимость борьбы со страстями Основанием настоящего великого праздника Покрова Пресвятой Богородицы было дивное знамение св. Андрею Христа ради юродивому, когда он был вознесен до третьего неба. Здесь он созерцал ангелов и множество святых, но не видел Пречистой Божией Матери, о чем очень сожалел. Ему было сказано, что в данное время Ее нет здесь, ибо Она находится на земле и утешает бедствующих, скорбных людей, и что он вскоре увидит Ее. Действительно, вскоре после этого чрезвычайного откровения св. Андрей увидел во время всенощного бдения Божию Матерь во Влахернской церкви города Константинополя. Пресвятая Богородица явилась св. Андрею и его ученику Епифанию в воздухе, перед алтарем, окруженная небожителями. Она усердно на коленях молилась, затем встала и осенила своим блестящим омофором молящихся. Но вот на что мне бы хотелось особенно обратить ваше внимание, мои возлюбленные о Христе чада. Св. Андрей видел Божию Матерь всю в слезах. Возникает вопрос, как возможно совместить Ее великую скорбь о нас и Ее беспрерывную божественную радость, Ее непрестанное райское блаженство? Конечно, если бы это совмещение не было возможно, то св. Андрей не увидел бы пречистую Матерь в слезах. Значит, это совмещение возможно. Но чтобы оно было для нас понятным, мы должны, возлюбленные, всегда помнить слова ап. Павла: «Нас огорчают, а мы всегда радуемся» ( 2Кор. 6:10 ). «Ибо помере, как умножаются в нас страдания Христовы, множается Христом и утешение наше» ( 2Кор. 1:5 ). Некогда к прп. Серафиму пришла одна больная благочестивая женщина. Угодник Божий сказал ей: «По тебе очень скорбит великая раба Божия, основательница Дивеевской обители, умершая инокиня Александра. Поди в Дивеево на ее могилку, попроси отслужить по ней панихиду, и ты будешь здорова». Женщина сделала так, как ей приказал прп. Серафим, и она получила исцеление. Но если праведная инокиня Александра скорбела об этой женщине по случаю ее болезни, то как же Божией Матери не скорбеть и не плакать о нас? Ведь Она больше нас любит, чем наша родная мать; ведь Она всегда с нами во время наших болезней, всяких бедствий и скорбей, когда мы обращаемся к Ней, умоляя о помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Но Бог их опоясал и стойкостью, и мужеством, Навеки восприял их в Свое царственное дружество. Отнял у них мучитель одеяния роскошные – Христос облек их ризою бессмертия неложного. С десницы у них перстни снял нечестивый царь, – Но вечным обручением Небесный Государь Их праведные души украсил и богатые Им дал – взамен земных – небесные палаты. Земля для этих витязей – лишь поле истязания, А небо – место благостных венцов и воздаяния. Для тления и злобы – чистота невыносима, Терпением и кротостью все демоны палимы. Так Вакх и Сергий все земное возвратили, Они сердцами чистыми ко Господу спешили. Вручили Ему души свои, крепкие в страданиях; Суд царский осудил их на вечное изгнание, Но одолеть не смог, не смог от веры отвратить – На небо они радостно взошли, чтоб вечно жить. За крест Христов страдальцы претерпели смерть ужасную, Попрали злобу вражию чистотою ясною. К победе путь кратчайший нам святые указуют – Добро одержит верх, как силы мрака ни лютуют. 2. Св. мученик Полихроний пресвитер . Родом из Агафанидской [Гамфанидской] епархии, из крестьянской семьи. Юношей батрачил в винограднике некоего жителя Царьграда. Но и усердно трудясь, Полихроний предавался деннонощному подвигу поста и молитвы. Видя его жизнь, ангельскую по чистоте и воздержанию, хозяин подивился и дал ему гораздо больше денег, чем тот заработал. А святой Полихроний взял деньги и построил храм. Во время Никейского Собора Полихроний служил чтецом, причем явил такую ревность в защите Православия от ариан, что его рукоположили во священника. Впоследствии злобные еретики, воспаляемые чувством мести, напали на святого Полихрония в самой церкви и изрубили его на куски. Так пострадал сей великий защитник истины и чистоты православной веры и принял венец славы от своего преславного Господа 148 . Рассуждение Видение святого Андрея юродивого . Как-то раз сидел святой Андрей со своим учеником Епифанием и беседовал с ним о спасении души. При этом к Епифанию приступил демон: начал он строить ему какие-то козни, чтобы отвести его мысли в другую сторону, к Андрею же не смел он приблизиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Эту точку зрения, основываясь на житии князя Андрея (а он канонизирован Православной Церковью), ввел в научный оборот авторитетнейший историк церковной архитектуры и археолог Николай Воронин — единственный, кто детально изучил храм Покрова, проведя серьезные археологические исследования. Однако не так давно, изучив другие летописные данные, владимирский историк и краевед Татьяна Тимофеева (а с ней соглашаются и некоторые другие исследователи) переместила дату возведения церкви на 1158 год. Летопись говорит, что Андрей, придя в эти земли, поставил две церкви в честь Богородицы — Рождественскую и Покровскую. Рождественская, сильно перестроенная в XVIII веке, сейчас находится на территории Боголюбского монастыря в одном комплексе с остатками княжеского дворца. Известно, что править во Владимире Андрей начал в 1157 году. Строительство храма за год объясняется тоже довольно просто: храм Покрова относительно небольшой в сравнении с тем же Успенским собором, построить его за год было вполне возможно. Почему в честь праздника Покрова Божией Матери? Это первый известный в мире храм, посвященный этому празднику. Мы не можем утверждать, что прежде Покровских храмов не было, но науке о них ничего не известно. Напомним, что праздник Покрова Божией Матери установлен в память о явлении Богородицы юродивому Андрею во Влахернской церкви Константинополя во время всенощного бдения. Причем считается, что в этот момент город находился на осадном положении, а после чудесного явления враги отступили. Было это в Х веке. Почему праздник возник только спустя 200 лет — загадка. Хотя считается, что возникнуть он мог и раньше — в Византии, но не был так популярен среди прочих Богородичных праздников. Из Византии он перекочевал в Киев, а уже оттуда попал во Владимирские земли. Андрей Боголюбский трепетно относился к почитанию Богородицы, и почти все храмы из построенных им и ныне известных посвящены именно Пресвятой Владычице. Было ли это действительно чем-то личным для князя, или сыграло роль особое почитания Матери Божией в Константинополе — сейчас сказать сложно.

http://foma.ru/hram-pokrova-na-nerli-cht...

Отзвуки идеи тождества царя и изгоя есть и в древнерусском юродстве. Андрею Цареградскому было видение: он видел себя в раю в царских одеждах.  В одном из списков жития Василия Блаженного помещено «предразумление вводительно», своеобразный эпиграф. Это — текст из Апокалипсиса: «И сотворил есть нас цари и иереи богу и отцу своему: тому слава и держава во веки веков. Аминь» (Откровение Иоанна, I, б).  Под царями здесь подразумеваются апостолы — им уподоблены юродивые вообще (и специально Василий Блаженный). Впрочем, учитывая функции эпиграфов, мы можем предположить, что в данном случае имеются в виду и цари в прямом смысле слова. Вспомним сцену государева пожалования из жития Арсения Новгородского (см. «Юродство как зрелище»). Арсений словно меняется местами с Иваном Грозным, юродивый становится выше царя. Грозный не в состоянии пожаловать Новгородом Арсения — значит, власть Грозного не безгранична, не абсолютна. Истинный «державен»       139 города — бездомный, одетый в безобразное рубище бродяга–юродивый: «И не хотящим вам того, аз приемлю и». Очень важна оговорка автора жития, касающаяся «неразумия» царя с царевичами. Юродивого, поясняет агиограф, понимает лишь тот, у кого «цел ум». Если Иван Грозный не уразумел смысла загадочных слов Арсения, то, следовательно, царь не «целоумен», он — мнимый мудрец, а бродячий дурак — мудрец настоящий. Все это, в свою очередь, имеет прямое отношение к «перемене мест». Имущество подданных принадлежит царю; он распоряжается им, как ему заблагорассудится. Но точно так же имущество подданных принадлежит юродивому. «Если же кто из них, — рассказывает Джильс Флетчер, — проходя мимо лавки, возьмет что-нибудь из товаров, для отдачи куда ему вздумается, то купец, у которого он таким образом что-либо взял, почтет себя весьма любимым богом и угодным святому мужу».  Царь—помазанникбожий, а юродивый — сосуд благодати, божий избранник, единственный мудрец в «объюродевшем» мире. Напомню в этой связи знаменитый кинический силлогизм Диогена Синопского: «Все принадлежит богам. Мудрецы — друзья богов, а у друзей все — общее. Следовательно, все принадлежит мудрецам».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=919...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010