Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь Андрей Иванович (1751 - 1813), прот., деятель единоверия, один из первых исследователей старообрядчества ЖУРНАЛЫ ДУХОВНЫЕ христ. периодические издания, к-рые выпускаются церковными учреждениями или с их участием, научными или общественными орг-циями, фондами, а также частными лицами ЖУРНАЛЫ ЦЕРКОВНОПЕВЧЕСКИЕ рус. периодические издания кон. XIX - нач. XX в., преимущественно либо частично посвященные церковному пению ЗАБУГА Николай Петрович (род. 13.03.1951), прот., ректор КДА, председатель Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) УПЦ ЗАЙОНЧКОВСКИЙ Николай Чеславович [псевдоним Николай Нахимов] (1859 - 1920), церковный деятель, переводчик богослужебных текстов ЗАЙЦ Кирилл Иванович [Зайцев, Закис Карл Янович] (1869 - 1948), митрофорный прот., руководитель Псковской миссии в 1941-1944 гг. ЗАКОН БОЖИЙ церковная дисциплина в низших и средних учебных заведениях, в рамках к-рой изучаются основы христ. вероучения, богослужения, Свящ. истории и др. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКИХ ПРИХОДОВ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХАТА самоуправляемое объединение правосл. приходов рус. церковной традиции в юрисдикции К-польского Патриаршего престола ЗАПОРОЖСКАЯ И МЕЛИТОПОЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ УПЦ. Учреждена 27 июля 1992 г. на территории Запорожской обл. Украины, отделена от Днепропетровской епархии ЗАРИН Сергей Михайлович (1875 - 1935), проф. СПбДА, богослов, библеист, один из лидеров и идеологов обновленчества ЗАХАРИЯ (XIII-XIV вв.?), прп. (пам. 24 марта, 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЗАХАРИЯ (Лобов Захар Петрович;1865-1937), архиеп. Воронежский и Задонский, сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЗАХАРИЯ (XVI-XVIII вв.), иерей (?), Шенкурский, Христа ради юродивый (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЗАХАРИЯ (Копыстенский; не позже 1585 - 1627), архим. Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, правосл. полемист, издатель ЗАЧАТИЯ ПРАВЕДНОЙ АННОЙ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (ставропигиальный МП РПЦ), находится в Москве, во 2-м Зачатьевском пер., д. 2, близ ул. Остоженка

http://pravenc.ru/rubrics/121660_44.html

Беседа в день Покрова Пресвятой Богородицы Что настоящее торжество есть одно из самых радостных, ибо показывает ходатайство Матери Божией за нас пред Богом, что по сему самому настоящий день надобно проводить в делах благочестия и любви христианской, дабы удостоиться покрова Преблагословенной, что все небрегущие о спасении своем, доколе не исправятся, не могут иметь справедливой надежды на Ее заступление пред Богом, — сии важные и нужные истины, без сомнения, более или менее известны каждому из нас. Посему обратим внимание наше на другое: посмотрим на самый образ Богоматернего покрова, не найдется ли в нем для нас какого-либо нового поучения. Памятуете ли, братие, каким образом произошло дивное событие, нами воспоминаемое?.. Во Влахернской Константинопольской церкви, в навечерие недельного дня, совершалось обыкновенное всенощное богослужение, при коем, между прочими, находился и святой Андрей, Христа ради юродивый. Среди песнопений и молитв сей человек Божий, в четвертом часу ночи, вдруг узрел на воздухе Богоматерь с Предтечей Христовым и Иоанном Богословом, со множеством Ангелов и святых, молящуюся за род человеческий, и покрывающую находившихся в храме людей Своим пречистым омофором. Полный духовной радости прозорливец обратился к другу и ученику своему по духу, святому Епифанию, и спросил его, видит ли он чудо? «Вижу, отче, — отвечал Епифаний, — и ужасаюся». Когда узнано было о таком чуде и прочими находившимися в храме, то всех объял радостный трепет; в умилении сердца начали благодарить Бога и славить всемирную Заступницу, а благочестивый царь Лев и святой патриарх Тарасий положили ежегодно воспоминать сие утешительное событие. Первое, на чем должно остановить здесь наше внимание, есть самое явление Богоматери с ликами Ангелов и святых. Итак, не напрасно веруем мы, что небожители приемлют великое участие в событиях мира человеческого, что старшие братия наши на небе пекутся о спасении нас, малолетних, на земли! На что же им и употреблять свое могущество и свою близость к престолу благодати, если не на воспоможение нам, влающимся (волнующимся) в море житейских напастей и попечений? И мы, при всей хладности земного сердца, не можем без сочувствия взирать на несчастных, и нередко оказываем им помощь; существам ли небесным оставаться праздными зрителями нашей духовной и телесной бедности и не распростереть над нами своего благодатного покрова!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3219...

Авторитет юродивых в обществе главным образом опирался на их необыкновенные духовные дарования – прозорливость, чудеса и силу молитвы. Часто глас юродивого был гласом Божиим. Юродивые обличали, угрожали наказанием, и угроза сбывалась, или, наоборот, по просьбе жителей своей молитвой они отвращали грядущую беду. Они были проповедниками покаяния, но никогда не осуждали грешников, кротостью или грозным обличением стремились вразумить падших. Движимые любовью к ближнему, главной целью своего подвига они ставили спасение других. О многих юродивых известно, что они с этой целью часто посещали кабаки, тюрьмы, падших женщин. Любовь к ближнему проявлялась у юродивых и в милостыне, которую они творили под видом странных поступков (например, св. Андрей Юродивый специально показывал нищим свои деньги, чтобы те, считая его душевнобольным, украли их, и даже сопротивлялся при ограблении). Известны случаи спасения юродивыми впавших в ересь или неверующих (например, св. Серапион Сендонит, египетский монах V или VI века, продавал себя в рабство манихею, а потом комедиантам, чтобы обратить своих хозяев к Православию) 857 . В Византии подвиг юродства был не слишком распространен и удостаивался санкционированного Церковью почитания лишь в редких случаях. Греческая Церковь чтит всего шестерых юродивых: св . Исидору (10 мая), св. Серапиона Синдонита (14 мая), св. Андрея Цареградского (2 октября), св. Симеона Эмесасого (21 июля), св. Виссариона египтянина (6 июня), св. Фому Келесирийского (24 апреля) 858 . Ряд святых прибегали к юродству лишь в течение определенного времени, посвящая большую часть своей жизни аскезе другого типа. Период юродства отмечается, например, в житиях прп. Василия Нового (X в.), прп. Симеона Студита, учителя Симеона Нового Богослова , святителя Леонтия, Патриарха Иерусалимского (†1175 г.) и др. В византийских источниках содержатся многочисленные рассказы о «божиих людях», принимавших облик безумцев, ходивших нагими, носивших вериги и пользовавшихся исключительным почитанием византийцев. Например, Иоанн Цеце (XII в.) в своих письмах говорит о знатных константинопольских дамах, вешающих в своих домашних церквах не иконы, а вериги юродивых, которые заполнили столицу и почитались более, чем апостолы и мученики. Иоанн Цеце пишет о юродивых с осуждением, равно как и некоторые другие поздневизантийские авторы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Праздник этот установлен святою Церковию Российскою для торжественного, благодарного воспоминания и прославления благодеяний Божией Матери, чудесно оказанных православным христианам константинопольским в начале Х-го столетия по Рождестве Христове, в 910 году, при императоре греческом Льве Премудром. Тогда было тяжелое время для греков: сарацыны с большими силами напали на безоружную столицу Греции и грозили ей совершенным разрушением. Не видя ни откуда помощи, жители столицы во множестве стеклись в храм Влахернский, в котором хранилась риза Богоматери, и усердно молились Богу и Богоматери. В храме были, между прочим, два угодника Божии – св. Андрей, Христа ради юродивый и Епифаний, ученик его. Вдруг св. Андрею представилось дивное, боголепное видение: он увидел под самыми сводами величественного храма Царицу неба и земли, со множеством Ангелов и святых, стоящую на воздухе, сияющую как солнце, с омофором на руках, тоже сияющим, и молящуюся Сыну Своему и Богу о всем мире и о спасении града и живущих в нем. Зритель видения указал своему ученику на это божественное зрелище и сказал ему: «Видишь ли, брате, Царицу мира, молящуюся о людях?» – Тот отвечал: «Вижу, отче, и ужасаюсь». Об этом видении тотчас же было поведано царю и патриарху; весть облетела скоро весь храм, все возрадовались и исполнились великой надежды на помощь Матери Божией. Немедленно принесено было благодарственное молебствие Господу и Пречистой Его Матери сначала в храме, а потом многими и в других местах. Неприятели на следующий день были рассеяны без всякого кровопролития и греки одержали полную победу по заступлению Божией Матери. Вот какое чудесное заступление празднует ныне св. Церковь , а с нею и мы, ея чада. Да ведают же все христиане, всякий возраст и пол, простые и знатные, богатые и бедные, ученые и неученые – о великом заступлении Божией Матери не только о бывшем и ныне празднуемом, но и о заступлении Ея непрерывно продолжающемся во все времена и роды, повсюду, где верно и постоянно чтится святое имя Ея, и всякий да прибегает к Ея заступлению с усердием, с покаянием и верою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Троичен гл. 4-го). – «Свят Отец Бог превечный: Свят же Сын из Отца Рожден Свят же и Животворящий Дух, исходя из Отца, Сыном же являем.» (Кан: Троич. гл. 5-го троп. 3-й песни 8-й). Но, исповедуя Непостижимость Триипостасного Бога, Певец Пресв. Троицы в молитвенном умилении взывает к Ней: «Зрети чинове Херувимстии, Владыко, доброты Твоея Славы не могуще, крилы покрывающеся, непрестанно Троичную песнь вопиють, Триипостасную Твоего Богоначалия Единственного державу славяще. Твоя сияния, Солнце Незаходимое, твоих рабов подаждь сердцам и просвети души, и избави от многих прегрешений, Едино Всемилостиве и Триипостасне: и нетленныя Твоея жизни нас сподоби. Еже Свет Единочестный, и Трисолнечный, и Светодетельный, Божество Сущее! Озари верою Тя поющих, и от мрачного избави злодейства, и сподоби светлейших Твоих селений, яко преблагий (кан. Троич. гл. 6-й). 4. О песнопениях позднейших веков Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему дóндеже есмь. ( Псал. 103:33 ). Окончив обозрение Церковных песнопений первых девяти веков Христианства, скажем о замечательных из песнопений веков последующих. Около последних годов девятого века и первых годов десятого святой Андрей, Христа ради юродивый, во Влахернском храме, среди всенощного пения в воскресный день, который приходился в 1-е число Октября, видел на воздухе Богоматерь с Пророками, Апостолами и Ангелами молящуюся о мире, и своим покровом (омофором) осенявшую Христиан. Видение засвидетельствовано теми, которые имели зрение подобное Андрееву, и прославлено сперва только молившимися в оном храме, потом всею Константинопольскою Церковью и наконец всем Востоком. Церковь , обрадованная толиким благодеянием, установила празднество во славу сего видения, или всегдашнее воспоминание молитвенного ходатайства пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Присно-Девы Марии о Христианах 230 . Церковная служба на праздник покрова Пресв. Богородицы неизвестно кем из Греков составлена, но – как можно видеть из нее же самой – она составлена была в православной России, только что озаренной благодатным светом Божественного Христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Первый день. Поучение 2-е. Покров Пресвятыя Богородицы. (Уроки из празднуемого события). I. Некогда в настоящий день во влахернской константинопольской церкви, в навечерие недельного дня, совершалось обыкновенное всенощное богослужение, при коем, между прочими, находился и св. Андрей, Христа ради юродивый. Среди песнопений и молитв сей человек Божий, в 4 м часу ночи, вдруг узрел на воздухе Богоматерь среди Предтечи Христова и Иоанна Богослова, со множеством ангелов и святых молящуюся за род человеческий, и покрывающую находившихся в храме людей Своим пречистым омофором. Полный духовной радости, прозорливец обратился к другу и ученику своему по духу, святому Епифанию, и спросил его: видит ли он чудо? – «Вижу, отче», отвечал Епифаний, «и ужасаюся». Когда узнано было о таком чуде и прочими находившимися в храме, то всех объял радостный трепет; в умилении сердца начали благодарить Бога и славить всемирную заступницу: – а благочестивый царь Лев и св. патриарх Тарасий положили ежегодно воспоминать сие утешительное событие. II. а) Первое, на чем должно остановиться здесь наше внимание, есть самое явление Богоматери с ликами ангелов и святых. Итак, не напрасно веруем мы, что небожители приемлют великое участие в событиях мира человеческого, что старшие братия наши на небе пекутся о спасении нас – малолетных на земли! На что же им и употреблять свое могущество и свою близость к престолу благодати, если не на вспоможение нам, борющимся в море житейских напастей и попечений? И мы, при всей холодности земного сердца, не можем без чувства сострадания взирать на несчастных, и не редко оказываем помощь: существам ли небесным остаться праздными зрителями нашей духовной и телесной бедности и не простереть над нами своего благодатного покрова. Не напрасно, значит, веруем и тому, что силы небесные присутствуют с нами в храмах! Где же и им быть постояннее, как не там, где особенно присутствует их Царь и Господь? Мы не видим их, потому что сияние небесной славы не выносимо для бренного ока; но они видят нас и все наше, самые наши мысли и желания. Придет время, – и мы увидим их; вступим, если будем того достойны, в самый богосветлый круг их: – а до того времени должны веровать в их присутствие невидимое, и, веруя, как можно чаще посещать храмы Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Удивительно, что и после Своей кончины, воспринявшая блаженство и бесподобную славу на небесах, Пречистая Божия Матерь не может освободиться от скорби: Она скорбит о нас, о наших грехах, почему св. Андрей, Христа ради юродивый, видел Ее в Константинопольском Влахернском храме, как Она обливалась слезами, осеняя молящихся своим омофором. Но больше всех подвигов, давших Пречистой Деве Марии благодать быть матерью самого Бога, был подвиг Ее изумительного смирения. Она Сама об этом засвидетельствовала в словах Своих при свидании с праведною Елизаветою: «Яко призренна смирение рабы Своея; се бо отныне ублажат Мя вся роди» ( Лк. 1:48 ). В силу этого смирения, как свидетельствует церковное предание, Она просила апостолов не восхвалять Ея и как можно меньше говорить о Ней. Поэтому так мало сообщается о Божией Матери в Евангелии. В этом дивном смирении Пречистая Божия Матерь пребывает и ныне, несмотря на то что Она стала выше всех ангелов. В жизнеописании св. Григория Чудотворца епископа Неокесарийского повествуется о Ее видении вместе со св. Иоанном Богословом сему великому угоднику Божию. В ответ на усердную молитву научить его истинам православной веры Она по своему смирению не Сама это сделала, а предложила великому ап. Иоанну Богослову научить св. Григория истинам православной веры. И св. Иоанн Богослов преподал ему это учение, которое по окончании видения дословно было записано св. Григорием и стало потом известно Церкви под названием «Григорио-неокесарийского символа». По этому символу учились православной вере святители Василий Великий . Григорий Богослов и многие другие святые иерархи нашей Церкви. Спрашивается, какой же из всего сказанного следует для нас спасительный вывод, мои возлюбленные о Христе чада? Пречистая Дева Мария была достойна благодати сделаться Матерью Бога благодаря Своим великим духовным подвигам. Войдем и мы в той или иной мере в эти подвиги, чтобы нам быть достойными той возрождающей спасительной благодати, которая делает нас истинными сынами Божиими и наследниками великого райского блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Павлов, «Синодальный акт Константинопольского патриарха Михаила Анхиала 1171-го года о приводе архиереев к присяге», 251, II, 1895, с. 388—393). Со временем их от этого освободили, но роль императора в назначении русских митрополитов хорошо прослеживается по документам вплоть до XV века.    В. И. Ламанский, «Видные деятели западно-славянской образованности», Славянский сборник, I, СПб.. 1875, с. 21.    225, 898 год, I, с. 62; по этому вопросу см., в частности, 214, с. 38—43, 59—85.    Князь Ярослав, сын Владимира, «собра писцы многы, и прелагаше от Грек на Словеньское писание, и списаша книги многи». (225, I, с. 102).    Начальная летопись упоминает, в частности, полный Новый Завет (Апостол и Евангелие), Псалтирь и Октоих; в последней книге содержится цикл песнопений, необходимых для богослужений на протяжении периодически повторяющегося восьминедельного цикла. (225, с. 22).    А. И. Соболевский, «Материалы и исследования в области славянской филологии и археологии». (В кн.: Академия Наук, Отд. русского языка и словесности, Сборник, LXXXVHI, 1910, 3, с. 162—177); 131, с. 60—61. О переводе византийских хроник см. также 165, с. 385—408.    См.: А. Павлов, «Книги законные, содержащие в себе, в древнерусском переводе, византийские законы земледельческие, уголовные, брачные и судебные». (В кн.: Академия Наук, Отд. русского языка и словесности, Сборник, XXXVIII, 3, СПб., 1885), с. 1—92.    Ср. 192.    См. 205, с. 52—54.    О византийской традиции, которую выразили эти три автора, см. 45, I, с. 63—93 (вряд ли, однако, оправдано противопоставление «византинизма» и «русского кенотицизма», которое проводит Г. П. Федотов); см. также 118.    Покров или головное покрывало («мафорион», неправильно передаваемое как «омофор») Богородицы — был главной реликвией, которой византийцы приписывали спасение Константинополя от персов, арабов и болгар. Он хранился во Влахернской церкви. Согласно греческому «Житию св. Андрея Юродивого» (в честь которого был наречен Андрей Боголюбский), ему было видение Богородицы, держащей свой «мафорион» над городом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3288...

Несмотря, однако, на упадок этой святыни, ее все еще продолжают посещать православные жители Константинополя. Мы застали в ней несколько семейств из местных греков, усердно молившихся пред находящеюся здесь древней иконой Богоматери. Любопытно знать: сознают ли современные константинопольские греки все историческое значение Влахернской святыни и чувствуют ли они потребности воссоздать хотя тень того, что составляло славу их великих предков? 76 Незадолго до Первой мировой войны в Константинополе побывала небольшая группа старообрядческих епископов. Один из участников этого паломничества сообщает о тогдашнем состоянии Влахернского храма: «Теперь на этом месте, хотя и существует греческая церковь , но далеко не давнего происхождения. Красиво убранной дорожкой, идущей среди фруктового сада, прошли мы к храму, и весьма скоро осмотрели его немногочисленную святыню, заключавшуюся в нескольких частицах мощей различных святых, вделанных в серебряный ковчежец. На дворе, или, точнее, в саду, неподалеку от церкви, стоит небольшая часовенка, где иеромонах-грек указал нам каменную плиту пола древнего храма, где, по преданию, стоял блаженный Андрей Юродивый во время своего видения Богоматери. Так это или иначе, не поддается проверке (да и не входило это в наши задачи): одно сознание, что мы стоим на том месте, где когда-то незримо присутствовала Божия Матерь с сонмами святых, покрывая грешный мир Своим «блистающим омофором» – приводило душу в молитвенное настроение и создавало в воображении картины великого прошлого» 77 . Золотые ворота От влахернских дворцовых развалин, которые рабочие-турки восстанавливают, можно отправиться вдоль древних «феодосиевых» стен на другой конец города – к знаменитым Золотым воротам. Построенный треугольником, «наподобие паруса корабля», в древности Константинополь был хорошо защищен: с севера и юга его омывало море, а со стороны возделанных полей возвышалась двойная стена с башнями, сохранившимися и доныне. Перу отечественного палестиноведа Ф. Палеолога принадлежит интересное описание Феодосиевых стен, какими они предстали его взору в конце XIX века.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Обретение святого Креста совершилось в царствование святого равноапостольного императора Константина Великого . По сообщениям церковных мать Константина, святая равноапостольная Елена, отправилась по просьбе сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Спасителя, а также святой Крест, находившийся в земле под языческим святилищем Афродиты. Когда святилище было разрушено, обнаружились три креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди. Для того чтобы узнать, какой из крестов есть тот, на котором был распят Господь, иерусалимский епископ Макарий предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной Когда она исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и святой Крест был Макарием для всеобщего обозрения. Основная часть богослужебных текстов этого дня посвящена прославлению Креста как орудия спасения человечества. В конце утрени деревянный крест, украшенный цветами, выносится из алтаря в центр храма, где ему совершается троекратное поклонение с пением «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». При архиерейском служении, а также в некоторых храмах по благословению архиерея совершается чин воздвижения Креста. В этот день предписывается строгий пост, поскольку Церковь вспоминает страдания и крестную смерть Спасителя. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы (1/14 октября) был установлен в честь явления Богородицы святому Андрею Юродивому в Х веке. Святой Андрей во время всенощного бдения в константинопольском храме, переполненном молящимися, подняв глаза к небу, увидел Пресвятую Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную ангелами и святыми. Преклонив колена, Она молилась за христиан, а потом, сняв с головы покрывало (омофор, или мафорий), распростерла его над молящимися людьми. В богослужебных текстах этого дня Божия Матерь воспевается как покровительница и защитница всех христиан от стихийных бедствий и от всякого зла, как молитвенница и ходатаица за них перед Богом.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010