– Существовало ли юродство – не как отдельные случаи, а как явление – в католицизме и протестантизме? – Нет. Я считаю, причина этого в том, что аскетика в православной традиции отличается от католической и протестантской и может принимать более радикальные формы. – Можно ли считать юродство чем-то необходимым или как минимум полезным для жизни Церкви в целом? В том смысле, что юродство снимает напряженность внутри нее или оттеняет проблемы Церкви как земного института, восполняя некоторую формализацию и оскудение духовной жизни? – Я бы предостерег от того, чтобы говорить о юродстве как о некой институции или даже как о феномене, который является постоянным и однозначным. На самом деле, если последовательно читать жития юродивых, можно заметить, что, несмотря на общие для всех черты, перед нами каждый раз новая индивидуальная история. Как я уже говорил, юродство возникает как личное призвание и прежде всего подразумевает путь личной аскезы, а то, что затронутой оказывается и общественная сфера, – это лишь разовое последствие, но ни в коем случае не цель. На фоне общих для всех черт один юродивый от другого очень сильно отличается. Поэтому мне и кажется безосновательным говорить о юродстве так, как будто речь идет о единой институции. Юродивые не открывают своих школ, у них нет учеников. Это прямым текстом выразил святой Андрей Константинопольский, когда отказал пришедшему к нему человеку, который хотел остаться жить рядом с юродивым и стать его учеником. Безусловно, юродивые играют определенную роль в общественной жизни, но, как уже было сказано, гораздо больше по отношению к отдельным лицам, чем к обществу как таковому. Множество юродивых подвергались преследованиям со стороны архиеерев или церковных властей – и поэтому может показаться, что между юродивыми и Церковью как институтом существует напряжение. Но, на самом деле, такое напряжение было не только в случае юродивых. Представители церковной власти преследовали пророков, старцев и даже епископов. И во всех случаях речь идет о людях, наделенных особым даром, благодаря которому они приобретали духовный авторитет и огромное количество почитателей, становясь для них источником духовного обновления и призвания к монашеству.

http://religare.ru/2_94935_1_21.html

Таковые признаки суть: во-первых, житие, если оно современно Андрею, должно быть относимо по его языку (который весьма варварствует) к более позднему времени, чем V в.; во-вторых, говорится в житии, что Андрей, приняв на себя подвиг юродства, «начал ребячествовать по примеру оного древнего, дивного Симеона (cap. 2 fin.), а разумеемый тут Симеон юродивый Сиро-Палестинский жил во шорой половине VI в.; в-третьих, многократно упоминаются в житии Сарацины и Агаряне и в одном месте ясно представляются народом высокоподнявшим рог свой на Византию (cap. 25). «Полагают, что под Львом Великим жития должен быть разумеем Лев Философ (886 – 911). Однако последнего, сколько знаем, никто не называет Великим. Притом, упоминание о Данииле Столпнике как современнике Андрея дает знать, что примирения противоречий или разрешение вопроса о них должно искать иным путем». Сам историк Е.Е. Голубинский время жизни святого определяет: «Преподобный Андрей жил во времена императора Льва Великого (457 – 474), или неизвестно когда позднее». (Церковная история, т. I, вторая половина, с. 350 – 351 и 346). Срезневский также относит время жизни блаженного к более раннему времени, чем IX – X в., указывая также на то, что прозвание «Великий» придавалось обыкновенно тому императору Льву, который царствовал в 457 – 474 гг., и что святой Андрей был современником Даниила Столпника; и потом – «житие говорит довольно часто и много, как о друге Андрея, о молодом Епифании, который позже, уже по смерти Андрея, сделался Константинопольским патриархом. Из Константинопольских патриархов имя Епифания носил только один тот, кто был на престоле в 520 – 535 гг., бывши пред тем пресвитером Софийской церкви и синкелом; о нем, следовательно, одном может быть речь в житии Андрея юродивого. Андрей жил, как сказано в житии, 66 лет и умер, как можно предполагать из того, что Епифаний еще не был пресвитером, значительно ранее 520 г. Предположив, что он умер в 510 г, признаем, что он родился в 444 г. и что при начале царствования императора Льва ему было 13 лет, а при конце – 30 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поучение к поселянам в день Покрова Пресвятой Богородицы Ныне у нас праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Что же такое значит Покров Богородицы? Почему он ежегодно празднуется в нашей Церкви? Думаю, что не всем вам это известно. А потому считаю долгом своим рассказать вам историю нынешнего праздника, а из истории извлечь и слово назидания. В той стране, где живут теперь турки, есть город Константинополь. В старину этот город был цветущий и знаменитый; принадлежал он к греческому государству и был столичным городом; процветал он также и верою христианскою. Отсюда-то, т. е. от греков, и мы приняли эту веру. К этому-то славному городу за девятьсот слишком лет до нашего времени подошли неверные сарацины, чтобы завладеть им, и уже начали входить в самый город. Христиане Константинопольские пришли в страх и уныние. Не надеялись они на свою силу, чтобы справиться с силою сарацинскою и победить ее. И вот они прибегают к помощи самой Царицы небесной, спешат во Влахернскую церковь на моление, а в этой церкви, по случаю воскресного дня, совершалось всенощное бдение. Народу сошлось много, и все молились усердно, с сокрушенным и смиренным сердцем. Но между молящимися в этом храме был еще и св. человек – Андрей, Христа ради юродивый, с учеником своим Епифанием. Он еще с большим усердием молился Царице Небесной за род христианский. И когда все молились и плакали, – на воздухе, под сводами храма явилась Божия Матерь с ангелами и св. мужами, молилась к Сыну своему, и Богу и своим честным омофором покрывала молящихся в храме. Сие-то чудное явление удостоился видеть святой Андрей, когда он возвел к небу свои молитвенные взоры. С неописанною радостью в душе, указывая на это чудное явление, св. Андрей вопрошает ученика своего Епифания: «видишь ли, брате, Ходатаицу мира, молящуюся за ны“? – «Вижу, св. отче, отвечает смиренный ученик, вижу и ужасаюся.“ Тогда св. Андрей рассказал всем, что он видел, и все прославили Царицу Небесную, как свою Ходатаицу и Заступницу пред Богом. Скоро после сего враги церкви Христовой были побеждены и прогнаны. С того времени Церковь положила ежегодно праздновать Покров Пресвятой Богородицы 1-го октября, в тот самый день, в который совершилось это самое событие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Из описания этого видения мы видим, какою духовною силою обладал блаженный Андрей, наподобие той, какая была у преподобного Серафима Саровского. Потому что и того, и другого святого почтила своим посещением сама Дева Мария со многими святыми! Глава 5. Кончина блаженного Андрея Умер блаженный Андрей следующим образом… Однажды под вечер он пришел домой к Епифанию – своему духовному ученику. Они всю ночь проговорили. Их беседы помещены в житии в специальных разделах «Вопросы и ответы» и «Откровения Андрея о конце мира». Среди прочего святой предрек Епифанию то, что он будет Патриархом Константинопольским. Под утро учитель с учеником простились. Андрей знал, что шел умирать. Он помолился и благословил Епифания. Юноша горько плакал при этом. Затем блаженный вышел на улицу, походил немного по городу и в одном из портиков лег. Там он мирно, с улыбкой на лице, испустил дух, предав свою святую душу в руки Господу. От тела его исходило очень сильное благоухание – аромат мира и фимиама – так что жители из соседних домов вышли на улицы. Как повествует житие, «поток мира, чудесно изливающийся от останков его, словно река». Его святые мощи нашла одна женщина, она побежала сообщить своим соседям, но, когда они пришли на место блаженной кончины, тела Андрея там не было, только сильный аромат мира и фимиама исходил из того места. Закончить же повествование об Андрее, Христа ради юродивом, хочется словами отца Никифора: «Останков же праведника нигде не смогли обнаружить, потому что Господь перенес их по Своему решению в те места, которые знает один лишь Он, ведающий даже о тайных подвигах святого. Скончался же блаженный Андрей, тайное солнце и столп огненный, высотою с небо, бедный странник и безумец ради Господа, отвергаемый всеми, в месяце мае, 28-го дня, проведя 66 лет в тайной борьбе – но Богу его служение было известно». Глава 6. Покров Пресвятой Богородицы, или Промысел Божий по отношению к Руси На Руси всегда любили блаженных, юродивых. Путь Православия отличался от христианства в эллинских странах. Интеллектуалам-грекам нужна была доказательная база правоты христианства. Именно потому в эллинском мире появлялись святые, которые не только вели праведную жизнь во Христе, но были еще и выдающимися богословами. Это и святой мученик Иустин Философ, и святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, и многие другие.

http://pravoslavie.ru/97822.html

4) Если бы святой Андрей жил в V и начале VI века, то трудно представить, чтобы не сохранилось первого жития его и вообще никаких сведений о нем и даже самого имени его у разных писателей четырех столетий от VI до X. Если бы при писателе X века была запись об Андрее от VI века, то она известна бы была в X веке и другим и послужила бы обличением писателя, распространившего краткое житие в громадную книгу событиями позднейшими. 5) Если бы святой Андрей жил в V или в начале VI века до блаженного Симеона Емесского, то едва ли бы Константинополь уступил первенство подвига жителя его святого Андрея городу Емесе. Подвиг новый для Царьграда и поразительный не мог быть не замечен. Святой Андрей прославлен был еще при жизни от Бога знамениями и чудесами. Если признать, что пророчество его о церкви апостолов Петра и Павла после изведения его из рва этими апостолами и прекращение моровой язвы молитвой совместно с преподобным Даниилом, описано современником его и преподобного Даниила, дожившим до второй половины VI века, до восстановления церкви апостолов (552 г), то в VI веке современники Андрея считали его святым и великим чудотворцем, а между тем и имени его не упоминалось до X века, тогда как канон блаженному Симеону Емесскому написан около половины IX века знаменитым песнописцем Феофаном, митрополитом никейским, в монашестве долго подвизавшимся в Константинополе за почитание святых икон; память святого Симеона находится и в месяцесловах самых древних, дошедших до нас от IX века (Синайском I и Неаполитанском) и в полном месяцеслове X или начала XI века императора Василия II. 6) Нахождение имени святого Андрея в синаксарях XII века константинопольского происхождения сильно свидетельствует о поздней жизни его. Он в первый раз встречается в синаксаре Маврикия диакона, во всяком случае члена клира константинопольской церкви Софии (премудрости Божией), при которой был и священник Никифор. Писатель синаксаря, если не был близок ко времени жизни святого Андрея, Епифания и священника Никифора, то был весьма близок к этим лицам по месту жительства и службы и, конечно, он мог иметь о жизни святого Андрея и другие сведения, которые до нас не дошли.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

И смотри: угроза, что гневающийся на брата своего всуе, повинен есть суду (Мф. 5:22), и следующие затем Его заповедания — се врачевания раздражительной части. Эту заповедь и прочие, положенные вместе с нею, враг покушается низвратить внутри посредством помыслов любопрительства?, злопамятства и зависти. Знает этот противоборец (наш и Божий), что правитель раздражительной части есть сила мысленная. Почему в нее прежде и пускает стрелы посредством помыслов, подозрения, зависти, любопрения, сварливости, лукавства, тщеславия и склоняет мысленную силу сложить с себя свойственную ей власть и, отдав бразды самому раздражению, оставить его без всякого управления. Тогда раздражение, отбросив своего управителя, без удержи износит чрез уста в словах все, что прежде вложено было в сердце, что усокровиществовано было в нем дотоле посредством вражеских помыслов, при нерадении ума. (Затем сделано подобное описание брани в пожелательной и мысленной части души и в заключение говорится Добре управляемая тричастность удерживает чувства от всего безместного. И тогда ум, пребывая в тишине, при управлении прочих сил по Божиему и при послушности их, удобно одерживает верх в мысленной брани. Когда же по невниманию допустит он прийти в смятение прочим силам, тогда, будучи преодолеваем прилогами лукавого, преступает он Божественные заповеди. За преступлением же заповедей всячески следует или соответственное покаяние, или мука в будущем веке (преподобного Филофея Синайского «40 глав о трезвении»). Из жития святого Андрея, Христа ради юродивого...     Из жития святого Андрея, Христа ради юродивого, составленного Никифором, священником Софийской Константинопольской церкви, очевидцем 1. Святой Андрей такое видел сонное видение в начале своего подвига. «Вижу я себя, говорил блаженный, в царских палатах, и Царь, увидев меня, подозвал к Себе и сказал: «Хочешь служить Мне всею душою? И Я сделаю тебя знатным вельможею при Моем дворе». Я ответил Ему: «Кто же отказывается от добра, Владыко мой. Я сильно сего желаю».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4130...

Один из самых известных византийских юродивых — святой Андрей Константинопольский — был мирянином, а среди русских юродивых можно найти монахов — святой Феофил Киевский и несколько сестер Дивеевского монастыря. В целом же распорядок общежительного монашества не очень сочетается с той формой подвижничества, которую предполагает юродство, то есть полностью независимое существование. Поэтому нет ничего удивительного, что среди юродивых больше мирян, чем монахов. — Люди рационалистических взглядов считают юродивых психически больными или слабоумными. Есть ли своя правда в таком подходе? — Учитывая, что юродивые действительно бывают похожи на сумасшедших, стороннему наблюдателю и даже проницательному психиатру будет сложно отличить их от душевнобольных. Но разница между юродивым и психом как раз в том, что юродивый — не псих. Духовники юродивых, их близкие и просто те, кто незаметно наблюдали за ними, — все говорили о том, что в личном общении юродивые ведут себя совершенно нормально. Вся ценность юродства заключается в том, что люди становятся такими добровольно и свободно. В то же время, если анализировать поведение некоторых юродивых, оно покажется внешне иррациональным. Но если обратить внимание на контекст — на конкретную ситуацию, в которой говорит и действует юродивый, станет видно, что все здесь совершенно разумно и продуманно: его слова, на первый взгляд бессвязные, и его действия, на первый взгляд бессмысленные, на самом деле адресованы конкретному человеку, который в этот момент перед ним находится, — и этот человек может «расшифровать» в словах и действиях юродивого прямой ответ на свой внутренний вопрос. В этом — громадное отличие юродивого от просто душевнобольного, который полностью замкнут на себе и чьи поступки не могут иметь никакого смысла для других. — Чем вызывающее поведение юродивых отличалось от столь же вызывающего поведения шутов, скоморохов, да и просто хулиганов? — Шут — это наемный рабочий, своего рода придворный чиновник, задача которого — развлекать монарха или честно высказывать ему что-то, что другие придворные от него скрывают, потому что боятся впасть за это в немилость.

http://pravmir.ru/xrista-radi-sumassheds...

   Христа ради юродивый тоже свободен по той причине, что ему «нечего терять»: но не потому, что у него все отобрали, а потому что он сам отрекся от всего. У него, как и у Бобынина, нет ни собственности, ни семьи, ни положения, и потому он может говорить правду с пророческой смелостью. Его нельзя прельстить славой, ибо он не тщеславен; боится же он одного Бога.    Феномен юродства Христа ради не ограничивается Одной лишь Россией. Начиная с IV столетия, он присутствует также в греческом и сирийском христианстве. Юродивых можно встретить и на христианском Западе, и даже вне христианской традиции, например, среди еврейских хасидов, исламских суфииев и дзен-буддистов.    Это универсальная фигура. В восточном христианстве одним из ранних проявлений, – а возможно, и самым ранним, – было не мужское, а женское юродство. Это неизвестная монахиня, описанная Палладием в « " Лавсаик " е», которая жила в четвертом столетии в Верхнем Египте в женском монастыре Устава Св. Пахомия. Прикидываясь сумасшедшей, она обматывала голову тряпьем вместо монашеского куколя и в таком виде работала на кухне. Ей доставалась самая тяжелая и грязная работа, она была презираема, унижаема и оскорбляема другими монахинями. Однажды монастырь посетил известный аскет Питирим. Ко всеобщему удивлению, он упал к ее ногам, испрашивая благословения. «Она же сумасшедшая (sale)», – запротестовали монахини. «Это вы сумасшедшие, » – ответил Питирим. «Она ваша amma (духовная мать) – моя и ваша». Спустя несколько дней монахиня, дабы избежать почитания, скрылась, и больше о ней не слышали. «И куда она подалась, – добавляет Палладий, – куда исчезла или как умерла, никто не знает». Кажется, даже имя её никому не известно.    И снова мы видим, что юродивый неуловим: он никому не известен, таинственный, всем и всегда чужой.    В греческой традиции особым почитанием пользуются двое юродивых: святой Симеон Эмесский (VI в. ) и святой Андрей Константинопольский (IX в. ). Симеон – личность историческая. Он жил в середине или конце VI века, и о нем, в частности, упоминает его современник, церковный историк Евагрий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3484...

Подпишитесь на наш Телеграм Богородица Оранта. Мозаика. Собор Святой Софии, Киев. XI в. Что рассказать детям о празднике Покрова Божией Матери? Кажется, такая простая история и рассказ может получиться простым и коротким. Но хочется этот день не формально отметить, а по-настоящему прочувствовать и вместе с близкими отпраздновать его. В поисках информации открываю тематическую страницу праздника на портале «Предание», читаю, удивляюсь. Давно знакомая история обретает свежие краски и новые смыслы. Древнему византийскому святому Андрею Юродивому явилась во Влахернской церкви Божья Матерь, покрывающая людей своим омофором. Спустя два века русский князь Андрей Боголюбский, восхищаясь жизнью и подвигом своего константинопольского тезки, установил в честь этого явления праздник — Покров Пресвятой Богородицы. В. М. Васнецов. Князь Андрей Боголюбский Благодаря своему особому расположению в календаре день Покрова Пресвятой Богородицы стал на Руси ежегодной вехой, означающей окончание летних трудов и наступление холодных месяцев. Вот читаешь Ивана Шмелева «Лето Господне» , а там к Покрову у деревенских людей все дела заканчиваются, «самая осень наступает: дожди студеные, гололед». Работать по-прежнему уже невозможно, припасы на зиму заготовлены, приходит время посиделок, разговоров, время покоя и отдыха. Можно устроиться по уютнее и насладиться зимними радостями. А Горкин говорит: «Все у нас запасено, зима идет, а мы ухитимся потеплей, а над нами Владычица, Покровом своим укроет… под Ее Покровом и живем. И скажет Господу: «Господи, вот и зима пришла, все наработались, напаслись… благослови их. Господи, отдохнуть, лютую зиму перебыть, Покров Мой над ними будет». Как же это мудро — в теплое благодатное время потрудиться самому, а лютой зимой предать себя чьему-то заступничеству. Когда о тебе заботится сильный и крепкий покровитель, можно быть безмятежным, как в детстве. Есть, правда, опасность. Как тонко замечает святитель Иннокентий Херсонский в Слове в день Покрова Пресвятой Богородицы , земные покровители бывают непостоянны, а благодеяния их иногда не полезны. Вот князь Андрей Боголюбский и выбрал для своего народа самую сильную заступницу и помощницу в опасности — Божью Матерь. Оглядываешься на прошлое и удивляешься, как разумно организована жизнь ушедших поколений: всему свое время, место и название, во всем порядок. Даже звон колокольный есть особый — Покровский звон , строгий уже, будто зимний.

http://blog.predanie.ru/article/pokrov-b...

А все вы, у которых есть Новый Завет, знаете, хорошо знаете, как огромно значение этого непосредственного Божественного Откровения, которое получил Апостол Иоанна. Ибо как велико, как Богодухновенно написанное им Евангелие. Среди всех книг, написанных гениями человечества, мудрейшими людьми и даже святыми людьми, нет книги, которая по силе слова, по величию примеров, по знанию тайн Божиих могла бы сравниться с Евангелием, написанным Иоанном Богословом. Знаете, как поразительно глубока и необычайна первая глава Евангелия от Иоанна, которую слышим только раз в год на литургии величайшего праздника Воскресения Христова. На этом Евангелии Богослова лежит необычайно яркая печать величайшей премудрости, величайшего знания тайн Божиих. А если так, то, конечно, и о нем надо сказать, что эту силу слова он мог получить только непосредственно от Самого Бога. Воздадим же хвалу и благодарение Богу за то, что устами великого Апостола и Евангелиста открыл Он нам величайшие, святейшие и нужнейшие тайны Свои. Аминь. 1958 г. В день Покрова Пресвятой Богородицы Много раз являлась Пресвятая Богородица отдельным великим святым, обычно в сопровождении одного или двух апостолов Христовых, а преподобному Серафиму Саровокому являлась и одна. Но никогда и никому не являлась Она в такой славе, как в Константинопольском Влахернском храме, в этот великий праздник, именуемый Ее Покровом. В храме было множество народа, и в его числе стояли блаженный Андрей, Христа ради юродивый с учеником своим Епифанием. Совершалось всенощное бдение. Народ горячо молился об избавлении от нашествия варваров, которые уже подошли к самому Константинополю. Около четырех часов утра блаженный Андрей внезапно увидел под сводами храма стоящую на облаках Пресвятую Богородицу, окруженную сонмом Ангелов, апостолов, пророков, святителей и множеством великих святых. Блаженный Андрей спросил Епифания: «Видишь ли ты Госпожу и Царицу Мира?», — «Вижу, отец мой духовный, и ужасаюсь», — ответил Епифаний. На глазах их обоих Пресвятая Богородица сошла вниз, вошла в алтарь и долго молилась Богу, стоя на коленях пред престолом. Потом встала, вышла на амвон и, сняв с себя сиявшее небесным светом и блиставшее молниями большое покрывало, распростерла его над всем молящимся народом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010