Затем до конца говорится об Епифании и в связи о событиях, бывших при нем и при современном ему священнике Никифоре (155–237). Итак во всем житии нет ничего современного Льву Великому – Макеллу и преподобному Даниилу столпнику, все относится к позднейшему времени, точнее, к IX и к X векам, кроме названия Льва Мудрого Великим и небольших двух вставок о церкви апостолов Петра и Павла и о преподобном Данииле столпнике. Повторим кратко сказанное выше. Святой Андрей начал подвиг при Льве Мудром, а не при Льве Макелле. 1) От начала почти жития, от упоминания о Симеоне юродивом, по примеру которого блаженный Андрей начал подвизаться, до самого конца жития есть немало ясных указаний на то, что святой Андрей подвизался много позднее V или начала VI века. Особенно много говорится в житии святого Андрея об Епифании, будущем патриархе. Во всем житии, по изданию Археографической Комиссии, 158 столбцов (80–237); из них на 132 столбцах, почти от начала жития, говорится об Епифании или о событиях современных Епифанию 70 . События же показывают, что Епифаний жил долгое время после Льва Макелла. Ему святым Андреем предсказывается, что Иллирик и Египет, отторгнутые от греческой империи в VII веке, опять к ней присоединятся, он жил после VI вселенского собора, при нем была мироточивая икона Богоматери и прочее. Из патриархов же константинопольских, начиная с V до X веков, ни к кому нейдут черты юноши Епифания, кроме патриархов X века Полиевкта, Антония или Николая Хрисоверга. Таким образом все в житии святого Андрея, одно другое взаимно подтверждая, показывает, что святой Андрей подвизался в X веке. 2) Все вообще житие, судя по слогу, тону и образу мыслей, принадлежащее одному автору, написано в позднейшее время – упадка греческого языка и Византийской империи. 3) Так как писатель жития, как видно из самого жития, жил около X века, так как в начале этого века царствовал благочестивый царь Лев и потом к концу его жил патриарх, свойства которого соответствуют чертам юноши Епифания, то странно было бы представлять, что измышленный автором жития Епифаний случайно соответствовал патриарху Константинопольскому. Совпадение имен царя и свойств патриарха и только в X веке, без сомнения, неслучайное, ясно говорит за то, что святой Андрей начал свой подвиг при Льве Мудром и только при этом царе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

6) Андрей цареградский (2 окт.) жил в X веке, родом скиф 32 , а не славянин, нотарий некоего константинопольца Феогноста при Льве Премудром. Его жизнь описал пресвитер Софийской церкви в Царьграде Никифор 33 . Время его жизни определяется различно: проф. Голубинский относит его «юродство» ко второй половине V-ro века; проф. Срезневский к VI в. 34 , а преосв. Сергий говорит, что смерть св. юродивого Андрея падает на 940 г. и во всяком случае не позднее 950 г. 35 . По мнению преосв. Сергия житие св. Андрея дает повод относить время его подвижничества к Царствованию Льва VI Мудрого (886–911), а не к царствованию Льва I Макелла (457–474), т. к. во всем житии нет ничего современного Льву I Макеллу и преп. Даниилу Столпнику († 489), упоминание о котором внесено в житие не составителем его, а позднейшим интерполятором. Судя по слогу, по тону и образу мыслей, житие св. Андрея писано в позднейшее время – в эпоху упадка греческого языка именно, в конце X или в начале XI в. Если бы святой Андрей жил в V или VI в., то трудно допустить, чтобы до X в. о нем не сохранилось никаких сведений у церковных писателей, тем более, что подвиг его был особенный и поразительный. Затем и имя его встречается в синаксаре XII в., составленном диаконом константинопольской церкви св. Софии Маврикием; позднее упоминание о св. Андрее в синаксаре константинопольской церкви свидетельствует и о поздней жизни его 36 . 7) Исакий монах Печерский (в мире – Чернь, 14 февр.), бывший Торопецкий купец, жил в XII в. и был современник св. Антония и Феодосия. Сведения о нем заключаются в Киево-Печерском Патерике под 14-м февраля; он † 1090 г. 8) Авраамий Смоленский (21 авг.) жил тоже в XII в. при князе Мстиславе и по мнению преосв. Филарета, митр. Московского, умер настоятелем монастыря положения ризы Богоматери не позже 1220 г. 37 . Житие его – в сокращении из Великих четий-миней – у Димитрия, митр. Ростовского. 9) Прокопий Устюжский (8 июля), жил в XIII в., родом Варяг (по минеи), или немец (по прологу), купец; крещение принял не от Варлаама Хутынского (как говорится в Четиях-минеях), так как последний † 1192 г., а Прокопий столетием позже в 1303 г., а от Варлаама Прокшинича, умершего в Хутыне в 1243 г. 38 . По мнению проф. Ключевского предания о св. Прокопие и его чудесах стали записывать со второй половины XV века 39 . Савваитов говорит, что св. Прокопий † 1285 г., а Карамзин в Истории государства российского (IV, прим. 206) год его кончины показывает 1303 г. Преосвященный Сергий архиеп. Владимирский считает карамзиновское показание более верным потому, что из надписи на чудотворной иконе Устюжской Божией Матери видно, что чудо избавления Устюга по молитвам св. Прокопия было в 1290 г. 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Октябрь Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г. К оглавлению 1 октября Праздник Покрова Пресвятой Богородицы В первой половине X века в Царьграде жил великий подвижник Андрей Юродивый, сподоблявшийся чудных духовных видений и великих откровений. Однажды он пришел в знаменитый Влахернский храм, где хранилась риза Богоматери с Ее омофором и частью пояса. Омофор — это покрывало, которым иудейские женщины покрывали голову и которое спускалось до ног. Блаженный Андрей пришел в храм отстоять всенощную. Его сопровождал юный почитатель его Епифаний, бывший впоследствии, с именем Полиевкта, патриархом Константинопольским. Блаженный Андрей обыкновенно подолгу оставался в церквях и после окончания службы. На этот же раз всенощное бдение продолжалось долго. В четвертом часу ночи Епифаний увидал Пресвятую Богородицу, идущую от царских врат в великой славе. Ее поддерживали Иоанн Креститель и апостол Иоанн Богослов. Окружало Пресвятую Богородицу множество святых в белых и сияющих одеждах, и все они пели духовные гимны. Пресвятая Владычица приблизилась к амвону. Думая, не есть ли это видение искушение для него, блаженный Андрей спросил Епифания: — Видишь ли Госпожу и Царицу мира? — Вижу и ужасаюсь, — отвечал Епифаний. Между тем Пречистая Богородица преклонила колена и долго молилась, и слезы стекали по ланитам Ее. Богоматерь прошла в алтарь и долго еще там молилась за народ. Затем Она вышла оттуда, сняла бывшее на Ней головное покрывало и, торжественно держа его в руках, распростерла над всеми молящимися, как бы покрывая им их. За всем этим следили св. Андрей и Епифаний, пока видение не исчезло. Андрей передал о нем народу, и рассказ его произвел сильное впечатление.

http://sedmitza.ru/lib/text/440308/

Житие Андрея Юродивого Подготовка текста, перевод и комментарии А. М. Молдована Книга об Андрее Цареградском была весьма популярна на Руси, о чем говорит большое количество (более 200) дошедших до нас древнерусских списков. Ее успех у читателя объясняется, во-первых, необыкновенной занимательностью содержания и превосходными достоинствами перевода; во-вторых, – тем обстоятельством, что в наиболее распространенном у славян древнерусском переводе Андрей представлен как славянин (так переведено греческое σκθης), а в более поздних списках как «русин» и даже новгородец. Особым вниманием это произведение пользовалось также ввиду содержащегося в нем свидетельства о явлении Богоматери святому Андрею и Епифанию в константинопольском Влахернском храме, на основании которого был установлен на Руси праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Греческий оригинал Жития, если верить заключающей его записи, был написан в Константинополе священником храма Софии Никифором. Ряд упоминаемых в Житии лиц и городских реалий указывает на то, что главный персонаж повествования Андрей жил в V в., и хотя автор изображает события так, словно он был современником и другом Андрея, на самом деле это не более чем литературный прием, ибо, судя по другим особенностям содержания Жития, оно не могло быть написано ранее конца IX или начала X в., при этом Никифор, по-видимому, просто воспользовался более ранними преданиями. Юродство во Христе, столь же древнее, как и само христианство , во все времена сопутствовало ему, являя себя наиболее ревностной и самоотверженной преданностью высшей небесной правде, преподанной Исусом Христом. «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, – разъяснял апостол Павел, – тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» ( 1Кор. 3, 18–19 ). Юродивые по-своему воспроизводили земной подвиг Христа. Живя среди людей в отличие от монахов-пустынников и отшельников они подвергали себя наиболее трудным и жестоким соблазнам и испытаниям, ежедневно и ежечасно обличая безумие мира сего и самим своим видом и парадоксальными речами и деяниями напоминая о присутствии высшего Судии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но это, очевидно, написано Пахомием по предположению, что так должно быть; написано это спустя около 300 лет по установлении в России этого праздника. В последнее время в одной книге написано: «в царствование Льва VI Философа (886–911), в начале X века в 909 году (?), во время вторжения Сарацин в пределы Греческой империи, святой Андрей юродивый и ученик его Епифаний, находясь в первый день октября во Влахернском Константинопольском храме, в коем хранилась риза Богородицы, при всенощном воскресном пении видели на воздухе чудное явление Пресвятой Девы Богородицы… Впрочем, по случаю разных смут в царстве греческом, там день Покрова не внесен в число праздничных. Честь установления этого праздника принадлежит церкви Российской» и проч. 74 . При этом сделано указание на летопись Зонары о Льве Философе. Но ни у Зонары, ни у другого какого-либо греческого историка, как сказано нами выше, ничего не говорится о явлении Богоматери святому Андрею и Епифанию при Льве Мудром. При этом царе были сражения с сарацинами в разные времена, для греков счастливые и несчастные; победы свои греки приписывали вообще заступлению Богоматери, покровительницы Константинополя. Равным образом нет никаких исторических оснований утверждать, что явление Богоматери св. Андрею и Епифанию было первого октября в день воскресный; в житии святого Андрея говорится, что оно было некогда во время всенощного славословия в четвертый час ночи. Всенощное славословие могло быть и не в день воскресный. Во Влахернском храме всенощное славословие во славу Богоматери совершалось по субботам. Празднование же положения ризы Богоматери было 2 июля. Объяснение, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы не установлен в греческом царстве по причине смут, очевидно неестественное; но то верно, что этот праздник установлен в России.   I. В первый раз сведение об установлении этого праздника встречается в списках древнейшего славянского пролога. Этот пролог есть тот же почти месяцеслов императора Василия II (975–1025), который содержит краткие сказания о святых всего года.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Вместе со всеми горожанами молились Андрей юродивый и верный ученик его Епифаний, ставший впоследствии шестьдесят седьмым по счету патриархом Константинопольским… И вдруг словно не стало кровли храма, все озарилось дивным светом, и увидел Андрей Царицу Небесную, шествующую от царских врат. Ее окружали святые пророки, апостолы, Ангелы, славящие Пречистую хвалебными именами. А рядом с Богородицей, поддерживая Ее, шли Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов. От лика Богородицы исходил неземной утешный свет. «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящую о нас?» — спросил Андрей юродивый Епифания. «Вижу, святый отче, и трепещу», — ответствовал тот. И видели они, как, преклонив колена, молилась Пречистая за христиан со всех концов земли, как, сняв с главы Своей подобно молнии блиставшее покрывало, распростерла его над молящимися. И стало покрывало столь огромным, что покрыло собою весь православный мир. «Видишь ли, брате?..» — «Вижу, святый отче…» И пока стояла Пречистая во Влахернском храме, был ясно виден и Ее святой покров, а по отшествии Ее и покров сделался незримым. Было это чудо явлено в воскресенье 1 октября в царствование императора Византии Льва VI Мудрого. Точный год неизвестен и не так уж важен, ибо было это всегда и всегда пребудет — моление Пречистой о грешном роде человеческом. Много свидедетельств чудесной защиты Богородицы и покрова Ее знал Константинополь. В ту самую ночь, когда простерла Она Свой покров над молящимися во Влахерне, бежали сарацины. А еще раньше опущенная в воды залива Золотой Рог риза Богородицы спасла город от скифов, чуть позже — от агарян, в 866 году — и от набега русских язычников Аскольда и Дира с дружиной. Случилось так, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы православные начали отмечать не в Царьграде, где случилось само это чудо, а на Руси, где среди дремучих лесов и ледяных равнин жили непонятные для византийцев люди, чьи ладьи не раз появлялись в водах Босфора. Со времен Аскольда и Дира они изменились — крестились, приняв Православие, стали украшать свою землю великолепными храмами, писать дивные иконы, славить Пресвятую Богородицу и Предвечного Сына Ее.

http://pravoslavie.ru/1938.html

Прп. Никита Стифат. Жизнь Симеона Нового Богослова. 55 (рус. пер.: Указ. изд. С. 136). La vie de saint Cyrille le Phileote. XV. 1–3. Филофей, патриарх Константинопольский. Житие преподобного Саввы Нового. С. 50. Там же. С. 47–48. Указания Палладия недостаточны, чтобы определить, идет ли речь о безумии на основе одержимости или о двух разных состояниях, проявляющихся поочередно или вместе (Палладий. Лавсаик. 36). Житие и деяния аввы Симеона…//Византийские легенды. С. 69, 74. Vie et recits de l’abbe Daniel. P. 67–70. Житие Андрея Юродивого. 70: PG. 111. Col. 712A. John of Ephesus. Lives of the eastern saints. P. 166. Ibid. P. 168. Житие и деяния аввы Симеона…//Византийские легенды. С. 71–72. Евагрий Схоластик. Церковная история. I. 21. Sophrony, archimandrite. Des fondements de Tascese orthodoxe//Messager de l´exarcham du Patriarche russe en Europe occidentale. 1954. 17. P. 35. Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. 58 (рус. пер.: Указ. изд. С. 310). См.: Прпп. Варсонофий Великий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. 79, 304; Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. 37, 57. Прп. Макарий Египетский. Духовные беседы. 15.24 (рус. пер.: Указ. изд. С. 123; греч. текст см.: Homiliae Spirituales. XV. 26//PG. 34. Col. 593). См.: Апофтегмы (систематическое собрание). 16. 16–18 (рус. пер.: Древний патерик. С. 308–309). Apophtegmes. N 592/54. Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. 22. 39 (рус. пер.: Указ. изд. С. 148). Там же. 25. 45 (рус. пер.: Указ. изд. С. 171). Прпп. Варсонофий Великий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. 304 (рус. пер.: Указ. изд. С. 218). Там же. 79 (рус. пер.: Указ. изд. С. 61). La vie de saint Cyrille le Phileote. XV. 2. См.: Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. 22. 39. См.: Прп. Максим Исповедник. Главы о любви. 4. 42. Например, святой Андрей Юродивый «мочится перед прохожими». Будучи избит одним из них, он бросается к его ногам и лижет их, «как собака» (Житие Андрея Юродивого. 68: PG. 111. Col. 708D—709B). Для ночлега он ищет мусорные свалки, где ночуют бродячие собаки (Там же. 18,65,68: PG. 111. Col. 649C, 705В, 709А). Притворяющаяся пьяницей монахиня из обители аввы Иеремии днем проводит много времени распростертая на земле, а ночью устраивается рядом с отхожим местом (Vie et recits de l’abbe Daniel. 7). Прп. Савва Новый окунается в «водоем, полный тины и червей», и вылезает из него «весь черный от грязи и полный зловония» (Филофей, патриарх Константинопольский. Житие преподобного Саввы Нового. С. 45).

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-psix...

Октябрь 1 октября Икона Кукузелисса Эта икона находится на Афоне, в лавре Афанасия. Так названа она по имени св. подвижника XII века Иоанна Кукузеля. Однажды в субботу, после всенощного бдения, после того как пропел акафист Пресвятой Богородице, Иоанн сел против иконы и слегка задремал. «Радуйся, Иоанн! – вдруг произнёс кроткий голос. – Пой и не переставай петь, Я не оставлю тебя». И Иоанн увидел в сиянии небесного света стоявшую пред ним Божию Матерь. Она положила в руку его златницу и стала невидима. Иоанн проснулся и увидел в своей руке златницу. Эта златница была привешена к иконе, и с тех пор стали совершаться чудеса как от иконы, так и от самой златницы. Покров Пресвятой Богородицы В первой половине X века в Царьграде жил великий подвижник Андрей Юродивый, сподоблявшийся чудных духовных видений и великих откровений. Однажды он пришёл в знаменитый Влахернский храм, где хранилась риза Богоматери с Её омофором и частью пояса. Омофор – это покрывало, которым иудейские женщины покрывали голову, и которое спускалось до ног. Блаженный Андрей пришёл в храм отстоять всенощную. Его сопровождал юный почитатель его Епифаний, бывший впоследствии, с именем Полиевкта, патриархом Константинопольским. Блаженный Андрей обыкновенно подолгу оставался в церквях и после окончания службы. На этот же раз всенощное бдение продолжалось долго. В четвёртом часу ночи Епифаний увидал Пресвятую Богородицу, идущую от царских врат в великой славе. Её поддерживали Иоанн Креститель и апостол Иоанн Богослов. Окружало Пресвятую Богородицу множество святых в белых и сияющих одеждах, и все они пели духовные гимны. Пресвятая Владычица приблизилась к амвону. Думая, не есть ли это видение искушение для него, блаженный Андрей спросил Епифания: – Видишь ли Госпожу и Царицу мира? – Вижу и ужасаюсь, – отвечал Епифаний. Между тем Пречистая Богородица преклонила колена и долго молилась, и слёзы стекали по ланитам Её. Богоматерь прошла в алтарь и долго ещё там молилась за народ. Затем Она вышла оттуда, сняла бывшее на Ней головное покрывало и, торжественно держа его в руках, распростёрла над всеми молящимися, как бы покрывая им их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

В конце жития святого Андрея говорится, что он скончался 28 мая, 66 лет подвизавшись тайно; так по переводу в Макарьевской минее; но Конрад Яннинг, издавший это житие в Деяниях Святых, переводит это место с греческого языка на латинский так: «скончался 28 мая на 66 году своей жизни, тайно подвизаясь, будучи ведом Богу». Задолго до Яннинга и в севастьяновском переведено: «скончасе... месяца майя 28 (…) день 66 (…) лет (то есть, имея) подвигом добрым подвигсе отай». Если признать правильным перевод Макарьев. минеи: «60 и 6 лет подвиг подвизался отай, Богу же ведом сый», то надобно признать, что под подвигом разумеется вся жизнь святого Андрея и что в определении времени жизни или подвига допущена писателем жития неточность или неопределенность, или вкралась ошибка 14 , иначе 1) число лет жизни Андрея останется неизвестным, а обыкновенно в житиях святых означается время всей жизни их; духовнику святого Андрея, знавшему его от юности его, хорошо должны быть известны лета всей жизни его. 2) Если положить, что святой Андрей начал свой подвиг, будучи 20–25 лет, и подвизался потом 66 лет, то он прожил 86–90 лет с лишком. Но при весьма страдной, исполненной лишений, жизни его, при необычайных его подвигах, при озлоблениях и биениях от разных лиц трудно дожить до 86–90 лет. 3) Писателю же жития святого Андрея священнику Никифору надобно будет дать более 120 лет, ибо, по житию святого Андрея, священник Никифор, старший его летами, жил долго по смерти его и пережил юношу Епифания, бывшего после кончины святого Андрея сперва не мало лет иноком, а потом патриархом в Царьграде. Должно заметить, что слог жития святого Андрея исполнен неточностей, неопределенностей и потому во многих местах поправляем был последующими переписчиками или справщиками, что несомненно видно из многих разностей в списках. Кто был и когда жил Епифаний, бывший в монашестве под другим именем патриархом константинопольским? Если предположить, что святый Андрей начал подвизаться при императоре Льве Великом (457–474 г.) и продолжал подвиг в начале VI века, то ни к одному патриарху этого времени не идут черты юноши Епифания, изображенного в житии святого Андрея, и ни к одному из последующих патриархов до X века не идет то, что говорится об юноше Епифании. Константинопольские патриархи VI-IX веков были или не монахи, или монахи, но не из уроженцев и жителей города Константинополя, или еретики и иконоборцы. Святой Игнатий в IX веке хотя монах и константинополец, но в мире Никита евнух, сын императора Михаила Рангава, святой патриарх Антоний Кавлей (893–895) родился в Константинополе от знатного отца, с юных лет монах, но внешней образованностью не отличался, отдан в монастырь еще отцем в двадцатилетнем возрасте, а Епифаний сделался монахом после смерти отца и в более позднем возрасте, и хронология жизни Антония Кавлея не соответствует хронологии жизни святого Андрея и Епифания. Поэтому святой Андрей подвизался не во времена Льва Великого и преемников его даже до X века.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Се убо егда слыша, помышлях: «Како страшное и милосердное видние, паче надяние наше и заступление, бысть безъ праздника?» Надя же ся, Владычице, на милосердая твоя словеса, еже кь Сыну си рече, молящи и глаголющи: «Царю небесный, приими всякого человка, славящаго тя и призывающаго имя твое на всяком мсте, идже бывает паметь имени моего, святи мсто се и прослави прославляющаго тя именем моим, приемля их всяку молитву и отвтъ». Тмъ словесем надяся, въсхотх да не безъ праздника останет святый Покровъ твой, Преблагая, но якоже ты хощеши украсити честный праздникъ твоего Покрова, Всемилостивая, украси, да и прославляющии тя възвеселятся, видяще многоименны твоя праздникы сиающа. И якоже тамо сущая народы въ церкве милостивно покрый, тако и нас гршных рабъ твоих покрый кровом крилу твоею, низлагающи съвты же и думы помышляющих на нь злая, и спаси ны по милости Сына твоего в сий вкъ и в будущий, и вся притекающая к теб съ страхом и врою, и надяся на тя, скорое наше заступление и помощь. Устави же ся таковый праздникъ праздновати мсяца октября въ 1 день, в память святаго апостола Анании, 55 в славу Отца и Сына и Святаго Духа. 48 Андрей – святой, Христа ради юродивый, жил, как полагают агиографы, во время правления византийского императора Льва Философа (866–912), а житие его написано современником Андрея Никифором. Андрей Юродивый был рабом богатого цареградского жителя Феогноста, выучился грамоте, после чего стал секретарем у своего господина, но считал своим призванием подвижническую жизнь. После ночного видения оставил мирские дела, принял вид юродивого и начал служить Богу. Умер около 936 г. в Константинополе. Однако И. И. Срезневский считает, что жизнь самого Андрея Юродивого и написание его жития следует относить к V–VII вв. Память 2 октября. 49 Епифаний – знатный юноша, ученик св. Андрея, удостоившийся вместе с ним видения Пресвятой Богородицы. По мнению некоторых исследователей, Епифаний принял иночество, впоследствии стал константинопольским патриархом Полиевктом или Антонием III (ум.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010