Все это вызов: «ударь меня». И христиане наносят удар юроду. Но юроды побеждают: ведь им удалось изобличить языческую суть «христианских обществ». Они посмеялись над миром, хорошо поглумились над ним. Для эллинов — безумие, для иудеев — соблазн, но для христиан — настоящих — сила и мудрость . Интересно, что по апостолу Павлу христианство противостоит мудрости в равной степени, как и религии: эллины ищут мудрости, а иудеи — знамений: христианство не даст ни того, ни другого : оно соблазн (для религии), безумие (для мудрости). Религия и философия одинаково отрицают христианство, а оно — их. Но тем не менее, чаяния и религии и философии сбываются в христианстве: сила и мудрость. Дело, конечно, не только во внешнем воздействии юродства — у него есть и субьективная сторона. Это свобода, бесстрастие, смирение юродов: они как бы уже не в этом мире. Они свободны от пут: национальных, социальных, гендерных, религиозных. Для них нет разницы между городом и пустыней, женщиной и мужчиной. Они Христовы. ЖИТИЯ ЮРОДИВЫХ Образец юродской агиографии — Житие Симеона свт. Леонтия Неапольского. Это житие пожалуй и самое радикальное: сексуальная провокативность, публичная дефекация, «кощунства» на Литургии и т. д. Первое и образцовое житие юрода. Второй классический текст — Житие Андрея Константинопольского . Андрей — скиф (чужестранец) и раб (т. е. фигура весьма современная: вывезенный из далекой страны в мегаполис работник, гастарбайтер). Это воплощение «сора». Андрей глумился над столицей христианской империи: ходил по улицам Константинополя полунагой, едва прикрытый тряпьем, терпеливо сносил насмешки, добровольно подвергался избиению, спал на солнцепеке или на гноище, общался с блудницами и т. п. В этом житии особенно хорошо виден эсхатологизм юродства: значительную часть текста составил рассказ Андрея собственно о Конце мира сего — мира, где жители больших городов так не любят нищих иммигрантов. Близко по духу к Житию Андрея Житие Василия Нового . Василия принимают за шпиона — врага византийцев (т .е. Василий более подходит для издевательств, чем даже Андрей — не просто чужак, а шпион — злонамеренный чужак). В этом житии содержатся знаменитое Видение о мытарствах прп. Феодоры: т. е. и здесь, как и в случае Андрея, житие юродивого перерастает в рассказ о Конце света.

http://blog.predanie.ru/article/yurodstv...

Вообще предпочитается древнейшее свидетельство у Евдокии и западными учеными они относятся к временам Диоклитиана. По месяцеслову Василия св. Киприан родился в Антиохии сирской, пострадал в Дамаске, то и другое не верно вследствие поспешного сокращения актов. По Ле-Кьеяу он был епископом Антиохии писидийской (Ог. chrism. I. 1087). Болландисты считают отечеством его Антиохию между Сириею и Аравиею. (Сн. Morcelli I. 174).     Св. Андрей Христа ради юродивый. Обширное житие св. Андрея, составленное духовником его Никифором находится в Макарьевской минее (издание археографич. комиссии Т. III. окт. 2). На греческом и латинском языке в полном виде помещено в Деяниях св. (Mai, VI. 1—101 Приложение) со списка 1281 года. В заключении жития писатель говорит: я Никифор, милостию Вседержители Бога причисленный к иереям Великие церкви царствующего града, именуемые Премудрости (Софии) Божией, написал чудную и достославную жизнь честного во святых отца Андрея, как видел своими собственными очами и узнал от славного Епифания, бывшего после архиерея (по слав. переводу: бывшего патриархом зде). По мнению издателей Деяний св. Епифаний, юноша знатного рода, сделавшийся учеником св. Андрея и, по предсказанию его, по смерти самого Андрея и родителей своих иноком, а после и правителем Константинопольской церкви, есть св. Полиевкт, патриарх константинопольский (956—970, в гр. минеях 5 февр.), и иного едва ли возможно предположить. Он евнух, родился и жил в Царьграде и причислен в лику святых. Лета патриаршества его одного соответствуют хронологии жития св. Андрея. По житию св. Андрей скончался 28 мая на 66 году своей жизни (в слав. переводе: 66 лет). В начале жития говорится, что Феофилакт протоспафарий и потом начальник восточных войск в царствование Льва мудрого (886—911), хотя имел много рабов, но покупал еще и в числе их был куплен св. Андрей, славянин родом, он был всех моложе возрастом. По на учении его господином греческому языку и наукам он называется еще юношею, когда было ему видение, поведшее его в юродству, и так если он куплен в первые годы царствования Льва ок.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Это универсальная фигура. В восточном христианстве одним из ранних проявлений, — а возможно, и самым ранним, — было не мужское, а женское юродство. Это неизвестная монахиня, описанная Палладием в «Лавсаике», которая жила в четвертом столетии в Верхнем Египте в женском монастыре Устава Св. Пахомия. Прикидываясь сумасшедшей, она обматывала голову тряпьем вместо монашеского куколя и в таком виде работала на кухне. Ей доставалась самая тяжелая и грязная работа, она была презираема, унижаема и оскорбляема другими монахинями. Однажды монастырь посетил известный аскет Питирим. Ко всеобщему удивлению, он упал к ее ногам, испрашивая благословения. «Она же сумасшедшая (sale)», — запротестовали монахини. «Это вы сумасшедшие, "  — ответил Питирим. «Она ваша amma (духовная мать) — моя и ваша». Спустя несколько дней монахиня, дабы избежать почитания, скрылась, и больше о ней не слышали. «И куда она подалась, — добавляет Палладий, — куда исчезла или как умерла, никто не знает». Кажется, даже имя её никому не известно  . И снова мы видим, что юродивый неуловим: он никому не известен, таинственный, всем и всегда чужой. В греческой традиции особым почитанием пользуются двое юродивых: святой Симеон Эмесский (VI в. ) и святой Андрей Константинопольский (IX в. ). Симеон — личность историческая. Он жил в середине или конце VI века, и о нем, в частности, упоминает его современник, церковный историк Евагрий  . Житие Симеона, составленное примерно в 40–е годы VII века святителем Леонтием, епископом Неаполя на Кипре, отчасти основывается на более раннем, ныне утраченном письменном источнике, однако вопрос о протографе по–прежнему остается открытым  . Я не стану здесь оценивать степени исторической достоверности этого памятника: в рамках нынешних рассуждений нам достаточно взглянуть на житие как на своего роду «икону», запечатлевшую наиболее характерные для православной традиции представления о юродивом Христа ради. Значительно большие сомнения вызывает фигура Андрея. Автором этого текста принято считать Никифора, пресвитера храма Айя–София в Константинополе, но когда он был написан — неясно  , и практически все исследователи склонны считать его не более, чем «агиографическим романом»  . Но даже если житие Андрея — чистый вымысел, оно также может рассматриваться в качестве «иконы». В России Андрей известен, главным образом в связи с праздником Покрова Пресвятой Богородицы (1 окрября) Симеон был монахом, Андрей — мирянином; но их объединяет то, что оба они совершали свой подвиг юродства в городах: Симеон в Эмесе, Андрей в Константинополе, и оба только казались сумасшедшими, а на самом деле были истинными юродивыми Христа ради.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

2. Вифиния, Палестина. 3. Слово о преподобном Платоне (Слово о матери) и другие ранние творения Феодора Студита (частью житие Феодора Студита). Житие святого Тарасия Константинопольского. Деяния VII Вселенского Собора. Житие преподобного Стефана Чудотворца.   IX век 1–е поколение 1. Преподобный Феодор Студит, святой Никифор, патриарх Константинопольский, преподобные Феодор и Феофан Начертанные, Феофан Сигрианский, святой Феодор Едесский. 2. Вифиния, Константинополь, Палестина. 3. Творения и жития Феодора Студита и патриарха Никифора, жития Феодора и Феофана Начертанных и Феофана Сигрианского. 2–е поколение 1. Преподобный Иоанникий Великий, святой Мефодий, патриарх Константинопольский, равноапостольные Кирилл и Мефодий, просветители славян. Святой Феодор Едесский. 2. Вифиния, Константинополь, Сирия. (Палестина.) 3. Жития: преподобного Иоанникия Великого, равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян; святого Мефодия, патриарха Константинопольского; житие и творения святого Феодора Едесского; житие Николая Студита. 3–е поколение 1. Преподобный Иосиф Песнописец, святой Мефо–дий, просветитель славян, блаженный Фотий, патриарх Константинопольский, святой Антоний Кавлей, патриарх Константинопольский, преподобный Григорий Хан–дзитийский (Грузия), преподобный Евфимий Новый, южноиталийские подвижники (греки). 2. Константинополь, славянские страны, Афон, Ви–финия, юг Италии, Грузия. 3. Жития и творения: преподобного Иосифа Песно–писца, святого Мефодия, просветителя славян; житие святого Антония Кавлея, Евфимия, патриарха Константинопольского, и Евфимия Нового, преподобного Григория Хандзитийского, жития южноиталийских святых; творения блаженного Фотия Константинопольского (особенно его письма). Пособия Соколов И. И. Состояние монашества в Византийской Церкви с половины IX века до половины XIII века. Казань, 1894. Житие равноапостольных Кирилла и Мефодия (см. Книгу для чтения по Истории средних веков под ред. П. Виноградова. Вып. 2–й). 1–е поколение 1. Преподобный Михаил Малеин, преподобный Андрей, Христа ради юродивый, преподобный Василий Новый, блаженный Симеон Метафраст, святой Евфимий, патриарх Константинопольский, святой Петр Аргосский, святой Климент Величский (Охридский).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Кроме обычного вина в константинопольских распивочных подавалось ещё вино, приправленное для аромата смирной (σμυρνισμνον) 662 , а обычная восточная любезность и вежливость трактирщиков делали то, что весьма многие из граждан не приносили домой свою трудовую выручку. Однажды преп. Андрей пристыдил одного из находившихся в фускарии, прозрев, что он ушёл из дому с 7 оболами и, истратив два из них на пищу, остальные пять спрятал за пазуху, чтобы по бесовскому наущению пропить на вине 663 . Вероятно, многие из содержателей константинопольских трактиров были выходцами с Востока, еретиками или даже неверными. По крайней мере, житие Андрея обстоятельно замечает, что владелец только что описанного кабачка был христианин 664 . Возвращаясь снова к рынку, мы видим, что кроме съестного на них продавались и всякие другие товары. Продолжатель Феофана сообщает, что имп. Феофил имел обыкновение прогуливаться на γορ, расспрашивая о цене «не только съестных, но и всех вообще товаров, выставленных на рынке» 665 . Вероятно, эти товары продавались на прилавках и полках (κραββατναι), о которых мы читаемы у Михаила Атталиата 666 , и торговля происходила под открытым небом. На рынке же толпились всевозможные разносчики (σαλδαμριοι), посредники, уличные мастера, и подёнщики, словом весь тот στικóς κα βναυσος χλος, который добывал здесь средства к жизни, и для которого Василий I и Роман Лекапин соорудили крытые портики, служившие защитой от зимних дождей и холодов 667 . Интересные подробности о константинопольских разносчиках сообщает Устав Эпарха. Мы видим, что им не позволялось ни открывать лавок (эргастерий), ни содержать прилавков и витрин (аввакий), но что они могли торговать только в базарные дни (μραι ϑροισμο το φρου), нося свои товары на плечах 668 . На рынки, или, если так можно выразиться, константинопольскую толкучку, шли и все те, которые хотели продать или купить какую-нибудь подержанную вещь домашнего обихода. В славянской версии чудес Николая Угодника рассказывается об одном ремесленнике, который вышел на форум Константина продавать свой старый ковёр 669 . Между лавками, навесами и полками, загромождавшими рынки, проезжали запряжённые волами крестьянские телеги 670 бродили многочисленные нищие, шалили мальчишки, пробирались пьяные, или удивляли окружающих своими проделками юродивые 671 . Кучи отбросов, навоза и нечистот, столь типичные для всех восточных городов, отравляли воздух зловонием, а примитивность нравов позволяла юродивому публично удовлетворять своим естественным надобностям 672 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    3 поколение: 1. Преподобный Иосиф Песнописец, Святой Мефодий, просветитель славян, Блаженный Фотий, Патриарх Константинопольский, Святой Антоний, Патриарх Константинопольский, Преподобный Григорий Хозевит (Грузия), Преподобный Евфимий Новый, Южноиталийские Подвижники (греки). 2. Константинополь, Славянские страны, Афон, Вифиния, Юг Италии, Грузия. 3. Жития и творения: Преподобного Иосифа Песнописца, Святого Мефодия, просветителя славян, Житие Святого Антония Кавлея, Евфимия, Патриарха Константинопольского, и Евфимия Нового, Преподобного Григория Ханзитийского. Жития южноиталийских Святых; Творения Блаженного Фотия Константинопольского (особенно его письма). Пособия: Соколов И. И. Состояние монашества в Византийской Церкви с половины IX в. до половины XIII в. Казань, 1894. Житие Равноапостольных Кирилла и Мефодия (см. Книгу для чтения по Истории средних веков под ред. П. Виноградова, вып. 2-й) Х ВЕК     1 поколение: 1. Преподобный Михаил Малеин, Преподобный Андрей, Христа ради Юродивый, Преподобный Василий Новый; Блаженный Симеон Метафраст, Святой Евфимий, Патриарх Константинопольский, Святой Петр Аргосский, Святой Климент Величский. 2. Константинополь, Вифиния (Юг Италии). 3. Жития: Преподобного Михаила Малеина, Преподобного Андрея Юродивого, Преподобного Василия Нового, Святого Евфимия, Патриарха Константинопольского. Творения: Блаженного Симеона Метафраста, Патриарха Николая Мистика, Петра Аргосского, Житие и творения Святого Климента Величского.     2 поколение: 1. Святой Афанасий Афонский, Преподобный Симеон Благоговейный, Преподобный Лука Элладский, Преподобный Фантин-Калабрийский (Фессалоникийский), Преподобный Павел Латрский. 2. Афон, Константинополь, Юг Италии (особенно Калабрия), Эллада. 3. Житие Преподобного Афанасия Афонского. Его Устав и другие творения. Поучения Преподобного Симеона Благоговейного (о нем см. в «Словах» Преподобного Симеона Нового Богослова), Жития: Преподобного Луки Элладского, Преподобного Фантина и других южноиталийских Подвижников. В Житии Преподобного Нила Россанского о Преподобном Павле Латрском.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Богоматерь Всех скорбящих Радость. Икона. 1680-е гг. Мастерская Оружейной палаты. Москва. 161х92 см. ГИМ Ближайшему последователю Дионисия принадлежит известная икона (Третьяковская галерея) – так называемый «Шестоднев». Его сложная композиция возникла под прямым воздействием «Шестоднева» Кирилла Философа, представляющего назидательные поучения на 6 дней недели. Верхнее левое клеймо с изображением Сошествия во ад символизирует всю неделю, размещенный рядом «Собор архангелов» относится к понедельнику, следующие далее композиции связываются со вторником («Крещение»), средой («Благовещение»), четвергом («Омовение ног»), пятницей («Распятие») и субботой Всех святых (десять закругленных кверху клейм с изображением блаженных, апостолов, преподобных, святителей, пророков, врачей-безмездников, преподобных жен, мучеников и мучениц). В центре дана фигура Еммануила во славе, окруженного Богоматерью, Иоанном Предтечей и Собором архангелов. Эта дробная композиция, казалось бы, не поддающаяся объединению, увязывается в единое целое с помощью красок, среди которых доминирует чистый белый цвет. В сочетании с кораллово-розовыми, бледно-фисташковыми и соломенно-желтыми тонами он проходит лейтмотивом через всю колористическую гамму, легкую и воздушную. Под влиянием Дионисия находились почти все московские художники конца XV – раннего XVI в. Одному из них принадлежит житийная икона «Андрей Юродивый» (Русский музей). Хотя в ней немало утрат верхних красочных слоев, ее светлый колорит с преобладанием нежных фисташково-зеленых тонов сохранил былое очарование. Андрей Юродивый, чье житие было занесено на Русь из Византии, почитался в народе подобно странникам, блаженным и нищим, устами которых глаголет истина. Главным событием жизни Андрея Юродивого было явление ему сначала Христа, а затем и Богоматери, которую он увидел во время молитвы в константинопольском Влахернском храме (этот эпизод, изображенный в среднем нижнем клейме, лег в основу русских икон Покрова). В Византии Андрей Юродивый приобрел особую популярность около 1000г., когда все ждали конца света и когда различные формы визионерства получили широчайшее распространение.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

Много раз являлась Пресвятая Богородица отдельным великим святым, обычно в сопровождении одного или двух апостолов Христовых, а преподобному Серафиму Саровскому являлась и одна. Но никогда и никому не являлась Она в такой славе, как в константинопольском Влахернском храме, в этот великий праздник, именуемый Ее Покровом. В храме было множество народа, и в его числе стояли блаженный Андрей, Христа ради юродивый, с учеником своим Епифанием. Совершалось всенощное бдение. Народ горячо молился об избавлении от нашествия варваров, которые уже подошли к самому Константинополю. Около четырех часов утра блаженный Андрей внезапно увидел под сводами храма стоящую на облаках Пресвятую Богородицу, окруженную сонмом Ангелов, апостолов, пророков, святителей и множеством великих святых. Блаженный Андрей спросил Епифания: «Видишь ли ты Госпожу и Царицу Мира?» – «Вижу, отец мой духовный, и ужасаюсь», – ответил Епифаний. На глазах их обоих Пресвятая Богородица сошла вниз, вошла в алтарь и долго молилась Богу, стоя на коленях перед престолом. Потом встала, вышла на амвон и, сняв с себя сиявшее небесным светом и блиставшее молниями большое покрывало, распростерла его над всем молящимся народом. На этом внезапно окончилось чудесное видение Андрея и Епифания. Утром всем стало известно, что на рассвете варвары сняли осаду Константинополя и ушли. Покров. Иван Шмелев Отец ходит с Горкиным по садику и разговаривает про яблоньки. Редко, когда он говорит не про «дела», а про другое, веселое: а то все рощи да подряды, да сколько еще принанять народу, да «надо вот поехать», да «не мешайся ты тут со своими пустяками». И редко увидишь его дома. А тут, будто на гулянье или когда ездил на богомолье с нами, – веселый, шутит, хлопает Горкина по спинке и радуется, какая антоновка-то нонче богатая. Горкин тоже рад, что отец душеньку отводит, яблочками занялся, и тоже хвалит антоновку: и червь не тронул, и цвет морозом не побило, а вон белый налив засох, от старости, пожалуй. Коль подсаживать, так уж онтоновку, Сергей Иваныч… – поокивает он ласково, – пяток бы еще корней, и яблока покупать не будем для моченья.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-pr...

(1/14 октября) Тропарь праздника: Днесь, бллговернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим. Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша. Русская Православная Церковь празднует Покров Пресвятой Богородицы в память события, произошедшего более тысячи лет назад в святом граде Константинополе, когда Византийская империя вела войну с сарацинами-мусульманами и Константинополю угрожала опасность. Во время всенощного бдения в переполненном молящимися Влахернском храме, где в ковчеге хранились риза, мафорий (покрывало, спускающееся с головы и доходящее до пят) и пояс Девы Марии, святой Андрей, Христа ради юродивый (он был славянин, в молодые годы попавший в плен и проданный в рабство жителю Константинополя), в четвертом часу ночи внезапно увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, закончив которую, сняла с головы покрывало и распростерла над находившимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных». С трепетом созерцая дивное видение, святой Андрей спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания (впоследствии патриарх Константинопольский): «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там». Собравшиеся в храме греки ободрились, и враг был отражен.

http://azbyka.ru/presvyataya-bogorodica-...

Еще во время заключения в церкви святой Анастасии, до начала юродства, он удостоился двукратного видения Иоанна Богослова (столб. 84–86). Благоговение святого Андрея в отношении к Иоанну Богослову видится и в дальнейших беседах его с юношей Епифанием (столб. 185, 188, 190, 219), в последствии патриархом X века. После начала юродства говорится в житии (столб. 94, 95) о знакомстве Андрея с означенным юношей Епифанием; далее, речь идет о великой зиме, бывшей, как показано, в 928 году (столб. 106–109), в повествовании об этом действует священник Никифор, современник Епифания. Далее говорится о козни диавола против Андрея и в связи с этим опять об Епифании и о подвигах святого Андрея после ухода его с двора Епифаниева (109–127). Потом говорится о юноше, который удостоился видеть, как святому Андрею сами собой отворились двери церкви Пресвятой Богородицы на площади Константиновой и как святой Андрей молился в церкви, будучи поднят на воздух на четыре локтя (столб. 127–130). Эта великолепная церковь создана или воссоздана императором Василием Македонянином (867–886г), как пишут исследователи Константинопольских древностей 68 . Этот юноша, как видно из последующего, был современник Епифания (столб. 130). Далее говорится о другом юноше, которого святой Андрей заушил за воровство при том же юноше, видевшем святого поднятым на воздух в церкви дивноотверстой. Ударенный святым Андреем юноша, не отставший от воровства, предан был злому духу и исцелен после помазания тела миром от мироточивой иконы Богоматери (131–134). Это, как показано выше, было после времен иконоборства; кроме того видно по связи, что это было при Епифании, бывшем потом патриархом в X веке (130). Затем говорится о богатом умершем, избавленном от адских мук молитвой святого Андрея, на утро свидании Андрея с Епифанием и затем об Епифании (столб. 134–144), потом о церкви святых апостолов Петра и Павла и о моровой язве, бывшей якобы при Данииле столпнике, а на самом деле в 928 году (столб. 144–146), далее, в связи – чудо с татем гробным, бывшее после написания Духовного Луга Иоанном Мосхом , а не во времена Даниила столпника (146–149); потом говорится о чернеце сребролюбце в связи с упоминанием об Анемодулие или Анемодурие-ветроуказателе (149–155); построение этого здания некоторые приписывают Льву Исавру, а Кедрин Феодосию Великому; вероятнее первое, потому что указывается и строитель его астроном Илиодор при Льве Исавре 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010