214 См.: Голубинский Е.Е. История русской церкви т. 1, вторая половина, с. 346 – 347. Жизнь святого Андрея, описанная софийским священником Никифором, духовником его, находится, как уже говорилось, в Acta Sauct. Mai VI; сокращенное описание – в Чет.-Мин., 2 октября; частями – в разных (2, 3, 4, 5, 6, 8, 12,15 и 16) числах октябрьского Пролога. Полное житие в Великих Мин.-Чет., митрополита Макария (издание археографической комиссии 2 октября). В заключение жития писатель говорит: «Я, Никифор, милостию Вседержителя Бога причисленный к иереям Великия Церкви царствующего града именуемуя премудрости (Софии) Божией, написал чудную и достославную жизнь честного во святых отца Андрея, как видел своими собственными очами, я узнал от славного Епифания, бывшего после архиерея» (см. Полный месяцеслов Востока преосвященного Сергия, 2 октября, заметки с. 316 и «Святые южных славян» преосвященного Филарета, с. 125). «Но личность автора жития, который выдает себя на современника святому, – говорит историк Голубинский, – возбуждает сомнения». Он был уже священником, когда Андрей начал юродствовать (cap. 2, sub fin.); Андрей юродствовал 66 лет (cap. 28); житие написано не тотчас после смерти Андрея, а после того, как умер ученик его Епифаний, согласно с его пророчеством, бывший после его смерти епископом Константинопольским. Таким образом, должно выходить, что Никифор писал житие более, чем в столетней старости, что не весьма вероятно. Время жизни святого Андрея автор вовсе не обозначает годами (хотя и сообщает день его смерти – 28 мая в неизвестном году). Но он говорит, во-первых, что вельможа, купивший его в рабы дитятей, жил при императоре Льве Великом ; во-вторых, что во время его юродства был его современником святой Даниил Столпник, который взошел на столп в 465 г., а скончался в 489 г. По сим двум согласным между собою свидетельствам время жизни Андрея должно быть относимо ко шорой половине века. Однако в житии есть признаки, которые заставляют относить жизнь его к более позднему времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы, совершаемый Церковью 1 октября, установлен по следующему случаю. В царствование греческого императора Льва Мудрого, в 911 году по Рождестве Христове, святой Андрей Юродивый, молясь в церкви Константинопольской, именуемой Влахернской, среди всенощного бдения в воскресный день, который был 1 октября, увидел на воздухе Божию Матерь с пророками, апостолами и Ангелами, молящуюся о мире и Своим лучезарным покровом (омофором) осеняющую христиан. Сподобившийся этого видения Андрей спросил ученика своего святого Епифания: «видиши ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?» Блаженный отвечал на это: «вижду, святый отче, и ужасаюся». Цареградские жители, услышав о сем чуде, исполнились необыкновенной радости и упования, что Бог, молитвами Ходатаицы христиан, отвратит бедствия, которые тогда были нанесены грекам вторжением сарацин в недра их империи. Вскоре пришло известие, что враги Христовой Церкви побеждены и прогнаны. В воспоминание этого-то церковного и гражданского события установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Но где установлен и когда? — В греческом месяцеслове нет сего праздника; равно как нет ему и службы на языке греческом. На этом основании некоторые думают, что он получил свое начало собственно в Российской Церкви, при Владимире Великом, который, создав в Киеве Десятинный храм в честь Богоридицы, установил будто праздновать его. В подтверждение этого мнения могут указывать еще на 1-й стих 8 песни канона праздничного, где сочинитель говорит: «за ны помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшия». Но, с другой стороны, невероятно, чтобы греки не ознаменовали празднеством события столь для них важного, каково чудесное явление Богоматери и победа, за тем последовавшая. Невероятно также, чтобы юная Российская Церковь при Владимире вдруг, сама собой, без Греческой, решилась учредить вновь празднество. Вероятнее, что праздник Покрова был уже в Греции, особенно в Константинополе, где произошло явление Богоматери; но по каким-либо обстоятельствам (Лев Мудрый, при котором это случилось, в том же году умер; воцарившийся вместо него брат его Александр также вскоре потерял жизнь) не получил полного церковного богослужебного вида. Юная Церковь Российская, по случаю ли освящения храма Десятинного, как думает Ассемани, или по другому поводу, восполнила этот недостаток через своих предстоятелей, тогдашних греков, которые потому, как чужестранцы, и говорят в каноне Богоматери: «помолися за ны, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославыния».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3216...

И наутро так поразил Роман всех своим прекрасным пением, что вскоре был рукоположен во диакона константинопольского Влахернского храма. Он оставил нам около тысячи сочиненных им духовных песнопений, в том числе кондаков. День памяти святого Романа Сладкопевца отмечается православными христианами 1 октября. Четыре века спустя по тем же улицам Константинополя бродил Христа ради юродивый Андрей. Сохранились свидетельства о его недюжинном уме и красоте телесной. Родом славянин, он прекрасно изучил греческий язык, прочел немало книг. И тогда Господь призвал его на тяжкий подвиг юродства. Ходил Андрей по городу в ветхом рубище, сказываясь безумным, а по ночам подолгу молился в царьградских храмах. В Константинополе было много церквей, а одним из самых почитаемых слыл Влахернский, стоящий на берегу залива Золотой Рог. Здесь хранился золотой ковчег, украшенный драгоценными камнями, а в нем — риза Пресвятой Богородицы, Ее головное покрывало и часть пояса. Построил храм император Лев Великий по обретении этих святынь в 458 году специально для их хранения. И совершалось здесь чудо: «был некогда в Константинополе в одной из церквей образ Святой Девы, перед которым висел покров, закрывающий его, но в каждую пятницу на вечерне этот покров безо всякого содействия, сам собою и Божественным чудом, как бы подымался к небу, так что все могли это ясно и вполне видеть, а в субботу покров нисходил на прежнее место и оставался там до следующей пятницы». Предполагают что этот образ Богоматери был мозаичным и находился в главном алтаре Влахернского храма. Еще в 511 году было установлено и с тех пор еженедельно совершалось перед ним особое ночное бдение с песнопениями. Во времена Андрея юродивого Византия переживала трудный период своей истории. Огромное войско сарацин вторглось в пределы империи. И тогда православные вместе с базилевсом и патриархом собрались во Влахернский храм на ночное бдение. Тьма окутывала храм, только шум волн залива нарушал благоговейную тишину, все молились: «Пресвятая Госпожа наша Богородица, спаси нас!»

http://pravoslavie.ru/1938.html

По правую руку Богоматери, а для смотрящего на левой стороне лик пророков – 5 полных лиц, далее за ними к краю лик святителей и преподобных. в) В третьей части иконы ниже Богоматери, Роман Сладкопевец с надписанием имени, в левой руке держит хартию, на которой написано: «Дева днесь пребогатаго раждает, ты (?) земля вертеп». Рядом с ним лик из 6 полных лиц, вероятно, народ, судя по другим иконам, на которых изображены за первыми главными лицами только верхи голов других, далее, на некотором расстоянии от Романа, лица с надписями: святый Тарасий, святый Стефан (судя по другим иконам, патриархи константинопольские); рядом с ними ближе к краю иконы святый Андрей и Епифаний. По правую руку Романа, для смотрящего на икону по левую, четыре лица, (вероятно, и это народ); на той же стороне, на некотором расстоянии от Романа, царь Лев на царском месте, за ним и рядом с ним к краю иконы святый Власий, святый Иоанн, святый Игнатий. Пониже их у самого края иконы, равно и на другой стороне пониже святого Андрея и Епифания по три лица (без сомнения, народ, молящийся в храме). Из надписи на хартии святого Романа видно, что эта икона древняя и может быть отнесена к XII веку. В служебной пергаменной минее (в Московской синодальной библиотеке декабрь 162) кондак 25 декабря на Рождество Христово начинается словами: «Дева днесь пребогатаго ражает и земля вертеп неприкосновенному приносит». Во всяком случае эта надпись не позднее XVI века, ибо в печатной минее XVII (при царе Михаиле Феодоровиче) кондак уже начинается: Дева днесь пресущественнаго раждает и проч. К древнейшим изображениям Покрова Пресвятой Богородицы, именно, к 1230–1233 годам, относится изображение этого праздника в числе других на западных входных вратах Суздальского собора Рождества Богородицы. Эти врата из красной меди. Это замечательнейший памятник древности, мало исследованный археологами 134 . Такие же врата находятся и на северной стороне этого собора с изображениями ветхозаветных событий, на западных же изображены новозаветные праздники. Изображение Покрова Богородицы следующее: Богородица стоит на амвоне лицем в профиль с воздетыми к Спасителю руками. Спаситель же вверху в правом углу изображен в малом виде, благословляющий именословно правой рукой и наклоненный вниз к Богородице; в другом верхнем углу на левой стороне надпись: Покров святыя Богородица. Над Богородицею широкое покрывало, распростертое в виде свода; по сторонам Ее ангелы; покрывало ниспадающими краями доходит до глав ангелов. С одной стороны Богородицы, с правой от зрителя, под Спасителем один ангел на том же амвоне, на котором стоит Богородица, по-видимому, одной рукой он поддерживает конец покрывала, другая рука опущена; с другой стороны Богородицы три ангела, два из них имеют воздетые обе руки вверх, по-видимому, к молению, у третьего ангела видна только одна глава 135 . Изображения все сделаны золотом и темными штрихами по медному потемневшему фону.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Что еще говорят историки о жизни патриарха Полиевкта? Современник Полиевкта, Лев, диакон константинопольской церкви, родившийся около 950 года и скончавшийся после 989 года, говорит, что «Полиевкт, до совершенства изучивший божественную и человеческую философию, от юности (κ νετηος) избравший жизнь одинокую и простую, имевший в отношении к людям прямоту (παρρησαν), которую производила не только природа его скопца и до последней старости (ς σχατον γρας) достигшего, но и нестяжательность и жизнь безукоризненная, умеренная и без излишеств». В другом месте своей Истории Лев диакон говорит, что Полиевкт был «муж божественный (ϑεος), пламенеющий духом, хотя по возрасту престарелый (τν λικαν ξωρος)» и еще говорит о нем: «сей муж, исполненный ревности по Боге и несравненный по мудрости своей и доблести, не страшился противиться самим государям» 16 . Историк Георгий Кедрин о патриархе Полиевкте написал: «в третий день апреля того же индиктиона (XIV, т. е. в 956 году в великий четверток) поставляется в патриарха Полиевкт монах, рожденный и воспитанный в Константинополе, оскопленный своими родителями, долгое время с похвалою проводивший монашескую жизнь. Император (Константин, сын Льва Мудрого ) произвел его в патриарха по причине благонравия, превосходной мудрости и ради нищеты» (иноческой нестяжательности). По другим известиям, он уподоблялся современниками Иоанну Златоусту и действительно был таковым 17 . Он прославился в монашестве еще при Романе Лакапене (до 944), который в последние годы правления находил большое утешение в беседе с настоятелем основанного им монастыря Пантелеймона Сергием и иноком Полиевктом 18 . Епифаний, по житию святого Андрея, 1) действительно родился и воспитан в Константинополе, 2) пострижен в монашество и долгое время (если Полиевкт, то около 20 лет) подвизался в монашестве до поставления в патриарха. 3) Святой Андрей предсказал, что он прославится в монашестве. Все это идет к Полиевкту. 4) Епифаний был весьма премудр, так что и великие философы 19 , бывшие в гостях у отца его Иоанна, опасались вступать в беседы с юным еще Епифанием, чтобы не быть посрамленными (столб.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

за ны грешные к Богу помолися, твоего покрова праздник в рустей земли прославльшим» 792 . Когда установлен праздник, это пока вовсе неизвестно. Желающие положительно относить его к периоду до-монгольскому ссылаются на то, что в Новгороде есть Покровский Зверин монастырь, существующий, по крайней мере, с первой половины XII века, и что близь Владимира есть Покровская церковь , построенная, по всей вероятности, Андреем Боголюбским, и, во всяком случае, несомненно, относящаяся к периоду до-монгольскому. Но монастырь и церковь суть ли Покровские с периода до-монгольского или стали таковыми только в последующее время, это остаётся неизвестным 793 . Праздник находим записанным в святцах второй половины ΧIII века 794 ; следовательно, он явился не позднее этого времени. Если принимать предположение, что сначала он явился в виде частного праздника, то первое его установление можно будет относить к переду до-монгольскому, потому что как бы ни скоро частный праздник сделался общим, но всё-таки для этого нужно было некоторое время. На вопрос: почему праздник положен 1 Октября, пока не можем отвечать совершенно ничего 795 . Пространное и в своём роде весьма замечательное житие святого Андрея Юродивого написано священником церкви святой Софии в Константинополе Никифором, который выдаёт себя за современника и за близкого друга святому (оно напечатано в Acta SS. Болландистов, Maii t. VI, Corollarium). Но личность автора возбуждает сомнения: он был уже священником, когда Андрей начал юродствовать (cap. 2 sub fin.); Андрей юродствовал 66 лет (cap. 28); житие записано не тотчас после смерти Андрея, а после того, как умер ученик его Епифаний, согласно с его пророчеством бывший после его смерти епископом (sic) Константинопольским (ibid.). Таким образом, должно будет выходить, что Никифор писал житие более чем в столетней старости, что не весьма вероятно. Время жизни святого Андрея автор вовсе не обозначает годами (хотя и сообщает день его смерти в неизвестном году). Но он говорит, во-первых, что вельможа, купивший его в рабы дитятей, жил при императоре Льве Великом ( ν ρ τις ν Κωνσταντινουπλει π τς βασιλεας Λοντος το φλοχρστου βασιλως το μεγλου, cap.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

С. Снессорева Октябрь 1.10. Покров Богородицы Покров Богородицы В начале X века, в царствование Льва VI Философа, сарацины вторглись в пределы Греческой империи, и успехи их оружия были несомненны, так как ощутителен уже был упадок в самой Греции. Благочестивые греки, твёрдо помнившие, что от Заступницы Небесной всегда получали помощь, прибегли к Ней и в настоящей опасности в молитве и покаянии. Видимое знамение Её милосердия подкрепило упование на Её заступление. Во Влахернском Константинопольском храме, где хранилась риза Богородицы, во время всенощного воскресного бдения Пречистая Дева явилась на воздухе молящеюся о мире, окружённою ликами ангелов, пророками и апостолами и осеняющею Своим покровом христиан. Не все присутствовавшие сподобились этого видения; но св. Андрей Юродивый видел это чудо и спросил своего ученика, праведного Епифания: «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?» «Вижу, святый отче, и ужасаюся», – отвечал Епифаний. Жители Константинополя, услышав о сем чуде, исполнились радости и упования, что Бог по ходатайству Заступницы рода христианского избавит их от бед, нанесённых вторжением неприятелей в их страну. Упование было не ложно: враги Церкви Христовой были вскоре побеждены и прогнаны. Это произошло в 911г.; но по случаю многих смут в Греческой империи день Покрова не был внесён в число праздничных. Честь установления этого праздника принадлежит Российской Церкви, которая с самого начала вверилась Покрову Богородицы. Праздник ежегодного воспоминания установлен на 1 октября – в тот день, когда было видение во Влахернской церкви св. Андрею. Праздник Покрова Богородицы особенно почитается в православной России. Церковь имеет акафист Покрову. «Покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякого зла, молящи Сына Твоего Христа Бога нашего спасти души наша... Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешным Богу помолися, твоего Покрова праздник вроссийстей земли прославльшия».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

В соборных храмах, там, где служат епископы, совершается “Чин Воздвижения Креста”. Он совершается на середине храма, после выноса креста из алтаря. Под многократное пение “ Господи, помилуй ”, епископ или настоятель опускают и поднимают крест, изображая его воздвижение из земли. Два диакона в это время поливают на крест розовую воду, которая стекает в большой поднос с лепестками цветов. Такое воздвижение совершается четырежды – на все стороны света, и каждый раз, подняв крест, настоятель благославляет им народ. Затем крест кладется на аналой, и все трижды поклоняются ему под пение “ Кресту Твоему ... ” (см. “Неделя Крестопоклонная”). Несмотря на торжественность праздника, в этот день, 27 сентября, установлен строгий пост, в память крестных страданий Спасителя. Облачение и украшение храмов – красные. Тропарь праздника: Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы православным христианам на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя крестом Твоим жительство. Кондак: Вознесыйся на крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на супостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу . Покров Пресвятой Богородицы Этот праздник всегда отмечается 14 октября (1 октября по старому стилю ) Праздник Покрова Пресвятой Богородицы установлен в честь Ее явления, виденного блаженным Андреем во Влахернском храме в Царьграде (Константинополе), в середине Х века. В житии святого Андрея так говорится об этом видении. Некогда во время воскресного всенощного бдения во Влахернский храм, где хранилась риза Богоматери с омофором (большим головным покрывалом), пришел блаженный Андрей, Христа ради юродивый. Был там и Епифаний – знатный юноша, ученик святого Андрея (по мнению некоторых, впоследствии Константинопольский патриарх). В четвертый час ночи блаженный увидел своими глазами величественную Жену, идущую от Царских Врат со славной свитой. Честный Предтеча Господень Иоанн и апостол Иоанн Богослов поддерживали Ее своими руками, многие святые в белых одеждах шли впереди Нее, а некоторые шли сзади с пением гимнов и духовных песен.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

На утрене «Воскресение Христово видевше...» (хотя бы и воскресного дня не было). Канон  –  8-го гласа, который, хотя не в состоянии выразить так сильно чувства духовного восторга, как 1-й и 4-й, в некоторых местах не менее их поразителен и трогателен для молящихся. Особенность канона: к 9-й песни присоединен еще один ирмос с тремя тропарями. Замечательно предание об этом прибавлении вторичной 9-й песни канона, сохранившееся на св. горе Афонской 279 . Св. Косма, составитель сего канона, передавши последний для употребления в церквах, пришел однажды в Антиохию и, не быв никем узнан, зашел в храм. Пели его канон, но пели неправильно. Св. Косма указал певцам на их ошибку. Но они не согласились переменить напев, считая его точно дошедшим до них от знаменитого песнопевца, и не желали послушать незнакомца. Св. Косме пришлось открыть свое инкогнито, и для большего уверения их в своей личности он тут же составил другую девятую песнь к канону на тот же напев и на последние четыре буквы того же самого акростиха. (Канон писан акростихом шестистопным ямбом: Σταυρ πεποιθς, μνον ξερεγομαι, Крестом оградясь, возношу песнопение.) При выносе св. Креста перезвон 280 . В день Воздвижения «сыра же, и яиц, и рыбы никакоже дерзнем коснутися» 281 . Праздник имеет день предпразднства и неделю попразднства. Отдание 21 сентября. В этот день после литургии уносится честный Крест со свещами и кадилом, при пении тропаря и кондака. Со следующего дня до 20 ноября катавасия: «Отверзу уста моя...» Октябрь 1. Покров Пресвятой Богородицы. Праздник великий, но не двунадесятый. Установлен в память видения блаж. Андреем, Христа ради юродивым (и его учеником Епифанием, впоследствии Патриархом Константинопольским), Пресвятой Богородицы во Влахернском храме за всенощным бдением около 930 года. На утрене величание: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся» 282 . 26. Св. великомученика Димитрия Солунского. В субботу, предшествующую сему дню (если не падает на праздник), совершается поминовение усопших (так называемая «Димитриевская суббота»). Начало сему было положено великим князем Димитрием Донским панихидой по павшим воинам на Куликовой поле (1380 г.). Впоследствии было установлено совершать в указанное время нарочитое поминовение вообще всех воинов, на поле брани убиенных, а также и всех вообще умерших христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Перевод, так называемый, (в отличие от наиболее распространенного в XVII столетии) – «прямоличный»: Богоматерь стоит на облаке, прямолично. По бокам Богоматери, держащей на руках яркий киноварный плат (в таких старых композициях чаще изображается «над Пречистою омофор, сиречь покров, красен, прописан златом, а держат за концы два ангела»), с одной стороны св. Иоанн Предтеча и с ним лик пророческий, по другую – лик апостольский (во главе Апостол Павел). В нижнем ряду в центре – св. Роман Сладкопевец (Константинопольский диакон V (?) века, на церковной позлащенной кафедре», вокруг него народ, сред которого св. Андрей Юродивый, указующий ученику своему на чудесное явление. Среди народа написаны царь, царица, в нимбах – и за ними св. Сергий в ризах преподобного. Композиция иконы так выдвигает фигуру св. Романа, что как бы подчеркивает предположение В. Т. Георгиевского о происхождении образа «Покрова» из иконы св. Романа Сладкопевца 10 . Однако мы должны отметить, что именно древнешие иконы Покрова, с закрытыми царскими дверями, не имеют изображения св. Романа 11 . По мастерству письма, времени написания и прекрасной сохранности (хотя все-таки есть вставки и чинка 12 – икона представляет первоклассный памятник древней иконописи. Вохрение лиц бледное, с резкими белыми оживками; палаты древнейшего типа. По времени написания этот образ не должен быть выносим за пределы XV столетия; вторая половина XV века – вот наиболее вероятная дата. Манера письма – это старейшее русское письмо, распространенное, главным образом, в пределах древней Новгородской области. Обычные иконы этой манеры в просторечии у иконников – «северные письма» (потому что их привозили и привозят к старообрядцам почти исключительно из северных губерний), писаный похуже или и попозже (когда уже центры усвоили новые веяния), называются даже и прямо «архангельские письма» (что конечно полная фикция). Описываемый нами «Покров» принадлежит к числу тех весьма редких икон этого времени, которые написаны первоклассными мастерами; не зная, как их определить, иконники обыкновенно величают их то просто «греческим письмом», то «корсунским».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lihach...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010