В Неделю 19-ю по Пятидесятнице глава Казахстанского митрополичьего округа совершил Литургию в Константино-Еленинском соборе города Костаная 15 октября 2023 г. 13:11 15 октября 2023 года, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, день памяти священномученика Киприана, мученицы Иустины и мученика Феоктиста; блаженного Андрея, Христа ради юродивого, Константинопольского; праведного воина Феодора Ушакова и благоверной княгини Анны Кашинской,  митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию в главном храме Костанайской епархии  — Константино-Еленинском соборе города Костаная. Его Высокопреосвященству сослужили: помощник главы Казахстанского митрополичьего округа в Костанайской епархии иеромонах Геннадий (Бурдюжа), клирик главного храма епархии игумен Иннокентий (Помогалов), руководитель миссионерского отдела Костанайской епархии игумен Максим (Бойков), клирик Константино-Еленинского кафедрального собора протоиерей Андрей Корчажников, настоятель храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского города Лисаковск протоиерей Олег Калмыков, настоятель Свято-Михайловской церкви поселка Качар Костанайской области протоиерей Василий Королев, настоятель Михаило-Архангельского храма города Костаная протоиерей Виталий Клеба, настоятель Никольского храма города Костаная протоиерей Виталий Гуцан, руководитель секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий), настоятель храма Казанской Божией Матери поселка Затобольск иерей Андрей Крутин, клирики Костанайской епархии; руководитель службы протокола митрополита протодиакон Роман Головин, протодиакон Владимир Сыровацкий, протодиакон Александр Мокий, диакон Иоанн Чуркин, диакон Богдан Бойко, иеродиакон Мефодий (Чулков). Пел хор Константино-Еленинского собора города Костаная под управлением Т. Жебрак. Перед началом богослужения для молитвенного поклонения и духовного укрепления верующих в главный храм Костанайской епархии была доставлена великая святыня Православия — ковчег с частью Пояса Пресвятой Богородицы.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

См. 130, с. 39-40, 223-224. При Мануиле Комнине, новые епископы - в их числе митрополит Киевский - обязаны были присягать императору (см.: А. Павлов, «Синодальный акт Константинопольского патриарха Михаила Анхиала 1171-го года о приводе архиереев к присяге», 251, II, 1895, с. 388-393). Со временем их от этого освободили, но роль императора в назначении русских митрополитов хорошо прослеживается по документам вплоть до XV века. В. И. Ламанский, «Видные деятели западно-славянской образованности», Славянский сборник, I, СПб.. 1875, с. 21. 225, 898 год, I, с. 62; по этому вопросу см., в частности, 214, с. 38-43, 59-85. Князь Ярослав, сын Владимира, «собра писцы многы, и прелагаше от Грекъ на Словеньское писание, и списаша книги многи». (225, I, с. 102). Начальная летопись упоминает, в частности, полный Новый Завет (Апостол и Евангелие), Псалтирь и Октоих; в последней книге содержится цикл песнопений, необходимых для богослужений на протяжении периодически повторяющегося восьминедельного цикла. (225, с. 22). А. И. Соболевский, «Материалы и исследования в области славянской филологии и археологии». (В кн.: Академия Наук, Отд. русского языка и словесности, Сборник, LXXXVHI, 1910, 3, с. 162-177); 131, с. 60-61. О переводе византийских хроник см. также 165, с. 385-408. См.: А. Павлов, «Книги законные, содержащие в себе, в древнерусском переводе, византийские законы земледельческие, уголовные, брачные и судебные». (В кн.: Академия Наук, Отд. русского языка и словесности, Сборник, XXXVIII, 3, СПб., 1885), с. 1-92. Ср. 192. См. 205, с. 52-54. О византийской традиции, которую выразили эти три автора, см. 45, I, с. 63-93 (вряд ли, однако, оправдано противопоставление «византинизма» и «русского кенотицизма», которое проводит Г. П. Федотов); см. также 118. Покров или головное покрывало («мафорион», неправильно передаваемое как «омофор») Богородицы - был главной реликвией, которой византийцы приписывали спасение Константинополя от персов, арабов и болгар. Он хранился во Влахернской церкви. Согласно греческому «Житию св. Андрея Юродивого» (в честь которого был наречен Андрей Боголюбский), ему было видение Богородицы, держащей свой «мафорион» над городом. Это видение и увековечено праздником Покрова, который празднуется 1 октября. (О происхождении праздника см.: А. Остроумов, «Происхождение праздника Покрова», Приходской Листок (приложение к «Церковным Ведомостям»), 1911, 11; Ф. Спасский. «К происхождению иконы и праздника Покрова», Православная мысль, IX, Париж, 1953, с. 138-151; ср. также: H. H. Воронин. «Андрей Боголюбский и Лука Хризоверг», 251, XXI, 1962, с. 29-50; «Житие Леонтия Ростовского и византийско-русские отношения второй половины XII в.», 251, XXIII, 1963, с. 23-46.

http://sedmitza.ru/lib/text/438261/

Таким образом черты Епифания, изображенного в житии святого Андрея, весьма идут к патриарху Антонию, кроме того, что неизвестно точно место его рождения и жизни до монашества, но он не был евнухом и лета жизни его хорошо согласуются с житием святого Андрея. Правда, он, равно как и предшественник его, муж святой жизни Василий, не внесен в месяцесловы, чему удивляется западный писатель Купер, автор истории константинопольских патриархов 33 , но, вероятно, причиной этого было то, что Антоний отказался от престола, вследствие чего было четырехлетнее патриаршество. Впрочем историки, превознося его похвалами, не обвиняют его за это, – видно, что положение его было трудно особенно при летах преклонных. Кроме политических неустройств при нем духовенство разделено было на враждебные партии по вопросу о четверобрачии. Если же полагать, что святой Андрей прожил около 90 лет по другому пониманию конца жития его, то Епифанием может быть патриарх Николай Хрисоверг, правивший константинопольской церковью 12 лет и 8 месяцев (982–994). Этот патриарх внесен в число святых рано, в XI или начале XII века. В редакции Месяцеслова императора Василия II (в древнейших славянских прологах) под 16 декабря значится память святого Николая, патриарха Константина града, Златого Прута (т. е. Хрисоверга) 34 . Ему приписывается и ученость 35 . Неизвестно точно: родился ли и воспитан ли был он в Константинополе? Но есть некоторые основания предполагать это. В XII столетии был патриарх Лука Хрисоверг монах (1156–1169). Два константинопольские патриарха однофамильные предполагают один и тот же род их и не неславный и один город, из которого происходили, и естественно этим городом считать Константинополь. За монашество Николая Хрисоверга говорит скорое причисление его к лику святых, конечно, и за аскетические подвиги его. Вероятно, и Лука, принимая монашеское пострижение, последовал своему предку Николаю, в то время уже причисленному к лику святых. Пред Николаем Хрисовергом и после его патриархи были из монахов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Неизвестно только, преемник его Сисиний II, в мире магистр, т. е., начальник придворных чинов, пострижен ли был в монашество пред возведением в патриарший сан, как святые Никифор I и Фотий и другие из высоких сановников. Патриарх Николай перенес немало скорбей. Дела патриаршие приняты были им в расстроенном виде, так как после удаления Антония Студита в продолжение четырех лет было междупатриаршество. Из стихословия патриарху Николаю в синаксаре видно, что он больше дал престолу (то есть, патриаршему), нежели получил от него 36 . При нем продолжались споры и распри в духовенстве о четверобрачии по случаю брака Льва Мудрого с Зоей. Но в конце его патриаршества это дело решено соборным осуждением четверобрачия и решение собора обнародовано уже при Сисинии 37 . При патриархе Николае (в 986 г.) было страшное землетрясение в Константинополе, а в империи были возмущения против законных императоров братьев Василия II и Константина и войны Василия с внешними врагами. Но он имел утешение принимать хотя и не лично, но деятельное участие в великом деле крещения великого князя русского Владимира и чрез него Русского народа и в устроении дел новой русской церкви (988 г). Хронология жизни патриарха Николая Хрисоверга может быть согласована с житием святого Андрея. Если святый Андрей родился около 870 года, куплен Феогностом около 887 года, начал юродствовать около 894 года, и юродствовав 66 лет, скончался около 960 года, имея около 90 лет, а Епифаний с именем Николая постригся в монахи в 962 году на 32 году своей жизни или несколько позднее (возраст пострижения в монашество Епифания не показан), то от кончины Андрея до возведения Епифания, в монашестве Николая, в патриарха (в 982 году), остается около 20 лет, время более чем достаточное для прославления в монашестве. Святой Николай скончался в 994 году, имея около 64 лет от рождения. Мы означили время патриаршества Николая Хрисоверга летами 982–994 на следующем основании. По свидетельству Иоанна Скилицы и Георгия Кедрина, по смерти Николая Хрисоверга, управлявшего константинопольской церковью 12 л.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Так как праздники русские, находящиеся в прологах, весьма древни, относятся к XI или началу XII века, и к городу Киеву, кроме двух праздников установленных в более позднее время, как то: Леонтию ростовскому и Михаилу Черниговскому и находящихся в очень немногих прологах, то и праздник Покрова Пресвятой Богородицы установлен в Киеве и притом до разделения России на два княжества, до основания нового великого княжества во Владимире, до 1157 года. Об этом скажем ниже полнее. Не мог Покров Богородицы быть сначала местным и распространиться так из какого-либо другого города, ни даже из самого Владимира. Известно, что спустя недолго, по разделении княжеств, святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский, по сношении с греческим императором Мануилом Комненом и константинопольским патриархом Лукой Хрисовергом, конечно и с митрополитом всей России Константином II, установил около 1067–1069 года празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице по случаю дивных знамений во время войны его с болгарами; но этого праздника не найдено ни в одном пергаменном прологе, не только первой, но и второй редакции, хотя он есть в кондакаре, относимом к XII веку. Известно, что великий князь Владимирский Георгий II Всеволодович в 1230 году перенес во Владимир с великой торжественностью и честью мощи святого мученика Аврамия из Болгарии и с того времени доселе совершается сему мученику празднование во Владимире, но он не внесен в прологи. Не внесены в пергаменные прологи и другие святые, местно чтимые от самой кончины: Никита, подвижник Киево-Печерский, впоследствии епископ новгородский, скончавшийся 30 января в 1108 году, прославленный еще при жизни многими чудесами, также князь черниговский Игорь Олегович, убитый киевлянами 19 сентября 1147 года, чтимый от самой кончины в Чернигове, ибо сам Бог проявил над ним великое знамение до погребения его, а равно князь Всеволод Гавриил, сын выше упоминаемого князя Киевского св. Мстислава Владимировича, по изгнании из Новгорода, скончавшийся в Пскове 11 февраля 1138 года и местно-чтимый с конца XII века; не внесен в пергаменные прологи и праздник знамения Богоматери новгородския, избавившей Новгород в 1170 году от разорения врагами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Трудно предположить, что если бы существовала с VI века краткая запись о святом Андрее, то она в X веке распространена бы была в целую книгу с вымышленными лицами, действующими не в отдаленной какой-либо стране, а в самом месте явления жития в Царьграде и притом не позднее IX-X века. Поименованы в житии не простые лица, как например, Епифаний Иоаннович, златовласый, красивый юноша, впоследствии патриарх константинопольский, священник Великой Софийской церкви Никифор, друг Епифания Иоанн Келевстионович (столб. 163), диакон Рафаил (177) и прочие. Жизнь патриархов константинопольских во время писателя жития святого Андрея в X веке, конечно, была более известна, чем ныне. Трудно представить, чтобы на основании этого жития с неизвестными лицами Константинополя святой Андрей, доселе сам неизвестный и не признаваемый в числе святых с VI века, стал быть признаваем святым с конца X или с XI века. Это был бы единственный пример. Ничего подобного не было ни с одним константинопольским святым. (Дивный же оный крест, идя пред ним на воздухе, не преставал показывать ему путь, доколе он не пришел в портик. Обратившись же видеть, куда потом пойдет (крест), увидел, и вот как бы на позлащенных крыльях поднялся он над срединой города и при восхождении своем посылал огненные лучи на воздухе. Когда же крест сделался невидим) 49 , преподобный, став посреди портика, смотрел на ту дорогу, и вот молитвенный дом (Мак. и Сев. церкви она) первоверховных апостолов Божиим изволением преобразился в крестообразный пятиглавый храм, прекрасный по величию, и по виду неподражаемый и увидел он посреди храма Господа, седящего на престоле, и херувимы и серафимы со всем воинством небесных сил стояли окрест его со страхом и трепетом. Преподобный, простерши руки к Нему, воззвал: помяни мя Господи во царствии Твоем, (и тотчас в экстазе прорек о храме: в будущее время восставит его благочестивый царь крепким и прекрасным по величине, каким я его видел) 50 . В это время сделался великий мор в этой царице городов и видим был блаженный сидящим на площадях, улицах и галереях (портиках) и горько плачущим со стенанием, ибо он умолял Господа простить грехи наши, (Сев.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Когда преподобного Стефана Нового поставили перед лицом императора Константина Копронима и потребовали растоптать икону, он достал монету с изображением императора. – Что будет тому, кто плюнет и растопчет твое изображение? – спросил святой. – Его казнят! – ответил иконоборец. – Так какого же наказания достоин ты, растоптавший образ Царя царей, Христа?! – возгласил Стефан и растоптал изображение нечестивца. По приказу императора святого поволокли по улицам Константинополя и забили насмерть (память его – 11 декабря). Долго продолжалось гонение. Но вот к власти пришла святая императрица Ирина. Она возвела на кафедру константинопольских патриархов святого Тарасия, и в 787 году в Никее был собран Вселенский Собор. На нем присутствовали триста восемьдесят три святых отца. Иконоборчество было осуждено. Было постановлено, в согласии с апостольским преданием, почитать святые иконы, возводя поклонение к Первообразу, а не поклоняясь дереву и краскам. Но при этом поклонение должно быть почитательным, а не боголепным, служительным, которым мы почитаем только Творца (а на земле – Святое Причастие). Так же мы почитаем мощи, Животворящий Крест и другие святыни, не считая их за богов, а прославляя Бога, явившего в них Свою вечную славу. Собор осудил всех, кто отвергает какое-либо Предание Церкви, и утвердил все священные каноны (церковные законы), принятые прежними Соборами и святыми отцами, по которым Церковь живет и сейчас. Через некоторое время после Собора иконоборчество вновь подняло голову, но было осуждено на Соборе 843 года, установившего праздник Торжества Православия. Этот праздник совершается в первое воскресенье Великого поста. В этот день провозглашается исконная вера Церкви, предаются анафеме (отлучению) все извратители учения Христа и воспевается вечная память всем борцам за Православие. Память святых отцов VII Вселенского Собора совершается в воскресенье, ближайшее к 24 октября. Покров Пресвятой Богородицы В начале X века Константинополю постоянно угрожали враги – и мусульмане, и язычники-славяне. Поэтому однажды горожане собрались во Влахернском храме и совершали ночное богослужение. На нем молился и великий святой того времени, блаженный Андрей, Христа ради юродивый (память его – 2/15 октября). Он обладал пророческим даром и, чтобы скрыться от славы, выдавал себя за сумасшедшего. И вот внезапно во время Божественной службы Андрей вместе со своим учеником Епифанием увидел Богородицу. Она шла, сверкая небесным сиянием, окруженная Ангелами и святыми, вместе с Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом, направляясь к алтарю.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Андрей Юродивый, пр. Хронология жизни этого популярного Константинопольского блаженного, с образом которого слилась масса рассказов и преданий, чрезвычайно трудна, но большинство оснований заставляет понимать под царём Львом, не Льва Великого , а Льва и относит время написания жития к X веку, когда сложилось аналогичное житие Василия Нового. Житие пр. Андрея издано в AASS, май, VI, 4−102 и у Migne, P.G., 111, 625−888. Оно очень обширно, и является своеобразной народной книгой, энциклопедией, где рядом с живыми, чисто народными, порой грубо-реалистичными картинками Константинопольских нравов, встречаем длинные, вложенные в уста юродивому, беседы и поучения по различным вопросам богословия, космологии, физики, психологии, морали и политической эсхатологии. Особенно интересна, не чуждая чисто научному духу, космическая физика, которую преподаёт своему ученику Андрей, разъясняющий «недоуменные вопросы» о дожде, радуге, граде, громе и молнии. Далее любопытен ряд пророчеств о грядущей судьбе империи, окрашенных чисто народными упованиями на лучшее время, на своего рода золотой век перед последним концом. Житие является первостепенным источником для изучения не только столичной жизни и нравов, но всего религиозного, этического и научного мировоззрения византийского общества, и как таковое особенно нуждается в критическом издании текста, и бесспорном установлении своей хронологии. Попытку, сделанную в этом направлении, miss S. Murray («А study of the life of Andreos the Fool», 1908), следует считать неудачной. Память святого 2 октября. Андроним и Афанасия, преп. современники Феодосия В., ювелиры из Антиохии. Основной рассказ из числа «Recits de l’abbé Daniel» конца VI в., напечатан Clugnet (в «Rev. de l’Orient Chrétien», V, 370−375). Латинский перевод позднейшей версии издан y Migne, 115, 1049−1054. Память 9 октября. Анина монах, прп. Жил при Неокесарийском епископе Патрикии. Житие-легенда, интересная для истории пустынничества, по-гречески не известна. Её старинный славянский перевод в Минеях Макария (март, 412−426 листы), использован в Четьих Минеях св. Димитрия Ростовского . Синаксарные сказания имеются в Synax. Eccles. C-polit., 539−544 и AASS под 16 марта. Поздняя риторическая энкомия Феодора Иртакена напечатана у Boissonade, Anecdota graeca, II, 409−453. Память 18 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это – св. Роман Сладкопевец , знаменитый гимнограф, живший в VI столетии. Анахронизм этот легко объясняется: день празднования св. Романа, 1 октября, совпадает с праздником Покрова. Из жития святого мы узнаем, что мальчиком, будучи певцом, он претерпевал насмешки товарищей и от Пресвятой Богородицы получил вместе с кондаком Рождества Христова чудесный дар писать песнопения. Этот новый кондак, поразивший и патриарха, и императора, послужил причиной назначения св. Романа певцом собора Святой Софии. Слева от амвона изображен одетый в далматик диакон, смиренно уступающий место св. Роману. Хор молодых людей и женщин стоит за амвоном. Эта сцена из жития св. Романа, введенная в композицию Покрова, выводит нас за границы истории, смешивая лица, жившие при св. Романе, с лицами из жития св. Андрея юродивого. Так, например, ни патриарх, ни император (оба с нимбами) не являются современниками явления Богоматери во Влахернской церкви. Оба они обращены к Сладкопевцу, восхищаясь его пением. К этой же сцене принадлежат и стоящие за патриархом и царем в левом углу иконы три клирика в белом и два монаха в черном. С правой стороны на переднем плане, отдельно от толпы верующих стоят два человека. Это св. Андрей и св. Епифаний, свидетели явления Богоматери. Святой Андрей обращается к своему ученику и жестом правой руки указывает ему на явление. Юродивый одет поверх полунагого тела только в плащ, из-под которого видны его худые руки и ноги. Святой Епифаний, увенчанный нимбом, как и его учитель, одет, кроме плаща, в длинную тунику. Жест его выражает изумление перед чудесным явлением. Архитектурный фон изображает Влахернскую церковь . Позади Богоматери над местом престола виден киворий на четырех тонких колоннах, отгороженный от остального храмового пространства стенкой. Налево виден вход в диаконник. Здание не похоже на русский храм, как это часто бывает на других иконах. Все указывает на то, что память о Влахернском храме сохранялась в иконографии Покрова. Колонна, которая изображена с правой стороны, – также черта константинопольской топографии: это колонна Константина.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Разделы портала «Азбука веры» Святые Месяцеслов 1. Память святой мученицы Каллисты, Евода и Ермогена – самобратий – совершается 14 сентября по новому стилю. Кто такие самобратия? 1 мать и дети 2 родные братья или сестры 3 сводные братья или сестры 4 любые родственники Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Самобратия Комментарий: Самобратия – так называются в Святцах родные братья или... Святые родственники Выберите правильный ответ. 1. Родители Пресвятой Богородицы. 1 Захария и Елисавета 2 Иоаким и Анна 3 Иосиф и Мария 4 Другое Правильный ответ: Верно! Комментарий: Святые Иоаким и Анна считаются покровителями супружества, потому что своим благочестием и надеждой на Бога превысили всякую меру и настолько угодили Ему, что сподобились чести стать родителями Пресвятой Богородицы... Тест по житиям святых 1. Как зовут апостола, который пришел на место, где образовалась в дальнейшем Киевская Русь, и поставил там крест? 1 Андрей 2 Петр 3 Павел Правильный ответ: Верно! Комментарий: В I веке апостол Андрей Первозванный прошёл с проповедью Евангелия будущую землю Руси от юга до севера. На Киевских горах он установил крест и предсказал: –... Св. Ксения Петербургская 1. Святая блаженная Ксения Петербургская была современницей... 1 святителя Димитрия Ростовского 2 святителя Митрофана Воронежского 3 преподобного Серафима Саровского 4 праведного Иоанна Кронштадтского Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая. Комментарий: Святая блаженная Ксения Петербургская была современницей святого преподобного Серафима Саровского: она родилась между 1719 и 1731 и преставилась... Свт. Григорий Палама 1. Свт. Григорий Палама был архиепископом ... 1 Антиохийским 2 Константинопольским 3 Фессалоникийским 4 Охридским Правильный ответ: Верно! Комментарий: Свт. Григорий Палама был архиепископом Фессалоникийским (Солунским). На митрополичью кафедру в Фессалонику он был возведен в 1347 году. Ответить Пройти весь тест 2. Основные источники, из которых мы знаем о жизни свт. Григория Паламы. 1...

http://azbyka.ru/test/category/svyatye

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010