308 Василий Новый (Βασλειος Νος, †944)· В молодости жил отшельником в Малой Азии. По навету подвергся изощрённым пыткам, обладал даром прозорливости, скончался в глубокой старости и был погребён в обители Хартофилакса. По Антонию Новгородцу «той бо святый Василей о Страшнем Суде написал». «Житие» Василия Нового написано его учеником Григорием. Память – 26 марта по ст. ст. 311 старец Иосиф – знаменитый афонский подвижник Иосиф Исихаст (1898–1959, в миру – Франциск Коттис) родился на о. Парос, в Левках. Придя на Святую Гору, принял постриг в великую схиму от о. Ефрема в Катунаках, в каливе Благовещения. Одна из основных фигур православной духовности XX столетия. Ведя тихое существование, он, тем не менее, имел огромное влияние: был одним из главных возобновителей образа жизни исихастов, в частности, делания Иисусовой молитвы. После его смерти, ученики старца распространили плоды этого влияния на Афоне, а затем и по всей Греции, на Кипре и вплоть до Северной Америки. Канонизирован как месточтимый святой на Афоне. 315 Андрей (Ανδρας Σλος, †936 г.), Андрей Константинопольский, Андрей Цареградский, Христа ради юродивый – известный святой, славянин, жил в X в. в Константинополе. Во время молитвы во Влахернском храме святой Андрей сподобился узреть Пресвятую Богородицу, покрывающую молящихся Своим омофором. Это знаменательное видение вспоминается в праздник Покрова Божией Матери. Память – 2 октября по ст. ст. «Житие» Андрея Юродивого – памятник византийской церковной литературы X в., автором которого считается константинопольский монах Никифор. 316 Епифаний, патриарх Константинопольский (VI в.). В молодости был учеником блж. Андрея, Христа ради юродивого. Удостоился быть на богослужении при известном явлении в храме Пресвятой Богородицы, в честь которого установлено празднование Покрова Божией Матери. Память – 25 августа по ст. ст. Читать далее Источник: Искусство спасения/Старец Ефрем, игумен монастыря Филофей на Святой горе Афон ; [пер. с новогреч. А.Л. Данилин]. - Москва : Святая гора, 2012-./Т. 1: Беседы. - 2012. - 479 с., л. цв. ил. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Покров Пресвятой Богородицы " Описания иконы Икона Покров Пресвятой Богородицы - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Икона посвящена одному из великих праздников Русской Православной Церкви – Покров Пресвятой Богородицы. Чудесное событие это произошло в Х веке в столице греческой империи Константинополе, когда ей грозило разорение от сарацин (мусульман), большим войском напавших на город. Не видя ниоткуда помощи, жители города собрались во Влахернском храме, где хранились риза Богоматери и Ее головной покров, и обратились к Богу с искренней молитвой о спасении от врагов. Во время молитвы святой Андрей, Христа ради юродивый, увидел под самыми сводами храма идущую по воздуху Богородицу в окружении ангелов и святых. Пресвятая Дева долго со слезами молилась о спасении города и жителей его. Потом, подойдя к престолу, Она сняла со своей головы покрывало и распростерла его над всеми молящимися, защищая их от врагов видимых и невидимых. Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоящего рядом ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифани[...] Описание иконы Покров Пресвятой Богородицы из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " В первой половине X века в Царьграде жил великий подвижник Андрей Юродивый, сподоблявшийся чудных духовных видений и великих откровений. Однажды он пришел в знаменитый Влахернский храм, где хранилась риза Богоматери с Ее омофором и частью пояса. Омофор — это покрывало, которым иудейские женщины покрывали голову и которое спускалось до ног. Блаженный Андрей пришел в храм отстоять всенощную. Его сопровождал юный почитатель его Епифаний, бывший впоследствии, с именем Полиевкта, патриархом Константинопольским. Блаженный Андрей обыкновенно подолгу оставался в церквях и после окончания службы. На этот же раз всенощное бдение продолжалось долго. В четвертом часу ночи Епифаний увидал Пресвятую Богородицу, идущую от царских врат в великой славе. Ее поддерживали Иоанн Креститель и апостол Иоанн Богослов. Окружало Пресвятую Богородицу множество святых в белых и сияющих одеждах, и все они пели духовные гимны. Пресвятая Владычица приблизилась к амвону. Думая, не есть ли это видение иску[...]

http://pravicon.com/icon-257

Андрея Юродивого, есть еще кроме показанных нами, средство к продолжению жизни Епифания, по всей вероятности, бывшего потом Полиевкта, патриарха Константинопольского. Св. Андрей мог быть куплен не при Льве Мудром, а ранее при отце Льва Василии Македонянине (867–886). В начале жития говорится, что Феогност жил (то есть, процветал, проводил лучшую часть жизни в высоких должностях) при Льве Великом (то есть, Мудром), но как человек богатый мог покупать рабов и ранее царствования Льва Мудрого. Таким образом, Андрей, купленный при Василии Македонянине и при нем начавший учение, при Льве Мудром кончил его, проходил должность нотария и начал подвиги юродства. Если Андрей родился в 865 году и, может быть, и ранее, куплен около 882 года и умер около 930 года, будучи 66 лет, то Епифаний, во время его кончины имевший около 30 лет, скончался с именем Полиевкта в 970, имея около 70 лет и более, если св. Андрей родился ранее 865 года. И в житии св. Андрея не все следует понимать в строго буквальном смысле, как показано нами в исследовании.   Во время печатания второй части статьи этого исследования я узнал из немецкой книги К.Крумбахера (Karl Krumbacher. Geschichte der Byzantischen Litteratur от 527–1453 г. изд. 1897 года, стр. 197), что есть два кодекса за границей (именно: Cod. Sabbait. 415 Saec. 14 fol. 189–242 Cod. Monac. 552. Saec. 14), в которых начало жития св. Андрея отличается от изданного в печати. Очень может быть, что это древнейшая, неизвестная доселе, редакция жития св. Андрея, и что в ней царь Лев не называется Великим и не говорится о Данииле столпнике и проч. Потому вопрос о времени жизни св. Андрея не может считаться бесспорно решенным до обнародования вариантов или всего жития по означенным и другим подобным рукописям.   Монастырь св. Андрея юродивого существовал в Константинополе не только в XV, но и в первой половине XIV века (ок. 1321 г), как видно из Русского Анонимного Описания Константинополя, о котором исследование Хр. М. Лопарева издано в 1898 г. во 2 книжке III тома Известий Отделения Русск.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Октябрь-рюин, листопад 2 ч. Память о св. Андрее юродивом для Христа Богатый константинопольский вельможа купил в числе друтих рабов и блаж. Андрея 579 . Раб Андрей был славянин и оказался выше современных умников и богачей греков. Он отличался красотою телесною, смышлённостию и хорошим поведением. Господин полюбил его и отдал его учиться книжной мудрости. При хороших способностях и старании Андрей скоро выучился и ходя в церковь читал книги и молился; мирской рассеянности и весёлостей не любил он, а искал нужного для вечности. Особенным видением призванный на путь подвижнический, разодрал он на себе одежду и покрытый лохмотьями стал казаться помешавшимся в смысле. Господин жалел о нём и велел скованного отвесть к храму св. Анастасии, целительницы лишенных ума; здесь прожил он четыре месяца и господин его, увидев, что Андрей остаётся в прежнем виде, предоставил ему полную свободу жить, как хочет. Юродивый Андрей ходил по улицам, как потерянный; над ним смеялись, его толкали и били, он как бы не понимал и не чувствовал того. Если кто подавал ему милостыню, отдавал её нищим и притом в виде шутки или с бранью. Дня по три обыкновенно не ел он ничего; если же не дадут куска хлеба, то бывал без пищи неделю и две. У него не было никакого пристанища; в сильный холод, в одних лохмотьях, ложился он, где случалось; бывало и то, что в сильную стужу ложился он между собаками, но и те иногда убегали от него. Это – подвиг нового мученичества. Очищенный скорбями и нуждами, св. Андрей удостоился дара прозрения духовного. Раз один недобрый человек решился ограбить погребенную богатую девствен­ницу. Андрей, встретясь с ним, говорил: «не крадь, не увидишь солнца». Вор понял угрозу и однако, откопав могилу, стащил дорогую одежду с девственницы, но потерял зрение. Этот несчастный собирал потом милостыню и сам говорил о своём грехе. Несли богатого мертвеца к могиле; похороны были великолепные. Но Андрей видит в воздухе сотни злых духов, злобно радующихся мертвецу, как своей добыче.– За что попался бедный во власть демонов?– думал с горестию Андрей.– Он был,– говорил ангел Андрею,– человек жестокий, сладострастный, не знавший ничего святого: до 800 девушек лишены им невинности, несколько человек убил он тайно.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Закрыть itemscope itemtype="" > Покров и юродство 13.11.2019 825 Время на чтение 11 минут Юродивым, нагим и оплеванным, осмеянным и поношаемым, над кем последовательно и изощренно издевались, Пречистая являла Свой Покров. История первая. Константинопольская Так было с Андреем, Христа ради юродивым, который сподобился во Влахернском храме Константинополя (также: Царьград, ныне – Стамбул) узреть плачущую Владычицу, Которая, сняв с главы Своей подобно молниям блиставшее покрывало, распростерла его над молящимися. И стал Ее омофор столь огромным, что стены храма раздвинулись, купол исчез, и под Ее покровом оказался весь православный мир. Это событие и запечатлено в иконографии всеми нами столь любимого образа «Покров Пресвятой Богородицы». Именно юродивый стал в прямом смысле автором этой иконы. Потому что именно таких перво- и тайнозрителей собственно «предмета» священных изображений и принято отцами VII Вселенского Собора именовать истинными иконописцами. Поправший себя по любви к Распятому и по смирению очищенный Духом Святым, он первым увидел то, что другие потом только отрисуют. Андрей Константинопольский, Христа ради юродивый Представляете, сам человек в воззрениях современников грязен и убог, а по его внутренней чистоте в мир является красота Пречистой, Которая будет охранять верующих до скончания века. Владеющие же кистью и мастерством последовательного наложения красок будут всего лишь из века в век воспроизводить откровение, полученное юродивым. Таковых отцы VII Вселенского Собора отнесут к ремесленникам, иконникам, как их называли потом у нас на Руси. А босой, нагой и грязный Андрей без мольберта, красок и кистей, по роду – славянин, по подвигу – юродивый, по духу – Христов, «по гражданству» или, скорее, по географии бомжевания – константинополец. По призванию – истинный иконописец! С иконой разобрались. Но откуда у нас взялся праздник Покров? Опять же из Константинополя! Дело в том, что наши предки славяне повадились было грабить приграничные территории Византийской империи – они не просто разоряли города и села, храмы и монастыри, но уничтожали всех и каждого. Не надо питать гуманистических иллюзий насчет того, что до Крещения кто-то из этих вояк-прародителей проявлял чудеса великодушия, совершая мирные туристические вояжи в целях ознакомления с достопримечательностями соседей. После всех этих «политкорректных фраз вместо антиславянских пассажей» и цветут размышления либерального толка: «зачем же Русь приняла Христа?» А в летописных хрониках того времени наших предков прямо называли «злоубийственным народом». И ни один подлинно уверовавший человек – это же применимо и ко всему народу – никогда не отречется признать: чем он был без Христа! В этом тоже есть подвиг исповедания Спасителя. А все эти подхалимские гримирования «собственных мертвецов» подобны сохранению мумии в Мавзолее: если у тебя «живее всех живых» предки дохристианского или богоборчески-коммунистического периода, зачем тебе Христос?

http://ruskline.ru/opp/2019/11/13/pokrov...

В предсмертной своей беседе святой Андрей предсказал Епифанию между прочим: «по смерти отца твоего, ты примешь иноческий образ и, по перемене тобою имени в иночестве, пройдет слава о тебе и когда святая сия церковь (Константинопольская) овдовеет, Господь поставит тебя светильником, наставником и опытнейшим пастырем заблудших душ. Пойдешь и во исповедание имени Христова и со святыми будет наследие твое». Святой Андрей скончался 28 мая на 66 году подвига, точнее, всей жизни. Пред самой кончиной своей он в спальне Епифания молился с ним о всем мире и об Епифании и, разлучившись с ним, ушел в место под колоннадой (галереей) и там, возлегши на землю, скончался. Тотчас распространилось необычайное благоухание. Одна бедная женщина, жившая в хижине около того места, ощутив благоухание, пошла с огнем и нашла тело его, от которого истекало в обилии миро. Но когда она сказала об этом другим и пошла с ними опять на это место, то уже не обрелось тела святого, подобно тому, как не обретено тело святого Симеона юродивого в Емесе по кончине его; благоухание же ощущаемо было и пришедшими со вдовицей на то место. В XV веке существовал во имя св. Андрея Христа ради юродивого монастырь в Царьграде 5 . Когда жил святой Андрей в Константинополе? Есть об этом два мнения. Подвизался он в Константинополе или в царствование императора Льва Великого , иначе Макелла и Фракиянина и преемников его в V и в начале VI века, или при императоре Льве Мудром или Философе и преемнике его Константине, в конце IX и в X веке. Последнее мнение общепринято после того, как Яннинг в 1688 году издал житие святого Андрея в Деяниях Святых с предисловием, в котором представил доказательства этого своего мнения, но кратко и общо. На чем основывается первое мнение? Основанием его могут служить только два места в житии святого Андрея. 1. В самом начале жития говорится, что Андрей куплен протоспафарием Феогностом в царствование христолюбивого царя Льва Великого . Титул Великого принято усвоять Льву Макеллу, царствовавшему в V веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Алексий , человек Божий, прп. (17/30 марта) Алим Маккавей , мч. (1/14 августа) Алипий Печерский , иконописец, в Ближних (Антониевых) пещерах (17/30 августа; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Алипий Столпник , Адрианопольский, прп. (26 ноября/9 декабря) Амвросий Медиоланский , еп. (7/20 декабря) Амвросий Оптинский , прп. (10/23 октября; 27 июня/10 июля) Аммон Печерский , прп., странник, затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (28 августа/10 сентября [Печер.]; 4/17 октября) Амос , пророк, из 12-ти малых пророков (15/28 июня) Амплий , ап. от 70-ти, сщмч., еп. Диоспольский (4/17 января ап.]; 31 октября/13 ноября) Амфилохий Иконийский , еп. (23 ноября/6 декабря) Амфилохий Глушицкий , чудотворец, прп. (13/26 мая) Амфилохий Печерский , Владимиро-Волынский, еп. (10/23 октября) Анания Вавилонский , отрок, мч. (17/30 декабря) Анания , ап. от 70-ти, еп. Дамасский, сщмч. (4/17 января ап.]; 1/14 октября) Анастасий Персиянин , прмч. (22 января/4 февраля; 24 января/6 февраля ) Анастасий Печерский , диакон, сщмч., в Ближних (Антониевых) пещерах (22 января/4 февраля; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Анастасия Римляныня , Солунская (Фессалоникийская), прмц. (29 октября/11 ноября; 30 октября/12 ноября) Анастасия Сербская , мать свт. Саввы I, прп. (21 июня/4 июля) Анастасия Узорешительница , Римляныня, Иллирийская, вмц. (22 декабря/4 января) Анатолий Печерский , прп., затворник, в Ближних (Антониевых) пещерах (3/16 июля; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Анатолий Печерский , прп., затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (3/16 июля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Ангели (Ангелис) , мч. (3/16 декабря) Ангелина Сербская , прав. (30 июля/12 августа) Ангеляр Охридский , равноап., пресвитер, исповедник (27 июля/9 августа) Андрей Боголюбский , блгв. вел. князь (4/17 июля) Андрей Вологодский , Каменский – см. Иоасаф Каменский Андрей Константинопольский, Христа ради юродивый (2/15 октября) Андрей Критский , архиеп. (4/17 июля) Андрей Критский , прмч. (17/30 октября) Андрей Первозванный , ап. из 12-ти, брат ап. Петра (30 июня/13 июля ап.]; 30 ноября/13 декабря)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

За то, что святой Андрей жил в X веке, а житие его написано в конце X или в начале XI века, говорит позднее внесение имени его в месяцесловы или синаксари; память его в первый раз встречается не ранее XII века в синаксаре, составление которого приписывается диакону великой (константинопольской) церкви Маврикию 45 . Мог быть внесен святой Андрей в синаксари и XI века, ибо их в это время было немало, как известно из предисловия к редакции месяцеслова императора Василия II, и очень может быть, что Маврикий внес имя Андрея в свой синаксарь не только по житию его, но и по синаксарю раньшему Маврикиева. Если бы святый Андрей жил в V и в начале VI века, то он внесен бы был в месяцеслов императора Василия II, отличающийся полнотой памятей святых, тем более, что святой Андрей подвизался в самом Царьграде. Месяцеслов этот составлен не ранее конца X века и, как некоторые греческие писатели говорят, при вышесказанном патриархе Антонии Студите (974–978 г) 46 , который может быть признаваем за юношу Епифания, т. е., в начале царствования императора Василия II (975–1025). Месяцеслов мог быть составлен и в начале XI века, но в нем последние по времени памяти святых относятся к концу IX века; из святых X века внесен только один 3 мая Петр, уроженец и великий подвижник Константинополя, поставленный в епископа аргосского Николаем I, константинопольским патриархом (895–906 и 911–925), при жизни прославившийся чудесами и, вероятно, ранее святого Андрея скончавшийся 47 . Другой известный подвижник Константинополя, современник святого Андрея, Василий Новый, скончавшийся около половины X века, также как и Андрей, не внесен в месяцеслов императора Василия II. Не находятся они оба и в редакции месяцеслова императора Василия, составленной Илиею во второй половине XI века. Замечательно, что житие святого Василия Нового имеет две редакции и краткую и пространную; полагают, что писатель жития Василия, ученик его, написал и издал и краткое и пространное житие, и обе редакции жития дошли до нас. Тем более не пропало бы бесследно, если бы с VI по X век существовало краткое житие святого Андрея, ибо до X века оно бы распространено было во многих списках.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Во многом ради Христа юродивых нам напоминают пророки Ветхого Завета. Они живут в великом воздержании и аскезе, порицают богатых и высокопоставленных лиц, некоторых святых во благо даже наказывают телесно. Ими движет другая власть, не мирская, но Божественная, они сохраняют пророческий дар и после пришествия Христа. Истинных ради Христа юродивых не так уж и много. Помимо святого Симеона, в византийский период стали известны святая Исидора из Тавенского монастыря, преподобные Феодор, Павел Коринфский, Фома Антиохийский, Марк Лошадник, Андрей Константинопольский, Савва Ватопедский. Многие же не по воле Божьей, но по своим эгоистическим причинам подражают странному поведению юродивых. Трулльский Собор 692 года осуждает “лицемерно беснующихся” и “таковый образ действий, по злости нравов, притворно на себя приемлющих” Однако желание некоторых людей подражать юродству, чтобы снискать славу, свидетельствует об обществе, уважающем даже тех, кто живет вдали от него. Пожалуй, крайности более понятны русскому менталитету, чем греческому. По этой причине ради Христа юродивые с их нестандартным поведением в большинстве своем появляются в России. Тарковский писал, что эти люди уже своим внешним обликом – схожестью с оборванцами и нищими – привлекали внимание “нормальных” людей своими пророчествами, искупительными жертвами и чудесами, находящимися за гранью реального мира. Только искусство сегодня несет в себе следы этого сверхъестественного мира. И в годы жизни Тарковского в России существовали некоторые юродивые, не ставшие, однако, широко известными из-за жесткой советской цензуры. Существуют и греческие святые, порой обнаруживающие некие признаки юродства, чтобы избежать похвалы общества и славы людей. Однако они не вели себя непонятным образом. Среди них можно выделить святого Арсения Каппадокийского (+1924), святую Софию, некоторых святогорских монахов XX века, таких как старец Георгий Отшельник, Костас Кавиот, старец Иаков из Нового Скита (+1982), старец Тимофей из Капсалы, старец Иродион Румынский (+1990), а также безымянный русский монах, который, по одним сведениям, принял монашество, а согласно другим – жил на Афоне как мирянин Они не впадают в безумие, чтобы поразить окружающих, но изображают некую странность, легкомыслие и глупость, которые формальная этика многих христиан им не прощает. В большинстве случаев это попытка скрыться, а порой – показать, что морализм, распространяемый в нашей стране миссионерами и околоцерковными организациями, не выдерживает никакой критики.

http://pravmir.ru/prepodobnaya-sofiya-iz...

Блаженный Андрей родом – Скиф 206 и в детстве был куплен в рабы одним Константинопольским вельможей. Андрей отличался красотою, смышленостью и хорошим поведением. Господин полюбил его и отдал учиться «книжной мудрости». При хороших способностях и старании, Андрей скоро научился грамоте и греческому языку и «люби читать богодухновенные книги, боле же святых мучения и жизни святых отец» 207 ; часто ходил он в Церковь и молился. Однажды, стоя на молитве, благочестивый Андрей смущен был демоном и, в страхе сокрывшись на ложе, заснул. Во сне увидел он два ополчения: на одной стороне полки святых, на другой – множество эфиопов, которые предлагали святым единоборство с одним ужасным исполином. Потом увидел сошедшего с горних мест прекрасного юношу, держащего в руке три бесценных венца и, узнав, что венцы сии назначены победителю эфиопа-исполина, решился на единоборство, но прежде просил наставления у явившегося юноши. Явившийся был сам Господь, а потому наученный Им Андрей, хотя не без труда, преодолел исполина и услышал из уст Наставника следующее повеление: «отныне ты наш друг и брат; ступай же на добрый подвиг, будь наг и юродствуй Мене ради и ты получишь великую награду в день Моего царствия». Вняв сему гласу, Андрей начал подвиг юродства. Господин, опечаленный такою переменою Андрея и считая его помешанным, велел, как бесноватого, заковать и отвести к храму святой Анастасии, целительницы лишенных ума 208 . Здесь юродивый Андрей был утвержден в своем подвиге новыми явлениями. Он видел святую Анастасию, беседующую со святым Иоанном Златоустом , и слышал, как на вопрос последнего: «Анастасие, не уврачуешь ли и сего Андрея?» – отвечала святая мученица: «Врачевание ему не нужно, ибо его врачевал Тот, Кто сказал ему: юродствуй Мене ради». В другой раз блаженный увидел целый полк бесов, устремившихся на него с намерением убить, и спасен был святым Иоанном Богословом; причем небесный покровитель снова ободрил подвиг Андрея и обещался быть всегда ему помощником. В третье видение казалось подвижнику, что он в чертогах царских пред Царем. Царь дал ему вкусить сначала нечто весьма горькое и сказал: «Таков скорбный путь служащих Мне в настоящей жизни», потом подал другую снедь «сладчае манны», изрекши: «Такова у Меня пища работающим Мне и мужественно терпящим все до конца; соверши и ты подвиг свой мужественно, как начал: вмале постраждеши, во веки в жизни нескончаемой будеши пребывати».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010