3. Нельзя приписать установление праздника Покрова великому князю Андрею Боголюбскому, потому что отношение его к высшей духовной власти в Киеве и к самому Киеву было неблагоприятное. В 1157 г. князь Андрей изгнал ростовского епископа Нестора из епархии; киевский митрополит оправдал его, но возвратившийся Нестор опять изгнан; затем князь Андрей начал дело об установлении у себя особой митрополии, что, конечно, весьма неприятно было киевскому митрополиту (1162 г), не успев в этом, покровительствовал потом епископу ростовскому (он же и Владимирский) Феодору, принявшему рукоположение от константинопольского патриарха и не хотевшему, подчиняться киевскому митрополиту, но принужден был выдать его митрополиту Константину, который жестоко казнил его (1169–1172). Естественно, что князь Андрей, по делу установления им праздника 1 августа, обратился при таких обстоятельствах в Константинополь, откуда и получил благоприятный ответ в 1168 году. Около этого же времени сын его Мстислав с другими князьями взял приступом Киев, причем этот город был страшно разорен; вскоре, в 1170 году, им же разорены окрестности Новгорода, хотя самый город спасен помощью Богоматери. При таком положении дел Боголюбский не мог своей только властью установить и особенно распространить празднование 1 октября Покрову Богоматери. Из пролога об установлении праздника Покрова Богородицы видно, что он установлен мирно только в России властью, конечно, княжеской и митрополита и распространился скоро по всей России, ибо был установлен до разделения ее на два великие княжества, а праздник 1 августа не может быть и сравнен в отношении к распространению его не только по празднованию, но и по рукописным книгам. Его нет, как сказано, в древних прологах до XVI века; может быть и вероятно, он был и в некоторых древних прологах 121 , но весьма немногих, до нас не дошедших 122 . Но несомненно, что св. князем Андреем Боголюбским построен храм Покрова Богородицы близ Боголюбова и, по всей вероятности, св. Андрей хотел показать этим Покров Богоматери над этим местом и, приводя на память явление Богоматери святому Андрею в Константинополе, утверждал тем событие явления Богоматери ему князю Андрею на месте Боголюбимом. Вообще, этот князь был великий чтитель Божией Матери. Он создал Ей два храма в Боголюбове Рождественский и Покровский и два храма во Владимире Успенский соборный и Положения ризы Богоматери на Золотых воротах и кроме того установил празднование вместе со Спасителем и Божией Матери 1 августа. Несомненно, он видел великие чудеса от иконы Богоматери, принесенной им из Киева.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

7) Наконец то самое место, на основании которого можно предполагать, что блаженный Андрей был современником преподобного Даниила, стоящее одиноко среди жития и судя по всему поврежденное или интерполированное, говорит за то, что святой Андрей подвизался в X веке, между прочим и при жизни святого Трифона, в год поставления коего патриарха была жестокая зима, а после того сильнейший мор в Царьграде. Писатель славянских четиих миней святой Димитрий Ростовский так начал свое житие святого Андрея: «при великом царе гречестем Льве Премудром, сыне царя Василиа Македона, бе муж в Константине граде именем Феогност; сей купи рабы многи, с ними же купи и сего Андреа» и прочее. И это действительно было тогда 71 . Таким образом явление Богоматери в храме Влахернском Андрею и ученику его Епифанию было в X веке и, вероятно, во второй четверти этого века, незадолго, судя по житию, до кончины святого Андрея, последовавшей около 936 года. Так и преподобному Сергию Матерь Божия явилась незадолго до кончины его при ученике его Михее. Явилась Богоматерь и святому Андрею при свидетеле Епифании, с которым был один из слуг его. Явилась Богоматерь молящаяся со слезами. Состояние константинопольской империи и церкви поистине было слез достойное. Во весь этот век престол греческой империи был предвосхищаем разными честолюбцами, начиная с Романа Лакапена (919–944), во время коего было явление Богоматери. Он отстранил от управления империей законного царя Константина, женив его на своей сестре Елене и оставив ему одно имя императора, кроме того короновал при своей жизни и троих своих сыновей, но старший из них Христофор вскоре умер, а другие два Стефан и Константин в декабре 944 г. заточили отца своего на остров Прот, но и сами вскоре, – 27 января 945 года, заточены на два разные острова законным императором Константином, который был отравлен в 959 году; и последующее время омрачено было возмущениями и злодеяниями над царями, как показано выше. Состояние константинопольской церкви было также очень печальное.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Место, где пребывал он, в 7 верст. от Воскресенского, известно ныне под именем пустыни Киприановой, а ямы местности называются пещерами Киприана. Иначе это памятники подвижничества его, тогда как для большинства казался он малоумным, или простяком. «Простота – верный вождь для праведных, а лукавство законопреступников губит их», говорит премудрый ( Притч.11:3 ). Это испытал на себе бл. Киприан. Гроб его и ныне видят под полом Воскресенской церкви 37 . В 1751 г. в память его построен храм в Воскресенском 38 . О юродстве ещё преп. Никон Чёрной горы писал в своём 38 послании и преп. Кирилл Белозерский записал это в своём сборнике: «о юродстве и прежние отцы говорили, что это – путь не обязательный, а дело благорассуждения, – оно может служить даже соблазном и во вред. В житии св. Симеона юродивого для Христа пишется, что он молился за соблазняющихся, да не вменится им в грех . – Потому св. собор запретил, чтобы ныне не было того» 39 . – Не погрешим, если прибавим к сему, что самое вредное для нас дело – страсть к просторной жизни. – Пусть боятся более всего этой страсти на всяком пути. † Память о св. Андрее юродивом для Христа Богатый Константинопольский вельможа купил в числе других рабов и блаж. Андрея 40 . Раб Андрей был Славянин и оказался выше современных умников и богачей Греков. Он отличался красотой телесной, смышлёностью и хорошим поведением. Господин полюбил его и отдал его учиться книжной мудрости. При хороших способностях и старании Андрей скоро выучился и, ходя в церковь , читал книги и молился; мирской рассеянности и весёлости не любил он, а искал нужного для вечности. Особенным видением призванный на путь подвижнический, разодрал он на себе одежду и, покрытый лохмотьями, стал казаться помешавшимся в смысле. Господин жалел о нём и велел скованного отвести к храму св. Анастасии, целительницы лишённых ума; здесь прожил он четыре месяца, и господин его, увидев, что Андрей остаётся в прежнем виде, предоставил ему полную свободу жить, как хочет. Юродивый Андрей ходил по улицам, как потерянный; над ним смеялись, его толкали и били: он как бы не понимал и не чувствовал того.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Аминь. Поучение к поселянам в день Покрова Пресвятыя Богородицы Ныне у нас праздник в честь Покрова Пресвятыя Богородицы. Что же такое значит Покров Богородицы? Почему он ежегодно празднуется в нашей Церкви? Думаю, что не всем вам это известно. А потому считаю долгом своим рассказать вам историю нынешнего праздника, а из истории извлечь и слово назидания. В той стране, где живут теперь турки, есть город Константинополь. В старину этот город был цветущий и знаменитый; принадлежал он к греческому государству и был столичным городом; процветал он также и верою христианскою. Отсюда-то, т. е. от Греков, и мы приняли эту веру. К этому-то славному городу за девятьсот слишком лет до нашего времени подошли неверные сарацины, чтобы завладеть им, и уже начали входить в самый город. Христиане Константинопольские пришли в страх и уныние. Не надеялись они на свою силу, чтобы справиться с силою сарацинского и победить ее. И вот они прибегают к помощи самой Царицы небесной, спешат во Влахернскую церковь на моление, а в этой церкви, по случаю воскресного дня, совершалось всенощное бдение. Народу сошлось много, и все молились усердно, с сокрушенным и смиренным сердцем. Но между молящимися в этом храме был еще и св. человек — Андрей, Христа ради юродивый, с учеником своим Епифанием. Он еще с большим усердием молился Царице Небесной за род христианский. И когда все молились и плакали, — на воздухе, под сводами храма явилась Божия Матерь с ангелами и св. мужами, молилась к Сыну своему, и Богу и своим честным омофором покрывала молящихся в храме. Сие-то чудное явление удостоился видеть святой Андрей, когда он возвел к небу свои молитвенные взоры. С неописанною радостью в душе, указывая на это чудное явление, св. Андрей вопрошает ученика своего Епифания: „видишь ли, брате, Ходатаицу мира, молящуюся за ны“? — „Вижу, св. отче, отвечает смиренный ученик, вижу и ужасаюся“. Тогда св. Андрей рассказал всем, что он видел, и вое прославили Царицу Небесную, как свою Ходатаицу и Заступницу пред Богом.

http://azbyka.ru/propovedi/prostonarodny...

Пророчество о судьбе Константинополя, известное ещё в средневековой Руси как «Провидение о Цареграде», включено в «Житие Андрея Юродивого» – памятник византийской церковной литературы, творцом которого считается константинопольский монах Никифор (X в.). Герой этого «Жития», христианский подвижник и аскет Андрей Юродивый (V в.), в ответ на вопрос своего ученика, «как и когда произойдёт кончина мира сего?», подробно рассказывает о грядущих событиях. С первого же взгляда видно, что рассказ этот компилирует и обрабатывает те же пророчества, которые изложены в цикле «Видений пророка Даниила» и Откровении Псевдо-Мефодия. Исследователи отмечают, что апокалипсис этот представляет собой «смесь древних и новых традиций, так что верифицировать отдельные их элементы оказывается чрезвычайно трудно» 826 . Перевод с греческого языка выполнен Е. В. Желтовой по изданию: The Life of St. Andrew the Fool/Ed. by Lennart Ryden. Vol. II. Uppsala, 1995. При издании этого текста Л. Риден использовал рукопись X века, хранящуюся в Мюнхене, и другие более поздние версии «Жития», близкие к Мюнхенской рукописи. Древнерусский перевод опубликован в Великих Минеях Четьях митрополита Макария (СПб., 1870): Октябрь, 1–3. Стлб. 209–220. ЖИТИЕ АНДРЕЯ ЮРОДИВОГО, 853А – 873А (85За) Однажды, когда Епифанию и блаженному Андрею представилась возможность провести в досуге хоть одну неделю, Епифаний взял его к себе домой. И когда они сидели одни, Епифании стал просить блаженного: «Ответь мне, прошу, как и когда произойдёт кончина мира сего, а также что есть начало болезней ( Мф. 24:8 ) и как люди узнают, что она (кончина) уже близко, при дверях ( Мф. 24:33 )? По каким признакам будет видна кончина, и куда уйдет этот наш город, новый Иерусалим 827 , и что будет с находящимися в нём святыми храмами, крестами, драгоценными иконами, [священными] книгами и мощами святых? Открой мне, прощу; ведь я знаю, что о тебе и о подобных тебе сказал Сын Божий: вам дано знать тайны Царствия Небесного ( Мф. 13:11 ), и насколько больше, чем тайны этого мира!»

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

— Можно ли считать юродство чем-то необходимым или как минимум полезным для жизни Церкви в целом? В том смысле, что юродство снимает напряженность внутри нее или оттеняет проблемы Церкви как земного института, восполняя некоторую формализацию и оскудение духовной жизни? — Я бы предостерег от того, чтобы говорить о юродстве как о некой институции или даже как о феномене, который является постоянным и однозначным. На самом деле, если последовательно читать жития юродивых, можно заметить, что, несмотря на общие для всех черты, перед нами каждый раз новая индивидуальная история. Как я уже говорил, юродство возникает как личное призвание и прежде всего подразумевает путь личной аскезы, а то, что затронутой оказывается и общественная сфера, — это лишь разовое последствие, но ни в коем случае не цель. На фоне общих для всех черт один юродивый от другого очень сильно отличается. Поэтому мне и кажется безосновательным говорить о юродстве так, как будто речь идет о единой институции. Юродивые не открывают своих школ, у них нет учеников. Это прямым текстом выразил святой Андрей Константинопольский, когда отказал пришедшему к нему человеку, который хотел остаться жить рядом с юродивым и стать его учеником. Безусловно, юродивые играют определенную роль в общественной жизни, но, как уже было сказано, гораздо больше по отношению к отдельным лицам, чем к обществу как таковому. Множество юродивых подвергались преследованиям со стороны архиеерев или церковных властей — и поэтому может показаться, что между юродивыми и Церковью как институтом существует напряжение. Но, на самом деле, такое напряжение было не только в случае юродивых. Представители церковной власти преследовали пророков, старцев и даже епископов. И во всех случаях речь идет о людях, наделенных особым даром, благодаря которому они приобретали духовный авторитет и огромное количество почитателей, становясь для них источником духовного обновления и призвания к монашеству. Одни представители церковной власти это благословляли и поощряли, а вот другие видели в этом угрозу своей собственной власти, боялись конкуренции, ревновали — и это настраивало их враждебно.

http://pravmir.ru/xrista-radi-sumassheds...

ПРОВИДЕНИЕ О ЦАРЕГРАДЕ Пророчество о судьбе Константинополя, известное ещё в средневековой Руси как «Провидение о Цареграде», включено в «Житие Андрея Юродивого» – памятник византийской церковной литературы, творцом которого считается константинопольский монах Никифор (X в.). Герой этого «Жития», христианский подвижник и аскет Андрей Юродивый (V в.), в ответ на вопрос своего ученика, «как и когда произойдёт кончина мира сего?», подробно рассказывает о грядущих событиях. С первого же взгляда видно, что рассказ этот компилирует и обрабатывает те же пророчества, которые изложены в цикле «Видений пророка Даниила» и Откровении Псевдо-Мефодия. Исследователи отмечают, что апокалипсис этот представляет собой «смесь древних и новых традиций, так что верифицировать отдельные их элементы оказывается чрезвычайно трудно» . Перевод с греческого языка выполнен Е. В. Желтовой по изданию: The Life of St. Andrew the Fool/Ed. by Lennart Ryden. Vol. II. Uppsala, 1995. При издании этого текста Л. Риден использовал рукопись X века, хранящуюся в Мюнхене, и другие более поздние версии «Жития», близкие к Мюнхенской рукописи. Древнерусский перевод опубликован в Великих Минеях Четьях митрополита Макария (СПб., 1870): Октябрь, 1-3. Стлб. 209-220. ЖИТИЕ АНДРЕЯ ЮРОДИВОГО, 853А – 873А (85За) Однажды, когда Епифанию и блаженному Андрею представилась возможность провести в досуге хоть одну неделю, Епифаний взял его к себе домой. И когда они сидели одни, Епифании стал просить блаженного: «Ответь мне, прошу, как и когда произойдёт кончина мира сего, а также что есть начало болезней (Мф 24:8) и как люди узнают, что она (кончина) уже близко, при дверях (Мф 24:33)? По каким признакам будет видна кончина, и куда уйдет этот наш город, новый Иерусалим , и что будет с находящимися в нём святыми храмами, крестами, драгоценными иконами, [священными] книгами и мощами святых? Открой мне, прощу; ведь я знаю, что о тебе и о подобных тебе сказал Сын Божий: вам дано знать тайны Царствия Небесного (Мф 13:11), и насколько больше, чем тайны этого мира!»

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Покров Пресвятой Богородицы, от бед хранящий 15.10.2007 395 Время на чтение 3 минуты Праздник Покрова Божией Матери был установлен на Руси в княжение св. благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского (1155 - 1174 гг.) Основанием послужило константинопольское чудо 910 года, описание которого сохранилось в житии св. Андрея Константинопольского, Христа ради юродивого. В житии рассказывается, что когда святой Андрей вместе с Епифанием, учеником святого, молились в храме, вдруг как бы раскрылся над ними свод храма, и святой Андрей увидел Пресвятую Деву, окруженную множеством ангелов и святых. Она молилась и простирала над богомольцами храма омофор. " Видишь ли ты Царицу всех? " - спросил Андрей ученика, не веря своим глазам. " Вижу, отче святый, и ужасаюсь " , - ответил Епифаний. Первым автором жития был священник храма Святой Софии Константинопольской, духовник святого Андрея и его ученика Епифания. Подлинник жития до нас не дошел, а поздние списки и переводы противоречат друг другу. Так, в некоторых говорится о нападении сарацин (арабов) на Константинополь в 910 году, в других видение св. Андрея ни с какими нападениями врагов не связано, в третьих рассказывается о нападении неназванных по имени " врагов " и действие переносится в 911 год. Это совершенно обычное дело - средневековый переписчик часто изменял текст по своему усмотрению, считал своим долгом дополнить содержание тем, что слышал или читал, если, конечно, работал не со Священным Писанием. Что же происходило в 910 - 911 годах в Ромейской (Византийской) Империи? На престоле второй император Македонской династии Лев VI Философ, прозванный так за любовь к книжной мудрости, ничем особенно не выдающийся правитель: не полководец, не реформатор, не строитель. На патриаршем престоле - Евсевий, сменивший сурового и правильного Николая Мистика, отказавшего императору в благословении на четвертый брак. Дела в Империи идут не то, чтобы плохо, не то, чтобы хорошо. Арабский халифат распался и серьезной угрозы не представлял. Императоры до Льва VI даже отбирали у арабов потихоньку свои земли.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

В 1843 году, по просьбе жителей Харькова, Святейший Правительствующий Синод с Высочайшего соизволения разрешил чудотворный образ Озерянской Божией Матери на зиму с крестным ходом переносить в Харьков, в Крестовую церковь архиерейского дома, а весной опять относить ее в монастырь. Торжественный крестный ход из монастыря бывает два раза в год: 30 сентября — под храмовой праздник главной Крестовой церкви харьковского архиерейского дома, где св. икона находится в продолжение всей зимы, и 22 апреля — под храмовый праздник теплой церкви Куряжского монастыря, в котором икона пребывает до 30 сентября. В крестном ходе участвует множество богомольцев, стекающихся как из Украины, так и из смежных губерний. Озерянская икона имеет в длину немного более 9, а в ширину 7 1/2 вершков. Она украшена дорогой ризой из чистого червонного золота старинной работы и в 20х годах XIX столетия поновлена на средства генеральши Глазенап. Икона писана на холсте кистью древнего малороссийского художника и сохраняет на себе небольшие складки — следы путевого хранения святыни. Октябрь 1 октября Праздник Покрова Пресвятой Богородицы В первой половине X века в Царьграде жил великий подвижник Андрей Юродивый, сподоблявшийся чудных духовных видений и великих откровений. Однажды он пришел в знаменитый Влахернский храм, где хранилась риза Богоматери с Ее омофором и частью пояса. Омофор — это покрывало, которым иудейские женщины покрывали голову и которое спускалось до ног. Блаженный Андрей пришел в храм отстоять всенощную. Его сопровождал юный почитатель его Епифаний, бывший впоследствии, с именем Полиевкта, патриархом Константинопольским. Блаженный Андрей обыкновенно подолгу оставался в церквях и после окончания службы. На этот же раз всенощное бдение продолжалось долго. В четвертом часу ночи Епифаний увидал Пресвятую Богородицу, идущую от царских врат в великой славе. Ее поддерживали Иоанн Креститель и апостол Иоанн Богослов. Окружало Пресвятую Богородицу множество святых в белых и сияющих одеждах, и все они пели духовные гимны. Пресвятая Владычица приблизилась к амвону.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

Если святой Андрей жил после 680 года, то конечно не при царях иконоборцах, а после гонения на святые иконы (после 842 года). Есть ясные указания на то, что святой Андрей жил действительно после гонения на святые иконы. В житии его говорится, что один юноша, обличенный им в грехе воровства и не отставший от этого греха, был предан Андреем одному из злых духов. Мучимый злым духом, юноша прибег в молитвенный дом Богородицы, называемый Мирелей, потому что честный образ Ея источает 8 миро, как елей. Юноша помазал им все свое тело и молился Богородице. Она явилась ему и изгнала из него злого духа; после того юноша исправился (столб. 133). Это было, без сомнения, после гонений на святые иконы. Если бы до гонения на святые иконы была мироточивая икона Богоматери в Царьграде, то на нее несомненно указали бы защитники святых икон в своих сочинениях во времена иконоборства; но патриарх константинопольский Герман (715–730) в сочинении своем в защиту святых икон указал только на икону Богоматери, находившуюся в писидийском Созополе, которая источала из своей длани струю мира. Это чудо было в VI веке, но, как видно, в VIII веке при патриархе Германе его уже не было. Если бы подобное чудо было в Константинополе до иконоборства, то, конечно, патриарх указал бы на него. Целый вселенский седьмой собор собирал описания чудес от святых икон, которые и были читаны на нем, но константинопольского чуда истечения мира от иконы Богородицы не приведено в деяниях его. Если бы существовало житие святого Андрея до иконоборства с этим чудом, то из него было бы взято доказательство на почитание святых икон. Поздний писатель Георгий Кодин (XV в.) говорит, что в Константинополе были (ранее его) два места, называемые Мирелей, в которых истекало миро от икон Богоматери и совершались многия исцеления от Богородицы 9 . Кроме того, в житии святого Андрея довольно говорится о святых иконах и в других местах, приводится пример наказания за непочитание иконы мученика Фирса (столб. 199–202), иконы были не только в церквах и на церковных сосудах (206), но и в домах жителей (столб. 165–171).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010