В русской Церкви установлены праздники в память следующих событий: 9 мая – в память перенесения мощей святителя Николая из Мир-Ликийских в город Бар в 1087 г. Весть о многочисленных чудесах, какими сопровождалось перенесение мощей святителя, вероятно, была из главных побуждений к установлению праздника 9 мая в 1087 году. 1 октября установлено празднование Покрова Божией Матери в воспоминание чудесного видения Божией Матери Андреем юродивым в константинопольской Влахернской церкви. Андрей и ученик его Епифаний во время всенощного бдения удостоились видеть, как Матерь Божия, взяв свой омофор, распространила его над главою молящегося народа. Когда установлен был в России праздник в память этого события, бывшего ещё в V веке, – остаётся неизвестным. Первого августа установлен был праздник Всемилостивому Спасу и Пречистой Богородице по случаю победы, одержанной в 1164 г. Андреем Боголюбским над камскими болгарами и императором греческим Мануилом над сарацинами. И русский князь, и греческий император приписывали свои победы помощи Всемилостивого Спаса, потому что во время благодарственного молебствия удостоились видеть огненные лучи, исходившие от иконы Спасителя и покрывавшие их полки. В память этого события установлено праздновать Всемилостивому Спасу, а также положено и поклонение Честному и Животворящему Кресту, которое прежде совершалось в Царьграде в конце июля и в начале августа, вместе с крестными ходами по всему городу.Вопросы иеродиакона Антониева монастыря Кирика с ответами на них епископа новгородского Нифонта и другие памятники древности указывают, какие особенности были в русской Церкви в совершении священнодействий и какие обычаи у нас наблюдались. Крещение совершалось в 40 день по рождении, как видно из жития пр. Феодосия. После наречения христианского имени (что совершалось в 8 день) всегда оставалось в употреблении другое славянское имя, как видим из примера наших князей. Спустя 7 дней после крещения происходил обряд разрешения ново крещённого, который состоял в снятии белой одежды и повязок, покрывавших миропомазанные части тела (отв.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

1-е Покров Пресвятой Богородицы В начале X века, в 910 г., во время вторжения Сарацин в пределы Греческой империи, св. Андрей юродивый и ученик его – Епифаний, находясь в 1-й день октября во Влахернском Константинопольском храме, в коем хранилась риза Богородицы, при всенощном воскресном пении, видели на воздухе чудное явление Пресв. Девы Богородицы, окружённой как венцом – пророками, Апостолами и ангелами, солнечным светом сияющей, молящейся о грешном мире и покрывающей христиан честным Своим омофором. Сподобившийся этого видения Андрей спросил ученика своего Епифания: «видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всём мире?» «Вижу, св. отче, отвечал ему Епифаний, и ужасаюсь». Видение прославлено было сперва молящимися во храме, потом во всём Константинополе. Праздник же Покрову Богоматери установлен в Церкви Русской, которая и освятила день явления его торжественным празднованием. Видение последовало 1-го октября, и так в этот день Церковь установила праздник ежегодного воспоминания явления ей особенного над ней покрова Богородицы. Прославляя свою Небесную Заступницу, Церковь поёт: «Днесь благовернии людие светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего Христа Бога нашаго, спасти души наша». «Владычице, с честными и славными пророки, с верховными Апостолы, и со священномученики, и со архиереи, за ны грешныя Богу помолися, Твоего покрова праздник в Российстей земли прославльшия». Сими словами объясняется, что праздник Покрова действительно установлен в России. Праздник Покрова Богородицы особенно почитается в правосл. России. Он есть великий, и кроме Богослужения, приличного ему, Правосл. Церковь имеет акафист Покрову Богоматери. Празднование Псково-Покровской иконе Богородицы Сия икона находится в Псковоградской Покровской церкви, а точный с неё список в Московском Успенском соборе, над южными дверьми придела во имя св. Ап. Петра и Павла, в деревянном киоте. Празднование Псково-Покровской иконе во Пскове установлено в память избавления Пскова в 1581 году от упорной осады Польским королём Стефаном Баторием.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

III), от премудрости книжной ничего от него не утаилось (столб. 225). 5) Он был медоточив в беседе и, по другому месту жития святого Андрея, имел медоточивый язык 20 . Так и Полиевкта премудрого современники называли Златоустом. 6) Епифанию святой Андрей предсказал, что он пойдет и во исповедание имени Христова. Полиевкт, будучи патриархом, имевший утешение вместе с императором Константином в 957 году принимать русскую великую княгиню Ольгу в Царьграде 21 претерпел много скорбей от самого поставления на патриарший престол до конца жизни. По установленному порядку, константинопольского патриарха должен был рукополагать митрополит ираклийский, но император Константин, сын Льва Мудрого , недовольный Никифором ираклийским, приказал поставить Полиевкта в патриарха Василию, митрополиту кесарийскому, от чего произошел немалый ропот на царя и патриарха, а митрополит Ираклийский сделался врагом Полиевкта. Сам император, возведший на престол Полиевкта, стал тяготиться им и намеревался низвести его с престола, но отравлен был, как говорят, сыном своим Романом II, по убеждению супруги Романа Феофаны, в ноябре 959 года, и молодой Роман, предавшийся распутству и страстям, так же был отравлен 15 марта в 963 году, в чем подозревается опять супруга его Феофана. Во время малолетства Василия и Константина, детей Романа, полководец Никифор Фока, при содействии патриарха Полиевкта, вступает в качестве опекуна на престол империи (16 августа 963 года) и сочетавается браком с властолюбивой Феофаной, бывшей супругой Романа II, но, к великой скорби Полиевкта, вскоре издал указ, воспрещающий монастырям и церквам приобретать недвижимые имущества, а также основание новых монастырей, и стеснил свободу епископов, подчинив их себе и в делах церковных. Иоанн Цимисхий, при помощи злоумышленников и при содействии Феофаны, убивает Никифора 11 декабря 969 года. Полиевкт хотя и короновал его, но прежде того потребовал удаления матери несовершеннолетних царей Василия и Константина Феофаны из Царьграда, наказания убийц Никифора и уничтожения указа, стеснявшего свободу епископов в их делах, что и было исполнено Цимисхием 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Если под Епифанием разуметь патриарха Антония, то по отречении Антония от патриаршества в 978 году, Никифору должно быть 113 лет. В том и другом случае писание жития для такого престарелого иерея трудно. Если священник Никифор пережил патриарха Николая Хрисоверга, который скончался в 994 году, то Никифору должно быть в это время около 130 лет, что допустить невозможно и особенно писательство. Во всяком случае, если под Епифанием разуметь патриарха неизвестного, а не Полиевкта или Антония, то Никифор при смерти Епифания, неизвестного патриарха, должен иметь около 100 лет, ибо Епифаний, по смерти святого Андрея и потом отца своего, должен постричься в монахи и немало времени требовалось, чтобы ему прославиться иноческой жизнью, и потом управлять константинопольской церковью в сане патриарха до самой кончины, а священник Никифор, конечно, был летами старше святого Андрея, скончавшегося на 66 жизни, ибо, по совещании с ним, святый Андрей начал подвиг юродства. Естественно предположить, что Никифор, по кончине святого Андрея в 936 году, имевший около 70 лет, записал многое из жизни блаженного, многое он мог записывать еще при жизни его. Если при этом предположить, что священник Никифор умер спустя недолго по кончине святого Андрея, то под Епифанием беспрепятственно можно разуметь не только патриархов Полиевкта или Антония, но и Николая Хрисоверга. Если Андрею в 960 году при кончине было около 90 лет то Никифор по пострижении Николая Хрисоверга, мог скончаться, не имея 100 лет, около 967 или 968 года. Никифор очень близкий к святому Андрею и Епифанию и, вероятно, духовник и Епифания, мог знать о предсказании Андреем патриаршества Епифанию еще при жизни Андрея. После кончины святого Андрея, уже никакие дальнейшие события не приводятся, кроме того, что в самом конце говорится, что Епифаний был патриархом Царьграда, что могло быть вставлено позднейшим лицем. Но если житие святого Андрея и было записано вскоре после кончины сего святого, то оно не могло быть обнародовано ни до вступления Епифания на патриарший престол, ни до самой смерти его, ибо как обнародовать то, что Епифаний, известный Константинополю монах, по неоднократному предсказанию святого Андрея, будет патриархом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Антоний был синкеллом (сожителем) не только патриарха Василия, но, без сомнения, и Полиевкта и от обоих мог заимствовать много доброго и полезного. Правив церковью константинопольской около 4–5 лет, Антоний оставил патриарший престол по причине возмущения враждебного ему восточного полководца Варды Склира, возложившего на себя в Азии царский венец при юных царях Василии и Константине и волновавшего довольное время греческую империю. К Антонию идет многое, что написано в житии святого Андрея об Епифании. Хотя неизвестно, где он родился, но поскольку в юности поступил в константинопольский Студийский монастырь, то можно полагать, что он родился и воспитан в Константинополе. Его приятные манеры, о которых пишет Лев диакон, говорят о знатном его происхождении и воспитании в столице империи. Во всем прочем он отвечает свойствам Епифания. 1) он был образован, ибо обладал божественным и человеческим ведением, 2) был словесен и слово его было действенно, 3) прославился в иночестве пред всеми, даже пред царями, 4) потерпел великие скорби; 5) был жизни святой. 6) Хронология его жизни легко может быть согласована с жизнью святого Андрея. Если святой Андрей, рожденный около 870 года, был куплен Феогностом в начале царствования Льва Мудрого (в 887 году) и, имея около 25 лет, начал подвиг юродства в 895 году, то кончил его в 936 году на 66 году своей жизни, Антоний же в 926 году, за два года до вступления на патриарший престол святого Трифона, познакомился с блаженным Андреем, будучи 16–17 лет и находился под руководством его около 10 лет, а при кончине Андрея имел около 26–27 лет и, вскоре по смерти отца своего, постригся в монахи, имея около 27–28 лет, какой возраст может быть назван молодым, особенно в сравнении с глубокой его старостью, ибо до патриаршества подвизался около 38 лет в Студийском монастыре и, удостоенный сана игумена и должности синкелла (синкеллы были и благочинные константинопольских монастырей), наконец в начале 974 года вступил на патриарший престол, имея около 65 лет, и отказался от престола, будучи около 69 лет, в 978 году и вскоре скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

и 8 месяцев, поставлен был в патриарха Сисиний в 6503 году, индиктиона восьмого. Этот индиктион и год падает на 995 год с января по конец августа, но месяцы сентябрь, октябрь , ноябрь и декабрь, предшествующие январю 995 года, относятся к концу предыдущего 994 г. А так как память святого Николая Хрисоверга в редакции месяцеслова императора Василия II и в последующих синаксарях согласно полагается под 16 декабря, то это был день кончины или погребения его, следовательно он скончался в декабре 994 года, а Сисиний поставлен в патриарха в январе или несколько позднее уже в 995 году. Так как Николай Хрисоверг управлял константинопольской церковью 12 лет и 8 месяцев, то значит вступил на престол в апреле 982 года. Это близко сходится с мнением Купера, но он не совсем верно временем вступления святого Николая на престол назначает сентябрь 982 года. Так как святой Николай и по нашему вычислению вступил на престол в 982 году, то надобно согласиться с Купером в том, что междупатриаршество пред Николаем продолжалось не четыре с половиной, а четыре года и что патриарх Антоний Студит управлял кормилом константинопольской церкви не 6 лет, а 4 года или 4 года слишком 38 . По одному обстоятельству хронология жизни патриарха Николая Хрисоверга, как нам кажется, не согласуется вполне с житием святого Андрея. Поэтому житию Епифаний познакомился с Андреем ранее великого мороза и мора, бывших в 928 году, в год постановления в патриарха святого Трифона. Но если Андрею дать 90 лет жизни, то Николай (если он же есть Епифаний), по нашему расчислению, познакомился с ним около 946 года, а не до 928 года. В таком случае должно признать, что события в житии святого Андрея расположены в порядке не вполне строгом. Если бы Николай родился около 910 года и, будучи 16 лет, познакомился с Андреем около 926 года, до мороза и язвы, то ему при пострижении в монашество надобно дать около 50 лет, при поставлении в патриарха 71 год, а при конце жизни 84 года. Это возможно, но мало вероятно, особенно пострижение в 50-летнем возрасте.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

24 сентября (7 октября) Мирожская чудотворная икона «Знамение» Богородицы явилась в 1198 году и пребывает в Спасо-Мирожском мужском монастыре, основанном при Пскове иа устье реки Мирожи. На иконе Божия Матерь изображена во весь рост, стоящею. Празднество этой иконе, как упоминается в записях монастыря, установлено в память избавления Пскова от морового поветрия в 1567 году, при царе Иоанне Васильевиче, по благословению Новгородского и Псковского архиепископа Пимена. С тех пор в честь Мирожской иконы Богоматери составлена особенная церковная служба, которая и напечатана в 1666 г. в Москве в сеитябрьской Месячной Минее. По этой службе доныне празднование совершается ежегодно в 24-й день сентября 509 . День Покрова Пресвятой Богородицы 1 (14) октября В царствование Льва VI Философа (886–911), в начале X века, в 910 году, во время вторжения сарацин в пределы Греческой империи, св. Андрей Юродивый и ученик его Епифаний, находясь в 1-й день октября во Влахернском константинопольском храме, в коем хранилась риза Богородицы, при всенощном воскресном пении видели в воздухе чудное явление Пресв. Девы Богородицы, окруженной, как венцом, пророками, апостолами и Ангелами, солнечным светом сияющей, молящейся о грешном мире и покрывающей христиан честным Своим омофором. Сподобившийся этого видения Андрей спросил ученика своего Епифания: «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех. молящуюся о всем мире?». «Вижу, св. отче, – отвечал ему Епифаний, – и ужасаюся». Видение прославлено было сперва молящимися во храме, потом во всем Константинополе. Жители Константинополя, услышав об этом утешительном знамении, исполнилисъ радости и упования, что Бог по молитвам Заступницы избавит их от бед, нанесенных им вторжением сарацин в их империю. Действительно, вскоре после видения враги Церкви были побеждены и прогнаны 510 . Впрочем, по случаю разных смут в царстве Греческом, там день Покрова не внесен в число праздничных. Честь установления этого праздника принадлежит Церкви Российской, которая от самого начала своего вверилась покрову Богоматери и освятила день явления его торжественным празднованием.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Скачать epub pdf Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честном Твоим омофором... Это радостное восклицание, обращенное к Божией Матери и соединенное с трепетной молитвой о Ея покрове и заступлении, невольно переносит нашу мысль к тому событию, которое послужило основой настоящего праздника. Давно это было: более тысячи лет тому назад, в смутное время Византийской империи, когда нападавшие на нее варвары угрожали самому царствующему граду КонстантинаКонстантинополю. Теснимые врагами, обложившими столицу империи, обессиленные долгой осадой, устрашенные предстоящей участью плена, позора и разорения, жители Царьграда, не надеясь на свои силы, обратились с горячей молитвой о помощи свыше. В навечерие воскресного дня они собрались во Влахернской Константинопольской церкви Пресвятой Богородицы, со слезами изливая пред нею свое горе. Среди молящихся находился здесь и св. Андрей, Христа ради юродивый, с учеником своим Епифанием. И вот, во время всенощного бдения, в 4-м часу ночи, среди песнопений и молитв сей человек Божий увидел на воздухе Богоматерь в окружении Предтечи Христова, Иоанна Богослова, множества ангелов и святых, молящуюся за род человеческий и покрывающую находившихся в храме людей Своим пречистым омофором. Полный духовной радости, св. Андрей обратился к ученику своему с вопросом, видит ли он это чудо? «Вижу, отче, и ужасаюся» – ответил Епифаний. Когда узнали об этом дивном видении и прочие присутствовавшие в храме, то всех объял радостный трепет и в умилении сердца все стали благодарить Бога и славить небесную Заступницу. Страшная опасность для города и всего народа миновала, Можем ли мы сказать, что Пресвятая Дева, Матерь Божия, так же милостива к нам, как она была милостива к единоверным нам византийцам? Можно ли в истории нашего отечества указать какой-либо случай, подобный Покрову Пресвятой Богородицы над Царьградом? Имеем ли мы основание с радостью и умилением взывать: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором»?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

Есть еще в Константинополе не менее замечательная церковь , именуемая «Влахернскою». В 911 году, в царствование Льва Мудрого , св. Андрей, Христа ради юродивый, находясь с учеником своим Епифанием в воскресный день во Влахернском храме на всенощном бдении, сподобился видеть Матерь Божию, стоящую на воздухе, со множеством Ангелов, Пророков и Апостолов, и осеняющую христиан Честным Своим омофором. «Видишь ли, брат, – сказал Андрей Епифанию, – Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?» «Вижу, св. отче, – отвечал Епифаний, – и ужасаюсь». В память сего благодатного явления учреждено празднование Покрову Божией Матери 1 – го октября, ибо 1 – го октября было и самое явление. В этой же Влахернской церкви Божия Матерь, явившись в виде Царицы греческим зодчим, повелела им отправиться в Киев и создать там храм (что ныне великий храм Киево – Печерской Лавры), причем вручила им пречистый Свой образ – Успения. Во Влахернской церкви находится копия с чудотворного образа Влахернской Божией Матери и источник прекрасной свежей воды, посвященный пресвятому имени Приснодевы. В Константинопольской патриаршей церкви есть святыня, принесенная из Иерусалима, – это часть, значительной величины, того столба, к которому Спаситель мира привязываем был в темнице во время страданий за грехи наши. В этой же церкви почивают целокупные мощи св. жен: мученицы Соломонии, матери Маккавеев, мученицы Евфимии и царицы Феофании, супруги Льва Мудрого . В Константинополе существовала некогда знаменитая Студийская обитель, в коей игуменствовал богомудрый св. Феодор Студит ; там же подвизался св. Даниил Столпник и многие иные. Величественный Софийский храм, созданный в VI веке императором Иустинианом, существует и поныне, но превращен в мечеть завоевателем Константинополя Магометом II – м. В Константинополе, как и в Одессе, существуют также три подворья, принадлежащие тем же Афонским обителям. Помещаются они в Галате, недалеко от пароходной пристани. При каждой имеется церковь , где ежедневно совершается Богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

– Заботясь о внутреннем устройстве Сербии, король Владислав отыскал серебряные рудники в стране своей и разработкою их обогатил Сербию. По известию Даниила, «желая достигнуть небесных селений, он построил на земле храмы прекрасные и снабдил их дарами (землями) и всякими принадлежностями83); им с основания построен храм вознесения Господня, называемый Милешев, в который он перенес из Тернова тело великого архиерея Саввы. Благотворения же его нищим, странным, больным – неисчислимы. Королевствовав 7 лет, перешел в вечность с радостию о Господе. Тело его положено было в его монастыре Милешеве»84). На монетах писался он: «раб Христов Владиславль и изображался: стоящий король с венцем на главе, в длинной   79) Летоп. в Архиве югославян. III, 1854 стр. 11. Дометиан. 80) Аврамовича Памятники 2. 3. 81) Дометиан; летоп. в Гласнике V, 45. 82) Аврамовича Памятники 8. О Владимире графе омышском Аппендини Noticie Storico-critice sulla antichita dei Ragusci T. I, 280. 83) В Гласнике VII, 328 указывают церковь св. Стефана в Белом поле, построенную кор. Владиславом. Сл. Зап. геогр. общ. XIII, 314. В 1242 г. кор. Владислав дал земли монастырю св. Николая вранинскому и еще Богородичному монастырю, что в Быстрице (Miklosch. Monum. 32. 34). 84) Родослав у Раича II, 378-386. Основания для мысли, что Владислав был жив при кор. Уроше I, приводимые Майковым (стр. 223-225) – очень не тверды. По летописи «Владислав, муж во крепости, умирает, умирает, не оставив сынов, но токмо две дщеры». Гласник V, 48. Граматы 1235. 1239 г. у Шафарика в Памят. одежде, опоясанный, с державою в руке»85). В милешевской обители еще цело на стене изображение с надписью: «обретение мощем святаго Стефана»86). – В древнем сербском уставе, под 30 июля, сказано: «бысть объявление мощем краля Владислава, хтитора милешевскаго, в дьни многокраснаго цара Уроша»87). ОКТЯБРЬ – РЮИН, ЛИСТОПАД. 2 ч. Память о св. АНДРЕЕ юродивом для Христа. Богатый константинопольский вельможа купил в числе других рабов и блаж. Андрея1). Раб Андрей был славянин и оказался выше современных умников и богачей греков. Он отличался красотою телесною, смышленостию и хорошим поведением. Господин полюбил его и отдал его учиться книжной мудрости. При хороших способностях и старании Андрей скоро выучился и ходя в церковь читал книги и молился; мирской рассеянности и веселостей не любил он, а искал нужного для вечности.   2, 12-14. Летопись 2, 51 «богоугодно и благочьстивно поживь». – Самая поздняя грамата Владислава вранинская 6750 (1242) у Миклошича 32. Изгнание Родослава из Сербии надобно относить к генварю 1234 г., а февр. 4, 1234 г. написан им из Рагузы протест против брата. Итак, Владислав управлял Сербиею 1234-1242 г. восемь лет. Даниил считает 7 лет от того, что пока Родослав не принял монашества, он еще назывался королем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010