Закрыть itemscope itemtype="" > Покров и юродство 13.11.2019 825 Время на чтение 11 минут Юродивым, нагим и оплеванным, осмеянным и поношаемым, над кем последовательно и изощренно издевались, Пречистая являла Свой Покров. История первая. Константинопольская Так было с Андреем, Христа ради юродивым, который сподобился во Влахернском храме Константинополя (также: Царьград, ныне – Стамбул) узреть плачущую Владычицу, Которая, сняв с главы Своей подобно молниям блиставшее покрывало, распростерла его над молящимися. И стал Ее омофор столь огромным, что стены храма раздвинулись, купол исчез, и под Ее покровом оказался весь православный мир. Это событие и запечатлено в иконографии всеми нами столь любимого образа «Покров Пресвятой Богородицы». Именно юродивый стал в прямом смысле автором этой иконы. Потому что именно таких перво- и тайнозрителей собственно «предмета» священных изображений и принято отцами VII Вселенского Собора именовать истинными иконописцами. Поправший себя по любви к Распятому и по смирению очищенный Духом Святым, он первым увидел то, что другие потом только отрисуют. Андрей Константинопольский, Христа ради юродивый Представляете, сам человек в воззрениях современников грязен и убог, а по его внутренней чистоте в мир является красота Пречистой, Которая будет охранять верующих до скончания века. Владеющие же кистью и мастерством последовательного наложения красок будут всего лишь из века в век воспроизводить откровение, полученное юродивым. Таковых отцы VII Вселенского Собора отнесут к ремесленникам, иконникам, как их называли потом у нас на Руси. А босой, нагой и грязный Андрей без мольберта, красок и кистей, по роду – славянин, по подвигу – юродивый, по духу – Христов, «по гражданству» или, скорее, по географии бомжевания – константинополец. По призванию – истинный иконописец! С иконой разобрались. Но откуда у нас взялся праздник Покров? Опять же из Константинополя! Дело в том, что наши предки славяне повадились было грабить приграничные территории Византийской империи – они не просто разоряли города и села, храмы и монастыри, но уничтожали всех и каждого. Не надо питать гуманистических иллюзий насчет того, что до Крещения кто-то из этих вояк-прародителей проявлял чудеса великодушия, совершая мирные туристические вояжи в целях ознакомления с достопримечательностями соседей. После всех этих «политкорректных фраз вместо антиславянских пассажей» и цветут размышления либерального толка: «зачем же Русь приняла Христа?» А в летописных хрониках того времени наших предков прямо называли «злоубийственным народом». И ни один подлинно уверовавший человек – это же применимо и ко всему народу – никогда не отречется признать: чем он был без Христа! В этом тоже есть подвиг исповедания Спасителя. А все эти подхалимские гримирования «собственных мертвецов» подобны сохранению мумии в Мавзолее: если у тебя «живее всех живых» предки дохристианского или богоборчески-коммунистического периода, зачем тебе Христос?

http://ruskline.ru/opp/2019/11/13/pokrov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Октябрь Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г. К оглавлению 1 октября Праздник Покрова Пресвятой Богородицы В первой половине X века в Царьграде жил великий подвижник Андрей Юродивый, сподоблявшийся чудных духовных видений и великих откровений. Однажды он пришел в знаменитый Влахернский храм, где хранилась риза Богоматери с Ее омофором и частью пояса. Омофор — это покрывало, которым иудейские женщины покрывали голову и которое спускалось до ног. Блаженный Андрей пришел в храм отстоять всенощную. Его сопровождал юный почитатель его Епифаний, бывший впоследствии, с именем Полиевкта, патриархом Константинопольским. Блаженный Андрей обыкновенно подолгу оставался в церквях и после окончания службы. На этот же раз всенощное бдение продолжалось долго. В четвертом часу ночи Епифаний увидал Пресвятую Богородицу, идущую от царских врат в великой славе. Ее поддерживали Иоанн Креститель и апостол Иоанн Богослов. Окружало Пресвятую Богородицу множество святых в белых и сияющих одеждах, и все они пели духовные гимны. Пресвятая Владычица приблизилась к амвону. Думая, не есть ли это видение искушение для него, блаженный Андрей спросил Епифания: — Видишь ли Госпожу и Царицу мира? — Вижу и ужасаюсь, — отвечал Епифаний. Между тем Пречистая Богородица преклонила колена и долго молилась, и слезы стекали по ланитам Ее. Богоматерь прошла в алтарь и долго еще там молилась за народ. Затем Она вышла оттуда, сняла бывшее на Ней головное покрывало и, торжественно держа его в руках, распростерла над всеми молящимися, как бы покрывая им их. За всем этим следили св. Андрей и Епифаний, пока видение не исчезло. Андрей передал о нем народу, и рассказ его произвел сильное впечатление.

http://sedmitza.ru/lib/text/440308/

Житие Андрея Юродивого Подготовка текста, перевод и комментарии А. М. Молдована Книга об Андрее Цареградском была весьма популярна на Руси, о чем говорит большое количество (более 200) дошедших до нас древнерусских списков. Ее успех у читателя объясняется, во-первых, необыкновенной занимательностью содержания и превосходными достоинствами перевода; во-вторых, – тем обстоятельством, что в наиболее распространенном у славян древнерусском переводе Андрей представлен как славянин (так переведено греческое σκθης), а в более поздних списках как «русин» и даже новгородец. Особым вниманием это произведение пользовалось также ввиду содержащегося в нем свидетельства о явлении Богоматери святому Андрею и Епифанию в константинопольском Влахернском храме, на основании которого был установлен на Руси праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Греческий оригинал Жития, если верить заключающей его записи, был написан в Константинополе священником храма Софии Никифором. Ряд упоминаемых в Житии лиц и городских реалий указывает на то, что главный персонаж повествования Андрей жил в V в., и хотя автор изображает события так, словно он был современником и другом Андрея, на самом деле это не более чем литературный прием, ибо, судя по другим особенностям содержания Жития, оно не могло быть написано ранее конца IX или начала X в., при этом Никифор, по-видимому, просто воспользовался более ранними преданиями. Юродство во Христе, столь же древнее, как и само христианство , во все времена сопутствовало ему, являя себя наиболее ревностной и самоотверженной преданностью высшей небесной правде, преподанной Исусом Христом. «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, – разъяснял апостол Павел, – тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» ( 1Кор. 3, 18–19 ). Юродивые по-своему воспроизводили земной подвиг Христа. Живя среди людей в отличие от монахов-пустынников и отшельников они подвергали себя наиболее трудным и жестоким соблазнам и испытаниям, ежедневно и ежечасно обличая безумие мира сего и самим своим видом и парадоксальными речами и деяниями напоминая о присутствии высшего Судии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поучение к поселянам в день Покрова Пресвятой Богородицы Ныне у нас праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Что же такое значит Покров Богородицы? Почему он ежегодно празднуется в нашей Церкви? Думаю, что не всем вам это известно. А потому считаю долгом своим рассказать вам историю нынешнего праздника, а из истории извлечь и слово назидания. В той стране, где живут теперь турки, есть город Константинополь. В старину этот город был цветущий и знаменитый; принадлежал он к греческому государству и был столичным городом; процветал он также и верою христианскою. Отсюда-то, т. е. от греков, и мы приняли эту веру. К этому-то славному городу за девятьсот слишком лет до нашего времени подошли неверные сарацины, чтобы завладеть им, и уже начали входить в самый город. Христиане Константинопольские пришли в страх и уныние. Не надеялись они на свою силу, чтобы справиться с силою сарацинскою и победить ее. И вот они прибегают к помощи самой Царицы небесной, спешат во Влахернскую церковь на моление, а в этой церкви, по случаю воскресного дня, совершалось всенощное бдение. Народу сошлось много, и все молились усердно, с сокрушенным и смиренным сердцем. Но между молящимися в этом храме был еще и св. человек – Андрей, Христа ради юродивый, с учеником своим Епифанием. Он еще с большим усердием молился Царице Небесной за род христианский. И когда все молились и плакали, – на воздухе, под сводами храма явилась Божия Матерь с ангелами и св. мужами, молилась к Сыну своему, и Богу и своим честным омофором покрывала молящихся в храме. Сие-то чудное явление удостоился видеть святой Андрей, когда он возвел к небу свои молитвенные взоры. С неописанною радостью в душе, указывая на это чудное явление, св. Андрей вопрошает ученика своего Епифания: «видишь ли, брате, Ходатаицу мира, молящуюся за ны“? – «Вижу, св. отче, отвечает смиренный ученик, вижу и ужасаюся.“ Тогда св. Андрей рассказал всем, что он видел, и все прославили Царицу Небесную, как свою Ходатаицу и Заступницу пред Богом. Скоро после сего враги церкви Христовой были побеждены и прогнаны. С того времени Церковь положила ежегодно праздновать Покров Пресвятой Богородицы 1-го октября, в тот самый день, в который совершилось это самое событие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Закрыть itemscope itemtype="" > Покров Пресвятой Богородицы, от бед хранящий 15.10.2007 395 Время на чтение 3 минуты Праздник Покрова Божией Матери был установлен на Руси в княжение св. благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского (1155 - 1174 гг.) Основанием послужило константинопольское чудо 910 года, описание которого сохранилось в житии св. Андрея Константинопольского, Христа ради юродивого. В житии рассказывается, что когда святой Андрей вместе с Епифанием, учеником святого, молились в храме, вдруг как бы раскрылся над ними свод храма, и святой Андрей увидел Пресвятую Деву, окруженную множеством ангелов и святых. Она молилась и простирала над богомольцами храма омофор. " Видишь ли ты Царицу всех? " - спросил Андрей ученика, не веря своим глазам. " Вижу, отче святый, и ужасаюсь " , - ответил Епифаний. Первым автором жития был священник храма Святой Софии Константинопольской, духовник святого Андрея и его ученика Епифания. Подлинник жития до нас не дошел, а поздние списки и переводы противоречат друг другу. Так, в некоторых говорится о нападении сарацин (арабов) на Константинополь в 910 году, в других видение св. Андрея ни с какими нападениями врагов не связано, в третьих рассказывается о нападении неназванных по имени " врагов " и действие переносится в 911 год. Это совершенно обычное дело - средневековый переписчик часто изменял текст по своему усмотрению, считал своим долгом дополнить содержание тем, что слышал или читал, если, конечно, работал не со Священным Писанием. Что же происходило в 910 - 911 годах в Ромейской (Византийской) Империи? На престоле второй император Македонской династии Лев VI Философ, прозванный так за любовь к книжной мудрости, ничем особенно не выдающийся правитель: не полководец, не реформатор, не строитель. На патриаршем престоле - Евсевий, сменивший сурового и правильного Николая Мистика, отказавшего императору в благословении на четвертый брак. Дела в Империи идут не то, чтобы плохо, не то, чтобы хорошо. Арабский халифат распался и серьезной угрозы не представлял. Императоры до Льва VI даже отбирали у арабов потихоньку свои земли.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Скачать epub pdf Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честном Твоим омофором... Это радостное восклицание, обращенное к Божией Матери и соединенное с трепетной молитвой о Ея покрове и заступлении, невольно переносит нашу мысль к тому событию, которое послужило основой настоящего праздника. Давно это было: более тысячи лет тому назад, в смутное время Византийской империи, когда нападавшие на нее варвары угрожали самому царствующему граду КонстантинаКонстантинополю. Теснимые врагами, обложившими столицу империи, обессиленные долгой осадой, устрашенные предстоящей участью плена, позора и разорения, жители Царьграда, не надеясь на свои силы, обратились с горячей молитвой о помощи свыше. В навечерие воскресного дня они собрались во Влахернской Константинопольской церкви Пресвятой Богородицы, со слезами изливая пред нею свое горе. Среди молящихся находился здесь и св. Андрей, Христа ради юродивый, с учеником своим Епифанием. И вот, во время всенощного бдения, в 4-м часу ночи, среди песнопений и молитв сей человек Божий увидел на воздухе Богоматерь в окружении Предтечи Христова, Иоанна Богослова, множества ангелов и святых, молящуюся за род человеческий и покрывающую находившихся в храме людей Своим пречистым омофором. Полный духовной радости, св. Андрей обратился к ученику своему с вопросом, видит ли он это чудо? «Вижу, отче, и ужасаюся» – ответил Епифаний. Когда узнали об этом дивном видении и прочие присутствовавшие в храме, то всех объял радостный трепет и в умилении сердца все стали благодарить Бога и славить небесную Заступницу. Страшная опасность для города и всего народа миновала, Можем ли мы сказать, что Пресвятая Дева, Матерь Божия, так же милостива к нам, как она была милостива к единоверным нам византийцам? Можно ли в истории нашего отечества указать какой-либо случай, подобный Покрову Пресвятой Богородицы над Царьградом? Имеем ли мы основание с радостью и умилением взывать: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором»?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

Первый день. Поучение 2-е. Покров Пресвятыя Богородицы. (Уроки из празднуемого события). I. Некогда в настоящий день во влахернской константинопольской церкви, в навечерие недельного дня, совершалось обыкновенное всенощное богослужение, при коем, между прочими, находился и св. Андрей, Христа ради юродивый. Среди песнопений и молитв сей человек Божий, в 4 м часу ночи, вдруг узрел на воздухе Богоматерь среди Предтечи Христова и Иоанна Богослова, со множеством ангелов и святых молящуюся за род человеческий, и покрывающую находившихся в храме людей Своим пречистым омофором. Полный духовной радости, прозорливец обратился к другу и ученику своему по духу, святому Епифанию, и спросил его: видит ли он чудо? – «Вижу, отче», отвечал Епифаний, «и ужасаюся». Когда узнано было о таком чуде и прочими находившимися в храме, то всех объял радостный трепет; в умилении сердца начали благодарить Бога и славить всемирную заступницу: – а благочестивый царь Лев и св. патриарх Тарасий положили ежегодно воспоминать сие утешительное событие. II. а) Первое, на чем должно остановиться здесь наше внимание, есть самое явление Богоматери с ликами ангелов и святых. Итак, не напрасно веруем мы, что небожители приемлют великое участие в событиях мира человеческого, что старшие братия наши на небе пекутся о спасении нас – малолетных на земли! На что же им и употреблять свое могущество и свою близость к престолу благодати, если не на вспоможение нам, борющимся в море житейских напастей и попечений? И мы, при всей холодности земного сердца, не можем без чувства сострадания взирать на несчастных, и не редко оказываем помощь: существам ли небесным остаться праздными зрителями нашей духовной и телесной бедности и не простереть над нами своего благодатного покрова. Не напрасно, значит, веруем и тому, что силы небесные присутствуют с нами в храмах! Где же и им быть постояннее, как не там, где особенно присутствует их Царь и Господь? Мы не видим их, потому что сияние небесной славы не выносимо для бренного ока; но они видят нас и все наше, самые наши мысли и желания. Придет время, – и мы увидим их; вступим, если будем того достойны, в самый богосветлый круг их: – а до того времени должны веровать в их присутствие невидимое, и, веруя, как можно чаще посещать храмы Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Покров Пресвятой Богородицы в 2024 году — 14 октября Праздник Покрова Божией Матери был установлен на Руси в княжение св. благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского (1155 – 1174 гг.) Основанием послужило константинопольское чудо 910 года, описание которого сохранилось в житии св. Андрея Константинопольского, Христа ради юродивого. 14 октября, 2019 Праздник Покрова Божией Матери был установлен на Руси в княжение св. благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского (1155 – 1174 гг.) Основанием послужило константинопольское чудо 910 года, описание которого сохранилось в житии св. Андрея Константинопольского, Христа ради юродивого. Когда был установлен праздник Покрова Божией Матери? Что означает для христиан Покров Богородицы? Праздник Покров Богородицы был установлен на Руси в княжение святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского (1155 – 1174 гг.). 14 октября в 2024 году православные христиане празднуют Покров Божией Матери . Основанием для праздника послужило константинопольское чудо 910 года, описание которого сохранилось в житии св. Андрея Константинопольского, Христа ради юродивого. В житии рассказывается, что когда святой Андрей вместе с Епифанием, учеником святого, молились в храме, вдруг как бы раскрылся над ними свод храма, и святой Андрей увидел Пресвятую Деву, окруженную множеством ангелов и святых. Она молилась и простирала над богомольцами храма омофор. «Видишь ли ты Царицу всех?» — спросил Андрей ученика, не веря своим глазам. «Вижу, отче святый, и ужасаюсь», — ответил Епифаний. Покров Пресвятой Богородицы Первым автором жития был священник храма Святой Софии Константинопольской, духовник святого Андрея и его ученика Епифания. Подлинник жития до нас не дошел, а поздние списки и переводы противоречат друг другу. Так, в некоторых говорится о нападении сарацин (арабов) на Константинополь в 910 году, в других видение св. Андрея ни с какими нападениями врагов не связано, в третьих рассказывается о нападении неназванных по имени «врагов» и действие переносится в 911 год. Это совершенно обычное дело – средневековый переписчик часто изменял текст по своему усмотрению, считал своим долгом дополнить содержание тем, что слышал или читал, если, конечно, работал не со Священным Писанием.

http://pravmir.ru/pokrov-bogorodicy-spra...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Покров Пресвятой Богородицы " Описания иконы Икона Покров Пресвятой Богородицы - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Икона посвящена одному из великих праздников Русской Православной Церкви – Покров Пресвятой Богородицы. Чудесное событие это произошло в Х веке в столице греческой империи Константинополе, когда ей грозило разорение от сарацин (мусульман), большим войском напавших на город. Не видя ниоткуда помощи, жители города собрались во Влахернском храме, где хранились риза Богоматери и Ее головной покров, и обратились к Богу с искренней молитвой о спасении от врагов. Во время молитвы святой Андрей, Христа ради юродивый, увидел под самыми сводами храма идущую по воздуху Богородицу в окружении ангелов и святых. Пресвятая Дева долго со слезами молилась о спасении города и жителей его. Потом, подойдя к престолу, Она сняла со своей головы покрывало и распростерла его над всеми молящимися, защищая их от врагов видимых и невидимых. Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоящего рядом ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифани[...] Описание иконы Покров Пресвятой Богородицы из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " В первой половине X века в Царьграде жил великий подвижник Андрей Юродивый, сподоблявшийся чудных духовных видений и великих откровений. Однажды он пришел в знаменитый Влахернский храм, где хранилась риза Богоматери с Ее омофором и частью пояса. Омофор — это покрывало, которым иудейские женщины покрывали голову и которое спускалось до ног. Блаженный Андрей пришел в храм отстоять всенощную. Его сопровождал юный почитатель его Епифаний, бывший впоследствии, с именем Полиевкта, патриархом Константинопольским. Блаженный Андрей обыкновенно подолгу оставался в церквях и после окончания службы. На этот же раз всенощное бдение продолжалось долго. В четвертом часу ночи Епифаний увидал Пресвятую Богородицу, идущую от царских врат в великой славе. Ее поддерживали Иоанн Креститель и апостол Иоанн Богослов. Окружало Пресвятую Богородицу множество святых в белых и сияющих одеждах, и все они пели духовные гимны. Пресвятая Владычица приблизилась к амвону. Думая, не есть ли это видение иску[...]

http://pravicon.com/icon-257

Октябрь 1 октября Икона Кукузелисса Эта икона находится на Афоне, в лавре Афанасия. Так названа она по имени св. подвижника XII века Иоанна Кукузеля. Однажды в субботу, после всенощного бдения, после того как пропел акафист Пресвятой Богородице, Иоанн сел против иконы и слегка задремал. «Радуйся, Иоанн! – вдруг произнёс кроткий голос. – Пой и не переставай петь, Я не оставлю тебя». И Иоанн увидел в сиянии небесного света стоявшую пред ним Божию Матерь. Она положила в руку его златницу и стала невидима. Иоанн проснулся и увидел в своей руке златницу. Эта златница была привешена к иконе, и с тех пор стали совершаться чудеса как от иконы, так и от самой златницы. Покров Пресвятой Богородицы В первой половине X века в Царьграде жил великий подвижник Андрей Юродивый, сподоблявшийся чудных духовных видений и великих откровений. Однажды он пришёл в знаменитый Влахернский храм, где хранилась риза Богоматери с Её омофором и частью пояса. Омофор – это покрывало, которым иудейские женщины покрывали голову, и которое спускалось до ног. Блаженный Андрей пришёл в храм отстоять всенощную. Его сопровождал юный почитатель его Епифаний, бывший впоследствии, с именем Полиевкта, патриархом Константинопольским. Блаженный Андрей обыкновенно подолгу оставался в церквях и после окончания службы. На этот же раз всенощное бдение продолжалось долго. В четвёртом часу ночи Епифаний увидал Пресвятую Богородицу, идущую от царских врат в великой славе. Её поддерживали Иоанн Креститель и апостол Иоанн Богослов. Окружало Пресвятую Богородицу множество святых в белых и сияющих одеждах, и все они пели духовные гимны. Пресвятая Владычица приблизилась к амвону. Думая, не есть ли это видение искушение для него, блаженный Андрей спросил Епифания: – Видишь ли Госпожу и Царицу мира? – Вижу и ужасаюсь, – отвечал Епифаний. Между тем Пречистая Богородица преклонила колена и долго молилась, и слёзы стекали по ланитам Её. Богоматерь прошла в алтарь и долго ещё там молилась за народ. Затем Она вышла оттуда, сняла бывшее на Ней головное покрывало и, торжественно держа его в руках, распростёрла над всеми молящимися, как бы покрывая им их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010