10 . Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов! Ср. „приготовьте путь Господу“.... ( Ис. 40:3 ) „равняйте путь, убирайте преграду с пути народа Моего“ ( Ис. 57:14 ). „Вот Я подниму руку Мою к народам и выставлю знамя Мое племенам, и принесут сыновей твоих на руках и дочерей твоих на плечах“ (Ис. 49ср. 11–12). Величественный восстает пред нами образ народов, идущих к счастью вечной жизни одними вратами, к Тому, который глаголал: „Аз есмь дверь“! ( Ин. 10:9 ). Но чтоб придти к Нему, надо идти не широким путем животных страстей, а тесными вратами обуздания своего я и сосредоточения всех духовных сил своих на одной цели-достижения царствия Божия, как единого блага ( Мф. 7:13–14 и Мф. 13:45–46 притча о жемчужине). Вот Господь взывает к посланным Его: равняйте дорогу, убирайте камни с пути, поднимите Мое знамя для всех народов! Пусть идут ко Мне! 11 . Вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним. 12 . И назовут их народом святым, искупленным от Господа, а тебя назовут взысканным, городом неоставленным. Ст. 11 сравни с торжественным входом Господа в Иерусалим (Мф. 21и след.) с Ис. 40:9–10 ; с Зах. 9:9 . Это событие есть начало всемирной проповеди всей земле: „грядет Спаситель твой“! И будет еще момент, когда чада Божии уже с вечною радостью встретят Спасителя и Судию своего в последний день. Он Первый и Последний, „награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним“. В ст. 12 граждане Сиона и нового Иерусалима, которые суть Христиане, составляющие Церковь Божию, называются народом святым ( 1Пет. 2:9 ), как указывало пророчество гл. LXI, 6 (см. прим.); „искупленным дорогою ценою“ ( 1Кор. 6:20 ) „кровию Агнца, закланного за нас“ ( Откр. 5:9 ), „Который и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле“ ( Откр. 5:10 ) – на земле обновленной и украшенной, на которую сходит новый святый град Иерусалим ( Откр. 21:1–2 ). К этому новому, просветленному Иерусалиму и относятся последние слова ст. 12: „тебя назовут взысканным, городом неоставленным“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

10 . Разрушен опустевший город, все домы заперты, нельзя войти. 11 . Плачут о вине на улицах; помрачилась всякая радость; изгнано всякое веселье земли. 12 . В городе осталось запустение, и ворота развалились. Эти шесть стихов дают понять, что если разгул и постоянное пьянство суть тяжкий грех 934 , в особенности когда пьянство соединено с идолопоклонством (как то было в царствах Палестинских),-то с другой стороны среди народа верного Богу, а потому нравственно чистого, пользование дарами Божиими в веселии сердца не есть преступление, лишь бы человек воспринимал дары Божии с благодарением Богу, дарующему их. В настоящем пророчестве слова ст. 10: „разрушен опустевший город, все домы заперты“, – указывают на будущее состояние городов Иудеи и самого Иерусалима. То же почти выражение употребляет Иеремия ( Иер. 13:19 ), говоря: „южные города заперты и некому отворить их; Иуда весь отводится в плен“. Слова Иеремии, как мы думаем, объясняют пророчество Исаии, который говорит в стихе 11: „помрачилась всякая радость“. По поводу слова сикера (ст. 9) мы отсылаем к нашему примечанию на Чucлa VI, 3–4 в 3 Томе Св. Летописи. Повидимому, под этим словом разумелся опьяняющий слегка напиток, сделанный не из винограда. Многие думают, что это пиво, издавна известное в Египте, другие считают это фруктовым вином 935 . Возвращаясь к основному значению произносимого пророчества, мы видим, что и следующие стихи рисуют страну обезлюденную. 13 . А посреди земли, между народами, будет то же, что бывает при обивании маслин, при обирании винограда, когда кончена уборка. 14 . Они возвысят голос свой, восторжествуют в величии Господа, громко будут восклицать с моря. 15 . Итак славьте Господа на востоке, на островах морских – имя Господа, Бога Израилева. Образы стиха 13-го этой XXIV главы повторяют образы, употребленные в гл. XVIII, 6: о Дамаске и царстве Израильском. И там, как здесь сад или виноградник, с которого обиты плоды, знаменует обезлюденную страну, а в частности страну, подвергшуюся тем губительным жестоким переселениям целых народов, которые были в обычае у Ассириян и Вавилонян.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

10 . Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего народ Гоморрский. Господь Бог признает своим лишь тот остаток, о котором говорится в ст. 9; только он представляет собою народ обетования, и в числе его находится пророк; потому в воззвании своем к князьям и народу он совершенно отделяет их от верных и говорит: „внимайте закону Бога нашего“ (уже не вашего). Иегова не есть Бог отступников и идолопоклонников. Название князей и народа именем проклятых городов заключает в себе тяжелые обличения. Независимо от пьянства и разврата, Исаия указывает на грабеж и насилие и угнетение бедных. (Ср. еще ниже Ис. 3:5,12,14–15 ) и при этом, как видно из последующих стихов настоящей главы (ст. 17–21) эти злобные и неправедные князья, судьи и народ тщательно исполняли обрядовую часть Моисеева закона. Такое отношение в религии почти всегда было особенностью Израиля, как можно видеть из обличений Псалма 49, из Ам. 5:21–24 ; Мих. 6:6–7 и позже Иер. 6:18–20 . Не то же ли мы видим и во времена Господа нашего Иисуса Христа? (См. Мф. 15:1–9 со ссылкой на Ис. 29:13 ). Окидывая взглядом всю историю Иудеев, нельзя не видеть, что чрезвычайно редко дух закона преобладал над обрядовою частью. Только Давид, потом Езекия душею своею знали Господа; позже и при Ездре, и во времена Иуды Маккавея был искренний подъем духа к Господу. 11 .                                             К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота; и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. О жертвоприношениях и порядке их заклания и сожжения мы отсылаем к нашим примечаниям во II т. Св. Лет., к четырем первым главам и в XVI главе книги Левит. Уже и в этой книге закона открывается, для внимательного читателя тот смиренный дух сознания своей греховности, который требовался от приносящего жертву. Это ясно из требования, чтобы приносящий жертву возлагал свои руки на жертвенное животное, сознавая, что смерть животного заменяет его собственную смерть, которую он заслужил своими грехами и преступлениями. Такое же значение имел обряд козла отпущения для всего народа (гл. XVI Лев.).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

10 . Ходи по земле твоей, дочь Фарсиса, как река: нет более препоны. 11 . Он простер руку Свою на море, потряс царства; Господь дал повеление о Ханаане разрушить крепости его 12 . и сказал: ты не будешь более ликовать, посрамленная девица, дочь Сидона! Вставай, иди в Киттим; но и там не будет тебе покоя. Стих 10-й рисует переполнение беглецами финикийской колонии Тартеса (Фарсиса) в Бэтии, в Испании, вследствие чего народонаселение этой колонии разливается, как полноводная река по всей Иберии или Испании. (Так Герлах). Между тем другие думают, что смысл 10-го стиха, что „дочь Фарсиса“, т. е. Тирские беглецы исчезают в волнах океана народов, как воды Нила исчезают в море после полноводья (Так Кей). Епископ Петр говорит, что этот стих означает рассеяние Тирян по всей земле. Стихи 11 и 12, по нашему мнению, предрекают уничтожение во всем мире власти потомков Ханаана. От них также отъемлется власть, как от царств Месопотамских, и также передается Яфетидам-Римлянам. Сначала теряют свою независимость все Финикийские города, кроме Тира; он один твердыня моря и владыка кораблей Финикийских; но он падает под ударами Македонян в 332 году до Р. Хр. Сила сынов Ханаана переносится на запад, в Утику и Карфаген и в Бэтис на Гвадалквивир, и к этому повидимому относятся слова пророка: „вставай иди в Киттим!“ Мы напомним, что слово Киттим, не только означает город Кипра Китиум, но имеет еще гораздо более обширное значение. В пророчестве Валаама в Чис. 24Киттим означает мир, лежащий на запад, тогда еще не известный, откуда приидут народы, которые смирят Евера. Они сами померкнут только перед звездой Иакова 922 . Но сказав сынам Ханаана: „иди в Киттим“, Исаия прибавляет: „но и там не будет тебе покоя“. Эти слова очевидно относятся к падению царств, основанных на западе в Киттиме. И действительно, избранные Богом новые властелины вселенной, Иафетиды, с 260 года начинают теснить „дочь Сидона“, „ушедшую в Киттим“, начинают по повелению Божию (ст. 12) „разрушать крепости Ханаана“. В первую пуническую войну Карфаген теряет Сицилию; во вторую преобладание в Средиземном море и часть владений в Испании, в третью Карфаген падает и царство и город окончательно и навсегда разрушены (150–146 до Р. Хр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

1156 пришло время посещения их“. Очевидно, что у Иеремии, как у Исаии, животные знаменуют заклятый народ. Очевидно также, что Восор Исаии – не определенная местность в Едоме, или где бы то ни было, а типическое имя. Стих 8-й читаемой нами главы: „день мщения у Господа, год (время) возмездия за Сион“, получает особое освещение, если сопоставить его с Ис. 61и Ис. 63:4 . В гл. 61 ст. 1 и 2 пророк Исаия произносит Мессианское пророчество: „Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем.... проповедывать лето Господне, благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих“. Итак, вот цель мщения Господа: утешить всех сетующих. Та же мысль повторяется в Исаии 63:4: „...ибо день мщения в сердце Моем, и год Моих искупленных настал“ 1157 ; так глаголет Господь. Сион- церковь Божия; когда правосудие Божие карает врагов церкви Божией и восстановляет на земле правду Его, то это время радости для всего человечества, хотя вполне понимают эту радость избранные Господом, члены церкви Христовой. Радость их заключается не в чувстве безопасности, а в понимании того, что человечество движется к добру и к высшему развитию, что равносильно слову Господа: „приблизилось к вам царствие Божие“. „Великий день, страшный день!“ восклицал Иоиль ( Иоил. 1:15, 2:1 ) о дне Господнем, но несет он ужас только отверженным; с глубокою радостию ждут его те, которые веруют. „Гряди Господи Иисусе!“ ( Откр. 21:20 ). Следующие стихи с 9–15 возвращаются к наказанию той части ветхого, истлевающего мира, который означен словом Едом. Все, указанные в этих стихах, наказания применяются ко всем городам древнего мира. 9 . И превратятся реки его в смолу, и прах его – в серу, и будет земля его горящею смолою: 10 . не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее; будет от рода в род оставаться опустелою; во веки веков никто не пройдет по ней; Эти два стиха имеют повидимому ближайшее отношение к вулканической почве стран, окружающих Мертвое Море.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

11 . А вас, которые оставили Господа, забыли святую гору Мою, приготовляете трапезу для Гада и растворяете полную чашу для Мени,– („Гад или Ваал-Гад, и Мени или Мануфи имена божеств солнца и луны“. Примеч. переводч. Русск. Библии в Сунод. изд. 1889). 12 . вас обрекаю Я мечу, и все вы приклонитесь на заклание, потому что Я звал, и вы не отвечали; говорил, и вы не слушали, но делали злое в очах Моих и избирали то, что было неугодно Мне. Поклонение Гаду иногда тожественно с поклонением Ваалу, как это видно из Нав. 11:17, 12:7 , где эти имена соединены вместе. Впрочем мы должны сказать, что Ваал означает „господин“, и этот титул придавался божествам других названий, как напр. Ваал Фегор, Чис. 25:3 1826 ; Ваал Зебуб 4Цар. 1и друг. Но повидимому Бел или Ваал имел множество аттрибутов, которые и чтились в разных местностях под разными именами, объединяясь в личности основного Бела Вавилонского. Самое слово Гад означает „счастье“, как мы указывали, ссылаясь на Митр. Филарета в 1 т. Св. Лет. в примеч. на Быт. 30:11 . На это же значение указывает и Ленорман в статье своей о Каабе (Lettres Assyriologiques l. V) говоря об Арабской мифологии. Там же есть указание на обыкновенное сочетание двух божеств: божества счастья с богиней, которая под разными именами была на востоке первообразом Афродиты-Персефоны. Гаду и богине этой принадлежали планеты Юпитер и Венера в астрономической обработке первоначального натуралистического культа. Из сравнения настоящего места с Иер. 44:17 можно, кажется, заключить, что под именем Мени надо разуметь богиню, называемую „богиней неба“ у Иеремии, так как ей преимущественно приносились возлияния и ей приписывались плодородие и умножение людей и животных. Таким образом, мы видим из изучаемого вами стиха 11, что Иудеи подпали сильнейшему влиянию Вавилонян, культ которых, как доказал Ленорман (l. s. tit.), распространился на всю Аравию и Сирию с некоторыми местными изменениями 1827 . Трапеза учреждалась божеству счастья, а возлияния делались богине плодородия и умножения богатств.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

11. В шестьсотное л ето в житии Ноеве, втораго месяца, в двадесять седьмый день месяца, в день той разверзошася вси источницы бездны, и хляби небесныя отверзошася. 194 12. И бысть дождь на землю четыредесять дней и четыредесять нощей. 13. В день той вниде Ное, Сим, Хам, Иафеф, сынове Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ним в ковчег. 14. И вси зверие земнии по роду, и вси скоти по роду, и всякий гад движущийся на земли по роду, и всякая птица пернатая по роду своему. 15. Внидоша к Ною в ковчег два два, мужеский пол и женский, от всякия плоти, в ней же есть дух животный. 195 16. И входящая мужеский пол и женский, от всякия плоти внидоша к Ною в ковчег, яко же заповеда Господь Бог Ною: и затвори Господь Бог ковчег от вн е его. 196 17. И бысть потоп четыредесять дней и четыредесять нощей на земли, и умножися вода, и взя ковчег, и возвысися от земли. 197 18. И возмогаше вода и умножашеся зело на земли, и ношашеся ковчег верху воды. 19. Вода же возмогаше зело зело на земли: и покры вся горы высокия, яже бяху под небесем. 20. Пятьнадесять лактей гор е возвысися вода и покры вся горы высокия. 21. И умре всякая плоть движущаяся по земли, птиц и скотов, и зверей, и всякий гад движущийся на земли, и всякий человек. 22. И вся елика имут дыхание жизни, и все, еже бе на суши, умре. 23. И потребися всякое востание, еже бяше на лиц е всея земли, от человека даже до скота, и гадов, и птиц небесных, и потребишася от земли: и оста Ное един, и иже с ним в ковчезе. 198 24. И возвысися вода над землею дней сто пятьдесят. 199 Глава VIII 1. И помяну Бог Ноа, и вся звери, и вся скоты, и вся птицы, и вся гады пресмыкающыяся елика беху с ним в ковчезе 200 и наведе Бог дух на землю, и преста вода. 201 2. И заключишася источницы бездны, и хляби небесныя: и удержася дождь от небесе. 3. И вспять пойде вода идущая от земли: и умаляшеся вода по сте пятидесятих днех. 4. И с еде ковчег в месяц седмый, в двадесять седмый день месяца, на горах Араратских. 202 5. Вода же уходящи умаляшеся даже до десятаго месяца: и в десятый месяц, в первый день месяца, явишася верси гор.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

11 . Ибо так говорил мне Господь, держа на мне крепкую руку и внушая мне не ходить путем сего народа. В этих словах раскрывается сила пророков, противостоящих целым толпам враждебного народа и царям и воинам их. Это есть сила и Моисея в пустыне, и Илии на г. Кармиле и Исаии и других пророков: „рука Господня на них“. Сильные благодатию Божиею, они прозревали в будущее и все свои мысли устремляли на решения и судьбы Божии, обнимающие тысячелетия, – потому для них настоящий момент не имел того значения, которое он имел для всех. Указав народу, что Господь повелевает: „не ходить путем сего народа“, он в ст. 12 разъясняет эти слова, и затем ему открывается в таинственной дали священнейшее событие, изменяющее всю жизнь человечества. 11 . …И сказал Господь: 12 . „Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. 13 . Господа Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш. 14 . И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. 15 . И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены. Пророчество это, которое мы выписываем, не разбивая его по стихам, составляет одно нераздельное целое, и очевидно видит вдали священное время пребывания на земле воплощенного Слова и Сына Божия, что раскрывается из сравнения стихов 14 и 15 этого пророчества с Евангелиями Ин. 1:14, 2:21 ; Лк. 2:23–32,34 ; Мф. 21и Лк. 20:18 . Но для ближайшего изучения этого пророчества, мы рассмотрим и каждый из стихов отдельно. В ст. 12 Исаия прежде всего от имени Господа обращается к тем, которые остались верными Господу, которые на него уповают и ждут и просят его повелений. Этот стих относится к современным событиям, и служит словами ободрения и утешения тем, которые невидимому подвергались нареканию от своих сограждан. Из стиха этого мы понимаем, что те, которые с верою взирали на Бога завета и возмущались против призыва на помощь Ассирии, начали считаться в Иерусалиме изменниками. Слова „заговор“ нашего перевода многие лучшие комментаторы заменяют словом „измена“ 512 . Греческая Библия Семидесяти 513 , употребляет слово σκληρς (прилагательное жесткий, или наречие жестоко) и этому буквально следует наш Славянский перевод, передавая слова стиха 12-го так: „Да не рекут жестоко, все бо еже аще рекут людие сии жестоко есть“.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

11 . Тогда народ Его вспомнил древние дни, Моисеевы: где Тот, Который вывел их из моря с пастырем овец Своих? где Тот, Который вложил в сердце его Святого Духа Своего, 12 . Который вел Моисея за правую руку величественною мышцею Своею, разделил пред ними воды, чтобы сделать Себе вечное имя, 13 . Который вел их чрез бездны, как коня по степи, и они не спотыкались? 14 . Как стадо сходит в долину, – Дух Господень вел их к покою. Так вел Ты народ Твой, чтобы сделать Себе славное имя. Мы останавливаемся на первом отделе молитвы, которая продолжается и в гл. 64-й. Здесь мы укажем, что всю эту молитву можно разделить на четыре отдела: первый, который заключает в себе с 7 по 14 стихи 63-й главы; второй, начинающийся с стиха 15 до конца главы; третий с 1-го стиха главы 64-й до 7-го стиха включительно; и четвертый с 8-го по 12 последний стих главы 64-й. В первом отделе заключается краткое воспоминание о милостях Божиих народу, выведенному из Египта, о вожде Моисее, и грустное сознание, что ныне отступил Господь от народа. Он заканчивается мыслию, что Господь вел их к покою, чтобы прославить имя Свое. Во втором отделе пророк умоляет Господа не оставить народ Свой, хотя предки его Авраам и Иаков не могли бы признать своими своих потомков, ибо Господь за грехи их попустил их соделаться таковыми, как бы Он никогда не царствовал над ними. В третьем отделе (XLIV, 1–7) пророк в страхе пред гневом Божиим, боится, что Господь оставил Израиля погибнуть в беззакониях его. В четвертом отделе (XLIV, 8–12) он умоляет Господа не гневаться на Свое создание, на народ Свой, повергая пред Господом скорбь свою об опустошениях земли обетованной и Иерусалима и самого храма. Рассматривая ближе первый отдел, мы остановим свое внимание на следующем: в стихе 8-м наст. главы пророк указывает, что Господь отделил народ этот от других народов, и назвал его детьми Своими, потому что ожидал, что „они не солгут“. (Ср. Ис. 5:2 : „ожидал, что он принесет добрые грозды“). В ст. 9-м по поводу выражения: „Ангел лица Его спасал их“ ср. в 3 т. Св. Летописи примеч. на Исх. 3и Исх. 33:1–4,12–14 (ср. Исх. 14пр.). „Ангел лица Господня“ есть Сам Господь и Он шел перед Израилем, между тем как другие народы поручены сотворенным Ангелам. В кн. Исх. 33:2–3 именно указано, что Господь в наказание Израилю угрожал, что Сам не пойдет перед ним, а предоставит Ангелу сотворенному довести их до земли обетованной. По поводу выражения: „носил их Господь“ ср. то же выражение во Втор. 32:10–11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

12 . И будет, когда Господь совершит все Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: посмотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его. Нет сомнения, что настоящее пророчество в ближайшем будущем говорит об обложении Иерусалима при Езекии и о поражении Ангелом Божиим армии Сеннахерима на границе Египта. При обзоре исторических событий царствования Езекии мы видели, что главной причиной наказания Сеннахерима была его гордость и хула, произнесенная им в письме и посланным им Рабсаком словесно, против Иеговы, которого он сравнивал с богами языческими 605 . Но в далеком будущем стих 12-й пред ставляет и Мессианское пророчество. Дух мира и самомнения человеческого и гордости и хулы и отрицания Бога Всемогущего и Сына Его, пришедшего в мир спасти человечество и принесшего благодать и истину, – символизируется в Ассуре (и позже в Вавилоне). Мир, как и Ассур, не знает бессилия своего, поэтому, когда „пришел свет истинный.... мир его не познал“ 606 . Но „когда Господь совершил все свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме“ и воскрес и послал Апостолов Своих на всемирную проповедь, тогда мир пал перед смирением и величием Креста. Очевидно, что в 12 стихе есть и таинственный смысл Мессианского пророчества. В этом смысле, разумея под именем Ассура и языческий Рим и все другия языческие культуры, можно рассматривать и следующие стихи, говорящие от имени Ассура так, как говорит и ныне неверие, не умеющее, к сожалению, весьма часто „отдавать Божие Богу“. 13 . Он говорит: „силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин; 14 . и рука моя захватила богатство народов, как гнезда; и как забирают оставленные в них яйца, так забрал я всю землю и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул“. Эта кичливая и самонадеянная речь Ассура воплощает в себе сущность всех человеческих самовозвеличений в минуты успеха. Всякий знает, как склонен человек приписывать своей мудрости всякую удачу, начиная от полководца, выигравшего сомнительную битву до счастливого игрока.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010